Статья: Бах и Гендель - два гения и две судьбы

  • Занимательные материалы
  • Книги
  • docx
  • 06.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (31 марта 1685 — 28 июля 1750) великий немецкий композитор, органист, клавесинист. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - "Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Бах обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-44), Месса си-минор (ок. 1747-49), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.
Иконка файла материала 5.docx
БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (31 марта 1685 — 28 июля 1750) великий немецкий композитор, органист, клавесинист. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя   после   его   смерти:   в   1829   году   под управлением немецкого композитора Мендельсона величайшее было   публично   исполнено   произведение   Баха   ­   "Страсти   по   Матфею".Впервые   ­   в   Германии   ­   было   издано   полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и   мастерству   и   совершенству. вдохновению, Философская   глубина   содержания   и   высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Бах обобщил   достижения   музыкального   искусства переходного   периода   от   барокко   к   классицизму. Непревзойденный   мастер   полифонии.   «Хорошо темперированный   клавир»   (1722­44),   Месса   си­ минор (ок. 1747­49), «Страсти по Иоанну» (1724),«Страсти   по   Матфею»   (1727   или   1729),   св.   200 духовных   и   светских   кантат,   инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.   крупнейшая   фигура   мировой Бах   ­   Его   творчество музыкальной   культуры. представляет собой одну из вершин философской мысли   в   музыке.   Свободно   скрещивая   черты   не только разных  жанров, но и национальных  школ, Бах   создал   бессмертные   шедевры,   стоящие   над   Будучи   последним   (наряду   с временем. Г.Ф.Генделем)   великим   композитором   эпохибарокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени. ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (23 февраля 1685 — 14 апреля 1759), немецкий композитор и органист.   Около   полувека   работал   в   Лондоне.   главным Мастер   монументальной   оратории, образом   на   библейские   сюжеты,   в   т.   ч.   «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей».   Более   40   опер,   органные   концерты, кончерто гроссо для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.В   начале   1750­х   годов   Генделя   поразили тяжелая болезнь и слепота, которые не дали ему закончить   ораторию   «Иевфай».   Но   его   оперы   и оратории занимают ведущее место в его наследии. Гендель стремился драматизировать оперу, усилил в   ней   роль   оркестра   и   хора.   Композитор   создал новый тип оратории, грандиозный по масштабам, демократический   по   музыкальному   языку. Оратории   Генделя   оказали   значительное   влияние на творчество европейских композиторов. До «баховского возрождения» начала 19 века репутация   Генделя   как   самого   значительного   изкомпозиторов первой половины 18 века оставалась незыблемой.   Л.   ван   Бетховен   считал   Генделя величайшим   композитором   всех   времен. Монументальные   оратории   Генделя,   и   прежде   принадлежат   к   самым всего   «Мессия», впечатляющим памятникам музыки барокко. Цель данной работы: проанализировать жизнь и творчество двух великих композиторов. Структура работы: работа состоит из введения, 2   глав,   заключения   и   списка   использованной литературы. Общий объем работы 21 страница.1. Иоганн Себастьян Бах Берлин,   1829   год…   Молодой,   но   очень популярный   музыкант   Феликс   Мендельсон устраивает   концерт,   на   котором   исполняется только одно произведение. Его название ­ "Страсти по Матфею" ­ настраивает слушателя на серьезные размышления,   ведь   речь   в   нем   пойдет   о   жизни Иисуса Христа, описанной Его учеником Матфеем, о Его страданиях и смерти на кресте ради спасения людей.   Произведение   создано   в   1729   году,   но исполнялось   всего   один   раз   и   почти   сто   лет,забытое всеми, пролежало в архиве. Большинству слушателей ничего не говорит имя автора ­ Иоганн Себастьян   Бах.   Только   узкому   кругу   знатоков известна   его   музыка,   но   среди   тех,   кто   ее   по­ настоящему   любит,   ­   великие   композиторы: Моцарт,   Бетховен,   Шуман…   Публика,   спешащая на концерт 11 марта 1829 года, не знала, что ее ждет   потрясение.   Более   двух   часов   музыка   в исполнении   хора,   оркестра   и   четырех   солистов­ певцов   под   управлением   Феликса   Мендельсона погружает в страдания и боль, которые испытываетХристос,   раскрывает   Его   мысли,   слова,   Его огромную любовь к миру. Окружающие   Христа   ученики,   неправедные судьи,   толпа,   ослепленная   ненавистью,   показаны через звуки так живо и ярко, что кажется, будто еще немного ­ и ты увидишь их на сцене. Нередко хор уступает место певцу­солисту, исполняющему   Музыка, музыкальный   монолог     арию. ­ соединившая в себе печаль и надежду, захватывает слушателя   столь   глубоко,   что   внезапно   он понимает:   это   о   нем,   человеке,   сидящем   в   зале, поется в арии.С того далекого от нас дня мир музыки уже невозможно   представить   себе   без   творчества Иоганна   Себастьяна   Баха     немецкого ­ композитора,   жившего   в   первой   половине   XVIII века. И кажется непонятным, почему после смерти он   оказался   забыт   почти   на   столетие.   