Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
15.09.2017
В данной статье рассматриваются основные условия, средства, формы развития способностей детей через декоративно-прикладное творчество. Ведущая роль отводится системно - деятельностному подходу в образовании учащихся. Дается описание разработанной программы, что дает возможность использовать опыт моей работы в педагогической деятельности современных педагогов.
доклад для цдт.docx
Реализация ФГОС в рамках интеграции общего
и дополнительного образования. Деятельностный
подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия
способностей ребенка
«Важнейшей задачей современной системы образования
является формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём
сознательного, активного присвоения учащимися социального
опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются
как производные от соответствующих видов целенаправленных
действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в
тесной связи с активными действиями самих учащихся».
Федеральный компонент нового государственного стандарта
выделяет одну из главных целей начальной школы – развитие
личностных качеств и способностей обучающихся, должно
опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности.
Вследствие этого ведущая роль отводится системно
деятельностному подходу: практическому содержанию образования,
конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений
в реальных жизненных ситуациях.
Подлинных знаний можно достичь
только опираясь на творчество.
Педагогноватор Игорь Павлович Волков
Мною была разработана программа декоративноприкладного
творчества «Мастерилки»
Настоящая программа предназначена для воспитательно
образовательных учреждений дополнительного образования. Она определяет содержание учебновоспитательной работы детского
объединения «Мастерилки» и разработана для детей от 5 до 15 лет
по направлению художественноэстетического цикла на 3 года
обучения. Занятия проводятся в группах 1015 детей 3 ч. в неделю
Цель – становление субъектности ребенка и помощь ему в
личностном росте.
Способы достижения цели: вовлечение ребенка в различные
виды деятельности декоративноприкладного характера.
Личностноориетированное воспитание идет через:
Диалогичность
Деятельностно творческий характер
Поддержку индивидуального развития ребенка (свобода в
принятии самостоятельных решений)
Организация прикладной художественнотворческой
деятельности учащихся – одно из условий успешности в
формировании любознательной, творческой личности. Знания,
приобретенные на занятиях по декоративно прикладному
творчеству
обеспечат эстетическое и художественное
развитие учащихся. Занятия носят воспитательный характер,
прививают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся
умение и желание украсить свой быт, воспитывать уважение к
народным традициям. Изучение традиций, особенностей
русского народа при работе с различными художественными
материалами приобщает детей к художественному творчеству,
позволяет ощутить связь времен, обучает толерантному
поведению, уважению и терпимости.
В моей программе для изучения включены следующие блоки:
Тестопластика», «Бумагопластика: оригами и квиллинг».
Ставлю задачи:
развивать изобразительные способности, художественный вкус,
творческое воображение; ознакомить с основами
проектировочной деятельности; сформировать умения и навыки в практической творческой
деятельности;
научить работать с соленым тестом;
научить различным приемам работы с бумагой;
выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную
творческопоисковую деятельность, умение оценивать свою
работу, корректировать деятельность с целью исправления
недочетов;
организовать творческого общения в процессе обучения,
воспитать умение работать в коллективе.
Ведущими идеями программы является создание:
условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и
эстетических запросов через вариативность содержания
программы;
нравственноэмоционального климата и чувственно
эмоциональной поддержки, условий для самоопределения,
саморазвития, свободного самовыражения;
отношений, при которых возможна такая форма общения, как
сотрудничество и соавторство педагога и ученика.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие
способности; накопить опыт в процессе восприятия декоративно
прикладного искусства;
развивать полученные знания и
приобретенные навыки.
В процессе занятий художественным трудом формируются все
психические процессы, развиваются художественнотворческие
способности и положительноэмоциональное восприятие
окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая
моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается,
проявляя индивидуальность и получая результат своего
художественного творчества.
Цель программы – развитие творческих и коммуникативных,
регулятивных, личностных, познавательных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из
соленого теста и бумаги.
Задачи:
ознакомить учащихся с основами знаний в области декоративно
прикладного искусства: народная и авторская игрушка из глины,
керамика, аппликация, фитодизайн, лепка из соленого теста;
развивать изобразительные способности, художественный вкус,
творческое воображение; ознакомить с основами
проектировочной деятельности;
сформировать умения и навыки в практической творческой
деятельности;
научить работать с соленым тестом;
научить различным приемам работы с бумагой;
выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную
творческопоисковую деятельность, умение оценивать свою
работу, корректировать деятельность с целью исправления
недочетов;
организовать творческого общения в процессе обучения,
воспитать умение работать в коллективе.
