В материалах ФГОС ООО в значительной степени отмечается важность экологического образования и воспитания, формирования здорового образа жизни. Статья посвящена формированию экологического мировоззрения в обществе и школьном коллективе. Рассмотрены разнообразные формы работы с детским коллективом по формированию экологического мировоззрения.
Ключевые слова: экологическое образование и воспитание; школьный музей; экологическая культура.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Шацких М.А.
В материалах ФГОС ООО в значительной степени отмечается важность
экологического образования и воспитания, формирования здорового образа
жизни, возникает научнометодическая и нормативноправовая база для
исследовательской,
мировоззрения.
проектной деятельности,
развитию экологического
Современные государственные образовательные стандарты ориентируют
педагога на поиск педагогических технологий, которые могли бы в полной мере
обеспечить формирование предметных, метапредметных и личностных
результатов учащихся. Успешность развития школьников в этом направлении
оценивается по способности использования универсальных учебных действий в
учебной, познавательной, социальной практике, а также при планировании и
осуществлении учебной деятельности.
Комплексный подход при изучении основ естественных наук способствует
выработке системных представлений и понятий, постепенно подводящих к
пониманию взаимной связи и причинной обусловленности природных явлений,
их познаваемости. Он обеспечивает системное построение процесса обучения,
что предполагает взаимосвязь его основных компонентов, активную
деятельность и взаимодействие всех субъектов обучения, создание оптимальных
условий для осуществления учебновоспитательного процесса.
Обучение приобретает организованный характер, осуществляемый в
рамках смысловой цепочки «хочу – могу умею – делаю – не боюсь ошибок».
Предметные знания и умения посредством проектной деятельности
преобразуются и применяются в учебных, учебнопроектных и социально
проектных ситуациях.Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени
основного общего образования должна быть построена на основе базовых
национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм,
социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и
творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа,
человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина
России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в
духовных и культурных традициях многонационального народа России. [3]
Социальноэкологическая практика – это социально значимая
деятельность учащихся по получению и применению экологических знаний,
правил, норм во всех сферах их жизни, как на бытовом уровне, так и по
изучению мнения и просвещению широких слоев населения, практическому
осуществлению работ, направленных на сохранение и улучшение окружающей
среды. [5]
Деятельность, направленная на улучшение экологической обстановки в
своем городе, районе, области, прививает школьникам уважительное отношение
к природе родного края, способствует развитию активной жизненной позиции и
социальной ответственности, формирует экологическое мировоззрение,
помогает в выборе будущей профессии.
Восприятие природы в целом ограничивается,
как правило,
представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, а
нравственноэстетическое отношение к ней отсутствует. Изменить мнения
учащихся о взаимоотношениях человека и природы помогает школьный Музей
леса и экологии.
Идея создания музея родилась в Летней образовательной экспедиции
Гринпис России «Возродим наш лес» в июле 2011 года, которая проходила в
природном парке «Мещера» в Рязанской области. С 2010 года ребята участвуют
в программе Гринпис по возрождению лесов. В школе заложен древесныйпитомник. Выращенные в нашем питомнике дубы мы высаживаем в Сомовском
лесничестве.
Цель создания музея – пропаганда экологических знаний среди
школьников и жителей нашего города, формирование экологического
мировоззрения, воспитание любви к своей малой родине. Экспонаты, которые
находятся в музее, посвящены экологическим проблемам и лесам Воронежского
края. Создание музея стало коллективным проектом учителей естественного
цикла и школьников, членов экологического объединения «Родник».
22 декабря 2011 года в школе № 40 города Воронежа был открыт Музей
леса и экологии. В настоящее время в музее есть несколько залов. Зал «Лесная
сказка» (кинозал) предназначен для показа экологических фильмов
мультфильмов, которые создают сами ребята.
и
В зале «Лесной терем» можно узнать о тесных взаимосвязях всех
обитателей леса. Здесь можно увидеть гербарные образцы древесных растений
наших лесов (листья, кора, семена), узнать о съедобных и несъедобных грибах и
даже поиграть в игру. Игра позволяет закрепить полученные знания и
распределить растения по типам биоценозов.
