Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"
Оценка 4.6

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
21.07.2019
Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"
Современная школа находится на стадии обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм и инновационных технологий обучения. Но даже с обновлениями школа не интересна ребенку, учителя сталкиваются с нежеланием детей учиться. Основная задача учителя в общеобразовательной школе —формирование у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе, создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
статья.docx
Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. Журавлева Светлана Сергеевна,  учитель начальных классов   деятельности.     Современная   школа   находится   на   стадии   обновления,   постоянно   происходит совершенствование   содержания,   организационных   форм   и инновационных   технологий обучения. Но даже с обновлениями школа не интересна ребенку, учителя сталкиваются с нежеланием   детей   учиться.   Основная   задача   учителя   в   общеобразовательной   школе — формирование   у   школьников   положительной   устойчивой   мотивации   к   учебной деятельности,   такой   мотивации,   которая   побуждала   бы   их   к   упорной,   систематической учебной   работе,   создание   психолого­педагогических   условий   для   развития   мотивации учебной                          Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь   видимость   учебной   деятельности.   Как   же   пробудить   желание   «   напиться»   из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность? Формирование учебной мотивации —   одна   из                 Младший школьный возраст оптимален для того, чтобы заложить основу умения, желание учиться. Внутренние мотивы носят значимый личностный  характер, обусловлены познавательной потребностью ученика, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации   своего   личностного   потенциала.   Преобладание   внутренней   мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. И мотивом и целью учения является овладение учебным материалом. Учащийся   непосредственно   вовлечен   в   процесс   познания,   и   это   доставляет   ему эмоциональное удовлетворение.   центральных   проблем   современной   школы. Внешние   мотивы   характеризуются   тем,   что   овладение   содержанием   учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может   быть   получение   хорошей   оценки   (аттестата,   диплома),   выполнение   требований учителя или родителей, получение награды или похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся отчужден от процесса познания, переживает бессмысленность происходящего, проявляет пассивность либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым. В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях. Широкие   познавательные   мотивы   к   середине   этого   возраста   преобразоваться   в   учебно­ познавательные   (у   учащихся   появляется   интерес   к   способам   приобретения   знаний),   эти мотивы   самообразования   представлены   самой   простой   формой   –   интересом   к дополнительным   источникам   знаний.   В   этом   возрасте   социальные   мотивы   представлены желанием ребенка получить одобрение учителя. Интенсивно развивается целеполагание в учении.          В современной психологии слово «мотивация» используется в двояком смысле: как   обозначающее   систему   факторов,   детерминирующих   поведение   (сюда   входят,   в частности,   потребности,   мотивы,   цели,   намерения,   стремления   и   многое   другое)   и   как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [1, c. 56].        Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём его усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому очень важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.            Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он будет включён   в   деятельность,   соответствующую   зоне   его   ближайшего   развития,   если   учение вызывает   положительные   эмоции,   а   педагогическое   взаимодействие   участников образовательного процесса будет усиливать роль эмоций и эмпатии, будет  доверительным.            Мотив достижения успеха и мотив получения высокой оценки, характерны для начала обучения в школе и достаточно часто становятся доминирующими мотивами учения. Мотивация  достижения успеха (желание ребенка хорошо и правильно выполнить задание, получить   необходимый   результат)   наряду   с   познавательными   интересами   (стремление   к получению новых знаний, навыков, действий и др.) – наиболее ценные мотивы учения [8, с.33]. Важно отметить, что в мотивации достижения успеха достаточно часто наблюдается и другая тенденция – мотив избегания неудачи. Этот мотив проявляется в том, что дети стараются избежать   «двойки»   и   возможных   последствий,   которые   влечёт   за   собой   низкая   отметка (недовольство педагога, санкции родителей).           