В процессе занятий для решения поставленных задач сочетается
индивидуальная и групповая форма работы с детьми.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие
способности; накопить опыт в процессе восприятия декоративно
прикладного искусства;
развивать полученные знания и
приобретенные навыки.
Занятие состоит из теоретической части (сообщение
теоретических сведений), практической (показ технологических и
технических приемов при обработке различных материалов) и
выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление
эскизов будущих работ и др.). Вся практическая работа, связанная
непосредственно с изготовлением изделия будет проходить на
занятии. Для лучшего усвоения материала программы используются
разнообразные формы организации занятий и методы обучения:
объяснительноиллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой,
демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного
и творческого характера, методы мотивации и стимулирования,
обучающего контроля,
взаимоконтроля и самоконтроля,
познавательная игра, проблемнопоисковый, ситуационный. Особое
внимание уделяется посещению музея и выставок декоративно
прикладного творчества, участие в выставкахконкурсах, научно
практической конференции,
выполнение коллективных и
индивидуальных проектов.
Общим итогом занятий является отчетная выставка работ.
Особенность данной программы – подбор методики
обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности
обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения
осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Для
каждого возраста расписана своя программа обучения. Для
младшего возраста она более проста. Занятия в таких группах
проводятся в игровой форме, используются более простые методы
обучения (метод иллюстрации и демонстрации, практической и
самостоятельной деятельности, словесные) и яркие, понятные
детям дидактические пособия (технологические карты, образцы и
т.д.). Для средней группы программа чуть усложняется. Таким
образом, идет объединение третьего года младшей и первого года
средней группы, третьего года средней группы и первого года
старшей группы. Дальше обучение проходит по более усложненному
принципу.
Детей данного возраста отличает повышенная
познавательная и творческая активность, они всегда стремятся
узнать чтото новое, чемулибо научится, причем делать все по
настоящему, профессионально как взрослые. Потребность во всём,
что для этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем
самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих
друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом.
В старшей группе для достижения наибольшего результата
творческой деятельности используются сложные методы обучения: самоконтроля и
репродуктивные и проблемнопоисковые,
самооценки, методы практической деятельности, словесные методы.
В этой группе идет формирование ученика как мастера
ремесленника. Перед ним ставятся более сложные задачи, а
изготовленные изделия проходят строгий контроль на качество
исполнения.
Критерии оценки и ожидаемые результаты
К концу обучения основным результатом стало формирование
у детей интереса к познанию рукоделия. При этом у детей
формируются следующие основные умения, знания и навыки:
знание и применение работы с различными инструментами и
материалами;
знание и выполнение правил техники безопасности при работе;
умение подбирать цветовую гамму, мотивы, материалы,
фурнитуру, составлять композицию;
знание базовых форм, используемых в оригами;
освоение навыков работы с бумагой, аппликацией, применение
этих знаний в новых техниках – квиллинг.
умение создавать декоративноприкладные изделия
(подарочные сувениры, панно) с использованием изученных
видов рукоделия;
закрепить навыки и пополнить знания, освоить более сложные
приемы по изготовлению изделий из соленого теста и бумаги;
Развить навыки правильного использования изготовленных
изделий, а также умение совмещать различные виды рукоделия
в одном изделии;
умение планировать работу, понятно рассказывать об
основных этапах воплощения замысла и умение использовать
пооперационные карты;
правильно планировать свою работу, ценить свой труд и труд
окружающих людей;
творчески подходить к решению поставленных задач,
находиться в постоянном творческом поиске в работе;
развитие аккуратности, терпения; восприятие, осмысление и применение знаний в творческих
работах;
развить мелкую моторику пальцев, пространственное
мышление;
разработка творческого проекта и защита этого проекта по
окончанию третьего года обучения.
А также к концу обучения учащиеся овладевают умениями,
обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового
процесса: экономное расходование материала, бережное обращение
с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте;
принимают участие в оформлении выставки и в благоустройстве
Центра детского творчества.
Для определения результативности обучения, учащиеся в
течение года выполняют изделия к отчетным, конкурсным
выставкам. Также в течение учебного года разрабатываются
творческие проекты для участия в конференциях и фестивалях
различного уровня, коллекции изделий и сувениров в фонд ЦДТ.
