Статья " Экологизация образовательного пространства "
Оценка 4.9

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
экология
Взрослым
14.12.2017
Статья " Экологизация образовательного пространства "
Экологическое воспитание является составной частью нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Формирование экологического сознания - важнейшая задача образования в настоящее время. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у студентов эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе, как ее части.
Доклад по нравсв. эколог. воспитанию.docx
Всё хорошее в людях – из детства!                                                     Как истоки добра пробудить?                                                     Прикоснуться к природе всем сердцем:                                                     Удивиться, узнать, полюбить!                                                     Я хочу, чтоб земля расцветала,                                                     И дети росли, как цветы,                                                     Чтоб для них экология стала ­                                                     Не наукой, а частью души! Экологическое   воспитание   является     составной   частью   нравственного воспитания   человека   всех   возрастов   и   профессий.   Формирование экологического сознания ­ важнейшая задача образования  в настоящее время. Формирование   нравственной   культуры   неизбежно   соприкасается   с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов   воспитательных   воздействий:   во   –   первых,   это   комплексное воздействие   на   формирование   отношения   к   природе   в   единстве экологических,   нравственных   и   эстетических   компонентов;   во   –   вторых, собственно   нравственное   воспитание   в   широком   смысле   в   целях формирования   у   студентов     эстетического,   экологического   отношения   к действительности   вообще   и   к   природе,   как   ее   части.   В   совокупности   оба плана   осуществляются   средствами   “природного   содержания”   учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов,   их   материальных   свойств,   а   так   же   воздействием   нравственных свойств   трудовой   и   творческой   деятельности,   направленной   на   природные объекты.   Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания,   формирования   его   действенно   –   гуманистической   позиции   и культуры   поведения.   Поэтому   нравственно­экологическое   воспитание стимулирует   формирование   направленности     молодежи   на природоохранительную   активность   их   экологической   культуры. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие личноси, становление его как труженика, гражданина, разумного   потребителя.   При   этом   подчеркивается   значение   эстетических потребностей,   оценок,   отношений   к   природе   в   развитии   экологической ответственности. При осуществлении воспитательной деятельности   с молодыми людьми   на основе   природной   красоты,   необходимы:   глубокие   понимания   характера общественных   отношений   человека   к   миру,   знания   и   конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических   и   эстетических   оценок   природных   объектов,   о разновидностях   человеческой   деятельности   в   природе,   а   так   же   об особенностях   становления   личной   духовно   –   содержательной   позиции   по отношению к природе,  как к объекту социальной и эстетической ценности.  Природа   должна   быть   раскрыта   не   только   как   материальная   среда человеческого   существования,   но   и   как   духовная,   входящая   в   объекты научного   и   художественного   познания,   а   так   же,   как   материя,   предмет   и орудие   его   жизнедеятельности.   Без   развитой   способности   нравственного восприятия   невозможно   целостное   представление   и   сущностное   познание природного объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в   своем   роде.   Без   этого   невозможна   его   правильная   оценка,   решение определенных   познавательных,   трудовых,   творческих   задач   стоящих   перед человеком.  Вопросами   нравственного   и   экологического   воспитания   занимались   такие известные педагоги как И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Плешаков и др.  В   использовании   методов,   средств,   способствующих   формированию нравственно­   экологических   качеств   личности   мыслители   разных   веков трактовали   понятие   нравственности   по­разному.   Еще   в   древней   Греции   в трудах   Аристотеля   о   нравственном   человеке   говорилось:   ”Нравственно ­прекрасным   называют   человека   совершенного   достоинства…Ведь   о нравственной   красоте   говорят   по   поводу   добродетели:   нравственно прекрасным зовут человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями”. С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. Мы видим: “Нравственность   –   это   внутренние,   духовные   качества,   которыми руководствуется   человек,   правила   поведения, определяемые этими качествами “.    этические   нормы, В.  И. Даль  толковал  слово  мораль как  “нравственное  ученье, правила  для воли, совести человека”. В   кратком   словаре   по   философии   понятие   нравственности   приравнено   к понятию   мораль.   “Мораль   (латинское   mores­нравы)   –   нормы,   принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение ( мотивы поступков,   результаты   деятельности),   чувства,   суждения,   в   которых выражается   нормативная   регуляция   отношений   людей   друг   с   другом   и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).”  В   этическом   словаре   под   моралью,   или   нравственностью   понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность   принципов,   требований.   Норм   и   правил,   регулирующих поведение   человека   во   всех   без   исключения   сферах   его   общественной   и личной   жизни,   его   отношение   к   обществу,   к   той   социальной   группе, представителем которой он является.  