«А когда у нас будет черчение?», «Почему в пятом классе такого нет?», «А это что, чертёж? А мы такие когда будем делать?»…
Почему необходимо в средней школе, не важно какой профилирующей направленности, изучение основ инженерной науки.
Статья предназначена педагогам, преподающим черчение.
Тангаева Елена Александровна
учитель изобразительного искусства, черчения
БОУ г. Омска «Лицей № 149»
Черчение? Кому нужен этот предмет?
«А когда у нас будет черчение?», «Почему в пятом классе такого нет?»,
«А это что, чертёж? А мы такие когда будем делать?»… вот такие вопросы я
слышу часто во время перемены, когда приходят на урок изобразительного
искусства классы помладше после восьми и девятиклассников и видят на
доске всевозможные чертежи.
Аттестат о среднем (полном) общем образовании расскажет нам о том,
что все мы в свои школьные годы учились в школе, и имели возможность
получить представление почти обо всех науках. А делается это затем, чтобы
юному отроку помочь разобраться в самом себе и найти дальнейший путь
развития, и сделать выбор своего профессионального пути.
На сегодняшний день мы имеем практически полное отсутствие в
школьных программах направление развития технического мышления.
Предмет черчение в школах не преподается повсеместно. Ктото решил, что
развитие технического мышления, пространственных представлений, а также
способностей к познанию техники с помощью графических изображений не
обязательно. А ведь такой предмет помогает школьникам овладеть одним из
средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и
политехнического образования учащихся; приобщает школьников к
элементам инженернотехнических знаний в области техники и технологии
современного производства. Кроме того, занятия черчением оказывает
«большое влияние на воспитание у детей самостоятельности и
наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся
важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют
на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует
разрешению задач их эстетического воспитания».¹
Сейчас всё больше встречается детей с плохо развитой памятью. Дети
не могут запомнить прочитанный текст, выучить правило или стихотворение,
сетуя на то, что «это не реально выучить» и «раньше такого не задавали». Как
не задавали? Нам приходилось учить, причем довольно часто, монологи из
произведений, не говоря о стихах! На развитие памяти и пространственных
представлений влияет, как не парадоксально, чрезмерная насыщенность в
современных учебниках иллюстраций. Размеры учебников в начальной школе
выросли вдвое только за счет иллюстраций, картинок. В былые времена
иллюстрации присутствовали тоже, но их было меньше, и чаще чернобелые.Все это давало возможность детям больше воображать, представлять, т.е.
мыслить. Я не призываю отказаться от картинок в учебниках, но надо дать
возможность детям домысливать самостоятельно.
«А как же изобразительное искусство?», спросите вы. Несомненно,
уроки изобразительного искусства не только учат детей изображать
окружающий многообразный мир разными художественными материалами, но
и развивают умения наблюдать, видеть и замечать удивительное рядом. Весь
учебный год учитель следует программе. К концу учебного года многие дети
спрашивают: «Будет у нас свободная тема?», и, как только на самый
последний урок в году предлагаю ребятам представить, как они собираются
отдыхать на каникулах, чем будут заниматься целых девяносто с лишним
дней, у многих детей растерянность. Они просто не знают, ЧТО им
нарисовать. «Подскажите, что мне нарисовать…», и мы вместе начинаем
фантазировать: вспоминать, что ребенок любит делать, где хотелбы побывать
или вернуться в те места, где уже был. Не все, конечно, так с трудом могут
мысленно улететь, уплыть, убежать в бескрайний мир фантазии. Для других и
урока мало, остановиться не могут.
И мы рисуем до конца седьмого класса….
И вот перед нами инженерная наука! Восьмиклассники с восторгом для
себя открывают, что с предметом черчения связаны очень многие вещи. Для
них будто открывается какаято тайна, становится понятым замысловатое
изображение именуемое чертёж. Оказывается практически все предметы – это
результат идеи, мысли, первоначально отображенный на бумаге в виде эскиза
или чертежа!
Конечно, сначала трудно, очень трудно! По окончании начальной школы
на свой почерк дети перестают обращать внимания. Они привыкают писать
буквы небрежно, (учителя русского языка, вам терпения)² не могут потом
причитать свои записи, потому, что не понятно какая буква написана. С
цифрами – тоже. Спустя несколько недель, после изучения основ черчения, у
многих меняется почерк. И это хорошо. Учителя математики с облегчением
вздыхают, так как, черчение помогает понять геометрию, не говоря уже о
начертании геометрических образов.
Нельзя не сказать и о развитии мелкой моторики рук. Пальчики у детей,
привыкших к современным «гаджетам», перестали быть гибкими, ловкими,
как в младшем возрасте. Дети с трудом управляются с такими простыми
чертёжными инструментами как линейки и угольники, не говоря о циркуле,
хотя к восьмому классу детям уже известна такая наука как геометрия. А
ведь для того, чтобы обучить детей правилам выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД, сколько необходимо
терпения! Ведь пальчики в буквальном смысле не слушаются, они не так
держат карандаш, не хватает силы прижать линейку, чтобы начертить линию,
циркуль то и дело соскакивает или его ножки разъезжаются в разные стороны!Бережно и аккуратно написанное сочинение, чистые тетради с
математическими подсчетами, контурные карты с четкими стрелочками и
ровно расцвеченными областями походов полководцев – это ли ни приятно
брать в руки учителю на проверку? На уроках черчения прививается культура
графического труда. И начинается эта культура с грамотной организацией
рабочего места для выполнения графических работ. Мои ученики знают и
выполняют чертежи только чистыми руками и чистыми подготовленными
инструментами. Все свои принадлежности дети носят и хранят в обычной
папке с замком. В таких папках младшие школьники носят на урок
технологии разные материалы.
Так для чего же нужен предмет черчение?
Дети могут использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни. Например, то, что
черчение тесно связано с такими науками как геометрия, физика, технология,
изобразительное искусство и информационные технологии – это бесспорно.
Ни один из предметов школьного цикла не формирует представления о
графических системах, методах, средствах и способах отображения
информации, что помогает социальной адаптации выпускников школ. Ведь он
и назначен в системе среднего (полного) общего образования для развития
(быть может, я снова повторюсь) пространственного, логического и
абстрактного мышления, творческих качеств личности, наблюдательности,
внимания, для формирования пространственного воображения и
пространственных представлений, для обеспечения политехнической и
графической грамотности, для знакомства с началами проектирования и
конструирования. В конце концов, изучение черчения, графического языка
как синтетического языка, является необходимым, поскольку он общепризнан
международным языком общения. Знание его может стать одной из
преимущественных характеристик при получении работы в других странах
мира, а также для продолжения образования.
Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников,
способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни
в обществе, построенном на системе рыночных отношений, им необходима
основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая
отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию.
И если я, как учитель черчения, помогу детям овладеть совокупностью
знаний и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре,
экономике и общественных сферах жизни общества; помогу овладеть
совокупностью графических умений, а также способностью применять
полученные знания и умения не только для адаптации к условиям жизни в
современном обществе, но и для активного участия в репродуктивной и
творческой деятельности (научной, производственной, проектной и др.), то
моя цель будет достигнута. (в рамках национальной доктрины образования
РФ, стратегические цели которой тесно связаны с задачамиэкономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой
державы в сфере культуры, науки, высоких технологий.)³
__________________________________________________________________
¹ программа «Черчение», авторы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н.
Винградов, М.:АСТАстрель, 2006.
² личный комментарий автора.
³ программа «Черчение», автор доктор педагогических наук, профессор В.В.
Степакова. М.: Просвещение. 2005.