Статья: Дирижер-реформатор и его личная жизнь Вагнер

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Следующее 10-летие Вагнер прожил в Швейцарии. Он пребывал в состоянии некой растерянности, поиска новых жизненных и творческих ориентиров. Снова дали о себе знать финансовые трудности, просветами в череде которых являлись лишь единичные постановки и дирижирование на симфонических концертах. Ни литературные, ни музыкальные достижения Вагнера не находили отклика в сердцах тех, от кого могла зависеть их дальнейшая судьба, и уже привычно отправлялись автором «в стол». Но была в тот период и другая причина столь длительного кризиса в жизни композитора — Матильда Везендонк. Она была супругой богатого мецената Отто Везендонка, который, в свою очередь, был почитателем таланта Вагнера и его другом. Именно близкие отношения с мужем Матильды стали препятствием к воссоединению двух любящих сердец: их чувства судя по всему, были чисто платоническими, что стимулировало бурный поток творческих свершений Вагнера. Благодаря сильным эмоциям и переживаниям мир музыки пополнился операми «Золото Рейна», «Валькирия», «Тристан и Изольда», а также несколькими стихотворениями Матильды, положенными Рихардом на музыку. К слову, сам музыкант на тот момент был официально женат.
Иконка файла материала 4.docx
Дирижер­реформатор и его личная жизнь Следующее 10­летие Вагнер прожил в Швейцарии. Он  пребывал в состоянии некой растерянности, поиска новых  жизненных и творческих ориентиров. Снова дали о себе  знать финансовые трудности, просветами в череде  которых являлись лишь единичные постановки и  дирижирование на симфонических концертах. Ни  литературные, ни музыкальные достижения Вагнера не  находили отклика в сердцах тех, от кого могла зависеть их дальнейшая судьба, и уже привычно отправлялись автором «в стол». Но была в тот период и другая причина столь длительного  кризиса в жизни композитора — Матильда Везендонк. Она была супругой богатого мецената Отто Везендонка,  который, в свою очередь, был почитателем таланта  Вагнера и его другом. Именно близкие отношения с мужемМатильды стали препятствием к воссоединению двух  любящих сердец: их чувства судя по всему, были чисто  платоническими, что стимулировало бурный поток  творческих свершений Вагнера. Благодаря сильным  эмоциям и переживаниям мир музыки пополнился  операми «Золото Рейна», «Валькирия», «Тристан и  Изольда», а также несколькими стихотворениями  Матильды, положенными Рихардом на музыку. К слову,  сам музыкант на тот момент был официально женат. Минна (Вильгельмина) Планер вошла в жизнь Вагнера в  1834 году. Она примадонна Магдебургского театра,  старше Вагнера на три года. Через полтора года после  первой встречи они поженились, и их брак продлился 30  лет. Однако количество проведенных вместе лет отнюдь  не равно их качеству. У Минны и Рихарда очень скоро  выявились абсолютно разные жизненные цели и  стремления: ей хотелось домашней тишины и постоянства,его же все время тянуло на приключения. Роман Вагнера с  Матильдой окончательно разрушил брак, а когда стала  очевидной бесперспективность отношений с замужней  дамой, начался новый виток в личной жизни музыканта. Новым чувством Вагнер воспылал к дочери Ференца  Листа Казиме, которая на тот момент была замужем и  имела двоих детей. Вскоре она оставила семью ради  главной любви своей жизни, и в 1870 году они с Рихардом  поженились. Этот брак подарил Вагнеру троих детей,  младшим из которых стал сын Зигфрид — долгожданный и любимый наследник. А Казима стала не только  хозяйственной супругой, но и правой рукой Вагнера в  делах творческих, а также самой преданной его  поклонницей.Байройтский театр Когда Вагнер только задумывался о перестройке оперного жанра под собственные амбиции, он отчетливо понимал,  что для достойного исполнения «Кольца нибелунга» ему  понадобится оперный зал, значительно отличающийся от  всех существующих на тот момент в мире. С тех пор его  главной мечтой становится собственный театр, где он мог  бы реализовать все задуманное. В 1871 году Рихард с женой Казимой прибывают в  баварский город Байройт. Осмотрев имеющийся там один  из самых больших театров, он все же приходит к выводу,  что и здесь не все соответствует требованиям для  постановки главного произведения его жизни. И вдруг  Вагнеру поступает неожиданное и судьбоносное  предложение: глава города выделяет землю под новыйтеатр, а местный банкир соглашается частично  финансировать строительство. Байройтский театр Вагнера принял первых зрителей в  августе 1876 года, когда состоялась премьера его  монументальной оперы «Кольцо нибелунга». Внутреннее  убранство театра настолько же отличается от  общепринятых представлений, насколько новая опера  Вагнера разрушает классические каноны. Здесь нет  привычных неоклассических элементов декора в виде  порталов, колонн, вычурных барельефов, и даже  традиционной огромной люстры, так что зрительный зал  выглядит довольно аскетично. Главная идея Вагнера  заключалась в том, чтобы создать театр, где ничто не  будет отвлекать зрителя от оперного искусства. Решая вопрос об изменении роли оркестра в новой опере,  Вагнер также изменил местонахождение музыкантов.Оркестровая яма в его театре располагается практически  под сценой, а направляет звуковую волну огромная  конструкция в форме ракушки. Таким образом, музыка  сначала доходит до актеров на сцене, а потом уже вместе с вокалом отправляется в зал. После смерти Вагнера Казима взяла на себя организацию  ежегодного музыкального фестиваля в Байройте, который  по сей день остается одним из самых престижных в мире  классической музыки.