В данной статье рассмотрены психотерапевтические методы работы с детьми с ОВЗ на примере применения арт-терапии и изо-терапии. Проанализированы возможности арт-терапии для решения внутренних психологических конфликтов школьников данной категории. Даны рекомендации начинающим педагогам-психологам по использованию изо-терапии при работе с детьми с особыми возможностями здоровья.
моя статья.docx
Арттерапия в работе с ОВЗ
Несколько сотен лет назад ученые разных отраслей пришли к
заключению, что человеческий организм подвержен процессу старения и
самое главное, что данный процесс является необратимым. Именно с тех пор
здоровью человека уделяется очень много внимания. Как ни пытались
представители науки обмануть законы природы, изобретая различные методы
омоложения и замедления процесса старения, все попытки тщетны.
В самом распространенном определении здоровья говорится о полном
благополучии физической, экономической, социальной и психологической
сфер существования человека. В наши дни психологическая сфера жизни
человека, а именно психическая деятельность, наиболее подвержена влиянию
из вне.
В современном мире все более чаще встречаются люди с «душевными»
болезнями, с легкими нарушениями психической деятельности и полной
психической дисфункцией. Причины этому самые разные: физическое
воздействие, генетическая предрасположенность, экологическое влияние,
социальный остракизм.
Самое угнетающее из этого всего то, что большую часть таких
«нездоровых» людей составляют дети.
Исследователи различных стран в 2017 году опубликовали статистику,
которая в динамике показывает рост количества людей в ОВЗ в период с 2000
по 2016 года. Там сказано, что каждый год по всему миру рождается на
34%больше детей с ОВЗ в сравнении с предыдущим годом. Нарушения при
этом разного характера, но ключевое слово здесь «рождается», значит
статистика составлена из процентного соотношения рождаемости детей. А
теперь, на минуточку, представьте себе общество. Скажем, лет через 10? Но речь не о том, как много сейчас людей с ОВЗ, а о том , как помочь
им стать полноценными членами общества.
Предлагаю рассмотреть детей с ОВЗ, у которых которых выявлены
нарушения психических функций. Мы часто встречаем людей с диагнозами:
шизофрения, аутизм, дебильность, имбецильность, олигофрения, но
большинство не знает, как найти подход к таким ребятам , особенно тяжело
тем, кто непосредственно сотрудничает с «особенными».
Из всех мною изученных психотерапевтических методов работы с
детьми с ОВЗ, выделяю для себя арттерапию и сейчас об этом подробнее…
Термин арттерапия ввел А. Хилл, что означает лечение искусством.
Решение внутренних психологических конфликтов является ее
коррекционной целью. В основном применяется при нарушениях
эмоционально – личностного развития –нарушениях слуха, речи, зрения,
аутизм, двигательных функций. С помощью арттерапии возможно:
активировать внутренние ресурсы;
закрепить в реальной жизни новые мотивы и установки;
компенсировать недостающие функции;
формировать навыки коммуникации;
создать целостность с самим собой;
улучшить личностные качества;
социально адаптировать.
Задействовано много жизненных аспектов, но и механизм действия арт
терапии не прост. Полушария головного мозга выполняют свои функции
глобально и целостно, задействуют все психические процессы. В своей практике использую чаще активные методы, направленные на
развитие творческих способностей, воображение, мелкую моторику, речь. Но
главное, что активные методы укрепляют физически, что способствует
улучшенной работе всех систем организма ребенка.
Начинающим могу порекомендовать изотерапию, в результате которой
происходит процесс осмысления событий, самосознание, развиваются
способности и главное притормаживается разрушительная тенденция.
В арттерапии главное суметь использовать внутренние ресурсы
человека с ОВЗ, особенно «разбудить» механизмы» самоисцеления и само
регуляции. Навыки, которые приобретаются людьми в процессе арттерапии
дают желание жить в ладу с самим собой и в социуме.
Сейчас люди с ОВЗ, не только дети, требуют особого внимания и
понимания. Стоит учитывать способности как физические, так и психические
при подборе терапевтических методов работы, особенно это важно при работе
с детьми, так как возрастные критерии развития личности еще никто не
отменял. Пусть такой труд дает результаты медленно и незначительно, зато
ребенок с ОВЗ и даже взрослый почувствует заботу, внимание и понимание,
что так важно в нашем порой безразличном социуме.
Аннотация
В данной статье рассмотрены психотерапевтические методы работы с детьми
с ОВЗ на примере применения арттерапии и изотерапии. Проанализированы
возможности арттерапии для решения внутренних психологических
конфликтов школьников данной категории. Даны рекомендации начинающим
педагогампсихологам по использованию изотерапии при работе с детьми с
особыми возможностями здоровья.
Статья "Арт-терапия в работе с ОВЗ"
Статья "Арт-терапия в работе с ОВЗ"
Статья "Арт-терапия в работе с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.