статья "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

  • Исследовательские работы
  • Работа с родителями
  • docx
  • 24.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассматривается проблема агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Всестороннее исследование данного вопроса в достаточной мере соответствует настоятельным потребностям широкой аудитории педагогов и психологов, а также социальным запросам общества. Дается подробный анализ видов детской агрессии. Выделены прямая, физическая, вербальная, косвенная и инструментальная агрессии, проявляемые детьми, описаны формы их проявления. Анализируется взаимосвязь видов детской агрессии с типологией родительского отношения к проблеме
Иконка файла материала статья агрессия у детей дошкольного возраста.docx
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Теремок» «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»                  В современной педагогической и психологической литературе много внимания уделяется   феномену   распространения   детской   агрессии.   На агрессивное     поведение     детей     обращают     внимание     чаще     всего     в   социально­психологический подростковом     Агрессия     возрасте.     как   феномен   в  различных   концепциях   рассматривается   на   основе   методологии современного педагогического и психологического знания. В отечественных исследованиях   агрессии   основополагающим     является     понятие     процесса социализации,   формирующего   воздействия   социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.), представление   о реализации   природно закрепленных   механизмов   агрессивного   поведения, которое     может   усугубляться   аномалиями   развития,   и   возможностях   его предотвращения [1, 2].  В   данной   статье   приводится   анализ   определений,   принятых   в педагогической     и     психологической     теориях,     и     реализуется     попытка объяснения     агрессивного     поведения     детей     дошкольного   возраста   в непосредственной взаимосвязи с   социально­педагогическими условиями [3, 4], в которых ребенок воспитывается.  Исследование проводилось в 2016–2017 гг. в муниципальном казённом дошкольном   образовательном   учреждении   детском   саду   №7   села Преградного, в подготовительной группе.   В исследовании приняли участие 20 детей 6­7 лет и 20 родителей.  Методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.  Агрессия   –   поведение,   ориентированное   на   нанесение   вреда   людям, животным или неодушевленным предметам [5].Выделены   следующие   виды   агрессии   в   контексте   проблематики: физическая (с применением физической силы) – дети затевают драки или намеренно бьют, толкают, кусают, щипают конкретных детей, или агрессия не носит   направленного   характера   и   проявляется   по   отношению   к   любому ребенку и взрослому, который в   чем­либо создал фрустрацию (по мнению агрессора).  Прямая агрессия – конкретно направлена против человека или какого­ либо   действия,   реже   предмета   (поскольку   в   исследовании     говорится   об агрессии детей старшего дошкольного возраста, она  выражается в нанесении ударов,   укусах,   толчках,   подножках,   забрасывании   чем­либо),   когда     эти действия  выполняет  ребенок  непосредственно.   Вербальная  агрессия   (прямая)     (ругательства,     оскорбления, приклеивание  обидных  ярлыков,  прозвищ)  –  у  дошкольников в последнее время получила широкое распространение. О  косвенной  агрессии, которая выражается в опосредованном нанесении вреда, мы говорим, когда ребенок действует разрушительно, портит вещи, принадлежащие человеку, которого тот считает врагом, распускает  слухи, наговаривает на другого ребенка или взрослого, подстрекает других детей к агрессии против оппонента. Старшие дошкольники   чаще   портят   вещи   других   детей,     воруют   их,   беспричинно обвиняют в собственных, либо вымышленных проступках.  Косвенная   агрессия   отмечается   чаще   у   детей,   ранее   неоднократно наказанных за прямую агрессию. Инструментальная  агрессия   является   средством   достижения   какой­ либо цели, в случае  детей она чаще всего выражается в стремлении завладеть вещью другого ребенка. Например, дошкольники отбирают игрушки или вещи другого   ребенка   или   стремятся   взять   запрещенную   вещь..   Снижение инструментальной агрессии связано с укреплением в сознании понятий «свой» и   «чужой»,   а   также   ужесточением   наказаний   и   порицаний   за   стремлениезавладеть чужими вещами. Однако   это приводит иногда  к перетеканию в агрессию   косвенную   (если   вещь   нельзя   забрать,   ее     можно   испортить   или уничтожить).   Альтруистическую  (имеющую   целью   защитить   других   от   чьих­то агрессивных   действий)   агрессию   демонстрируют   мальчики,   защищая понравившуюся девочку.   В   случае  аутоагрессии,  проявляющейся   в   самообвинении, самоуничижении,  нанесении  себе  телесных повреждений, можно говорить о наличии   у   детей   психологических   проблем,   требующих   вмешательства клинических психологов.   