Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.
Оценка 4.8

Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
история +1
Взрослым
15.08.2018
Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.
Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.… Что значил для жителей Кыштыма покос и не только, постараемся окунуться в прошлое и воспоминания моих родных.В статье рассказывается об интересных тонкостях покосной жизни, как кипела жизнь людей во время жаркого и не только времени года.
Покос.docx
Кыштымские традиции : покосная страда.        Сколько древних традиций носит в себе русская  земля, и столько доброго и уже почти забытого   хранит   в   себе   кыштымская     глубинка....С   детских   лет   и   на   долгую   память остаются приятные моменты,  связанные с ароматом скошенной травы.  Покос… Что значил для жителей Кыштыма покос и не только, постараемся окунуться в прошлое и воспоминания моих родных.    Покос травы издавна воспринимался как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить   начинали   по   первой   росе,   которая   увлажняла   траву   и   облегчала   ход   косы. Определенное   положение   рук,   взмах   косы,   ее   направление   –   в   этой   работе   много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе.         Время сенокоса у русских (в том числе и у кыштымцев) всегда считалось праздничным событием   и   ожидалось   с   нетерпением,   в   особенности   молодыми   людьми.   При благоприятных   условиях,   уборка   сена   считалась   одной   из   приятнейших   работ.   Лето, купанье после утомительного зноя , тёплые ночи, благоуханье лугов, — всё вместе имело отрадное действие на душу. Дружно работая граблями часто запевали песни.        Косить начинали "со светом", то есть по росе, чем росистее трава, тем легче косить. Существовала поговорка : Коси коса – пока роса. На сенокос выезжала практически вся семья , включая всех родственников . Косцы шли обычно по 4­5 человек, друг за другом, соревновались,   стараясь   выдерживать   захват   побольше,   чтобы   валок   сочной   травы получался потолще, а прокос – пошире. После хорошего косца луг оставался ровным, а работа вкупе с умением и сноровкой доставляла истинное удовольствие. Обернется косец назад – сердце радуется.         Скошенную рядом траву женщины и ребятишки  сразу разбивали, то есть растрёпывали рукоятками граблей для того, чтоб она лучше просушивалась. Разбивка эта производилась целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребали в валы, то есть длинные гряды, а из них затем складывали в копны, то есть высокие кучи. На другой день, когда роса прошла, копны эти разваливали кругами, а потом опять сваливали в копны и стога. Таков был порядок при уборке в вёдренное время. Если же находили тучки и начинались дожди, то при уборке сена было много хлопот. Когда появлялись тучи, старались сено немедленно сложить в копну. Когда распогоживалось — копну разваливали и перебивали сено до тех пор, пока оно не просохнет. С   особенным   вниманием   подходили   к   подготовке   главного   орудия   –   косы.   Ее   длина измерялась количеством ладоней, которое укладывается на ноже косы. Так, косой в пять ладоней широкую полосу травы не захватишь, зато работать ей легко. Обычно же выбирали косу в 10 ладоней – с такой хороший косарь мог пройти полгектара густой и сочной травы за 6 часов.. Ровный, равной толщины и без трещин нож косы должен при ударе обушком издавать чистый и недребезжащий звук. Впрочем, во время косьбы сразу понятно: удачно ли выбрана и хорошо ли налажена коса. Отличная коса режет траву легко с мелодичным, приятным для уха звуком.          Возле стана оставалась стряпуха. В ее обязанности входило приготовление пищи. Соблюдения порядка на стану. Ей помогали ребятишки : подтаскивали дрова. Носили воду к котлу. Косарям – им носили особенное часто, чтобы всегда была холодной. Когда трава подсыхала. Дети помогали подскребать сено за волокушами вокруг стогов. После утреней косьбы косари приходили на стан. Мужики садились у телеги , курили. Кто­нибудь из старших и опытных садился у пня. В срез которого была вбита наковаленка и начинал отбивать косы.           Обед, на который собирались все вместе, становился еще одним поводом показать себя с лучшей стороны. Хороший работник и ест с аппетитом. А уж какое раздолье для хозяек! Сытный обед традиционно состоял из пшеничной каши с маслом, соленого сала, краюхи домашнего хлеба, вареных яиц, лука. Оценивали да нахваливали ядреный квасок или   пивко   –   у   каждой   хозяйки   они   были   особенными,   неповторимыми.   После   обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами.          После еды отдыхали часов до четырех ,   и снова .принимались за работу. Вечером , после ужина, несмотря на усталость, спать ложились не сразу. Женщины запевали , за ними подтягивали свои голоса мужчины , не все, а кто был по бойчее .      Через три­четыре дня первые укосы травы сохли и их надо было стоговать. Утром часть мужчин   и   женщин   косили.   другая   часть   взрослых   заготавливали   стожары   и   остожья, сносила   их   на   места   будущих   стогов.   Стожары   ставились   по   всей   елани   по   числу предполагаемых стогов. Пообедав, брали лошадей. Гребли в ряды и валы. Валы складывались в копны . ближние от стога копны подвози к стогу лошадьми. Когда стог был достаточно высоким, один мужчин по веревке, перекинутой через стог, влезал на вершину. Отаптывал сено, ходя вокруг   стожара,   принимал   навильники   сена.   Подаваемые   мужчинами   с   земли,   стог становился все выше, пока не завершался макушкой. К вечеру на елани стояло несколько стогов. После уборки уезжали на дальние покосы…           Сенокос   продолжался   дней   тридцать,   а   то   затягивался   и   чуть   более     месяца,   и соответствующий   настрой   сохранялся   в   течение   всего   этого   времени.   По   окончании сенокоса устраивался праздник.      Лучшим временем для сенокоса становились недели после Петрова дня и до 25 июля.       Запахи,   звуки,   настроение  сенокосной   поры  сохранял   человек  на  весь  год,  чтобы  в следующем снова с трепетом ожидать, а затем с рвением приступить к тяжелой работе, способной подарить истинное наслаждение.           Из   воспоминаний   моей   бабушки   Сорокиной   Зинаиды   Григорьевны   и   родителей Аксёновых  Людмилы Викторовны и Валентина Федоровича.  Цукерберг Лариса Валентиновна

Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.

Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.

Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.

Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.

Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.

Статья : Кыштымские традиции : покосная страда.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018