Статья " Экологизация образовательного пространства "
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
экология
Взрослым
14.12.2017
Экологическое воспитание является составной частью нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Формирование экологического сознания - важнейшая задача образования в настоящее время. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у студентов эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе, как ее части.
Доклад по нравсв. эколог. воспитанию.docx
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И дети росли, как цветы,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Экологическое воспитание является
составной частью нравственного
воспитания человека всех возрастов и профессий. Формирование
экологического сознания важнейшая задача образования в настоящее время.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с
экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух
планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное
воздействие на формирование отношения к природе в единстве
экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых,
собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях
формирования у студентов эстетического, экологического отношения к
действительности вообще и к природе, как ее части. В совокупности оба
плана осуществляются средствами “природного содержания” учебного
познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений,
объектов, их материальных свойств, а так же воздействием нравственных
свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные
объекты. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов
живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения
современного человека с природой, но и активным фактором нравственного
воспитания, формирования его действенно – гуманистической позиции и
культуры поведения. Поэтому нравственноэкологическое воспитание
стимулирует формирование направленности
молодежи на
природоохранительную активность их экологической культуры.
Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на
всестороннее развитие личноси, становление его как труженика, гражданина,
разумного потребителя. При этом подчеркивается значение эстетических
потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической
ответственности. При осуществлении воспитательной деятельности с молодыми людьми на
основе природной красоты, необходимы: глубокие понимания характера
общественных отношений человека к миру, знания и конкретные
представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно –
гуманистических и эстетических оценок природных объектов,
о
разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об
особенностях становления личной духовно – содержательной позиции по
отношению к природе, как к объекту социальной и эстетической ценности.
Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда
человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты
научного и художественного познания, а так же, как материя, предмет и
орудие его жизнедеятельности. Без развитой способности нравственного
восприятия невозможно целостное представление и сущностное познание
природного объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного
в своем роде. Без этого невозможна его правильная оценка, решение
определенных познавательных, трудовых, творческих задач стоящих перед
человеком.
Вопросами нравственного и экологического воспитания занимались такие
известные педагоги как И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А.
Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Плешаков и др.
В использовании методов, средств, способствующих формированию
нравственно экологических качеств личности мыслители разных веков
трактовали понятие нравственности поразному. Еще в древней Греции в
трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: ”Нравственно
прекрасным называют человека совершенного достоинства…Ведь о
нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно
прекрасным зовут человека справедливого, мужественного, благоразумного и
вообще обладающего всеми добродетелями”.
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. Мы видим:
“Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек,
правила поведения,
определяемые этими качествами “.
этические нормы,
В. И. Даль толковал слово мораль как “нравственное ученье, правила для
воли, совести человека”. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к
понятию мораль. “Мораль (латинское moresнравы) – нормы, принципы,
правила поведения людей, а также само человеческое поведение ( мотивы
поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых
выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и
общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).”
В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается
специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой
совокупность принципов, требований. Норм и правил, регулирующих
поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и
личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе,
представителем которой он является. К себе как к члену данного общества, а
так же к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.
В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства,
такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость,
порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье,
быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной
культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а
требует специального нравственно экологического воспитания.
В настоящее время экологическое воспитание в образовательной организации
становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и
практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с
тяжелой экологической ситуацией на Земле, которая определяет
настоятельную необходимость формирования нового экологического
мышления. Следовательно, формирование у подрастающего поколения
стремления активно и эффективно участвовать в природоохранной
деятельности является одной из приоритетных задач современного
воспитания. Наступил тот период в организации экологического образования,
когда повышение его эффективности может быть достигнуто только
комплексным, системным подходом – экологизацией всего образовательного
учреждения, всех составляющих воспитательного процесса в школе. Есть два
пути формирования экологического сознания (экологизации):
1 иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных
впечатлений – действие на подсознание, т.е. через чувства). 2 рациональный (через убеждение действие на сознание человека),
меняющий самого человека, его мировоззрение, поведение и ведущий к
становлению нового типа культуры – культуры экологической.
Формирование ответственного отношения к природе сложный и длительный
процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными
знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и
желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду и
чем раньше начинается формирование экологической культуры у молодёжи,
чем целесообразнее организован этот процесс, тем выше эффективность
воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания
требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зави
симостей.
усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе
которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и при
роды на человека
понимание многосторонней ценности природы как источника материаль
ного и духовного развития общества;
овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками
рационального природопользования, развитие способности оценить состояние
природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности
в природе;
формирование понятия о взаимосвязях в природе;
развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее обла
гораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в
единстве с переживаниями нравственного характера;
формирование стремления к активной деятельности по улучшению и со
хранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, не
терпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи
глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию
современных экологических проблем на принципе непрерывности.
При этом под экологической культурой понимается качество личности,
включающее в себя следующие компоненты:
интерес к природе;
знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на приро
ду;
чувства эстетические и нравственные; позитивная деятельность и поведение в природе;
мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эсте
тические, санитарногигиенические, утилитарные и др.
Природа несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим
миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания
окружающего мира.
Потребность в общении с природой связана с тем, что в ней с наибольшей
доступностью раскрыта исследовательская деятельность: ребенок получает
конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, планировать работу,
экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения,
словом развивает познавательные психические процессы.
Природа дарует ни с чем несравнимые чувства радости и восторга, что
положительно влияет на развитие эмоциональной сферы человека.