Этот   мотив   очень   интенсивно   развивается   на   протяжении   всего   обучения   в начальных классах, и к окончанию начальной школы у неуспешных в учебной деятельности школьников этот мотив становится доминирующим, а мотивы достижения успеха и получения высокой отметки становятся менее заметными. Мотивация избегания неуспеха приобретает значительную   силу,   которая   сопровождается   повышенной   тревожностью,   негативной окрашенностью отношения к учению [23, с. 18].       Большое место в мотивации младшего школьника  занимает отметка. Некоторые ученики начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки. Лишь немногие могут установить непосредственную связь между отметкой и знаниями. Очень часто дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей.  Многие  дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов,  когда  дети  могли  сделать выбор:  решать задачу  на отметку  или  решать  задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку. Отметка выражает оценку знаний учащегося, общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней ради сохранения и повышения своего престижа, а не собственно ради знания. По этой причине  младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш. А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили   их.   Другие   быстро   привыкают   к   своим   неудачам,   теряют   веру   в   свои   силы   и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.              В связи с тем, что младшие школьники придают большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя,   так   как   она   таит   в   себе   большую   опасность   формирования   эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.       Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства.            Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей, представляет свой вид деятельности   (эмоциональный,   мотивационно   ­   целевой,   познавательный).   Каждый   блок рассматривается   с   позиции   получаемого   результата,   который   выступает   основанием   для использования в других блоках.             Каждый новый блок возникает на основе предшествующего, и становится  на данном этапе приоритетным,  управляющим, подчиняющим  себе  другие.  В зависимости от учебной   ситуации   один   блок   может   пронизывать   и   дополнять   другой.   Допустим, эмоционально­волевые   проявления   младших   школьников   становятся   мотивом   поведения, ориентированного на достижение цели. В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводится   умению   ребёнка   управлять   своими   эмоциями,   поведением   и   деятельностью. Благодаря развитию самостоятельности у младших школьников формируется умение ставить цель   и   предвидеть   результат   предстоящей   деятельности.   Вместе   с   этим   у   ребёнка проявляются   такие   качества   как   любознательность,   инициативность   что   позволяет   ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.         Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство ­ причину познавательного интереса. Учителю необходимо использовать для этого следующие приемы:   уроке?"   и   т.д.), 1) создание ситуации успеха, которая формируется через выполнение заданий посильных для всех   учащихся,   изучение   нового   материала   с   опорой   на   старые   знания; 2)   положительный   эмоциональный   настрой,   формирующийся   через   создание   на   уроке доброжелательной   атмосферы   доверия   и   сотрудничества,   яркую   и   эмоциональную   речь учителя; 3)   рефлексия,   для     оценки   собственной   деятельности   и   деятельности   других,   вопросы, требующие   многовариантных   ответов   (например,   "почему   было   трудно?",   "что   открыли, узнали   на   4)  занимательность,  необычное   начало   урока,  с  использованием   музыкальных   фрагментов, игровых и соревновательных форм, юмористические минутки.                    Мотивационно­целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам: 1) незавершённость и прерывание учебной деятельности, через самостоятельное определение целей   последующей   деятельности   и   создание   ситуации   дефицита   знаний; 2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий,   варьирование   заданий   по   степени   значимости,   совместное   планирование   оценку   результата   деятельности; уроке   прерывание деятельности   на   деятельности; 3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий; 4)   практическая   направленность,   через   определение   значимости   изучаемого   материала, соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.   