Статья "Черчение? Кому нужен этот предмет?"
Оценка 4.9

Статья "Черчение? Кому нужен этот предмет?"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
черчение
Взрослым
12.03.2019
Статья "Черчение? Кому нужен этот предмет?"
«А когда у нас будет черчение?», «Почему в пятом классе такого нет?», «А это что, чертёж? А мы такие когда будем делать?»… Почему необходимо в средней школе, не важно какой профилирующей направленности, изучение основ инженерной науки. Статья предназначена педагогам, преподающим черчение.
СТАТЬЯ Черчение.docx
Тангаева Елена Александровна учитель изобразительного искусства, черчения БОУ г. Омска «Лицей № 149»   Черчение? Кому нужен этот предмет? «А когда у нас будет черчение?», «Почему в пятом классе такого нет?», «А это что, чертёж? А мы такие когда будем делать?»… вот такие вопросы я  слышу часто во время перемены, когда приходят на урок изобразительного  искусства классы помладше после восьми­ и девятиклассников и видят на  доске всевозможные чертежи.  Аттестат о среднем (полном) общем образовании расскажет нам о том,  что все мы в свои школьные годы учились в школе, и имели возможность  получить представление почти обо всех науках. А делается это затем, чтобы  юному отроку помочь разобраться в самом себе и найти дальнейший путь  развития, и сделать выбор своего профессионального пути. На сегодняшний день мы имеем практически полное отсутствие в  школьных программах направление развития технического мышления.  Предмет черчение в школах не преподается повсеместно. Кто­то решил, что  развитие технического мышления, пространственных представлений, а также  способностей к познанию техники с помощью графических изображений  не  обязательно. А ведь такой предмет помогает школьникам овладеть одним из  средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и  политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к  элементам инженерно­технических знаний в области техники и технологии  современного производства. Кроме того, занятия черчением оказывает  «большое влияние на воспитание у детей самостоятельности и  наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся  важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют  на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует  разрешению задач их эстетического воспитания».¹ Сейчас всё больше встречается детей с плохо развитой памятью. Дети  не могут запомнить прочитанный текст, выучить правило или стихотворение,  сетуя на то, что «это не реально выучить» и «раньше такого не задавали». Как  не задавали? Нам приходилось учить, причем довольно часто, монологи из  произведений, не говоря о стихах! На развитие памяти и пространственных  представлений влияет, как не парадоксально, чрезмерная насыщенность в  современных учебниках иллюстраций. Размеры учебников в начальной школе  выросли вдвое только за счет иллюстраций, картинок. В былые времена  иллюстрации присутствовали тоже, но их было меньше, и чаще черно­белые. Все это давало возможность детям больше воображать, представлять, т.е.  мыслить. Я не призываю отказаться от картинок в учебниках, но надо дать  возможность детям домысливать самостоятельно.  «А как же изобразительное искусство?», спросите вы. Несомненно,  уроки изобразительного искусства не только учат детей изображать  окружающий многообразный мир разными художественными материалами, но  и развивают умения наблюдать, видеть и замечать удивительное рядом. Весь  учебный год учитель следует программе. К концу учебного года многие дети  спрашивают: «Будет у нас свободная тема?», и, как только на самый  последний урок в году предлагаю ребятам представить, как они собираются  отдыхать на каникулах, чем будут заниматься целых девяносто с лишним  дней, у многих детей растерянность. Они просто не знают, ЧТО им  нарисовать. «Подскажите, что мне нарисовать…», и мы вместе начинаем  фантазировать: вспоминать, что ребенок любит делать, где хотел­бы побывать или вернуться в те места, где уже был. Не все, конечно, так с трудом  могут  мысленно улететь, уплыть, убежать в бескрайний мир фантазии. Для других и  урока мало, остановиться не могут. И мы рисуем до конца седьмого класса…. И вот перед нами инженерная наука! Восьмиклассники с восторгом для  себя открывают, что с предметом черчения связаны очень многие вещи. Для  них будто открывается какая­то тайна, становится понятым замысловатое  изображение именуемое чертёж. Оказывается практически все предметы – это результат идеи, мысли, первоначально отображенный на бумаге в виде эскиза  или чертежа!  