Статья "Воспитать человека"
Оценка 4.8

Статья "Воспитать человека"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
27.10.2021
Статья "Воспитать человека"
Данная статья поднимает крайне актуальный для современной педагогики вопрос о воспитании человека. В статье наряду с теоретическими основами решения данной проблемы даются и практические рекомендации для педагогов.
Статья Воспитать человека.docx

Серия СТАТЕЙ «Воспитать человека»

 

ЧЕЛОВЕК: ЦЕЛЬ, СУБЪЕКТ И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ

 

Кабуш Владимир Трофимович, д.п.н, профессор, Республика Беларусь,

Плахова Татьяна Владимировна, специалист в области воспитания. РФ.

г. Самара

 

Существует педагогический закон: цель и содержание должны соответствовать друг другу. Более того, цель является системоопределяющим компонентом, прямо указывающим на то каким должен быть результат воспитания.

Известный отечественный философ Мераб Мамардашвили ввел в наш лексикон

оборот — антропологи­ческая катастрофа. Он имел в виду, что за всеми на­шими бедами, малыми и большими, локальными и глобальными, стоит кризис человека, его духа, утра­тившего способность соприкоснуться с реальностью. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит подчас к потере ориентации, краху святынь, духовному опустошению. Возник ценностный, аксиологический кризис. Информацитизация человеческой жизни уже оказывает серь­езное воздействие на самого человека, его образ жиз­ни, род занятий, самочувствие. К тому же сегодня существованию человека угрожают неблагоприятная экология, смертоносный атом, эгоизация общества, проблема расчеловечивания человека. Таким образом, существование человека становится не только философской, социальной, экономической, но и чисто педагогической проблемой. Следует не только учить молодое поколение «выживать» в экстремальных условиях, но и сохранять общечеловеческую культуру. Это принципиально меняет и концепцию воспитания, так как целью воспитания становятся не отдельные качества личности, не отдельные стороны развития, а человек в самом широком смысле слова.

В истории развития педагогики всегда ставился вопрос о том, что целью воспита

ния является человек. К. Д. Ушинский посвятил этому свой фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания». В названном труде Ушинский обобщил и систематизировал итоги важнейших наук о человеке, позволяющих понять человека как предмет воспитания. Одновременно он выдвинул положение, ставшее принципом для последующих поколений педагогов: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[1]. Круг наук о человеке, по Ушинскому, составляют «анатомия, физиология и патология человека, география, изучающая Землю...; статистика, политическая экономия и история в обширном смысле слова, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитание в тесном смысле слова.  К. Д. Ушинский, определив воспитание человека целью, раскрыл условия его развития и указал средства для достижения этой цели.

П.П. Блонский рассматривал воспитание как развитие естественных потенций рас

тущего человека. В своей «Педагогике» (1925) учёный утверждал, что воспитание человека сводится, главным образом, к укреплению (или ослаблению) в ребенке так называемых культурных приобретений. Данное положение в дальнейшем стало основополагающим в концепции педагогического стимулирования в социально–культурном формировании индивидов.

А. Ф. Каптеров первый в общественной педагогике убедительно доказал, что в кА

честве опосредующего воздействия любого внешнего влияния выступает вся совокупность духовной, интеллектуальной, эмоционально–чувственной и мотивационно–потребностной сфер индивида. При этом исследователь ведущую роль отдавал «воспитанию культурных мотивов», т. е. способности человека направлять свои усилия на достижение отобранных сознанием, всем содержанием духовной жизни императивов, обогащающих общественно полезную и нравственную ценность его деятельности.

Интерес для нас имеют теоретические положения К. Н. Вентцеля. Для него лич

ность — это человек, обладающий способностью к творческому развитию. Для достижения данной цели необходимы «организация цельного опыта жизни», «пробуждение дремлющих в самом ребенке творческих сил», «гармония индивидуального с социальным» и др.

