Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]
Звук [р]
«Качели»
1) Рот откройте, улыбнитесь. Широкий язык поднимите к верхней губе, затем
опустите к нижней. В каждом положении язык удерживайте 2 — 3 секунды. Всего
выполните 7—10 движений.
2) Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка дотроньтесь до бугорков
за верхними резцами, затем — за нижними. В каждом из положений язык
удерживайте 2 — 3 секунды. Всего выполните 7 — 10 движений. «Почистим
зубы»
Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка при этом гладит верхние резцы
с внутренней стороны, совершая движения вверхвниз. Продолжительность
выполнения упражнения —10 секунд.
«Маляр»
Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка нужно погладить нёбо,
делая движения впередназад (от зубов в глубь рта и обратно). Выполните 5 — 10
движений.
«Вкусное варенье»
Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу,
совершая движения языком сверху вниз. Выполните 5—10 движений, затем
уберите язык и закройте рот.
«Лошадка»
Рот откройте, улыбнитесь. Присосите широкий кончик языка к бугоркам за
верхними зубами, а затем со щелчком оторвите. Сначала упражнение выполнять в
медленном темпе, постепенно его увеличивая. Длительность выполнения — 5—10
секунд.
«Индюк»
Рот откройте, улыбнитесь. Производите движения широким передним краем
языка по верхней губе впередназад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик
языка слегка загните — как бы поглаживайте губу. Сначала производите
медленные движения, потом увеличивайте темп и «добавьте» голос, пока не
послышатся звуки «блбл». Упражнение выполняйте в течение 10 секунд.
«Фокус»
Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы
ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5
раз.
«Пофыркаем!»
Широкий расслабленный язык положите между расслабленными губами.
Длительно на одном дыхании, дуйте на язык и губы так, чтобы они вибрировали
(щеки не надувайте). Повторите 3 — 5 раз.
«Автомат»Рот откройте, улыбнитесь. Напряженным кончиком языка постучите по бугоркам
за верхними резцами, несколько раз отчетливо, на одном дыхании, произнося при
этом «ттт» сначала медленно, затем постепенно увеличивая темп. Повторите 3
—5 раз.
«Барабан»
Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка постучите по нёбу за
верхними зубами, многократно и отчетливо, на одном дыхании произнося «ддд».
Сначала произносите медленно, постепенно темп увеличивайте. Повторите 3—5
раз.
Способы постановки звука Р
После подготовительной работы проводится непосредственно постановка звука
«Р». Существуют разнообразные способы «вызывания» этого звука. Но целью
любых упражнений, которые направлены на постановку звука «Р», является
закрепление у ребенка навыка постановки языка на верхние альвеолы. После чего
сильной струей воздуха «вызывается» необходимый звук.
1 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот
способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени
взрослому, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время взрослый большим и
указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не
кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется
вибрация!
2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние
зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится чтото cреднее
между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно
проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не
четкий).
3 способ постановки звука [р]: Постановка от звука [з]. Обычно Р от звука З не
ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть
друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок
произносит [з] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом
сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [р], который
потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и
быстрый, особенно при горловом [р]. Желаю успехов в его применении!
4 способ постановки звука [р]: Способ постановки звука [р] — старый и
простой, как мир. Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык
и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект
достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление
при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика. После того,как у ребенка получилось произнести звук изолированно, приступаем к
автоматизации.