Статья " Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"
Оценка 5

Статья " Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
география
Взрослым
13.05.2019
Статья " Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"
Только во взаимодействии с учениками можно достигнуть цели, воспитание свободной, умеющей самостоятельно реализовать свои возможности, способной к постоянному развитию личности, а в основе всех знаний лежит опыт, и только со временем понимаешь, когда смотришь на своих выпускников, можешь с уверенностью сказать, я действовала правильно.
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии.docx
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии                                                                                               Корнильцева Т.А. учитель географии  КГУ «СОШ «82» г.Караганды «В современном мире простой поголовной  грамотности уже явно недостаточно. Необходимо также уделять большое  внимание функциональной грамотности наших детей. Это важно, чтобы наши  дети были адаптированы к современной жизни»   С.А. Назарбаев   Учителю крайне важно в современном течении времени, менять свое мышление, отходить от традиционных уроков направленных на передачу готовых знаний, и создавать подмостки, подводящие учащихся к самостоятельному достижению поставленных целей, развивая у учащихся умение обучаться. Тема моего плана самообразования:  «Развитие   функциональной   грамотности   учащихся   в   свете Новых Подходов в обучении  на уроках географии».  Здесь программа Применения Новых подходов в преподавании и обучении, имеет большое значение, так как развитие процессов самостоятельного обучения и   сознательного   применения   результатов.   Обдумывания   в   процессе последующего   обучения,   учитель   должен   стремиться   сформировать   такие условия,   при   которых,   ученики   имеют   то,   что   Чиксентмихай   называет «самоцелью», Райан и Деки называют внутренней мотивацией и как следствие, стремление   и   любознательность,     с   использованием   стратегий   критического мышления. [1, c 4]                   Во время разработки своих уроков я использую   ключевые идеи семи модулей   Программы.   А   именно:   дифференцированное   обучение,   обучение критическому   мышлению,   оценивание   для   обучения   и   оценивание   обучения, обучение   талантливых   и   одарённых   детей,   Информационные Коммуникационные Технологии, учёт возрастных особенностей, новые подходы в   образовании.   Мое   акцентирование   внимания   на   этих   идеях   состоит   в осознании,   что   в   каждом   классе   обучаются   ученики   с   различным   развитием мышления и это крайне важно учитывать при изучении нового материала, чтобы урок   был   интересен   как,   среднему   ученику,   так   и   мотивированным   детям. Чтобы не потерять интерес одаренного ребенка, но и развить интерес среднего учащегося. Этот баланс я и стараюсь сохранить при разработке планов уроков. Когда мой сын пошел в первый класс, ему не было семи лет, я переживала что,   ребенок   не   умеет   читать,   буквы   знает,   но   не   все.   На   протяжении   трех месяцев я не наблюдала сдвигов, читать он так и не умел. Вышла на диалог с учителем и услышала замечательные слова – «не торопите, дайте время, видимо еще   он   не   подошел   к   полному   осознанию»,   и   действительно   в   ноябре,   сын начинает   читать,   да   так,   что   быстро   догнал   по   скорости   чтения,   уже   давно читающих детей.  Учитель   была   права,   каждому   необходимо   свое   время,   а   нам   учителям нужно понимать, как и когда ребенок может научиться, что­то делать. «Если говорить более конкретно, то когнитивное развитие соотносится с развитием способности   к   обучению,   а   также   с   развитием   внимания,   речевых   навыков, размышления, аргументирования и креативности» [1 с.74.] В условиях современного образования перед учителем стоит цель: увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить каждого ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике, с учетом их возрастных особенностей, опираясь на предыдущий опыт. И   здесь   можно   использовать   теорию   исследователя   Эдварда Л. Торндайка: теорию   С­Р   (стимул­реакции),   которая,   прежде   всего,   направлена   именно   на развитие ребенка. Каким образом? Необходимо разработать такие стимулы на уроках, чтобы заинтересовать ученика, с учетом его интересов и возможностей самореализации.  В шестом классе ученик А. имеет репутацию слабоуспевающего ученика, на одном из первых уроков по теме «строение Солнечной системы», просмотрев видеоролик о возникновении планеты, Земля и всей солнечной системы, у него возникли   вопросы,   ответы   на   которые   я   дала   частично,   предложив   ему самостоятельно   найти   ответы.   Ученик   А.   приготовил   сообщение,   которое оказалось очень интересным. Используя его интерес, была повышена мотивация, а значит, он сам достиг понимания, то есть не только С­Р оказало влияние, но и гуманистический подход по Маслоу и Роджерсу.  