В теоретических источниках существует много определений понятия «человек»:

часть космоса, связь души и тела, общественное животное, образ и подобие Бога, животное, производящее орудия, и др. Подчеркиваются разумность, моральность, свобода человека. Сложность определений кроется в противоречивой природе человека. Основные противоречия — это вопросы жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, существования и несуществования, общечеловеческие начала жизни: гуманизм и сотворчество, сотрудничество людей. Думается, в основу воспитания человека следует положить истинные идеалы и ценности жизни. Тогда человек с его социально–личностным и индивидуально–биологическим характером становится подлинной целью педагогики воспитания. Поэтому для воспитания важно положение о формировании у детей и молодежи качеств, делающие человека человеком в высшем значении этого слова. Отсюда и цель: воспитание человека. Такой подход в практике воспитания должен рассматриваться сегодня как цель и идеал. Ведь человек сегодня потерялся и в обществе, и в семье, и в школе. К тому же нарастает угроза расчеловечивания человека. Правда пандемия помогла вспомнить о человеке как о ценности. Это важно поддержать, прежде всего, в семье и в системе образования. Но тогда принципиально должна измениться и концепция воспитания. Целью воспитания становятся не отдельные качества личности, не отдельные стороны развития, а человек в самом широком смысле слова.

Для того, чтобы представить каким мы хотим воспитать человека, нужно иметь

представления о том, каким должен быть человек, т.е. образ человека. «Образ человека является основой образа воспитываемого, ориентиром воспитания, без которого воспитание становиться без-образным. Именно образ человека или образ взрослого, по словам Б.Д. Эльконина является центральной категорией, задающей целостность детства. Образ человека - ориентир воспитания. В нём запечатлеваются наши ценности, цели, мотивы, установки, ожидания, представления. Образ человека определяет образ идеального Я, что задаёт целостность личности». Учитывая тот факт, что у школы и семьи не может быть разных целей воспитания, зададим себе вопрос: «Какого человека должны воспитать семья и школа?» и попробуем нарисовать примерный образ такого человека: человек разумный, моральный, культурный; человек, обладающий  лучшими чертами и качествами характера своего народа (любовь к родной земле, доброта и широта натуры, высокая нравственность и культура, упорство в жизни, дух дерзания, желание действовать, трудолюбие, стойкость в испытаниях, самоотверженность, готовность пережить трудные времена, умение постоять за себя, достоинство, правдивость, справедливость). человек, способный к нравственному и интеллектуальному саморазвитию, самореализации, физическому совершенствованию.

Реализация себя как человека в качестве цели воспитания дает возможность воспитанникам задуматься над тем, что человек является таковым лишь в силу осмысления своей жизни, что смысл жизни человеку нельзя дать извне, он сам формулирует его, что каждый человек самоценен и его уникальность сопряжена с потребностью взаимодействовать с другими людьми.

Определяющим в поведении человека являются: разум, умение сочетать свои физиологические потребности с чувством ответственности перед обществом, с нормами морали и нравственности, с уважением достоинства других людей.

 

Ценностный подход в системе воспитания человека в человеке, развития личности, становлении гражданина

В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, педагогические взгляды которых составляют современную научную школу, на вопрос, что сегодня можно сделать идеологической основой воспитательной системы, отвечают — ценности, которые, по их мнению, выступают системообразующим фактором воспитательной системы. Таким образом, содержание воспитания должны составлять не мероприятия, а ценности. ВАЖНО: направить сознание детей в сторону истинных идеалов и ценностей жизни и помочь им освоить науку жить в контексте данных ценностей.

Первейшей ценностью для человека является человек. Все остальные ценности конкретизируют представление об этой центральной ценности или являются условиями ее существования.

Жизнь (в собственном смысле слова) является фундаментом, предпосылкой реализации человеческой сущности, человеческого существования (экзистенции). Культура есть возможность и способ приобщении к человеческому бытию.

 

Идеалы (естественные, природные):  Добро, Правда, Истина, Красота, Свобода, Справедливость, Ценность жизни, Достоинство.

Национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Универсальный ряд общечеловеческих ценностей: Человек, Жизнь,

Семья, Отечество, Земля (планета), Мир, Знания, Культура, Труд, Здоровье                 

Базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидар

ность, гражданственность, семья; здоровье, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Нравственные ценности: гражданственность, свобода, патриотизм,

трудолюбие, миролюбие, инициативность, коллективизм, законопослушание, равенство, самодисциплинированность, товарищество, ответственность.

Моральные ценности: интеллигентность, достоинство, чувство долга,

самоотверженность, справедливость, чувство чести, искренность, самопознание, честность.

