ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНОГО БЛОГА
Валькова Л. А.
Современные школьники очень много времени проводят перед компьютером. Интернет стал неотъемлемой частью их жизни. Хорошо это или плохо? Об этом спорят дети, родители, учителя и психологи. В сборнике типовых вариантов заданий ЕГЭ по русскому языку за 2012 год выпускникам для написания сочинения-рассуждения на эту тему была предложена статья психолога А. Г. Ивановой. Автор статьи утверждает, что если речь не идет о зависимости, то такое увлечение не является опасным и проходит с возрастом. К тому же, по мнению психолога, «Интернет стал частью нашей жизни <…>. Умение ориентироваться в нем и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования». Я разделяю мнение А. Г. Ивановой и считаю, что плюсов в использовании Интернета гораздо больше, чем минусов. На открытии конференции педагогов России и ближнего зарубежья "Особенности современных школьников, их потребности и запросы" (1-3 ноября 2011 года), организованной Ассоциацией гимназий Санк-Петербурга, выступали психологи, которые в один голос говорили о невозможности игнорировать изменения, произошедшие в сознании современных школьников. Мне запомнилось выражение одного из выступавших: «Общаясь с учениками в Интернет-пространстве, мы играем на их поле» - и это, несомненно, открывает новые возможности для взаимодействия. Мой собственный опыт показывает, что общаться с учениками в Интернет-пространстве не только удобно, но и очень эффективно.
Возможности предметного блога
Закончив курсы «Современные Интернет-технологии в образовательной практике», я поняла, что пространство Интернета дает мне возможность взаимодействовать одновременно со всеми учениками за пределами класса, а они могут общаться со мной и друг с другом, причем это можно делать даже в режиме он-лайн, например, имея совместный доступ к редактированию документа (таким образом мне удалось организовать ряд интересных дискуссий на волнующие ребят темы). Это дает колоссальные возможности двигаться вглубь и вширь при изучении предмета, на что на уроках всегда недостает времени: если копать слишком глубоко или выходить далеко за рамки темы урока, то не хватит часов для прохождения программы.
Многие учителя сейчас имеют свои сайты, но меня больше увлекла идея создать и вести предметный блог. Сайт – это архив, который создается учителем и используется учениками, а блог – двустороннее общение. При этом он обладает всеми возможностями сайта. На блоге можно размещать много дополнительного материала («двигаться вширь»), можно ставить проблемные вопросы и вместе обсуждать их («двигаться вглубь»). Можно вывешивать вопросы к зачетам и краткие ответы для пропустивших уроки учеников вместо того, чтобы консультировать каждого в отдельности, - очень экономит время. Еще одно достоинство блога: все, что вы на нем выкладываете, каждый смотрит дома сам, не надо тратить драгоценное время на уроке. Еще один плюс - в блоговских обсуждениях могут принимать участие мои выпускники, коллеги и даже родители, ведь это открытое сообщество, любой может стать «постоянным читателем» блога и получить право оставлять комментарии к сообщениям.
История моего блога
Я сразу решила: у меня
будет блог учителя-предметника (предметный), вести который буду я сама для
своего 9-го (ныне уже 10-го) класса. Блог дает мне большие возможности: я могу предлагать
дополнительный материал для самостоятельного изучения, тем самым расширяя
кругозор учеников; могу помочь "тугодумам" и пропустившим уроки ученикам усвоить материал, вывешивая электронные конспекты;
могу хоть как-то компенсировать недостаток часов на просмотр интересных
фильмов, связанных с проблемой, поднятой в изучаемом произведении, и на
обсуждение вопросов, которые оказались актуальными именно для учеников этого
класса (например, обсуждаем: один в поле воин или нет? - и я даю ссылку на
фильм "Полет над гнездом кукушки"; говорили о романтизме, о создании
собственного мира, противопоставленного реальности, а дома, получив нужную
ссылку, ребята смотрели фильм «Дон Жуан де Марко»). Комментарии к сообщениям дают
возможность всем желающим высказать свое мнение. Тем, кто много читает, я могу
давать ссылки на хорошие книги, могу сама получать новую информацию о книгах и
фильмах из комментариев. Ну и, наконец, могу показать ученикам, что Интернет -
это не только Контакт!
Я размещаю на блоге аудиозаписи, ссылки на фильмы, критические статьи и
художественные произведения, материалы к уроку (например, Чацкий-Соломин и
Чацкий-Меньшиков читают монолог «Не образумлюсь, виноват…»), лучшие сочинения и
творческие работы своих учеников.
