Статья «Учебная игра в преподавании клинических дисциплин на специальности 34.02.01. Сестринское дело»
В современном преподавании клинических дисциплин, для будущих медицинских работников среднего звена, учебная игра может быть очень хорошим инструментом образовательного процесса.
Учебная игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений медсестры с пациентом и внутри коллектива медработников,, разнообразных условий профессиональной деятельности.
В процессе учебной игры обучение происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в учебной игре – это общение имитирующее и воспроизводящее взаимодействие людей в процессе реальной медицинской практики. Это обучение также совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.
Основные преимущества учебной игры перед многими другими методами обучения профессиональной медицинской деятельности состоит в следующем:
· процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности.
· метод учебной игры представляет собой специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст.
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций учебных , деловых и ролевых игр.
Например, классификация деловых игр:
1. По целям : учебная, исследовательская, управленческие, аттестационная;
2. По времени проведения:
· без ограничения времени;
· с ограничением времени;
3. По оценке деятельности:
· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
· оценка того, кто как работал, отсутствует;
4. По конечному результату:
· жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
· свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи;
5. По конечной цели:
· обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
· констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
· поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения;
6. По методологии проведения в образовании средних медицинских работников работников показали свою эфективность :
· луночные игры – игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
· ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
· групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Медицинский консилиум»);
· имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Работа в приёмном отделениии», «Проведение вакцинации от гриппа», «Внимание, карантин!»); ;
1. Подготовка занятия. Проведению учебных игр предшествует разработка единых требований к отдельным этапам:
· целевая установка проведения игры;
· сценарий всех этапов учебной игры;
· структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс
· критерии оценки результатов;
· рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков.
Условия проведения учебных игр:
· проигрывать реальные события;
· приводимые факты должны быть интересными, «живыми»;
· ситуации должны быть проблемными;
· обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников;
· проверка подготовки студентов к занятию;
· определение способов анализа игрового процесса, оценка действий игроков с помощью системы критериев;
· оптимизация требований к участникам;
· структурирование игры во времени, обеспечение примерного соблюдения ее временного регламента, продолжительности пауз, завершении этапов и всего процесса игры;
· формирование игровой группы;
· руководство игрой, контроль за ее процессом;
· подведение итогов и оценка результатов.
2. Вступление. Для разработки учебной игры принципиальными моментом является определение темы и целей..
При определении целей учебной игры преподавателю важно ответить на несколько принципиальных вопросов:
1) Для чего проводится данная учебная игра?
2) Для какой категории студентов (?
3) Чему именно следует их обучать (будущие медсестры или фельдшера, или социальные работники)
4) Какие результаты должны быть достигнуты?
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой преподаватель, руководитель игры) и цели действий её участников (студентов), которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.
Задачи преподавателя в подготовке деловой игры:
· отобрать необходимые ситуации;
· подготовить дидактический материал, карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности);
· подобрать подгруппы студентов;
· совместно со студентами поставить задачу (проблему);
· продумать предполагаемые ответы и реплики;
Основой разработки учебной игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.
Таким образом, преподаватель при подготовке учебной е игры должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу.
При конструировании учебной игры необходимо создать её структурное описание.
Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности, выполнение которого требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у студентов в период обучения, предшествующей игре. К сожалению, не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно и содержит в себе проблемность.
Базовым элементом учебной игры является сценарий. Сценарий учебной игры является основным документом для её проведения. Как правило, в сценарии отображается общая поэтапная последовательность игры, действия студентов и шаги.
Учебную игру можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях, когда их основой является только личный опыт, либо после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт. Можно также осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной учебной игры. В последнем случае динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и активных форм проведения занятий, которые целостно воспроизводят процесс будущей профессиональной деятельности.
Учебная игра в зависимости от содержания может длиться от одного до 2-3 академических часов. Учитывая большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно учебными играми заканчивать учебный день. В некоторых случаях учебную игру можно использовать и как форму проведения зачета. В этом случае преподаватель обязательно определяет по каким критериям будет оцениваться уровень знаний. Содержание, ход игры и участие в ней обговариваются в студенческой аудитории заранее. Можно выбрать группу экспертов (3-4 человека), которая, внимательно наблюдая за ходом игры, выносит решение о получении зачета каждым ее участником. Преподаватель как бы снимает с себя ответственность за принятие или непринятие зачета, но в действительности он создает для обучающихся условие, в котором требуются проявление ответственности за знания, как собственные, так и других слушателей, аргументированность решения, умение критически оценить происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках окружающих.
