АВТОР: АБДУЛМАНАФОВА ГЮЗЕЛЬАГА СУЛТАНОВНА,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ «ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ».
Анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблеме технологизации учебно-воспитательного процесса и управления им показывает, что зарождение идеи связано, несомненно, с успехами научно-технического прогресса и распространением его достижений в самые различные области знании и практики. Этапы формирования понятия педагогической технологии можно проследить по звеньям взаимосвязанных и взаимообусловленных понятий, подготовивших почву для современной технологизации учения, преподавания и управления. Вот эта последовательность: педагогическая техника, аудиовизуальное образование, программированное обучение, алгоритмизация учения, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология, информационная технология, модульное обучение, педагогическая технология.
Можно выделить три побудительные причины возникновения и практического использования педагогических технологий:
1) необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода, систематизации группового обучения (Т.Сакомото);
2) потребности мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности студента, замены малоэффективного вербального способа передачи знаний и воспитания (по данным психологов, учащийся усваивает не более 36% информации «со слов»);
3) возможности экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия студентов и преподавателя, обеспечивающих гарантированные результаты обучения и снижающие негативные последствия работы малоквалифицированного преподавателя.
Приятно отметить, что у истоков технологизации стоял А. С. Макаренко, смело использовавший понятие педагогической техники. Во всемирно известной «Педагогической поэме» он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди ... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка». (1933-35 гг.).
И все же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэрролл, Б. Блум, д. Брунер, Д.Хамблин, Г.Гейс, В. Коскарелли.
Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, п. М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько", М.В. Кларина и др.
На своих занятиях мы используем личностно ориентированные технологии, в частности, технологию коллективного взаимообучения А.Г.Ривина. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».
Технология коллективного обучения позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенности студентов, различному уровню сложности содержания обучения.
Преимущества КСО
v в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
v в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
v каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
v повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
v отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
v формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
v обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.
Варианты работы в парах
o статистическая пара, которая объединяет по желанию двух студентов, меняющихся ролями «преподаватель» - «студент»; так могут заниматься два слабых студента, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
o динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля студент обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
o вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с преподавателем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого.
Список литературы
1. Г.М.Коджаспирова. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. -М.:Айрис пресс, 2006.
2. С.С.Кашлев. Современные технологии педагогического процесса.-М.:»Высшая школа», 2002.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.