Для многих понятия - физика и экология – кажутся несовместимыми. Ведь физика, внедрение ее результатов в промышленность представляются как один из главнейших источников загрязнения окружающей среды. Энергетика, атомная промышленность, и многие другие отрасли, широко использующие достижения физики, отрицательно влияют на окружающую среду.Статья "Физика и экология"
статья Физика и экология.docx
Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но
мудрость, с которой он должен править, не дала ему от рождения: она
приобретается учением.
Н.И.Лобачевский
понятия физика и экология – кажутся
несовместимыми. Ведь физика, внедрение ее результатов в промышленность
представляются как один из главнейших источников загрязнения окружающей
среды. Энергетика, атомная промышленность, и многие другие отрасли,
широко использующие достижения физики, отрицательно влияют на
окружающую среду.
Для многих
Существуют различные толкования термина "экология". Экология
как самостоятельная наука относится к наукам биологическим, да и сам
термин "экология" был предложен немецким биологомэволюционистом Э.
Геккелем. Наряду с таким "биологическим" пониманием экологии в
современном обществе существует понятие "экология" как представление об
уровне техногенного загрязнения окружающей среды.
Новое понимание экологии возникло на основе теории
термодинамики открытых систем и является наиболее "физическим". Это
понимание экологии можно найти в работах А.А. Богданова, В.И.
Вернадского. Богданов еще в начале XX века высказал мысль о том, что
законы организации должны действовать не только в живой, но и неживой
природе.
Пророк ХХ столетия В.И.Вернадский в начале 30х годов, когда на
смену физики Ньютона, зарождалась новая квантовая физика, писал, что
«человек – это квантовая система, человек – это космос в миниатюре».
Сегодня современная научная картина мира строится на
основе физических законов природы, которая должна отражать и учитывать
нарастающие экологические проблемы. Влияния деятельности людей на
окружающий мир, стало настолько тесным, что вторжение человека в
природу уже не может быть хаотичным и безграничным. Все это должно
определенным образом регулироваться, или в противном случае цивилизация
окажется перед экологической катастрофой.
Решение экологических проблем в огромной степени зависит от
постановки экологического образования и воспитания подрастающего
поколений. Учащиеся должны хорошо знать законы природы, понимать
взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия
вмешательства в естественное течение различных процессов.
В средней общеобразовательной школе экологическое образование
носит междисциплинарный характер и входит в содержания многих
предметов: природоведения, географии, биологии, химии, физики и др. и как
самостоятельный курс в нашей школе не ведётся, поэтому необходимо
максимально использовать аспекты экологии на уроках всех дисциплин и во
внеурочное время. Считают, что вопросами экологии в школе должны заниматься учителя биологии и географии. Наверное, именно поэтому в
процессе становления школьного экологического образования физика
оказалась далеко не в первых рядах.
Но опыт работы учителем в школе показал, что большой вклад в
дело экологического образования могут внести и преподаватели физики. На
первый взгляд кажется, что интересы физики и экологии противоречивы. Ведь
экология изучает взаимосвязи в природе, а физика это наука, которая лежит в
основе научно – технического прогресса и вносит нарушения в
многочисленные природные взаимодействия. Однако нельзя забывать, что
«физика» в переводе с греческого означает «природа». Я считаю, что
необходимо использовать физику как инструмент сохранения окружающей
среды.
Сегодня учебный процесс по физике весьма напряжен. Для связи
предмета экологии с физикой, необходимо определить какие же виды знаний
экологического характера должны войти в содержание данной дисциплины.
Определить объем экологической информации в любом предмете
весьма сложный вопрос. Его конкретное решение зависит от опыта работы
учителя, от времени, которое можно отвести в ходе урока на элементы
экологии.
Но есть и такие уроки физики, которые вполне можно посвятить
целиком изучению проблем экологии:
Изучение тепловых двигателей;
КПД;
При изучении темы энергетических ресурсов;
Круговорот воды в природе;
Атмосфера;
Воздухоплавание;
Ядерная физика и др.
Успешная реализация возможностей экологического образования
учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения:
урочная и внеурочная работа, элективные курсы, факультативные занятия,
решение физических задач с экологическим содержанием, исследовательская
работа учащихся по экологии и т.д.
К концу второго тысячелетия человечество вступило в мир
сложнейших взаимозависимостей и глобальных экологических проблем.
Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные
сообщества обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас
среды. Сегодня в числе основных забот жителей Земли – проблемы экологии.
Воспитание человека, способного жить в гармонии с природой
важнейшая задача школы. Учащиеся должны осознать мысль о том, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей,
но и для того, чтобы человек не нарушал гармонии окружающего его мира.
Важно
укрепить такую жизненную позицию: небрежное,
безответственное отношение к природе безнравственно; чувство ценности
окружающей нас природы обогащает духовный мир человека, возвышает его
моральные принципы. Ведь, по словам писателя С.П.Залыгина, «отношение
человека к окружающей среде это уже и сам человек, его характер, его
философия, его душа, его отношение к другим людям».
Хочется надеяться, что поиск в решении экологических проблем,
будет более успешным у тех, кто сегодня сидит за школьными партами.
Литература.
Газета «Физика», журналы «Физика в школе», «Квант»
Из материалов фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
Энциклопедия для детей. Аванта +. Техника.
Энциклопедия для детей. Аванта +. Экология.
Физика и экология. 711 классы. Сост. Г.А.Фадеева, В.А.Попова.
Волгоград: Учитель, 2005..
Материалы Международной образовательной программы SPARE.
География России.
Журнал "Экология и жизнь".
. Голубев И.Р. и Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: кн.
для учителя. М.: «Просвещение», 1995.
http://citatu.com.ua/umnye_tsitaty/chelovek_rodilsya_byt_gospodino
m/
Учитель МКОУ Верхнегрязнухинской СШ
Свистуленко Наталья Николаевна
Статья "Физика и экология"
Статья "Физика и экология"
Статья "Физика и экология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.