Последние годы жизни Получив в распоряжение собственный оперный театр,  Вагнер почти никогда уже не выезжал из Байройта. Он  проживал на вилле, построенной специально для него,  купался в лучах славы, наслаждаясь покровительством  местных знатных богачей.  Последним написанным произведением стала опера  «Парсифаль», над которой Вагнер трудился в течение  пяти лет. Премьера прошла с оглушительным успехом, и  через несколько месяцев Рихард отправился на отдых в  Венецию. Там он проходил курс поддерживающих  процедур от болезни легких. Вагнер скончался  неожиданно, 13 февраля 1883 года. Тело композитораперевезли в Баварию и похоронили в поместье, где он  провел последние годы жизни, с осознанием того, что  достиг всего, о чем когда­то грезил.Интересные факты   Существует мнение, что Людвиг Гейер был настоящим отцом Вагнера. Артист был близким другом семьи в  течение нескольких лет. Один из исследователей  биографии Вагнера обратил внимание на то, что сам  Рихард однажды усмотрел сходство между своим сыном и  отчимом. Официальных подтверждений этой версии нет,  однако доподлинно известно, что Вагнер был сильно  привязан к Гейеру и во всем стремился подражать ему. В церкви Святого Фомы, где был крещен и начал своё  музыкальное образование Вагнер, в течение четверти века  служил кантором Иоганн Себастьян Бах.     Первый камень в здание будущего Вагнеровского  театра был заложен в день рождения музыканта, 22 мая  1872 года. Цикл из 4 опер «Кольцо нибелунга» имеет общую  продолжительность исполнения около 15 часов. Байройтский театр работает по назначению всего 4  недели в году — с июля по август, во время Вагнеровского фестиваля. Все остальное время его можно осмотреть на  экскурсии, но насладиться уникальной акустикой нельзя. Вагнер был ярым антисемитом, вследствие чего  некоторые его статьи сегодня признаны экстремистскими  и запрещены к публикации. Когда перед премьерой «Парсифаля» Вагнер узнал,  что король выбрал в качестве дирижёра Германа Леви,  бывшего евреем, композитор пытался всеми силаминарушить планы монарха, и даже требовал, чтобы Герман  крестился, но тот категорически отказался.   Всю свою жизнь Вагнер панически боялся «чертовой  дюжины» – числа 13. Он родился в 13 году, а количество  букв в его имени, написанном латинскими буквами,  равняется также 13. Он категорически запрещал назначать  премьеры своих опер на 13­е число. По странному  стечению обстоятельств, умер маэстро именно 13  февраля. В период проживания в Париже Вагнер был настолько  беден, что решился пойти на унизительную для него  должность хориста. Однако во время прослушивания  выяснилось, что у музыканта совершенно нет голоса, и его  певческих способностей не хватит даже для хора.  Во время выступлений Вагнера в Британии, многих  ценителей искусства раздражало, что он дирижирует  произведения Бетховена наизусть. Это посчитали  пренебрежением к великому композитору и сделали  Рихарду замечание. На следующем выступлении перед  дирижёром стояла партитура, а после его стали хвалить и  указывать на то, что оркестр звучал намного лучше. На  самом деле Вагнер установил на пюпитре совсем другую  партитуру, да к тому же вверх ногами, а дирижировал, как привык – по памяти. Вагнер всегда создавал либретто для своих опер  самостоятельно, и никогда не соглашался на предложения  других авторов использовать их тексты. Очередному  поэту Вагнер отказал, сообщив, что его произведение  займёт место в его библиотеке из предложенных ранее  либретто под номером 2985.  Талант Вагнера долгое время оставался непризнанным  в родной ему Германии. Однажды в Вене один из зрителей  осмелился задать композитору вопрос, не кажется ли ему  его музыка слишком громкой. «Это все для того, чтобы  меня услышали в Германии!» — сложив руки рупором,  громко заявил Вагнер. Для премьеры оперы «Валькирия» в Вене требовались  непременно вороные кони, которые должны были  появиться на сцене. Все дрессированные животные,  способные на такое выступление, оказались серыми.  Вагнер негодовал и грозил отменить премьеру. Тогда один  из дипломатов предложил нестандартное решение —  покрасить коней в черный цвет. Представление прошло с  успехом, а Вагнер душевно благодарил находчивого  дипломата.Новая опера Одной из главных заслуг Вагнера в мире классической  музыки считается его реформация жанра оперы, создание  так называемой музыкальной драмы. Ранние творения  Вагнера еще насквозь пропитаны подражанием гениям  романтизма, однако в скором времени он задумывается о  том, что нынешние формы и методы выражениянеспособны в полной мере раскрыть всего, что он хотел бы передать в самом монументальном своем произведении –  тетралогии «Кольцо нибелунга». И Вагнер берется за  неслыханную работу — он практически полностью  перестраивает форму и структуру оперных произведений. Четко разграниченные ранее арии, ансамбли и хоры под  рукой Вагнера превратились в длинные, распевные  монологи и диалоги героев, более приближенные к  разговорной речи, не имеющие определенных точек  «начала» и «конца». Они как бы переплетались между  собой, выстраивая абсолютно новую нить повествования,  непрерывно поддерживаемую оркестром. Оркестр также  получил новую функцию в вагнеровской опере: он не  просто сопровождал вокальные партии персонажей, а  представлял собой дополнительный способ выражения  эмоций, обозначения сюжетных линий и героев. Каждому  новому действию, персонажу или явлению Вагнерприсваивал собственный лейтмотив. В итоге по ходу  представления лейтмотивы становились узнаваемыми,  перемешивались и сочетались друг с другом, но неизменно помогали зрителю точнее проникнуть в смысл  происходящего на сцене.   