Рассматривается проблема агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Всестороннее исследование данного вопроса в достаточной мере соответствует настоятельным потребностям широкой аудитории педагогов и психологов, а также социальным запросам общества. Дается подробный анализ видов детской агрессии. Выделены прямая, физическая, вербальная, косвенная и инструментальная агрессии, проявляемые детьми, описаны формы их проявления. Анализируется взаимосвязь видов детской агрессии с типологией родительского отношения к проблеме
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №7
«Теремок»
«Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»
В современной педагогической и психологической литературе много
внимания уделяется феномену распространения детской агрессии. На
агрессивное поведение детей обращают внимание чаще всего в
социальнопсихологический
подростковом
Агрессия
возрасте.
как
феномен в различных концепциях рассматривается на основе методологии
современного педагогического и психологического знания. В отечественных
исследованиях агрессии основополагающим является понятие процесса
социализации, формирующего воздействия социальной ситуации развития
(Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.), представление о
реализации природно закрепленных механизмов агрессивного поведения,
которое может усугубляться аномалиями развития, и возможностях его
предотвращения [1, 2].
В данной статье приводится анализ определений, принятых в
педагогической и психологической теориях, и реализуется попытка
объяснения агрессивного поведения детей дошкольного возраста в
непосредственной взаимосвязи с социальнопедагогическими условиями [3,
4], в которых ребенок воспитывается.
Исследование проводилось в 2016–2017 гг. в муниципальном казённом
дошкольном образовательном учреждении детском саду №7 села
Преградного, в подготовительной группе. В исследовании приняли участие
20 детей 67 лет и 20 родителей.
Методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.
Агрессия – поведение, ориентированное на нанесение вреда людям,
животным или неодушевленным предметам [5].Выделены следующие виды агрессии в контексте проблематики:
физическая (с применением физической силы) – дети затевают драки или
намеренно бьют, толкают, кусают, щипают конкретных детей, или агрессия не
носит направленного характера и проявляется по отношению к любому
ребенку и взрослому, который в чемлибо создал фрустрацию (по мнению
агрессора).
Прямая агрессия – конкретно направлена против человека или какого
либо действия, реже предмета (поскольку в исследовании говорится об
агрессии детей старшего дошкольного возраста, она выражается в нанесении
ударов, укусах, толчках, подножках, забрасывании чемлибо), когда эти
действия выполняет ребенок непосредственно.
Вербальная агрессия (прямая)
(ругательства,
оскорбления,
приклеивание обидных ярлыков, прозвищ) – у дошкольников в последнее
время получила широкое распространение. О косвенной агрессии, которая
выражается в опосредованном нанесении вреда, мы говорим, когда ребенок
действует разрушительно, портит вещи, принадлежащие человеку, которого
тот считает врагом, распускает слухи, наговаривает на другого ребенка или
взрослого, подстрекает других детей к агрессии против оппонента. Старшие
дошкольники чаще портят вещи других детей, воруют их, беспричинно
обвиняют в собственных, либо вымышленных проступках.
Косвенная агрессия отмечается чаще у детей, ранее неоднократно
наказанных за прямую агрессию.
Инструментальная агрессия является средством достижения какой
либо цели, в случае детей она чаще всего выражается в стремлении завладеть
вещью другого ребенка. Например, дошкольники отбирают игрушки или вещи
другого ребенка или стремятся взять запрещенную вещь.. Снижение
инструментальной агрессии связано с укреплением в сознании понятий «свой»
и «чужой», а также ужесточением наказаний и порицаний за стремлениезавладеть чужими вещами. Однако это приводит иногда к перетеканию в
агрессию косвенную (если вещь нельзя забрать, ее можно испортить или
уничтожить).
Альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьихто
агрессивных действий) агрессию демонстрируют мальчики, защищая
понравившуюся девочку.
В случае
аутоагрессии,
проявляющейся в самообвинении,
самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений, можно говорить о
наличии у детей психологических проблем, требующих вмешательства
клинических психологов.
Поскольку педагогические (воспитательные) особенности агрессивного
поведения детей обсуждаются в контексте проблемы развития личности и ее
социализации, были получены следующие данные опроса и бесед с
родителями: 55 % родителей дошкольников не считают предосудительным
прямое агрессивное поведение своих детей, считая его ассертивным.