Духовные ценности: порядочность, истина, доброта, красота, идеал, смысл жизни,

вера, надежда, любовь, миролюбие, праведность, самоотверженность, солидарность, совесть, самоанализ.

Душевные ценности: человеколюбие, сострадание, сорадование, жазлость, общи

тельность, уважение, доброжелательность, бескорыстие, милосердие, чуткость.

 

Формой утверждения ценностей в коллективе является разработка

и реализация в жизни школьного сообщества системы морально-этических ценностей. Например:

- Декларация прав и обязанностей членов школьного сообщества;

- Законы жизнедеятельности, правила отношений между субъектами воспитания;

- Закона  о защите чести и достоинства человека в школе;

- Договор взаимодействия учитель – ученик,  кодексы сотрудничества ученик – родители – учителя;

- Кодекс Чести членов школьного сообщества;

- Системы поощрений и наград, адекватной принятым в коллективе ценностям.

 

Приоритетные средства в системе воспитания человека

          Под средствами воспитания следует понимать основные, приоритетные способы достижения целей воспитательного процесса. В иерархии технологической подсистемы процесса воспитания средства находятся на самом высоком уровне. Сегодня педагогическая теория и практика выделяет три основных средства воспитания: деятельность, общение, отношения.

         Отношения (нравственные) являются важнейшим средством воспитания, поскольку отношения выступают как побудительные силы деятельности и в значительной степени определяют характер общения. В процессе деятельности и общения возникает система отношений между субъектами воспитания и их отношения с внешним миром. В систему этих отношений входят: отношение к себе, отношение к окружающим людям, отношение к природе, отношение к обществу, отношение к предметному миру; отношение ко всему живому и т.д.  В свою очередь отношения определяют характер общения и выступают побудительным стимулом к совместной деятельности.

          Понятно, что ребенок понесет в свою взрослую жизнь те отношения, в поле которых он жил, учился, рос в детстве и отрочестве. Поэтому речь идет о развитии культуры взаимоотношений субъектов воспитания.

         Общение в ряду приоритетных средств воспитания в современной школе должно занять особое место. Изучение спроса детей разного возраста на общение говорит нам о том, что они очень страдают от его дефицита. А открытие, которое делают педагоги, радует и дает надежду. Оказывается современных компьютерных детей и подростков волнуют вечные темы добра и зла, прекрасного и безобразного, смысла жизни и др. А это и составит тот духовно-нравственный компонент в воспитании, которого так не хватает сегодня в условиях сохранения приверженности педагогике мероприятий. Это должно быть не просто общение, а общение-просвещение. Ибо в противовес «просвещению» СМИ, являющихся во многом мощным источником бездуховности, безнравственности и бескультурья, необходимо на каждой возрастной ступеньке развития детей разработать систему, с помощью которой будет осуществляться общение, духовно обогащающее не только воспитанников, но и педагогов вместе с родителями. Духовное обогащение всех сторон будет происходить лишь тогда, когда темы этого общения будут актуальны для всех субъектов воспитания (темы, где поднимаются главные философские вопросы жизни человека, окружающего мира, общества, страны, планеты по имени Земля). Чтобы общение (просвещение) стало востребованным со стороны всех субъектов школьной жизни необходимо обогатить его новыми формами, в том числе и дискуссионными, открыть школы искусства общения.

Деятельностьсистемообразующий элемент, основа воспитательной системы, эффективное средство организации целостного воспитательного процесса. Деятельность  является условием общения и отношений, включает деятельность взаимоотношений человека со средой. Деятельность должна быть творческой, коллективной, лично значимой.

У воспитательной деятельности налицо две цели:

-     цель, связанная с преобразованием и улучшением окружающего мира (школы, в которой мы учимся и учим; школьной территории, микрорайона, лесного участка, паркового массива и т.п.; социально-значимая, направленная на Другого человека и окружающий мир (милосердническая, природоохранительная, миротворческая и т.д.);

-      цель, связанная с преобразованием самого субъекта деятельности (личностный, духовный, творческий рост ребенка, учителя, родителя): деятельность, связанная с воспитанием в себе человека, гражданина; деятельность интеллектуальная, научно-исследовательская, здоровьесберегающая и формирующая; творческая, трудовая; досуговая.

