Статья "Возможности предметного блога "
Оценка 5

Статья "Возможности предметного блога "

Оценка 5
Домашнее обучение
docx
русская литература
5 кл—11 кл
20.01.2020
Статья "Возможности предметного блога "
Предметный блог дает возможность взаимодействовать одновременно со всеми учениками за пределами класса, а они могут общаться с учителем и друг с другом, причем это можно делать даже в режиме он-лайн, например, имея совместный доступ к редактированию документа. Это дает колоссальные возможности двигаться вглубь и вширь при изучении предмета, на что на уроках всегда недостает времени.
Возможности предметного блога.docx

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНОГО БЛОГА

Валькова Л. А.

 

Современные школьники очень много времени проводят перед компьютером. Интернет стал неотъемлемой частью их жизни. Хорошо это или плохо? Об этом спорят дети, родители, учителя и психологи. В сборнике типовых вариантов заданий ЕГЭ по русскому языку за 2012 год выпускникам для написания сочинения-рассуждения на эту тему была предложена статья психолога А. Г. Ивановой. Автор статьи утверждает, что если речь не идет о зависимости, то такое увлечение не является опасным и проходит с возрастом. К тому же, по мнению психолога, «Интернет стал частью нашей жизни <…>. Умение ориентироваться в нем и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования». Я разделяю мнение А. Г. Ивановой и считаю, что плюсов в использовании Интернета гораздо больше, чем минусов. На открытии конференции педагогов России и ближнего зарубежья "Особенности современных школьников, их потребности и запросы" (1-3 ноября 2011 года), организованной Ассоциацией гимназий Санк-Петербурга, выступали психологи, которые в один голос говорили о невозможности игнорировать изменения, произошедшие в сознании современных школьников. Мне запомнилось выражение одного из выступавших: «Общаясь с учениками в Интернет-пространстве, мы играем на их поле» - и это, несомненно, открывает новые возможности для взаимодействия. Мой собственный опыт показывает, что общаться с учениками в Интернет-пространстве не только удобно, но и очень эффективно.

 

Возможности предметного блога

Закончив курсы «Современные Интернет-технологии в образовательной практике», я поняла, что пространство Интернета дает мне возможность взаимодействовать одновременно со всеми учениками за пределами класса, а они могут общаться со мной и друг с другом, причем это можно делать даже в режиме он-лайн, например, имея совместный доступ к редактированию документа (таким образом мне удалось организовать ряд интересных дискуссий на волнующие ребят темы). Это дает колоссальные возможности двигаться вглубь и вширь при изучении предмета, на что на уроках всегда недостает времени: если копать слишком глубоко или выходить далеко за рамки темы урока, то не хватит часов для прохождения программы. 

Многие учителя сейчас имеют свои сайты, но меня больше увлекла идея создать и вести предметный блог. Сайт – это архив, который создается учителем и используется учениками, а блог – двустороннее общение. При этом он обладает всеми возможностями сайта.  На блоге можно размещать много дополнительного материала («двигаться вширь»), можно ставить проблемные вопросы и вместе обсуждать их («двигаться вглубь»). Можно вывешивать вопросы к зачетам и краткие ответы для пропустивших уроки учеников вместо того, чтобы консультировать каждого в отдельности, - очень экономит время. Еще одно достоинство блога:  все, что вы на нем выкладываете, каждый смотрит дома сам, не надо тратить драгоценное время на уроке. Еще один плюс - в блоговских обсуждениях могут принимать участие мои выпускники, коллеги и даже родители, ведь это открытое сообщество, любой может стать «постоянным читателем» блога и получить право оставлять комментарии к сообщениям.

История моего блога

Я сразу решила: у меня будет блог  учителя-предметника (предметный), вести который буду я сама для своего 9-го (ныне уже 10-го) класса. Блог дает мне большие возможности: я могу предлагать дополнительный  материал для самостоятельного изучения, тем самым расширяя кругозор учеников; могу помочь "тугодумам" и пропустившим уроки ученикам усвоить материал, вывешивая электронные конспекты; могу хоть как-то компенсировать недостаток часов на просмотр интересных фильмов, связанных с проблемой, поднятой в изучаемом произведении, и на обсуждение вопросов, которые оказались актуальными именно для учеников этого класса (например, обсуждаем: один в поле воин или нет? - и я даю ссылку на фильм "Полет над гнездом кукушки"; говорили о романтизме, о создании собственного мира, противопоставленного реальности, а дома, получив нужную ссылку, ребята смотрели фильм «Дон Жуан де Марко»). Комментарии к сообщениям  дают возможность всем желающим высказать свое мнение. Тем, кто много читает, я могу давать ссылки на хорошие книги, могу сама получать новую информацию о книгах и фильмах из комментариев. Ну и, наконец, могу показать ученикам, что Интернет - это не только Контакт!
Я  размещаю на блоге аудиозаписи, ссылки на фильмы, критические статьи и художественные произведения, материалы к уроку (например, Чацкий-Соломин и Чацкий-Меньшиков читают монолог «Не образумлюсь, виноват…»), лучшие сочинения и творческие работы своих учеников.