Конечно, сначала трудно, очень трудно! По окончании начальной школы на свой почерк дети перестают обращать внимания. Они привыкают писать  буквы небрежно, (учителя русского языка, вам терпения)² не могут потом  причитать свои записи, потому, что не понятно какая буква написана. С  цифрами –  тоже. Спустя несколько недель, после изучения основ черчения, у  многих меняется почерк. И это хорошо. Учителя математики с облегчением  вздыхают, так как, черчение помогает понять геометрию, не говоря уже о  начертании геометрических образов.  Нельзя не сказать и о развитии мелкой моторики рук. Пальчики у детей, привыкших к современным «гаджетам», перестали быть гибкими, ловкими,  как в младшем возрасте. Дети с трудом управляются с такими простыми  чертёжными инструментами как линейки и угольники, не говоря о циркуле,  хотя к восьмому классу детям уже известна такая наука как геометрия. А  ведь для того, чтобы обучить детей правилам выполнения чертежей,  установленными государственными стандартами ЕСКД, сколько необходимо  терпения! Ведь пальчики в буквальном смысле не слушаются, они не так  держат карандаш, не хватает силы прижать линейку, чтобы начертить линию,  циркуль то и дело соскакивает или его ножки разъезжаются в разные стороны! Бережно и аккуратно написанное сочинение, чистые тетради с  математическими подсчетами, контурные карты с четкими стрелочками и  ровно расцвеченными областями походов полководцев – это ли ни приятно  брать в руки учителю на проверку? На уроках черчения прививается культура графического труда. И начинается эта культура с грамотной организацией  рабочего места для выполнения графических работ. Мои ученики знают и  выполняют чертежи только чистыми руками и чистыми подготовленными  инструментами. Все свои принадлежности дети носят и хранят в обычной  папке с замком. В таких папках младшие школьники носят на урок  технологии разные материалы.  Так для чего же нужен предмет черчение?  Дети могут использовать приобретенные знания и умения в  практической деятельности и повседневной жизни. Например, то, что  черчение тесно связано с такими науками как геометрия, физика, технология,  изобразительное искусство и информационные технологии – это бесспорно.  Ни один из предметов школьного цикла не формирует представления о  графических системах, методах, средствах и способах отображения  информации, что помогает социальной адаптации выпускников школ. Ведь он  и назначен в системе среднего (полного) общего образования для развития  (быть может, я снова повторюсь) пространственного, логического и  абстрактного мышления, творческих качеств личности, наблюдательности,  внимания, для формирования пространственного воображения и  пространственных представлений, для обеспечения политехнической и  графической грамотности, для знакомства с началами проектирования и  конструирования. В конце концов, изучение черчения, графического языка  как синтетического языка, является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знание его может стать одной из  преимущественных характеристик при получении работы в других странах  мира, а также для продолжения образования. Поскольку общеобразовательная школа  готовит выпускников,  способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни  в обществе, построенном на системе рыночных отношений, им необходима  основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая  отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию. И если я, как учитель черчения, помогу детям овладеть совокупностью  знаний и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре,  экономике и общественных сферах жизни общества; помогу  овладеть  совокупностью графических умений, а также способностью применять  полученные знания и умения не только для адаптации  к условиям жизни в  современном обществе, но и для активного участия в репродуктивной и  творческой деятельности (научной, производственной, проектной и др.), то  моя цель будет достигнута. (в рамках национальной доктрины образования  РФ, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой  державы в сфере культуры, науки, высоких технологий.)³ __________________________________________________________________ ¹ ­ программа «Черчение», авторы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н.  Винградов, М.:АСТ­Астрель, 2006. ² ­ личный комментарий автора. ³ ­ программа «Черчение», автор доктор педагогических наук, профессор В.В.       Степакова. М.: Просвещение.­ 2005.

Статья "Черчение? Кому нужен этот предмет?"

Статья "Черчение? Кому нужен этот предмет?"

Статья "Черчение? Кому нужен этот предмет?"

Статья "Черчение? Кому нужен этот предмет?"

Статья "Черчение? Кому нужен этот предмет?"

Статья "Черчение? Кому нужен этот предмет?"

Статья "Черчение? Кому нужен этот предмет?"

Статья "Черчение? Кому нужен этот предмет?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019