Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"
Оценка 4.9

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
Взрослым
08.04.2019
Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"
Данный проект содержит материал, который показывает систематизацию и результативность форм и методов активизации мыслительной деятельности учащихся.Цель работы – развитие мыслительной деятельности учащихся, навыков, отбора фактов, умения их применения при ответе; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, создание благоприятного микроклимата на уроке для самореализации каждого ученика
Проект.docx
Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы Оглавление 1. Введение. 2. Условия возникновения опыта. 3. Актуальность опыта. 4. Теоретическая база опыта. 5. Новизна опыта. 6. Ведущая педагогическая идея. 7.Технология опыта.          7.1. Роль самостоятельной работы в процессе развития          творческого потенциала на уроках русского языка.               7.2. Уроки развития речи.               7.3. Творческие словари.               7.4. Использование игр на уроках.              7.5. Формы проведения творческих уроков.                7.6.Творчество и мыслительная деятельность  на уроках литературы.     8.Результативность.     9.Заключение. 1 Введение.    Образование  ­ это тот социально­культурный феномен, вне которого и без которого   человечество   не   сможет   справиться   с   теми   глобальными проблемами   и   противоречиями,   которые   достались   ему   от   прошлых   эпох, обеспечить свое выживание и устойчивое развитие.      Общепринятым стало мнение, что цели и задачи образования неразрывное единство   обучения   и   воспитания.   Они   должны   быть   ориентированы   на личность как важнейшую ценность, создавать условия для ее гармоничного развития.   Поэтому   образование   рассматривается   как   деятельность,   цель которой ­ развитие личности посредством воспитания и обучения. А обучение рассматривается   как   двусторонняя   деятельность   передачи   и   приобретения знаний,   умений,   навыков,   качеств   и   нравственных   ценностей.   Процесс обучения   –   это   взаимодействие   пяти   основных   элементов:   обучающего, обучаемого, содержания, форм и методов, источников и средств обучения. Каждый из этих элементов играет свою роль в процессе обучения. В   своей   работе   я   хочу   поделиться   теми   приемами   и   методами,   которые считаю наиболее эффективными для активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.   Одним   из   методических   требований   к   современному   уроку   является   стремление учителя разработать поурочные планы уроков. Педагог в праве намечать для себя пути, приемы и методы из накопленного методического наследия   и   личного   опыта,   дающие   наибольший   эффект   в   обучении.   Так складывается   мой   индивидуальный   рабочий   почерк,   моя   система   работы. Ученик не должен перестать удивляться. Тогда он будет приходить на урок с определенным   настроением,   будет   стремиться   к   знаниям,   потому   что   на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему все по силам.  Кроме того, развитие мыслительных и творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно­технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных 2 действий,   а   подвижности   мышления,   быстрой   ориентировки,   творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению. Опыт возник в процессе работы в Вишнёвской средней школе. Условия возникновения опыта В школе сложился сильный, творческий коллектив учителей русского языка и литературы со своими устоявшимися традициями. Безусловно, русский язык и литература входят в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объем теоретических знаний, которые должны   усвоить   учащиеся,   и   дефицит   учебного   времени   диктует необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку. Поэтому вот уже несколько лет   работаю   над   поиском   и   широким   использованием   активных   форм  и методов.   При этом своей главной задачей считаю создание благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более комфортным, имело практическую направленность, создавало реальные возможности применения полученных знаний на практике. Решение поставленной задачи и определило цель   работы   –   развитие   мыслительной   деятельности   учащихся,   навыков,   развитие отбора   фактов, интеллектуальных,   создание благоприятного   микроклимата   на   уроке   для   самореализации   каждого ученика.   умения   их   применения   при   ответе;   творческих   способностей   учащихся, Актуальность опыта Главной   задачей   образования   становится   сегодня   не   столько   овладение суммой   знаний,   сколько   развитие   творческого   мышления   школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации.     Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:  снижение   общей   культуры   учащихся,   грамотности,   интереса   к предмету, к чтению;  отсутствие нравственного ориентира.      Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок   для   активизации   мыслительных   и     творческих   способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.      Для достижения этой цели передо мной стояло несколько задач:  собрать практический материал по названной теме, систематизировать его; 3  привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы. Больше всего мне близка точка зрения К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем   готовый   материал,   предоставленный   наставником.   