К себе как к члену данного общества, а так же к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.  В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие   моральные   качества   как   доброта,   милосердие,   терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственно ­ экологического воспитания.  В настоящее время экологическое  воспитание в образовательной организации становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике.  Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой   экологической   ситуацией   на   Земле,   которая   определяет настоятельную   необходимость   формирования   нового   экологического мышления.   Следовательно,     формирование   у   подрастающего   поколения стремления   активно   и   эффективно   участвовать   в   природоохранной деятельности   является   одной   из   приоритетных   задач   современного воспитания. Наступил тот период в организации экологического образования, когда   повышение   его   эффективности   может   быть   достигнуто   только комплексным, системным подходом – экологизацией всего образовательного учреждения, всех составляющих воспитательного процесса в школе. Есть два пути формирования экологического сознания (экологизации):    1   ­   иррациональный   (получение   неосознаваемых   эмоциональных впечатлений – действие на подсознание, т.е. через чувства). 2   ­   рациональный   (через   убеждение   ­   действие   на   сознание   человека), меняющий  самого  человека,  его  мировоззрение,  поведение  и  ведущий  к становлению нового типа культуры –   культуры экологической.  Формирование ответственного отношения к природе  сложный и длительный процесс.  Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями   и   умениями,   а   развитие   эмоциональной   отзывчивости,   умение   и желание   активно   защищать,   улучшать,   облагораживать   природную   среду   и чем раньше начинается формирование экологической культуры у молодёжи, чем   целесообразнее   организован   этот   процесс,   тем   выше   эффективность воспитания.   Научная   организация   процесса   экологического   воспитания требует   четкого   определения   всех   его   звеньев,   выявления   связей   и   зави­ симостей. ­   усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и при­ роды на человека ­   понимание  многосторонней ценности  природы как  источника  материаль­ ного и духовного развития общества; ­   овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; ­   выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе; ­   формирование понятия о взаимосвязях в природе; ­  развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее обла­ гораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера; ­   формирование стремления к активной деятельности по улучшению и со­ хранению   природной  среды,  пропаганде   природоохранительных   знаний,  не­ терпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.    Процесс   формирования  экологической  культуры  строится  на  взаимосвязи глобального,   регионального   и   краеведческого   подходов   к   раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности. При   этом   под   экологической   культурой   понимается   качество   личности, включающее в себя следующие компоненты: ­  интерес к природе; ­   знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на приро­ ду; ­  чувства эстетические и нравственные; ­   позитивная деятельность и поведение в природе; ­   мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эсте­ тические, санитарно­гигиенические, утилитарные и др.   Природа несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром.  Поэтому   и   является   для   всех   нас   важнейшим   средством   познания окружающего мира.       Потребность в общении с природой связана с тем, что в ней с наибольшей доступностью раскрыта   исследовательская деятельность: ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные психические процессы.      Природа дарует ни с чем несравнимые чувства радости и восторга, что положительно влияет на развитие эмоциональной сферы человека. Цель экологического воспитания : Формирование   ответственного   отношения   к   окружающей   среде,   которое строится   на   базе   экологического   сознания,   понимание   сущности взаимоотношений   живых   организмов   с   окружающей   средой,   соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования. Задачи: Обучающие:  дать   учащимся   системные   знания   об   окружающем   его   мире   в соответствии с его возрастом и способностями;  научить применять на практике полученные знания;  помочь   обучающимся   осознать   природу,   как   среду   своего   обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности. Развивающие:  развивать   у   учащихся   эстетические   чувства   и   умение   любоваться красотой и изяществом природы;  формировать и развивать  у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;  повышать общий интеллектуальный уровень детей и подростков;  развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности,   научить   общению   в   коллективе   и   с   коллективом, реализовать   потребности   ребят   в   содержательном   и   развивающем досуге.  Развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения   биологических   связей   в   природе,   определять,   какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны. Воспитывающие:  воспитывать   высоконравственного,   ответственного,   творческого, инициативного, компетентного гражданина России;  прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;  воспитывать   чувство   ответственности,   дисциплины   и   внимательного отношения к людям;  воспитывать потребность в общении с природой;  способствовать формированию экологического восприятия и сознания, общественной активности;  воспитывать   трудолюбие,   творческое   отношение   к   учению,   труду, жизни.  