Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"
Оценка 5

Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство +2
4 кл
25.06.2018
Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"
В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а так же изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного по средствам применения новых технологий, методов и типов уроков. Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Технология интегрированного обучения активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы. Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в частности. Проблема реализации интегрированных уроков достаточно актуальна.
Формирование художественного восприятия.docx
А.А. Родичева учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 36» «Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроковлитературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС» "Все уроки, как люди, похожи и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон: Ведь бывают уроки, как радостный праздник, А бывают они, как мучительный сон". В.Троицкий  В   соответствии   с   модернизацией   отечественного   образования   активно обсуждаются   вопросы   содержания   школьного   образования,   переоценки   учебного процесса,   соответствия   учебных   программ   уровню   ФГОС,   а   так   же   изменения, касающиеся   воплощения   вышеперечисленного   посредствам   применения   новых технологий, методов и типов уроков. Одним   из   таких   новшеств   современной   методики   является   интегрированный урок.   Технология   интегрированного   обучения   активно   внедряется   в   школьные программы   и  связывает,  на  первый  взгляд,  несовместимые   предметы.  Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом,   и   уровня   познавательной   активности   в   частности.   Проблема   реализации интегрированных уроков достаточно актуальна. Что же такое интегрированный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть   понятие   интеграции.  Интеграция  ­   это   ориентация   на   восприятие системно­структурированного знания на основе материалов из различных научных сфер,   наличие   междисциплинарных   зависимостей   и   связей.   Таким   образом, интегрированный урок  – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. Цель   интегрированного   урока –   это   формирование   у   обучающихся универсальных   учебных   действий   (УУД)   и   компетенций   в   рамках   учебной программы. Задачи: 1.  Познавательные:самостоятельное   выделение   и   формулирование   познавательной цели;   поиск   и   выделение   необходимой   информации;   применение   методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение 1 структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 2. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных   ситуаций; Отстаивать  свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры;  3.  Личностные: Формирование  картины мира культуры как порождения трудовой предметно­преобразующей   деятельности   человека;   Формирование   ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.  Регулятивные:   Формирование   целевых   установок   учебной   деятельности, 4. выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий).  Рассмотрим фрагмент интегрированного урока литературного чтения, музыки и изобразительного   искусства   по   теме:   «К.Г.   Паустовский   «Корзина   с   еловыми шишками».   С     целью   развития   познавательных   УУД   дети   осуществляли   поиск информации   в   разных   источниках   об   авторах   художественного   произведения   и музыкального произведения, их творчестве, находили значение непонятных слов в толковых словарях, структурировали полученные знания на этапе включения нового материала в систему знаний при составлении синквейнов по данным произведениям. С целью развития коммуникативных УУД использовались следующие формы: • Интервью   с   дочерью   лесника   (постановка   вопросов   и   оформление   своих собственных мыслей в устной форме); • Театрализация   (при   подготовке   к   инсценированию   произведения,   подборе музыкальных произведений по данной теме в группах). С   целью   развития   регулятивных   УУД   дети   учились:   ставить   цели   урока, высказывали   предположения   о   содержании   произведений,   прогнозировали, дальнейшее развитие событий на каждом этапе осуществляли самооценку работы, а на этапе  рефлексии заполняли таблицу ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал). Восприятие   и   работа   над   содержанием   художественного   и   музыкального произведений   способствовали   развитию   личностных   УУД   (любовь   к   музыке, искусству, доброму и внимательному отношению к людям). Применение   интегрированных   уроков,   на   мой   взгляд,     является   условием успешного формирования не только познавательной активности учащихся, но и их восприятия, а также развитие творческого потенциала развивающейся личности. В представляемой работе объектом является   художественное восприятие как сложный   процесс   соучастия   и   сотворчества   воспринимающего   субъекта,   который движется   от   произведения   в   целом   к   идее,   заложенной   автором.   Продуктом 2 художественного   восприятия   становится   художественный   образ.   Развитие художественного восприятия – актуальная проблема теории и практики. Данный вид перцепции   является   высшей   психической   функцией   человека   и   достигает   своего максимального   развития   во   взрослый   период.   Тем   не   менее,   развитие художественного восприятия возможно и необходимо именно в младшем школьном возрасте.  Каждый   вид   искусства   отражает   реальность   по­своему.   Всю   полноту многокрасочности   мира   может   передать   только   живопись.   Описать   конкретные события   способна   литература.   Литературу   и   живопись   объединяет повествовательность   художественных   картин.   Музыка   выражает   человеческие чувства.   Она   должна   быть   неотъемлемой   частью   урока   литературы.   Интеграция позволит   разнообразить   анализ   произведения,   приобщить   школьников   к   тайнам творческого   процесса,   активизировать   познавательную   деятельность   учащихся, развивать   творческие   способности   учеников.