Успех учебных игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем традиционных, зависит от материально-технического обеспечения, в идеале в состав которого входят аудитории, специально оборудованные для учебных игр игр, медицинский инструментарий, муляжи, бланки медицинской документации средства отображения информации, связь с Интернет, компьютерные средства, ЭОР и т.п. Разумеется, состав материально-технического обеспечения и размещение в решающей степени зависят от формы игрового занятия, числа участников и многих других факторов.
Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное нормативами время.
Рассмотрим этапы проведения деловой игры (таб. 2.3.1).
Таблица 2.3.1.
Этапы проведения деловой игры
Этап |
Содержание деятельности |
Время (минуты) |
1 |
Постановка целей, задач, формирование команд. Выбор экспертов. |
3-5 |
2 |
Ознакомление с правилами деловой игры, правами и обязанностями. |
15 |
3 |
Выполнение заданий в паре участников |
10 |
4 |
Обмен информацией между парами участников в команде.
Обсуждение выступления.
Выступление экспертов с критериями оценки деятельности. |
5
5
5 |
5 |
Обмен опытом участников деловой игры. Выступление преподавателя с научным обобщением. |
10-15 |
6 |
Подведение итогов. Выступление экспертов. |
10 |
|
Заключение о результатах деловой игры. |
|
Пример правил учебной игры
· работа по изучению, анализу и обсуждению заданий в командах осуществляется в соответствии с предложенной схемой сотрудничества.
· выступление должно содержать анализ и обобщение. Ответы на предложенные вопросы должны быть аргументированными и отражать практическую значимость рассматриваемой проблемы.
· после выступления любым участником могут быть заданы вопросы на уточнение или развитие проблемы. Вопросы должны быть краткими и четкими.
· ответы на вопросы должны быть строго по существу, обоснованными и лаконичными.
· при необходимости развития и уточнения проблемы любым участником игры могут быть внесены предложения и дополнения. Они должны быть корректны и доброжелательны.
Пример прав и обязанностей участников:
1) Преподаватель:
· инструктирует участников деловой игры по методике ее проведения;
· организует формирование команд, экспертов;
· руководит ходом деловой игры в соответствии с дидактическими елями и правилами деловой игры;
· вносит в учебную деятельность оперативные изменения, задает вопросы, возражает и при необходимости комментирует содержание выступлений;
· вникает в работу экспертов, участвует в подведении итогов. Способствует научному обобщению результатов;
· организует подведение итогов.
2) Экспертная группа:
· оценивает деятельность участников деловой игры в соответствии с разработанными критериями;
· дорабатывает в ходе деловой игры заранее подготовленные критерии оценки деятельности команд;
· готовит заключение по оценке деятельности команд, обсуждают его с преподавателем;
· выступает с результатами оценки деятельности команд;
· распределяет по согласованию с преподавателем места между командами.
3) Участники игры:
· выполняют задания и обсуждают проблемы в соответствии со схемой сотрудничества в командах;
· доброжелательно выслушивают мнения;
· готовят вопросы, дополнения;
· строго соблюдают регламент;
· активно участвуют в выступлении.
Обучение методом учебной игры направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. В играх формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в соответствии с намеченным планом, готовить проекты документов. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.
Ожидаемая эффективность учебных игр:
· познавательная: в процессе учебной игры студенты знакомятся с методами аргументации и мышления в исследовании вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;
· воспитательная: в процессе учебной игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре;
· развивающая: в процессе учебной игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, умение общаться в процессе дискуссии.
Эффективность учебных игр обеспечивается рядом факторов:
· когда они составляют систему формирования специалиста на протяжении всего периода обучения, развиваясь от простых к сложным на различных этапах обучения;
· когда они способствуют интеграции различных дисциплин, приобретая комплексный характер;
· когда содержание деловых игр, моделирование деятельности руководителей и специалистов строится на практическом материале конкретных предприятий, на связи теоретического обучения с производством.
Отличаясь, друг от друга обучающими целями, деловые игры решают единые задачи:
· развития навыков поиска, сбора, обработки и анализа экономической, правовой, коммерческой и другой информации; применения полученных знаний и умений в решении практических ситуаций предпринимательской, организаторской и правовой деятельности;
· формирования умений работы в коллективе и с коллективом; воспитания творческой личности будущего специалиста, сочетающего профессионализм, организаторские способности, самостоятельность.
Учебная игра дает возможность наглядно и просто представить моделируемый процесс. Полученные в результате проведения учебной игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.