СТАТЬЯ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история +1
9 кл—11 кл
08.11.2019
Обращение сегодня к проблеме духовно-нравственного воспитания личности является актуальным, поскольку российское общество переживает нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни (многие потеряли жизненные и нравственные ориентиры). Ситуация в мире неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Реальностями современного российского общества стали рыночные отношения, в нашей жизни господствуют нефть, доллар, евро. Господствует жестокость, насилие. Поэтому на первый план выходят проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПТАНИЕ .doc
«Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое
значение в деле формирования человеческой личности. Поэтому в систему подготовки
современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего
национального и мирового опыта и, не в последнюю очередь, нравственное измерение,
созидающее целостную и этически ответственную личность».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
(Из приветственного слова на
XVIII Международных Рождественских
образовательных чтениях) [3]
Обращение сегодня к проблеме духовнонравственного воспитания
личности является актуальным, поскольку российское общество переживает
.
нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни
(многие потеряли жизненные и нравственные ориентиры). Ситуация в мире
неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами,
вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов.
Реальностями современного российского общества стали рыночные
отношения, в нашей жизни господствуют нефть, доллар, евро. Господствует
жестокость, насилие. Поэтому на первый план выходят проблемы формирования
духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения,
воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно
обладающих интеллектуальным
мыслящих,
активно действующих,
потенциалом и нравственными принципами.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально
педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина
России. [1,14]. Цели и задачи духовнонравственного развития охватывают
нравственную сферу личности, сферу общественных отношений и сферу
государственных отношений.
Духовнонравственное воспитание гражданина России в рамках общего
образования осуществляется в педагогически организованном процессе
осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной
жизни; культурнорегионального сообщества; культуры своего народа,
компонентом которой является система ценностей, соответствующая
традиционным российским религиям; российской гражданской идентичности;
мирового сообщества.
К основным принципам духовнонравственного воспитания Концепция
гражданина
духовнонравственного развития и воспитания личности
России в сфере общего образования относит: нравственный пример педагога;
социальнопедагогическое партнёрство; индивидуальноличностное развитие;
интегративность программ духовнонравственного воспитания; социальную
востребованность воспитания [1,23].
Учебные предметы «история» и «обществознание» имеют широкие
возможности для духовнонравственного и патриотического воспитания
подрастающего поколения. Именно уроки истории и обществознания
помогают пережить и осмыслить великие свершения прежних эпох,
использовать всё положительное прошлого. Необходимо постоянно
заострять внимание обучающихся на духовнонравственных аспектах тех или
иных исторических событий, учить анализировать, проводить аналогии с
сегодняшним днём. Воспитать нравственного человека – сложнейшая задача,
но она достижима.
Рассказывая о событиях российской истории, выдающихся личностях,
сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться простыми
фактами из биографии, а можно привлечь воспоминания современников, фрагменты художественной литературы, презентации и сообщения
обучающихся, исторические источники, видео и мультимедийные ресурсы. В
своей работе обязательно использую метапредметные связи с литературой,
музыкой, информатикой, путешествия по стране свои и обучающихся.
Живя в информационном обществе, наши ученики владеют
информационно коммуникативными технологиями лучше, чем мы. Поэтому
ребята получают задание подготовить материалы на заданную тему,
сообщения с мультимедийным сопровождением. Так, при изучении курса
истории России в 6 классе начинается работа над проектом «Современники».
Когда ребята по своему выбору подбирают материал о правителях,
выдающихся полководцах, народных героях, деятелях культуры, религиозных
деятелях и т.д., живших в одно время в российском государстве, в Европе и в
Азии. Информацию о каждом из них ребята представляют поразному:
презентация, иллюстрированная книжка, сообщение, страницы альбома и т.д.
В 2014 году Россия отмечала юбилейную дату – 70 лет со дня снятия
блокады Ленинграда. Группа учеников, не самых успевающих по истории, но с
домашним ПК и выходом в Интернет, получила задание подготовить материал
и выступить с ним. Ребята нашли стихи о блокадном Ленинграде,
видеоматериал (ролики, документальные фильмы), фотографии. И с помощью
мультимедийного проектора на большом экране продемонстрировали
уникальный материал. Урок прошел «на одном дыхании». Так родился проект
«900 героических дней и ночей», продуктом которого стало создание
мультимедийной презентации и сценария литературномузыкальной
композиции для обучающихся всей школыинтерната.
Для сегодняшних школьников Великая Отечественная война 19411945
гг. – далёкое прошлое. Времени для изучения этой темы по программе
отводится очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные
вопросы выношу на урокиконференции, урокисеминары, урокипроекты. К
сожалению, сегодня со страниц учебников исчезли имена героев, совершивших беспримерные подвиги и ребята мало, что знают о них, а также
о Днях воинской славы; городахгероях; городах воинской славы России.
Таким образом, возникла идея работы над проектом «Великая Отечественная
война 19411945 гг.(За страницами учебника истории)».
Темы минипроектов обучающиеся получают в качестве опережающих
заданий. Результаты работы над проектом оформляются в виде презентаций,
страниц альбома, сценариев мероприятий, справочника, календаря событий.
Был проведен открытый урок по теме «Трагическое начало: за страницами
учебника». Результатом работы обучающихся стали минипроекты: «Битва за
Москву» и «Блокада Ленинграда». Изготовленная наглядность альбом
«Великая Отечественная война: за страницами учебника. Глава I.Трагическое
начало», а также созданные ребятами мультимедийные презентации с
использованием роликов, музыкального сопровождения в дальнейшем
может использоваться в работе кабинета истории и учебновоспитательном
процессе школыинтерната.
10 февраля 1995 года Государственной Думой России был принят ФЗ
«О Днях воинской славы (победных днях) России», которые сыграли
решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали
себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.
К сожалению, ни в одном из современных учебников по истории не
указаны праздники России – государственные и воинской славы и
обучающиеся не владеют информацией. Задача учителя состоит в том, чтобы
пробудить интерес к Отечественной истории, воспитать человека, любящего
свою Отчизну, понимающего ее проблемы, стремящегося своим трудом
изменить жизнь к лучшему.
Одной из форм формирования нравственности является изучение
исторических документов, их подробный анализ, который позволяет ребятам
высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные
ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю. Приведу небольшой перечень литературы, используемой мною на уроках:
«Повесть временных лет», Жития святых, «Поучение Владимира Мономаха
детям», «Домострой», «Юности честное зерцало», «Наука побеждать»
А.Суворова. Также уже в 6 классе начинается работа над проектом «Святые
(Славные защитники Отечества)». Ребятам предлагаются следующие темы:
«Первые святые: Борис и Глеб», «Святая равноапостольская Ольга»,
«Преподобный Илия Муромский Печерский», «Святой великомученик
Георгий Победоносец», «Святой благоверный великий князь Александр
Невский», «Святой благоверный князь Димитрий Донской», «Сергей
Радонежский – заступник Руси», «Чудотворец Серафим Саровский», «Святой
Расширение диапазона исторических
праведный Иоанн Кроншадтский».
знаний нацеливает учеников на один результат пробудить любовь к
Отечественной истории.
Таким образом, на уроках истории и во внеурочное время делаю всё
возможное, чтобы обучающиеся нашей школыинтерната стали достойными
гражданами своего Отечества, духовноразвитыми личностями. Духовный
человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты,
умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном
современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный.
Завершить своё выступление хочу словами русского философа И.А.
Ильина: «Мы должны передать нашим детям живую уверенность в том, что
эти тропинки и эти дороги действительно ведут к великим свершениям и
чудесным, еще невиданным возможностям; что быть русским — это дар и
счастье, призвание и обетования; что в этом есть Божия благодать, зовущая к
служению и подвигам. И затем мы должны указать нашему молодому
поколению пути, ведущие к этому дару, и трудные задания, ожидающие его на
этом пути»[2].
Использованная литература: 1. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.
М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования.
2009.
―
М.: Просвещение,
2. http://legitimist.ru/lib/philosophy/i_ilin_tri_rechi_o_rossii.pdf И.А. Ильин. О
России. Три речи.
3. http://www.pravoslavie.ru/news/print33694.htm выступление Святейшего
открытии
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
на
XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях.
СТАТЬЯ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ"
СТАТЬЯ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ"
СТАТЬЯ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ"
СТАТЬЯ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ"
СТАТЬЯ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ"
СТАТЬЯ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.