Творения Иоганна   Себастьяна   Баха,   великого   немецкого композитора,   ­   одна   из   вершин   мирового музыкального творчества. Рассказывать о его жизни нелегко ­ на первый взгляд,   в   ней   почти   нет   ярких,   запоминающихся событий. Он родился в г.Эйзенахе в 1685 году всемье   потомственных   музыкантов,   в   которой   все мужчины были или церковными органистами, или служили   у   правителей   маленьких   государств Германии.   Его   жизненный   путь   был   определен   с детства, заниматься музыкой было для него так же естественно, как ходить, дышать, говорить. Первые навыки   игры   на   скрипке   он   получил   от   отца, городского музыканта. Мальчик имел прекрасный голос и пел в хоре городской школы. Отец Баха скоропостижно скончался, когда сыну было девять лет.   Иоганн   Себастьян   бах   был   отдан   на воспитание   старшему   брату,   органисту   городаОрдуфа. У брата имелся сборник нот знаменитых тогда   композиторов:   Фробергера,   Пахельбеля, Букстехуде.   В   то   время   этот   сборник   считался «модной музыкой». И старший брат запирал его в шкаф, чтобы Иоганн не смог его достать. Однако по ночам юный Бах всё же умудрялся вытаскивать из шкафа этот сборник и тайком переписывал ноты при   свете   луны.   Когда   же   работа   была   почти закончена.   Брат   застал   его,   отобрал   и   нотный оригинал,   и   почти   переписанную   копию.   В отчаянии   Бах   воскликнул:   «Тогда   я   сам   напишу такую музыку! Нет, я напишу ещё лучше! Ложисьспать,   болтун»!   –   рассмеялся   старший   брат. Однако Иоганн Себастьян своё обещание выполнил –   его   музыка   и   в   самом   деле   оказалась   гораздо лучше   посредственных   музыкальных   сочинений модных когда­то композиторов. Иоганн   Себастьян   Бах   уж   в   пятнадцать   лет решил начать самостоятельную жизнь и переехал в город   Люнебург.   Потом   он   ещё   много   раз переезжал, меняя место жительства и работы, хотя никогда   не   бывал   в   других   странах.   Он   был церковным   органистом,   капельмейстером   и   в течение   десяти   лет   служил   придворныморганистом   и   композитором   в   Веймаре.   В   1717­ 1723   годах   Бах   являлся   «директором   камерной музыки» в Кетене. Он   был   лучшим   среди   своих   современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то   в   импровизациях   за   органом   его   мастерство было   непревзойдённым.   Это   вынуждены   были признать даже его соперники. Рассказывают,   что   Бах   был   приглашён   в Дрезден,   чтобы   участвовать   в   состязании   со знаменитым в то время французским органистом иклавесинистом   Луи   Маршаном.   Накануне состоялось знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же предварительное     ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе   Касселе,   Бах   изумил   своих   слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как   он   достиг   такого   совершенства,   композитор ответил: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же".Исследователи делят его зрелое творчество на отдельные периоды, связывая их с пребыванием в том   или   ином   городе:   в   Веймаре   (1708­1717), Кётене   (1717­1723),   наконец,   Лейпциге   (1723­ 1750). В последнем из этих городов ему пришлось до   конца   жизни   работать   в   храме   св.   Фомы   в должности кантора ­ играть на органе и сочинять музыку   для   богослужений,   руководить   детским хором   и   преподавать   в   церковной   школе.   Все свободное   время   композитор   отдавал   сочинению музыки   и   семье.   Практически   все   его   близкие играли   на   разных   инструментах   и   пели,   потомунемало прекрасных вещей он сочинил для них, и прежде   всего   ­   для   обучения   четырех   сыновей, ставших позднее талантливыми композиторами. Его   жизнь   была   спокойной   и   размеренной, заполненной   постоянным   трудом,   незаметными   которыми повседневными   заботами,   за окружающим   сложно   было   увидеть   перед   собой великую, гениальную личность. Отношение людей к   творчеству   Баха   было   очень   непростым.   При жизни   его   ценили   как   замечательного   органиста­ виртуоза   и   педагога.   Но   понять   и   полюбить   его музыку могли немногие. Большинству слушателейона казалась сухой, излишне сложной и во многом устаревшей.   Даже   его   сыновья   не   ценили   ее   по­ настоящему,   не   всегда   берегли   рукописи   своего отца, и в результате немало  его сочинений  было потеряно. Современники   удивлялись   тому,   что   он никогда   не   обращался   к   опере   ­   самому популярному   жанру   его   эпохи,   но   использовал жанры и формы далекого прошлого, к которым его современники теряли интерес. Да и в наше время произведения   Баха   требуют   особого   отношения. Их   красота   останется   недоступной   человеку,ищущему   в   музыке   только   развлечения.   Они требуют   серьезного,   вдумчивого   прослушивания, умения полностью погружаться в их внутреннюю жизнь. Произведения   Баха   полифоничны,   то   есть многоголосны. Даже в сочинениях для скрипки и виолончели   соло,   где   казалось   бы   звучит   только одна   мелодия   без   сопровождения,   внимательный слушатель уловит скрытую перекличку двух, а то и трех голосов. Огромное   число   произведений   написано композитором   для   органа   ­   уникальногоинструмента,   вбирающего   в   себя   множество тембров, звучащего то мощно и торжественно, то затаенно   и   трепетно.   