Значение Вагнера в истории мировой музыки Нововведения Вагнера в жанре оперы поддержал такой  знаменитый его современник, как Ференц Лист, ставший к  тому же тестем Рихарда. Веймарская школа музыки,  созданная Листом, по сей день является главным оплотом  культа Вагнера. Многие молодые дарования, обучавшиесятам, перенимали стремление усилить способы  выразительности, доступные музыканту. Множество имен  прославленных композиторов стоит в списке тех, кто  подражал Вагнеру и вдохновлялся его творчеством. Однако, как и любое великое свершение, реформа Вагнера помимо сторонников обрела и ярых противников, общее  имя которых ­ «антивагнеровцы». Такие представители  этого движения, как Брамс и Ганслик утверждали, что  музыка — искусство вполне самодостаточное, и не  нуждается в дополнительных средствах выразительности.  Тем не менее творения Вагнера признаны высшим этапом  развития романтизма в Европе и в то же время — основой  для последующих модернистских течений в музыке.  Нововведения, примененные Вагнером, на сегодняшний  день стали привычными элементами оперы.Музыка Вагнера в фильмах Произведение Золото Рейна Валькирия  Фильм «Чужой: Завет» (2017) «Гранд Тур» (2017) Сериал «Теория большого взрыва»Тангейзер Лоэнгрин Тристан и Изольда Тангейзер Летучий голландец Тристан и Изольда Золото Рейна Тангейзер Парсифаль Лоэнгрин Летучий голландец Золото Рейна «Когти» (2016)  «Ледниковый период: Курс на столкновение» (2016) «Альтамира» (2016) «Доверие» (2016) «Гонки» (2016) «Помнить» (2015) «99 домов» (2014) «Личный космос» (2014) «Пузырь» (2013) «К чуду» (2012) «Трансформеры 3» (2011) «Форпост» (2008) «Новый мир» (2005)Личность Рихарда Вагнера вызывает весьма неоднозначные реакции у каждого, кто хоть немного знаком с его  биографией и убеждениями. Он не отличался  порядочностью, заводя романы с женами уважаемых  вельмож, а Казиму и вовсе увел у своего близкого друга.  Проект театра Вагнер «позаимствовал» у одного  мюнхенского архитектора, и не посчитал нужным даже  спросить его согласия на воплощение. Вагнер обладал  крайне скандальными политическими взглядами, был  ярым антисемитом, а также пытался влиять на  государственные дела короля Баварии. Однако то, что  сделал Вагнер для мировой классической музыки,  невозможно не заметить и оставить «за бортом».Рихард Вагнер ­ Интересные факты extra_web May 22nd, 2013Интересные факты 1. неудачливый хористМолодой Вагнер отправился в Париж, чтобы завоевать  его. Но Париж устоял. Не обретя ни славы, ни денег,  двадцатисемилетний композитор прожился до того,  что вынужден был с отчаяния отправиться в маленький бульварный театрик, чтобы предложить себя там в  качестве... хориста. Его финансовое положение было  столь отчаянным, что выбирать просто не  приходилось. Хористы в театре были нужны, но вот беда: когда  Вагнера стали экзаменовать, обнаружилось, что  будущий великий композитор совершенно не умеет  петь! Впрочем, это было неважно, так как у него все  равно не было голоса...2. а при чем здесь я? Как­то Вагнер пригласил на премьеру своей оперы  "Тангейзер" в парижской Гранд Опера композитора  Мейербера, приятеля и соперника. ­ Ну как вам, маэстро, мое новое произведение? ­  спросил он, когда занавес упал. Вместо ответа Мейербер указал на спящего зрителя: ­ Смотрите сами. А когда была поставлена опера Мейербера, он в свою  очередь пригласил Вагнера.­ Каковы впечатления? ­ поинтересовался на этот раз  Мейербер. ­Я вижу, что и ваша музыка повергает слушателей в  сон! ­ с торжеством рассмеялся Вагнер, обнаружив в  зале безмятежно посапывающего зрителя. ­ Где? Ах, этот? ­ пожал плечами Мейербер. ­ Ну, этот  спит еще с того вечера, когда шел ваш "Тангейзер"... 3. публика всегда права... В 1855 году Вагнера пригласило Лондонское  филармоническое общество дать в британской столице несколько концертов. Едва только Вагнер появился вЛондоне, как сразу же подвергся нападкам. В  музыкальных кругах прошел слух, что он свысока  относится к непререкаемым авторитетам: Моцарту,  Керубини, Бетховену и "мучает их в своих концертах", как угодно. Особенно раздражало лондонцев то, что он дирижирует симфониями Бетховена наизусть. Вагнеру дали понять, что это очень неприлично и  неуважительно по отношению к Бетховену. И на  следующем концерте партитура действительно лежала  на пюпитре. Успех концерта был чрезвычайный. Знатоки музыки  окружили Вагнера и наперебой поздравляли: ­ Ведь мы вам говорили!... Это совсем другое  звучание! Настоящее бетховенское звучание! С каким  совершенством вы взяли темп скерцо! Как гениальновели альты!... С этими словами один из музыкальных знатоков  схватил открытую партитуру, и ­ о ужас!... То был  "Севильский цирюльник", да еще в переложении для  фортепиано и к тому же стоящий на пюпитре... вверх  ногами. 4. познакомились... Как­то, только что познакомившись, Рихард Вагнер и  Роберт Шуман провели вместе около часа. После этой  встречи Вагнер всем рассказывал: ­ Шуман ­ прекрасный музыкант и замечательный,благороднейший человек, жаль только, что слишком  молчаливый... Шуман же в свою очередь сообщал своим знакомым: ­ Наконец­то я познакомился с Вагнером! Он мне  очень понравился, одно только плохо: уж слишком он  разговорчивый... 