Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Оценка 4.8

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
15.09.2017
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
В данной статье рассматриваются основные условия, средства, формы развития способностей детей через декоративно-прикладное творчество. Ведущая роль отводится системно - деятельностному подходу в образовании учащихся. Дается описание разработанной программы, что дает возможность использовать опыт моей работы в педагогической деятельности современных педагогов.
доклад для цдт.docx
Реализация ФГОС в рамках интеграции общего   и дополнительного образования. Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка          «Важнейшей   задачей   современной   системы   образования является   формирование   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих   школьникам   умение   учиться,   способность   к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного,   активного   присвоения   учащимися   социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как   производные   от   соответствующих   видов   целенаправленных действий,   т.е.   они   формируются,   применяются   и   сохраняются   в тесной связи с активными действиями самих учащихся».  Федеральный  компонент нового  государственного стандарта   выделяет одну из главных  целей начальной школы – развитие  личностных качеств  и способностей обучающихся,  должно  опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности.  Вследствие этого  ведущая роль отводится системно ­   деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.  Подлинных знаний можно достичь  только опираясь на творчество. Педагог­новатор Игорь Павлович  Волков Мною   была   разработана   программа   декоративно­прикладного творчества «Мастерилки» Настоящая   программа   предназначена   для   воспитательно­ образовательных   учреждений   дополнительного   образования.     Она определяет   содержание   учебно­воспитательной   работы   детского объединения «Мастерилки» и разработана для детей от 5 до 15 лет по     направлению   художественно­эстетического   цикла   на   3   года обучения. Занятия проводятся в группах  10­15 детей  3 ч.  в неделю Цель – становление субъектности ребенка и помощь ему в   личностном росте. Способы достижения цели: вовлечение ребенка в различные  виды деятельности декоративно­прикладного характера. Личностно­ориетированное воспитание идет через:  Диалогичность  Деятельностно ­ творческий характер  Поддержку индивидуального развития ребенка (свобода в  принятии самостоятельных решений)     Организация   прикладной   художественно­творческой деятельности   учащихся   –   одно   из   условий   успешности   в формировании любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные   на   занятиях   по   декоративно   ­   прикладному творчеству     обеспечат   эстетическое   и   художественное развитие учащихся. Занятия   носят воспитательный характер, прививают   чувство   цвета,   фактуры,   развивают   у   учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывать уважение к народным   традициям.   Изучение   традиций,   особенностей русского народа при   работе с различными художественными материалами  приобщает детей к художественному творчеству, позволяет   ощутить   связь   времен,   обучает   толерантному поведению, уважению и терпимости. В  моей программе для изучения включены следующие блоки:  Тестопластика», «Бумагопластика: оригами и квиллинг».  Ставлю задачи:  развивать изобразительные способности, художественный вкус,  творческое воображение; ознакомить с основами   проектировочной деятельности;  сформировать умения и навыки в практической творческой  деятельности;   научить работать с соленым тестом;   научить различным приемам работы с бумагой;  выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную  творческо­поисковую деятельность, умение оценивать свою  работу, корректировать деятельность с целью исправления  недочетов;   организовать творческого общения в процессе обучения,  воспитать умение работать в коллективе.   Ведущими идеями программы является создание:     условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и    эстетических запросов через вариативность содержания  программы;    нравственно­эмоционального климата и чувственно­ эмоциональной поддержки, условий для самоопределения,  саморазвития, свободного самовыражения;    отношений, при которых возможна такая форма общения, как  сотрудничество и соавторство педагога и ученика. Программа   позволяет   развить   индивидуальные   творческие способности; накопить опыт в процессе восприятия декоративно­ прикладного   искусства;   развивать   полученные   знания   и приобретенные навыки. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические   процессы,   развиваются   художественно­творческие способности   и   положительно­эмоциональное   восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя   индивидуальность   и   получая   результат   своего художественного творчества. Цель программы – развитие творческих и коммуникативных,  регулятивных, личностных, познавательных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из  соленого теста и бумаги. Задачи:  ознакомить учащихся с основами знаний в области декоративно­ прикладного искусства: народная и авторская игрушка из глины,  керамика, аппликация,  фитодизайн, лепка из соленого теста;   развивать изобразительные способности, художественный вкус,  творческое воображение; ознакомить с основами   проектировочной деятельности;   сформировать умения и навыки в практической творческой  деятельности;   научить работать с соленым тестом;   научить различным приемам работы с бумагой;  выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную  творческо­поисковую деятельность, умение оценивать свою  работу, корректировать деятельность с целью исправления  недочетов;   организовать творческого общения в процессе обучения,  воспитать умение работать в коллективе.  В  процессе занятий для решения поставленных задач сочетается индивидуальная и групповая форма работы с детьми. Программа   позволяет   развить   индивидуальные   творческие способности; накопить опыт в процессе восприятия декоративно­ прикладного   искусства;   развивать   полученные   знания   и приобретенные навыки. Занятие   состоит   из   теоретической   части   (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических  и технических   приемов   при   обработке   различных   материалов)   и выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Вся практическая работа, связанная непосредственно     с   изготовлением   изделия   будет   проходить   на занятии. Для   лучшего   усвоения   материала   программы   используются разнообразные   формы   организации   занятий   и   методы   обучения: объяснительно­иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и   творческого   характера,   методы   мотивации   и   стимулирования, обучающего   контроля,   взаимоконтроля   и   самоконтроля, познавательная игра, проблемно­поисковый, ситуационный. Особое внимание   уделяется   посещению   музея   и   выставок   декоративно­ прикладного   творчества,   участие   в   выставках­конкурсах,   научно­ практической   конференции,   выполнение   коллективных   и индивидуальных проектов. Общим итогом занятий является отчетная выставка работ. Особенность   данной   программы  –   подбор   методики обучения   с   учётом   возраста   ребенка.   Для   результативности обучения   задания   подобраны   так,   чтобы   процесс   обучения осуществлялся   непрерывно   от   простого   к   более   сложному.   Для каждого   возраста   расписана   своя   программа   обучения.   Для младшего   возраста   она   более   проста.   Занятия   в   таких   группах проводятся в игровой форме, используются более простые методы обучения   (метод   иллюстрации   и   демонстрации,   практической   и самостоятельной     деятельности,   словесные)   и   яркие,   понятные детям дидактические пособия (технологические карты, образцы и т.д.).   Для   средней   группы   программа   чуть   усложняется.   Таким образом, идет объединение третьего года младшей и первого года средней   группы,   третьего   года   средней   группы   и   первого   года старшей группы. Дальше обучение проходит по более усложненному принципу.   Детей   данного   возраста   отличает   повышенная познавательная   и   творческая   активность,   они   всегда   стремятся узнать что­то новое, чему­либо научится, причем делать все по ­ настоящему, профессионально как взрослые. Потребность во всём, что   для   этого   необходимо   подросток   удовлетворяет   сам,   путем самообразования   и   самообслуживания,  нередко   с  помощью   своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом.  В   старшей   группе   для   достижения   наибольшего   результата творческой деятельности используются сложные методы обучения: самоконтроля   и репродуктивные   и   проблемно­поисковые, самооценки, методы практической деятельности, словесные методы. В   этой   группе   идет   формирование   ученика   как   мастера­ ремесленника.   Перед   ним   ставятся   более   сложные   задачи,   а изготовленные   изделия   проходят   строгий   контроль   на   качество исполнения.  