Включение ребенка в деятельность, в нравственные отношения, в продуктивное

педагогическое общение способствуют его развитию. Вне развития личности, ее человеческого, духовного, интеллектуального, творческого роста нет,  и не может быть воспитания.

 

 

Средства реализации цели воспитания человека

Общение (просвещение)

Разговор в педагогической и родительской среде
«Человек как цель, субъект и результат воспитания»

1.      Почему вопрос постановки цели воспитания человека становится сегодня таким актуальным?

2.      Не кажется ли вам, что мы отошли от этой цели, и именно поэтому человек потерялся не только в этом мире, но и в нашем обществе, семье, школе?

3.      Каковы должны быть принципы и средства реализации данной цели?

4.      Предложите возможные приоритетные направления педагогической деятельности и содержание этой деятельности?

5.      Сейчас очень остро встает вопрос о духовной грамотности человека. В чем, по-вашему, должна заключаться и реализовываться духовная грамотность человека?

Общение (просвещение) в ученической среде

У источника познания

Осмысливаем феномен человека: «Человек как часть природы».

Ищем ответы на вопрос: «Чем отличается человек от животного?».

Обсуждаем проблему природы человека и его роли в истории развития человечества.

Знакомимся с мнением выдающихся русских философов и писателей
В. Соловьева, Н. Федорова, Н. Бердяева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и других  о природе, сущности, существовании и предназначении человека.

Знакомимся с биоэтикой — наукой об изучении человека и ее отношением к общечеловеческим проблемам — детству, старости, смерти, жизни
и т. д.

На перекрестке мнений

Размышляем:

«Что есть человек, зачем он в этом мире?»;

«В чем смысл человеческой жизни?»;

«Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти?»;

«Что мы считаем для себя самым важным в жизни?»;

«Чем мы больше всего восхищаемся в жизни и что больше всего уважаем в людях?»;

«Что считаем самым большим достижением в своей жизни?»;

«Что для нас является самым трудным в жизни?»;

«Что значит быть человеком?»

«Человек — это звучит гордо», — утверждал один из персонажей произведения А. М. Горького «На дне». Так ли это?

 «Какой человек нужен в ХХI веке, чтобы рядом с нами и в целом в мире

стало больше Добра и Красоты, Правды и Справедливости, Мира и Согласия?».

Откровенный разговор:

-          Каких людей среди нас больше: хороших или плохих?

-          С каким человеком ты можешь поделиться своим горем и радостью?

-          В чём проявляется забота и взаимопонимание, отзывчивость, сострадание, взаимоподдержка в нашем коллективе?

-          Готовы ли вы разделять чувства и мысли другого человека, его печаль?

-          В чём сущность противоположных установок: холодность, безразличие и отчуждённость от другого?

-          Готовы ли вы избавляться от противоположных установок: подавлять индивидуальность другого, проявлять невнимание к его нуждам, безразлично относиться к ним, избегать безответственности, обмана и унижения другого?

-         Человечное отношение к животным, природе. В чём оно проявляется?

 

«У Философского камня»

Размышляем:

– о жизни человека как величайшем даре природы;

– о благоговении перед жизнью как первооснове мировоззрения и этики.

Человек создан для того, чтобы…»,

У источника народной мудрости:

Множество ответов на извечные вопросы жизни о том, как вырасти и

быть Достойным Человеком, как жить по Совести и Чести, по законам Добра и Красоты кроются в Мудрости твоего и других народов живущих на Земле. По всему миру рассыпаны сокровища мудрости человеческой. Это твое наследство. И тебе необходимо будет освоить это наследство, чтобы быть мудрым человеком в этой жизни. Начни это делать прямо сейчас!

Знакомимся с взглядами народа на человека и его жизнь
(в этнопедагогике, фольклоре, культуре народов, живущих в России).

Узнаем, в чем заключается смысл жизни в традициях русского и других народов, живущих в нашей стране.

 

Задание: Вникни в содержание афоризмов и постарайтесь их объяснить.

А. П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и душа, и мысли, и одежда».

Стендаль: «Человек живет на земле не для того, чтобы быть богатым, но для того, чтобы стать счастливым».

