статья: Формирование «Образа музея» через эко- краеведческую работу с дошкольниками.

  • Документация
  • docx
  • 09.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье "Формирование "Образа музея" через эко- краеведческую работу с дошкольниками раскрывается метод ознакомления дошкольников с природным окружением. Именно с дошкольного возраста лучше всего прививать воспитанникам интерес и любовь к природе. А оформление музей в МДОУ позволит наглядно и в познавательно - игровой форме реализовать эту задачу.в фаиле содержится статья "Формирование «Образа музея» через эко- краеведческую работу с дошкольниками" , предназначенная для педагогов ДОУ
Иконка файла материала сообщение для сайта.docx
Формирование «Образа музея» через эко­ краеведческую работу  с дошкольниками. Пусть будет в человеке все прекрасно: И мысли, и поступки, и душа! В гармонии с природой и с собою На свете чтобы жили малыши, воспитывайте в детях, берегите, Храните экологию души!                                                                                                        Н.А.Рыжова                И вновь мы возвращаемся к теме музейной педагогики в ДОУ. В последнее   десятилетие   в   развивающей   среде   детских   садов   все   чаще   стал появляться   такой   элемент   как   мини­музей.   Во   многих   детских   садах педагоги­новаторы   открывают   даже   не   по   одному,   а   по   два­три музея: «Русская   изба»,   музей   Боевой   Славы,   зал   Краеведения,   музей Новогодней елки, музей Древнего мира и др. Мы же хотим  рассказать вам об эко ­ краеведческом   мини – музеи нашего МДОУ «ЦРР – детский сад № 44» Заводского района.          Одним из направлений развития ребенка в  МДОУ «ЦРР – детский сад № 44»   Заводского района г Саратова является «Экологическое воспитание дошкольников».                             Цели   направления:   формирование   экологических   знаний   и экологической   культуры   у   детей   дошкольного   возраста   через   развитие эколого­развивающей среды и восприятие с окружающим миром. В МДОУ «ЦРР   –   детский   сад   №   44»   разработана   и   реализуется   программа экологического   воспитания   дошкольников   «Юный   эколог».   Основным источником при разработке моей рабочей программы ­ руководителя эко – мини ­музея стала программа С.Н.Николаевой  «Юный эколог»              С   самого   рождения   детей   окружают   различные   явления   неживой природы. У человека связь с неживой природой сильнее, чем у растений и животных.  Люди  нуждаются  в  свежем  воздухе, для  жизни  и  хозяйства   им необходима   вода,   но   не   любая,   а   чистая   –   природная   или   специально очищенная.   Человечество   потому   и   достигло   таких   высот   в   развитии цивилизации,   что   научились   использовать   природные   ресурсы:   добывать уголь,   нефть,   руду,   использовать   глину   и   песок   в   строительстве   и изготовлении предметов быта.Таким   образом,  все  явления   и   объекты   неживой   природы,  которые окружают   дошкольника,   являются   предметом   единой   системы экологического воспитания.                               Назначение создаваемых мини­ музеев   эко   –   краеведческого содержания в МДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на   их   эмоциональную   сферу. Определенным образом мыслительная модифицируется   деятельность   детей,   дети   более свободно оперируют образами. У детей формируется   ценностное   отношение   к природе,   появляется   интерес   к   музеям   и   выставкам,   развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.              В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот   в   наших   мини­музеях   не   только   можно,   но   и   нужно!   Здесь   уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци:  «В   процессе   обучения   должны   быть   задействованы   ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности   мини­музея   как   максимальное   и   системное   использование принципа   наглядности,   о   котором   упоминалось   выше,   а   именно   ­ демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться.           Каждый экологический   мини­музей – результат общения, совместной работы   воспитателя,   детей   и   их   семей.   Хочется   отметить,   что   экспонаты мини­музеев   используются не только на занятиях по экологии воспитателем ­ экологом, но и воспитателем по изобразительной деятельности, педагогом­ психологом,   воспитателями   на   занятиях   познавательного   цикла   и   при организации игровой и экспериментальной деятельности.   