Цель экологического воспитания :
Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое
строится на базе экологического сознания,
понимание сущности
взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение
нравственных и правовых принципов природопользования.
Задачи:
Обучающие:
дать учащимся системные знания об окружающем его мире в
соответствии с его возрастом и способностями;
научить применять на практике полученные знания;
помочь обучающимся осознать природу, как среду своего обитания,
необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения,
предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
Развивающие:
развивать у учащихся эстетические чувства и умение любоваться
красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки
при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень детей и подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом,
реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем
досуге. Развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия
тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные
нарушения биологических связей в природе, определять, какие
действия являются биологически нейтральными, какие экологические
мероприятия будут природе полезны.
Воспитывающие:
воспитывать высоконравственного,
ответственного,
творческого,
инициативного, компетентного гражданина России;
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему
нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного
отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания,
общественной активности;
воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду,
жизни.
Принципы педагогической деятельности в решении задач экологического
воспитания:
Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся
понимание единства окружающего мира;
Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый
возрастной период;
Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов,
способствующих вовлечению учащихся в практическую деятельность;
Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений
с окружающей средой.
Методы и методические приемы:
стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об
окружающей среде (беседы, рефераты учащихся, диспуты, викторины,
КВН, праздники).
развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия
природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдения, опыт). развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически
целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения
воспитания).
вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению
проблем окружающей среды личного знания (организация
экологических акций, пропаганда экологических знаний беседы,
праздники).
Опыт показывает, что наиболее актуальны сегодня проблемы развития
самостоятельности и творчества обучающихся. В связи с этим
включены разнообразные группы поисковых,
проектных и
исследовательских методов. Наиболее эффективными являются
практические знания с опорой на региональный компонент, которые
строятся так, чтобы для подростка это был постоянный процесс
поиска решений и преодоления проблем.
Так на занятии по теме «Деревья нашего двора» ребята, после ознакомления
с теоретической частью проводят «экспертизу здоровья зеленых насаждений
парка». Определяют количество зараженных, поврежденных растений,
выявляя возможные причины, и определяют спектр посильных мероприятий
по оздоровлению парка.
Программа предусматривает приобщение молодых людей к опытнической и
исследовательской деятельности.
При изучении темы «Транспортные проблемы г. Иркутска» ребята проводят
мониторинг загруженности автотранспортом городских дорог. Методы
исследования чрезвычайно просты, а результаты наглядны и поучительны.
«Изучение уровня запыленности воздуха в аудитории ». Исследовательское
занятие в разделе « Экология и здоровье»
« О чем расскажет продуктовая этикетка» практическое занятие, призванное
помочь молодым людям ориентироваться в огромном выборе продуктов
питания, отдавать предпочтение экологически безопасным, полезным для
здоровья.
Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать,
анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к
экологии, что в свою очередь повышает эффективность воспитательного
процесса.
« Птицы и животные на улицах нашего города» занятиеисследование
«Бездомные, бродячие животные» выпуск агитационных листовок для
жителей микрорайона. Все это, дает возможность направленно воздействовать на личность
учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление,
обучать приемам самостоятельной учебной деятельности способствовать
развитию любознательности и интереса к природе.
В рамках программы проводятся и ставшие уже традиционными
общешкольные мероприятия: праздник птиц, осенний карнавал, масленица.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является
разнообразная деятельность обучающихся (познавательная, художественная,
творческая,
Особую роль играет природоохранительная
деятельность.
Виды ее многообразны:
по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных,
попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для
птиц, установка табличек в местах отдыха горожан);
« В гостях у природы», так называется акция, которая проходит в три этапа:
игровая).
1.
Лекторские занятия по различным темам, например: «что могут
сделать несколько человек?»
2. Выход на природу( отдых, спортивноразвлекательная программа)
3. Оказание природе посильной помощи (уборка бытового мусора на
берегу р. Ангара)
по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними;
по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение);
по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами,
родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет);
по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор
природного материала, изготовление панно, поделок из природного
материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию
экологической культуры является единство экологического сознания и
поведения.
Экологическое воспитание личности неизбежно соприкасается с духовно
нравственным, физическим, трудовым и эстетическим воспитанием.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие
на духовное развитие личности, формирование ценностных установок,
нравственноэкологической позиции, умений и навыков экологически
обоснованного взаимодействия с природой. Особое значение приобретают
сегодня идеи рассматривать процесс образования и воспитания с позиций
целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, с
Общества и Космоса. В процессе организованного взаимодействия
природой педагог решает комплекс педагогических задач: умственное
воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское,
эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление подростков.
Природа помогает воспитывать такие человеческие качества как доброта,
отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет богатый опыт по
взаимодействию с окружающим. В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает
каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым
формирующаяся личность подчас как бы случайно,
мимоходом
соприкасается». Дети – будущее нашей планеты. От того, какими они
вырастут, зависит выживание человечества
Статья " Экологизация образовательного пространства "
Статья " Экологизация образовательного пространства "
Статья " Экологизация образовательного пространства "
Статья " Экологизация образовательного пространства "
Статья " Экологизация образовательного пространства "
Статья " Экологизация образовательного пространства "
Статья " Экологизация образовательного пространства "
Статья " Экологизация образовательного пространства "
Статья " Экологизация образовательного пространства "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.