Я знаю, что такое выборы
"Каждый гражданин должен по мере
возможности направлять свои стремления к тому,
чтобы быть в состоянии властвовать над
своим собственным государством" (Аристотель)
Почему мы остановились на этой теме? На наш взгляд, эта тема очень актуальна, актуальна не только для современной России, но и для вас – современной молодежи. Скоро вы будете совершеннолетними и будете обладать всеми правами и нести все обязанности, которые записаны в Конституции РФ – основном законе нашего государства. И одним их этих прав – это право избирать и быть избранным. Я считаю это должно быть не только нашим правом, но и нашей обязанностью. Наступает важный период в избирательной системе России, т.к. в декабре 2016 года состоятся выборы в Госдуму – нижнюю палату парламента. В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ними связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа. Обеспечивают смену правящих элит. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие политического сознания и участия. В ходе избирательного процесса граждане усваивают политические ценности и нормы, приобретают навыки и опыт.
Одной из серьезных проблем на сегодняшний день современного российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Не все молодое поколение, недавно достигшее возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов. Участие в выборах – проявление социальной ответственности каждого взрослого человека. Мировая практика показывает: чем активней и сознательней участвуют в выборах граждане, тем скорее страна достигает экономического, социального и культурного расцвета. Одна из причин нежелания молодежи ходить на выборы, на мой взгляд, низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.
Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня.
Актуальность выбранной темы вполне очевидна: будущее России зависит именно от современной молодежи. От того, как молодые люди будут воспитаны сейчас, будет зависеть жизнь поколения в будущем, ведь как гласит народная поговорка «что посеешь, то и пожнешь».
Цель: дальнейшее формирование знаний студентов о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах её проведения, воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий.
Формирование ключевых компетенций:
1.Социальных компетенций:
- умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
- соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
- приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;
- умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;
- приобретение навыков осуществления рефлексивной деятельности, адекватной самооценки.
2.Компетенций, необходимых для жизни в поликультурном обществе (толерантность, правовая культура, гражданственность, социальная активность, гражданское самосознание).
3.Коммуникативных компетенций (владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов).
4.Компетенций, связанных с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением).
5.Когнитивных компетенций (готовность учиться всю жизнь).
Задачи:
1. Способствовать дальнейшей успешной социализации студентов.
2. Вовлечь максимальное число студентов в активные формы обучения - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив.
Ход урока:
Обращаю внимание детей на эпиграф, прошу выделить ключевые слова-фразы.
Гражданин должен властвовать над собственным государством.
Но как можно властвовать над собственным государством? Посредством чего? Эту задачу мы сегодня должны решить. Людям издавна свойственно выбирать. С первобытных времен и до сегодняшнего дня они совершенствовали это свое умение. В ходе истории развития общества сложились различные политические режимы, (какие?)
Учитель: Какой политический режим вас привлекает больше всего и почему? Большинство ребят выбирают демократический режим. При демократии присутствует народовластие; строгое соблюдение прав и свобод; свободные и честные выборы.
Многие считают, что история избирательного права в России связана с постсоветским периодом, становлением демократическим норм и принципов. На самом деле история избирательная система зародилась еще в Древней Руси.
Просмотр в/фильма «Выборы и история избирательного прав в истории России»
Презентация
Слайд 1. Выборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Выборы – это стремления к свободе, сопряженной с ответственностью, сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан. И, наконец, выборы – это мощный инструмент воздействия на политическую власть.
Преподаватель: Насколько важна для демократии процедура выборов?
Слайд 2. Если механизм выборов не будет действовать правильно, то не будет действительно избранных народом государственных органов власти. Нет честных выборов - нет демократии.
Преподаватель: Процесс выборов в России регулируется законами. Это конституция.
Слайд 3. Избирательное право бывает пассивным и активным. Статья 32 (2)
Слайд 4. Преподаватель: Кого выбирают граждане РФ? Кто может избирать и быть избранным.
Слайд 5.Ограничения в праве избирать. Ст.32 (3)
Преподаватель: Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает с 14 лет, и уголовная ответственность в некоторых случаях с 14 лет?
Не будет ли целесообразным ввести имущественный ценз для кандидата в депутаты?
Преподаватель: Познакомьтесь с принципами избирательного права.
Всеобщие – все имеют право голосовать при достижении 18 лет.
Равные - избиратель имеет только один голос, поэтому он включается только в один список и получает избирательный бюллетень при предъявлении документов.
Прямые – граждане голосуют непосредственно за кандидатов.
Свободные – граждане могут использовать свое право участвовать в выборах, а могут отказаться от него.
Тайные – при выборах исключается возможность какого – либо контроля за волеизъявлением граждан, давления на них. Бюллетени заполняются в кабинках при полной анонимности.
Преподаватель: Избирательный процесс.
Стадии избирательного процесса.
Интересная информация:
Материал из истории выборов.
1. В этом государстве основные вопросы народное собрание решало путём голосования. Белый камень означал положительное решение, чёрный – отрицательное. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса. (Древняя Греция)
2. Здесь выборы проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Белый цвет символизировал чистоту помыслов, но поступки кандидатов были откровенно корыстны, голоса избирателей они откровенно покупали. (Древний Рим).
3. Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо валета появилась карта «равенство», вместо дамы – «Свобода», вместо короля «Гений», а вместо туза - то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз? («Закон».)
4. Парламент этой страны до сих пор голосует, «выходя в двери»: если «за» – выходят в одну дверь, «против» – в другую. Назовите страну. (Англия.)
5. В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут взыскать штраф. В Греции за неучастие в этом вы можете лишиться паспорта. О чем речь? (Неявка на выборы.)
Преподаватель: Вернемся к нашей задаче. Посредством чего гражданин может "властвовать" над собственным государством?
Студенты: Граждане могут и должны управлять государством посредством участия в выборах.
Вывод: Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть. Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий, каковы их идейно-политические ориентации; гуманистичны ли они; баллотировалась ли партия прежде в Государственную Думу, кто из ее представителей заседал в парламенте, как проявила себя партийная группа. Далее аналогично предложенному ранее определяется и оценивается суть предвыборной партийной программы.
Этап закрепления нового материала
1) С какого возраста, и при каких условиях гражданин обретает статус избирателя?
2) Что такое ценз?
3) Почему гражданин участвует в выборах?
4) Назовите принципы избирательной системы в России.
5) Какие законы определяют порядок выборов в России?
Каждый
выбирает для себя:
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя,
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы
Шпагу для дуэли, меч для битвы,
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.