Иногда после прочтения и обсуждения на уроках художественного произведения у ребят возникает желание поговорить о том, насколько актуальна поднятая изученным автором проблема в наше время или как она преломилась в сознании современного человека. Тогда я использую такой интересный, на мой взгляд, вид интерактивный работы, как совместное редактирование документа. Таким образом мы выработали «Кодекс чести героя нашего времени» и поспорили о том, кому сейчас на Руси жить хорошо. Вести такие «компьютерные» дискуссии очень удобно: когда эмоции захлестывают и хочется выплеснуть их «на бумагу», возникает разговор в режиме он-лайн (спорящие стороны видят, как бегает по экрану карандашик соперника, и с нетерпением ждут своей очереди ответить). В таком споре могут принять участие все желающие, у кого есть доступ к документу (обычно создается группа, в которую входят ученики одного класса или одной параллели). Те же, кто не успел принять участие в этом «разговоре», вступают в дискуссию в любое удобное для них время. Любой человек, заинтересовавшийся спором, но не являющийся членом группы, может высказать свое мнение в комментариях. Ознакомиться с результатами нашей интерактивной работы можно на блоге lubov19.sent.blogspot.com
Интерактивные домашние задания
На блоге можно размещать интерактивные кроссворды, создать которые довольно просто в программе HotPotatoes. При помощи таких кроссвордов можно проверить не только знание терминов, но и умение выполнять практические задания (определять размеры стихосложения, различать средства художественной выразительности и т.п.). Решение интерактивновных кроссвордов – хороший способ самопроверки, так как после выполнения задания ученик получает информацию о том, насколько качественно выполнена работа.
Не менее интересный вид работы – самостоятельный анализ стихотворного или прозаического произведения, выбранного из книжки, которая размещается на блоге. Для этого все необходимые тексты (стихотворения, рассказы, сказки и проч.) сначала вставляются в слайды для презентации, которую потом при помощи программы Issue можно трансформировать в книжку с перелистывающимися страницами. Это очень удобно, когда анализируешь одно стихотворение или рассказ из большого цикла. Учитель может помочь ученикам, собрав все произведения данного цикла в одну небольшую книжку, прочитав которую, ученик сможет лучше понять идею выбранного для анализа произведения.
Если учитель дал задание создать презентации к уроку, то нужно очень много времени, чтобы посмотреть их все, и сорока пяти минут не хватит. Очень удобно разместить презентации на блоге, а в качестве домашнего задания предложить ребятам написать о них отзыв (критерии оценивания определяются заранее). Как показал опыт, ребята дома с большим удовольствием смотрят презентации одноклассников, не жалея на это времени, отзывы о работах дают объективные, на недостатки указывают в корректной в форме. К тому же, посмотрев ряд презентаций по одному произведению, ребята лучше понимают и запоминают пройденный материал. Но самое главное, на мой взгляд, то, что такая работа (а это очень серьезная работа!) доставляет ребятам удовольствие!
Хорошим видом дополнительных заданий является работа с гугл-картами. Ученик, который не может посещать занятия в школе, может выполнить работу дома, например, сделать карту Бородинского сражения, не только отметив флажками важнейшие точки, но и прикрепив соответствующие цитаты из романа «Война и Мир», а возможно, и портреты военачальников или иллюстрации к роману.
Домашним заданием является и обязательное участие в совместном редактировании документа, которое на самом деле означает участие в дискуссии, возникшей после обсуждения на уроках того или иного произведения. Об этом виде интерактивной деятельности я уже рассказывала подробно выше.
Очевидные преимущества блога
Блогу моему немногим больше года, но уже можно сделать некоторые выводы: домашние задания в форме комментариев на блоге выполняются ребятами с большим удовольствием и не воспринимаются как д/з, хотя времени занимают не меньше; обмен впечатлениями о прочитанных книгах или просмотренных фильмах является хорошим стимулом для того, чтобы самому прочитать (посмотреть) ту или иную книгу (фильм), что позволяет расширить свой кругозор; диалоговая форма общения между учениками, выпускниками и учителями помогает взглянуть на обсуждаемую проблему с разных сторон и формирует партнерские отношения между представителями разных поколений; прочитав, посмотрев или послушав дополнительные материалы к уроку, выложенные на блоге, ребята гораздо активнее ведут себя на уроке. Выражение своих мыслей в письменной форме воспитывает культуру речи, а возможность комментировать работы друг друга, презентации, например, с одной стороны, помогает осознать ответственность за качество размещенного на блоге материала, а с другой стороны, повышает уровень коммуникативной культуры.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.