и   незавершённость   Познавательный   блок   направлен   на   формирование   учебной   деятельности,   которая характеризуется умением самостоятельно выделять проблему (учебную задачу) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самооценки и самоконтроля  своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:       и   проб   "метод 1)   Включение   учащихся   в   коллективную   деятельность,   через   игровые   и соревновательные   формы,   организацию   работы   в   группах,   взаимопроверку, коллективный   поиск   решения   проблемы,   оказание   учащимися   помощи   друг   другу, приём ошибок". 2)   Необычная   и   нестандартная   форма   преподнесения   материала; 3)   Создание   проблемной   ситуации,   через   анализ   и     сравнение   учебных   объектов, создание ситуации дефицита знаний, организацию обучения от учащихся, установление противоречий. 4)   Сотрудничество   на   уроке,   через   совместное   решение   проблемы   и   разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков   моделирование. 5)   Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование   рефлексивных   линеек,   оценка   промежуточных   достижений,   отзыв учащихся других. 6)  Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку   лучших   работ,   оказание   учителем   незначительной   помощи,   усложнение заданий.   Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой, переплетаются. классификацию, обобщение, предметов, об   ответе            Мотивационная сфера – это ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем хочет учиться хорошо и отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, ведущими являются мотивы «доставить радость   родителям»,   «на   уроке   интересно»,     «хочу   больше   знать».   Имея   знания,   ученик получает высокие отметки, которые становятся источником других поощрений, залогом его эмоционального   благополучия,   предметом   гордости.   Когда   ребенок   успешно   учится,   его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.   Отечественные   психологи   (Л.А.   Венгер   и   др.)   отмечали,   что   у   детей   в   младшем школьном возрасте существует определенная динамика их отношения к учению – правильное отношение к учебной деятельности формируется не сразу. Например, в первых классах,  дети в первую очередь воспринимают положительно перспективу их нахождения в школе, так как осуществляют   свою   потребность   в   изменении   социального   статуса   (из   дошкольника   в школьника; потребность узнать что­то новое), но механизм этого познания еще сознательно ими не анализируется [6, с. 99]. Исходя из этого, педагогам на данном этапе необходимо подкреплять потребность быть школьником положительными эмоциями, чтобы сформировать их мотивацию к учению, к познанию нового. Если же потребность быть школьником не реализуется и ребенок получает негативные   эмоции   от   своего   нахождения   в   школе   и   от   всего   учебного   процесса,   то стремление познавать что­то новое, тяга к учению  может остаться в зачаточном состоянии. Младший школьный возраст является   значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, стремление занять определенный социальный статус в обществе. Приобретая новые качества и навыки, школьник   учится   действовать   в   разных   жизненных   обстоятельствах   самостоятельно, благодаря чему на его плечи ложится личная ответственность за свои действия и поступки. Все это приводит к тому, что у ребенка повышается уровень интеллектуального развития и меняется мировосприятие. Как в любом жизненном периоде, здесь есть свои психологические особенности,   зная   которые   младший   школьный   возраст   можно   использовать   в   качестве закладки   основных   жизненных   ценностей   ребенка,   приобретения   положительных   качеств. Нужно учитывать, что иногда в это время может возникнуть частая утомляемость,  связанная с   интенсивным   физическим   ростом   ребенка,   который   опережает   его   психоэмоциональное развитие [18, с.78]. Главной задачей детей в этот период становится учебная деятельность, направленная на освоение новых знаний и умение воспринимать новую информацию. Именно поэтому в это время происходит следующее: –   доминирующей   мотивацией   становится   достижение   знаний   и   получение   хороших отметок в качестве поощрения; – наглядно­образное мышление сменяется словесно­логическим; – смена распорядка дня,   референтной группы, новые требования приводят к смене восприятия ребенком своего места в коллективе. Младший   школьный   возраст   характеризуется   самоутверждением   ребенка,   которое может   проявляться   по­разному.   