Д. С. Лихачев: «Человек создан не для того, чтобы есть, покупать вещи. А для чего-то более возвышенного. Он должен отдать природе долг за то, что она веками работала, сотворила его таким, каким он стал. Человек должен постоянно думать, что он может сделать для мира, для человечества, для семьи».

Конфуций: «Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других».

Л. Шефер: «У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком».

 

 Примерные темы для общения-просвещения, для вывода воспитанников

 на осмысление жизни и себя в ней:

Я – человек

- «Круг жизни человека»: детство, отрочество, юность, зрелость, старость;

- «Что значит быть человеком?»;

- «Самая главная в мире профессия - быть человеком»;

- «Человек и животное: отличия и возможное сходство»;

- «Добро и зло, прекрасное и безобразное  в человеке»;

- «Человек достойный, настоящий: его основные черты и качества»;

- «Человеческие пороки – это болезни души»;

«Человек и его жизнь»

-«Жизнь – величайшая ценность, бесценный дар природы»;

-«Жизнь – это…»;

-«Жизнь прожить – не поле перейти»;

-«Идеалы и ценности жизни»;

-«Добро и зло, прекрасное и безобразное в жизни»;

-«Кто мы сами себе в жизни: друзья или враги»;

-«Жизнь в представлении нашего народа» (народная мудрость);

-«Мудрые люди о ценности и смысле жизни»;

-«Жизнь замечательных людей» из серии «ЖЗЛ»;

-«Жизнь по законам Добра, Правды, Красоты, Свободы, Справедливости, Человеческого Достоинства»;

-«Мудрые люди о ценности и смысле жизни»;

-и т.д.

 

Деятельность

1.      Изучение внутреннего мира воспитанников, их ценностных ориентаций, знаний этических норм и правил человеческого общежития, следования культурным образцам.

2.      Корректировка и усвоение этических норм и правил человеческого общежития, следование культурным образцам.

3.      Создание предпосылок для личностного развития ребенка в поле  нравст-

венных отношений и взаимодействий со сверстниками и взрослыми:

4.      Разработка и закрепление в жизни субъектов воспитания системы морально-этических ценностей:

Законы Доброты, Красоты, Правды, Чести и Достоинства, Ценности жизни, Человеческой порядочности, Совести, Ответственности, Слова и Дела;

Кодекс настоящего (достойного) человека», включающий следующие понятия: сердечность, забота; справедливость, бескорыстие, уважение человеческого достоинства; милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживание, терпение, доброжелательность, скромность; стремление к взаимопомощи, взаимослужение, взаимоответственность; готовность оказывать помощь близким и далёким людям; вежливость, чуткость, мягкость в обращении; стремление к ладу, миру и добрососедству; благоговение, глубочайшее почтение перед жизнью, ответственность во взаимоотношениях с людьми; высокий уровень самосознания; чувство собственного достоинства, самоуважение; самодисциплина, честность; ориентировка в духовных ценностях жизни; самостоятельность принятия решения и ответственность за него; свободный выбор содержания жизни, достойной человека.

5.      Формирование у воспитанников знаний и умений, расширяющих их представления о нормах морали и культурной жизни, приобщение к этим нормам, стимулирование желания жить, следуя нравственным нормам человеческого общежития:

а) Введение в практику работы со школьниками разного возраста уроков этикета и  искусства общения;

б) Составление Кодекса Человеческой Порядочности (или «Нравственного  компаса человека»).

в) Создание «Азбуки человеческой мудрости о человеке, его достоинствах и пороках»

-«Жизнь замечательных людей» из серии «ЖЗЛ»;

6.      Разработка и реализация целевых системных образовательных программ и проектов духовно-нравственного содержания. Например:

-          «Помни: имя твое – ЧЕЛОВЕК!»

-          «Самая главная в мире профессия – быть Человеком»

-          «В мире истинных идеалов и ценностей человеческой Жизни»;

-          «По Лабиринтам жизненных ситуаций»;

-          «Восхождение к вершинам по имени «Духовность», «Нравственность», «Культура».

7.      Проведение программ-презентаций лучшего в себе «Вот мы какие, люди-человеки, или из чего же сделаны Мы»:

 - Демонстрация наших достоинств, интересов и увлечений, наших успехов и достижений в интеллектуальной, творческой, социально-значимой деятельности);

- Проведение программ: «Мы – очень умные ребята!», «Мы – талантливые ребята», «Мы – умелые ребята», «Мы – спортивные ребята», «Мы – очень дружные ребята», «Мы – веселые ребята» и т.п.

