Статья "Влияние разнообразных видов работы на отработку техники чтения"
Оценка 4.7

Статья "Влияние разнообразных видов работы на отработку техники чтения"

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
чтение
1 кл—4 кл
08.11.2021
Статья "Влияние разнообразных видов работы на отработку техники чтения"
Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения волнует и всегда волновал меня и моих коллег. Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительной способности. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: "Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга". Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. Задача учителя - развить технику чтения, но без насилия над ребенком, а на основе развития интереса к чтению.
Влияние разнообразных видов работы на отработку техники чтения.docx

Влияние разнообразных видов работы на отработку техники чтения

 

Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения волнует и всегда волновал меня и моих коллег.

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительной способности. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил:

"Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга".

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Задача учителя - развить технику чтения, но без насилия над ребенком, а на основе развития интереса к чтению.

Работа по совершенствованию навыка чтения предполагает выделение в новом тексте слов, которые по своему значению могут оказаться трудными для учащихся. Эти слова, как правило, выписываю на доске. Например: учебник "Капельки солнца", рассказ В. Драгунского "Друг детства" - спятил, приспичило, сподручнее, скрепился.

Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья" - спектакль, подмена, талант. Г. Цыферов "Что у нас во дворе?" - корабельные снасти и т.д.

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимися должно уходить на уроке 30 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе о какой беглости чтения можно говорить! Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, прежде всего нужно выявить факторы, мешающие быстрому чтению. При проверке техники чтения мною были выявлены такие факторы:

1. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У не тренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3.

2. У детей 6-7 лет часто плохо развита память - это отражается на технике чтения, если предложение большое, они забывают о чем прочитали в самом начале.

3. Недостаточное использование явления антипации (смысловой догадки). У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идет не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперед и понимание осуществляется вместе с чтением.

Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует "фотографирование" различного рода картинок, предметов. Учащиеся за одну минуту должны запомнить все, что изображено. Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд "Приготовиться! Внимание!" дается команда "Фотографируем".

1. Найди лишнюю букву (фотографируем) а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква "в", т.к. она согласная).

2. Найди лишний слог:

бо, но, ко, ро, со, кы ("кы", т.к. все остальные с буквой "о", а этот с буквой "ы").

 

3. Найди лишнее слово:


река

речка

ручей

ручка

ручеек

слон

лев

мак

тигр

ягуар


В первом столбике слова - ручей, река, речка, ручеек - родственные слова. Значит лишнее слово - ручка.

Во втором столбике лишнее слово - мак, т.к. - слова лев, тигр, ягуар - животные, а мак - цветок.

4. Раздели слова на две группы:

а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.

I группа "Домашние животные".

II группа "Птицы".

б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.

I группа "Животные".

II "Овощи".

5. Читай быстро целыми словами "по кругу" столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: дом, дом - зуб, дом - зуб - нос, ...


Лист

Книга

Учебник

Надень

Обложка

Страница

Беги

Береги

Рисуй

Загибай

Вырывай

Только


 

6. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся; в саду, на яблоне, сливы и вишни, на юг, но не все, с воронами.

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд. Ученики считают про себя указывая цифры. У каждого ученика карточка, в каждой клеточке вписаны цифры от 1 до 10 и 20 (I кл.) и от 1 до 25, 40 (II и III кл.).

 

3          21        17        1          2          6

8          15        20        25        26        7

5          9          4          29        10        12

30        18        11        13        14        23

24        27        19        28        22        16

           

По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Упражнения выполняются в положении сидя или стоя. В работе с таблицами использую памятки.

 

Бб        Гг        Аа       Да,      Вв       Юю

Её        Жж      Ее        Ии       Зз        Яя

Кк       Лл       Йй       Нн       Мм      Ээ

Пп       Рр        Оо       Тт        Сс       Ыы

Фф      Хх       Уу       Чч       Цц       Шш

Щщ     Ъъ       Ьь                               

 

 

 

 

Памятка

 

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение двух-трех следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы видят всю ее целиком.

 

Работая над текстом на уроках, я использую чтение-спринт. Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для себя скорости читают незнакомый текст, а после прочтения текста отвечают на вопросы.

Использую и другой метод: чтение со счетом. Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание.

Эти упражнения можно использовать на уроках русского языка, например, находят в тексте словарные слова или слова на определенное правило.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается еще раз и идет обычная работа над выразительностью, пересказом.

Выполнение каждого из этих упражнений занимают 5-7 минут. Ценность этих упражнений и в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой). Одновременно с работой над техникой чтения полезно развивать память, воображение, речь учащихся используя следующие упражнения:

1. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память). Букварь "Воробышкина весна".       

2. Игра "Синонимы" /"Антонимы" хорошо развивает как память, так и воображение. Найди в каждом столбике слова с противоположным значением. Соедини их стрелкой.


трусливый

крепкий

жесткий

острый          

мягкий

тупой

смелый

слабый


 

3. Каждый день заучивать:

а) четверостишья.

 

Э. Мошковская "Жара".

Сколько-сколько людей

сняли шапки перед ней!

Сняли теплые фуфайка,

теплые рейтузики,

и остались только майки...

Майки и трусики!

 

В. Берестов "Снегопад"

День настал,

И вдруг стемнело.

