Статья "Здоровье сберегая, учимся играя"

  • doc
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Здоровье сберегая, учимся играя».doc

«Здоровье сберегая, учимся играя»

 

Коврова И. Г. учитель – дефектолог

школа – интерната №15 г.Томска.

Попова И. Н.. учитель – дефектолог

школа – интерната №15 г.Томска.

 

Дошкольный период для ребёнка с нарушениями слуха имеет важное значение для его последующего развития, т.к. раннее начало развивающей и коррекционной работы помогает предупредить особенности в развитии, обеспечить полноценное познавательное, социальное, личностное развитие.

            Педагогами дошкольного отделения школы-интерната № 15 г. Томска разработана программа «Учимся играя» для дошкольников с нарушениями слуха, созданная для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.

В программу «Учимся играя» вошли четыре программы. Основной программой воспитания и обучения дошкольников является программа «Формирование универсальных учебных действий у дошкольников с нарушениями слуха» составленная для разновозрастной группы (от 3 до 7 лет) с учётом их индивидуальных возможностей и уровнем развития. Материал программы апробирован и адаптирован с сентября 2008 года, систематизирован в феврале 2012 года дефектологами Ковровой И.Г., Поповой И.Н..

На основе данной программы воспитателями дошкольного отделения разработали рабочие программы: «Наши «умные» ручки» по развитию у  детей с нарушениями слуха тактильных ощущения для формирования ассоциативного мышления в познавательной сфере (Воткина Р.П.), , «Познаём мир играя» по развитию восприятия окружающего мира с помощью театрализованных игр у детей с нарушениями слуха (Корсунова М.Р), «Я вижу речь» по развитию зрительного восприятия устной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха (Чечегова Т.А.).

            Дошкольникам с нарушениями слуха труднодоступно понимание свойств предметов, круг впечатлений ребёнка ограничен тем, что он видит, а его представления о жизни не пополняются за счёт общения с другими детьми и  взрослыми из- за основного дефекта (нарушения слуха). Словарь не сформирован, страдает эмоционально – волевая сфера,  поэтому необходима специальная коррекционная работа в разных видах деятельности по формированию умений и навыков у детей.

Актуальность программы «Учимся играя» в том, что нарушение слуха значительно осложняет усвоение дошкольниками учебного материала. В связи с низким исходным уровнем развития детей необходима регламентация объёма материала по всем разделам программы и требований к его усвоению. На основании введения Федерального Государственного Стандарта общего Образования (ФГСО) необходимо формировать универсальные учебные действия (УУД) у детей на ступени предшкольного образования.

Необходимость разработки программы связана с психофизическими возможностями развития данной категории детей: снижен объём запоминания материала, низкая концентрация внимания и переключаемость, отсутствие словарного запаса, несформированность слухового восприятия. Дошкольники с нарушениями слуха не справляются с содержанием программ «Воспитание и обучение слабослышащих (глухих) дошкольников» (М.: Просвещение, 1991, переизданы М.Просвещение. 2003 г.) и оказываются неподготовленными к обучению в школе.

Кроме того, в группах для неслышащих и слабослышащих дошкольников с основным дефектом: тугоухостью различной степени, увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями развития: нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия. Дети данной категории нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы, которой должны быть адекватны их возможностям. 

На этапе дошкольного образования возникает необходимость в разработке нового приоритетного направления развития – формирование универсальных учебных действий (УУД) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Универсальные учебные действия (УУД) для ребёнка с ОВЗ – это совокупность способов действия воспитанника и связанные с ним навыки учебной работы, обеспечивающие его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Цель программы «Учимся играя»: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребёнка, обеспечение эмоционального  благополучия воспитанников, реализация их возможностей, навыков и умений на этапе «готовности обучения в школе».

Задачи данной программы: психолого-медико-педагогическое изучение детей с ОВЗ в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений; создание оптимальных условий для физического, социально-личностного, познавательного, речевого, эстетического развития детей; осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии детей с учетом индивидуальных воз­можностей и личностных особенностей каждого ребенка; создание условий для формирования предпосылок учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.

Программные материалы подготовлены с учетом задач дошкольного образования, закономерностей развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, особенностей развития детей с комплексными нарушениями развития.

 

 

 

Литература: