Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.… Что значил для жителей Кыштыма покос и не только, постараемся окунуться в прошлое и воспоминания моих родных.В статье рассказывается об интересных тонкостях покосной жизни, как кипела жизнь людей во время жаркого и не только времени года.
Покос.docx
Кыштымские традиции : покосная страда.
Сколько древних традиций носит в себе русская земля, и столько доброго и уже почти
забытого хранит в себе кыштымская глубинка....С детских лет и на долгую память
остаются приятные моменты, связанные с ароматом скошенной травы.
Покос… Что значил для жителей Кыштыма покос и не только, постараемся окунуться в
прошлое и воспоминания моих родных. Покос травы издавна воспринимался как общее
дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и
выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и
старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням.
Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы.
Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много
тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт
получат скотина в хлеву и человек на столе.
Время сенокоса у русских (в том числе и у кыштымцев) всегда считалось праздничным
событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При
благоприятных условиях, уборка сена считалась одной из приятнейших работ. Лето,
купанье после утомительного зноя , тёплые ночи, благоуханье лугов, — всё вместе имело
отрадное действие на душу. Дружно работая граблями часто запевали песни.
Косить начинали "со светом", то есть по росе, чем росистее трава, тем легче косить.
Существовала поговорка : Коси коса – пока роса. На сенокос выезжала практически вся
семья , включая всех родственников . Косцы шли обычно по 45 человек, друг за другом,
соревновались, стараясь выдерживать захват побольше, чтобы валок сочной травы
получался потолще, а прокос – пошире. После хорошего косца луг оставался ровным, а
работа вкупе с умением и сноровкой доставляла истинное удовольствие. Обернется косец
назад – сердце радуется.
Скошенную рядом траву женщины и ребятишки сразу разбивали, то есть растрёпывали
рукоятками граблей для того, чтоб она лучше просушивалась. Разбивка эта производилась
целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребали в
валы, то есть длинные гряды, а из них затем складывали в копны, то есть высокие кучи. На
другой день, когда роса прошла, копны эти разваливали кругами, а потом опять сваливали
в копны и стога. Таков был порядок при уборке в вёдренное время. Если же находили
тучки и начинались дожди, то при уборке сена было много хлопот. Когда появлялись тучи, старались сено немедленно сложить в копну. Когда распогоживалось — копну разваливали
и перебивали сено до тех пор, пока оно не просохнет.
С особенным вниманием подходили к подготовке главного орудия – косы. Ее длина
измерялась количеством ладоней, которое укладывается на ноже косы. Так, косой в пять
ладоней широкую полосу травы не захватишь, зато работать ей легко. Обычно же выбирали
косу в 10 ладоней – с такой хороший косарь мог пройти полгектара густой и сочной травы
за 6 часов.. Ровный, равной толщины и без трещин нож косы должен при ударе обушком
издавать чистый и недребезжащий звук. Впрочем, во время косьбы сразу понятно: удачно
ли выбрана и хорошо ли налажена коса. Отличная коса режет траву легко с мелодичным,
приятным для уха звуком.
Возле стана оставалась стряпуха. В ее обязанности входило приготовление пищи.
Соблюдения порядка на стану. Ей помогали ребятишки : подтаскивали дрова. Носили воду
к котлу. Косарям – им носили особенное часто, чтобы всегда была холодной. Когда трава
подсыхала. Дети помогали подскребать сено за волокушами вокруг стогов. После утреней
косьбы косари приходили на стан. Мужики садились у телеги , курили. Ктонибудь из
старших и опытных садился у пня. В срез которого была вбита наковаленка и начинал
отбивать косы.
Обед, на который собирались все вместе, становился еще одним поводом показать
себя с лучшей стороны. Хороший работник и ест с аппетитом. А уж какое раздолье для
хозяек! Сытный обед традиционно состоял из пшеничной каши с маслом, соленого сала,
краюхи домашнего хлеба, вареных яиц, лука. Оценивали да нахваливали ядреный квасок
или пивко – у каждой хозяйки они были особенными, неповторимыми. После обеда
старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами.
После еды отдыхали часов до четырех , и снова .принимались за работу. Вечером ,
после ужина, несмотря на усталость, спать ложились не сразу. Женщины запевали , за ними
подтягивали свои голоса мужчины , не все, а кто был по бойчее .
Через тричетыре дня первые укосы травы сохли и их надо было стоговать. Утром часть
мужчин и женщин косили. другая часть взрослых заготавливали стожары и остожья,
сносила их на места будущих стогов. Стожары ставились по всей елани по числу
предполагаемых стогов. Пообедав, брали лошадей. Гребли в ряды и валы. Валы складывались в копны . ближние
от стога копны подвози к стогу лошадьми. Когда стог был достаточно высоким, один
мужчин по веревке, перекинутой через стог, влезал на вершину. Отаптывал сено, ходя
вокруг стожара, принимал навильники сена. Подаваемые мужчинами с земли, стог
становился все выше, пока не завершался макушкой. К вечеру на елани стояло несколько
стогов. После уборки уезжали на дальние покосы…
Сенокос продолжался дней тридцать, а то затягивался и чуть более месяца, и
соответствующий настрой сохранялся в течение всего этого времени. По окончании
сенокоса устраивался праздник.
Лучшим временем для сенокоса становились недели после Петрова дня и до 25 июля.
Запахи, звуки, настроение сенокосной поры сохранял человек на весь год, чтобы в
следующем снова с трепетом ожидать, а затем с рвением приступить к тяжелой работе,
способной подарить истинное наслаждение.
Из воспоминаний моей бабушки Сорокиной Зинаиды Григорьевны и родителей
Аксёновых Людмилы Викторовны и Валентина Федоровича.
Цукерберг Лариса Валентиновна
Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.
Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.
Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.