Играть   на   органе   очень сложно, т.к. звук извлекается не только руками, но и   ногами   (на   специальных   клавишах­педалях). Блестяще владея искусством игры на органе, Бах создавал   для   него   и   крупные   произведения,   и маленькие   пьесы   ­   хоральные   прелюдии, предназначенные для церковных служб. Последней   должностью   Баха   было   место руководителя   хора   в   церкви   Святого   Фомы   в Лейпциге. В его обязанности входило следить заисполнением музыки во всех церквах города. Для воскресной   или   праздничной   службы   к   самому важному тексту ­ фрагменту из Евангелия ­ Бах обязан   был   сочинить   большое   произведение   для хора   и   оркестра   (или   для   оркестра   и   певца)   ­ кантату. И тогда рассказ об услышанном в тексте событии   становился   еще   более   красочным   и взволнованным,   люди   получали   возможность   не только его почувствовать, но и представить себе, а при желании и поучаствовать: кантата обязательно завершается   хоралом,   который   прихожане   могут петь вместе с хором.В то время Бах сочинял по кантате в неделю, до   наших   дней   их   дошло   более   200,   но,   к сожалению   примерно   столько   же   было безвозвратно утеряно. Бах был женат дважды. Его первая супруга умерла в 1720 году, и композитор женился   второй   раз.   Он   был   отцом   двенадцати детей.   Двое   его   сыновей   стали   хорошими музыкантами. Карл Филипп Эммануил Бах сочинял   в произведения   изящные   и   элегантные, соответствии   с   требованиями   тогдашней   моды. Другой сын Баха – Иоганн Христиан, получивший прозвище Английский Бах, ­ долго жил в Лондонеи оказал  сильное  влияние  на  молодого  Моцарта, когда юный композитор приезжал в Англию. Бах начал терять зрение, и в 65 лет ему была сделана   операция,   однако   она   ему   не   помогла   и слепота окончательно поразила его. Но всё равно он   продолжал   работать   –   диктовал   ноты «Искусства   фуги»   и   цикла   «Музыкальное приношение»   И   вдруг   18   июля   1750   года произошло чудо! Совершенно слепой композитор вдруг   прозрел.   Он   снова   прекрасно   видел,   но радость   была   очень   короткой.   Всего   через несколько часов после прозрения произошёл удар.Вскоре Бах скончался. Умер он в бедности, и о нём совершенно забыли. Только   в   1829   году   в   Берлине   композитор Феликс   Мендельсон­Бартольди   подготовил   к исполнению  певцами  одно  из самых  выдающихся сочинений   Баха   «Страсти   по   Матфею».   С   того времени музыка Баха вернулась к людям, и теперь уже навсегда. В музыке Баха всё точно рассчитано, уравновешенно, и в то же время она звучит очень эмоционально. Всего   Иоганн   Себастьян   написал   более   1000 вокально­драматических и инструментальных, томчисле   органных,   произведений.   В   переводе   с немецкого имя композитора означает «ручей». «Не Ручей – Море должно быть ему имя…» ­ так сказал о Бахе Людвиг ван Бетховен. Смыслом творчества для Баха было служение музыке.   Именно   поэтому   он   не   искал   для   себя почестей,   а   для   своей   музыки   ­   легкого   успеха, терпеливо   переносил   непонимание   и   творческое одиночество. И судьба его произведений оказалась удивительной:   после   смерти   и   забвения   музыку Баха   ждало   Воскресение   и   вечная   творческая жизнь…2. Георг Фридрих Гендель Творчество   Георга   Фридриха   Генделя справедливо   считают   своим   две   национальных школы   ­   немецкая   и   английская.   В   Германии композитор   родился,   получил   образование   и сформировался   как   личность.   А   в   Англии   он прожил   большую   часть   жизни   (50   лет),   написал свои   лучшие   произведения,   познав   через   них   и громкую славу, и тяжелые испытания. Георг   Фридрих   Гендель   родился   23   февраля 1685 года в городе Галле, неподалёку от Лейпцига.Гендель ­ современник Баха. Любопытно, что два великих немецких композитора – Гендель и Бах – родились в один и тот же год, в 80 милях друг от друга, но так ни разу не встретились, хотя много слышали друг о друге. Возможно, потому что были слишком разными людьми. То,   что   Бах   воспринимал,   как   должное   ­ неспешный, размеренный ритм жизни, кропотливая повседневная   работа   в   храме   или   с   небольшим придворным   оркестром   ­   Генделя   раздражало   и сковывало. темпераментному   и честолюбивому   человеку   Германия   казалась   Этомупровинцией, в которой ему негде "развернуться". Блистательному   композитору   и   органисту, наделенному   к     немалыми тому   же   хотелось организаторскими   способностями, путешествовать,   видеть   разные   национальные традиции   и   обрести   признание   у   большой аудитории. Отец   будущего   композитора   был парикмахером   и   по   совместительству   хирургом   цирюльники­брадобреи   выполняли (раньше несложные   хирургические   операции).   Он   хотел, чтобы сын стал адвокатом, и был очень недоволен,что   тот   предпочёл   музыку.   Но   Гендель   ночи напролёт играл во дворике на улице на клавикорде. Герцог Саксен – Вейсенфельдский  услышал игру Георга и был покорён его музыкальным талантом. Будучи   студентом   юридического   факультета, Гендель   одновременно   служил   церковным органистом.   