В статье автор размышляет и делится опытом с заинтересованными педагогами и концертмейстерами,работающими в балете,использования импровизации на уроках классики,как в балетных труппах,так и в хореографических заведениях.В статье раскрываются цели и задачи концертмейстера,как музыканта,как помощника для артистов и педагогов,а также насколько важна роль импровизации в балетном зале.статья
СТАТЬЯ.docx
Философия концертмейстера балета.
На мой взгляд, эта тема, которую я вынашивала в своих мыслях и в своей душе, уже
давно должна была появиться на свет. Я очень надеюсь на то, что тем пианистам, которые
прочитают мой «крик души», она в чемто поможет. И так: чем же надо удивлять
педагогов, репетиторов, учеников, артистов балета? Каждый концертмейстер, именно
балетный концертмейстер, может и должен выбрать свой путь, свой стиль сам. Я ни в коем
случае не говорю о том, что именно так и никак иначе нужно играть на уроках классики.
Повторюсь, каждый пианист, который заходит в балетный класс, должен найти, или точнее
сказать прийти к своему стилю.
Исходя из своего уже многолетнего и разнообразного опыта, могу и хочу
поделиться своими наблюдениями. Когдато я, студентка консерватории, попала в
балетную труппу Ростовского Государственного Театра оперы и балета, и, как многие,
ничего не знала и совершенно ничего не понимала в балете. Добрые коллеги сразу мне
предложили подборку нот на все движения. Сразу оговорюсь, что предложенная музыка не
отличалась ни музыкальностью, ни разнообразием гармонического языка. Но там так
играли. Я ходила на уроки, пытаясь разобраться, что такое jete, tandu, fondu… Первое
ощущение – это шок, полное непонимание происходящего. На моем первом уроке, педагог,
увидев эти нотные листочки, сказала: «Умоляю, только не ноты». И вот именно с этой
фразы начался поиск себя.
Да, начинать очень сложно, учиться импровизировать – тоже очень сложно,
понимать «язык ног, язык рук», обыгрывать каждое движение корпуса и головы – тоже не
легко. Но эта фраза: «Никаких нот», она сыграла свою роль. При мне был мой абсолютный
слух, грамотный педагог, отличная реакция (спасибо консерватории). Я для себя точно понимала: если хочешь хороших уроков, то учись
импровизировать. И сейчас, когда мои коллеги говорят, что невозможно научиться
импровизации, могу сказать однозначно: «Возможно, нужно только захотеть».
Сейчас очень много разнообразных сборников, так называемых «помощников»
концертмейстерам балета. Но помогают ли они? Я считаю, что нет. Пианист, который
только начинает свой балетный путь, ставит на пюпитр ноты, играет эти не замысловатые
мелодии изо дня в день, он не видит при этом артистов, не понимает, что у них происходит
в ногах и руках. Он играет ноты. Самое печальное то, что эта музыка не меняется, а
артисты тоже имеют уши.
На утреннем уроке, особенно после вечернего спектакля, артистам нужно помогать,
создавать настроение. Как это сделать? Музыкой. Красивой и понятной. В ход идут и
известные мелодии, и любимые песни, и импровизация. Любую песню можно переложить на
любые движения, в любую ритмическую сетку. Одна моя подруга, обучая китайских
концертмейстеров, просила сыграть «В лесу родилась елочка» на все движения в
зависимости от темпа, характера и ритма. Они были в «творческом шоке». Артисты хотят
слышать красивую, удобную музыку, которая помогает, а не раздражает. Да и не одну и ту
же каждый урок.
Что может спасти нас концертмейстеров? Именно умение импровизировать.