Критерии оценки и ожидаемые результаты К концу обучения основным  результатом стало формирование у   детей   интереса   к   познанию   рукоделия.   При   этом   у   детей формируются следующие основные умения, знания и навыки:  знание и применение работы с различными инструментами и материалами;  знание и выполнение правил техники безопасности при работе;  умение   подбирать   цветовую   гамму,   мотивы,   материалы, фурнитуру, составлять композицию;  знание базовых форм, используемых в оригами;  освоение навыков работы с бумагой, аппликацией, применение этих знаний в новых техниках –  квиллинг.  умение   создавать   декоративно­прикладные   изделия (подарочные   сувениры,   панно)   с   использованием   изученных видов рукоделия;  закрепить навыки и пополнить знания, освоить более сложные приемы по изготовлению изделий из соленого теста и бумаги;  Развить навыки правильного использования изготовленных  изделий, а также умение совмещать различные виды рукоделия в одном изделии;    умение планировать работу, понятно рассказывать об  основных этапах воплощения замысла и умение использовать  пооперационные карты;  правильно планировать свою работу, ценить свой труд и труд окружающих людей;  творчески   подходить   к   решению   поставленных   задач, находиться в постоянном творческом поиске в работе;  развитие аккуратности, терпения;  восприятие,   осмысление   и   применение   знаний   в   творческих работах;  развить мелкую моторику пальцев, пространственное  мышление;  разработка  творческого  проекта  и  защита   этого  проекта  по окончанию третьего года обучения.  А   также  к  концу   обучения   учащиеся  овладевают   умениями, обеспечивающими   культуру   труда   на   всех   этапах   трудового процесса: экономное расходование материала, бережное обращение с   инструментами,   поддержание   порядка   на   рабочем   месте; принимают   участие   в   оформлении   выставки   и   в   благоустройстве Центра детского творчества.   Для   определения   результативности   обучения,   учащиеся   в течение   года   выполняют   изделия   к   отчетным,   конкурсным выставкам.  Также   в   течение   учебного   года   разрабатываются творческие   проекты   для   участия   в   конференциях   и   фестивалях различного уровня, коллекции изделий и сувениров в фонд ЦДТ. Методическое обеспечение программы Тщательно продуманная и грамотно организованная работа в детском   коллективе   способствует   повышению   уровня   общей творческой   культуры,   формирует   нравственно­эстетические взгляды,   развивает   чувство   ответственности   и   коллективизма. Огромное значение в этом плане принадлежит содержанию учебного процесса. Использование на занятиях различных видов рукоделия, лучших   образцов   прикладного   творчества   разных   стран   мира приводит   детей   к   более   глубокому   знакомству   с   истоками декоративно­прикладной культуры. Изучение классического наследия через освоение современных видов рукоделия формирует эстетический и художественный вкус и помогает расширить общую культуру детей. Занятия   в   объединении   способствуют   развитию   творческих способностей, совершенствованию приобретаемых знаний и умений, овладению   трудовыми   навыками,   проявлению   творческой индивидуальности учащихся.  Обучение   в   объединении   построено   на   основе   совместной творческой   деятельности   учащихся   и   педагога.   Роль   педагога   на занятиях заключается прежде всего в активизации мыслительной и творческой   деятельности   учащихся   и   в   руководстве   их практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а   с   точки   зрения   выработки   совместного   плана   действий   и обсуждения возможного хода работы. Исходя из этих положений, и была   разработана   методика   преподавания   некоторых   разделов. Учитывая возрастные особенности (потеря интереса к работе при неудачах, быстрое «забывание» ребенком не воплощенной  в  дело мысли и т.д.), представляется, что практическая часть урока всегда должна заканчиваться выполненным изделием (объектом труда). Данная   программа   содержит   теоретическую   и   практическую части.     Теоретическая   часть   осуществляется   через применение следующих методов обучения:      словесные методы  – рассказ, беседа, объяснение;  наглядные методы – иллюстрация, демонстрация.  Практическая   часть   включает   в   себя   следующие   методы обучения:  практические методы – упражнения;  репродуктивные и проблемно­поисковые методы. Также   практическая   часть   предусматривает   разработку эскизов, моделей, конструкций, подбор материалов и изготовление всевозможных   сувениров.   