Мать   композитора   была   под   стать своему   супругу:   не   уступала   ему   ни   в мужественной   энергии,   ни   в   душевном   и физическом   здоровье.   Это   были   люди   крепкой бюргерской   закваски   и   передали   своему   сыну физическое   здоровье,   душевнуюуравновешенность, практический ум, не знающую усталость работоспособность. После смерти отца восемнадцатилетний Гендель оправился в Гамбург, где стал служить музыкантом в оркестре – играл на скрипке   и   продолжал   учиться.   В   Гамбурге   он написал   четыре   оперы, «Альмира», пользовалась большим успехом.   одна   из   которых Один из любимых жанров Генделя ­ опера. В XVIII веке этот вид музыки, соединивший в себе пение, звучание оркестра и сценическое действие, пользовался   огромной   популярностью   и обеспечивал   талантливому   музыканту   быстрыйпуть   к   успеху.   Генделя   пригласили   в   Италию, чтобы он как следует изучил итальянский оперный стиль.   Он   приехал   туда   молодым   и   никому   не известным,   хотя   на   Родине   уже   написал   немало произведений  и получил хорошее  образование на юридическом   факультете   в   университете   своего родного города Галле. За 4 года ему удалось не только   досконально   изучить   законы   итальянской оперы,   но   и   добиться   крупного   успеха   ­   для композитора­иностранца это было очень нелегко. В Италии Гендель очень много работал, написал две оперы, две оратории и множество кантат. Всего жекомпозитор   создал   около   15   кантат,   из   которых более   100   дошли   до   наших   дней.   В   то   время   в Англии была очень популярна итальянская опера, и Генделя пригласили в Лондон для постановки его оперы «Ринальдо» и вскоре становится там звездой первой   величины,   возглавив   почти   на   20   лет лучшую   оперную   труппу   ­   "Королевскую Академию музыки". Оперы Генделя  в  наше   время  ставятся  очень редко, хотя отдельные фрагменты из них (особенно арии) постоянно звучат на концертах и в записях. Большинство   из   них   написаны   на   итальянскиетексты   по   типу   так   называемой   оперы­seria   (в переводе с итальянского ­ "серьезной" оперы). Это была разновидность оперного жанра, основанная на нескольких   правилах:   сюжет   брался   из   области истории   или   античной   мифологии.   В   финале непременно   должна   была   наступить   счастливая   уделялось развязка.   Большое   внимание сценическому костюмам, декорациям,   специальным   эффектам.   В   музыке оформлению:     такой   оперы   главными   героями   были   певцы­ виртуозы, призванные потрясать публику красотой своих   голосов   и   совершенством   своей   техники.Мысли   и   переживания   персонажа   отступали   на второй   план   ­   композитор   обязан   был,   прежде всего,   обеспечить   исполнителям   главных   партий возможность показать свои голоса. В   традиции   оперы­seria   40   опер   Генделя,   на первый   взгляд,   не   внесли   ничего   нового.   Но банальные   сюжеты,   наполненные   его   музыкой, обретают серьезный смысл, а виртуозные приемы пения   ­   это   лишь   средство,   показывающее   особо сильные   чувства   персонажа.   Особенно   поражают красотой лирические мелодии его арий ­ то гибкие и   взволнованные,   то   строгие   и   мужественные.   Вних от певца не требуется петь быстро или брать непомерно высокие ноты. Необходимо нечто более трудное   ­   найти   в   своем   голосе   необычные тембровые   краски,   способные   передать   сложные   тонкие   внутренние   ощущения, переживания, которые порой трудно выразить в словах. Работа в Лондоне приносит Генделю огромный успех.   В   1726   году   он   получает   английское   его   труппа   поддерживается гражданство, королевским двором и ведущими политиками, что очень   льстит   его   самолюбию.   Однако   его привязанность   к   итальянской   манере   не   всегданравится   творческой   богеме;   многие   не   без основания   считают,   что   это   мешает   развитию национальных форм музыки на английской сцене. Постепенно недовольство растет, и в 1728 году на   композитора   обрушивается   страшный   удар.   В маленьком   театре   на   окраине   Лондона   был поставлен   необычный   музыкальный   спектакль   ­ "Опера нищего" композитора Кристофера Пепуша и   поэта   Джона   Гея.   Сюжет   (подсказанный знаменитым   автором   "Путешествий   Гулливера" Джонатаном Свифтом) и отдельные музыкальные номера   удивительно   напоминали   оперу   Генделя"Ринальдо". Только героями вместо средневековых рыцарей   и   их   прекрасных   возлюбленных   были… нищие, уголовники и девицы легкого поведения, а действие происходило в современных лондонских   Современные   историки   музыки трущобах. утверждают, что в "Опере нищего" высмеивалась не столько музыка Генделя, сколько политическая жизнь Англии. Но скрытый образ композитора все же   был   в   спектакле;   это   был   образ   угодливого чужестранца,   пишущего   только   то,   что   принесет   Все ему   легкий   успех   у   аристократии. представления   "Оперы   нищего"   проходили   стриумфом, она обрела популярность за пределами Англии.   