В статье "Формирование "Образа музея" через эко- краеведческую работу с дошкольниками раскрывается метод ознакомления дошкольников с природным окружением. Именно с дошкольного возраста лучше всего прививать воспитанникам интерес и любовь к природе. А оформление музей в МДОУ позволит наглядно и в познавательно - игровой форме реализовать эту задачу.в фаиле содержится статья "Формирование «Образа музея» через эко- краеведческую работу с дошкольниками" , предназначенная для педагогов ДОУ
Формирование «Образа музея» через эко краеведческую работу с
дошкольниками.
Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н.А.Рыжова
И вновь мы возвращаемся к теме музейной педагогики в ДОУ. В
последнее десятилетие в развивающей среде детских садов все чаще стал
появляться такой элемент как минимузей. Во многих детских садах
педагогиноваторы открывают даже не по одному, а по дватри
музея: «Русская изба», музей Боевой Славы, зал Краеведения, музей
Новогодней елки, музей Древнего мира и др. Мы же хотим рассказать вам об
эко краеведческом мини – музеи нашего МДОУ «ЦРР – детский сад № 44»
Заводского района.
Одним из направлений развития ребенка в МДОУ «ЦРР – детский сад
№ 44» Заводского района г Саратова является «Экологическое воспитание
дошкольников».
Цели направления: формирование экологических знаний и
экологической культуры у детей дошкольного возраста через развитие
экологоразвивающей среды и восприятие с окружающим миром. В МДОУ
«ЦРР – детский сад № 44» разработана и реализуется программа
экологического воспитания дошкольников «Юный эколог». Основным
источником при разработке моей рабочей программы руководителя эко –
мини музея стала программа С.Н.Николаевой «Юный эколог»
С самого рождения детей окружают различные явления неживой
природы. У человека связь с неживой природой сильнее, чем у растений и
животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им
необходима вода, но не любая, а чистая – природная или специально
очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии
цивилизации, что научились использовать природные ресурсы: добывать
уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве и
изготовлении предметов быта.Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые
окружают дошкольника,
являются предметом единой системы
экологического воспитания.
Назначение создаваемых мини
музеев эко – краеведческого
содержания в МДОУ – вовлечь детей в
деятельность и общение, воздействовать
на их эмоциональную сферу.
Определенным
образом
мыслительная
модифицируется
деятельность детей,
дети более
свободно оперируют образами. У детей
формируется ценностное отношение к
природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается
эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а
вот в наших минимузеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно
процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха
Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум,
сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической
возможности минимузея как максимальное и системное использование
принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно
демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться.
Каждый экологический минимузей – результат общения, совместной
работы воспитателя, детей и их семей. Хочется отметить, что экспонаты
минимузеев используются не только на занятиях по экологии воспитателем
экологом, но и воспитателем по изобразительной деятельности, педагогом
психологом, воспитателями на занятиях познавательного цикла и при
организации игровой и экспериментальной деятельности. Мы считаем, что
создание именно минимузеев экологического содержания, а не просто
коллекций в группах, позволит педагогам: сделать слово «Музей» привычным
и привлекательным для детей; обогатит средства формирования
экологической культуры дошкольников; приобщит маленького ребенка к
миру общечеловеческих ценностей и экологической этики; будет
способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у
них осознанноправильного отношения к явлениям и объектам живой и
неживой природы; поможет выработать правильные формы взаимодействия
дошкольников с окружающим миром. И тогда минимузеи экологического
содержания станут неотъемлемой частью предметноразвивающей среды
вашего детского сада. А ребенок будет покидать музей с ощущением
уверенности подъема «еще на одну ступеньку» При формировании нашегоэко – краеведческого музея строго соблюдалось правило «Не навреди
природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально
сорванных красивых цветов, листьев и т.п. Это очень важный воспитательный
момент, на который следует обращать внимание родителей.
Экспонаты собирались коллективом детского сада, научным
руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года
педагогэколог и воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой
внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти чтонибудь интересное
для нашего музея природы. Через интернет – ресурсы объявлялись темы
проектной деятельности МДОУ, мероприятий разного направления. Многие
семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности
природы разных регионов России, разных стран.
Все экземпляры музея изготовлены руками
детей, педагогов, родителей из природных
материалов. Процесс изготовления интересен
как педагогам, так и детям и не требует
больших затрат.
В нашей экологической комнате сформированы
мини музеи:
Мини – музей «Ландшафтные зоны»
Мини – музей «Дикие, животные нашего
леса».
Мини – музей «Домашние животные».
Мини – музей «В мире насекомых».
Мини – музей «Водоем и его обитатели».
Мини – музей « В мире комнатных растений»
Мини – музей «Энергия камней»
Мини – музей «Солнце вокруг нас»
Мини –музей «Бабушкин сундучок» и др.
Экологический мини –музей «Энергия камней»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Дети в возрасте 45 лет активно исследуют
окружающий мир. Ребята старшей группы с большим интересом собирают и
рассматривают камушки на прогулке. Их интерес к камням и минералам
подсказал нам идею для создания мини – музея «Сокровища земли».
Мини музей знакомит детей с разными видами камней, их
особенностями, значением и применением человеком. Через разные виды
деятельности: игровую, познавательную, трудовую, дети знакомятся со
свойствами и происхождением минералов, горных ландшафтов. Ведь каждый
камень
холодной таинственной
энергетикой, блестит или наоборот меркнет при тактильном контакте,
особенный : обладает теплой илипривлекает своей таинственностью. У детей
развивается интерес к объектам неживой
природы. В процессе изучения проекта
«Энергия камней» и создания мини – музея
«Сокровища Земли» был создан продукт
исследовательской деятельности альбом
«Сокровища Земли».
