Статья « Диагностика классного коллектива»
Оценка 4.8

Статья « Диагностика классного коллектива»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
классное руководство +2
5 кл—11 кл
18.06.2018
Статья « Диагностика классного коллектива»
Статья « Диагностика классного коллектива» - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В статье описываются виды диагностики, методы диагностики. Также в работе представлены различные виды анкет, результатом которых может стать диагностическая карта классного коллектива, которая помогает в планировании деятельности классного руководителя.
Статья диагностика класса.docx
Статья « Диагностика классного коллектива»  (из опыта работы) 1 Понятие о диагностике  Диагностика   от   греч.   diagnostikos   –   способный   распознавать   –   это   оценочная процедура,   направленная   на   прояснение   ситуации,   выявление   истинного   уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания. В результате через диагностику я могу установить как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь  с   этапами   управления   развитием   коллектива   и   личности.   В  соответствии   с   этим существуют   3   типа   диагностики   в   работе   классного   руководителя:   1)   начальная;   2) корректирующая (текущая); 3) обобщающая (итоговая) 1)  Начальная   диагностика  связана   с   планированием   и   управлением   классным коллективом.   Перед   тем,   как   определить   воспитательные   задачи,   которые   будут реализованы в данной учебной четверти или году классному руководителю необходимо изучить   уровень   воспитанности   ученика.   Выделяют   3   основных   варианта   начальной диагностики: а)  когда коллектив  сформирован впервые  и классный  руководитель тоже незнаком   учащимся;   б)   когда   коллектив   неновый,   а   классный   руководитель   впервые начинает работу с классом; в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе. При   первом   варианте   начальная   диагностика   используется   для   всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам   коллектив,   как   сложную,   динамическую   систему.   Третий   вариант   предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее. Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей. 2)  Корректирующая  (текущая)   диагностика  проводится   в   самом   процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее   принятых   решений.   Информация,   полученная  в   результате   текущей   диагностики, помогает   быстро,   точно   и   с   минимумом   ошибок   корректировать   работу   и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика   выполняет   роль   экспресс­информации   и   этим   помогает   принять   быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности. 3)  в   конце   каждого   учебного   года   в   системе   прогнозирования   результатов воспитательной   работы   проводится  обобщающая   диагностика.   Она   дает   основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года. 3.2.  Методы диагностики Метод   опроса.   Он   широко   представлен   в   педагогической   литературе,   с   его помощью   выявляются   ценностные   ориентации   учеников,   знания,   установки,   позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.  Пример:№1 Цель: Диагностировать ценностную ориентацию ученика. 1 Что тебе нравится в школе? 2 Что не нравится?  3 Кто   побуждает   тебя   учиться   лучше   (мать,   отец,   бабушка,   сам   (а)   хочу учиться)  4 Какое время дня для тебя приятнее (утро, день, вечер)? 5 По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? 6 Почему?  Пример №2 Цель: Получение информации об ученике (субъективный взгляд) Вот я какой. 1 Меня зовут___________________________________________ 2 Мне__________ лет. 3 У меня _______________________волосы. 4 У меня ______________________ глаза. 5 Улица, на которой я живу, называется ____________________ 6 Моя любимая еда ______________________________________ 7 Мой любимый цвет ____________________________________ 8 Моё любимое животное ________________________________ 9 Моя любимая книга ____________________________________ 10 Моя любимая телевизионная передача________________ 11 Самый прекрасный фильм, который я видел___________ 12 Я люблю в себе ___________________________________ 13 Моя любимая игра ________________________________ 14 Моего лучшего друга зовут _________________________ 15 Страна, в которую я хотел бы съездить _______________ 16 Лучше всего я умею _______________________________ 17 Моих братьев и сестёр зовут ________________________ Пример №3. Цель:   Узнать   у   учащихся   9­11   классов   о   том,   как   они   себе   представляют   работу   по профориентации в школе. Бланк ответа Уважаемые   ребята,   ответьте,   пожалуйста,   на   предложенные   Вашему   вниманию вопросы. Этим Вы поможете усовершенствовать в дальнейшем работу по профориентации. Спасибо! Инструкция:   Прочтите   внимательно   вопросы   и   возможные   варианты   ответов. Выберите   наиболее   подходящий   ответ   и   выделите   его   на   бланке   (обведите   в   кружок, подчеркните, поставьте галочку в клетке и т.п.) № Вопрос 1. Нужно ли в школе проводить работу по Варианты ответов да нет профориентации Затрудня юсь ответить 2. В   каком   возрасте,   на   Ваш   взгляд, следует начинать работу по выявлению склонностей и способностей. С рождени я В начально й школе В средней школе В старшей школе 3. Обоснуйте свой предыдущий ответ. Продолжите предложение: «Я считаю, что работу по выбору профессии (учебного заведения, которое даст мне по ней работать) нужно начинать с                        ,потому что: 1. 2. 3. 4. 5. Кто   в   первую   очередь   должен заниматься   выявление   способностей   и наклонностей у человека Была   ли   полезна   лично   для   Вас проведенная работа по профориентации родител и Все вместе Он сам школа да нет Затрудня юсь ответить Затрудня юсь ответить Затрудня юсь ответить Затрудня юсь ответить Использо вание информац ионных каналов нет нет нет нет Беседы со значимы ми людьми о будущем да да да Индивид уальные консуль тации   у специал истов Уже работаю или работал летом 4. 5. 6. 7. Согласны   ли   Вы     данными,которые показали тесты с теми да Будете   ли   Вы   возвращаться   к подаренным   материалам   и   повторно работать с ним 8. Продолжите   ли   работу   самостоятельно по   изучению   себя   с   целью самоопределения Какие   формы   будете   использовать   в этой работе 9. 10 . Планируете   ли   совмещать   в   10   и   11 классах учебу с работой 11 . Напишите   минисочинение   на   тему:   «   Как   бы   я   организовал   работув   школе   по профориентации, если бы был психологом» Метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика   требует   определения   цели   и   объекта   наблюдения   (какие   именно   качества   и особенности   изучать),   а   так   же   длительности   и   способов   фиксации   результатов. Наблюдение   дает   возможность   видеть   ученика   в   естественных   условиях.   Результаты наблюдений заносятся в сводные таблицы. Метод беседы  ­  более гибкий способ изучения учащихся, чем опрос. Беседа может быть   стандартизированной   и   свободной.   В   первом   случае   заранее   сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная   беседа   позволяет   варьировать   вопросы   с   целью   получения   более   точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер  вместо того, чтобы спросить:  Любишь ли ты смотреть телевизор?)  Не   следует   путать   диагностическую   беседу   с   воспитательной.   Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Результаты беседы в краткой форме лучше записать. Метод   анкетирования   (тестирования)  и   другие   опросные   методы   дают   разные сведения   о   личностных   качествах,   ценностях,   отношениях,   мотивах   деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые   (нужно   выбрать   подходящий   вариант   среди   предложенных   ответов). Анкетирование   позволяет   быстро   собрать   много   легко   обрабатываемых   сведений. Возможные   недостатки   анкетирования   ­   ответы   не   всегда   могут   быть   полные,   точные, искренние. Пример№1 Цель: Определить причины трудностей в общении 1. Есть ли у тебя трудности в общении?  а) со сверстниками б) с учителями  в) с родителями  г) с другими членами семьи  д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа  2. Если есть, то в чем они заключаются?  а) мало или нет друзей б) обижают, дразнят;  в) воруют вещи  г) бьют д) не понимают моего внутреннего мира е) нет общих интересов  ж) заставляют что­либо делать з) держат в страхе и) мне неинтересно с ними  к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств м?  3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту? а) к товарищу по классу  б) к товарищу вне класса в) к маме  г) к отцу  д) к др.родственнику  е) к учителю? После обработки результатов следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин. Пример №2. «Тест эмпатических тенденций Мехрабиана» (A.Mehrabian, C. Epstein, 1972) Цель: определить уровень импатии. 1 Мне обидно, когда новый человек чувствует себя в группе одиноко. 2 Люди   обычно   преувеличивают   способность   животных   переживать,   их чувствительность. 3 Меня раздражает, когда люди открыто проявляют свои эмоции. 4 Терпеть не могу, когда неудачники себя жалеют. 5 Когда люди вокруг меня нервничают, я тоже начинаю нервничать. 6 Я считаю, что плакать от счастья глупо. 7 Я эмоционально включаюсь в проблемы своих друзей. 8 Иногда слова песен о любви глупо трогают меня. 9 Мне трудно соблюдать самообладание, когда я приношу людям плохие новости. 10 Мое настроение сильно зависит от окружающих меня людей. 11 Большинство иностранцев кажутся мне холодными и неэмоциональными. 12 Работа, которая давала бы мне возможность помогать людям решать их различные проблемы, я предпочел бы работе, связанной с обучением людей. 13 Я не склонен расстраиваться только по тому, что мой друг чем­то расстроен. 14 Я люблю наблюдать, когда люди разворачивают подарки. 15 Одинокие люди обычно недружелюбны. 16 Меня очень огорчает, когда люди плачут. 17 Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым. 18 Когда я читаю книги, я сам переживаю все чувства героев. 19 Я выхожу из себя, когда вижу, что с кем­то жестоко обращаются. 20 Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг меня все обеспокоены. 21 Когда   знакомый   начинает   говорить   о   своих   проблемах,   я   стараюсь   перевести разговор на другую тему. 22 Я не заражаюсь чужим смехом. 23 Иногда в кино я бываю удивлен тем, как много людей вокруг плачут и всхлипывают. 24 Я могу принимать решения, не беря в учет чувства людей. 25 Я   не   могу   прекрасно   себя   чувствовать,   когда   окружающие   меня   люди   чем­то подавлены. 26 Я не могу понять, почему некоторые вещи так расстраивают людей. 27 Мне очень больно видеть страдающих животных. 28 Глупо переживать из­за событий, происшедших в книге или фильме. 29 Мне жаль беспомощных людей. 30 Когда кто­то рыдает, это вызывает у меня скорее раздражение, чем сочувствие. 31 Когда я смотрю фильм, переживаю ярко все, что вижу на экране. 32 Я часто обнаруживал, что могу сохранять спокойствие, даже когда вокруг меня все очень возбуждены. 33 Маленькие дети иногда плачут без всякой причины. Ключ к методике. Результаты получаются путем сложения оценок с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 31 знак НЕ МЕНЯЕТСЯ; а в ответах на вопросы: 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 32, 33 знак меняется на противоположный. Оценки от40 до 50 отражают СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ тенденции к эмпатии. Пример №3 Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей» Какие   мероприятия   класса   и   школы   этого   года   понравились   Вашему 1 ребенку? В каких мероприятиях класса и школы могли бы Вы принять участие в будущем На  что  Вы   считаете   необходимым   обратить  внимание   классного  руководителя   в Какие   мероприятия   Вы   хотели   бы   предложить   в   будущий   план   воспитательной Какие мероприятия класса и школы понравились Вам? Какие мероприятия класса и школы Вам не понравились? Какие мероприятия класса и школы не понравились Вашему ребенку и почему? В каких мероприятиях класса и школы в будущем году могли бы участвовать Ваш 2 3 4 5 сын или дочь? 6 году? 7 работы? 8 воспитательной работе в будущем году? 9. Какие   традиции,   на   Ваш   взгляд,   необходимо   развивать   в   коллективе   учащихся   в будущем учебном году? 10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году Вы хотели бы предложить? Пример №4 Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит   метод   семантического   дифференциала.   Методика   интересна   тем,   что   допускает анонимное   обследование,   а   это   повышает   ее   надежность.   