Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"
Оценка 5

Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"

Оценка 5
Научные работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
02.06.2017
Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"
статья музыкального руководителя о поликультурном развитии дошкольников с тематическим планированием для старшего дошкольного возраста. Описание актуальности поликультурного развития дошкольников в современном мире, цели,задачи, направления в работе музыкального руководителя в современных условиях дошкольного образовательного учреждения. Статья написана с учётом регионального компонента. О значимости приобщения дошкольников к традициям, истории, быту Заполярья.
Статья Е.Б.Куклина.docx
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ» Куклина Елена Борисовна музыкальный руководитель частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 ОАО «РЖД» В   дошкольном   возрасте   начинает   формироваться   чувство   патриотизма:   любовь   и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности. Современные   исследования,   посвящённые   проблемам   приобщения   дошкольников   к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него ­ Отечества), связаны с изучением   механизмов   социализации,   формирования   социальной   компетентности   ребенка (Т.Н.   Антонова,   Т.Т.Зубова,   Е.П.   Арнаутова   ),   осознание   ребенком   самого   себя   как представителя   человеческого   рода   (С.А.Козлова,   О.А.Князева,   С.Е.Шукшина   и   др.), восприятие   детьми   мира   предметов   (О.А.Артамонова),   формирование   знаний   о   трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт). Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине ­ месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно­экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий   подход   в   образовании   дошкольников   дает   возможность   гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно­просветительском,   но   и   в   эмоциональном   плане.   Знакомясь   с   родным городом,   его   достопримечательностями,   ребенок   учится   осознавать   себя   живущим   в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться культуры. богатствам   национальной и   мировой     к     Центральным   звеном   социализации   «процесса   развития   человека   во   взаимодействии   с окружающим   миром»   является   гуманистическое   воспитание   ребенка   с   опорой   на общечеловеческие   ценности,   на   любовь   к   родителям,   семье,   месту,   где   он   вырос,   и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно­ориентированной дидактики ­ принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным   только   при   условии   их   активного   взаимодействия   с   окружающим   миром эмоционально­практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению   Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать,   сохранять,   развивать   и   передавать   дальше   культурное   наследие   этноса   через включение в культуру и социальную активность. Именно акцент на знание истории народа, его культуры   поможет   в   дальнейшем   с   уважением   и   интересом   относиться   к   культурным традициям    других   народов.  Кольское   Заполярье   –   это   земля   с   богатым   культурным, историческим   и   этнографическим   наследием,   уникальным   ландшафтом,   суровой,   но удивительно   красивой   природой.  В   связи   с   миграцией   на   Кольский   полуостров   здесь проживают   люди     из   разных   уголков   страны.     Всех     объединяет   этот   северный   край,   у которого есть своя история, свои традиции, коренные жители   со сложившейся культурой и бытом. Как показывает практика, современные дети, даже проживающие здесь с рождения и некоторые взрослые  имеют недостаточные представления о родном крае. Это и определило необходимость выбора темы поликультурного образования с региональным компонентом. Предлагаемое тематическое планирование предназначено для реализации работы по формированию   поликультурных   компетенций   дошкольников  в   условиях   дошкольного образовательного учреждения.  Цель   ­  приобщение   дошкольников   к   историческому   и   культурному   наследию   Кольского Заполярья. Задачи: ­ познакомить с историей возникновения города Мурманска; ­ расширять представления детей о родном городе,  его достопримечательностях; ­ формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, его жителям, труду; ­ формировать начало экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Мурманской области; ­ познакомить с  культурой  и бытом коренных народов Севера ­ саамы; ­ познакомить с особенностями костюма коренных жителей Севера; ­ развивать   творческое   воображение   через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников; ­ формировать  у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; ­   воспитание   патриотизма,   уважения   к   культурному   прошлому   родного   края   средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово; ­воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам; их традициям. Тематическое планирование программного  материала в старшей группе месяц тема количество 1.   