ГБУ ДО ДДЮ Приморского района
г. Санкт-Петербурга
педагог дополнительного образования
Евменова С.В.
СТАТЬЯ
Воспитание музыкой.
"Музыка лечит душу и тело»
Воспитание через музыку идет с детства. Ребенок слышит и воспринимает интонацию добра уже с колыбели. Дети перенимают интонацию у старших. Особенно грамотно говорят мужчины, так как у них дыхание глубже, и мышцами гортани они свободно управляют, отпуская их. Еще в 19 веке в деревнях распевали слова - как мысль, как интонацию общения – и крестьяне и дворяне несли музыку языка, энергию и завершенность звуковой мысли, культуру языка. Музыкальная информация передается из уст в уста, из рук в руки. Интересно, что даже «Соловья- научить петь может только старший!».
Русская мудрость гласит: кто много поет, тот долго живет. Люди поющие, всегда выглядят счастливее, жизнерадостнее. Они все делают увлечением, они бодры и активны. «Радуйтесь в пении», - сказал итальянский педагог У.Мазетти. Он мог перевоплотиться практически в любого героя и петь то басом, то сопрано, заражая своей неуемной энергией учеников. «Надо чувствовать, надо переживать, надо думать, ты Риголетто, а ты Дон Жуан, ты Рауль, а ты Розина, Джильда, и изображать данный персонаж, иначе в пении нет жизни, а только звуки, звуки».
Музыка в развитии ребенка играет важную роль. Только музыка и человеческий мозг имеют такую особенность, как возникновение цепочки связей в нервных клетках. Ученые считают: музыка учит думать и чувствовать. Пение в хоре просвещает, образует и к тому же доставляет такое удовольствие. Еще в Древней Греции хоровое пение считалось одним из важных элементов образования: понятие «необразованный» было синонимом «не умеющий петь в хоре». Как профессиональное искусство хоровое пение начало свое существование еще в Х веке, когда на Руси стали создаваться профессиональные хоры и первые певческие школы.
Хоровое искусство – это искусство коллективное. Именно в коллективе, как нигде, формирование и развитие личности ребенка происходит наиболее эффективно. В коллективе развиваются такие качества как дисциплинированность, отзывчивость, умение слушать друг друга.
Хор учит познавать себя и чувствовать окружающих. Играющие и поющие люди лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Музыка – самое безопасное профилактическое средство. Она не вызывает побочных явлений и негативных последствий. Она показана всем без исключения. Это то средство, которое доступно каждому и никогда не принесет вреда. Еще Пифагор, Платон, Аристотель обращали внимание современников на сильнейшее лечебное действие музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной (в т.ч. и нарушенную – в человеческом теле). Первый известный в истории музыкально-медицинский Центр был создан в III веке до н.э. – в Парфянском царстве. Это было нечто вроде музыкального театра: зрители специально приходили туда, чтобы исцелиться от различных болезней – физических и душевных. Древнеримский врач Гален использовал музыку как противоядие от укусов ядовитых змей. Эффективным средством у римлян считались МУЗЫКА и ТАНЕЦ. При лечении тарантизма (последствия укуса ядовитым пауком-тарантулом) больных заставляли танцевать в бешеном темпе до полного изнеможения танец под названием “Тарантелла”, твердо веря, что яд будет оставаться в теле до тех пор, пока он весь не “вытанцуется”.
Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья служит пение. Пифагор первым в мире научно объяснил лечебный эффект музыки. Он обнаружил, что музыка подчиняется Закону – математике, а значит, восстанавливает в организме человека гармонию. Сам он лечил многие болезни души, духа, тела, играя составленные им самим специальные музыкальные композиции для преодоления каждого конкретного заболевания. Каждый учебный день в его университете все ученики неизменно начинали и заканчивали хоровым пением.
Правильное пение, особенно хоровое, весьма благотворно складывается на здоровье певцов, так как правильное пение - это в первую очередь правильное дыхание, которое является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем и видов спорта. Нас с детства учат всему, как всё правильно делать: правильно питаться, разговаривать, думать, однако нас не учат правильно дышать. И мы не задумываемся над тем, как дышим. С давних времен известна польза специальных дыхательных упражнений и техник. Для того чтобы правильно дышать и при этом использовать голос, необходимо освоить соответствующие упражнения и довести навык их выполнения до автоматизма! Для этого необходима дыхательная гимнастика — вещь исключительно нужная и полезная. Гимнастику разработала педагог-вокалист Александра Николаевна Стрельникова. Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и вообще благотворно воздействует на организм в целом и исцеляет от многих болезней.
Кроме того, музыка вообще влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечно-сосудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний. Наконец, хор — это просто весело. Если вам кажется, что на репетиции ходят исключительно безнадёжные «ботаники», знайте — это совсем не так. В репертуар хора могут входить произведения и духовного жанра, и джаз, и даже обработки современных шлягеров.
Очень важна на уроке улыбка педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей. Упражнение «Улыбка» способствует тренировке образного мышления, активации всех процессов организма (где мысль, там работа), восстановлению связи периферии с центром, а также является мощным средством против стресса и напряжения.
Работа с эмоциями (упражнение маятник) вырабатывает способность управлять своим психическим состоянием в любых ситуациях, развивает гибкость нервной системы, умение не застревать в одном эмоциональном состоянии, сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Музыка структурна и иерархична. Стихийное понимание музыкальной иерархии (деление на темы, фразы, мотивы) облегчает понимание компьютера. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием. А хорошо поющий класс, как правило, в то же время класс успевающий и по другим предметам.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Но, даже если у вас нет ни слуха, ни голоса, петь полезно в любом случае. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения, а музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь!
Список литературы:
1. Научно-методический журнал «Музыкальная психология и психотерапия» № 6 2009,
Кирнарская Д.К. «Десять причин необходимости обучаться музыке».
2. Казарновская Л. Вокальные тайны маэстро Мазетти.
3. Познавательный журнал «Школа Жизни.ру» Ева Егорова «Зачем нужен
хор?»
4. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой М.2004
5. Методика воспитания музыкального мышления. Из опыта работы с
детским хором дирижера хоровика А.Г. Алексеевой, 2006
6. Хоровое пение-искусство истинно народное. А.В. Свешников, 1962
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.