Если   у   одних   детей   становление   происходит   вместе   с хорошим поведением и   учебой, то у других это происходит абсолютно наоборот. Именно поэтому   следует учитывать психологические особенности младших школьников, которые заключаются в стремлении к постоянному движению, необходимости делиться с взрослыми своими достижениями и результатами, а также в потребности похвалы. Последнее, между прочим,   является   чрезвычайно   важным   моментом   в   жизни   ребенка,   поскольку   похвала придает ему уверенность в правильно выбранной позиции по тому или иному вопросу [13, с. 43]. Следует также учитывать, что в этом возрасте все школьники стараются копировать друг друга и психологи отмечают так называемое коллективное поведение. В этом нет ничего плохого, поскольку это очень важный период в жизни каждого человека, при котором ребенок начинает чувствовать ответственность не только за себя самого, но и за своих товарищей. У него появляется понимание долга,  чувство сопереживания за своих друзей. Помимо   всего   прочего,   младший   школьный   возраст   характеризуется   стремлением детей   к   различным   видам   творческой   деятельности,   поэтому   именно   в   это   время   так необходимо отдавать своего ребенка в разнообразные кружки по интересам, которые окажут ему неоценимую пользу. При воспитании ребенка каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен считаться с его мнением и прикладывать все усилия к тому, чтобы стать ему   другом.   В   таком   случае   будет   обеспечено   доверие   маленького   человека,   а   также возможность осуществлять его правильное воспитание.   Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между   созданием   у   них   соответствующего   намерения   и   его   выполнением   не   должно проходить много времени, чтобы это стремление «не остыло». Кроме того, целесообразно ставить ближайшие и небольшие, а не отдаленные и крупномасштабные цели. Деление общей цели на ряд небольших отдельных заданий побуждает ребенка не только начать работу, но и завершить ее.   К концу обучения в начальной школе у детей начинает проявляться избирательное отношение   к   отдельным   учебным   предметам,   в   результате   чего   общий   мотив   учебы становится   более   дифференцированным:   появляется   положительная,   вместе   с   тем   и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако, в этом возрасте познавательные интересы детей, являются еще эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок закончится [5, с. 257].                  Как отмечает А.К. Маркова, мотивация, определяемая главным образом новой социальной   ролью   ребенка   –   был   «просто   ребенок»,   а   теперь   школьник,   не   может поддерживать   в   течение   долгого   времени   его   учебную   работу   и   постепенно   теряет   свое значение. Поэтому формирование в начальных классах мотивов, придающих учебе значимый смысл, когда она становится для ребенка сама по себе жизненно важной целью, является одной из главных задач учителя. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится. Учебно­познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности младшего школьника, поэтому очень важно то, как она осуществляется [8, с. 44­ 45]. Пути   формирования   положительной   устойчивой   мотивации   учебной   деятельности учащихся различные. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как   ни один из них сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного – решающее, для другого – не может быть [4, с. 40]. Литература: 1.   Алтунина   И.Р.   Структура   и   развитие   мотивов   социального   поведения:   учебно­ методическое пособие – М.: Московский психолого­социальный институт, 2006. – 112 с. 2. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для вузов – Мн.: Новое знание, 2004. – 336 с. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 464 с. 4. Гликман И.З. Как стимулировать учение / Открытая школа. – 2011. – № 2. – С. 39­ 45. 5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2008. – 512 с. 6.   Леонтьев   А.Н.   Проблемы   развития   психики   –   М.:   Изд­во   Московского Университета, 1972. – 573с. 7. Маиерс Д. Психология – Мн.: Попурри, 2008. – 848 с. 8.   Маркова   А.К.   Формирование   мотивации   учения:   книга   для   учителя   –   М.: Просвещение, 1990. – 192 с.   ­   М.   :   А.Б.   Орлов,   Просвещение, 9. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, А.Т.   Матис,   191   с.           10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.          11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.           12. Медведская Е.И. Оценка и отметка / Пачатковая школа. – 2011. – № 3. – С. 55­58.             13. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника  / Д.