Мы считаем, что создание   именно   мини­музеев   экологического   содержания,   а   не   просто коллекций в группах, позволит педагогам: сделать слово «Музей» привычным и   привлекательным   для   детей;   обогатит   средства   формирования экологической   культуры   дошкольников;   приобщит   маленького   ребенка   к миру   общечеловеческих   ценностей   и   экологической   этики;   будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них   осознанно­правильного   отношения   к   явлениям   и   объектам   живой   и неживой природы; поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.   И тогда мини­музеи экологического содержания   станут   неотъемлемой   частью   предметно­развивающей   среды вашего   детского   сада.   А   ребенок   будет   покидать   музей   с   ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»    При формировании  нашегоэко – краеведческого музея     строго соблюдалось правило     «Не навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев и т.п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей.                    Экспонаты   собирались  коллективом   детского   сада,   научным руководителем,   детьми   с   родителями.   В   начале   и   в   конце   учебного   года педагог­эколог   и   воспитатели   обращались   к   папам   и   мамам   с   просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что­нибудь интересное для нашего музея природы.   Через   интернет – ресурсы   объявлялись темы проектной деятельности  МДОУ, мероприятий  разного направления.  Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, разных стран.       Все экземпляры музея изготовлены руками детей,   педагогов,   родителей   из   природных материалов.   Процесс   изготовления   интересен как   педагогам,   так   и   детям   и   не   требует больших затрат. В нашей экологической комнате  сформированы мини­ музеи:  Мини – музей  «Ландшафтные зоны»  Мини – музей  «Дикие, животные нашего леса».  Мини – музей  «Домашние животные».   Мини – музей  «В мире насекомых».  Мини – музей  «Водоем и его обитатели».  Мини – музей « В мире комнатных растений»  Мини – музей  «Энергия камней»  Мини – музей «Солнце вокруг нас»  Мини –музей  «Бабушкин сундучок» и др. Экологический мини –музей «Энергия камней»   АКТУАЛЬНОСТЬ:  Дети   в   возрасте   4­5   лет   активно   исследуют окружающий мир. Ребята старшей группы с большим интересом собирают и рассматривают   камушки   на   прогулке.   Их   интерес   к   камням   и   минералам подсказал нам идею для создания мини – музея  «Сокровища земли».               Мини   ­   музей   знакомит   детей   с   разными   видами   камней,   их особенностями,   значением   и   применением   человеком.   Через   разные   виды деятельности:   игровую,   познавательную,   трудовую,     дети   знакомятся   со свойствами и происхождением минералов, горных ландшафтов. Ведь каждый камень     холодной   таинственной энергетикой,     блестит     или   наоборот   меркнет   при   тактильном   контакте,   особенный   :   обладает   теплой   илипривлекает своей таинственностью. У детей развивается   интерес   к   объектам   неживой природы.       В   процессе   изучения     проекта «Энергия камней» и создания мини – музея «Сокровища   Земли»     был   создан   продукт исследовательской   деятельности     ­   альбом «Сокровища Земли». • По   содержанию:   научный.   естественно   – • Цель   : познакомить детей с разнообразием минералов в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую   и   экспериментальную   деятельность   с   учетом   возрастных   и индивидуальных особенностей  при сотрудничестве со взрослыми.  Задачи  :  Обучающие : • • Учить классифицировать минералы по их отличительным признакам.  • Формировать умение обследовать минералы, называть   их свойства и  Дать детям представления о минералах разного происхождения.  • • особенности.   Познакомить детей с их значением и   использованием   человеком в повседневной   жизни,   а   также   с   минералами,   которые   человек использовал с давних времен.   Показать   опытно   –   экспериментальной   деятельностью   и   путем моделирования образование и  разрушение  камней, гор, вулканов.  Воспитывающие : • Формировать интерес к объектам неживой природы  и к опытнической деятельности с ними. • Воспитывать   бережное   отношение   к   камням     и   сделанным   из   них предметам. Развивающие : •  Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня.  Еще один мини музей, о котором мы хотели Вам рассказать – это:  Краеведческий  мини – музей «Секрет  бабушкиного сундучка»              Мы часто слышим Китайскую пословицу   Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» .  Ребёнок – исследователь по своей природе. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.   Но ребенок есть ребенок и основным видом деятельности для него является  игра. Большинство игр подразумевает наличие каких­либо атрибутов –игрушек. Кукла ­ первая среди игрушек. Она  известна с глубокой древности, оставаясь  вечно юной. Ее история прослеживается со  времен строительства египетских пирамид до  наших дней. На  нее не влияет время, она по­ прежнему находит свой путь к сердцам детей  и взрослых.                    