Статья в сборнике. Педагогика и психология: перспективы развития Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чебоксары 2018
Оценка 4.8

Статья в сборнике. Педагогика и психология: перспективы развития Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чебоксары 2018

Оценка 4.8
Научные работы
docx
психологическая работа
18.01.2022
Статья в сборнике. Педагогика и психология: перспективы развития Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чебоксары 2018
Аннотация: сказка – это поразительно мощное психологическое влияние, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент для становления и развития личности. Он удовлетворяет 3 ментальным потребностям ребенка: сила, независимость, движение. Функции народной сказки определяют основные толчки в работе со сказкой:когнитивное развитие, социальное развитие, физическое развитие, развитие творческого воображения. В статье описаны приемы и методы работы со сказкой. Использование их способствует развитию познавательной деятельности, формированию креативности как личного качества у дошкольников. Ключевые слова: сказка, психологические основы сказки, педагогические основы сказки, необходимость сказки, сюжеты сказок, методы работы со сказкой, приемы работы со сказкой.
Статья СПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ при работе с народной сказкой.docx

Патрушева О.А. Статья в сборнике

Педагогика и психология: перспективы развития

Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чебоксары 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАБОТЫ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

Аннотация: сказка – это поразительно мощное психологическое влияние, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент для становления и развития личности. Он удовлетворяет 3 ментальным потребностям ребенка: сила, независимость, движение. Функции народной сказки определяют основные толчки в работе со сказкой:когнитивное развитие, социальное развитие, физическое развитие, развитие творческого воображения. В статье описаны приемы и методы работы со сказкой. Использование их способствует развитию познавательной деятельности, формированию креативности как личного качества у дошкольников.

Ключевые слова: сказка, психологические основы сказки, педагогические основы сказки, необходимость сказки, сюжеты сказок, методы работы со сказкой, приемы работы со сказкой.

        

         Сказка – это поразительное по силе психологическое влияние, средство работы с внутренним миром малыша, мощнейший инструмент становления и развития личности. Народные сказки появились очень давно.

В начале они именно отображали житейский опыт, обыкновения славянских народов, их взоры на личное бытие, его значение и давали собой текст, который разрешал, как бы со стороны, бросить взгляд на себя в всевозможных обстановках. После чего обработанные сказителями, эти честные, но, становящиеся всё больше чудесными, ситуации передавались из поколения в поколение. Вслед за тем, сказки стали не только запоминать, но и коллекционировать, записывать. Некоторые сказки дошли до нас, буквально, в практически неизменном виде, иные – прошли определённую литературную обработку и стали доступнее и понятнее современному человеку.

         Сказка в определенной степени удовлетворяет 3 натуральные психические необходимости ребенка дошкольного возраста:

 потребность в автономности (независимости). Во всякой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на собственные силы;

 потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть с немыслимые преграды, оказывается победителем, добивается успеха;

 потребность в энергичности, Герой всякий раз находится в действии.

Каждая сказка нацелена на социально-педагогический эффект она учит, вдохновляет к действию и вылечивает. По-другому говоря, потенциал сказки значительно богаче ее идейно художественной значимости.

         С социально-педагогической точки зрения актуальны социализирующая функция (при общении новых поколений к общечеловеческому и народному опыту, аккумулированному в мире сказок), креативная функция (способность обнаруживать, создавать, развивать и продавать креативный потенциал личности, его образное и абстрактное мышление), голографическая функция (способность сказки в небольшом выявлять большое; возможность представлять мироздание в трехмерном пространственном и временном измерениях – небо-земля-подземный мир; прошлое-настоящее-будущее; возможность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть почвой для сотворения всех видов, жанров, типов эстетического творчества); валеолого-терапевтическая (воспитание здорового образа жизни, охрана человека от неблагоприятных увлечений, пристрастий); культурно-этническая (формирования языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи); вербально-образная функции сказки.

         Сюжеты народных сказок разнообразны.

1. Сказки о животных, отношениях людей и животных. Малыши до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть аналогичными на них. В следствие этого сказки о животных более чем все другие сказки передадут детям дошкольного возраста житейский навык.

2. Домашние сказки. В них говорится о превратностях семейной

жизни, показаны методы разрешения конфликтных обстановок. Они формируют позицию здравого значения и здорового ощущения юмора по отношению к невзгодам, сообщают о небольших домашних хитростях. В следствие этого домашние сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с школьниками, направленной на формирование образа семейных отношений, например, сказка «Кто заговорит первый?».