Принципы   педагогической   деятельности   в   решении   задач   экологического воспитания:  Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;  Принцип   непрерывности,   дающий   возможность   использовать   каждый возрастной период;  Принцип   взаимосвязи   регионального   и   глобального   подходов, способствующих вовлечению учащихся в практическую деятельность; Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.  Методы и методические приемы:  стимулирование   учащихся   к   постоянному   пополнению   знаний   об окружающей среде (беседы, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники).  развитие   творческого   мышления,   умения   предвидеть   последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдения, опыт).  развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе  обучения ­ воспитания).  вовлечение   учащихся   в   практическую   деятельность   по   решению проблем   окружающей   среды   личного   знания   (организация экологических   акций,     пропаганда   экологических   знаний   ­     беседы, праздники). Опыт показывает, что наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельности   и   творчества   обучающихся.   В   связи   с   этим включены   разнообразные   группы   поисковых,   проектных   и исследовательских   методов.   Наиболее   эффективными   являются практические   знания   с   опорой   на   региональный   компонент,   которые строятся   так,   чтобы   для   подростка     ­   это   был   постоянный   процесс поиска решений и преодоления проблем. Так  на занятии по теме «Деревья нашего двора»  ребята, после ознакомления с теоретической частью проводят «экспертизу здоровья зеленых насаждений парка».   Определяют   количество   зараженных,   поврежденных   растений, выявляя возможные причины, и определяют спектр посильных мероприятий по оздоровлению парка.    Программа предусматривает приобщение молодых людей  к опытнической и исследовательской деятельности. При изучении  темы «Транспортные проблемы г. Иркутска»  ребята проводят мониторинг   загруженности   автотранспортом   городских   дорог.   Методы исследования чрезвычайно просты, а результаты наглядны и поучительны.  «Изучение уровня запыленности воздуха в   аудитории ». Исследовательское занятие в разделе « Экология и здоровье» « О чем расскажет продуктовая этикетка» практическое занятие, призванное помочь   молодым   людям     ориентироваться   в   огромном   выборе   продуктов питания,   отдавать   предпочтение   экологически   безопасным,   полезным   для здоровья. Такой   подход   развивает   мыслительные   способности   (умение   сравнивать, анализировать,   делать   выводы),   а   нестандартность   вызывает   интерес   к экологии,   что   в   свою   очередь   повышает   эффективность   воспитательного процесса. « Птицы и животные на улицах нашего города» занятие­исследование «Бездомные,   бродячие   животные»   ­   выпуск   агитационных   листовок   для жителей микрорайона. Все   это,   дает   возможность   направленно   воздействовать   на   личность учащегося:   тренировать   память,   развивать   наблюдательность,   мышление, обучать   приемам   самостоятельной   учебной   деятельности   способствовать развитию любознательности и интереса к  природе. В   рамках   программы   проводятся   и   ставшие   уже   традиционными общешкольные мероприятия: праздник птиц, осенний карнавал, масленица.    Наиболее   действенным   средством   экологического   воспитания   является разнообразная деятельность обучающихся  (познавательная, художественная, творческая,   Особую   роль   играет   природоохранительная деятельность. Виды ее многообразны: ­   по   защите   природной   среды   (подкормка   животных;   спасание   животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах отдыха горожан); « В гостях у природы», так называется акция, которая проходит в три этапа:   игровая). 1.   Лекторские   занятия     по   различным   темам,   например:   «что   могут сделать несколько человек?» 2. Выход на природу( отдых, спортивно­развлекательная программа) 3. Оказание   природе   посильной   помощи   (уборка   бытового   мусора   на берегу р. Ангара) ­   по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними; ­  по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение); ­   по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет); ­   по   сохранению   и   использованию   эстетических   ценностей   природы   (сбор природного   материала,   изготовление   панно,   поделок   из   природного материала). Основным   критерием   эффективности   работы   по   формированию экологической   культуры     является   единство   экологического   сознания   и поведения. Экологическое   воспитание   личности   неизбежно   соприкасается   с  духовно­ нравственным,   физическим,   трудовым   и   эстетическим   воспитанием. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на   духовное   развитие   личности,   формирование     ценностных   установок, нравственно­экологической   позиции,   умений   и   навыков   экологически обоснованного   взаимодействия   с   природой.   Особое   значение   приобретают сегодня   идеи   рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности   человеческой   личности,   единства   Человека   и   Природы, с Общества   и   Космоса.   В   процессе   организованного   взаимодействия   природой   педагог   решает   комплекс   педагогических   задач:   умственное воспитание,   развитие   памяти,   мышления,   нравственное,   гражданское, эстетическое,   трудовое,   физическое   развитие   и   оздоровление   подростков. Природа   помогает   воспитывать   такие   человеческие   качества   как   доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет  богатый опыт по взаимодействию с окружающим.      В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся   личность   подчас   как   бы   случайно,   мимоходом соприкасается».   Дети   –   будущее   нашей   планеты.   От   того,   какими   они вырастут, зависит выживание человечества

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "

Статья " Экологизация образовательного пространства "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2017