Статья: «Взаимодействие с родителями воспитанников по формированию у детей раннего возраста интереса к изобразительной деятельности»

Статья: «Взаимодействие с родителями воспитанников по формированию у детей раннего возраста интереса к изобразительной деятельности»

Мероприятия
doc
Детсад
23.03.2020
роблема организации взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении всегда была актуальной и сложной для педагогов. Актуальность ее обусловлена тем, что на современном этапе развития общества семейное воспитание признается приоритетным. Поэтому сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей становится необходимым. Оно позволит придерживаться единых требований к ребенку, касающихся воспитания и развития его психических качеств, нравственного развития и др. Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались многие ученые. В своих работах учеными предлагаются современные формы и методы плодотворного сотрудничества детского сада и семьи, раскрывается значимость самовоспитания и саморазвития педагогов и родителей. Основная трудность организации педагогического взаимодействия с родителями процесса заключаются в том, что стороны по-разному оценивают процесс воспитания и обучения в детском саду и место в нем ребенка. Успешному взаимодействию с родителями способствуют также эмоционально насыщенные формы общения с ними: совместный досуг взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т. п.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

+Статья.doc

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка детский сад № 154» города Магнитогорска

 

 

 

 

 

Статья

 

Тема: «Взаимодействие с родителями воспитанников по формированию у детей раннего возраста интереса к изобразительной деятельности»

 

 

 

 

подготовила: воспитатель первой квалификационной категории: МДОУ «ЦРР-д/с№154»

Юрчилюк Анна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2020

            Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставят перед педагогами задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования является создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Проблема организации взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении всегда была актуальной и сложной для педагогов. Актуальность ее обусловлена тем, что на современном этапе развития общества семейное воспитание признается приоритетным. Поэтому сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей становится необходимым. Оно позволит придерживаться единых требований к ребенку, касающихся воспитания и развития его психических качеств, нравственного развития и др. Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались многие ученые. В своих работах учеными предлагаются современные формы и методы плодотворного сотрудничества детского сада и семьи, раскрывается значимость самовоспитания и саморазвития педагогов и родителей. Основная трудность организации педагогического взаимодействия с родителями процесса заключаются в том, что стороны по-разному оценивают процесс воспитания и обучения в детском саду и место в нем ребенка. Успешному взаимодействию с родителями способствуют также эмоционально насыщенные формы общения с ними: совместный досуг взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т. п. Процесс взаимодействия детского сада с родителями организуется через разнообразные контактные и бесконтактные традиционные и нетрадиционные формы работы с ними, причем наибольшую популярность приобретают бесконтактные нетрадиционные формы, такие как: общение через социальные сети («В Контакте», «Одноклассники», «Facebook», ВАТСАП, ВАЙБЕР, Инстограм и т.д.), электронную почту родителей и воспитателей, а также сайт ДОО.

Главное – не мешать, ребёнку творить, не убить в нём интерес к изобразительной деятельности. Одновременно необходимо постепенно развивать этот интерес, иначе он не сможет долго существовать и погибнет. Неведение родителей может погасить творческую активность ребёнка, нивелировать его индивидуальность. К такому же результату может привести и неправильный выбор художественного материала.

Родители должны понимать необходимость для ребёнка всестороннего развития – духовного, эстетического, умственного, а занятие рисованием развивает мыслительные способности человека, так как занятие изобразительным искусством приучают ребёнка думать, анализировать, заставляют пребывать в состоянии активного творческого мышления, развивая его память, оттачивая восприятия, обогащая эмоциональный мир.

Многие родители не правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников, но в основном видят её в развитии речи, мышления, оценочного отношения к жизни, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что воспитание ребёнком искусства оказывает сильное воздействие на формирование эстетического видения действительности.

