Статья "Формирование орфографической грамотности у учеников 1 класса ЗПР.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
01.12.2018
В статье описана проблема формирования у учеников начальных классов орфографической грамотности, у детей с ЗПР особенно отсутствие орфографической грамотности заметно. даны рекомендации по формированию орфографической грамотности, начинать надо с периода обучения грамоте и письму. В статье приведены рассуждения как избежать орфографических ошибок в письменных работах школьников.
формирование орфографической грамотности.docx
Гермашева Инесса Вячеславовна, учитель начальных классов НЧОУ «Гелиос»
Г.Мытищи, Московская область.
Формирование орфографической грамотности у учеников 1 класса с ЗПР.
Объектом моей статьи является процесс обучения первоклассников грамотному
письму.
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную
школу, но именно в первом классе в процессе обучения грамоте и на последующих уроках
русского языка закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.
Актуальность исследуемой проблемы определяется необходимостью дальнейшего
совершенствования работы учителя по повышению грамотного письма первоклассников.
В данном случае, предметом исследования являются такие методы и приемы работы
учителя над орфографической зоркостью учащихся, которые бы позволили
первоклассникам легко и непринужденно, с интересом и увлечением овладеть основными
орфографическими умениями и навыками, как составной частью языкового развития в
целом.
Поэтому основной целью моей работы является подбор и систематизация эффективных
методов и приемов развития орфографической эффективности на I этапе обучения.
В соответствии с этим я в своей работе пытаюсь найти нетрадиционные методы, приемы и
упражнения для развития грамотного письма, а также установить связи с уже известными
методическими приемами, найти их место в системе уроков обучения грамоте и уроков
русского языка в первом классе.
Чтобы добиться результатов в формировании навыков грамотного письма мною
проводиться постоянная работа в определенной системе:
I этап. Подготовительный (начинается в период обучения грамоте).
II этап. Работа с орфографическим правилом (учитель должен научить ученика видеть и
узнавать орфограммы).
III этап. Повторение правила но не механическое.
(В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом
элементе, его связи с другими языковыми явлениями).
IV этап. Запоминание непроверенных написаний.
Трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно.
Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их,
обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит уже
необходимо формировать орфографическую грамотность.
В процессе обучения грамоте у ребенка возникает необходимость произнести звук
речи не в слове, а отдельно, причем в его чистом виде, т.е. овладение грамотой ставит
ребенка перед новой задачей выделить из общего речевого потока отдельные слова и
фонемы, их составляющие.
Усвоение грамоты сложный процесс, успешное протекание которого зависит от многих условий. Однако, важнейшим среди них несомненно является готовность к
анализу звукового состава речи.
Овладение грамотой, в сущности, и предполагает умение выделять звуки речи и
объединять их в слоги и слова, узнавать их в словах и сочетаниях.
Переход от устной речи к чтению и письму представляет собой переход к новым формам
языкового развития. Психология хорошо знает, что процесс письма любой, будет ли это
письмо под диктовку, свободное письменное изложение или списывание с текста,
является сложным психологическим актом, в котором участвуют четыре анализатора:
речедвигательный, зрительный, речеслуховой, кинестетический. Т.е. овладение
письменной речью представляет собой установление новых связей между словом
слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым. В процессе обучения
грамоте формируются стойкие автоматизированные связи между этими анализаторами, на
основе чего создается навык грамотного письма.процесс формирования навыков
фонетического анализа основывается на ранее сформированных навыках вычленения
первого и последнего звуков, определение места звуков в слове, а далее предполагается не
только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала,
повышение фонетической трудности слов.
Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или
слабоуспевающими по родному языку и с каждым годом это число увеличивается.
Этой проблемой в нашей стране занимается ряд ученых. А.Р. Лурия описал с научной
точки зрения психофизиологию письма («Очерки психофизиологии письма»).
Л.В. Ястребова в своем пособии «Коррекция недостатков речи у учащихся» представила
характеристики проявления неполноценного развития устной и письменной речи, вскрыла
причины трудностей усвоения родного языка детьми с речевой патологией. Она занимается
разработкой методов коррекционноразвивающего обучения детей.
Р.И. Лалаева в работе «Логопедическая работа в коррекционных классах» предложила
основные принципы коррекционного обучения для детей с интеллектуальными
отклонениями. Нарушения речи у детей с ЗПР являются более распространенными,
сложными и имеют стойкий характер, отрицательно сказываются на развитии устной и
письменной речи младших школьников. Постановка проблемы формирования навыков
грамотной письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в
специальной педагогике. Так как орфографические ошибки, переплетаясь с
дисграфическими, приобретают стойкий характер. Затем они сохраняются в старших
классах, где письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство
дальнейшего получения знаний учащимся. Своевременное выявление причин отставания
отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения проблемы
определяют содержание и практическую значимость работы. Анализ литературных
источников по проблеме исследования позволил выявить противоречие между
значительной распространенностью школьных нарушений письма и недостаточной
разработанностью педагогических технологий коррекции этих нарушений у младших
школьников с ЗПР. По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от
15 до 45% орфограмм в тексте, а дети с задержкой психического развития – от 3 до 22%
орфограмм.
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной
из главных причин допускаемых ошибок у детей с ЗПР. Эта причина сводит на нет даже
хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе
письма. Первостепенной задачей считаю необходимость научить детей слышать звуки,
определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные,
ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове: приучить к
самоконтролю.
Виды упражнений на различных этапах усвоения навыков:
Подготовительные упражнения (Актуализация опорных знаний и навыков);
Вводные упражнения (Усвоение знаний (правил, понятий));
Пробные упражнения (Первичное применение знаний);
Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию) Овладение навыками в
стандартных условиях;
Творческие упражнения (Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия
(усвоение умений));
Контрольные упражнения (Контроль, коррекция навыков и умений).
Дадим краткую характеристику каждому из видов упражнений. Подготовительные
упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и
способов их применения на практике. Такие упражнения имеют в основном
репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.
Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную
ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного
поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего
правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического
материала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой для
усвоения навыков.
Пробные упражнения – это самые первые задания на применение только что полученных
знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё непрочно и учащиеся
могут допустить ошибки в его применении.
Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных
условиях. От проблемных они отличаются большей степенью самостоятельности и
инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий,
сложностью, и трудность выполнения которых нарастает. Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы сформировать у
учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения
полученных знаний и приобретенных навыков.
Контрольные задания носят главным образом обучающий характер. Это комплексные
задания, в которых сочетаются репродуктивные и творческие элементы. Контрольные
задания должны быть средней трудности и состоять из типовых ситуаций без особого
усложнения содержания.
Отметим далее, что важным условием формирования орфографических навыков является
вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений
учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся,
которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является
необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.
Учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стремиться к тому, чтобы
учащиеся умели ставить перед собой конкретную учебную задачу, решать эту учебную
задачу рациональным способом, контролировать себя. В таком случае учитель будет
осуществлять воспитание культуры умственного труда, что является составной частью
умственного и трудового воспитания. Учебный труд при умелой его организации
способствует не только формированию навыков рационального умственного труда, но и
воспитанию трудолюбия, привычки работать добросовестно, в полную силу, доводя
начатое дело до конца. А всё это вместе успешно готовит школьников к самостоятельной
трудовой деятельности.
Статья "Формирование орфографической грамотности у учеников 1 класса ЗПР.
Статья "Формирование орфографической грамотности у учеников 1 класса ЗПР.
Статья "Формирование орфографической грамотности у учеников 1 класса ЗПР.
Статья "Формирование орфографической грамотности у учеников 1 класса ЗПР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.