5. я вас узнал, маэстро! Когда Вагнер приехал в Лондон, его познакомили с  неким лордом Питкином, который всюду объявлял  себя большим поклонником вагнеровской музыки.  Узнав от композитора, когда состоится его концерт,аристократ вознамерился посетить его. После концерта Вагнера пригласили на  великосветский прием, где лорд Питкин от всей души  поздравил его с успехом. ­ Честно говоря, сэр, я еще никогда в жизни так не  смеялся, ­ обратился лорд Питкин к композитору. ­  Поверьте, прошло около получаса, пока я узнал вас в  пышном парике, с лицом, выкрашенным в черный цвет! Оказалось, что "меломан" перепутал концертные залы  и попал... на выступление негритянского оркестра. 6. урезоньте этого невежду!Двое англичан отправились в дрезденский театр  послушать оперу Вагнера. Когда свет погас, какой­то  мужчина занял место позади них. Во время действия  новоприбывший вел себя более чем странно ­ все  время издавал возгласы:"Ах, как хорошо!... Ах, Боже  праведный, ­ это ужасно!..." При этом он всплескивал  руками и топал ногами, причем совсем не в такт  музыке. В антракте рассерженные англичане  обратились к капельдинеру с просьбой вывести из зала  несносного зрителя. ­ Боюсь, что это не в моих силах, уважаемые господа, ­ развел руками капельдинер. ­ Это очень большой  человек. ­ Кем бы он ни был, ­ возмутились привыкшие к  демократии англичане, ­ мы требуем, чтобы этогоневежду немедленно урезонили. Он мешает нам  слушать гениальную музыку Вагнера! ­ В том то и дело, господа, ­ шепотом пояснил  капельдинер, ­ что за вами как раз и сидит сам  господин Вагнер... 7. срочно требуются черные кони!.. Австрийский дипломат фон Ринг рассказывал, что  первое представление знаменитой на весь мир оперы  Вагнера "Валькирия" в Вене чуть было не отменили.  Дело в том, что согласно постановочному замыслу в  этой опере на сцене должны были появиться вороные  лошади, причем самые настоящие. В придворныхконюшнях были дрессированные кони, но все они были серые, а Вагнер категорически требовал вороных. ­ Вы хотите опозорить меня! ­ топал он ногами на  директора. ­ Я не допущу такого издевательства, пусть уж лучше и вовсе моя опера никогда не будет  поставлена в Вене, чем ее будут играть с серыми  конями! ­ Но ведь оперу подготовили, затратили средства... ­ Меня это не касается! И только вмешательство фон Ринга помогл  урегулировать этот конфликт... Дипломат подал  "дипломатический" совет: выкрасить серых кот ней в  черный цвет.Вагнер с восторгом схватил его руку, пожал и  воскликнул: ­ Вы спасли мне жизнь! Коней выкрасили. Спектакль состоялся... 8. форте для земляков Как известно, нет пророка в своем отечестве...  Несмотря на мировую славу и известность, Рихарда  Вагнера долго не признавали в его родной Германии. Как­то раз в Вене во время представления оперыВагнера сидевшего в зале композитора кто­то внезапно похлопал по плечу. Вагнер обернулся и, так как  музыка звучала чрезвычайно громко, крикнул: ­ Что вы хотите?! ­ Господин Вагнер, я вас узнал, ­ тоже почти прокричал некий господин. ­ Скажите, а не кажется ли вам, что  ваша музыка чересчур громкая? Вагнер приложил ладони ко рту и рявкнул во весь  голос: ­ Сударь, это для того, чтобы отсюда меня услышали в  Германии!...9. а знаете, совсем неплохо... Одна стареющая танцовщица, потеряв с возрастом  легкость и грацию, но не желающая покидать сцену,  решила поменять профессию и заняться пением.  Старательно заучив несколько легких арий, она  явилась к Вагнеру и попросила прослушать ее. После того как вокальный репертуар был исчерпан,  Вагнер любезно попросил ее продемонстрировать свое  умение танца. Его просьба была удовлетворена. В  комнате наступило долгое молчание. Наконец артистка не выдержала: ­ Скажите же, маэстро, понравилось ли вам, как я пою?­ Для танцовщицы неплохо. ­ О, благодарю вас, месье... ­ И, кстати, для певицы вы весьма неплохо танцуете, ­  с улыбкой закончил Вагнер. 10. соавтору № 2985 ­ отказать тоже! Однажды некий венский поэт предложил Вагнеру  либретто для новой оперы. Через какое­то время поэт  получил от композитора ответ следующего  содержания: "Ваше либретто хорошее, но не  настолько, чтобы я изменил своему принципу ­ самомуписать либретто. Если приедете в Венецию, то увидите свое либретто на полке моей библиотеки за № 2985.  Это, надеюсь, последнее из предложенных мне. Цифра, как видите, почтенная". 11. дословный перевод Репетируя в Лондоне с английским оркестром,  великий, но вспыльчивый Вагнер был крайне  недоволен музыкантами. Трубачи все время  ошибались, барабанщик опаздывал, а скрипки совсем  не звучали... Маэстро вне себя от ярости потребовал  от переводчика, чтобы он сообщил музыкантам  следующее:­ Если это стадо идиотов не будет играть как следует,  я их всех выкину вон! Переводчик понимающе кивнул и перевел: ­ Джентльмены, маэстро приносит вам свои извинения  в связи с тем, что его музыка доставляет вам  трудности. Он просит вас сделать все, что в ваших  силах, и ни в коем случае не волноваться!.. 12. "музыка будущего" Однажды в Париже Вагнер пришел к издателю и  сказал:­ Месье, я великий композитор и пишу музыку  будущего! Я желаю оказать вам честь и дать  разрешение ее напечатать! ­ Музыку будущего? ­ переспросил издатель. ­ А вы  случайно не Вагнер? ­ Да, это я, ­ гордо ответил композитор. Издатель  пожал плечами: ­ Я не занимаюсь музыкой будущего, месье Вагнер.  