Методическое обеспечение программы
Тщательно продуманная и грамотно организованная работа в
детском коллективе способствует повышению уровня общей
творческой культуры,
формирует нравственноэстетические
взгляды, развивает чувство ответственности и коллективизма.
Огромное значение в этом плане принадлежит содержанию учебного
процесса. Использование на занятиях различных видов рукоделия,
лучших образцов прикладного творчества разных стран мира
приводит детей к более глубокому знакомству с истоками
декоративноприкладной культуры.
Изучение классического наследия через освоение современных
видов рукоделия формирует эстетический и художественный вкус и
помогает расширить общую культуру детей. Занятия в объединении способствуют развитию творческих
способностей, совершенствованию приобретаемых знаний и умений,
овладению трудовыми навыками,
проявлению творческой
индивидуальности учащихся.
Обучение в объединении построено на основе совместной
творческой деятельности учащихся и педагога. Роль педагога на
занятиях заключается прежде всего в активизации мыслительной и
творческой деятельности учащихся и в руководстве их
практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий,
а с точки зрения выработки совместного плана действий и
обсуждения возможного хода работы. Исходя из этих положений, и
была разработана методика преподавания некоторых разделов.
Учитывая возрастные особенности (потеря интереса к работе при
неудачах, быстрое «забывание» ребенком не воплощенной в дело
мысли и т.д.), представляется, что практическая часть урока всегда
должна заканчиваться выполненным изделием (объектом труда).
Данная программа содержит теоретическую и практическую
части.
Теоретическая часть осуществляется через
применение следующих методов обучения:
словесные методы – рассказ, беседа, объяснение;
наглядные методы – иллюстрация, демонстрация.
Практическая часть включает в себя следующие методы
обучения:
практические методы – упражнения;
репродуктивные и проблемнопоисковые методы.
Также практическая часть предусматривает разработку
эскизов, моделей, конструкций, подбор материалов и изготовление
всевозможных сувениров. Для более успешного закрепления
полученных знаний разработаны методические материалы по
различным темам: o квиллинг – брошюра, раскрывающая основы, приемы,
исторические факты, фотографии работ, технологические
карты по изготовлению роллов, наглядные образцы,
электронная презентация;
o лепка из теста – презентация работ, брошюра по основам
лепки, образцы;
o подборка фотографий детских работ;
Специфика занятий в объединении по программе на первое
место выдвигает практическую деятельность, т.к. принцип
построения заключается в движении знаний от центра к периферии
– от простого к сложному. При таком движении сохраняется
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его
физических, психологических и возрастных особенностей.
заданий,
При выполнении
изготовлении подделок
немаловажную роль играет подборка образцов по темам, просмотр
большого количества наглядного материала (методички,
иллюстрации, фотографии), знакомство с работами мастеров и
педагогов. Все это расширяет кругозор, стремление к большему и
интеллектуальному развитию учеников.
Программа 1 годов обучения построена на изучении самых
простых основ – цветоведения и композиции, бумажной пластике и
лепке. Здесь они выполняют простейшие изделия по образцу.
Особенностью каждой группы является то, что с возрастом задачи
становятся чуть сложнее, значит и изделия становятся сложнее в
исполнении,
предъявляются более строгие требования к
качественному выполнению.
Наиболее эффективным методом обучения для младших и
средних групп является игровой метод. Сложные темы и понятия
успешно усваиваются в игре, тем самым идет лучшее восприятие,
запоминание и применение их в дальнейшей творческой работе. терпения,
внимания
усидчивости,
На втором году обучения содержание программы усложняется.
Учащимся потребуется больше времени уделять аккуратности в
изготовлении,
и
концентрированности, так как на этом году обучения вводятся
более сложные темы, и будет проводиться более тщательный
контроль над изготовлением и качеством изделий и сувениров. Но
для лучшего восприятия и понимания педагог для наглядности
продолжает работу учащегося, выполняя наиболее сложный этап
работы. Так осуществляется постепенный рост созидательного
восприятия мира. Например, увидев, как делается переплёт книги,
ребёнок в дальнейшем может попытаться выполнить его сам.
Однако для получения качественных изделий, отличающихся
профессиональностью исполнения, необходимо соучастие педагога.