Ассертивное поведение – способ действий, при котором человек
активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о
своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих [5].
Родители этих детей уверены, что таким образом ребенок «не дает себя в
обиду», т. е. мы сталкиваемся с косвенным поощрением агрессии. На
замечание по поводу агрессивного поведения большая часть родителей
обещают «поговорить» с ребенком, остальные проявляют агрессию,
выражающуюся в отрицании проблемы, переносе ответственности на
воспитателя. Исходя из показателей, в процессе работы с детьми и
родителями были получены следующие данные, характеризующие специфику
семейного воспитания: 75 % дошкольников не могли ответить на вопрос
«что такое хорошо и что такое плохо?», 25 % называли в основном
этические нормативы. Понимание шло в контексте «можно и нельзя», т. е. вконтексте разрешение – запрет, и выражалось в таких формулировках, как
«нельзя есть руками», «нельзя громко кричать (бегать) в кинотеатре (кафе)» и
т. п., Практически не было зафиксировано понятия нормативного поведения
по отношению к людям, при этом отмечена фиксация на некоторых
нормативах во взаимосвязи с финансовой составляющей, что отразилось в
следующих ответах: «нельзя злить бабушку, она деньги дает», «нельзя
надоедать папе, он деньги зарабатывает», «надо читать стихи и петь песни
гостям, они приносят подарки».
В беседах с родителями дошкольников на вопрос, объясняют ли они
ребенку, что такое хорошо и плохо, некоторые выказали агрессию по
отношению к педагогу, другие признали существование проблемы, в основном
сославшись на нехватку времени на общение, половина родителей попытались
сместить акценты проблемы, используя формулировки «он еще маленький»,
«нам тоже никто не объяснял», «наш ребенок растет в нормальной семье, со
временем все усвоит».
Отдельно следует рассмотреть вербальную агрессию детей (как прямую,
так и косвенную), в том числе использование ненормативной лексики.
Необходимо отметить, что ненормативные слова используются не с целью
демонстрации их знания, а в контексте оскорблений, навешивания ярлыков,
прозвищ, выражения негативного отношения. Подавляющее большинство
родителей дошколят пытаются сместить акценты проблемы, оправдывая
«соседи громко ругаются»,
наличием
факторов:
неких
внешних
«родственник не подбирает слова» и т. п., остальные не видят ничего
предосудительного в использовании ребенком ненормативных слов и не
считают вербальную агрессию проблемой.
В итоге можно сказать, что выявлена прямая взаимосвязь агрессивного
поведения детей дошкольного возраста и стиля родительского воспитания и
внутрисемейного взаимодействия [5]. Наблюдаются преимущественно
либеральнодемократический и попустительский стили семейноговоспитания. Это можно обосновать тем, что родителями стали так
называемые дети 90х, в силу социальноэкономических потрясений и
нестабильности сами воспитанные в условиях депривации, бессознательно
копирующие поведение родителей, стремящиеся дать материальное
обеспечение ребенку, подменяя материальными благами необходимость
воспитания моральнонравственных качеств. Все вышесказанное ставит новые
практические задачи перед исследователями, педагогами, психологами и
обществом в целом.
Список литературы
1 . Жигинас Н . В . Формирование агрессивного поведения
Научно
девиантных
педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 4 (10) . С . 55–61
проблемном
подростков
в
социуме
//
.
2 .
Змановская Е . В . Структурнодинамическая концепция
девиантного поведения // Вестн . Томского гос . пед . унта (TSPU
Bulletin) . 2013 . Вып . 5 (133) . С . 189–195 .
3 . Мищенко И . Е ., Резанович И . В . Теоретический анализ структуры
отклоняющегося поведения // Научнопедагогическое обозрение (Pedagogical
Review) . 2014 . Вып . 3 (5) . С . 81–88 .
4 . Жигинас Н . В . Девиантное поведение подростков: педагогические
условия как источник социальной и психической травмы // Научно
педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 2 (8) . С . 63–68
5 . Большой психологический словарь / под ред . Б . Г . Мещерякова, В.
П., Зинченко . М ., 2003 . 672 с .