Надежность   увеличивается   в сочетании с другими методиками (например, социометрией). Инструкция к тесту: В   предложенной   таблице   приведены   противоположные   по   смыслу   пары   слов,   с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе. тестовый материал: Дружелюбие 1 2 3 4 5 6 7 8 Враждебность Согласие 1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласия Удовлетворенность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворенность Продуктивность 1 2 3 4 5 6 7 8 Непродуктивность Теплота 1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность Сотрудничество 1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласованность Взаимная поддержка 1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность Увлеченность 1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие Занимательность 1 2 3 4 5 6 7 8 Скука Успешность 1 2 3 4 5 6 7 8 Безуспешность Обработка и анализ результатов теста: Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная). На   основании   индивидуальных   профилей   создается   средний   профиль,   который   и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Источники: Методика   оценки   психологической   атмосферы   в   коллективе   (по   А.Ф.Фидлеру)  / Фетискин   Н.П.,   Козлов   В.В.,   Мануйлов   Г.М.   Социально­психологическая   диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд­во Института Психотерапии. 2002. C.190­191  Метод   столкновения   взглядов,   позиций  –   позволяет   обращаться   к   ученикам,   с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме.  Пример№1 Тема: «Как поступить?» Цель:   изучить   отношение   к   гуманным   категориям   «честность», «принципиальность»  1. Описываются школьные ситуации:  а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?»  б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д. 2.  Обсуждаются   возможные   варианты.   А   потом   устанавливается   правильность ответов.   Обработка:   по   результатам   решений   задач   каждого   ученика   можно отнести к одной из четырех групп:  1   группа   –   с   неустойчивым   отношением   (выбранные   детьми   основы   поведения противоречат моральным нормам)  2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении)  3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу)  4   группа   –   активное,   устойчивое   отношение   к   нравственным   нормам   (учащиеся правильно делают выбор)  Метод   незаконченного   предложения,   рассказа,   рисование   или   дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.  Пример Тест: (Ж.Нюттен – А.Б.Орлов) Цель:  выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях.  1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто…  2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…  3. Больше всего я люблю, когда учитель…  4. Больше всего я не люблю, когда учитель…  5. Больше всего мне нравится школа за то, что…  6. Я не люблю школу за то, что …  7. Мне радостно, когда в школе…  8. Я боюсь, когда в школе…  9. Я не хотел бы, чтобы в школе…  10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…  11. Если я невнимателен на уроке, я …  12. Когда я не понимаю что­нибудь на уроке, я… 13. Если мне что­то непонятно при выполнении домашнего задания, я …  14. Я всегда могу проверить, правильно ли я…  15. Я никогда не могу определить, правильно ли я…  16. Если мне что­нибудь нужно запомнить, я …  17. Мне всегда интересно, когда на уроке…  18. Мне все гда неинтересно, когда на уроках…  19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда… Метод социометрического выбора  ­  метод, позволяющий выразить количественно, графически,   структуру   межличностных   отношений   в   коллективе.   Социограмма   –   это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода можно решить 2 задачи: 1) выявить лидеров и изолированных детей; 2) выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива. Пример№1 Ранжирование Цель:   выявить   лидеров   и   отвергаемых;   определить   сложившиеся   отношения   друг   к другу в классном коллективе. Инструкция:   На   плакате   Вы   видите   пять   утверждений,   характеризующих   человека. Ваша   задача:   внимательно   прочитать   эти   утверждения   и   в   бланке   напротив   каждой фамилии (и вашей включительно) поставить номер утверждения, которое характеризует данного человека. Бланк ответов № Фамилия, имя № утверждения 1 2 Алексеев Миша Бирюков Саша 3 …………. 1 Отличный парень. Настоящий вожак. 2 Этот человек мне приятен. 3 Испытываю полное безразличие к этому человеку. 4 Переношу с трудом его присутствие в классе. 5 Лучше бы его не было в нашем классе Пример №2 Цель: Определить приоритеты жизненных ценностей Инструкция: На бланке ответов в столбик записаны названия жизненных ценностей. Ваша задача: внимательно прочитать названия, подумать и проранжировать их в порядке уменьшения   их   значимости   для   Вас.   Напротив   того,   что   Вы   считаете   самым   главным, поставьте   цифру   1,   менее   важным   ­2   и   т.д.   Сделайте   выбор!   Цифры   не   должны повторяться. Здоровье Образование Уважение Сила Богатство Верные друзья Свобода Безопасность Родные и близкие Отдых А.   