Свет зажгли. Глядим в окно.

Снег ложится белый-белый.

Отчего же так темно?

 

б) Заучивание мини зарисовок, показывающих, как в одном-двух предложениях можно красиво и полно описать обыденное.

 

 

"Только цветы на кустах светились отраженным блеском еще не погасшей зари".

К. Паустовский.

 

"Листва березовой аллеи была вся прозрачна на заходящем солнце".

Л. Толстой.

 

"Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль".

М. Горький.

 

На каждом уроке использую такие приемы и методы.

 

1. Чтение за диктором.

 

2. Чтение в парах, групповое чтение.

 

3. Чтение с убыстрением темпа.

 

4. Чтение с отрывом взгляда от текста.

 

5. Чтение с переходом на незнакомый текст.

 

6. Жужжащее чтение.

 

7. Чтение в темпе скороговорки.

 

8. Зрительные диктанты, составленные из скороговорок.

 

Шла Саша по шоссе.

Добры бобры идут в боры.

Добр бобр до бобрят.

Дарья дарит Дине дыню.

Малина манила Марину и Милу.

У Кондрата куртка коротковата.

Наш Полкан попал в капкан.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Шесть мышат в камыше шуршат.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Сел сокол на гол ствол.

В нашей пуще чащи гуще.

Уже ужи в луже.

Купи кипу пик.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

 

На родительских собраниях и консультациях стараюсь убедить каждого родителя в том, что ежедневное чтение должно войти в привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию (пусть даже очень маленького по объему) рассказа, отрывка.

 

"Очень важно, - призываю я родителей, - быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку. Каждый день родители замеряют технику чтения. Записывают результаты в таблицу. Все дети и родители имеют памятки "Учись правильно работать с книгой".

Фамилия и имя         Буя Алеша     Неделя (месяц)          24-30 ноября 97 г.

Количество слов, прочтенных за 1 минуту

Понедельник             Вторник         Среда Четверг          Пятница         Суббота         Воскресенье

24.11   25.11   26.11   27.11   28.11   29.11   30.11

39 слов           38 слов           41 слово         39 слов           40 слов           41 слово         40 слов

Чтение

Слоговое        Слог + слово Целыми словами      Выразительное          Соблюдение знаков Осознание

-           V         -           -           +          +

 

УЧИСЬ ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С КНИГОЙ.

 

1. Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения (60-70 слов в минуту).

 

2. УЧИСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Выразительное чтение делится на два этапа:

 

A. Прочитай (рассказ, статью, стихотворение);

Б. Разбери произведение:

а) определи основную мысль произведения;

б) определи отдельные детали содержания и их смысловое значение;

в) чтение повтори.

С. Умей установить последовательность действий в рассказе.

Д. Внеклассное чтение:

а) умей записать данные о книге с титульного листа;

б) веди дневник прочитанных книг;

в) пользуйся рекомендательным списком учителя.

 

В качестве примера приведу фрагмент урока, где дети знакомились с отрывком из повести М. Коршунова "Дом в Черемушках", на котором были использованы приведенные выше упражнения.

 

Цель урока:

1. Познакомиться с творчеством М. Коршунова.

2. Упражнять в технике чтения.

 

I.1. Звуковая разминка

a          о          у          ы         и          э

a          и          у          о          э         

 

а) Прочитать на одном дыхании первую строчку.

б) Прочитать на вдохе первую строчку, на выдохе вторую строчку.

 

2. Упражнение "фотоглаз".

 

За отведенное время ученик должен "сфотографировать" столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем слово "горизонт".

аллея

береза

дорога

календарь

горизонт

интересный

богатство

правительство.

 

3. Словарная работа.

отрывок

бечевка

бесплодное сидение.

 

Первичное чтение.

1ч. Чтение-спринт, + одновременно ищем ответ на вопрос "Как появился кот на даче?"

2ч. Чтение со счетом слов, одновременно обдумывают слово "бесцеремонтность".

Зч. Чтение в паре по абзацам и обсуждение выражения "дерзко во весь рот зевнул".

4ч. Троекратное чтение.

1) глазами

2) шепотом

3) в темпе скороговорки.

 

II. Повторное чтение всего рассказа с буксиром. Обобщающие вопросы и задание.

 

III. Групповая работа (рассказы детей).

"Расскажите о характере и повадках Ушастика".

 

IV. Итог урока.

 

V. Домашнее задание. Прочитать описание характера, внешнего вида, повадок Ушастика.

 

Закончить хочется словами: "Давайте читать. Читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки быстрого чтения".


 

Влияние разнообразных видов работы на отработку техники чтения

Влияние разнообразных видов работы на отработку техники чтения

Найди лишнее слово: река речка ручей ручка ручеек слон лев мак тигр ягуар

Найди лишнее слово: река речка ручей ручка ручеек слон лев мак тигр ягуар

Памятка 1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом

Памятка 1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом

Только цветы на кустах светились отраженным блеском еще не погасшей зари"

Только цветы на кустах светились отраженным блеском еще не погасшей зари"

Записывают результаты в таблицу

Записывают результаты в таблицу

Словарная работа. отрывок бечевка бесплодное сидение

Словарная работа. отрывок бечевка бесплодное сидение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2021