Тезисы выступления на тему: «Языковые особенности научного стиля речи»
Слайд1Здравствуйте !Разрешите представить вашему вниманию, мою проектную работу на тему: « Языковые особенности научного стиля».
Стилистическая организация речи это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
( слайд 3) Выделяют пять стилей: четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.
( слайд 4) Наука, будучи формой общественного сознания, имеет цель направленную на максимально точное, логичное, однозначное выражение мысли. Понятие в науке представляет собой основную форму мышления. Ключевое назначение науки состоит в процессе вскрытия закономерностей.
Научная речь напрямую связана с наукой и научным мышлением. Научный стиль представляет собой речь, необходимую для выражения научной деятельности человека. Его цель заключается в передачи сообщения или объяснения материала через повествование или диалог.
Научные тексты имеют ряд особенностей, которые существуют независимо от естественных, гуманитарных или точных наук, жанровых различий. Эти черты определяют его стиль в целом и выделяют среди остальных.
Языковые особенности научного стиля определяют его сложность и многофункциональность. Для любого речевого стиля характерны черты, ограничивающие его восприятие и мешающие его эволюции. Развитие того или иного стиля представляет собой развитие через преодоление.
Данная тема недостаточно изучена в литературе, поэтому изучение данной темы определяет ее актуальность.
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
( слайд 5) Объект исследования: стили речи современного русского языка
Предмет исследования: языковые особенности научного стиля речи
Проблема исследования: каковы языковые особенности научного стиля речи?
Цель исследования: изучение языковых особенностей научного стиля речи.
( слайд 6) Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «стиль речи» и классификацию стилей речи;
2. Изучить особенности научного стиля речи;
3. Характеризовать основные языковые особенности научного текста;
4. Спланировать и реализовать практическую работу по анализу языковых особенностей текста научного стиля речи.
( слайд 7) В ходе реализации проекта были изучены особенности научного стиля речи ( они представлены на слайде)
( слайд 8) Предметом изучения были языковые особенности научного стиля речи, реализация которых была доказана в анализе текста статьи «Особенности русского языка» из научно-популярного журнала «Русская речь».
( слайд 9) На основе проведенного анализа, можно говорить о том, что данный текст принадлежит к научному стилю. Научную речь отличают следующие особенности:
Ø подчеркнутая информативность;
Ø обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников;
Ø отвлеченность и обобщенность;
Ø точность, однозначность и единообразие высказывания;
Ø экономное использование образных и эмоционально-экспрессивных средств;
Ø логичность, последовательность повествования.
( слайд 10) Для научного стиля характерны некоторые лексические, грамматические и синтаксические особенности:
Ø общекнижная лексика;
Ø большое количество терминов и других обозначений;
Ø повышенное употребление отглагольных существительных;
Ø широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении;
Ø интернациональная лексика;
Ø использование сложных прилагательных в качестве терминов;
Ø клишированные словосочетания;
Ø преимущественное использование кратких форм;
Ø использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа;
Ø употребление вещественных и отвлеченных существительных во множественном числе;
Ø употребление глагольно-именных конструкций вместо глагольных в функции сказуемого;
Ø использование определенно-личных предложений со сказуемым в форме первого лица множественного числа;
Ø использование безличных конструкций;
Ø простые предложения с существительными в роли подлежащего и сказуемого;
Ø сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными; использование в качестве связи частей сложного предложения сложных подчинительных союзов и союзных конструкций;
Ø большое количество обособленных определений и обстоятельств;
Ø широкое использование ссылок, цитат и сносок; обилие вводных конструкций;
Ø хорошо выраженная формальная организация текста: четкое разделение на абзацы, параграфы.
( слайд 11) Данная работа представляет для меня интерес, т.к. с научным стилем речи в своей жизни мы сталкиваемся постоянно, изучая учебную и справочную литературу, это необходимо на уроках, при написании проектов, курсовых и дипломных работ, поэтому мне будет полезен опыт изучения особенностей научного стиля речи. Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.