Обратитесь к моему внуку... 13. вагнер и "чертова дюжина"Вагнер был весьма суеверным человеком. Он до конца  своих дней приходил в панический ужас от числа 13.  Причиной этого его страха был тот факт, что  композитор родился в 1813 году и его имя и фамилия  Richard Wagner заключает в себе "чертову дюжину".  Сам Вагнер говорил по этому поводу: ­ Если бы от рождения меня не преследовала "чертова  дюжина", то я уже к тридцати годам покорил бы весь  музыкальный мир!.. Боясь провала новой оперы, Вагнер категорически  запрещал устраивать премьеры тринадцатого числа... 14. лебедь... не по расписаниюПервыи исполнитель партии Лоэнгрина Йозеф Тичачек отпустил шутку, обессмертившую его. Однажды, стоя  за кулисами, он готовился к выходу: Лоэнгрин должен  был выплывать на сцену в ладье, запряженной лебедем. Но рабочий запустил лебедя раньше, и ладья оказалась на сцене без певца. Тогда Тичачек невозмутимо  спросил у рабочего сцены: ­ Скажи, любезный, а когда отходит следующий  лебедь? Эта шутка потом кочевала по оперным театрам разных стран, где ставился "Лоэнгрин".15. вагнер страшнее налогов! Известны случаи, когда подданные борются с  королями­тиранами. Но, пожалуй, другого примера  всенародной борьбы с музыкальной тиранией история  не знает. Своими дорогостоящими операми Вагнер истощал и  без того небогатый бюджет Баварии. Ненависть  населения к музыкальному "тирану" была поистине  беспредельной: атеист, заведомый революционер, к  тому же еще чужеземец­пруссак, он "обложил"  население повышенными налогами. Надо же было на  что­то ставить его героические произведения! Враждующие партии: клерикалы и консерваторы,бесчисленные личные враги композитора, профессора  консерватории и оперные артисты, обойденные  Вагнером, ­ все объединились в священной борьбе. В  конце концов король Людвиг сдался и, чтобы доказать, "что доверие и любовь его возлюбленного народа стоят в его глазах на первом месте", приказал Вагнеру  покинуть Баварию, по крайней мере, на время. ­ Прощайте, ваше величество, ­ сказал композитор,  покидая нелюбезное государство. ­ Я знаю, по мне  будет тосковать вся страна ­ у Баварии больше не  будет Вагнера, который во всем виноват! 16. для книги рекордов гиннессаСклонный к музыкальной гигантомании, Вагнер  написал самую длинную в мире сольную арию. Она  звучит в сцене жертвоприношения Брюнгильды в опере "Гибель богов". Время звучания арии 14 минут 46  секунд! Также Вагнеру принадлежит самая длинная в мире  классическая опера ­ "Нюрнбергские мейстерзингеры". В несокращенном варианте опера длится 5 часов и 15  минут. 17. не того сбросили! В марте 1938 года фашистская Германия  оккупировала Австрию. В 1942 году немецкий  военный комендант Вены Провел расово­идеологическую чистку вверенного ему города:  Венскую оперу украшали бюсты великих  композиторов, и, по сведениям коменданта, в их число беззаконно проник бюст еврея ­ композитора  Мендельсона. В сопровождении нескольких солдат комендант  самолично влез на крышу оперы. Они обошли все  скульптуры, ища Мендельсона. Сделать это было  непросто, так как больших культурных познаний у  коменданта не было. Однако он был физиономист и  знал арийскую теорию. Отличить еврея от нееврея  было для него раз плюнуть. Комендант нашел композитора с самым крючковатым  носом и самым неарийским выражением лица, и по его  приказу солдаты обрушили бронзовый бюст этогоеврея на тротуар у театра. Но вскоре, к ужасу коменданта, выяснилось, что он  ниспроверг не еврея Мендельсона, а немца Вагнера ­  любимого композитора Гитлера... За эту провинность коменданта отправили на русский  фронт. Рихард Вагнер Richard WagnerР.   Вагнер   —   крупнейший   немецкий   композитор   XIX столетия,   который   оказал   значительное   влияние   наразвитие   не только   музыки  европейской   традиции,  но  и мировой   художественной   культуры   в   целом.   Вагнер   не получил систематического музыкального образования и в своем становлении как мастера музыки в решающей мере обязан   самому   себе.   Сравнительно   рано   обозначились интересы композитора, всецело сосредоточенные на жанре оперы. Начиная с ранней работы — романтической оперы «Феи» (1834) и вплоть до музыкальной  драмы­мистерии «Парсифаль»   (1882),   Вагнер   оставался   неуклонным приверженцем   серьезного   музыкального   театра,   который его усилиями был преобразован и обновлен. Вначале Вагнер не помышлял реформировать оперу — он следовал   сложившимся   традициям   музыкального спектакля,   стремился   освоить   завоевания   своих предшественников.   Если   в   «Феях»   образцом   для подражания  стала   немецкая  романтическая  опера,  столь блистательно представленная  «Волшебным стрелком» К.М.   Вебера,  то   в  опере   «Запрет  любви»  (1836)   он  более ориентировался   на   традиции   французской   комической оперы.   Однако   эти   ранние   работы   не   принесли   ему признания   —   Вагнер   вел   в   те   годы   тяжелую   жизнь театрального музыканта, скитавшегося по разным городам Европы.   Некоторое   время   он   работал   в   России,   в немецком театре города Риги (1837­39). Но Вагнера... как и многих его современников, манила культурная столица тогдашней   Европы,   какой   тогда   повсеместно   был признан Париж. Радужные надежды молодого композитора поблекли, когда он вплотную столкнулся с неприглядной действительностью и вынужден был вести жизнь бедного музыканта­иностранца,   перебивавшегося   случайными заработками.   