И   задача   учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс.             Эффективность   обучения   в   значительной   мере   зависит   от   приемов, методов,   форм   учебной   работы,   от   отношений,   которые   складываются   у учащихся с учителем, от оценок. Развивающая роль приемов, методов и форм зависит от того, насколько они активизируют мысль учащихся, побуждают их к   самостоятельным   действиям,   обобщениям,   выводам,   насколько   успешно служат   формированию   к   переработке,   систематизации,   освоению   разной информации      Каждый урок – неразрывное единство нового, повторения пройденного и предопределения   задела   на   будущее.   Грамматические   темы   изучаем   на связных   текстах   или   отдельных   предложениях,   объединенных   темой высказывания; новые знания учащиеся получают (в большинстве случаев) в результате   самостоятельной   работы;   большое   внимание   на   каждом   уроке уделяю развитию устной и письменной речи учащихся.   Преимущества   любого   отдельно   взятого   урока   определяются   необходимостью его в системе уроков по целой теме, поэтому целесообразно каждый урок строить таким образом, чтобы изучение новой темы увязывалось с   повторением   и   закреплением   изученного   и   составляло   фундамент   для работы в будущем.    Опыт актуален для учителей средних школ, так как способствует:        дать учащимся прочные знания и навыки письменной и устной речи;  научить их самостоятельной работе с учебным пособием;  привить и развить интерес к уроку и предмету в целом;   приблизить   обучение   к   жизни   во   всем   многообразии   ее   форм   и вести воспитание в процессе обучения; проявлений. Активизация   мыслительной   и   творческой   деятельности   учащихся   на Теоретическая база опыта уроках – одна из самых актуальных проблем методики русского языка. Понятие   «активизации   познавательной   деятельности»   ­   психологическое, поскольку   речь   идет   об   особенностях   психологической   деятельности человека,   а   именно   об   особенностях   его   познавательной   деятельности. Исследованием познавательной деятельности учащихся в процессе обучения занимается,   кроме   психологии,   и   дидактика,   рассматривающая   общие закономерности процесса обучения школьника, и методика русского языка, изучающая особенности процесса обучения в школе. Метод   обучения   –   это   способ   организации   учителем   деятельности учащихся   в   процессе   изучения   ими   определенного   предмета.   Любой   из    4 методов   обучения   предполагает  взаимодействие   учителя   и  учащихся:  это способ их совместной взаимосвязанной деятельности.     Дидактическая   система   методов   обучения   отражает   общие закономерности способов обучения, характерные для различных предметов школьного   курса.   Однако,   наряду   с   этой   системой,   существуют   методы обучения, специфические для каждого учебного предмета, и в частности для русского   языка.   Классификация   методов   обучению   русскому   языку, основанная   на   уровнях   сложности   работы   с   языковым   материалом, представляет   собой   систему   активизации   мыслительной   деятельности учащихся. В любой сфере человеческой деятельности работа может выполняться или   по   готовому   образцу,   или   с   внесением   каких­то   элементов   нового. Возможен и такой путь, когда открываются принципиально новые знания или пути их добывания, рождается научное открытие, изобретение. Иначе говоря, существуют   различные   уровни   проявления   самостоятельности   мышления. Деятельность учащихся, овладевающих русским языком, не может содержать научных открытий. Однако самостоятельный анализ языковых средств очень важен для овладения культурой речи. Именно поэтому в обучение русскому языку   необходимо   вводить   не   только   работу   по   образцу,   но   и   создавать ситуации, требующие поисковой деятельности учащихся. На уровнях проявления самостоятельности мышления и основана данная классификация методов обучения. 1. Объяснительно­иллюстративный метод. Знания даются учителем в готовом   виде:   формулируются   правила,   иллюстрируются   примерами; учитель   не   ставит   перед   собой   цели   выводить   эти   знания,   ставить учащихся   в  условия   проблемных  ситуаций.  Учащиеся   воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель. 2. Репродуктивный метод. Учащиеся выполняют работу по образцу, данному учителем. 3. Проблемное   изложение. Учитель   формулирует   проблему   и раскрывает перед учащимися пути ее доказательного решения, учит самостоятельно   анализировать   явления,   ориентироваться   в   новой ситуации. 4. Частично­ поисковый метод. Учитель формулирует проблему и вовлекает учащихся путем постановки вопросов в процессе ее доказательного решения, помогая им находить ответы на вопросы. Помощь учителя делает поиск учащихся частичным и в то же время создает условия для осуществления ими поисковой деятельности. 5. Исследовательский метод. Учащиеся без непосредственного участия учителя овладевают новыми знаниями или способами их добывания, разрешают   проблему,   обосновывают   вывод   в   результате   анализа материала. 5 Ценность   этой   классификации   в   том,   что   она   учитывает   внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся, и потому применение ее в школьной практике позволяет совершенствовать мыслительную деятельность школьников, обучать их в определенной системе самостоятельному анализу языковых явлений, готовить к самообразованию.          