- Проведение смотров «Знаем! Умеем! Действуем!»

Осознать ценность по имени «Человек», примерить ее на себя поможет и  целевой системный целевой проект «Самая главная в мире профессия – быть человеком». И тогда мы будем осваивать эту профессию. Прежде всего, приобретем знания о человеке как таковом. Ведь мы о многом в этом мире  знаем, но практически ничего не знаем о человеке: что это за существо такое, из чего он состоит (только ли из ног, рук, головы, туловища и т.д., но еще из своего характера, темперамента, способностей, увлечений, потребностей и т.д.).  И это будет 1-ое направление в реализации программы, которое будет осуществляться на основе общения (просвещения). Для разного возраста детей это будут разные темы общения, как и разные формы открытия себя как человека («Какие мы люди-человеки?» для младших школьников и «Мы открываем себя и друг друга» для детей постарше), показа лучшего в себе («Вот мы какие!». «Мы – очень умные (талантливые, увлеченные, спортивные, веселые и т.д.) ребята»). Все это позволит открыть и узнать и себя, и окружающих людей, посмотреть на себя и других как бы со стороны. «Познай себя, и ты не останешься прежним!», «Воспитай себя!» (стань сам себе учителем, воспитателем, тренером, врачом) и наконец, «Найди себя!» в добрых делах для других людей и прежде всего для родных и близких в сфере развития, заложенных в тебе талантов.     

Данный проект будет иметь свою очень важную цель воспитания человека в человеке и свои задачи.  Все обозначенные направления будут иметь свою систему общения-просвещения и деятельности (как на уровне коллективной, так и на уровне личностной). Общение-просвещение для большей его эффективности сделаем также системным. Откроем Школу доброты для воспитанников начальных классов, Школу Человечности для подростков, Школу духовно-нравственного совершенствования личности для старшеклассников. Деятельностный уровень будет эффективно реализован в рамках целевого системного проекта «Идем дорогами Добра». Направлениями данного проекта будут служить следующие направления: «Дорога к самому себе» (открытие себя, познание себя, воспитание себя), «Дорога к другим людям» (к родным, к одноклассникам, учителям, малышам, всем кто нуждается в помощи), «Дорога Памяти», «Дорога к матушке Природе», «Дорога к братьям нашим меньшим». Важным в реализации проекта представляется еще одно направление, в рамках которой разрабатываются и реализуются на личностном уровне индивидуальные программы позитивного развития личности.

 

Программа-ориентир

«Я — человек»

Знаю:

– чтó есть феномен человека (чтó есть человек, зачем он в этом мире);

– что человек является частью природы;

– чем человек отличается от животного;

– что говорится о проблеме природы человека в истории;

– в чем состоит новое понимание человека в научной мысли;

– что говорится о происхождении человека в Библии;

– в чем состоит духовное и творческое начало человека;

– низшие и высшие ценности в человеке;

– что есть добро, а что зло в человеке;

– что говорится о причинах и следствиях, характере добра и зла в религиях мира;

– почему богословие выделяет следующие добродетели в человеке: веру, надежду, любовь, смирение, послушание, долготерпение, верность, бесстрашие, благодарность и др.;

– человеческие пороки: ожесточенность, обособленность, жад­ность, властолюбие, человеконенавистничество, своекорыстие, мракобесие, фашизм, национализм, экстремизм, фанатизм, сексуальная распущенность и др.;

– пороки в богословии: воровство, проституция, тщеславие, чревоугодие и др.;

– источники зла в человеке: лень, жадность, жестокость, лживость, эгоизм, зависть, трусость, безделие, погоня за удовольствиями и др.;

– злодеяния человека: убийство, самоубийство, человеконенавистничество, предательство, паразитизм, демагогия, мстительность, клевета, жадность, скаредность, черствость, лизоблюдство, трусость, подхалимаж, карьеризм;

– нравственное состояние современного человека;

– в чем проявляется сущность человека как женского и мужского начала;

– в чем состоит жизненное предназначение мужчины и женщины;

– какого человека мы считаем великим;

– какими качествами должен обладать человек, чтобы быть интеллигентным, прогрессивным;

– что можно назвать добродетелями, а что пороками человека;

– зачем человеку другие люди;

– с кем и в какие отношения вступает человек;

– какие проявления со стороны человека считаются недостойными цивилизованного человека;

– свой характер, свой темперамент, свои способности;

– свои желания, интересы и склонности.