Лишь немногие родители видят в изобразительном искусстве средство ознакомления детей с социальным опытом людей, формирования оценочного отношения к духовным ценностям эмоциональной сферы ребенка, умения общаться. Поэтому очень необходима просветительская работа детского сада с родите­лями. В вопросах формирования детского изобразительного интереса необходима тесная взаимосвязь дошкольного учреждения и семьи. Родители должны понимать значение устойчивых, разносторонних интересов для развития и воспитания ребенка. Взрослые должны не только заботиться об оснащении занятий изобразительной деятельностью (предоставление материалов, инструментов, места для занятий), но и активно участвовать в рисовании, изготовлении поделок, обсуждать с ребенком темы, способы изображения, советовать, показывать. С этой целью в детском саду используются различные формы взаимодействия: родительские собрания, консультации, мастер-классы, детско-родительские проекты информационные стенды и т. д. Одной из главных и наиболее распространенных форм взаимодействия ДОО с семьей являются родительские собрания, которые позволяют разным членам семьи быть в курсе будней детского сада, деятельности детей, их результатов и достижений. Каждый папа и мама, бабушка и дедушка, посещающие родительские собрания, с уверенность могут сказать, что именно здесь они часто узнают новые интересные сведения о своем сыне (дочери), внуке (внучке). Диалог между педагогом и родителями порождает новый смысл родительского собрания - собрание-встреча партнеров. Мы считаем, что такое собрание не может проводиться формально, оно имеет ресурс стать событием для семьи и ДОО. Встреча – это событие-переживание, проживание нескольких часов вместе, полезного времени действия; объединение равных; признание множественности истин; открытость целевых установок; удивление и ободрение; поиск ответов на вопросы; опыт взаимодействия; возможность критически отнестись к ситуации и к себе. Суть такого взаимодействия – обогащение родителей педагогическими знаниями и привлечению к участию в жизни детского сада. В последнее время все большую популярность приобретают нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Они строятся по типу деловых игр, телевизионных развлекательных программ и направлены на установление неформальных контактов с родителями. Отличительной особенностью подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, анализировать, искать собственные решения проблемы. Общение в данном случае строится на принципах диалога, партнерства, творческого сотрудничества педагогов и семьи. В качестве таких форм выступают: клубы («Клуб любителей искусства», кружки, «Мастера», «Умелые ручки», вечера вопросов и ответов, «Почему нужно уметь рисовать», «Мой любимый художник»), совместное посещение музеев и выставок, творческие проекты и т. д.

Стимулом развития интереса к изобразительной деятельности можно назвать организацию выставок, где могут быть представлены творческие работы детей, родителей, воспитателей, других сотрудников дошкольного учреждения. Это важное средство поощрения одних детей и стимуляции к деятельности других, формирование разностороннего интереса к изобразительной деятельности у всех. Детей ставят в такие условия, что у них возникает стремление к большим достижениям, желание работать совместно со взрослыми. Одной из форм совместной работы дошкольного учреждения и семьи по формированию изобразительного интереса можно назвать организацию детского коллекционирования. Совместно с детьми можно определить содержание (репродукции, открытки, оригинальные фотографии, игрушки, этикетки, календари, детские книги) и правила коллекционирования. Взрослые вместе с дошкольниками формулируют идею коллекционирования (зачем коллекционировать, что будем собирать), предусматривают правила хранения и оформления коллекции, определяют выставочное место (коробка с ячейками, альбом, стенд, лесенка и др.). Увлеченных коллекционированием родителей можно приглашать в дошкольное учреждение для обсуждения семейных коллекций. Рассматривание коллекций позволяет активизировать интерес детей к изобразительному искусству и изобразительной деятельности.

Используются и папки-передвижки. В папках-передвижках раскрываются примерно такие вопросы: «Воспитываем интерес к изобразительному искусству», Изучение материалов папок-передвижек родителями сопровождается предварительными консультациями. Результаты такой работы иногда становятся поводом для проведения беседы.

На собраниях в начале года необходимо познакомить родителей с основными задачами эстетического воспитания дошкольников и дать ряд конкретных советов для осуществления этих задач. Воспитателю следует также познакомиться с условиями, в которых живёт каждый ребёнок; узнать какие впечатления получает ребёнок дома, развивают ли родители у детей наблюдательность на прогулках в лес, парк в разное время года, обращают ли внимание детей на красоту окружающей природы и т.д.

Необходимо знать, какие в семье созданы условия для изобразительной деятельности, заботятся ли родители о том, чтобы малыш мог дома рисовать, лепить. Воспитателю следует познакомить родителей с особенностями изобразительной деятельности дошкольников, помочь им понять своеобразие детского рисунка, лепки, объяснить, как руководить процессом творчества ребёнка. Надо посоветовать родителям, бережно относиться к первым рисункам, чтобы ребёнок увидел это отношение. Воспитателя должно также интересовать, насколько взрослые помогают ребёнку в процессе изобразительной деятельности.