Перемена   к   лучшему   наступила   в   1842   г., когда он был приглашен на должность капельмейстера в прославленный оперный   театр столицы   Саксонии   — Дрездена.   Вагнер   наконец   получил   возможностьпознакомить   театральную   публику   со   своими сочинениями,   и   его   третья   опера   «Риенци»   (1840) завоевала   прочное   признание.   И   это   неудивительно, поскольку моделью произведения послужила французская большая   опера,   виднейшими   представителями   которой были признанные мастера Г. Спонтини и Дж. Мейербер. К тому же композитор располагал исполнительскими силами высочайшего   ранга   —   в   его   театре   выступали   такие вокалисты,   как   тенор   Й.   Тихачек   и   великая   певица­ актриса В.   Шрёдер­Девриент,   прославившаяся   в   свое время в роли Леоноры единственной оперы Л. Бетховена «Фиделио». 3   оперы,   примыкающие   к   дрезденскому   периоду, связывает   немало   общего.   Так,   в   завершенном   накануне переезда в Дрезден «Летучем голландце» (1841) оживает старинная   легенда   о   проклятом   за   прежние   злодеяния моряке­скитальце,   спасти   которого   может   толькопреданная и чистая любовь. В опере «Тангейзер» (1845) композитор   обратился   к   средневековому   сказанию   о певце­миннезингере, снискавшем   благосклонность языческой   богини   Венеры,   но   заслужившего   за   это проклятие   римской   церкви.   И   наконец,   в   «Лоэнгрине» (1848)   —   возможно,   самой   популярной   из   вагнеровских опер — предстает светлый рыцарь, сошедший на землю из небесной  обители — святого Грааля, во имя  борьбы со злом, клеветой и несправедливостью. В   этих   операх   композитор   еще   тесно   связан   с традициями романтизма —   его   героев   раздирают противоречивые   побуждения,   когда   непорочность   и чистота   противостоят   греховности   земных   страстей, безграничное   доверие   —   коварству   и   измене.   С романтизмом связаны и неспешность повествования, когда важны   не   столько   сами   события,   сколько   те   чувства, которые   они   пробуждают   в   душе   лирического   героя.Отсюда   проистекает   и   столь   важная   роль   развернутых монологов   и   диалогов   действующих   лиц,   обнажающих внутреннюю борьбу их стремлений и побуждений, своего рода   «диалектику   души»   незаурядной   человеческой личности. Но еще в годы работы на придворной службе у Вагнера зрели   новые   замыслы.   Толчком   к   их   осуществлению послужила революция, разразившаяся в ряде стран Европы в 1848 г. и не миновавшая Саксонию. Именно в Дрездене вспыхнуло  вооруженное  восстание, направленное  против реакционного монархического режима, которое возглавил друг Вагнера, русский анархист М. Бакунин. С присущей ему страстностью Вагнер принял активное участие в этом восстании и после его поражения был вынужден бежать в Швейцарию.   Начался   тяжелый   период   в   жизни композитора, но весьма плодотворный для его творчества.Вагнер заново продумал и осмыслил свои художественные позиции,   более   того,   сформулировал   основные   задачи, которые, по его мнению, стояли перед искусством, в ряде теоретических работ (среди них особенно важен трактат «Опера   и   драма»   —   1851).   Свои   идеи   он   воплотил   в монументальной   тетралогии   «Кольцо   нибелунга»   — главном труде всей его жизни. Основу грандиозного творения, которое в полном объеме занимает 4 театральных вечера подряд, составили сказания и   легенды,   восходящие   к   языческой   древности   — германская   «Песнь   о   нибелунгах»,   скандинавские   саги, входящие   в   Старшую   и   Младшую   Эдду.   Но   языческая мифология с ее богами и героями стала для композитора средством познания и художественного анализа проблем и противоречий буржуазной   действительности. современной     емуСодержание тетралогии, включающей музыкальные драмы «Золото   Рейна»   (1854),   «Валькирия»   (1856),   «Зигфрид» (1871) и «Гибель богов» (1874), весьма многопланово — в операх   действуют   многочисленные   персонажи, вступающие друг с другом в сложные отношения, порой даже   в   жестокую,   непримиримую   борьбу.   Среди   них злобный карлик­нибелунг Альберих, похищающий золотой клад   у   дочерей   Рейна;   обладателю   клада,   сумевшему сковать   из   него   кольцо,   обещана   власть   над   миром. Альбериху   противостоит   светлый   бог   Вотан,   чье всемогущество призрачно — он раб заключенных им же самим договоров, на которых зиждется его владычество. Отняв золотое кольцо у нибелунга, он навлекает на себя и свой   род   страшное   проклятие,   от   которого   его   может избавить лишь смертный герой, ничем ему не обязанный. Таким   героем   становится   его   же   собственный   внук   — простодушный   и   бесстрашный   Зигфрид.   Он   побеждаетчудовищного   дракона   Фафнера,   завладевает   заветным кольцом,   пробуждает   спящую   деву­воительницу Брунхильду, окруженную   огненным  морем,  но  погибает, сраженный подлостью и коварством. Вместе с ним гибнет и   старый   мир,   где   царствовали   обман,   корысть   и несправедливость. Грандиозный   замысел   Вагнера   потребовал   совершенно новых,   ранее   неслыханных   средств   воплощения,   новой оперной   реформы.   