3. Сказки о преобразовании, изменении, например, Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Работа с данной сказкой подойдет детям, у которых невысокая самооценка.

4. Страшные сказки. Сказки на тему нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и других. В современной детской культуре различают еще и сказки-страшилки. По-видимому, тут мы имеем дело с навыком детской самотерапии: неоднократно моделируя и проживая беспокойную историю

в сказке, малыши избавляются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

5. Волшебные сказки. Более интересные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в человека поступает «концентрат» актуальной мудрости и информации о духовном развитии человека. Вышеназванные функции народной сказки определяют основные направленности в работе со сказкой: познавательное развитие, социальное развитие, физическое развитие, развитие творческого воображения. Формами организации работы над народной сказкой считаются: игровые занятия; групповые занятия; самостоятельная игровая деятельность детей; самостоятельная продуктивная работа детей; экскурсии; встречи с увлекательными людьми; праздничные дни.

         Существует несколько методов и приемов работы со сказкой.

1. Моделирование сказок. Внедрение моделей для составления сказки разрешает лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

2. Пиктографическое изображение. Малыш (сначала совместно со взрослым) выделяет иллюстрации, которые станут считаться «планом» сказки и с помощью пиктограммы рисует их.

3. Выразительные движения. Ключевой задачей при применении в работе со сказкой выразительных действий считается становление креативных возможностей ребят. Усвоение такого же или другого выразительного действия, жеста случается в выбранных упражнениях, а еще в свободных играх. Вспомогательными способами освоения выразительных действий выступают текст и музыка.

4. Проблемные ситуации. Ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации – это открытие нового, еще неизвестного знания.

Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения.

5. Креативные поручения. Имеют все шансы быть индивидуальными и коллективными. Итогом выполнение креативных заданий считается возникновение продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового вида, рисунка, сказки).

6. Разыгрывание выдуманных сказок.

7. Продолжи сказку. Взамен знакомой концовки сказки надобно выдумать собственную. Малыши обучаются фантазировать, думать.

8. Нарисуй сказку. Малыши изображают картинке к сказкам, применяя нетрадиционные методы (монотипия, пальцевая живопись, рисование акварелью «по мокрому»).

9. Игровые поручения. При выполнении игровых заданий необходимо опираться на изобразительные умения ребят. Какой-нибудь волшебный персонаж загадывает ребятам загадку, а разгадку малыши изображают.

10. Игровые задания. При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей. Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Нужно обозначить особенную роль родителей в работе со сказкой, значимости сказки в становление внутренней жизни малыша, творчества, психологической сферы эмоций.

         Применяются надлежащие облики работы с опекунами:

 направленные на определенную тематику родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок;

 дни открытых дверей (родители имеют все шансы совместно с ребятами принимать участие в играх, исполнять креативные поручения и т. д.);

 подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздничным дням;

 выполнение родителями и ребятами семейных заданий креативного характера (придумывание загадок; оформление книжки сказок);

 устройства выставки работ детей и опекунов («Наши любимые сказки», «Зимние сказки»).

         Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Во многом это достигнуто благодаря использованию в работе оригинальных методических приемов.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

         Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдается принцип «от простого – к сложному». Работа с народными сказками может проводиться с использованием

разнообразных стратегий и организованных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческое задания.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Академический проект, 2011. – 208 с.

2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2012. – №8. – С. 26–31.

3. Нартова-Бачавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии /

С.К. Нартова-Бачавер. – М.: Академия, 2011. – 459 с.

4. Пропп В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. – М.: Гардарики, 2012. – 423 с.

5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – М.: АСТ, 2011. – 138 с.

6. Фесюкова Л. Воспитание сказкой Л. Фесюкова. – М.: АСТ, 2010. – 462 с.


 

Патрушева О.А. Статья в сборнике

Патрушева О.А. Статья в сборнике

Сюжеты народных сказок разнообразны

Сюжеты народных сказок разнообразны

Моделирование сказок. Внедрение моделей для составления сказки разрешает лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и…

Моделирование сказок. Внедрение моделей для составления сказки разрешает лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и…

Наши любимые сказки», «Зимние сказки»)

Наши любимые сказки», «Зимние сказки»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2022