Пусть даже такая маленькая победа,   но   она   принесла   удовлетворение   ученику   и   на   протяжении   всего полугодия, наблюдая за ним, его интерес к предмету география не снижается. Наблюдение   позволяет   «видеть   последствия   поведения   других»,   и   является одним   из   «ключевых   аспектов   обучения»   [1   с.75].   Важнее   всего   в   нашей практике закрепить достигнутые результаты и опять очень высока роль учителя, необходимо   развивать   речь   наших   учеников,   которые   сегодня   имеют   низкий словарный запас, а значит и память. Поэтому на уроках географии стараюсь различными приёмами и методами добиваться расширения словарного запаса, кругозора   учащихся,   с   применением   межпредметной   связи,   в   частности   с литературой. Например, выдержка из стихотворения Магжана Жумабаева «Не знаю, как тут объяснить»:  Не знаю, как тут объяснить, Но без нее мне не прожить Ветрам раздолье тут, приют, Бураны и метели в поле ждут. Накроют белым саваном в пути. Зимой тут не проехать, не пройти. А летом желтый саван ждет тебя, И только желтого безмолвия следы. И только камни серые в степи, Что носят имя звонкое Сары­Арки. Подобные приемы позволяют не только помочь учащимся самостоятельно определить тему и цель урока, но и пробудить интерес к отечественным авторам и рассмотрению стихотворений как источник географических знаний. Развитие   диалогического   мышления     развивается   через   диалог,   который применяется на уроках географии, работа в группах и парах дает возможность задавать вопросы и отвечать на них, а вслед за ответами следует обсуждение, аргументирование, иногда даже  споры. При изучении темы Сарыарка (природа) возник вопрос об экологическом состоянии нашего края, провели диспут «Пути решения», очень интересные доводы приводили ребята о загрязнении мелких рек нашего города и как помочь сохранить их чистыми. В   10   классе   при   изучении   темы   «Этапы   освоения   Америки»,   провела круглый   стол,   где   прозвучала   оценка   плюсов,     минусов   освоения,   ученики аргументированно комментировали, спорили, выслушивали каждое мнение. За   время   работы,     я   выделила   для   себя   следующие   вопросы,   которые, считаю, должны стать определяющими целями преподавания и обучения: Какими знаниями ученик должен обладать после моих уроков? Какую ключевую мысль должны выделить ученики? На какие вопросы для этого необходимо ответить  ученикам? Что движет учениками при обучении? Переход в 10 класс, конечно же, чаще всего выбор родителей, есть категория учеников, которые имеют пробелы в знаниях, но придя в класс, у некоторых меняется   отношение   к   обучению   и   они   более   сознательно,   пытаются восстановить   пробелы,   то   есть   подходят   к   обучению   сознательно.   И   это наблюдается на протяжении многих лет, на примере учеников моих классов. Ученики В. и Р. поставили перед собой цель поступить в Суворовское училище, а они к моменту окончания девятого класса, уже имели сложности в обучении. Придя   к   решению,   В.   и   Р.   на   протяжении   всего   учебного   года   старались заполнить пробелы и достигли результата, оба поступили в училище. «Флейвелл и другие считали, что в случае перенесения процесса обучения на осознанный уровень, мы сможем помочь детям лучше понимать собственный мыслительный   процесс   и   помочь   им   контролировать   или   овладевать организацией собственного обучения» ([1] с. 77). Что и произошло с данными учениками,   но   в   таких   случаях   должна   присутствовать   поддержка   учителя. Другой пример: тема урока «Климат Казахстана » 8 класс, ученик С выдвинул версию изменения климата и при использовании дополнительного материала и текста учебника доказал, что климат изменялся в сторону похолодания, увидел поддержку класса и продолжил с уверенностью. Обучение строится по­разному в зависимости от способностей учащихся к усвоению   определенных   тем,   проблем,   фактов   и   понятий.   Эти   способности могут   быть   обусловлены   их   возрастом,   уровнем   развития,   индивидуально­ психологическими особенностями.  Считаю,   что   программы   самообразования   повышают   профессиональную компетентность   педагога   и   дают   ответ   на   главную   задачу   преподавания   – увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить каждого ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике, опираясь на предыдущий опыт.  Облегчить обучение учащихся поможет их понимание и осознание того как нужно учиться.  Литература:  1. «Руководство для учителя» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2011         2.   «Научно­исследовательская лаборатория» (НИЛ)   А. Гин   Изд­во           «Вита» Москва 2003год

Статья " Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"

Статья " Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"

Статья " Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"

Статья " Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"

Статья " Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"

Статья " Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"

Статья " Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"

Статья " Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019