Классификация методов обучения русскому языку и литературе может быть   основана   на   уровнях   сложности   работы   с   языковым   материалом   и представлять   собой   систему   активизации   мыслительной   деятельности учащихся (от работы по образцу к частично­поисковой и поисковой):  Методы сообщения учителем знаний.  Метод сообщения учителем знаний в готовом виде.  Метод проблемного изложения учителем знаний.  Методы   самостоятельного   овладения   учащимися   знаниями   и формирования умений.  Метод   обучения   воспроизведению   и   анализу   готовых   текстов,  предложений, словосочетаний, слов.  Метод обучения выбору языковых средств по известному     образцу в связи   с   изменением   данных   текстов,   предложений,   словосочетаний, слов.  Метод обучения творческому использованию языковых средств в   связи с   созданием   текстов,   предложений,   словосочетаний,     образованием слов.       Возникает очень важный вопрос: применение какого метода должно занять основное место в процессе обучения? Ответ может быть только таким: нормы в   этом   случае   исключаются,   все   зависит   от   специфики   темы,   раздела, требований программы, уровня подготовки класса. Важно, чтобы в результате обучения учащиеся овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, достигли определенного уровня языкового развития, овладели литературной речью, стали грамотными в широком смысле слова. Новизна опыта       Создание   специальных   дидактических   и   методических   материалов,      Усиление  общеобразовательной роли русского языка в успешном усвоении учебных предметов, преподаваемых в школе.      Подготовка учащихся к осознанному выбору направления обучения при  введении профилизации образования в старшем звене.   учитывающих интересы и способности учащихся.         Точное   (в   закономерностях   и   принципах)   и   одновременно   творческое (личностное) выполнение программно­методических требований к уроку. Стремление   учителя   помочь   детям   раскрыть   для   себя   личностный   смысл любого изучаемого материала на уроке. Ведущая педагогическая идея. 6 Основная идея состоит в создании на уроках русского языка условий для сознательного   активного   участия   учащихся   в   творческой   деятельности, приносящей   радость   преодоления,   радость   открытия,   радость   достижения поставленной цели. Личная концепция учителя:      поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;          реализация задачи формирования орфографических и пунктуационных умений   и   навыков   с   учетом   возрастных   и   психологических   особенностей учащихся;     включения каждого ученика в активную творческую деятельность;    усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;   сопереживания, взаимной поддержки.         создание   на   уроках   русского   языка   атмосферы   сотрудничества, Технология опыта.  Глава 1. Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала на уроках русского языка.      Основной задачей на уроках русского языка я считаю ­ обучение умению целесообразно   и   правильно   пользоваться   языковыми   средствами   для выражения   своих   мыслей.   В   каждом   ребенке   нужно   развить   способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.        В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу ­ научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как   с   преподавателем,   так   и   с   классом.   Развитие   творческого   потенциала учащихся ­ одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности. Основные приёмы развития творческих способностей:  написание сочинений, изложений.  рецензирование сочинений;  игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;  творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды;  творческие задания на дом.       Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся ­ один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы 7 направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться   самостоятельно,   а   учитель   ­   руководить   этим   самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания   выполнялись   школьниками   не   механически,   а   сознательно,   нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.        Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить   детей  мыслить,  анализировать   и  обобщать   языковые   факты,  что   в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".     Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей   к   учению,   развивают   их   наблюдательность,   учат   их   самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка. Глава 2. Уроки развития речи. Широко   использую   работу   с   опорными   словами,   сочинения­миниатюры   по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным,  по   наблюдениям   учащихся,  составление   письма   подруге   или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим   руководством,   при   этом   степень   самостоятельности   учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и   овладевают   "техникой"   выполнения   соответствующего   вида   работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь   развить   им   речевую   деятельность.   "Речевая   деятельность"   ­   это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.     Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:1) создание речевой ситуации. Цель ­ создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя,   пробуждение   интереса   к   работе,   организация   наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации; 2) предварительная подготовка. Цель ­ создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений; 3) написание сочинения. Особенностью   ребенка   школьного   возраста   является   чистота   и непосредственность   восприятия.   