Следует поощрять творческие начинания учащихся, направляя
их в нужное русло. Для этого используется форма творческой
мастерской, когда, задав направление творческого процесса
(например, тему) и показав, как использовать заданные мотивы в
процессе изготовления эскиза, педагог заканчивает работу над
эскизом, а затем учащийся выполняет работу в материале с
помощью педагога. Выполненные педагогом дидактические работы
по темам года также являются большим подспорьем для учащихся.
При нынешней загруженности детей в школе, огромном
информационном потоке,
обрушивающемся на ребенка,
заинтересовать и научить рукоделию (труду) довольно сложно. Как
правило, приходится начинать с нуля – дети толком в руках не
держали иголку, мало кто умеет рисовать, а сделать изделие надо
быстро (пока интерес есть) и высокопрофессионально. Поэтому
упор и делается первоначально на использование простых техник,
дающих ребёнку ощутимый результат.
Помощь педагога
оказывается необходима при последующем переходе к более
сложным изделиям.
Программа третьего года обучения предусматривает по
большей части работу над творческими проектами. Перед
учащимися ставится проблема – проблемный метод обучения. Учащиеся, оперируя знаниями, полученными ранее, проводят
исследования по данной проблеме, трудятся над изготовлением
авторского изделия и защищают творческие проекты для
прохождения аттестации.
Воспитательная работа объединения «Мпастерилки»
направлена на сплочение детей в единый дружный коллектив,
создание благоприятной атмосферы доброжелательности и
сотрудничества, на воспитание у них чувства уважения и
справедливости к окружающему миру и людям. Основными
формами проведения воспитательного процесса являются беседы,
чаепития с включением игровых блоков. Также для сплочения
коллектива, особенно на начальных стадиях обучения, проводятся
психологические тесты, арт педагогические занятия.
Немаловажным компонентом для успешного воспитательного
процесса является участие детей в различных мероприятиях,
выставках, соревнованиях, конкурсах и конференциях, проводимых
Дворцом и городом.
Содержание программы разнообразно, тем самым оно
благоприятно влияет на учебный процесс. Нет так называемых
«застоев» в обучении, у детей не теряется интерес к трудовому
процессу. Каждый модуль очень интересен, разнообразен и
модернизирован под современное время.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы такие
условия:
хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;
коллекция разнообразной литературы по истории рукоделия,
как в России, так и за рубежом, литературы по различным
техникам работы; коллекция альбомов, открыток, орнаментов, ксерокопий,
фотографий, наглядных образцов изделий;
фото каталог творческих работ учащихся;
методический материал по предлагаемым темам работы;
нитки (капроновые, вискозные, тонкие крепкие
х/б), иголки для бисера тонкие, иголки для шитья;
различные материалы – искусственный мех, флис, трикотаж,
синтепон, шелк, бисер, природный материал, ракушки и т.д.;
картон, бархат и др.;
ножницы, формочки для печенья, скалка, карандаши, ручки
клеи «Момент», ПВА;
бумага,
проволока тонкая,
краски,
кисти,
линейка
металлическая, циркуль, трафареты с кругами;
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником
социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни): ставить вопросы классифицировать;
наблюдать; проводить эксперименты.
Формы внеурочной деятельности:
экскурсии,
познавательные беседы, сюжетноролевые игры, предметные
факультативы, олимпиады.
занятия,
формирование позитивных
Результаты второго уровня
отношений школьника к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом: высказывание
собственного мнения, определение собственной позиции, умение
видеть проблемы; выдвигать гипотезы; давать определение
понятиям.
Формы внеурочной деятельности: дидактический театр,
общественный смотр знаний, детские научные общества,
интеллектуальные клубы.
Результаты третьего уровня приобретение школьником
опыта
действия.
Взаимодействие школьника с социальными субъектами за
пределами школы, в открытой общественной среде: умение
самостоятельного
социального структурировать материал, готовить тексты собственных докладов,
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Формы внеурочной деятельности: детские исследовательские
проекты, внешкольные акции познавательной направленности
(конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.)
школьный музейклуб.
УДД
Познавательные
1.Владение навыком логических рассуждений.
2. Установление причинноследственных связей.
3.Постановка и формулирование проблемы с самостоятельным
созданием алгоритмов деятельности
4.Создание и представление презентаций
Коммуникативные
1. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
2.Поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов
Личностные
1.Ценностносмысловая ориентация.
2.Нравственноэтическая ориентация
Регулятивные
1.Целеполагание, 2.Планирование.
3.Коррекция реального действия и его результата.
