Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

  • Научные работы
  • docx
  • 13.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материалах ФГОС ООО в значительной степени отмечается важность экологического образования и воспитания, формирования здорового образа жизни. Статья посвящена формированию экологического мировоззрения в обществе и школьном коллективе. Рассмотрены разнообразные формы работы с детским коллективом по формированию экологического мировоззрения. Ключевые слова: экологическое образование и воспитание; школьный музей; экологическая культура.
Иконка файла материала формирование экологического мировоззрения.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  Шацких М.А.   В материалах ФГОС ООО в значительной степени отмечается важность экологического   образования   и   воспитания,   формирования   здорового   образа жизни,   возникает   научно­методическая   и   нормативно­правовая   база   для исследовательской, мировоззрения.    проектной   деятельности,   развитию   экологического Современные   государственные   образовательные   стандарты   ориентируют педагога на поиск  педагогических технологий, которые могли бы в полной мере обеспечить   формирование   предметных,   метапредметных   и   личностных результатов учащихся. Успешность развития школьников в этом направлении оценивается по способности использования универсальных учебных действий в учебной,   познавательной,   социальной   практике,   а   также   при   планировании   и осуществлении учебной деятельности. Комплексный подход при изучении основ естественных наук способствует выработке   системных   представлений   и   понятий,   постепенно   подводящих   к пониманию взаимной связи и причинной обусловленности природных явлений, их познаваемости. Он обеспечивает системное построение процесса обучения, что   предполагает   взаимосвязь   его   основных   компонентов,   активную деятельность и взаимодействие всех субъектов обучения, создание оптимальных условий для осуществления учебно­воспитательного процесса. Обучение   приобретает   организованный   характер,   осуществляемый   в рамках смысловой цепочки «хочу – могу ­ умею – делаю – не боюсь ошибок». Предметные   знания   и   умения   посредством   проектной   деятельности преобразуются   и   применяются   в   учебных,   учебно­проектных   и   социально­ проектных ситуациях.Программа   воспитания   и   социализации  обучающихся   на   ступени основного   общего   образования    должна   быть   построена   на   основе   базовых национальных   ценностей   российского   общества,   таких,   как   патриотизм, социальная   солидарность,   гражданственность,   семья,   здоровье,   труд   и творчество,   наука,   традиционные   религии   России,   искусство,   природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России,   принимающего   судьбу   Отечества   как   свою   личную,   осознающего ответственность   за   настоящее   и   будущее   своей   страны,   укоренённого   в духовных и культурных традициях многонационального народа России. [3]  Социально­экологическая   практика   –   это   социально   значимая деятельность   учащихся   по   получению   и   применению   экологических   знаний, правил,   норм   во   всех   сферах   их   жизни,   как   на   бытовом   уровне,   так   и   по изучению   мнения   и   просвещению   широких   слоев   населения,   практическому осуществлению работ, направленных на сохранение и улучшение окружающей среды. [5]  Деятельность,   направленная   на   улучшение   экологической   обстановки   в своем городе, районе, области, прививает школьникам уважительное отношение к природе родного края, способствует развитию активной жизненной позиции и социальной   ответственности,   формирует   экологическое   мировоззрение, помогает в выборе будущей профессии. Восприятие   природы   в   целом   ограничивается,   как   правило, представлениями   о   ней   лишь   как   об   объекте   антропогенного   воздействия,   а нравственно­эстетическое   отношение   к   ней   отсутствует.   Изменить   мнения учащихся о взаимоотношениях человека и природы помогает школьный Музей леса и экологии.  Идея   создания   музея   родилась   в   Летней   образовательной   экспедиции Гринпис России «Возродим наш лес» в июле 2011 года, которая проходила в природном парке «Мещера» в Рязанской области. С 2010 года ребята участвуют в   программе   Гринпис   по   возрождению   лесов.   В   школе   заложен   древесныйпитомник. Выращенные в нашем питомнике дубы мы высаживаем в Сомовском лесничестве. Цель   создания   музея   –   пропаганда   экологических   знаний   среди школьников   и   жителей   нашего   города,   формирование   экологического мировоззрения, воспитание любви к своей малой родине. Экспонаты, которые находятся в музее, посвящены экологическим проблемам и лесам Воронежского края.   Создание   музея   стало   коллективным   проектом   учителей   естественного цикла и школьников, членов экологического объединения «Родник». 22 декабря 2011 года в школе № 40 города Воронежа был открыт Музей леса и экологии. В настоящее время в музее есть несколько залов. Зал «Лесная сказка»   (кинозал)   предназначен   для   показа   экологических   фильмов   мультфильмов, которые создают сами ребята.    