С.   Макаренко   писал:   «Хороший   воспитатель   должен   обязательно   вести   дневник своей   работы,   в   котором   записывать   отдельные   наблюдения   над   воспитанниками,   … движение   воспитанника   вперёд,   анализировать   явления   кризиса   и   перелома…» Психологически обоснованное осуществление воспитательного процесса требует анализа нравственного   развития   личности   школьников.   Вместе   с   тем,   воспитательные   задачи должны опираться на психологическое изучение учащихся. При работе с классом педагогу надо изучить не только учащихся, но и сам коллектив. Предлагаю ряд известных методик, которые также применяю в своей работе в качестве классного руководителя. Методика «Какие мы?» Цель: определение качеств, дающих характеристику классному коллективу. Процедура. Из 10­ти качеств учащимся предлагается выбрать только пять и проранжировать их. Агрессивность Активность Вежливость Внимательность Враждебность Доброжелательность Искренность Справедливость Терпимость Эгоизм Обработка. Все высказывания сводятся в таблицу. По каждому подсчитывается сумма знаков и умножается на определённое количество баллов: за первое место (*1), за второе – (*2), за третье – (*3), за четвёртое – (*4), за пятое – (*5). Все баллы суммируются по каждому качеству.  Интерпретация. Данная   методика   позволяет   выявить   качества,   характеризующие   ученический коллектив. Если качества не вошли в пять первых, то классный руководитель ставит себе задачи по их формированию. Тест «Конфликтный  ли вы человек?  Как вы обычно ведёте себя в конфликтной ситуации или споре?» Если подобным образом вы ведёте себя: часто – 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл. Тест. 1 Угрожаю или дерусь. 2 Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней. 3 Ищу компромиссы. 4 Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5 Избегаю противника. 6 Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей. 7 пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет. 8 Иду на компромисс. 9 Сдаюсь. 10 Меняю тему. 11 Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего. 12 Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего всё началось. 13 Немножко уступлю, подтолкну тем самым к уступкам в другую сторону. 14 Предлагаю мир. 15 Пытаюсь обратить всё в шутку. Обработка результатов теста. Тип (А) – сумма баллов под номерами 1, 6, 11. Тип (Б)  ­ сумма баллов под номерами 2, 7, 12. Тип (В) – сумма баллов под номерами 3, 8, 13. Тип (Г) ­  сумма баллов под номерами 4, 9, 14. Тип (Д)  ­  сумма баллов под номерами 5, 10, 15. Если набрать больше всех баллов под номерами: (А) – это жёсткий тип решения конфликтов и споров: это тип человека, который всегда прав. (Б) – компромиссный стиль. Во время спора вы всегда предлагаете альтернативу, ищете решение, которое удовлетворило бы обе стороны. (Г) – это мягкий стиль. С готовностью вы встаёте на точку зрения противника, отказываясь от своей.  (Д) – уходящий стиль. Ваше кредо – вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить до открытого столкновения. Методика «Атмосфера толерантности» Учащимся раздаются бланки с 10­ю шкалами в виде десятисантиметровых полос, и предлагается оценить атмосферу толерантности по 10­ти критериям. Инструкция.  Поставьте, пожалуйста,  отметку  на каждой  полоске ближе  к тому краю, который соответствует вашему представлению о классе. 1 Умение внимательно слушать_____________________ 1. Прерывание, нетерпение 2 Стремление к общению__________________________2. Игнорирование, избегание 3 Совет, предложение _____________________________3. Отстранение 4 Комплименты __________________________________4. Обзывание 5 Подбадривание__________________________________5. Обвинение 6 Благожелательность ______________________________6. Критика, осуждение 7 Утешение ______________________________________7. Проповедь, мораль 8 Уважение ______________________________________8. Угрозы 9 Эмпатия _______________________________________9. Предостережение 10 Поддержка _____________________________________10. Приказ, указание Обработка и анализ данных. Графические данные переводятся в цифровые, принимая 1 мм за 1%. Выводится средний показатель по группе девушек и отдельно по группе юношей. Рассматривается, насколько   они   совпадают,   затем   обсуждаются   вместе   с   учащимися   класса.   