4.Оценка и самооценка качества и уровня усвоения Опыт критического отношения к получаемой информации,
сопоставление её с информацией, получаемой из других источников
и имеющимся жизненным опытом
деятельность гармонично
Проектная
вписывается в
образовательном процессе классноурочную деятельность,
дополняет её и позволяет работать над получением
личностных и метапредметных результатов образования в
более комфортных для этого условиях, не ограниченных
временными рамками урока.
Отличительные особенности проектной деятельности:
направленность на достижение конкретных целей;
координированное выполнение взаимосвязанных действий;
ограниченная протяжённость во времени с определённым
началом и концом;
в определённой степени неповторимость и уникальность.
Роль проектной деятельности в формировании
универсальных учебных действий:
Виды проектов
УУД
Творческие
Регулятивные
метапредметные
Результативность
деятельности
– определение целей
деятельности,
составление плана
действий
по
достижению
результата
творческого
характера,
работа
–
составленному
плану
сопоставлением
получающегося
результата
по
с
с исходным замыслом,
– понимание причин
возникающих
затруднений и поиск
способов выхода из
ситуации.
предполагать,
–
какая информация
нужна,
Информационные Познавательные
отбирать
–
необходимые
словари,
энциклопедии,
справочники,
электронные диски,
– сопоставлять
отбирать
информацию,
полученную
различных
источников:
словарей,
энциклопедий,
справочников,
электронных
дисков,
Интернет.
и
из
сети
Коллективные
Коммуникативные – организовывать
взаимодействие в
группе (распределять роли,
договариваться друг
с другом и т.д.),
предвидеть
–
(прогнозировать)
последствия
коллективных
решений,
– оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с
учётом
своих
учебных
и
жизненных речевых
ситуаций,
в том
числе с применением
средств ИКТ,
при
–
необходимости
свою
отстаивать
точку
зрения,
аргументируя ее.
Учиться
подтверждать
аргументы фактами.
Культурно
исторической
тематики
Личностные
формирование
самоопределения
школьников
как граждан России.
Средства:
Группа средств, обеспечивающая общую педагогическую
поддержку учащихся.
Группа средств, направленная на индивидуально
личностную поддержку и выявление проблем,
возникающих в процессе деятельности ученик
Компьютерное оборудование (программа для
проектирования Power Point ).
Тематическая литература
Использование в образовательном процессе жизненных задач,
предлагающих обучающимся решение проблем или выполнение
задач в чьейлибо профессиональной или социальной роли в
предлагаемой описываемой ситуации,
реализует принцип
управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к
деятельности в жизненной ситуации. Часто жизненная задача может
включать в качестве задания выполнение проекта.
ребёнка, и
Опыт – новообразование
его, возможно,
сформировать только через индивидуальную работу с каждым
учеником. В формировании этого опыта помогает такая форма
деятельности как коллективный социально – значимый проект,
результат
из познавательной,
исследовательской, творческой, трудовой деятельности каждого
ребёнка.
складывается
которого
Условия:
• развитие активной творческой личности, способной
самостоятельно приобретать новые знания и умения;
• помощь ученику в определении его цели деятельности;
• рекомендации источников знаний;
• помощь в организации познавательнотрудовой деятельности;
• содействие в прогнозировании результатов выбора; • создание условий для проявления активности;
• помощь в оценке полученных результатов;
• выявление способов совершенствования деятельности.
• активное включение самого ученика в поисковую учебно
познавательную деятельность, организованную на основе
внутренней мотивации;
• обеспечение диалогического общения не только между
учителем и учениками, но и между учащимися в процессе
добывания новых знаний.
Список литературы для педагога
1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома.
Экспериментальный учебник для начальной школы. М,
«Аким», 1995
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами.
СанктПетербург, «Химия», 1995
3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С
Пб, «Кристалл», 2002
4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М,
«Просвещение», 1992
5. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия
развития», 1999
6. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных
для детей и взрослых. СанктПетербург, «Дельта», 1996
7. Казагранда Б. Поделки из соленого теста. Москва: Арт
Родник
8. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и
природных материалов. –пер. с польск.М. Прушковской. М.:
Мой мир 2006
9. Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к
журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
10.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль,
«Академия развития», 1996 11.Федотова Г.Я. Сухие травы: Основы художественного
ремесла. М.: АСТПРЕСС,1999, 208 с.: ил.
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Статья "Деятельностный подход к обучению и воспитанию, как условие для раскрытия способностей ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.