Для   более   успешного   закрепления полученных   знаний   разработаны   методические   материалы   по различным темам: o   квиллинг   –   брошюра,   раскрывающая   основы,   приемы, исторические факты, фотографии работ, технологические карты   по   изготовлению   роллов,   наглядные   образцы, электронная презентация; o  лепка из теста – презентация работ, брошюра по основам лепки, образцы; o  подборка фотографий детских работ; Специфика   занятий   в   объединении   по   программе   на   первое место   выдвигает   практическую   деятельность,   т.к.   принцип построения заключается в движении знаний от центра к периферии –   от   простого   к   сложному.   При   таком   движении   сохраняется индивидуальный   подход   к   каждому   ученику   с   учетом   его физических, психологических и возрастных особенностей. заданий, При   выполнении     изготовлении   подделок немаловажную роль играет подборка образцов по темам, просмотр большого   количества   наглядного   материала   (методички, иллюстрации,   фотографии),   знакомство   с   работами   мастеров   и педагогов. Все это расширяет кругозор, стремление к большему и интеллектуальному развитию учеников. Программа   1   годов   обучения   построена   на   изучении   самых простых основ –  цветоведения и композиции, бумажной пластике и лепке.   Здесь   они   выполняют   простейшие   изделия   по   образцу. Особенностью каждой группы является то, что с возрастом задачи становятся чуть сложнее, значит и изделия становятся сложнее в исполнении,   предъявляются   более   строгие   требования   к качественному выполнению.  Наиболее   эффективным   методом   обучения   для   младших   и средних групп является игровой метод. Сложные темы и понятия успешно усваиваются в игре, тем самым идет лучшее восприятие, запоминание и применение их в дальнейшей творческой работе. терпения,     внимания усидчивости, На втором году обучения содержание программы усложняется. Учащимся  потребуется  больше    времени уделять  аккуратности в изготовлении,   и концентрированности,   так   как   на   этом   году   обучения   вводятся более   сложные   темы,   и   будет   проводиться   более   тщательный контроль над изготовлением и качеством изделий и сувениров. Но для   лучшего   восприятия   и   понимания     педагог   для   наглядности продолжает   работу   учащегося,   выполняя   наиболее   сложный   этап работы.   Так   осуществляется   постепенный   рост   созидательного восприятия мира. Например, увидев, как делается переплёт книги, ребёнок   в   дальнейшем   может   попытаться   выполнить   его   сам. Однако   для   получения   качественных   изделий,   отличающихся профессиональностью исполнения, необходимо соучастие педагога. Следует поощрять творческие начинания учащихся, направляя их   в   нужное   русло.   Для   этого   используется   форма   творческой мастерской,   когда,   задав   направление   творческого   процесса (например, тему) и показав, как использовать заданные мотивы в процессе   изготовления   эскиза,   педагог   заканчивает   работу   над эскизом,   а   затем   учащийся   выполняет   работу   в   материале   с помощью педагога. Выполненные педагогом дидактические работы по темам года также являются большим подспорьем для учащихся. При   нынешней   загруженности   детей   в   школе,   огромном информационном   потоке,   обрушивающемся   на   ребенка, заинтересовать и научить рукоделию (труду) довольно сложно. Как правило,   приходится   начинать   с   нуля   –   дети   толком   в   руках   не держали иголку, мало кто умеет рисовать, а сделать изделие надо быстро   (пока   интерес   есть)   и   высокопрофессионально.   Поэтому упор и делается первоначально на использование простых техник, дающих   ребёнку   ощутимый   результат.   Помощь   педагога оказывается   необходима   при   последующем   переходе   к   более сложным изделиям. Программа   третьего   года   обучения   предусматривает   по большей   части   работу   над   творческими   проектами.   Перед учащимися   ставится   проблема   –   проблемный   метод   обучения. Учащиеся,   оперируя   знаниями,   полученными   ранее,   проводят исследования   по   данной   проблеме,   трудятся   над   изготовлением авторского   изделия   и   защищают   творческие   проекты   для прохождения аттестации.  Воспитательная   работа   объединения   «Мпастерилки» направлена   на   сплочение   детей   в   единый   дружный   коллектив, создание   благоприятной   атмосферы   доброжелательности   и сотрудничества,   на   воспитание   у   них   чувства   уважения   и справедливости   к   окружающему   миру   и   людям.   