Тезисы выступления на тему: «Языковые особенности научного стиля речи»
Слайд1Здравствуйте !Разрешите представить вашему вниманию, мою проектную работу на тему: « Языковые особенности научного стиля».
Стилистическая организация речи это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
( слайд 3) Выделяют пять стилей: четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.
( слайд 4) Наука, будучи формой общественного сознания, имеет цель направленную на максимально точное, логичное, однозначное выражение мысли. Понятие в науке представляет собой основную форму мышления. Ключевое назначение науки состоит в процессе вскрытия закономерностей.
Научная речь напрямую связана с наукой и научным мышлением. Научный стиль представляет собой речь, необходимую для выражения научной деятельности человека. Его цель заключается в передачи сообщения или объяснения материала через повествование или диалог.
Научные тексты имеют ряд особенностей, которые существуют независимо от естественных, гуманитарных или точных наук, жанровых различий. Эти черты определяют его стиль в целом и выделяют среди остальных.
Языковые особенности научного стиля определяют его сложность и многофункциональность. Для любого речевого стиля характерны черты, ограничивающие его восприятие и мешающие его эволюции. Развитие того или иного стиля представляет собой развитие через преодоление.
Данная тема недостаточно изучена в литературе, поэтому изучение данной темы определяет ее актуальность.
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
( слайд 5) Объект исследования: стили речи современного русского языка
Предмет исследования: языковые особенности научного стиля речи
Проблема исследования: каковы языковые особенности научного стиля речи?
Цель исследования: изучение языковых особенностей научного стиля речи.
( слайд 6) Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «стиль речи» и классификацию стилей речи;
2. Изучить особенности научного стиля речи;
3. Характеризовать основные языковые особенности научного текста;
4. Спланировать и реализовать практическую работу по анализу языковых особенностей текста научного стиля речи.
( слайд 7) В ходе реализации проекта были изучены особенности научного стиля речи ( они представлены на слайде)
( слайд 8) Предметом изучения были языковые особенности научного стиля речи, реализация которых была доказана в анализе текста статьи «Особенности русского языка» из научно-популярного журнала «Русская речь».
( слайд 9) На основе проведенного анализа, можно говорить о том, что данный текст принадлежит к научному стилю. Научную речь отличают следующие особенности:
Ø подчеркнутая информативность;
Ø обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников;
Ø отвлеченность и обобщенность;
Ø точность, однозначность и единообразие высказывания;
Ø экономное использование образных и эмоционально-экспрессивных средств;
Ø логичность, последовательность повествования.
( слайд 10) Для научного стиля характерны некоторые лексические, грамматические и синтаксические особенности:
Ø общекнижная лексика;
Ø большое количество терминов и других обозначений;
Ø повышенное употребление отглагольных существительных;
Ø широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении;
Ø интернациональная лексика;
Ø использование сложных прилагательных в качестве терминов;
Ø клишированные словосочетания;
Ø преимущественное использование кратких форм;
Ø использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа;
Ø употребление вещественных и отвлеченных существительных во множественном числе;
Ø употребление глагольно-именных конструкций вместо глагольных в функции сказуемого;
Ø использование определенно-личных предложений со сказуемым в форме первого лица множественного числа;
Ø использование безличных конструкций;
Ø простые предложения с существительными в роли подлежащего и сказуемого;
Ø сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными; использование в качестве связи частей сложного предложения сложных подчинительных союзов и союзных конструкций;
Ø большое количество обособленных определений и обстоятельств;
Ø широкое использование ссылок, цитат и сносок; обилие вводных конструкций;
Ø хорошо выраженная формальная организация текста: четкое разделение на абзацы, параграфы.
( слайд 11) Данная работа представляет для меня интерес, т.к. с научным стилем речи в своей жизни мы сталкиваемся постоянно, изучая учебную и справочную литературу, это необходимо на уроках, при написании проектов, курсовых и дипломных работ, поэтому мне будет полезен опыт изучения особенностей научного стиля речи. Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.