Экскурсия   в   краеведческий   музей.   Посещение тематической   выставки   в   областной   детско­юношеской библиотеке  «Исторический калейдоскоп» 2.  « История возникновения города Мурманска» 3.  «Климат Заполярья» 4.   Знакомство   с   играми   народов   Севера   в   совместной деятельности педагога с детьми. 1. «Улицы родного города» 2. «Герб города Мурманска» 3. « Путешествие в северный лес» 4.  « День рождения Мурманска» 1.  « Праздник Севера» 2.  «Почетный гражданин города­героя Мурманска­ Борис Макарович Соколов» 3.   Знакомство   с   творчеством   местных   художников. Посещение   выставки   местных   художников   в художественном музее. 4. Музыкальное развлечение «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь» 1.   Посещение   выставки   «   Животные   в   тундре»   в краеведческом музее. 2.  « Чудеса северной природы» 3.  Рисование « Чудеса в полярную ночь» 4. Спортивный досуг « Игры народов Севера » 1.«Как зимуют  животные Севера» 2. « Северный олень» сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь 3  4  4 4 4 3. Лепка « Северный олень» 4.  Фольклорный праздник « Здравствуй, солнце» 1.  «Кто такие саамы и где они живут» 2.   Знакомство   с   саамской   поэтессой   Октябриной Вороновой и ее стихами. 3.  Рисование сюжетное « Мы живем в тундре» 4. Музыкальное развлечение « Как по снегу, по метели в гости в тундру мы летели» 1.Знакомство   с   национальным   саамским   узором.   Лепка декоративная « Чудо –узор». 2. Аппликация « Саамская рукавичка». 3. Декоративное рисование «Саамские узоры» 4.Знакомство с культурными традициями «Масленица». 1.« Морской флот» 2. «Научная экспедиция на морское дно» 3. Викторина « Милее сердцу края нет» 4. « Вечер­ развлечений « Вечорки  у поморки» 1.  « Боевая слава города» 2.  « Лекарственные растения тундры» 3. « Пернатые обитатели Заполярья» 4.Знакомство   с   творчеством   местных   композиторов. Встреча   в   музыкальной   гостиной   детского   сада. Выступление   семейного   фольклорного   ансамбля «Шамшуры». февраль март апрель май 4 4 4 4 Подводя итог, можно констатировать, что развитие поликультурных представлений дошкольников   с   использованием   фольклора   и   традиций   народов,   населяющих   Кольский полуостров возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно­воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома. Список используемой литературы 1.БольшаковаН.Б., Гуляева З.А. Мой город­ повелитель кораблей.Мурманск,2006. 2.Дранишников В. В. Мой­ Мурманск. – Мурманск, 1997. 3. Дранишников В. В.  Этих дней не смолкнет слава. 4.БутаковаЛ.П., Давиденко Г.В. ,Федорова Е. Г. Роднички  Беломорья. Мурманск, 2006. 5. Праздники и развлечения с детьми на Севере. Сборник сценариев.­ Мурманск, 2002. 6. Субботина Е. В. Сборник сценариев для детей дошкольного возраста.­ Пермь, 1991. 7.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе  группа. М.: Карапуз­дидактика, 2007. 8.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. М.:  «Издательство скрипторий», 2007. 9.Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова ХIX –  XX вв. Петрозаводск, 1993. 10.Ушаков И.Ф. История родного края. Мурманск, 1984. 11.Воронова О.В. Сборник стихов «Снежница» (на русском языке, перевод Смирновой В.Л.)  Мурманск, 1986. 12.Большакова Н.Б.  Цветет над куваксой звезда. (Областная детско­юношеская библиотека).  Мурманск, 2003. 13Манохина Е .Зеленый наряд Мурманской области/ Методическое пособие для воспитателей ДОУ, Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. 14.Звенящие краски Заполярья: «северная осень»: Учебно­методическое пособие. Мурманск:  Областная детско­юношеская библиотека, 2003. 15.Мой мачтовый город: сборник стихотворений и рассказов. Мурманск, 2008. 16.Мурманск в моём сердце: сборник стихотворений. Мурманск, 2003 год. 17.Линченко Н.М. Большие открытия маленького человека. Мурманск, 1999 18. Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. –  Мурманск: Кн. Изд­во, 2005.

Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"

Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"

Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"

Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"

Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"

Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"

Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"

Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"

Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"

Статья "Формирование поликультурной компетенции дошкольников старшего возраста в условиях ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017