Основными формами проведения воспитательного процесса являются беседы, чаепития   с   включением   игровых   блоков.   Также   для   сплочения коллектива, особенно на начальных стадиях обучения, проводятся психологические тесты, арт ­ педагогические занятия.  Немаловажным компонентом для успешного воспитательного процесса   является   участие   детей   в   различных   мероприятиях, выставках, соревнованиях, конкурсах и конференциях, проводимых Дворцом и городом. Содержание   программы   разнообразно,   тем   самым   оно благоприятно   влияет   на   учебный   процесс.   Нет   так   называемых «застоев»   в   обучении,   у   детей   не   теряется   интерес   к   трудовому процессу.   Каждый   модуль   очень   интересен,   разнообразен   и модернизирован под современное время.  Условия реализации программы Для   успешной   реализации   программы   необходимы   такие условия:  хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;  коллекция разнообразной литературы по истории рукоделия, как   в   России,   так   и   за   рубежом,   литературы   по   различным техникам работы;  коллекция   альбомов,   открыток,   орнаментов,   ксерокопий, фотографий, наглядных образцов изделий;  фото каталог творческих работ учащихся;  методический материал по предлагаемым темам работы;  нитки (капроновые, вискозные, тонкие крепкие                              х/б), иголки для бисера тонкие, иголки для шитья;  различные материалы – искусственный мех, флис, трикотаж, синтепон,  шелк, бисер, природный материал, ракушки  и т.д.;  картон,  бархат и др.;  ножницы, формочки для печенья, скалка, карандаши, ручки  клеи «Момент», ПВА;  бумага,   проволока   тонкая,   краски,   кисти,   линейка металлическая, циркуль, трафареты с кругами; 1. Результаты   первого   уровня  (приобретение   школьником социальных   знаний,   понимания   социальной   реальности   и повседневной   жизни):  ставить   вопросы   классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты. Формы   внеурочной   деятельности:   экскурсии, познавательные   беседы,   сюжетно­ролевые   игры,   предметные факультативы, олимпиады.  занятия,  формирование   позитивных Результаты   второго   уровня   ­ отношений   школьника   к   базовым   ценностям   нашего общества  и к социальной реальности  в целом:  высказывание собственного   мнения,   определение   собственной   позиции,    умение видеть   проблемы;   выдвигать   гипотезы;   давать   определение понятиям.         Формы внеурочной деятельности: дидактический театр,  общественный смотр знаний, детские научные общества,  интеллектуальные клубы. Результаты   третьего   уровня   ­   приобретение   школьником опыта   действия. Взаимодействие   школьника   с   социальными   субъектами   за пределами   школы,   в   открытой   общественной   среде:  умение самостоятельного социального структурировать материал,  готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.  Формы внеурочной деятельности: детские исследовательские  проекты, внешкольные акции познавательной направленности  (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.)  школьный музей­клуб. УДД Познавательные 1.Владение навыком логических рассуждений. 2. Установление причинно­следственных связей. 3.Постановка и формулирование проблемы с самостоятельным  созданием  алгоритмов деятельности 4.Создание  и представление презентаций Коммуникативные 1.   Умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои мысли в соответствии  с задачами и условиями  коммуникации. 2.Поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов Личностные 1.Ценностно­смысловая ориентация. 2.Нравственно­этическая ориентация      Регулятивные 1.Целеполагание, 2.Планирование.  3.Коррекция реального действия и его результата.  4.Оценка  и самооценка качества и уровня усвоения Опыт критического отношения к получаемой информации,  сопоставление её с информацией, получаемой из других источников  и имеющимся жизненным опытом   деятельность  гармонично   Проектная     вписывается   в образовательном   процессе   классно­урочную   деятельность, дополняет   её   и   позволяет   работать   над   получением личностных   и   метапредметных   результатов   образования   в более   комфортных   для   этого   условиях,   не   ограниченных временными рамками   урока.  