Волонтерство в школе
Развитие школьного добровольчества предполагает следующие этапы:
1. Создание новых форматов вовлечения детей в добровольчество и ведения информационно-просветительской кампании, рассказывающей о добровольчестве.
2. Создание инфраструктуры, формирование новых школьных волонтерских отрядов и форматов их взаимодействия с возможными партнерами.
3. Создание программы мероприятий для действующих отрядов.
4. Методическое сопровождение: создание модели отряда, серии обучающих занятий, видеоуроков, сопровождающих внедрение модели, апробация модели в пилотных школах.
5. Работа с лидерами школьного добровольчества: тематические смены и форумы, грантовые конкурсы, региональные и федеральные советы.
Для эффективного становления школьного волонтерства сформирована комплексная программа по вовлечению детей школьного возраста в добровольческую деятельность и социальные практики «Ты решаешь», которая направлена на создание в России системы мотивации и вовлечения детей школьного возраста в общественно значимую деятельность посредством формирования у них базы знаний о добровольческой деятельности, повышения их гражданских компетенций, а также на обеспечение условий для вовлечения детей в добровольческие инициативы и проекты.
Основная идея программы заключается в создании условий для последовательного прохождения ребенком ступеней приобщения к добровольческой деятельности:
1. Знакомство с добровольчеством.
2. Мотивация и формирование позитивного отношения к добровольческой деятельности.
3. Практическое участие в добровольческой деятельности.
4. Закрепление успешного опыта и структурно-организационное оформление детской инициативы посредством создания школьного волонтерского отряда.
5. Всесторонняя поддержка отряда волонтерскими центрами и некоммерческими организациями.
Для формирования школьных добровольческих отрядов на базе образовательной организации необходимо организовать системные мероприятия по вовлечению обучающихся в волонтерскую деятельность.
Процесс вовлечения школьников в добровольческую деятельность может быть разделен на три этапа
Организационный сбор и сбор-планирование
Основной задачей данного этапа является проведение организационного сбора отряда, на котором необходимо:
1. сформулировать миссию отряда и выбрать приоритетные направления деятельности;
2. выбрать органы самоуправления, разработать имидж отряда;
3. провести сбор-планирование, определить основные направления деятельности, создать план мероприятий и назначить ответственных.
После проведения в образовательной организации информационно-просветительской кампании и организации первого сбора заинтересованных, когда в школе сформировался круг ребят, которые готовы заниматься добровольческой деятельностью, необходимо переходить ко второму этапу — структурному оформлению детской инициативы. Главным шагом в этом направлении будет проведение организационного сбора.
Для успешного осуществления деятельности ребята вместе с педагогом должны сформулировать миссию будущего школьного волонтерского отряда, определить основные виды деятельности отряда, а так-же разработать оригинальный имидж отряда: представление, «портрет», который должен ясно свидетельствовать о целях и задачах волонтеров, отражать характер их деятельности, быть ярким, эмоциональным и позитивно заряженным.
Имидж добровольческой организации должен включать следующие значимые составляющие:
Задачами данного этапа являются:
1) создание условий для командной разработки, реализации и анализа добровольческих мероприятий;
2) организация процесса получения ребятами необходимых для волонтерской деятельности компетенций;
3) поддержка высокого уровня мотивации к добровольческой деятельности и формирование чувства патриотизма по отношению к своему отряду.
Все шаги, описанные в предыдущих главах, можно назвать организационным этапом формирования школьного волонтерского отряда. После того как определены основные направления работы, отряд оформлен структурно, разработан его имидж, можно говорить о рождении новой волонтерской организации. Начинается основной этап, который можно назвать текущей деятельностью отряда. Руководитель и (или) курирующий деятельность отряда педагог должны запустить несколько процессов, которые идут параллельно.
Организация внешних мероприятий включает в себя процессы планирования, разработки, реализации и анализа мероприятий / добровольческих акций, которые были предложены на сборе-планировании или определены позже, в процессе деятельности отряда. Внутренние мероприятия планируются педагогом или костяком опытных волонтеров и направлены на обучение волонтеров, а также формирование мотивации волонтеров и чувства корпоративной идентичности.
Основные (внешние) мероприятия включены в план деятельности отряда. План формируется на организационном сборе отряда или на сборе-планировании, но может быть дополнен в процессе деятельности. Подходы к организации подготовки и реализации мероприятий могут быть различными.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.