Иногда после прочтения и обсуждения на уроках художественного произведения у ребят возникает желание поговорить о том, насколько актуальна поднятая изученным автором проблема в наше время или как она преломилась в сознании современного человека. Тогда я использую такой интересный, на мой взгляд, вид интерактивный работы, как совместное редактирование документа. Таким образом мы выработали «Кодекс чести героя нашего времени» и поспорили о том, кому сейчас на Руси жить хорошо. Вести такие «компьютерные» дискуссии очень удобно: когда эмоции захлестывают и хочется выплеснуть их «на бумагу», возникает разговор в режиме он-лайн (спорящие стороны видят, как бегает по экрану карандашик соперника, и с нетерпением ждут своей очереди ответить). В таком споре могут принять участие все желающие, у кого есть доступ к документу (обычно создается группа, в которую входят ученики одного класса или одной параллели). Те же, кто не успел принять участие в этом «разговоре», вступают в дискуссию в любое удобное для них время. Любой человек, заинтересовавшийся спором, но не являющийся членом группы, может высказать свое мнение в комментариях. Ознакомиться с результатами нашей интерактивной работы можно на блоге lubov19.sent.blogspot.com

Интерактивные домашние задания

На блоге можно размещать интерактивные кроссворды, создать которые  довольно просто в программе HotPotatoes. При помощи таких кроссвордов можно проверить не только знание терминов, но и умение выполнять практические задания (определять размеры стихосложения, различать средства художественной выразительности и т.п.). Решение интерактивновных кроссвордов – хороший способ самопроверки, так как после выполнения задания ученик получает информацию о том, насколько качественно выполнена работа.

Не менее интересный вид работы – самостоятельный анализ стихотворного или прозаического произведения, выбранного из книжки, которая размещается на блоге. Для этого все необходимые тексты (стихотворения, рассказы, сказки и проч.) сначала вставляются в слайды для презентации, которую потом при помощи программы Issue можно трансформировать в книжку с перелистывающимися страницами. Это очень удобно, когда анализируешь одно стихотворение или рассказ из большого цикла. Учитель может помочь ученикам, собрав все произведения данного цикла в одну небольшую книжку, прочитав которую, ученик сможет лучше понять идею выбранного для анализа произведения.

Если учитель дал задание создать презентации к уроку, то нужно очень много времени, чтобы посмотреть их все, и сорока пяти минут не хватит. Очень удобно разместить презентации на блоге, а в качестве домашнего задания предложить ребятам написать о них отзыв (критерии оценивания определяются заранее). Как показал опыт, ребята дома с большим удовольствием смотрят презентации одноклассников, не жалея на это времени, отзывы о работах дают объективные, на недостатки указывают в корректной в форме. К тому же, посмотрев ряд презентаций по одному произведению, ребята лучше понимают и  запоминают пройденный материал.  Но самое главное, на мой взгляд, то, что такая работа (а это очень серьезная работа!) доставляет ребятам удовольствие!

Хорошим видом дополнительных заданий является работа с гугл-картами. Ученик, который не может посещать занятия в школе, может выполнить работу дома, например, сделать карту Бородинского сражения, не только отметив флажками важнейшие точки, но и прикрепив соответствующие цитаты из романа «Война и Мир», а возможно, и портреты военачальников или иллюстрации к роману.

Домашним заданием является и обязательное участие в совместном редактировании документа, которое на самом деле означает участие в дискуссии, возникшей после обсуждения на уроках того или иного произведения. Об этом виде интерактивной деятельности я уже рассказывала подробно выше.

 

Очевидные  преимущества блога

Блогу моему немногим больше года, но уже можно сделать некоторые выводы: домашние задания в форме комментариев на блоге выполняются ребятами с большим удовольствием и не воспринимаются как д/з, хотя времени занимают не меньше; обмен впечатлениями о прочитанных книгах или просмотренных фильмах является хорошим стимулом для того, чтобы самому прочитать (посмотреть) ту или иную книгу (фильм), что позволяет расширить свой кругозор; диалоговая форма общения между учениками, выпускниками и учителями помогает взглянуть на обсуждаемую проблему с разных сторон и формирует партнерские отношения между представителями разных поколений; прочитав, посмотрев или послушав дополнительные материалы к уроку, выложенные на блоге, ребята гораздо активнее ведут себя на уроке. Выражение своих мыслей в письменной форме воспитывает культуру речи, а возможность комментировать работы друг друга, презентации, например, с одной стороны, помогает осознать ответственность за качество размещенного на блоге  материала, а с другой стороны, повышает уровень коммуникативной культуры.


 

Скачано с www.znanio.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНОГО БЛОГА

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНОГО БЛОГА

На блоге можно размещать много дополнительного материала («двигаться вширь»), можно ставить проблемные вопросы и вместе обсуждать их («двигаться вглубь»)

На блоге можно размещать много дополнительного материала («двигаться вширь»), можно ставить проблемные вопросы и вместе обсуждать их («двигаться вглубь»)

В таком споре могут принять участие все желающие, у кого есть доступ к документу (обычно создается группа, в которую входят ученики одного класса или одной…

В таком споре могут принять участие все желающие, у кого есть доступ к документу (обычно создается группа, в которую входят ученики одного класса или одной…

Война и Мир», а возможно, и портреты военачальников или иллюстрации к роману

Война и Мир», а возможно, и портреты военачальников или иллюстрации к роману
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020