И   даже   королевский   запрет   на   ее постановку   не   спас   Генделя   от   насмешек   и осуждения, а в 1731 году, несмотря на огромные усилия   композитора,   его   оперная   труппа   ­ "Королевская   Академия   музыки"   ­   терпит финансовый крах. Тяжело пережив эти события, Гендель все же находит   в   себе   силы   извлечь   из   них   урок   и продолжать   работу.   Более   того,   в   это   время   он пишет необыкновенно  хорошо: фантазия была на редкость богатой, прекрасный материал послушноподчинялся   воле,   оркестр   звучал   выразительно   и живописно, формы получались отточенными. Он   сочиняет   одну   из   лучших   своих "философических"   ораторий   ­   "Жизнерадостный, задумчивый   и   умеренный"   на   прекрасные юношеские   стихи   Мильтона,   несколько   ранее   ­ "Оду св. Цецилии" на текст Драйдейа. Знаменитые двенадцать кончерти­гросси написаны именно в те годы. И именно в эти годы Гендель расстается с оперой.   В   январе   1741   года   была   поставлена последняя ­ "Деидамия".Закончилась   двадцатилетняя   борьба   Генделя. Он убедился, что возвышенный род оперы­сериа не имел смысла в такой стране, как Англия. Двадцать лет Гендель упорствовал. В 1740 году он перестал перечить английскому вкусу ­ и британцы признали его   гений.   Гендель   больше   не   противился изъявлению   духа   нации   ­   он   стал   национальным композитором Англии. Генделю опера была нужна. Она воспитала его, определила   светский   характер   его   искусства. Гендель   отшлифовал   в   ней   свой   стиль, усовершенствовал   оркестр,   арию,   речитатив,форму,   голосоведение.   В   опере   он   обрел   язык драматического   художника.   И   всё­таки   в   опере ему   не   удалось   выразить   главные   свои   идеи. Высшим смыслом, высшей целесообразностью его творчества были оратории. Многие годы, проведенные в Англии, помогли Генделю   по­новому   осмыслить   своё   время, эпически, философскими категориями. Теперь его волновала история существования целого народа. Он представил себе английскую современность как героическое   состояние   нации,   эпоху   подъема,расцвета лучших, совершенных сил, ума и таланта народа. Гендель почувствовал необходимость выразить новый   строй   мыслей   и   чувств.   И   он   также обращается   к   Библии,   популярнейшей   книге пуританской нации. Композитору   удалось   в   грандиозных библейских оптимизм   побеждающего   народа, эпопеях­ораториях     воплотить   радостное чувство свободы, самоотверженность героев. Не оставляя оперы, он уделяет теперь основное внимание ораториям ­ большим произведениям для хора, солирующих певцов и оркестра. Сюжеты длясвоих   ораторий   Гендель,   как   правило,   брал   из текстов Ветхого Завета, и это далеко не случайно. В   Англии   любят   и   умеют   читать   Ветхий   Завет (причем не только богословы, но и обычные люди); Гендель   погрузился   в   глубины   английской христианской   традиции.   В   сюжетах   многих ораторий   в   центре   внимания   находится   герой, переживающий   трагические   испытания,   нередко совершающий   ошибки,   но   полный   решимости исполнить дело, к которому призвал его Бог. Это Самсон,   преданный   в   руки   врагов,   но   не смирившийся   со   своей   участью   (оратория"Самсон).   Или   Иеффай,   вынужденный пожертвовать своей дочерью (оратория "Иеффай"). Или же царь Саул, вознесенный на вершины власти, но   бессильный   перед   собственными   страстями (оратория "Саул"). Судьбы этих людей явно были близки   композитору,   узнавшему   страдание   и одиночество после успеха и восхвалений. Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории "Мессия". Он писал ее с лихорадочной быстротой и закончил в невероятно короткий срок – уже 14 сентября. Впервые ораторию исполнили вДублине   13   апреля   1742   года.   Успех   был огромным.   Позже   писатели   наградят   Генделя возвышенным   эпитетом   ­   "творец   Мессии".   Для многих   поколений   "Мессия"   будет   синонимом Генделя.   В   "Мессии"   ­   Гендель,   подобно   Баху, обращается   к   образу   Христа   (слово   "Мессия"   в переводе   с   греческого   ­   "Спаситель").   Главным действующим лицом в музыке становится хор. В отличие   от   Баха,   постоянно   размышлявшего   о   страдающем, ближе Христе рождественская   и   пасхальная   темы.   Светом   и   Генделю   трепетом   наполнена   музыка   хора   "Ради   насрождено дитя"; и погружаясь в ее нежную красоту, не сразу замечаешь, как сложны хоровые партии, переплетенные в полифоническую ткань. Когда же речь идет о Воскресении или Втором пришествии Христа   во   славе,   звучание   хора   и   оркестра потрясает красочностью и торжественной мощью. В музыке заключена огромная энергия и поистине великая   радость,   способная   духовно   объединить множество людей. Интересно,   что   до   сих   пор   любовь,   которую британцы   питают   к   ораториям   Генделя,   можно назвать   всенародной.   Многие   фрагменты   людилегко узнают на слух, как, например, знаменитый хор   "Аллилуйя"   (в   пер.   с   древнееврейского "Хвалите   Господа")   из   оратории   "Мессия", который   воспринимается   англичанами   почти   как национальный гимн. Оратория   «Мессия»   написана   на   тексты библейских пророков, которые возвещают скорое явление Христа. Все, что гнетет и пугает человека –   страдание,   лишения,   горе   –   тут   идет   лишь намеком, фоном, а все, что радует и дает надежду – чувство единения, неколебимая вера и сознание собственных   безграничных   возможностей   –показано   крупно,   многообразно   и   необычайно убедительно. Библейские  оратории стали вторым рождением Генделя­композитора. В них он сумел проникнуть в глубины не только духовного, но и музыкального   мышления   народа   и   опереться   на многовековые   национальные   традиции   хорового пения. Традиции эти очень дороги англичанам: до сих   пор   даже   в   маленьких   провинциальных городках   можно   встретить   превосходные   хоры, профессиональные   и   любительские,   поющие   в храмах или хоровых клубах.