Поскольку педагогические (воспитательные) особенности агрессивного поведения детей обсуждаются в контексте проблемы развития личности и ее социализации,   были   получены   следующие   данные   опроса   и   бесед   с родителями: 55 % родителей дошкольников не считают предосудительным прямое агрессивное поведение своих детей, считая его ассертивным. Ассертивное   поведение  –   способ   действий,   при   котором   человек активно   и   последовательно   отстаивает   свои   интересы,  открыто   заявляет   о своих     целях   и   намерениях,   уважая   при   этом   интересы   окружающих   [5]. Родители этих детей уверены, что таким образом ребенок «не дает себя в обиду»,   т.   е.   мы   сталкиваемся   с   косвенным     поощрением   агрессии.   На замечание   по   поводу   агрессивного   поведения   большая   часть   родителей обещают     «поговорить»     с     ребенком,     остальные   проявляют     агрессию, выражающуюся     в     отрицании     проблемы,   переносе   ответственности   на воспитателя.   Исходя   из   показателей,   в   процессе   работы   с   детьми   и родителями были получены следующие данные, характеризующие специфику семейного воспитания: 75 % дошкольников  не  могли  ответить  на  вопрос «что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо?»,  25  %  называли  в  основном этические нормативы. Понимание шло в контексте «можно и нельзя», т. е. вконтексте разрешение – запрет, и выражалось в таких формулировках, как «нельзя есть руками», «нельзя громко кричать (бегать) в кинотеатре (кафе)» и т. п., Практически не было зафиксировано понятия нормативного поведения по   отношению   к   людям,   при   этом   отмечена     фиксация   на   некоторых нормативах   во   взаимосвязи   с   финансовой   составляющей,  что   отразилось   в следующих   ответах:   «нельзя   злить   бабушку,   она   деньги   дает»,   «нельзя надоедать папе, он деньги зарабатывает», «надо читать стихи и петь песни гостям, они приносят подарки».   В беседах с родителями дошкольников на вопрос, объясняют ли они ребенку,   что   такое     хорошо   и   плохо,   некоторые   выказали   агрессию   по отношению к педагогу, другие признали существование проблемы, в основном сославшись на нехватку времени на общение, половина родителей попытались сместить акценты проблемы, используя формулировки «он еще маленький», «нам тоже никто не объяснял», «наш ребенок растет в нормальной семье, со временем  все  усвоит».   Отдельно следует рассмотреть вербальную агрессию детей (как прямую, так и косвенную),   в   том   числе   использование   ненормативной   лексики. Необходимо  отметить,  что  ненормативные слова используются не с целью демонстрации их знания, а в контексте оскорблений,  навешивания  ярлыков, прозвищ,   выражения   негативного   отношения.   Подавляющее большинство родителей дошколят пытаются   сместить   акценты   проблемы,   оправдывая   «соседи   громко   ругаются», наличием     факторов:     неких     внешних   «родственник   не   подбирает   слова»   и   т.   п.,     остальные   не   видят   ничего предосудительного   в   использовании   ребенком   ненормативных   слов   и   не считают  вербальную  агрессию  проблемой.  В итоге можно сказать, что выявлена прямая взаимосвязь агрессивного поведения детей дошкольного возраста и стиля родительского воспитания и внутрисемейного     взаимодействия     [5].     Наблюдаются     преимущественно либерально­демократический   и   попустительский   стили   семейноговоспитания.   Это   можно   обосновать   тем,   что   родителями   стали   так называемые   дети   90­х,   в   силу   социально­экономических     потрясений   и нестабильности   сами   воспитанные   в   условиях   депривации,   бессознательно копирующие   поведение   родителей,   стремящиеся   дать   материальное обеспечение   ребенку,     подменяя   материальными   благами   необходимость воспитания морально­нравственных качеств. Все вышесказанное ставит новые практические   задачи   перед   исследователями,   педагогами,   психологами   и обществом в целом.                                                     Список литературы  1   .       Жигинас     Н   .     В   .     Формирование     агрессивного     поведения   Научно­ девиантных   педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 4 (10) . С . 55–61   проблемном     подростков     в     социуме     //   .  2   .     Змановская   Е   .   В   .   Структурно­динамическая   концепция девиантного   поведения   //   Вестн   .   Томского   гос   .   пед   .   ун­та   (TSPU Bulletin) . 2013 . Вып . 5 (133) . С . 189–195 .  3 .  Мищенко И . Е ., Резанович И . В . Теоретический анализ структуры отклоняющегося поведения // Научно­педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2014 . Вып . 3 (5) . С . 81–88 .  4 .   Жигинас Н . В . Девиантное поведение подростков: педагогические условия   как   источник   социальной   и   психической             травмы   //   Научно­ педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 2 (8) . С . 63–68   5 .  Большой психологический словарь / под ред . Б . Г . Мещерякова, В. П., Зинченко . М ., 2003 . 672 с .