Композитор   почти   полностью отказался от дотоле привычной номерной структуры — от законченных арий, хоров, ансамблей. Взамен них зазвучали протяженные   монологи   и   диалоги   действующих   лиц, развернутые   в   бесконечную   мелодию.   Широкая распевность   слилась   в   них   с   декламационностью   в вокальных партиях нового типа, в которых непостижимо объединились   певучая   кантилена   и   броская   речевая характерность.Главное свойство вагнеровской оперной реформы связано с   особой   ролью   оркестра.   Он   не   ограничивается   лишь поддержкой   вокальной   мелодии,   но   ведет   свою собственную   линию,   порой   даже   выступая   на   передний план. Более того, оркестр становится носителем смысла действия   —   именно   в   нем   чаще   всего   звучат   основные музыкальные   темы   — лейтмотивы,   которые   становятся символами   персонажей,   ситуаций,   и   даже   отвлеченных идей.   Лейтмотивы   плавно   переходят   друг   в   друга, сочетаются   в   одновременном   звучании,   постоянно видоизменяются, но каждый раз они узнаются слушателем, прочно   усвоившим   закрепленное   за   нами   смысловое значение.   В   более   крупном   масштабе   вагнеровские музыкальные   драмы   разделяются   на   развернутые, относительно законченные сцены, где возникают широкие волны   эмоциональных   подъемов   и   спадов,   нарастаний напряжения и его разрядки.Вагнер   приступил   к   осуществлению   своего   великого замысла еще в годы швейцарской эмиграции. Но полная невозможность   увидеть   на   сцене   плоды   своей титанической,   поистине   беспримерной   по   мощи   и неустанности   работы   сломила   даже   такого   великого труженика   —   сочинение   тетралогии   было   прервано   на долгие   годы.   И   только   нежданный   поворот   судьбы   — поддержка баварского короля Людвига вдохнула в композитора новые силы и помогла ему   завершить,   возможно,   самое   монументальное   из творений   искусства   музыки,   которое   стало   результатом усилий одного человека. Для постановки тетралогии был построен специальный театр в баварском городе Байрёйте, где и была впервые исполнена в 1876 г. вся тетралогия именно так, как задумал ее Вагнер. Помимо   «Кольца   нибелунга»   Вагнер   создал   во   второй половине   XIX   в.   еще   3   капитальных   произведения.   Это молодогоопера «Тристан и Изольда» (1859) — восторженный гимн вечной   любви,   воспетой   в   средневековых   сказаниях, окрашенной   тревожными   предчувствиями,   пронизанной ощущением   неизбежности   рокового   исхода.   И   наряду   с таким   погруженным   во   тьму   сочинением   ослепительный свет   народного   празднества,   увенчавшего   оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), где в открытом состязании певцов побеждает достойнейший, отмеченный истинным даром, и посрамляется самодовольная и тупо­ педантичная   посредственность.   И   наконец,   последнее творение   мастера   —   «Парсифаль»   (1882)   —   попытка музыкально и сценически представить утопию всеобщего братства,   где   повержена   столь   с   виду   несокрушимая власть   зла   и   воцарилась   мудрость,   справедливость   и чистота. Вагнер   занял   совершенно   исключительное   положение   в европейской   музыке   XIX   столетия   —   трудно   назватькомпозитора,   который   не   испытал   бы   его   влияния. Открытия   Вагнера   сказались   на   развитии   музыкального театра в XX в. — композиторы извлекли из них уроки, но двинулись   затем   разными   путями,   в   том   числе   и противоположными тем, какие наметил великий немецкий музыкант.Значение   Вагнера   в   истории   мировой   музыкальной культуры. Его идейный и творческий облик Вагнер   принадлежит   к   числу   тех   великих   художников, творчество которых оказало большое влияние на развитие мировой   культуры.   Гений   его   был   универсален:   Вагнер прославился   не   только   в   качестве   автора   выдающихся музыкальных творений, но и как замечательный дирижер, являвшийся,   наряду   с   Берлиозом,   основоположником современного   искусства   дирижирования;   он   был талантливым поэтом­драматургом — создателем либретто своих   опер   —   и   одаренным   публицистом,   теоретиком музыкального театра. Такая разносторонняя деятельность в сочетании с кипучей энергией и титанической волей в утверждении своих художественных принципов привлекла к   личности   и   музыке   Вагнера   всеобщее   внимание:   его идейно­творческие достижения вызвали горячие споры ипри жизни композитора и после его смерти. Они не утихли и по сей день. «Как композитор,— говорил П. И. Чайковский,— Вагнер несомненно   одна   из   самых   замечательных   личностей   во второй половине этого (то есть XIX. — М. Д.) столетия, и его   влияние   на   музыку   огромно».   Это   влияние   было многосторонним:   оно   распространилось   не   только   на музыкальный театр, где более всего работал Вагнер как автор тринадцати опер, но и на выразительные средства музыкального искусства; значителен также вклад Вагнера в область программного симфонизма. «...Он велик как оперный композитор»,— утверждал Н. А. Римский­Корсаков.   «Оперы   его,—   писал   А.   Н.   Серов, —...вошли в народ германский, сделались национальным достоянием   в   своем   роде,   никак   не   меньше,   чем   оперы Вебера или творения Гёте или Шиллера». «Он был одарен великим   даром   поэзии,   могучего   творчества,   еговоображение   было   громадно,   инициатива   сильна,   его художественное   мастерство   велико...»   —   так характеризовал   В.   В.   Стасов   лучшие   стороны   гения Вагнера.   Музыка   этого   замечательного   композитора,   по мысли   Серова,   открыла   в   искусстве   «безвестные, необъятные горизонты». Отдавая   должное   гению   Вагнера,   его   дерзновенной смелости   художника­новатора,   передовые   деятели русской музыки (в первую очередь Чайковский, Римский­ Корсаков, Стасов) критиковали некоторые тенденции его творчества, отвлекавшие от задач реального изображения жизни.   Особенно   ожесточенной   критике   подвергались общехудожественные принципы Вагнера, его эстетические взгляды в применении к музыкальному  театру. Об этом кратко   и   метко   сказал   Чайковский:   «Восхищаясь композитором,   я   питаю   мало   симпатии   к   тому,   что является   культом   вагнеровских   теорий».   Оспаривалисьтакже излюбленные Вагнером идеи, образы его оперного творчества, методы их музыкального воплощения. Однако   наряду   с   меткими   критическими   замечаниями острая   борьба   за   утверждение   национальной самобытности русского музыкального   театра,   столь отличного   от немецкого оперного   искусства,   порой вызывала и необъективные суждения. В этой связи М. П. Мусоргский   очень   верно   заметил:   «Мы   Вагнера   часто ругаем, а Вагнер силен и силен тем, что щупает искусство и теребит его...». Еще более ожесточенная борьба возникла вокруг имени и дела   Вагнера   в   зарубежных   странах.   Наряду   с восторженными поклонниками, полагавшими, что отныне театр должен развиваться только по вагнеровскому пути, были   и   такие   музыканты,   которые   начисто   отвергали идейно­художественную   ценность   творений   Вагнера, усматривали   в   его   влиянии   лишь   пагубные   последствиядля эволюции музыкального искусства. Вагнерианцы и их противники стояли на непримиримо враждебных позициях. Высказывая   подчас   справедливые   мысли   и   наблюдения, они своими пристрастными оценками скорее запутывали эти   вопросы,   нежели   помогали   их   разрешению.   Такие крайние   точки   зрения   не   разделялись   крупнейшими зарубежными композиторами второй половины XIX века —   Верди,   Бизе,   Брамсом,—   но   и   они,   признавая гениальную одаренность Вагнера, не все принимали в его музыке. Творчество  Вагнера  давало  основание  для разноречивых оценок, ибо не только его многогранная деятельность, но и сама   личность   композитора   была   раздираема жесточайшими   противоречиями.   Однобоко   выпячивая какую­либо   одну   из   сторон   сложного   облика   творца   и человека,   апологеты,   равно   как   и   хулители   Вагнера, давали   искаженное   представление   о   его   значении   вистории мировой культуры. Чтобы верно определить это значение, надо понять личность и дело жизни Вагнера во всей их сложности. * * * Двойной   узел   противоречий   характеризует   Вагнера.   С одной стороны, это противоречия между мировоззрением и   творчеством.   Конечно,   нельзя   отрицать   связей, существовавших но деятельность композитора Вагнера далеко не совпадала с деятельностью   Вагнера   —   плодовитого писателя­ публициста,   высказывавшего   по   вопросам   политики   и религии   немало   реакционных   мыслей,   особенно   в последний   период   жизни.   С   другой   стороны,   и   его эстетические   и   социально­политические   взгляды   остро противоречивы.   Мятежный   бунтарь,   Вагнер   уже   к революции   1848—1849   годов   пришел   с   крайне   путаным мировоззрением.   Оно   осталось   таковым   и   в   годы между     ними,национал­шовинистических   поражения   революции,   когда   реакционная   идеология отравляла   сознание   композитора   ядом   пессимизма, порождала   субъективистские   настроения,   приводила   к утверждению или клерикальных   идей.   Все   это   не   могло   не   отразиться   на противоречивом   складе   его   идейно­художественных исканий. Но   Вагнер   истинно   велик   в   том,   что,   несмотря на субъективныереакционные   взгляды,   вопреки   своей идейной в художественном   творчестве   существенные   стороны действительности,   вскрывал   —   в   иносказательной, образной   форме   —   противоречия   жизни,   обличал капиталистический   мир   лжи   и   обмана,   обнажал   драму больших   духовных   стремлений,   могучих   порывов   к счастью и несвершенных героических деяний, сломленных надежд. Ни один композитор послебетховенского периода неустойчивости, объективно отражалв зарубежных странах XIX века не сумел поднять такой большой   комплекс   жгучих   вопросов   современности,   как Вагнер.   Поэтому   он   стал   «властителем   дум»   ряда поколений,   а   творчество   его   вобрало   в   себя   большую, волнующую проблематику современной культуры. Вагнер   не   дал   четкого   ответа   на   поставленные   им жизненные вопросы, но историческая его заслуга состоит в том, что он их так остро поставил. Он смог это сделать потому, что всю деятельность свою пронизал страстной, непримиримой   ненавистью   к   капиталистическому угнетению.   Что   бы   он   ни   высказывал   в   теоретических статьях, какие бы реакционные политические взгляды ни отстаивал, Вагнер в своем музыкальном творчестве всегда был   на   стороне   тех,   кто   искал   активного   применения своих   сил   в   утверждении   возвышенного   и   гуманного начала   в   жизни,   против   тех,   кто   погряз   в   болоте мещанского благополучия и своекорыстия. И, быть может,