Необычна   и   богата   детская   фантазия, воображение,   потребность   выдумывать   и   сочинять.Знакомясь   с педагогическим наследием В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка". 8 Составление   сказок   благотворно   влияет   на   развитие   творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность,   воспитывает   добрые   чувства,   оживляет   и   делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой   передвижений   и   действий   в   сказочном   мире.   Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ. Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми. 1. Свободное сочинительство ­ пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи. 2. "Мой дневник "­ пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством   с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев. 3.   "Фантазия­картинка"   ­   опиши   словами   картинку,   которой   нет,   которую видишь   только   ты   в   своем   воображении.   Если   написанное   будет   свежо   и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.   Экскурсия   в   картинную   галерею   по   репродукциям   картин 4. профессиональных   художников.   Ситуация   экскурсии   сближает   с   жизнью такой жанр, как сочинение по картине. 5. Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность   подростка   в   оживлении   рисунка   и   написании   сочинения­ повествования вместо сочинения­описания. 6. Музыкальное сочинение. 1­й   вариант   ­   опиши   образы,   которые   возникают   в   твоем   сознании   под впечатлением прослушанного музыкального произведения. 2­й вариант ­ воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или   выдуманного   тобой),   сопровождением   которого   могла   бы   быть прозвучавшая музыка. 7. Сочинение ­ продолжение написанного накануне изложения или диктанта. 8. Сочинение ­ ассоциации по мотивам когда­то написанного диктанта или изложения.         Из  всех   вышеперечисленных   видов   хотелось   бы   выделить   сочинения ­ описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям.  Природа   на   их   страницах   оживает,   принимает   облик   человеческий. Прежде   чем   приступить   к   такому   творческому   процессу,   мы   собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему   "Золотая   пора",   учащиеся   обращали   внимание   на   построение предложений,   на   красочное   описание   осенней   природы.   Каждому   ребенку осень раскрывается по­своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. К недостаткам в работах детей 9 а   самостоятельное, можно отнести то, что в некоторых из них отсутствует вывод. Размышление над   сочинением   пробуждает   у   ребят   интерес   к   наблюдениям,   своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес   к   урокам   русского   языка.   Дети   стали   внимательнее   относиться   к слову,   стали   более   самостоятельными,   появилась   четкая   структура высказывания,   обоснованность   мысли,   отмечается   умелое   использование образно­выразительных средств языка.  Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих   уроках   у   детей   возникает   чувство   гордости   за   свой   край,   любовь   к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.       В   творческий   процесс   включаю   и   этап   обучения   изложению   на   уроках русского   языка.   Изложение   ­   работа   творческая.   С   одной   стороны,   оно предусматривает   не   дословное,   свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику   чёткую   сюжетную   и   лексическую   канву,   которая   помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не   только   литературно   ­   художественных   произведений,   но   и   материал публицистического   характера   ­   из   газет,   детских   и   юношеских   журналов, газет,   энциклопедий,   повествующий   о   жизни   и   делах   человека,   о взаимоотношении   с   природой,   о   дружбе   и   товариществе,   о   честности   и гуманности.   К   текстам   изложений   задаю   учащимся   задания,   ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме. Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые,   выборочные   и   творческие,   с   элементами   описания   и   с грамматическими   заданиями   ­   и   все   они   представляют   огромное   поле деятельности как учащихся, так и учителя.      Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста,   когда   учащиеся   должны   не   только   определить   основную   мысль читаемого   произведения,   его   эмоциональное   восприятие,   пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы   и   основной   мысли   высказывания,   стиля   и   типа   речи,   определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Известно, что внимание школьников средних классов непроизвольно, недостаточно   устойчиво,   ограничено   по   объёму.   Поэтому   весь   процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. С достаточно   развитой   речью  детям   можно   предложить   приём   рисования   по ходу слушания текста (памятки ­ зарисовки), этот приём развивает внимание, память,   мышление,   проявляются   предпосылки   к   творчеству.   