Можно классному руководителю выполнить это же задание в отношении юношей и девушек. Это даст возможность сравнить результаты учащихся со своими. 3.3.  Заключение Проведение   диагностических   процедур   в   школе   должно   осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.  Результатом  диагностики  могут  быть  скорректированные  в  ходе  промежуточных диагностик   характеристики   отдельных   учащихся   и   всего   класса   или  диагностическая карта   класса.   Такую   карту   можно   заполнить   к   концу   года   в   качестве   обобщающей диагностики.   Она   представляет   собой   таблицу,   в   которую   заносят   данные   о   каждом ученике   в   сокращенном   или   кодированном   виде.   Это   делает   ее   содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа: по горизонтали – все об одном ученике; по вертикали ­ состояние класса по одному показателю. Последняя колонка предназначена для   формулирования   главных   индивидуальных   воспитательных   задач.  В   таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные, например: № 1. –порядковый номер. №2   ­   ФИО  –   писать   отдельно   мальчиков   и   девочек   для   возможной   дифференциации воспитательной работы с ними. № 3 ­  возраст  – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д. № 4–  профессия, возраст и образование матери и отца  – для привлечения родителей к работе с детьми № 5 ­  тип воспитания  (демократический, авторитарный, попустительский) ­ получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми. № 6 ­ состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации, направленной на сохранение здоровья, проведение лечения. № 7 ­  успеваемость  ­ можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика   и   оценки   по   отдельным   предметам.   Данные   используются   для   поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи. №8   –   индивидуальные   психологические   особенности   –   диагностируемые   с   помощью психологических тестов (уровень агрессивности, тревожности, склонность к депрессии  и д.) № 9 ­ черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации   воспитания,   индивидуальной   работы   самовоспитания   школьников, формирования положительной самооценки. № 10 – информация об увлечениях, интересах, специальных умениях ­ дополнить данными бесед   с   родителями,   учителями.   Данные   можно   использовать   для   развития   интересов, индивидуальной работы при организации досуга. № 11 ­ одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей № 12 ­  отношение к учению, мотивы учения ­  выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно: ­ познавательная активность, ­ интерес ­ чувство долга … нужно для развития интереса к учебе, способностей.  № 13 ­  общая культура, эрудиция  – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень.  Данные   используются  для  формирования  познавательных  интересов,  культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.  № 14 ­  положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально­пассивные, непризнаваемые. Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики. Использовать для развития   сплоченности   класса,   формирования   индивидуальных   личностных   качеств, навыков общения. № 15 ­ ученики могут принадлежать к официальным общественным организациям или к входить в неформальные группы, компании. Это можно выяснить в беседах, наблюдением и использовать   для   развития   полезных   связей,   контактов   и   нейтрализации   социально   не одобряемого поведения.  № 16 ­ постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников № 17 трудовая активность. трудовую активность выяснять с помощью наблюдения, бесед; фиксировать   примерно   так:   трудолюбив   и   активен   всегда,   часто,   редко,   никогда. Использовать для индивидуальной воспитательной работы. № 18 ­ профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной групповой и индивидуальной работы, №   19   ­  сведения   о   постоянных   внешкольных   занятиях   учеников   ­  учитываются   при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы № 20   ­ здесь формулируются индивидуальные воспитательные задачи на основе анализа всех данных по ученику, например: помочь в развитии навыков общения; способствовать повышению самооценки или, напротив, формировать более критическое отношение к себе.  Графы  можно добавлять самим.

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»

Статья « Диагностика классного коллектива»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018