Безусловно,   “Мессия”   –   самое   известное   из всех ораториальных сочинений Генделя. К тому же судьбе было угодно, чтобы оно стало последним, в исполнении которого великий Гендель участвовал публично как органист в 1759 году, незадолго до своей смерти. 40   опер   и   32   оратории   ­   солидный   список, которому мог бы позавидовать любой композитор. Но   у   Генделя   существуют   еще   гениальные вокальные   и   инструментальные   сочинения, концерты   и   сюиты   для   оркестра,   духовные произведения.   Прибавим   к   этому   многолетнююработу руководителя оперной труппы ­ постановку спектаклей,   репетиции,   постоянные   контакты   с множеством   людей.   У   этого   человека   была огромная  воля, мощная  созидательная  энергия, а главное   ­   великая   любовь   к   музыке.   Эта   любовь помогла   ему   выстоять   в   моменты   одиночества   и лишений, она заставила его мужественно признать свои   ошибки   и   фактически   начать   творческую жизнь заново в 46 лет. На   закате   жизни   композитор   достиг   прочной славы,   но   по­прежнему   он   остается   неутомимым творцом   и   музыкальным   деятелем,   создаетмножество   произведений,   овеянных   светлыми праздничными настроениями. Среди написанных в последние   годы   выделяется   оригинальностью «Музыка   для   фейерверка»,   предназначенная   для народных   праздников   и  исполнения   на   открытом воздухе. В   1750   году   Гендель   совершил   последнее путешествие на родину, в Галле. По возвращении в Лондон   он   взялся   за   сочинение   новой   оратории «Иевфай». Но здесь его вновь сражает несчастье, быть может, самое тяжелое из всех, выпавших на его долю, Гендель, как и Бах, к концу жизни ослеп.Мужественно   борется   Гендель   с   трагическими ударами   судьбы.   Убедившись   в   неизлечимости болезни,   он   смиряется   с   неизбежным   и возвращается   к   прежней   деятельности.   Слепой, заканчивает Гендель начатую ораторию «Иевфай», руководит исполнением своих произведений, дает концерты и величием импровизаций  по­прежнему потрясает слушателей. За несколько  дней до смерти, 6  апреля  1759 года, Гендель  дирижировал ораторией  «Мессия»; во время исполнения силы оставили его, и спустя недолгое   время   –   14   апреля   –   он   скончался,похоронен   в   Вестминстерском   аббатстве   как великий   композитор   Британии.   На   могильном памятнике он изображён на фоне органных труб и мантии, похожей на королевскую.Заключение В   истории   музыки   есть   пары   композиторов, которые   в   слушательском   представлении загадочным   образом   оказывались   именами взаимоисключающими.   И,   несмотря   на   то,   что ревнители   творчества   одного   или   другого сочинителя строили логические умозаключения о композиционных принципах, якобы "правильных и неправильных",   все   равно   решительно   неясно, отчего не любить обоих разом. Почему   Генделя   сравнивают   с   Бахом,   и наоборот?   Почему   они   так   тесно   соприкасаютсядруг   с   другом   на   протяжении   всей   дальнейшей музыкальной   истории,   словно   после   смерти наверстывая   свою   упущенную   при   жизни возможность встретиться и... (подружиться?). Гендель   был   современником   Баха,   они родились в один год. Но как по­разному сложились их жизни и карьеры. Гендель стал знаменитостью Европы при жизни, в относительно молодые годы, к Баху слава не спешила... Гендель всю жизнь колесил по миру, в конце концов, остался жить в Великобритании, а Бах так и остался жить в Германии. У Генделя никогда небыло семьи, а Бах известен как многодетный отец, чьи   дети   пошли   по   его   стопам.   Гендель   умел добиваться своего, ему во многом не везло, не раз он   находился   на   грани   безумия,   но   его невообразимая стойкость помогали ему в трудную минуту. «Если   музыка   Баха   ­   это   храм,   то   музыка Генделя – дворец», ­ заметил в свое время русский композитор и пианист Антон Рубинштейн. Гендель роскошен,   щедр,   полон   света   и   великолепия.   Он мощно славит небеса, но крепко стоит на земле. Баха   неудержимо   влекли   в   священных   текстахописания   страстей,   а   Генделя   —   герои   Библии: воители и победители. У Баха нет ни одной оперы, и он никогда не работал при театре, у Генделя же опер более 40, и на протяжении многих лет он не только   писал   для   сцены,   но   и   был   главой антрепризы,   выдерживая   жестокую   борьбу   с конкурентами. Во   многом   противоположными   были   и личностные   наклонности   этих   музыкальных титанов.   