Ученики, прошедшие   обучение   изложению   по   памяткам   ­   зарисовкам,   и   становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения. 10 Обобщив   опыт   трудностей,   испытываемых   учениками   при   написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:  начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;  слова памятки каждого предложения записывай; между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;  окончив   первое   активное   слушание,   закрой   глаза   и   восстанови   по памяти   воображаемые   картинки,   возникающие   у   тебя   при   чтении текста;  помоги   себе   рисунком   или   схемой,   сделав   их   на   обратной   стороне листа;  из слов составь все предложения;­ активно слушай второе чтение текста учителем,   вноси   изменения   и   дополнения   на   оставленных   тобою строчках; закончи   работу   над   изложением   в   черновике,   прочитай   написанное, исправь ошибки.    Творческие   потенциалы   учащихся   могут   способствовать   запоминанию     Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти. И мы почувствуем момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложению с элементами сочинения, рассуждения. Глава 3. Творческие словари.   словарных слов.     Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок ­ одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. С проблемой запоминания слов я столкнулась с первых шагов работы в школе. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно ­ иллюстративный материал из школьного "картинного   словаря"   лишь   привлекает   внимание   учащихся   к   работе,   а запоминанию   непроверяемой   буквы   он   не   способствует;   но   есть   способ, который позволяет запомнить букву интересно.      К.Д.Ушинский подметил: "Ребёнок мыслит образами". Я согласна с ним полностью.   Мы   "оживили"   букву,   создали   её   "образ"   в   конкретном   слове. Когда   мы   начали   такую   работу   с  ребятами,  результаты   не   заставили   себя ждать.    И буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратилась в колёса, в слове ШОССЕ ­ в   дорожный   знак.   А   в   словарике   появились   слова   из   привычных   букв   в сочетании с рисунками ­ буквой:       Эти   творческие   словарики   дают   мне   возможность   ускорить   процесс запоминания детьми словарных слов, а так же развивают творчество, умение выделять   главное   в   определенном   слове,   сопоставлять   его   с   другими явлениями и предметами. Глава 4. Использование игр на уроках. 11 Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют,   классифицируют,   благодаря   представленной   им   свободе   для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех   выявить   скрытые   способности.   Необходимы   дидактические,   ролевые игры,  в  которых   особенно   активизируются   умственные   способности  детей, развивается их творчество и воображение.        Игра ­ это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры   ­   соревнования,   например,   "Аукцион".   Подобрать   как   можно   больше слов   по   схеме.  Нельзя   забывать,  что   игра  ­   естественная   потребность   для детей   среднего   школьного   возраста.   В   игре   ребёнок   раскрепощается,   а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в   материальный,   видимый   и   осязаемый.   Для   активизации   мыслительной деятельности на уроке много возможностей. Глава 5. Формы проведения творческих уроков.     Повышению   интереса   к   урокам   русского   языка   способствует   и занимательная   форма   их   проведения:   уроки   ­   сказки,   конкурсы,   уроки   ­ путешествия в страну Грамматику, по станциям Словотворск,  Сказуменция, Подлежащиха, Звукогорск:      В уроки ­ сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.      Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по­новому. Затем   работа   проводится   в   группах,   обсуждаются   результаты,   и   делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта ­ учителя.     Уроки ­ семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы,   изучают   литературу,   стремятся   найти   новый   дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных   интересов.   Уроки   ­   семинары   помогают   развить монологическую речь.         Дети   с   удовольствием   рассказывают,   показывают   книги,   которые   им удалось   прочитать   к   уроку,   ставят   оценки,   пишут   стихи,   сказки.   Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки ­ праздники.           Творческие   способности   личности   на   уроках   русского   языка   могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении   домашних   заданий.   Широкое   применение   в   моей   практике получили   проблемные   ситуации,   возникающие   в   результате   побуждения школьников   к   выдвижению   гипотез,  предварительных   выводов,  обобщений. 12 Являясь   сложным   приемом   умственной   деятельности,   обобщение предполагает   наличие   умения   анализировать   явления,   выделять   главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не   только   общими   приемами,   но   и   специфическими,   что   обусловлено содержанием   изучаемого   предмета.   В   достижении   таких   результатов   мне помогает   творческая   работа   детей   дома,   где   они   обобщают   и   закрепляют изученный материал.        По результатам исследований американских ученых, домашние задания достигают   порой   обратного   результата:   вместо   серьезной   работы   по самообразованию   ­   бесчисленное   копирование   учебников,   поголовное списывание   и   зубрежка.   Вместо   пользы­   вред,   вместо   радости   ­ отчаяние. Чтобы избежать этого, следует практиковать нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц,   схем,   алгоритмов.   