Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
Чаще всего в формировании здорового образа жизни ложится в основу практика социальной работы, осуществляемой сегодня различными службами, учреждениями, общественными организациями, работающими с детьми, подростками и молодежью. В данной работе будут рассмотрены методы формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта.
формирование.docx
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У
МОЛОДЕЖИ
Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и
молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная тема
определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и
здоровье, благополучие будущих поколений.
Чаще всего в формировании здорового образа жизни ложится в основу
практика социальной работы, осуществляемой сегодня различными службами,
учреждениями, общественными организациями, работающими с детьми,
подростками и молодежью. В данной работе будут рассмотрены методы
формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи
средствами физической культуры и спорта.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это деятельность людей, которая
направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья,
предупреждение возникновения и развития заболеваний. При этом ЗОЖ
объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных,
общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и
выражает ориентированность личности в направлении формирования,
сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Как целостная система, ЗОЖ складывается из трех основных
взаимосвязанных элементов, или трех культур: культуры питания, культуры
движения и культуры эмоций. В целом структура ЗОЖ включает в себя
следующие компоненты:
оптимальный двигательный режим,
рациональное питание,
рациональный режим дня,
психофизиологическую регуляцию,
отсутствие вредных привычек.
тренировку иммунитета и закаливание,
Культура здоровья это компонент социокультуры. У людей, ведущих
ЗОЖ, изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные
ценности,
исчезает физиологическая и
психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков.
обретается смысл жизни;
Здоровый образ жизни это способ бытия индивида во внешнем и
внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и
факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим
собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний,
наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья,
отсутствие вредных, разрушающих его.
Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще
всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные
ситуации.
В действительности, здоровый образ жизни у человека должен
целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только
при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования
здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма,
обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций
независимо от политических, экономических и социальнопсихологических
ситуаций.
В России пока еще отсутствует целостная общенациональная политика по
формированию здорового образа жизни нации, этот вывод транслируют сами
законодатели. В официальном Обращении Совета Федерации ФС РФ к органам
государственной власти (2006 г.) особо подчеркивается, что в стране сложилась
острая ситуация,
связанная с отсутствием действенной системы
государственной поддержки физической культуры и спорта, а состояние
развития массовой физической культуры и спорта среди детей, подростков и
молодежи вызывает серьезную тревогу. Основным препятствием в развитии
физкультуры и спорта, формировании здорового образа жизни законодатели
видят в административных барьерах, сложившихся в системе исполнительной
власти. В то же время отмечается, что в ряде российских регионов есть
положительный опыт, где «…усилиями энтузиастов возрождаются национальные
виды спорта и спортивные игры, поддерживаются олимпийские виды спорта.
Благодаря этому дети и подростки учатся дисциплине, обретают здоровье,
высокие жизненные цели, избегают социальных рисков, связанных с детской
беспризорностью и безнадзорностью, наркоманией, преступностью».
Действительно, российское законодательство позволяет регионам вести
самостоятельную политику в области развития физической культуры и спорта,
чем успешно пользуются те российские регионы, руководители которых
понимает всю важность этого направления.
Для обеспечения надлежащего здоровья граждан нашей страны и
формирования у них установок на здоровый образ жизни требуется
осуществление комплексного, системного, подхода к решению вопросов
здорового образа жизни. Задачами обеспечения этого подхода должны
заниматься все ветви и этажи государственной власти, и это является
единственно возможным путем для преодоления нынешней ситуации.
Зарубежные исследования показали, что после первоначального эффекта,
произведенного новой информацией, она уже не играет значительной роли. Так,
например, программы борьбы с курением, созданные исключительно в
когнитивном ключе, почти не оказывают влияния на подростков. Сегодня любой
из них запросто может перечислить все пагубные последствия для здоровья,
связанные с курением, однако многие из них все же курят. Чисто
информационные программы борьбы с курением могут дать эффект только в
странах, где детям не известны вредные свойства табачного дыма; к тому же реальная угроза для здоровья изза курения возникает позднее, а в детском
возрасте болезни еще слишком далекая перспектива, чтобы реально
взволновать детей. Э. Чартон считает, что в целом программы, основанные
исключительно на информационном подходе, в том числе рассматривающие
различные факторы риска для здоровья, «скучны, излишне назидательны и часто
лишь провоцируют нежелательное поведение подростков».
Следовательно, одним из основных стал следующий принцип: решение
должно быть принято на основании достоверной информации лично подростком.
Поэтому акцент делается на обучении навыкам принятия подростками
осознанных решений с помощью следующего алгоритма:
1. Оценка проблемы: является ли предлагаемая альтернатива
приемлемым способом разрешения проблемы?
2. Взвешивание альтернатив: которая из существующих альтернатив
является наилучшей?
3. Обдумывание решения: следует ли мне начать применять на
практике тот образ действий, который сочтен наилучшим?
4. Твердость в осуществлении принятого решения, несмотря на
отрицательное мнение окружающих: Серьезен ли риск для меня,
если я изменю свое поведение?
В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни,
массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно
актуальной.
Однако различным ступеням дошкольного, общего и профессионального
образования присущи негативные процессы, сдерживающие функционирование
системы и не обеспечивающие достаточный уровень физического развития и
физической подготовленности школьников и учащейся молодежи.
На ступени начального и среднего профессионального образования
утеряна сложившаяся годами система профессиональной направленности
физического воспитания, использование в ней прикладных видов спорта.
Неоправданно сокращен (с четырех до двух часов) недельный объем
обязательных учебных часов, отводимых на физическую культуру в модели и
примерных учебных планах начального профессионального образования,
разрушена клубная деятельность учебных заведений, ранее финансировавшаяся
отраслевыми профсоюзами.
В современных условиях проблемы сохранения и укрепления здоровья
учащейся молодежи, формирования физической культуры личности требуют
разработки новых подходов к построению процесса физического воспитания.
Прежде всего, Министерство образования и науки России поддерживает
творческую инициативу на местах, направленную на поиск наиболее
эффективных путей развития современной школы, физической культуры и
массового детского спорта.
Статья "формирование культуры ЗОЖ у молодежи "
Статья "формирование культуры ЗОЖ у молодежи "
Статья "формирование культуры ЗОЖ у молодежи "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.