• По содержанию:
научный.
естественно –
• Цель : познакомить детей с разнообразием минералов в природе, их
особенностями, свойствами, значением и применением человеком через
игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей при сотрудничестве со взрослыми.
Задачи :
Обучающие :
•
• Учить классифицировать минералы по их отличительным признакам.
• Формировать умение обследовать минералы, называть их свойства и
Дать детям представления о минералах разного происхождения.
•
•
особенности.
Познакомить детей с их значением и использованием человеком в
повседневной жизни, а также с минералами, которые человек
использовал с давних времен.
Показать опытно – экспериментальной деятельностью и путем
моделирования образование и разрушение камней, гор, вулканов.
Воспитывающие :
• Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической
деятельности с ними.
• Воспитывать бережное отношение к камням и сделанным из них
предметам.
Развивающие :
•
Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня.
Еще один мини музей, о котором мы хотели Вам рассказать – это:
Краеведческий мини – музей «Секрет бабушкиного сундучка»
Мы часто слышим Китайскую пословицу Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» .
Ребёнок – исследователь по своей природе. Задача взрослых – помочь
детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких
важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Но ребенок есть ребенок и основным видом деятельности для него является
игра. Большинство игр подразумевает наличие какихлибо атрибутов –игрушек. Кукла первая среди игрушек. Она
известна с глубокой древности, оставаясь
вечно юной. Ее история прослеживается со
времен строительства египетских пирамид до
наших дней. На нее не влияет время, она по
прежнему находит свой путь к сердцам детей
и взрослых.
Кукла – это основной атрибут игры
девочек. Благодаря этой удивительной игрушке девочка развивается и
представляет себя в роли матери.
Началом проекта послужила образовательная ситуация, которая возникла
в группе. Однажды во время занятия ребята спросили, а чем играли наши
предки? Этот вопрос послужил толчком к началу работы над проектом.
Возникла проблемная ситуация : как узнать? Мы вместе стали рассуждать: у
кого спросить об этом? Кто может ответить на этот вопрос? После недолгих
размышлений, решили задать этот вопрос бабушкам (прабабушкам). Так и
родился проект «Секреты бабушкиного сундука».
Видя заинтересованность детей в данном вопросе, я предложила устроить
в старшей группе «Пчелка» минимузей. В свободное от ООД время , мы с
детьми изготавливали кукол из подручных материалов:
из шерсти, из лоскутов ткани, из лыка и т.д. Дети сами
предлагали материал для работы. В совместную работу
также были вовлечены и родители, которые с большим
интересом изготавливали кукол и дома.
У русского народа были куклы, в которых люди видели
своих помощников и считали оберегом. Таких кукол
делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего
детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И
куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом
семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни,
разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.
Сегодня наш музей наполнен такими экспонатами, как:
«Зайчик на пальчик»
Это оберег для детей, который делался специально для трехлетнего ребенка,
чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на
пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно
оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко вдоме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда
можно рассказать, что тебя тревожит близкому человеку. А «Зайчик на
пальчик» выслушает вас в любую трудную минуту).
«Кукла на ложке»
Перед сном на глазах у малыша мама брала в руки деревянную ложку и пару
цветных тряпочек и все это превращала в куклу, с которой ребенок засыпал.
Наутро тряпочки снимались и ложка опять использовалась в хозяйстве. Но
видно, потому, что не богачи ж люди были, ложки для дела использовали.
«Кукла Колокольчик»
Колокольчик кукла добрых вестей. Родина этой куклы Валдай. Оттуда
пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и
других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех
праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху
напоминает солнышко.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это
оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему
другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и
веселое настроение.
«Птица счастья»
Это милое поздравление с весной. Издревле птички, связанные из лыка,
соломы или тряпочек являлись неизменным атрибутом обряда "заклинания"
весны. Наши предки верили, что птицы приносят счастье и удачу.
Сегодня продолжаем наполнять наш музей.
Мы работаем над второй частью проекта. Он будет называться «Моя старая
фарфоровая кукла».
Также стартовал проект патриотического направления, посвященный 70–
летию Великой победы «Детям о войне». Продуктом которого станет мини –
музей «Никто не забыт, ничто не забыто», книга памяти: «Наши отважные
деды».
Для наших детей музейная педагогика это пока игра. Кто знает:
возможно, когданибудь ктото из них будет работать в настоящем музее. А
уж полюбят природу и ее составляющие все наши воспитанники это без
сомнения! Человек это часть природы, а значит и о нем необходимо
заботиться, создавать благоприятные условия для жизни и развития. Планета
Земля наш дом, пусть будет он чистым, светлым, радостным и безопасным!Литература:
1. Кондратьева Н.Н.
Экологическое воспитание:
проблемы и
перспективы// Дошкольное воспитание.1993. №7
2. Нестеренко Н. Минимузеи в ДОУ Журнал “Обруч” №6, 2000
3. Николаева С.Н.,
Лункевич Н.В.
Экологическое воспитание
дошкольников. 1998.
4. Найденова Е.. Профессия – педагог. Журнал “Дошкольное воспитание”
№3, 2000
5. Рыжова Н.А.
Экологизация развивающей предметной среды.
Дошкольное воспитание № 3, 1999.
6. Рыжова Н.А., Данюкова А.И. Минимузеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000.
7. Источник:
http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26362sozdanieusloviy
dlyaekologicheskogoobrazovaniyadeteyvdou.html