Смотришь на артистов, и выигрываешь каждое движение стопы, «вздох» руки,
отыгрываешь поворот корпуса и головы. Но как же научиться? Первое – это тренировка
своего слухового аппарата. Подбирайте на рояле все, что нравится. Каждый день, каждую
свободную минуту. Второе – импровизировать можно с поиска удобных гармонических
цепочек. Сначала с коротеньких, самых простых. Научится их играть в любых
тональностях. Следующий шаг – это мелодия, которая тоже сначала не сложная, по одному звуку нанизывать, как «жемчужины на нить». Все это кажется сложным и долгим
процессом, но это того стоит. Месяц, другой, и вы будете наслаждаться тем, что вы
свободно обращаетесь со своим инструментом, вы не листаете ноты, не ищите репертуар.
Умение подбирать, умение импровизировать – это удобно. Удобно для артистов и для
педагога.
Что касается джазовой импровизации, то я ее использую, и очень активно. Очень
важна совместная работа педагога и концертмейстера. Огромное счастье, когда педагоги
репетиторы музыкально грамотны. В балетных труппах позволяется играть все, что душе
угодно. Артисты – уже профессиональные люди. Урок для них – это разогрев перед
многочисленными репетициями. Другое дело – это хореографические училища, колледжи,
академии, студии.
Я столкнулась и с этим. Мне повезло, мои педагоги мне не запрещают играть то, что
я считаю нужным: красивую музыку, «много нот». Это возможно, если вы свое дело
делаете на уровне, и вы своей работой сможете убедить педагога в своей правоте.
Согласна, что в первых балетных классах должна звучать иная музыка. Может не такая
драматичная, не такая эмоциональная, не такая разнообразная в плане гармонического
языка, без виртуозных пассажей. Но это должна быть МУЗЫКА. Ведь, и мы,
концертмейстеры, формируем вкус, музыкальность у детей. Когданибудь они будут
приняты в труппы театров, станут к станку, и должны будут выполнять движения под
музыку! Вот и призываю нас всех играть музыкально, импровизационно, как и в первых
классах, так и на последних курсах.
Некоторые концертмейстеры играют нотные уроки. Для меня лично это сложнее,
честно. Искать ноты, думать, как переложить их на определенные движения. Хотя на
экзаменах я очень люблю использовать музыку Рахманинова, Шопена, Шумана… Но это экзамен, концерт, и тоже своего рода импровизация. Ведь эта музыка перекладывается на
определенный темп, меняется ритм, иногда мелодию приходиться досочинять. В больших
adajio, fondu, plie может использоваться композиторская музыка, а вот на прыжки –
импровизация. Играть вариации, или фрагменты из балетов – я не люблю, но в тоже время,
это может быть требование педагога. Еще раз повторюсь: не бойтесь убеждать своих
педагогов. Общайтесь, разговаривайте о музыке, предлагайте. Вас услышат обязательно.
В иностранных балетных труппах уроки практически такие же. Может отличаться
темп на уроках (они очень любят джаз), тем не менее, импровизация стоит на первом месте.
Сопровождение этих уроков такое же яркое, эмоциональное, темповое, интонационно
разнообразное. Это театральные труппы, здесь полная свобода творчества в стилях.
Хочу сделать акцент на том, что балетные концертмейстеры – уникальны. Ведь, это
люди, которые могут все: играть балетный урок, который носит импровизационный
характер, затем репетиционный процесс (в руках у пианиста клавиры балетов). Репертуар
театров очень многообразен и насыщен:
постановочные репетиции – это совместная работа с балетмейстером,
рояльные и оркестровые репетиции – работа непосредственно с дирижером.
И когда в зрительном зале аншлаг, а мы за кулисами с артистами – все эти овации
мы принимаем и в свой адрес. Какой складывается вывод из всего сказанного: любите свой
инструмент, импровизируйте, сочиняйте, творите, убеждайте, не стойте на месте и
постоянно развивайтесь.
Федорова ( Табаченко )Екатерина, концертмейстер театрабалета и Академии танца
под руководством Б.Я. Эйфмана.
Статья "Философия концертмейстера балета"
Статья "Философия концертмейстера балета"
Статья "Философия концертмейстера балета"
Статья "Философия концертмейстера балета"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.