Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"
Оценка 4.7

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
экология +1
Взрослым
13.01.2017
Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"
В материалах ФГОС ООО в значительной степени отмечается важность экологического образования и воспитания, формирования здорового образа жизни. Статья посвящена формированию экологического мировоззрения в обществе и школьном коллективе. Рассмотрены разнообразные формы работы с детским коллективом по формированию экологического мировоззрения. Ключевые слова: экологическое образование и воспитание; школьный музей; экологическая культура.
формирование экологического мировоззрения.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  Шацких М.А.   В материалах ФГОС ООО в значительной степени отмечается важность экологического   образования   и   воспитания,   формирования   здорового   образа жизни,   возникает   научно­методическая   и   нормативно­правовая   база   для исследовательской, мировоззрения.    проектной   деятельности,   развитию   экологического Современные   государственные   образовательные   стандарты   ориентируют педагога на поиск  педагогических технологий, которые могли бы в полной мере обеспечить   формирование   предметных,   метапредметных   и   личностных результатов учащихся. Успешность развития школьников в этом направлении оценивается по способности использования универсальных учебных действий в учебной,   познавательной,   социальной   практике,   а   также   при   планировании   и осуществлении учебной деятельности. Комплексный подход при изучении основ естественных наук способствует выработке   системных   представлений   и   понятий,   постепенно   подводящих   к пониманию взаимной связи и причинной обусловленности природных явлений, их познаваемости. Он обеспечивает системное построение процесса обучения, что   предполагает   взаимосвязь   его   основных   компонентов,   активную деятельность и взаимодействие всех субъектов обучения, создание оптимальных условий для осуществления учебно­воспитательного процесса. Обучение   приобретает   организованный   характер,   осуществляемый   в рамках смысловой цепочки «хочу – могу ­ умею – делаю – не боюсь ошибок». Предметные   знания   и   умения   посредством   проектной   деятельности преобразуются   и   применяются   в   учебных,   учебно­проектных   и   социально­ проектных ситуациях. Программа   воспитания   и   социализации  обучающихся   на   ступени основного   общего   образования    должна   быть   построена   на   основе   базовых национальных   ценностей   российского   общества,   таких,   как   патриотизм, социальная   солидарность,   гражданственность,   семья,   здоровье,   труд   и творчество,   наука,   традиционные   религии   России,   искусство,   природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России,   принимающего   судьбу   Отечества   как   свою   личную,   осознающего ответственность   за   настоящее   и   будущее   своей   страны,   укоренённого   в духовных и культурных традициях многонационального народа России. [3]  Социально­экологическая   практика   –   это   социально   значимая деятельность   учащихся   по   получению   и   применению   экологических   знаний, правил,   норм   во   всех   сферах   их   жизни,   как   на   бытовом   уровне,   так   и   по изучению   мнения   и   просвещению   широких   слоев   населения,   практическому осуществлению работ, направленных на сохранение и улучшение окружающей среды. [5]  Деятельность,   направленная   на   улучшение   экологической   обстановки   в своем городе, районе, области, прививает школьникам уважительное отношение к природе родного края, способствует развитию активной жизненной позиции и социальной   ответственности,   формирует   экологическое   мировоззрение, помогает в выборе будущей профессии. Восприятие   природы   в   целом   ограничивается,   как   правило, представлениями   о   ней   лишь   как   об   объекте   антропогенного   воздействия,   а нравственно­эстетическое   отношение   к   ней   отсутствует.   Изменить   мнения учащихся о взаимоотношениях человека и природы помогает школьный Музей леса и экологии.  Идея   создания   музея   родилась   в   Летней   образовательной   экспедиции Гринпис России «Возродим наш лес» в июле 2011 года, которая проходила в природном парке «Мещера» в Рязанской области. С 2010 года ребята участвуют в   программе   Гринпис   по   возрождению   лесов.   В   школе   заложен   древесный питомник. Выращенные в нашем питомнике дубы мы высаживаем в Сомовском лесничестве. Цель   создания   музея   –   пропаганда   экологических   знаний   среди школьников   и   жителей   нашего   города,   формирование   экологического мировоззрения, воспитание любви к своей малой родине. Экспонаты, которые находятся в музее, посвящены экологическим проблемам и лесам Воронежского края.   Создание   музея   стало   коллективным   проектом   учителей   естественного цикла и школьников, членов экологического объединения «Родник». 22 декабря 2011 года в школе № 40 города Воронежа был открыт Музей леса и экологии. В настоящее время в музее есть несколько залов. Зал «Лесная сказка»   (кинозал)   предназначен   для   показа   экологических   фильмов   мультфильмов, которые создают сами ребята.    