Б. Эльконин.  ­М.:Просвещение,1989.­с. 315                  1990.   ­ Отечественные   психологи  (Л.А.  Венгер  и   др.)  отмечали,   что  в  младшем  школьном возрасте у детей существует определенная динамика их отношения к учению – правильное отношение к учебной деятельности формируется не сразу. Например, в первых классах дети сначала   воспринимают   положительно   перспективу   их   нахождения   в   школе,   так   как осуществляют   свою   потребность   в   изменении   социального   статуса   (из   дошкольника   в школьника; потребность узнать что­то новое, но механизм этого познания еще сознательно ими не анализируется [6]. Поэтому   педагогам   необходимо   на   данном   этапе   подкреплять   и   потребность   быть школьником   положительными   эмоциями,   чтобы   сформировать   их   мотивацию   к   учению,   к познанию чего­то нового. Если же потребность быть школьником не реализуется и ребенок получает негативные эмоции от своего нахождения в школе и от всего учебного процесса, то тяга к учению, стремление познавать что­то новое может остаться в зачаточном состоянии. Младший   школьный   возраст   является   достаточно   значимым   периодом   жизни, поскольку   в   это   время   закладываются   основы   характера   и   поведения,   проявляется темперамент,   а   также   стремление   занять   определенный   социальный   статус   в   обществе. Приобретая   новые  качества   и  навыки,  школьник  учится  действовать   в  разных   жизненных обстоятельствах   самостоятельно,   благодаря   чему   на   его   плечи   ложится   личная ответственность   за   свои   действия   и   поступки.   Все   это   приводит   к   тому,   что   у   ребенка меняется мировосприятие и повышается уровень интеллектуального развития. Как и в любом жизненном периоде, здесь есть свои психологические особенности, зная которые младший школьный возраст можно использовать в качестве закладки основных жизненных ценностей ребенка, а также приобретения положительных качеств. Нужно учитывать, что иногда в это время   может   возникнуть   частая   утомляемость,   что   связано   с   интенсивным   физическим ростом ребенка, который опережает его психоэмоциональное развитие [18]. Главной задачей детей в этом периоде становится учебная деятельность, направленная на освоение новых знаний и умение воспринимать новую информацию. Именно поэтому в это время происходит следующее: – наглядно­образное мышление сменяется словесно­логическим; –   доминирующей   мотивацией   становится   достижение   знаний   и   получение   хороших отметок в качестве поощрения; – смена распорядка дня и референтной группы, а также новые требования приводят к смене восприятия ребенком своего места в коллективе. Младший   школьный   возраст   характеризуется   самоутверждением   ребенка,   которое может   проявляться   по­разному.   Если   у   одних   детей   становление   происходит   вместе   с хорошей  учебой  и поведением,  то у других  это может  происходить  абсолютно наоборот. Именно   поэтому   здесь   следует   учитывать   психологические   особенности   младших школьников, которые заключаются в стремлении к постоянному движению, необходимости делиться   со   взрослыми   своими   достижениями   и   результатами,   а   также   в   потребности похвалы.   Последнее,   между   прочим,   является   чрезвычайно   важным   моментом   в   жизни ребенка, поскольку похвала придает ему уверенность в правильно выбранной позиции по тому или иному вопросу [13]. Следует также учитывать, что в этом возрасте все школьники стараются копировать друг друга и психологи отмечают так называемое коллективное поведение. В этом ничего плохого нет, поскольку это очень важный период в жизни каждого человека, при котором ребенок   начинает   чувствовать   ответственность   не   только   за   себя   самого,   но   и   за   своих товарищей. У него появляется чувство сопереживания за своих друзей, понимание долга. Помимо   всего   прочего,   младший   школьный   возраст   характеризуется   стремлением детей к различным видам творческой деятельности, поэтому именно в это время необходимо отдавать   своего   ребенка   в   разнообразные   кружки   по   интересам,   которые   окажут   ему неоценимую пользу. При воспитании ребенка каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен считаться с его мнением и прикладывать все усилия к тому, чтобы стать ему другом. В таком случае будет обеспечено доверие маленького человека, а также возможность осуществлять его правильное воспитание [11]. Способов мотивации существует масса, начиная от нестандартного вида и поведения учителя и заканчивая

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"

Статья "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"
Скачать файл