Отличительные  особенности проектной деятельности:   направленность на достижение конкретных целей;   координированное выполнение взаимосвязанных действий;  ограниченная   протяжённость   во   времени   с   определённым началом и концом;  в определённой степени неповторимость и уникальность. Роль проектной деятельности  в формировании универсальных учебных действий: Виды проектов         УУД Творческие Регулятивные метапредметные Результативность деятельности – определение целей деятельности, составление   плана действий по достижению результата творческого характера,   работа – составленному плану сопоставлением получающегося результата         по с с исходным замыслом, – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов   выхода   из ситуации.    предполагать, – какая   информация нужна, Информационные Познавательные отбирать   – необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,   –   сопоставлять   отбирать информацию, полученную различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков,     Интернет.    и из   сети Коллективные Коммуникативные –   организовывать взаимодействие   в группе (распределять   роли, договариваться   друг с другом и т.д.), предвидеть   – (прогнозировать) последствия коллективных решений,   –   оформлять   свои мысли   в   устной   и письменной   речи   с учётом своих учебных и жизненных   речевых ситуаций,   в   том числе с применением средств ИКТ,       при – необходимости свою отстаивать точку зрения,   аргументируя   ее. Учиться подтверждать аргументы   фактами.   Культурно­ исторической тематики Личностные формирование самоопределения школьников   как граждан России.    Средства:  Группа средств, обеспечивающая общую педагогическую  поддержку учащихся.  Группа средств, направленная на индивидуально­ личностную поддержку и выявление проблем,  возникающих в процессе деятельности ученик  Компьютерное оборудование (программа для  проектирования Power  Point ).  Тематическая литература Использование   в   образовательном   процессе  жизненных   задач, предлагающих     обучающимся   решение   проблем   или   выполнение задач   в   чьей­либо   профессиональной   или   социальной   роли   в предлагаемой   описываемой   ситуации,   реализует   принцип управляемого   перехода   от   деятельности   в   учебной   ситуации   к  деятельности в жизненной ситуации. Часто жизненная задача может включать в качестве задания выполнение проекта.   ребёнка,   и       Опыт   –   новообразование     его,   возможно, сформировать     только   через     индивидуальную   работу   с   каждым учеником. В формировании  этого опыта    помогает  такая форма деятельности   как     коллективный   социально   –   значимый   проект, результат     из   познавательной, исследовательской, творческой, трудовой   деятельности   каждого ребёнка.    складывается     которого   Условия: • развитие активной творческой личности, способной  самостоятельно приобретать новые знания и умения; • помощь ученику в определении его цели деятельности; • рекомендации источников знаний; • помощь в организации познавательно­трудовой деятельности; • содействие в прогнозировании результатов выбора; • создание условий для проявления активности; • помощь в оценке полученных результатов; • выявление способов совершенствования деятельности. •  активное включение самого ученика в поисковую учебно­ познавательную деятельность, организованную на основе  внутренней мотивации; • обеспечение диалогического общения не только между  учителем и учениками, но и между учащимися в процессе  добывания новых знаний. Список литературы для педагога 1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома.  Экспериментальный учебник для начальной школы. М,  «Аким», 1995 2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами.  Санкт­Петербург, «Химия», 1995 3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С­ Пб, «Кристалл», 2002 4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М,  «Просвещение», 1992 5. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия  развития», 1999 6. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных  для детей и взрослых. Санкт­Петербург, «Дельта», 1996  7. Казагранда Б. Поделки из соленого теста. Москва: Арт­ Родник 8. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и  природных материалов. –пер. с польск.М. Прушковской. М.:  Мой мир 2006  9. Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к  журналу «Оригами», М, «Аким», 1998 10. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль,  «Академия развития», 1996 11.Федотова Г.Я. Сухие травы: Основы художественного  ремесла. ­ М.: АСТ­ПРЕСС,1999, ­ 208 с.: ил.

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"

Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2017