и В   зале   «Лесной   терем»     можно   узнать   о   тесных   взаимосвязях   всех обитателей леса. Здесь можно увидеть гербарные образцы древесных растений наших лесов (листья, кора, семена), узнать о съедобных и несъедобных грибах и даже   поиграть   в   игру.   Игра   позволяет   закрепить   полученные   знания   и распределить растения по типам биоценозов. В зале «Лесная газета» расположены 4 стенда, где представлен материал о Красной книге Воронежских лесов, Памятниках природы Воронежского края (в большей степени о памятникаха природы нашего города), невзгодах леса (лесные пожары, болезни и вредители леса), об учёных, которые внесли огромный вклад в   развитие     экологии   и   лесоведения   (Н.А.   Северцов,   Г.Ф.   Морозов,     В.В. Докучаев).  В   зале   «Эковернисаж»   можно   увидеть   рисунки   и   фотографии   ребят школы. В настоящее время мы планируем открыть еще один зал музея «Лесная полянка» на пришкольной территории. Здесь у нас произрастают разные виды деревьев   и   кустарников,   о   которых   мы   будем   рассказывать   ребятам.   Также будем учить выращивать разные деревья и работать в школьном питомнике.Сейчас   музей   стал   неотъемлемой   частью   учебного   процесса   в   нашей школе. Уроки краеведения, биологии и географии часто проходят у экспонатов музея.   Здесь   можно   совершить   заочную   экскурсию   по   памятникам   природы нашего   города,   отправиться   на   родину   Северцова   в   посёлок   Ясенки,   узнать много интересного о природных объектах нашего города.  Роль Музея в воспитании экологической культуры и заинтересованности в улучшении ситуации в микрорайоне школы видны, очевидно. Количество ребят, участвующих в   экологических акциях постепенно растёт, многие увлекаются исследовательской работой. Творческая работа в музее привела ребят к новому проекту   по   пропаганде   экологических   знаний   –   это   выступление   школьной агитбригады и постановке экологических сказок. Так   с   Центром   экологической   политики   мы   составили   совместные мероприятия «Вода – это жизнь» и «Лес – наше богатство», которые посвятили экологическим проблемам водоемов и лесов края. С этими мероприятиями  мы выступили не только в нашей школе, но и в школах  области. Другим   направлением   эколого­просветительской   деятельности   является школьный лекторий. Лекторий проводится не реже 1 раза в месяц для учащихся начальной школы. Темы лектория затрагивают разные аспекты экологии, но в доступной для детей форме. В конце каждого выступления ребята получают задания от старшеклассников, которое выполняют в течение двух недель.   По окончании этого срока организуется выставка работ учащихся,   и подводятся итоги с награждением победителей. С   большим   интересом   ребята   проводят   паспортизацию   природных объектов, так учащиеся 5­6 классов составляют паспорта деревьев пришкольной территории,   более   старшие   школьники   составляют   паспорта   на   памятники природы, оценивают экологическое состояние  и других памятников, скверов и парков города. Ведем мы и исследовательскую работу, работая в пришкольном питомнике.Большой вклад в школьную систему экологического воспитания вносят родители: ­   организован   родительский   лекторий   по   вопросам   формирования экологической культуры школьников;  ­   родители   привлечены   к   проведению   экскурсий,   походов,   мероприятий   и школьных дел с экологической направленностью; ­ проходят специальные экологические концерты для родителей, выступления на родительских собраниях. Экологическое   образование   населения   рассматривается   международным сообществом   как   необходимое   условие   устойчивого   развития   на   местном, национальном   и   глобальном   уровнях.   Оно   должно   охватывать   людей   всех возрастов. [3] Объединение   «Родник»   взаимодействует   с   социальными   партнерами, которые   помогают   ребятам   в   реализации   их   проектов.   Это:   Общественная организация   «Центр   экологической   политики»,   областная   юношеская библиотека   имени   Кубанёва,   Управление   по   экологии   городского   округа   г. Воронеж,     Областная   станция   юннатов   и   опытников   сельского   хозяйства, Управление лесного хозяйства Воронежской области, Сомовское лесничество и др.    «Формирование   основ   экологической   культуры   соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной   рефлексивно­оценочной   и   практической     деятельности   в жизненных   ситуациях»   должно   быть   отражено   в   основной   образовательной программе основного общего образования как личностные результаты освоения программы. [4] Разнообразные   виды   деятельности   в   работе   по   экологическому воспитанию   детей   позволяют   не   только   расширять   их   объём   экологических знаний,   но   и   занимать   активную   позицию   в   распространении   экологических знаний и сохранении их здоровья.Источники информации 1. К. Соколова. Рецепт нового музея // Музей, 2010, № 5, с. 24. 2. В.Е. Борейко, В.Н. Грищенко, 1999. Спутник юного защитника природы, изд.  Второе, дополн. – К.: КЭКЦ. – 304 С. 3. В.Е. Борейко, 2003. Прорыв в экологическую этику, изд. в третье, дополн. –  К.: КЭКЦ. ­228 С. 4. ФГОС ООО 5.   Примерная   основная   образовательная   программа   основного   общего образования.