Воспитателю следует ещё раз напомнить родителям, что ребёнку не достаточно лишь дать лист бумаги, карандаш, комок пластилина. Надо помочь ему найти замысел и развивать его. С этой целью воспитатель проводит беседы, нужно рассказать, какие занятия можно провести с ребёнком.

В беседах с родителями воспитатель должен интересоваться содержанием художественной деятельности в семье, можно посоветовать прочитать и специальную литературу по вопросам изобразительного творчества маленького ребёнка.

Приобщение детей к изобразительному искусству осуществляется с помощью разнообразных форм: посещение художественных музеев, галерей, мастерских художников, экскурсии на природу, просмотр кинофильмов по изобразительному искусству; оформление квартиры к празднику; занятия живописью, декоративно-прикладным искусством и т.д. Несмотря на многообразие форм работы, которые можно использовать для воспитания детей средствами изобразительного искусства в семье, для систематического, полноценного развития их творческих способностей, рекомендуется организовывать посещение детьми студий, кружков изобразительного искусства, поддерживать постоянную связь с детским садом.

Таким образом, все формы взаимодействия влияют на укрепление внутрисемейных связей, содействуют положительной настроенности педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Помогают достичь взаимопонимания и сотрудничества. Педагог, поддерживая постоянный контакт с семьей, узнает особенности своего воспитанника и учитывает их при работе, это ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Сценарий совместного досуга для детей и родителей группы раннего возраста на тему:

«Пошали со мною, мама»

 

Задачи с интеграцией образовательных областей:

Познавательное развитие:

-расширять представление родителей и детей о возможностях рисования пальчиковыми красками;

- развивать воображение и творческую активность у детей и взрослых (родителей);

Социально - коммуникативное развитие:

- формировать готовность к совместной деятельности;

- способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;

- поощрять самостоятельные действия;

- содействовать созданию доброжелательной атмосферы в группе.

Художественно-эстетическое развитие:

- совершенствовать умение рисовать пальчиковыми красками,

- воспитывать желание рисовать вместе со взрослым (воспитателем, родителем);

- формировать эмоциональный отклик на продукт совместной деятельности;  

Речевое развитие:

-обогащать активный словарь детей (название основных красок: желтый, зеленый, красный, синий);

Физическое развитие:

-развивать мелкую моторику;

-удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Цель: способствовать приобщению детей раннего возраста и их родителей к изобразительной деятельности, воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.

Материал и оборудование:

- бумага размерами (А - 4);

- на листах изображены заготовки для рисования пальчиками и ладошками: ёжики без иголок, стволы деревьев, бабочки без крыльев, стебли цветов, трава, солнце без лучиков, тучки с эмоциями, божьи коровки без пятнышек, жирафы без пятнышек,;

-пальчиковые краски 4-х основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый;

-влажные салфетки;

-записка от художника;

-костюм художника;

-инвентарь художника: палитра с красками, кисточка.

Предварительная работа:

-консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»; «Учите детей изображать!».

-беседы с детьми о диких и сказочных животных: зайцах, ёжиках, жирафах, и т.д.;

- рассматривание иллюстраций диких животных (ёж, заяц), птиц, насекомых (бабочек, божьих коровок);

-организованная образовательная деятельность на тему: «Малышарики живут, в гости деток всех зовут»

-закрепление навыка работы с красками техникой рисования ладошкой и пальчиками;

- наблюдения за явлениями природы в весеннее время года;

- организованный мастер - класс на тему: «Цветы для мамы» (с использованием нетрадиционной техники рисования);

-дыхательная гимнастика «Полетели бабочки».

Ход совместного досуга:

Воспитатель: (обращается к детям и родителям в раздевалке):

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы благодарим Вас за то, что Вы нашли время и пришли сегодня на нашу встречу. Она будет не совсем обычной. Все вместе мы попробуем проявить свою фантазию и творчество, окунуться в детство и быть со своим ребенком наравне.

Мы пригласили вас потому, что нам нужна ваша помощь и без неё мы не справимся.

Воспитатель предлагает всем пройти в группу, где на столах разложены листы с заготовками (ежики без иголок, стволы деревьев, бабочки без крыльев, стебли цветков, травка, солнце без лучиков, тучки с эмоциями, божьи коровки без пятнышек, жирафы без пятнышек) и пальчиковые краски основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый.

Воспитатель: Когда мы возвратились сегодня с прогулки, мы увидели на столах вот эти картинки, а возле них записку.

Давайте узнаем, что в ней написано?

Ответы детей и родителей: Давайте узнаем!

Воспитатель берет записку и читает ее всем присутствующим:

«Дорогие друзья! К вам обращается художник Кисточкин. Я начал рисовать волшебную полянку, но не успел закончить - меня срочно вызвали на работу. Помогите раскрасить полянку, чтобы я успел отправить ее на волшебную выставку».

Воспитатель: Поможем художнику раскрасить полянку?

Ответы детей и родителей: Конечно мы поможем художнику Кисточкину!

Воспитатель: Уважаемые родители и дети! Вы можете украсить полянку с помощью своих ладошек. (Напоминает технику рисования ладошкой).

Замечательная картина у нас получается, но что-то темно на нашей полянке, что можно сделать, чтобы стало светлее и теплее?

Воспитатель: А какого цвета лучики у солнышка?

Ответы детей и родителей: (Дети и родители напоминают технику рисования пальчиком)

Воспитатель: А вот и тучки появились, они грустные или веселые? Тучки могут нам помочь полить траву и цветы на нашей полянке. Что для этого надо сделать?

(Дети и родители рисуют дождик)

Воспитатель: После того, как появилось солнышко, и прошел дождик - на полянке выросли цветы, давайте поможем им распуститься.

 (Дети и родители рисуют пальчиками цветы на готовых стебельках)

Воспитатель: Какая красивая полянка у нас получается! А кто мне подскажет, что появляется на небе, если одновременно и солнце светит, и дождик капает?

Ответы детей и родителей: Радуга!

Воспитатель: Давайте и мы украсим нашу полянку разноцветной радугой.

(Родителям предлагается смешать краски для получения новых цветов: оранжевого (красный + желтый), фиолетового (красный + синий)

Воспитатель: Вы все замечательно потрудились. Я предлагаю вам немного отдохнуть.

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

Слова

Действия

Гуси, Гуси песню распевали —

га-га-га, га-га-га

(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)

Посидели

(кулачки сжали и положили на коленки)

Поклевали

(пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)

Маму с Димой пощипали — га-га-га, га-га-га

(щипаем ножки)

Но от них мы убежали

(пальчики бегут по ножкам)

Воспитатель: А теперь давайте вернемся к нашей полянке и посмотрим, кто там прячется в траве?

Ответы детей и родителей: Называют изображенных на рисунке животных, птиц, насекомых

Воспитатель: Но что-то они все грустные, может быть, вы подскажете почему?

Ответы детей и родителей:  Дети и родители отвечают, что ёжику не хватает иголок, божьей коровке и жирафу - пятнышек, бабочкам – крылышек и т.д. Дети и родители дорисовывают пальчиками недостающие элементы.)

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель: Послушайте, кто-то стучит?  

(Воспитатель открывает дверь, входит Художник)

Воспитатель: Кто это к нам пришел?

Ответы детей и родителей: Художник!

Художник: (загадывает загадку)

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лис

тА еще – мольберт-треножник,

Потому что я (Художник)

Художник: Дорогие друзья! Какие вы все талантливые! Как здорово вы раскрасили полянку! Я благодарю вас за помощь и предлагаю нам всем вместе потанцевать.

(Звучит песня Е. Железновой – «У Жирафа пятна-пятна»,

Художник показывает движения, а присутствующие повторяют)

Художник: Какие вы все молодцы! И рисуете талантливо, и танцуете замечательно, теперь нам пора на волшебную выставку.

( Художник предлогает детям и родителям взять все рисунки с собой и разместить их на волшебной выставке).

Воспитатель: Дорогие друзья! Что же мы с вами делали? Кому помогали? Трудно было выполнять просьбу художника?

Ответы детей и родителей: Мы сегодня гуляли по волшебной полянке и видели много разных животных, насекомых. Видели солнышко и радугу!

Воспитатель: Я благодарю вас за сегодняшнюю встречу и желаю всем творческих успехов! А сейчас предлагаю нам с вами угостится вкусными конфетами!

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)