Бах,   человек   в   общем­то   здоровый, чуждый   унынию,   счастливый   отец   дружной многодетной   семьи,   умел,   как   никто,   понять   ивыразить тончайшие оттенки горя, скорби, печали; изысканнейшие сложнейшие переплетения чувств. душевные     переживания, Гендель,   цветущее   здоровье   которого   все   же подорвали жесточайшие перепады от славословий к   поношениям,   от   триумфов   к   банкротствам, словно   бы   чурался   воспевать   чьи­то   страдания, за   ними   не   следовал   некий если     Герои   ораторий жизнеутверждающий   итог. «Самсон» и «Саул» гибнут, но траурная музыка в конце   этих   произведений   звучит   в   мажоре, проливая на трагическую развязку торжественныйсвет. В оратории «Ацис и Галатея» погибший Ацис превращается в источник, и заключительный хор — это   не   столько   плач   по   прекрасному   юноше, сколько   благоговейное   прославление   вечной, неиссякаемой   жизни.   В   своей   склонности   к героике, в своем неприятии пафоса страдания, в своей   тяге   к   монументальной   простоте   Гендель, несомненно, классичен, хотя и мыслит всецело в жанрах   и   формах   барокко.   Поэтому   его   язык оказался   много   понятнее   следующей   эпохе,   чем сложный, подчас не всем доступный язык Баха.Однако,   можно   сказать,   что   в   наше   время Гендель   менее   известен   широкой   публике,   чем Иоганн Себастьян Бах. Многие его мелодии звучат то тут, то там, но мало, кто может сказать: "Это Гендель!" Наверное, самое известное произведение Великого саксонца  ­ это его оратория "Мессия", которая,   кстати,   признана   самой   известной ораторией за всю историю человечества. Несомненно,   Бах   встречался   и   с   видными музыкантами, и с хорошей музыкой. Зная многое из европейской музыки своего времени, Бах в первую очередь   внимательно   следил   за   творенияминемецких   композиторов   ­   Кунау,   Телемана   и, конечно   же,   Генделя.   Гендель   был   уже   автором множества   концертов   для   органа   и   оркестра,   он поставил   на   сцене   несколько   своих   опер.   И   Бах хотел, бесспорно, встретится со своим знаменитым сверстником. Кто­то в Кетене получил известие из Галле о том,   что   в   свой   родной   город   приехал   Гендель повидаться   со   старухой   матерью.   Легкий   на подъем   Иоганн   Себастьян   с   почтовой   каретой отправился   в   Галле.   Какое   огорчение:   в   деньприезда Баха, надо же было так случиться, Гендель покинул город! Случайность   ли,   что   двум   великим   сынам Германии   не   пришлось   ни   разу   встретиться? Впоследствии   возник   даже   спор   на   эту   тему. Возобладало печальное  мнение, что, несмотря на истинное   уважение   к   музыке   Баха,   Гендель   не проявил   ни   малейшего   желания   повидаться   с единственным   равным   ему   в   Германии композитором. К такому выводу пришел в своем труде   английский   исследователь   жизни   и творчества   Баха   Терри.   Но   будем   осторожны   ввыводах.   Тот   же   Терри   сделал   интересное наблюдение.   навещавшего   родину, услужливые   царедворцы   не   прочь   были   Генделя, использовать   как   знатную   приманку   для развлечения. Когда­то   в   резиденции   первого   министра дрезденского   двора   Флемминга   интриганы столкнули   Баха   с   Маршаном,   теперь   Флемминг намеревался   устроить   при   случае   и   публичное состязание   между   двумя   именитыми   немцами: Генделем и Бахом. Можно допустить, что Гендель чуял   неладное   в   возне   вокруг   себя.   Сохраненокрасочное свидетельство самого премьер­министра Флемминга, его частное письмо от 6 октября 1719 года. Имея в виду Генделя, он пишет: «Я сделал все, чтобы вступить с ним в контакт, и полагал, что сумею   с   помощью   необходимой   любезности расположить   его   к   себе,   однако   мне   ничего   не удалось добиться. То он был в отъезде, то плохо себя чувствовал; одним словом, встретиться с ним было невозможно». Летом   1729   года   Гендель   вновь   приезжал   на родину, в Галле, чтобы по пути из Италии в Лондон повидаться   с   матерью.   Он,   Себастьян,   собралсяпоехать   к   нему,   но   болезнь   уложила   в   постель. Отец   немедленно   послал   в   Галле   Фридемана, наказав   в   самой   любезной   форме   пригласить Генделя в Лейпциг. Однако Гендель сообщил, что, к сожалению, не может приехать. Историки   немецкой   музыки   уже   более   двух веков сокрушаются о том, что не состоялась эта встреча. Одни упрекают Генделя, другие находят оправдания его отказу. Потеря для истории! Но не для музыки ­ музыка Генделя и Баха встречается на концертных эстрадах мира. Всегда волнующие встречи творчества двух великих современников.Два   Великих   сына   Германии   так   и   не встретились, но оба они являются сынами одной музыкальной   эпохи.   После   них   остались удивительные творения, которые спустя столетия продолжают   восхищать,   будоражить   умы   людей. Единственным   мерилом   может   служить   только музыка.   Музыка   творений   самих   обсуждаемых величин ­ Генделя и Баха.Список использованной литературы 1. Морозов С.А. Бах. – Молодая гвардия. – М.,  1975. 2. Рубинштейн А.Г. Музыка и ее представители. – М., 1991. 3. Гендель Г.Ф. ­ Музыкальная энциклопедия. –  М., 1995. 4. www.belcanto.ru 5. www.compose­str.narod.ru/bax.htm 6. www.compose­str.narod.ru/gendel.htm Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian BachБах не новый, не старый, он нечто гораздо  большее — он вечный...  Р. Шуман 1520 годом помечен корень ветвистого  генеалогического дерева старинного бюргерского  рода Бахов. В Германии слова «Бах» и «музыкант» в течение нескольких столетий были синонимами.  Однако лишь в пятом поколении «из их среды...  