Литература   ­   один   из   предметов гуманитарного   цикла.   Она   помогает   ученику   почувствовать   единство   мира   и человека,   выявить   общечеловеческие   ценности,   способствовать   формированию целостного мировосприятия. Современному уроку литературного чтения необходимы новые формы и методы обучения,   которые,   опираясь   на   искусство,   способны   воспитать   людей высокодуховных,   нравственных,   эстетически   грамотных.   Во   многом   этому способствует интеграция музыки, живописи и литературы.  Главная идея состоит в том, что введение в  учебный процесс интегрированных форм   организации   учащихся   предоставляет   возможность   развить   их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность   реализовать   себя   в   познании,   так   как   каждый   ребёнок   стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал.  Формы интегрированного урока: театрализованный урок (урок­суд); заключительная конференция; • диспут; • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); • • • урок ­  экскурсия; • урок­консультация; • урок­анализ контрольных работ; • обзорная конференция; • урок­беседа. При   знакомстве   с   произведением   «Корзина   с   еловыми   шишками»   мною применялись различные формы: 1) На   этапе   мотивации   к   познавательной   деятельности   дети   совершили виртуальную экскурсию в лес.  3 2) Во   время   виртуальной   экскурсии   в   лес   мы   прослушивали   фрагмент   из музыкального произведения Э.Грига «Утро». 3) На   этапе   включения   нового   материала   в   систему   знаний   использовалась театрализация отрывка «Встреча Композитора Грига и дочки лесника». На этом же этапе проводилось интервью с дочерью лесника Дагни. Учитывая   возрастные   особенности   младших   школьников,   при   организации интегрированного   обучения   появляется   возможность   показать   мир   во   всем   его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует   эмоциональному   развитию   личности   ребенка   и   формированию   его творческого мышления. Реализация   педагогических   технологий,   включающие   следующие   этапы: разъясняюще   ­   мотивационный   (накопление   представлений   о   выразительных средствах   литературного, музыкального и изобразительного искусства в процессе тематических   уроков),   синтезирующе   –   репродуктивный   (формирование представлений о целостном художественном образе с опорой на интегрированные средства выразительности: мелодия ­ линия, тембр ­ цвет (колорит), ритм ­ ритм, форма­композиция),   дивергентно   ­   креативный   (создание   интегративного художественного образа в процессе творческой деятельности, например: сочинение, создание панно или макета, проект). При   интегрированном   подходе   урок   литературного   чтения   включает   в   себя произведения   других   видов   искусства   (музыки,   живописи,   театра)   в   их взаимодействии   с   содержанием   литературного   произведения.   Для   младшего школьника это особенно актуально, поскольку в этот период мышление опережает речь. Он внутри себя чувствует и понимает многое, но не каждому удается адекватно передать  то, что  внутри,  в слове. Уроки  литературы  с  использованием   музыки и живописи, позволяют каждому ребенку выразить себя в мимике, жесте, движении, рисунке, пении, инсценировании фрагментов текстов – кому что ближе. Такие уроки помогают детям осознать, что один и тот же образ или явление жизни, природы, искусства  можно  выразить   разными художественными   средствами. Образ  весны с разным её состоянием, характером можно почувствовать в музыке П.И.Чайковского, Э.Грига,   в   стихах   Ф.Тютчева,   А.Фета,   С.Есенина,   в   живописных   полотнах А.Саврасова, И.Левитана и других художников. Уроки, на которых доминирующей задачей является формирование определенных чувств, настроений и мыслей у детей, становятся уроками формирования живого отношения к тому, о чем рассказывают произведения искусства. Интеграция предметов в современной школе ­ одно из направлений активных поисков   новых   педагогических   решений,   способствующих   повышению   качества образования,   развитию   творческого   потенциала   обучающихся   и   коммуникативных навыков.  Преимущества   многопредметного   интегрированного   урока   перед традиционным   очевидны.   На   таком   уроке   можно   создать   более   благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся, через  него можно выйти на формирование более широкого мышления, восприятия, научить 4 применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных   и   научных   ситуациях.   Интегрированные   уроки   приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом. Литература: 1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике.  Екатеринбург, 2006. 2. Налимова Т.А. Как научить младших школьников создавать устные высказывания на учебные темы//Журнал начальная школа, 2015.  с 27 №1 3. Аранова С.В. Интеграция художественного и логического в процессе  формирования метапредметных компетенций на уроках изобразительного  искусства//Журнал начальная школа, 2015.  с 65 №2 4. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у  младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002. 5. Инфоурок.ру Интегрированные уроки в рамках ФГОС https://infourok.ru/integrirovannie­uroki­v­nachalnih­klassah­v­ramkah­programmi­ fgos­939765.html 6. Анекс.спб.ру Интегрированные уроки в начальной школе http://aneks.spb.ru/nachalnaia­shkola­integrirovannye­uroki/integrirovannye­uroki­v­ nachalnoi­shkole.html 5

Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"

Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"

Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"

Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"

Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"

Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"

Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"

Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"

Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"

Статья "Формирование художественного восприятия детей младшего школьного возраста путем интегрированных уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в рамках реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2018