В зале «Лесная газета» расположены 4 стенда, где представлен материал о
Красной книге Воронежских лесов, Памятниках природы Воронежского края (в
большей степени о памятникаха природы нашего города), невзгодах леса (лесные
пожары, болезни и вредители леса), об учёных, которые внесли огромный вклад
в развитие экологии и лесоведения (Н.А. Северцов, Г.Ф. Морозов, В.В.
Докучаев).
В зале «Эковернисаж» можно увидеть рисунки и фотографии ребят
школы.
В настоящее время мы планируем открыть еще один зал музея «Лесная
полянка» на пришкольной территории. Здесь у нас произрастают разные виды
деревьев и кустарников, о которых мы будем рассказывать ребятам. Также
будем учить выращивать разные деревья и работать в школьном питомнике.Сейчас музей стал неотъемлемой частью учебного процесса в нашей
школе. Уроки краеведения, биологии и географии часто проходят у экспонатов
музея. Здесь можно совершить заочную экскурсию по памятникам природы
нашего города, отправиться на родину Северцова в посёлок Ясенки, узнать
много интересного о природных объектах нашего города.
Роль Музея в воспитании экологической культуры и заинтересованности в
улучшении ситуации в микрорайоне школы видны, очевидно. Количество ребят,
участвующих в экологических акциях постепенно растёт, многие увлекаются
исследовательской работой. Творческая работа в музее привела ребят к новому
проекту по пропаганде экологических знаний – это выступление школьной
агитбригады и постановке экологических сказок.
Так с Центром экологической политики мы составили совместные
мероприятия «Вода – это жизнь» и «Лес – наше богатство», которые посвятили
экологическим проблемам водоемов и лесов края. С этими мероприятиями мы
выступили не только в нашей школе, но и в школах области.
Другим направлением экологопросветительской деятельности является
школьный лекторий. Лекторий проводится не реже 1 раза в месяц для учащихся
начальной школы. Темы лектория затрагивают разные аспекты экологии, но в
доступной для детей форме. В конце каждого выступления ребята получают
задания от старшеклассников, которое выполняют в течение двух недель. По
окончании этого срока организуется выставка работ учащихся, и подводятся
итоги с награждением победителей.
С большим интересом ребята проводят паспортизацию природных
объектов, так учащиеся 56 классов составляют паспорта деревьев пришкольной
территории, более старшие школьники составляют паспорта на памятники
природы, оценивают экологическое состояние и других памятников, скверов и
парков города. Ведем мы и исследовательскую работу, работая в пришкольном
питомнике.Большой вклад в школьную систему экологического воспитания вносят
родители:
организован родительский лекторий по вопросам формирования
экологической культуры школьников;
родители привлечены к проведению экскурсий, походов, мероприятий и
школьных дел с экологической направленностью;
проходят специальные экологические концерты для родителей, выступления на
родительских собраниях.
Экологическое образование населения рассматривается международным
сообществом как необходимое условие устойчивого развития на местном,
национальном и глобальном уровнях. Оно должно охватывать людей всех
возрастов. [3]
Объединение «Родник» взаимодействует с социальными партнерами,
которые помогают ребятам в реализации их проектов. Это: Общественная
организация «Центр экологической политики», областная юношеская
библиотека имени Кубанёва, Управление по экологии городского округа г.
Воронеж, Областная станция юннатов и опытников сельского хозяйства,
Управление лесного хозяйства Воронежской области, Сомовское лесничество и
др.
«Формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях» должно быть отражено в основной образовательной
программе основного общего образования как личностные результаты освоения
программы. [4]
Разнообразные виды деятельности в работе по экологическому
воспитанию детей позволяют не только расширять их объём экологических
знаний, но и занимать активную позицию в распространении экологических
знаний и сохранении их здоровья.Источники информации
1. К. Соколова. Рецепт нового музея // Музей, 2010, № 5, с. 24.
2. В.Е. Борейко, В.Н. Грищенко, 1999. Спутник юного защитника природы, изд.
Второе, дополн. – К.: КЭКЦ. – 304 С.
3. В.Е. Борейко, 2003. Прорыв в экологическую этику, изд. в третье, дополн. –
К.: КЭКЦ. 228 С.
4. ФГОС ООО
5. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования.