Статья "Экспериментальная и инновационная деятельности как средство повышения качества обучения на уроках физики"
Оценка 4.9
Лекции
doc
физика +1
Взрослым
22.01.2018
Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, на первый план на современном этапе развития общества, выходят требования сохранения и развития личностных качеств ученика, развитие его творческого потенциала и интеллекта, жизнен-но ценностных ориентаций.
экспер и инновац деят.doc
1
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в
превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, на первый план на
современном этапе развития общества, выходят требования сохранения и развития
личностных качеств ученика, развитие его творческого потенциала и интеллекта,
жизненноценностных ориентаций.
Вопрос же о том, как специальными педагогическими средствами целенаправленно
развивать интеллект ученика, его творческое мышление, формировать научное
мировоззрение и активную жизненную позицию, остается открытым. Это проблема номер
один современных инновационных поисков.
В инновационных процессах целью обучения становится развитие у учащихся
возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого и критического
мышления, обеспечение условий такого развития, которое позволило бы каждому раскрыть
и полностью реализовать свои потенциальные возможности: физические, духовные и
интеллектуальные.
Определим термин инновационных процессов с исторической и научной точки
зрения:
Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее
качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает
«обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как
«в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений».
Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь
понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста
Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии
экономических систем.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое
серьезно повышает эффективность действующей системы.
Согласно этому, необходимо четко определять и дифференцировать понятия
«инновационные образовательные технологии» и «инновационное образование». Таким
образом: 2
Инновационные образовательные технологии и программы – это любые
образовательные технологии, являющиеся результатом инновационной деятельности
педагогов, создавших и развивших их;
Инновационное образование – это только те инновационные образовательные
технологии и программы, где результатом инновационной деятельности педагогов является
создание (генерация) инновационных идей обучаемыми.
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового,
изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной
характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения.
К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся
прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его
компонентов:
1) изменение в целях;
2) изменение в содержании образования;
3) новые средства обучения;
4) новые идеи воспитания;
5) новые способы и приемы обучения, развития, воспитания младших школьников и
т.д.
В зависимости от того, в какой области происходят инновационные процессы,
можно выделить следующие инновационные процессы:
1) в содержании образования;
2) в технологии;
3) в организации;
4) в системе и управлении;
5) в образовательной экологии.
Инновационные технологии обучения физике (исследовательские, игровые,
дискуссионные и др.) должны включать такие виды деятельности учащихся, которые
характеризуются их субъективной позицией на уроке, так как деятельность учащихся на
уроке определяется не только содержанием и структурой физического знания, но и их
индивидуальными потребностями и интересами.
Методика использования инновационных технологий обучения физике будет
эффективной, если они обеспечат полное включение учащихся в познавательную
деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, 3
диалоговую форму организации поисковой деятельности, положительный эмоциональный
настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной
деятельности.
При внедрении инновационных технологий обучения особое место занимают
научноисследовательские работы учащихся Это вызвано следующими причинами:
необходимостью внедрения индивидуальноориентированного обучения,
направленного в первую очередь на отдельно взятую личность обучаемого с учетом всех
его умственных и психофизиологических особенностей и выбранной специализации
дальнейшего обучения;
приобщения учащихся к современным методам проведения физических
экспериментов, таких, например, как компьютерное моделирование физических явлений и
использование современных вычислительных средств для измерения различных физических
величин;
развития интеллекта ученика, его творческого и научного мышления,
формирование научного мировоззрения.
Одним из важнейших компонентов современного инновационного образования
является разработка и внедрение в учебную деятельность элективных и факультативных
курсов по предмету. Данные курсы играют важную роль в системе профильного обучения
на старшей ступени школы. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением
индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого
школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения
индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором
каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов,
способностей, жизненных планов, таким образом, в какойто мере можно говорить о
социальном заказе общества.
Как элемент системы инновационного образования, элективные и факультативные
курсы, кроме личностоориентированного подхода к обучению позволяют решить
следующие задачи при изучении физики:
углубить знания о методах научного познания на основе
знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента, теоретического
мышления;
сформировать умения систематизации наблюдений, проведения
экспериментальных исследований, использования измерительных приборов;
сформировать умения использования языка физики для анализа
научной информации;
сформировать умения применения полученных знаний при
объяснении явлений природы.
4
Статья "Экспериментальная и инновационная деятельности как средство повышения качества обучения на уроках физики"
Статья "Экспериментальная и инновационная деятельности как средство повышения качества обучения на уроках физики"
Статья "Экспериментальная и инновационная деятельности как средство повышения качества обучения на уроках физики"
Статья "Экспериментальная и инновационная деятельности как средство повышения качества обучения на уроках физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.