СТАТЬЯ «ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ».

  • docx
  • 14.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья.docx

АВТОР: АБДУЛМАНАФОВА   ГЮЗЕЛЬАГА   СУЛТАНОВНА,

                ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                  

НАЗВАНИЕ  СТАТЬИ  «ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

ТЕХНОЛОГИИ  КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ».

 

Анализ отечественной и зарубежной научно-педаго­гической литературы по проблеме технологизации учебно-воспитательного процесса и управления им показывает, что зарождение идеи связано, несомненно, с успехами научно-технического прогресса и распространением его достижений в самые  различные области знании и практики. Этапы формирования понятия педагогической техно­логии можно проследить по звеньям взаимосвязанных и взаимообусловленных понятий, подготовивших почву для современной технологизации учения, преподавания и управления. Вот эта последовательность: педагогическая техника, аудиовизуальное образование, программирован­ное обучение, алгоритмизация учения,  оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология,  информационная технология,  модульное обучение, педа­гогическая технология.

Можно выделить три побудительные причины возникновения и практического использования педагогических технологий:

1) необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода, систематизации группового обучения (Т.Сакомото);

2) потребности мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности  студента, замены мало­эффективного вербального способа передачи знаний и воспитания (по данным психологов, учащийся  усваивает  не более 36% информации «со слов»);

3) возможности экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организаци­онных форм взаимодействия студентов и преподавателя, обес­печивающих гарантированные результаты обучения и снижающие негативные последствия работы малоквали­фицированного преподавателя.

Приятно отметить, что у истоков технологизации  стоял А. С. Макаренко, смело использовавший понятие педагогической техники. Во всемирно известной «Педагогической поэме» он писал: «Наше педагоги­ческое производство никогда не строилось по технологи­ческой логике, а всегда по логике моральной проповеди ...  Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные  отделы производства: технологический процесс, учет опе­раций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка». (1933-35 гг.).

И все же массовое внедрение педагогических техно­логий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэрролл, Б. Блум, д. Брунер, Д.Хамблин, Г.Гейс, В. Коскарелли.

Отечественная теория и практика осуществления  технологических подходов к обучению отражена в научных  трудах П.Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, п. М. Эрдниева,  И.П. Раченко, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько", М.В. Кларина и др.

На своих занятиях мы используем  личностно ориентированные  технологии, в частности,  технологию  коллективного взаимообучения А.Г.Ривина. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «ра­бота учащихся в парах сменного состава».

Технология  коллективного обучения позволяет приспосо­бить учебный процесс к индивидуальным особенности студентов, различно­му  уровню сложности содержания обучения.

Преимущества КСО

v    в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются на­выки логического мышления и понимания;

v    в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

v     каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

v    повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

v    отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в пону­кании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в кол­лективе;

v    формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и спо­собностей, достоинств и ограничений;

v    обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увели­чивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.

Варианты работы в парах

o        статистическая пара, которая объединяет по желанию двух студентов, меняю­щихся ролями «преподаватель» - «студент»; так могут заниматься два слабых студента, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

o        динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля студент обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

o        вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с преподавателем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четы­ре порции учебного содержания.

Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого.

 

 

Список литературы

 

1. Г.М.Коджаспирова. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. -М.:Айрис пресс, 2006.

2. С.С.Кашлев. Современные технологии  педагогического процесса.-М.:»Высшая школа», 2002.