и В   зале   «Лесной   терем»     можно   узнать   о   тесных   взаимосвязях   всех обитателей леса. Здесь можно увидеть гербарные образцы древесных растений наших лесов (листья, кора, семена), узнать о съедобных и несъедобных грибах и даже   поиграть   в   игру.   Игра   позволяет   закрепить   полученные   знания   и распределить растения по типам биоценозов. В зале «Лесная газета» расположены 4 стенда, где представлен материал о Красной книге Воронежских лесов, Памятниках природы Воронежского края (в большей степени о памятникаха природы нашего города), невзгодах леса (лесные пожары, болезни и вредители леса), об учёных, которые внесли огромный вклад в   развитие     экологии   и   лесоведения   (Н.А.   Северцов,   Г.Ф.   Морозов,     В.В. Докучаев).  В   зале   «Эковернисаж»   можно   увидеть   рисунки   и   фотографии   ребят школы. В настоящее время мы планируем открыть еще один зал музея «Лесная полянка» на пришкольной территории. Здесь у нас произрастают разные виды деревьев   и   кустарников,   о   которых   мы   будем   рассказывать   ребятам.   Также будем учить выращивать разные деревья и работать в школьном питомнике. Сейчас   музей   стал   неотъемлемой   частью   учебного   процесса   в   нашей школе. Уроки краеведения, биологии и географии часто проходят у экспонатов музея.   Здесь   можно   совершить   заочную   экскурсию   по   памятникам   природы нашего   города,   отправиться   на   родину   Северцова   в   посёлок   Ясенки,   узнать много интересного о природных объектах нашего города.  Роль Музея в воспитании экологической культуры и заинтересованности в улучшении ситуации в микрорайоне школы видны, очевидно. Количество ребят, участвующих в   экологических акциях постепенно растёт, многие увлекаются исследовательской работой. Творческая работа в музее привела ребят к новому проекту   по   пропаганде   экологических   знаний   –   это   выступление   школьной агитбригады и постановке экологических сказок. Так   с   Центром   экологической   политики   мы   составили   совместные мероприятия «Вода – это жизнь» и «Лес – наше богатство», которые посвятили экологическим проблемам водоемов и лесов края. С этими мероприятиями  мы выступили не только в нашей школе, но и в школах  области. Другим   направлением   эколого­просветительской   деятельности   является школьный лекторий. Лекторий проводится не реже 1 раза в месяц для учащихся начальной школы. Темы лектория затрагивают разные аспекты экологии, но в доступной для детей форме. В конце каждого выступления ребята получают задания от старшеклассников, которое выполняют в течение двух недель.   По окончании этого срока организуется выставка работ учащихся,   и подводятся итоги с награждением победителей. С   большим   интересом   ребята   проводят   паспортизацию   природных объектов, так учащиеся 5­6 классов составляют паспорта деревьев пришкольной территории,   более   старшие   школьники   составляют   паспорта   на   памятники природы, оценивают экологическое состояние  и других памятников, скверов и парков города. Ведем мы и исследовательскую работу, работая в пришкольном питомнике. Большой вклад в школьную систему экологического воспитания вносят родители: ­   организован   родительский   лекторий   по   вопросам   формирования экологической культуры школьников;  ­   родители   привлечены   к   проведению   экскурсий,   походов,   мероприятий   и школьных дел с экологической направленностью; ­ проходят специальные экологические концерты для родителей, выступления на родительских собраниях. Экологическое   образование   населения   рассматривается   международным сообществом   как   необходимое   условие   устойчивого   развития   на   местном, национальном   и   глобальном   уровнях.   Оно   должно   охватывать   людей   всех возрастов. [3] Объединение   «Родник»   взаимодействует   с   социальными   партнерами, которые   помогают   ребятам   в   реализации   их   проектов.   Это:   Общественная организация   «Центр   экологической   политики»,   областная   юношеская библиотека   имени   Кубанёва,   Управление   по   экологии   городского   округа   г. Воронеж,     Областная   станция   юннатов   и   опытников   сельского   хозяйства, Управление лесного хозяйства Воронежской области, Сомовское лесничество и др.    «Формирование   основ   экологической   культуры   соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной   рефлексивно­оценочной   и   практической     деятельности   в жизненных   ситуациях»   должно   быть   отражено   в   основной   образовательной программе основного общего образования как личностные результаты освоения программы. [4] Разнообразные   виды   деятельности   в   работе   по   экологическому воспитанию   детей   позволяют   не   только   расширять   их   объём   экологических знаний,   но   и   занимать   активную   позицию   в   распространении   экологических знаний и сохранении их здоровья. Источники информации 1. К. Соколова. Рецепт нового музея // Музей, 2010, № 5, с. 24. 2. В.Е. Борейко, В.Н. Грищенко, 1999. Спутник юного защитника природы, изд.  Второе, дополн. – К.: КЭКЦ. – 304 С. 3. В.Е. Борейко, 2003. Прорыв в экологическую этику, изд. в третье, дополн. –  К.: КЭКЦ. ­228 С. 4. ФГОС ООО 5.   Примерная   основная   образовательная   программа   основного   общего образования.

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"

Статья "Формирование экологического мировоззрения школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017