Наряду   с   традиционными,   привычно   скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.      Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии,   чтобы   ребенок   с   удовольствием   взялся   за   выполнение   задания. Например, сочинение "Как я провел день" учитель просит написать от имени собаки, кота, муравья и т.д., вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагает написать сочинение "Моя комната в 2030 году". Интересно и такое задание на дом: по вырезанной из журнала фотографии придумать историю, иллюстрацией   к   которой   могла   бы   стать   эта   фотография.   На   следующем уроке выбирается лучшая работа. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то,   что   хочется.   Такие   виды   работ   развивают   воображение,   смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.       Таким   образом,   создание   проблемных   ситуаций   в   процессе   обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность,   направленную   на   разрешение   возникающих   проблем,   что неизбежно   ведет   к   развитию   и   познавательной   самостоятельности,   и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.   Глава   6.Творчество   и   мыслительная   деятельность   литературы.  Широкие возможности для активизации творческих способностей учащихся представляют уроки литературы. Работая в 5 классах, я пришла к выводу, что наиболее эффективными видами творческой   работы   для   пятиклассников   являются  иллюстрирование произведения (например, В.Жуковский «Спящая царевна», сказы П. Бажова, 13   на   уроках Естественно,   эти   творческие   работы   невозможны   без   предварительной сказки Г.­Х. Андерсена), позволяющее детям отобразить собственное видение героев, а также  придумывание историй со сказочным сюжетом. Причем подобная работа может строиться по нескольким направлениям: Сказка,   условие   которой   задано   учителем   (например,   о   соломенном человечке). Сказки, от начала и до конца придуманные детьми.   подготовки: анализа сюжета и композиции сказки.     Материал   сказок   может   служить   и  для   внеклассной   творческой   работы, заинтересовывая   ребенка   литературой,   побуждая   прочесть   произведение, отрывки из которого были использованы на занятиях, полностью. Кроме того, творческую   активность   детей   можно   стимулировать   с   помощью  устного словесного рисования. Этот прием, развивающий речь детей, их воображение, дающий   возможность   соотнести   содержание   произведения   с   личными впечатлениями,   точнее   –   элементы   этого   приема,   я   использую   на   каждом уроке литературы в виде, разных вопросов и заданий. Например,  Найдите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения. Подберите эпитеты к заданному слову. Опишите в одно предложение ночь, ветер, закат, рассвет. Опишите, каким вы представляете себе героя. Какая картина вам представляется при чтении стихотворения? Какие чувства она вызывает? Устно нарисуйте иллюстрацию к произведению.     Эта   работа   заставляет   ребят   вдумываться   в   смысл   читаемого   и   воочию представлять изображенную картину. «Слово не просто звук, а возбудитель образов… Слушать… означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы», ­ писал К.Станиславский.   Составление   картинно­эмоционального   плана   стихотворения   помогает   учащимся   выяснить   душевное   состояние   героя   и   выразить   свои собственные   чувства,   а   также   может   являться   средством   обобщения   тех впечатлений, которые дети получили в ходе анализа произведения. В целом же это   привносит   элемент   творчества   в   урок:   ребятам   интересно  «разбивать» стихотворения на отдельные картинки­эпизоды и соотносить свои чувства с переживаниями автора. Картинно­эмоциональный план стихотворения А.С.Пушкина «Бесы». Картины природы 1 строфа «Еду, еду в чистом поле…» 2­4 строфы «В поле бес нас водит, видно,…» Чувства (эмоции) читателя страх тревога растерянность беспокойство одиночество 14 5­6 строфы «…     духи   собралися   средь   белеющих равнин…» 7 строфа «…   визгом   жалобным   и   воем надрывая сердце мне…» удивление усиление тревоги нарастание страха жалость тоска уныние     Например,   работа   с   черновыми   рукописями   стихотворения Работа с черновыми рукописями на уроках литературы превращает ученика в   исследователя,   приобщает   к   творчеству   как   к   весьма   трудоемкому,   но интересному процессу.   М.Ю.Лермонотова «На севере диком…» Сравните   черновые   тексты  с   окончательной   редакцией.  Какой   вариант более выразителен? Почему? На хладной и голой вершине Стоит одиноко сосна, И дремлет … под снегом сыпучим, Качаяся, дремлет она. (И дремлет, и снежным покровом, Метелью одета она). Ей снится прекрасная пальма В далекой восточной земле, Растущая тихо и грустно На жаркой песчаной скале. «На   севере   диком…»   ­   это   вольный   перевод   стихотворения   немецкого поэта   Г.Гейне.   Существует   и   перевод   Ф.И,Тютчева.     Отличается   ли настроение  и главная мысль  этого стихотворения  от  лермонтовского? Чем? Почему? «С чужой стороны (из Гейне)» На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет. Про юную пальму все снится ему, Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму Стоит и цветет, одинока…     В  5   классе  при   изучении   былинного   эпоса   русского   народа   я   считаю целесообразным выделить целый урок на ознакомление учащихся с поэтикой былин:  ­ особенностями ритмической организации; ­ основными художественными средствами былинного изображения  15 (гипербола, постоянный эпитет); ­ принципами создания образцов героев; ­ понятием эпического времени.      