Умею:

– бороться со своими недостатками;

– сохранять и развивать, совершенствовать свои достоинства;

– взаимодействовать с другими людьми на уровне нравственных отношений и взаимно обогащающего общения;

– сохранять свое человеческое достоинство в любых жизненных ситуациях.

Действую:

– изучаю круг наук о человеке;

– изучаю жизнь и деяния достойных людей своего Отечества и мира;

– избавляюсь от пороков («болезней» своей души) путем самопознания, самовоспитания, самосовершенствования (сам себе психолог, сам себе учитель, сам себе воспитатель);

– развиваю в себе заложенное природой начало (мужское, женское);

– веду здоровый образ жизни;

– развиваю свои культурные потребности, свои творческие возможности.

 

В итоге дети должны с одной стороны хорошо усвоить понимание того что настоящего (достойного) человека характеризуют следующие качества: понимание ценности человеческой жизни, сердечность, забота; справедливость, бескорыстие, уважение человеческого достоинства; милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживание, терпение, доброжелательность, скромность; взаимослужение, взаимоответственность; готовность оказывать помощь близким и далеким; вежливость, чуткость, мягкость в обращении; стремление к ладу, миру и добрососедству; благоговение, глубочайшее почтение перед жизнью, ответственность во взаимоотношениях с людьми; свободный высокий уровень самопознания; чувство собственного достоинства, самоуважение; самодисциплина, честность; умение ориентироваться в духовных ценностях жизни; самостоятельность принятия решения и ответственность за него. С другой стороны – это осознанная жизнь в контексте истинных идеалов и ценностей человеческой жизни.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб., 1895. Т. 1. С. 11.

Серия СТАТЕЙ «Воспитать человека»

Серия СТАТЕЙ «Воспитать человека»

В своей «Педагогике» (1925) учёный утверждал, что воспитание человека сводится, главным образом, к укреплению (или ослаблению) в ребенке так называемых культурных приобретений

В своей «Педагогике» (1925) учёный утверждал, что воспитание человека сводится, главным образом, к укреплению (или ослаблению) в ребенке так называемых культурных приобретений

Реализация себя как человека в качестве цели воспитания дает возможность воспитанникам задуматься над тем, что человек является таковым лишь в силу осмысления своей жизни, что…

Реализация себя как человека в качестве цели воспитания дает возможность воспитанникам задуматься над тем, что человек является таковым лишь в силу осмысления своей жизни, что…

Моральные ценности: и нтеллигентность, достоинство, чувство долга, самоотверженность, справедливость, чувство чести, искренность, самопознание, честность

Моральные ценности: и нтеллигентность, достоинство, чувство долга, самоотверженность, справедливость, чувство чести, искренность, самопознание, честность

Ибо в противовес «просвещению»

Ибо в противовес «просвещению»

Общение (просвещение) в ученической среде

Общение (просвещение) в ученической среде

У источника народной мудрости:

У источника народной мудрости:

Жизнь по законам Добра, Правды,

Жизнь по законам Добра, Правды,

Демонстрация наших достоинств, интересов и увлечений, наших успехов и достижений в интеллектуальной, творческой, социально-значимой деятельности); -

Демонстрация наших достоинств, интересов и увлечений, наших успехов и достижений в интеллектуальной, творческой, социально-значимой деятельности); -

Библии; – в чем состоит духовное и творческое начало человека; – низшие и высшие ценности в человеке; – что есть добро, а что зло в…

Библии; – в чем состоит духовное и творческое начало человека; – низшие и высшие ценности в человеке; – что есть добро, а что зло в…

В итоге дети должны с одной стороны хорошо усвоить понимание того что н астоящего (достойного) человека характеризуют следующие качества: понимание ценности человеческой жизни, сердечность, забота;…

В итоге дети должны с одной стороны хорошо усвоить понимание того что н астоящего (достойного) человека характеризуют следующие качества: понимание ценности человеческой жизни, сердечность, забота;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2021