вышел человек, чье славное искусство излучалостоль яркий свет, что и на них пал отблеск этого  сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и  гордость фамилии и отечества, человек, которому,  как никому другому, покровительствовало само  Искусство Музыки». Так писал в 1802 г. И.  Форкель — первый биограф и один из первых  истинных ценителей композитора на заре нового  века, ибо век Баха распростился с великим  кантором сразу после его смерти. Но и при жизни  избранника «Искусства Музыки» трудно было  назвать избранником судьбы. Внешне биография  Баха ничем не отличается от биографии любого  немецкого музыканта рубежа XVII­XVIII вв. Бах  родился в маленьком тюрингском городе Эйзенахе, раскинувшемся неподалеку от легендарного замка  Вартбург, где в средние века, по преданию,  сходился цвет миннезанга, а в 1521­22 гг. звучалослово М. Лютера: в Вартбурге великий  реформатор переводил на язык отечества Библию. И. С. Бах не был вундеркиндом, однако с детства,  находясь в музыкальной среде, получил весьма  основательное воспитание. Сначала под  руководством старшего брата И. К. Баха и  школьных канторов И. Арнольда и Э. Херды в  Ордруфе (1696­99), затем в школе при церкви Св.  Михаила в Люнебурге (1700­02). К 17 годам он  владел клавесином, скрипкой, альтом, органом,  пел в хоре, а после мутации голоса выступал как  префект (помощник кантора). С ранних лет Бах  ощущал своим призванием органное поприще,  неустанно учился как у средне­, так и у  северонемецких мастеров — И. Пахельбеля, И.  Леве, Г. Бема, Я. Рейнкена — искусству органной  импровизации, явившейся основой егокомпозиторского мастерства. К этому следует  прибавить широкое знакомство с европейской  музыкой: Бах принимал участие в концертах  известной своими французскими вкусами  придворной капеллы в Целле, имел доступ к  хранившемуся в школьной библиотеке богатому  собранию итальянских мастеров, наконец, во время неоднократных посещений Гамбурга мог  знакомиться с тамошней оперой. В 1702 г. из стен Michaelschule вышел достаточно  образованный музыкант, но вкус к учению,  «подражанию» всему, что могло способствовать  расширению профессионального кругозора, Бах не  утратил на протяжении целой жизни. Постоянным  стремлением к совершенствованию отмечена и его  музыкантская карьера, связанная по традиции  времени с церковью, городом или двором. Не поволе случая, предоставлявшего ту или иную  вакансию, а твердо и настойчиво поднимался он на  очередную ступень музыкально­служебной  иерархии от органиста (Арнштадт и Мюльхаузен,  1703­08) к концертмейстеру (Веймар, 170817),  капельмейстеру (Кетен, 171723), наконец, кантору  и директору музыки (Лейпциг, 1723­50). При этом  рядом с Бахом — музыкантом­практиком рос и  набирал силу Бахкомпозитор, в своих творческих  побуждениях и свершениях шагнувший далеко за  пределы тех конкретных задач, которые перед ним  ставились. Известны упреки арнштадтскому  органисту в том, что он делал в «хорале много  странных вариаций... что приводило общину в  смущение». Пример тому — датируемые первым  десятилетием XVIII в. 33 хорала, найденные  недавно (1985) в составе типичной (от Рождествадо Пасхи) рабочей коллекции лютеранского  органиста (имя Баха соседствует здесь с именами  его дяди и тестя И. М. Баха — отца его первой  жены Марии Барбары, И. Пахельбеля, В. Цахова, а  также композитора и теоретика Г. А. Зорге). В еще  большей степени эти упреки могли относиться к  ранним органным циклам Баха, замысел которых  начал складываться уже в Арнштадте. Особенно  после посещения зимой 1705­06 гг. Любека, куда  он направился по призыву Д. Букстехуде  (знаменитый композитор и органист искал  преемника, готового вместе с получением места в  Marienkirche жениться на его единственной  дочери). Бах не остался в Любеке, но общение с  Букстехуде наложило значительный отпечаток на  все его дальнейшее творчество.В 1707 г. Бах переезжает в Мюльхаузен для того,  чтобы занять пост органиста в церкви Св. Власия.  Поприще, предоставлявшее возможности  несколько большие, чем в Арнштадте, но явно  недостаточные для того, чтобы, говоря словами  самого Баха, «исполнять... регулярную церковную  и вообще по возможности способствовать...  развитию почти повсеместно набирающей силу  церковной музыки, для чего накоплен... обширный  репертуар отменных церковных сочинений  (Прошение об отставке, посланное магистрату  города Мюльхаузена 25 июня 1708 г.). Эти  намерения Бах осуществит в Веймаре при дворе  герцога Эрнста Саксен­Веймарского, где его ждала разносторонняя деятельность как в замковой  церкви, так и в капелле. В Веймаре подведена  первая и важнейшая черта в органной сфере.Точные даты не сохранились, но, по­видимому,  здесь были закончены (среди многих других) такие  шедевры, как Токката и фуга ре минор, Прелюдии  и фуги до минор и фа минор, Токката до мажор,  Пассакалия до минор, а также знаменитая  «Органная книжечка», в коей «начинающему  органисту дается руководство, как всяческими  способами проводить хорал». Далеко окрест  разнеслась слава Баха — «лучшего знатока и  советчика, в особенности по части диспозиции... и  самого сооружения органа», а также «феникса  импровизации». Так, к веймарским годам  относится обросшее легендами несостоявшееся  состязание с известным французским органистом и клавесинистом Л. Маршаном, покинувшим «поле  боя» до встречи с соперником.