Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"
Оценка 4.8

Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа
Детсад
24.12.2017
Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"
Рассматривается проблема агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Всестороннее исследование данного вопроса в достаточной мере соответствует настоятельным потребностям широкой аудитории педагогов и психологов, а также социальным запросам общества. Дается подробный анализ видов детской агрессии. Выделены прямая, физическая, вербальная, косвенная и инструментальная агрессии, проявляемые детьми, описаны формы их проявления. Анализируется взаимосвязь видов детской агрессии с типологией родительского отношения к проблеме
статья агрессия у детей дошкольного возраста.docx
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Теремок» «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»                  В современной педагогической и психологической литературе много внимания уделяется   феномену   распространения   детской   агрессии.   На агрессивное     поведение     детей     обращают     внимание     чаще     всего     в   социально­психологический подростковом     Агрессия     возрасте.     как   феномен   в  различных   концепциях   рассматривается   на   основе   методологии современного педагогического и психологического знания. В отечественных исследованиях   агрессии   основополагающим     является     понятие     процесса социализации,   формирующего   воздействия   социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.), представление   о реализации   природно закрепленных   механизмов   агрессивного   поведения, которое     может   усугубляться   аномалиями   развития,   и   возможностях   его предотвращения [1, 2].  В   данной   статье   приводится   анализ   определений,   принятых   в педагогической     и     психологической     теориях,     и     реализуется     попытка объяснения     агрессивного     поведения     детей     дошкольного   возраста   в непосредственной взаимосвязи с   социально­педагогическими условиями [3, 4], в которых ребенок воспитывается.  Исследование проводилось в 2016–2017 гг. в муниципальном казённом дошкольном   образовательном   учреждении   детском   саду   №7   села Преградного, в подготовительной группе.   В исследовании приняли участие 20 детей 6­7 лет и 20 родителей.  Методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.  Агрессия   –   поведение,   ориентированное   на   нанесение   вреда   людям, животным или неодушевленным предметам [5]. Выделены   следующие   виды   агрессии   в   контексте   проблематики: физическая (с применением физической силы) – дети затевают драки или намеренно бьют, толкают, кусают, щипают конкретных детей, или агрессия не носит   направленного   характера   и   проявляется   по   отношению   к   любому ребенку и взрослому, который в   чем­либо создал фрустрацию (по мнению агрессора).  Прямая агрессия – конкретно направлена против человека или какого­ либо   действия,   реже   предмета   (поскольку   в   исследовании     говорится   об агрессии детей старшего дошкольного возраста, она  выражается в нанесении ударов,   укусах,   толчках,   подножках,   забрасывании   чем­либо),   когда     эти действия  выполняет  ребенок  непосредственно.   Вербальная  агрессия   (прямая)     (ругательства,     оскорбления, приклеивание  обидных  ярлыков,  прозвищ)  –  у  дошкольников в последнее время получила широкое распространение. О  косвенной  агрессии, которая выражается в опосредованном нанесении вреда, мы говорим, когда ребенок действует разрушительно, портит вещи, принадлежащие человеку, которого тот считает врагом, распускает  слухи, наговаривает на другого ребенка или взрослого, подстрекает других детей к агрессии против оппонента. Старшие дошкольники   чаще   портят   вещи   других   детей,     воруют   их,   беспричинно обвиняют в собственных, либо вымышленных проступках.  Косвенная   агрессия   отмечается   чаще   у   детей,   ранее   неоднократно наказанных за прямую агрессию. Инструментальная  агрессия   является   средством   достижения   какой­ либо цели, в случае  детей она чаще всего выражается в стремлении завладеть вещью другого ребенка. Например, дошкольники отбирают игрушки или вещи другого   ребенка   или   стремятся   взять   запрещенную   вещь..   Снижение инструментальной агрессии связано с укреплением в сознании понятий «свой» и   «чужой»,   а   также   ужесточением   наказаний   и   порицаний   за   стремление завладеть чужими вещами. Однако   это приводит иногда  к перетеканию в агрессию   косвенную   (если   вещь   нельзя   забрать,   ее     можно   испортить   или уничтожить).   Альтруистическую  (имеющую   целью   защитить   других   от   чьих­то агрессивных   действий)   агрессию   демонстрируют   мальчики,   защищая понравившуюся девочку.   В   случае  аутоагрессии,  проявляющейся   в   самообвинении, самоуничижении,  нанесении  себе  телесных повреждений, можно говорить о наличии   у   детей   психологических   проблем,   требующих   вмешательства клинических психологов.   