Кукла – это основной атрибут игры девочек.   Благодаря   этой   удивительной   игрушке   девочка   развивается   и представляет себя в  роли матери.        Началом проекта послужила образовательная ситуация, которая возникла в группе. Однажды во время занятия ребята спросили, а чем играли наши предки?     Этот   вопрос   послужил   толчком   к   началу   работы   над   проектом. Возникла проблемная ситуация : как узнать? Мы вместе стали рассуждать: у кого спросить об этом? Кто может ответить на этот вопрос? После недолгих размышлений,  решили   задать   этот   вопрос   бабушкам  (прабабушкам).  Так   и родился проект «Секреты бабушкиного сундука».                Видя заинтересованность детей в данном вопросе, я предложила устроить в старшей группе «Пчелка» мини­музей. В свободное от ООД время , мы с детьми изготавливали кукол из подручных материалов: из шерсти, из лоскутов ткани, из лыка и т.д. Дети сами предлагали материал для работы. В совместную работу также были вовлечены и родители, которые с большим интересом изготавливали кукол и дома.    У русского народа были куклы, в которых люди видели своих   помощников   и   считали   оберегом.   Таких   кукол делали   на   протяжении   всей   жизни,   начиная   с   раннего детства.   Крутили   их   из   старой   одежды,   ношенной   отцом   или   матерью.   И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи.   Поэтому   к   ним   и   обращались   и   в   трудные   моменты   жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.             Сегодня наш музей наполнен такими экспонатами, как:       «Зайчик на пальчик»           Это оберег для детей, который делался специально для трехлетнего ребенка, чтобы   у   него   был   всегда   собеседник   и   друг   в  играх.   Зайчик   одевался   на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко вдоме.  Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно   рассказать,   что   тебя   тревожит   близкому   человеку.   А   «Зайчик   на пальчик» выслушает вас в любую трудную минуту). «Кукла на ложке» Перед сном на глазах у малыша мама брала в руки деревянную ложку и пару цветных тряпочек­ и все это превращала в куклу, с которой ребенок засыпал. Наутро тряпочки снимались и ложка опять использовалась в хозяйстве. Но видно, потому, что не богачи ж люди были, ложки для дела использовали. «Кукла Колокольчик» Колокольчик ­ кукла добрых вестей. Родина этой куклы ­ Валдай. Оттуда  пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и  других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех  праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху  напоминает солнышко. Эта куколка ­ веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это  оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему  другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и  веселое настроение. «Птица счастья»        Это милое поздравление с весной. Издревле птички, связанные из лыка, соломы или тряпочек являлись неизменным атрибутом обряда "заклинания" весны. Наши предки верили, что птицы приносят счастье и удачу.       Сегодня продолжаем наполнять наш музей.  Мы работаем над второй частью проекта. Он будет называться «Моя старая фарфоровая кукла».   Также   стартовал   проект   патриотического   направления,   посвященный   70– летию Великой победы «Детям о войне». Продуктом которого станет мини – музей «Никто не забыт, ничто не забыто», книга памяти: «Наши отважные деды».              Для   наших   детей   музейная   педагогика   ­   это   пока   игра.   Кто   знает: возможно, когда­нибудь кто­то из них будет работать в настоящем музее. А уж полюбят природу и ее составляющие все наши воспитанники ­ это без сомнения!   Человек   ­   это   часть   природы,   а   значит   и   о   нем   необходимо заботиться, создавать благоприятные условия для жизни и развития. Планета Земля ­ наш дом, пусть будет он чистым, светлым, радостным и безопасным!Литература: 1. Кондратьева   Н.Н.   Экологическое   воспитание:   проблемы   и перспективы// Дошкольное воспитание.­1993. №7  2. Нестеренко Н. Мини­музеи в ДОУ Журнал “Обруч” №6, 2000 3. Николаева   С.Н.,   Лункевич   Н.В.   Экологическое   воспитание дошкольников. 1998. 4. Найденова Е.. Профессия – педагог. Журнал “Дошкольное воспитание” №3, 2000 5. Рыжова   Н.А.   Экологизация   развивающей   предметной   среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.  6. Рыжова Н.А., Данюкова А.И. Мини­музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000. 7. Источник:  http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26362­sozdanie­usloviy­ dlya­ekologicheskogo­obrazovaniya­detey­v­dou.html