Цель такого литературоведческого урока – не только сформировать   у пятиклассников   представление   о   национальном   героическом   эпосе,   но   и помочь   им   в   создании   собственных   былин   с   учетом   всех   характерных особенностей   этого   жанра.   Этот   опыт   оказался   очень   удачным:   ребята сочинили былины  не только о традиционных богатырях, в своем творчестве они пошли гораздо дальше, описав даже современные нам события былин – былинным слогом.        Однако,   возможно,   что   ряд   учащихся   по   разным   причинам   не   сможет справиться   с   этим   довольно   сложным   заданием.   Поэтому   я   использую принцип   дифференцирования   заданий:   предлагаю  составить   словарь постоянных   эпитетов,   встречающихся     в   самых   разных   былинах.   Этот творческий поиск и систематизация найденных эпитетов позволили закрепить понятия   «постоянный   эпитет»,   помогли   ребятам   проявить   творческие способности, внимательно вчитаться в тексты былин, увидеть их языковые особенности.            Завершая изучение творчества М.Е.Салтыкова­Щедрина в 7 классе, я сочла необходимым несколько видоизменить запланированный урок развития речи и вместо очередного разговора о жанре сказки попытаться сформировать у учащихся понятие о гротеске на практике. Получив опережающее домашнее задание самостоятельно познакомиться с этим термином, ребята пришли на урок, имея определенное представление о данном сатирическом приеме. Но целью урока была наглядная демонстрация учащимся «работы» гротеска в художественном   тексте,   чтобы   в   дальнейшем   они   могли   отличать   его   от фантастики и гиперболы. Для этого использовался рассказ­клише, в котором было   необходимо   соединить   сказочный   мотив   (сказка   А.С.Пушкина   «О мертвой   царевне   и   семи   богатырях»),   где   королевич   Елисей   отправляется искать   невесту,  с  несвойственными   сказке   элементами   современного  мира. При этом семиклассники должны были соблюдать два условия: Королевич ленив, и его насильно отправили за невестой. Слуга королевича – разгильдяй. (Эти характеристики нужно отразить в речи героев). На месте многоточий в тексте нужно вставить слова, не обязательно соответствующие жанру сказки и происходящим событиям.    Ребята замечательно справились с заданием, и цель урока была достигнута: учащиеся сами сделали вывод о том, что гротеск – это намеренное искажение реальности,   доведенное   до   абсурда;   это   сочетание   высокого   и   низкого   в рамках одного произведения (эпизода)        В  8 и 9 классах  в качестве творческих работ интересны различные виды пересказов,   которые,   как   средство   анализа   литературного   произведения, служат   углубленному   пониманию   его   содержания   и   формы,   побуждают 16 ученика   вчитываться   в   текст,   приглядываться   к   художественным   деталям, помогают разобраться в композиции произведения, привлекают внимание к языку   произведения,   способствуют   повышению   культуры   монологической речи, содействуют развитию образной речи, развивают воображение учащихся, поскольку не просто предполагают воспроизведение текста, а «вхождение» в него, проникновение в его события, соприкосновение с его героями.     Например, художественное рассказывание, отражающее особенности стиля изучаемого произведения в искусном исполнении рассказчика. Оно обостряет внимание   к   стилю   произведения,   к   качеству   собственного   исполнения   и заключает   в   себе   значительную   долю   творчества   детей.   Этот   прием   я использовала   при   изучении   глав   поэмы   Н.В.Гоголя   «Мертвые   души», произведений М.Е.Салтыкова­Щедрина. В процессе этой работы учащиеся не только проявляют творчество, но и практически постигают суть искусства стилизации,  с  которым   они   теоретически   уже   знакомы   («Песня   про   купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова).    Кроме того, подобная работа способствует развития монологической речи учащихся, что, безусловно, имеет большое значение для написания изложений и сочинений в 9 классе.   Основным средством активизации творческих способностей учащихся в 10 и 11 классах является написание разного вида сочинений:  сочинение­анализ стихотворения;  сочинение «Мое любимое стихотворение», «Интерпретация  поэтического текста»;  сочинение­характеристика героя;  сочинение­миниатюра.         Помимо   написания   сочинений,  составления   планов   (хронологического, тезисного, цитатного) и подготовки индивидуальных сообщений о биографии писателя,   об   истории   создания   произведения,   о   героях,   об   особенностях поэтики   произведения,   а   также   обзора   критической   литературы   по изучаемому   произведению,   я   успешно   использовала   лингвистический эксперимент   при   изучении   романа   А.С.Пушкина   «Евгений   Онегин», позволяющий   внести  элемент  творчества  в работу  с  поэтическим  текстом. Этот прием состоит в замене слов и выражений текста синонимами или в восстановлении   авторского   текста,   в   котором   намеренно   пропущены определенные   слова,   что   наталкивает   ребят   на   размышления   по   поводу стилистических   особенностей   произведения.   С   помощью   такого   приема читатель выверяет, насколько удачно автором подобрано то или иное слово, можно   ли   его   безболезненно   заменить   другим,   какую   смысловую   и эмоциональную функцию выполняет данное слово в тексте.  Лингвистический  эксперимент  над  отрывком  5 главы  «Сон  Татьяны» романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 17 На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу эпитеты. Обоснуйте свой выбор. Сравните   ваши   эпитеты   с   оригинальным   авторским   текстом.   Какое настроение создают пушкинские эпитеты?     Конечно, в старших классах большой объем произведений, обилие сложных заданий   и   обязательных   форм   работы   не   всегда   позволяют     достаточно внимания уделить творческому развитию учащихся. Поэтому, на мой взгляд, элементы   творческих   работ   должны   органично   вплетаться   в   материал программных   уроков   и   помогать   старшеклассникам   проникать   в   замысел автора, его творческую лабораторию и при этом совершенствовать и развивать свои творческие способности и возможности.       При   организации   творческой   работы   на   уроках   необходимо,   чтобы предлагаемая  тема или жанр работы  увлекали ребят,  были  актуальными и доступными   для   данного   возрастного   коллектива.   Таким   образом, прослеживается   определенная   закономерность   в   выборе   форм   творческих работ: 5класс – написание сказок, стихотворений   и  загадок (в основном с фантастическим сюжетом), 6 класс – создание комиксов на различные темы, 7 класс   –   написание   рассказов,   8   класс   –ииспользование   разных   видов пересказов,   9   класс   –   создание   текстов   –   рассуждений   о   героях   или произведениях в целом, 10 и 11 классы – стилистические и лингвистические эксперименты,   лабораторные   работы,   позволяющие   вести   глубокие наблюдения над ролью слова в художественном тексте.     Таким   образом,  всю  работу   по   активизации   мыслительной   и   творческой деятельности   учащихся,   можно   систематизировать,   объединив   уроки   в следующие группы: "Уроки­исследования"( "В творческой лаборатории писателя") Это   уроки,   построенные   на   наблюдении   за   тем,   как   выдающиеся   мастера русского слова работают над языком своих произведений, тщательно отбирая слова, языковые конструкции: стилистический эксперимент; лингвистический эксперимент; сопоставительный   анализ   черновых   рукописей   и   окончательного   варианта произведения.  "Сочиняем сами"    Уроки литературного творчества учащихся. На занятиях ребята пытаются использовать   уже   изученные   языковые   и   художественные   средства   для создания собственных текстов в разных жанрах. "Уроки­дискуссии" Умение отстаивать свою точку зрения.       Безусловно,  задача   ­  стимулировать   творчество   и   общение,  воспитывая потребность  в  познании   нового   и приобщении  к  ценностям   культуры –  не 18 может   быть   решена   в   течение   нескольких   уроков.   Это   планомерная   и кропотливая работа. … не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив   –   приучить   его   находить   занимательное   в   том,   что   его беспрестанно и повсюду окружает” (К.Д. Ушинский)                                            Результативность.     Представленная   система   работы   дает   положительный   опыт,   в   основе которого   лежит   органичное   сочетание   традиционных   и   новых   методов   и приемов, которые в равной степени способствуют формированию всех видов ключевых компетенций учащихся.     Постоянное совершенствование форм и методов обучения приводит к созданию   атмосферы   творчества,   формированию   устойчивого   интереса   к учебе. Все это дает только положительный результат.  -Уровень качества обучения русскому языку в классе, где я наиболее активно  использовала данные методы, не снижается.  ­Дети могут свободно и грамотно пользоваться словом как в устной, так и в  письменной речи.  Заключение.   Подводя   итог,   хочу   отметить   ещё   раз,   что   воспитание   всесторонней,   гармоничной и творческой личности ­ главная задача учителя.     Наличие   творческих   интересов   у   школьников   способствует   росту   их активности   на   уроках,   качества   знаний,   формированию   положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.     Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся   исследовательских   умений:   работать   с   научно   ­   популярной литературой   и   справочниками;   анализировать   языковые   единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады; умение отстаивать собственную точку зрения; логически мыслить. Мы   должны   на   уроках   русского   языка   развивать   творческие   способности детей,  их   мировоззрение  и  убеждения,  то   есть  способствовать   воспитанию высоконравственной   личности.   Эта   основная   цель   обучения   может   быть достигнута   только   тогда,   когда   в   процессе   обучения   будет   сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником ­ субъектом деятельности.     На   основе   анализа   и   обобщения   моего   небольшого   опыта   над формированием   и   развитием   творческого   потенциала   школьников,   можно сделать выводы: 1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка. 2.   Как   показывает   практика,   самостоятельно   добытое   знание   усваивается 19 детьми   прочнее,   поэтому   нужно   чаще   придавать   заданиям   проблемный характер. 3.   Учебный   материал   усваивается   лучше,   когда   он   подаётся   не   в   "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя. 20 21

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"

Проект "Формы и методы активизации мыслительной творческой деятельности на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019