Поскольку педагогические (воспитательные) особенности агрессивного поведения детей обсуждаются в контексте проблемы развития личности и ее социализации,   были   получены   следующие   данные   опроса   и   бесед   с родителями: 55 % родителей дошкольников не считают предосудительным прямое агрессивное поведение своих детей, считая его ассертивным. Ассертивное   поведение  –   способ   действий,   при   котором   человек активно   и   последовательно   отстаивает   свои   интересы,  открыто   заявляет   о своих     целях   и   намерениях,   уважая   при   этом   интересы   окружающих   [5]. Родители этих детей уверены, что таким образом ребенок «не дает себя в обиду»,   т.   е.   мы   сталкиваемся   с   косвенным     поощрением   агрессии.   На замечание   по   поводу   агрессивного   поведения   большая   часть   родителей обещают     «поговорить»     с     ребенком,     остальные   проявляют     агрессию, выражающуюся     в     отрицании     проблемы,   переносе   ответственности   на воспитателя.   Исходя   из   показателей,   в   процессе   работы   с   детьми   и родителями были получены следующие данные, характеризующие специфику семейного воспитания: 75 % дошкольников  не  могли  ответить  на  вопрос «что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо?»,  25  %  называли  в  основном этические нормативы. Понимание шло в контексте «можно и нельзя», т. е. в контексте разрешение – запрет, и выражалось в таких формулировках, как «нельзя есть руками», «нельзя громко кричать (бегать) в кинотеатре (кафе)» и т. п., Практически не было зафиксировано понятия нормативного поведения по   отношению   к   людям,   при   этом   отмечена     фиксация   на   некоторых нормативах   во   взаимосвязи   с   финансовой   составляющей,  что   отразилось   в следующих   ответах:   «нельзя   злить   бабушку,   она   деньги   дает»,   «нельзя надоедать папе, он деньги зарабатывает», «надо читать стихи и петь песни гостям, они приносят подарки».   В беседах с родителями дошкольников на вопрос, объясняют ли они ребенку,   что   такое     хорошо   и   плохо,   некоторые   выказали   агрессию   по отношению к педагогу, другие признали существование проблемы, в основном сославшись на нехватку времени на общение, половина родителей попытались сместить акценты проблемы, используя формулировки «он еще маленький», «нам тоже никто не объяснял», «наш ребенок растет в нормальной семье, со временем  все  усвоит».   Отдельно следует рассмотреть вербальную агрессию детей (как прямую, так и косвенную),   в   том   числе   использование   ненормативной   лексики. Необходимо  отметить,  что  ненормативные слова используются не с целью демонстрации их знания, а в контексте оскорблений,  навешивания  ярлыков, прозвищ,   выражения   негативного   отношения.   Подавляющее большинство родителей дошколят пытаются   сместить   акценты   проблемы,   оправдывая   «соседи   громко   ругаются», наличием     факторов:     неких     внешних   «родственник   не   подбирает   слова»   и   т.   п.,     остальные   не   видят   ничего предосудительного   в   использовании   ребенком   ненормативных   слов   и   не считают  вербальную  агрессию  проблемой.  В итоге можно сказать, что выявлена прямая взаимосвязь агрессивного поведения детей дошкольного возраста и стиля родительского воспитания и внутрисемейного     взаимодействия     [5].     Наблюдаются     преимущественно либерально­демократический   и   попустительский   стили   семейного воспитания.   Это   можно   обосновать   тем,   что   родителями   стали   так называемые   дети   90­х,   в   силу   социально­экономических     потрясений   и нестабильности   сами   воспитанные   в   условиях   депривации,   бессознательно копирующие   поведение   родителей,   стремящиеся   дать   материальное обеспечение   ребенку,     подменяя   материальными   благами   необходимость воспитания морально­нравственных качеств. Все вышесказанное ставит новые практические   задачи   перед   исследователями,   педагогами,   психологами   и обществом в целом.                                                     Список литературы  1   .       Жигинас     Н   .     В   .     Формирование     агрессивного     поведения   Научно­ девиантных   педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 4 (10) . С . 55–61   проблемном     подростков     в     социуме     //   .  2   .     Змановская   Е   .   В   .   Структурно­динамическая   концепция девиантного   поведения   //   Вестн   .   Томского   гос   .   пед   .   ун­та   (TSPU Bulletin) . 2013 . Вып . 5 (133) . С . 189–195 .  3 .  Мищенко И . Е ., Резанович И . В . Теоретический анализ структуры отклоняющегося поведения // Научно­педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2014 . Вып . 3 (5) . С . 81–88 .  4 .   Жигинас Н . В . Девиантное поведение подростков: педагогические условия   как   источник   социальной   и   психической             травмы   //   Научно­ педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 2 (8) . С . 63–68   5 .  Большой психологический словарь / под ред . Б . Г . Мещерякова, В. П., Зинченко . М ., 2003 . 672 с .

Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

Статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2017