КЛАССНЫЙ ЧАС « Я И МОИ Д Р У З Ь Я»
Задачи:
1.На примере прочитанных рассказов, стихов составить у учащихся понятие о настоящей бескорыстной дружбе.
2.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.
Оборудование: пословицы о дружбе написаны на доске, песни на компьютере; бумажная ромашка для игры «Ромашка»
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя
Сегодня мы поговорим о дружбе, а также обсудим следующие вопросы (написаны на доске)
* Что такое дружба?
* Что вам нравится в вашем друге?
* За что вы иногда обижаетесь на него?
* Как вы сами относитесь к своему другу?
* Помогали вы другу, когда ему было трудно?
* Помогал ли вам друг в трудную минуту?
* Каким бы вы хотели видеть своего друга?
Что такое дружба?
Учитель: Много пословиц и поговорок сложено о дружбе. Вот некоторые из них. (ученики читают пословицы с доски
и объясняют их смысл)
1. Нет друга ищи, а найдёшь – береги!
2. Друг познаётся в беде.
3. Недруг поддакивает, а друг спорит.
4. С другом веселее при удаче, легче в беде.
5. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
С чего всё началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется
«Слово друг»
Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же),
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал «Дурак!»,
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что,
в сущности, одно и то же).
А злое слово я приберегу,
Пускай оно достанется врагу.
Знакомство с литературными произведениями о дружбе.
Учитель: К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так , как в
стихотворении «Два козла».Может, прослушав это стихотворение, кто – то узнает себя. А узнав, постарается не быть
похожим на этих персонажей.
Два козла.
Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил!
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз…
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Учитель: Да, такие отношения дружескими не назовёшь. Лучше, если всё происходит, как в песне…
Ученики (хором поют песню) «Если с другом вышел в путь»
Инсценировка рассказа
Учитель: В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слова «дружба»:
«бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие.
Посмотрите инсценировку рассказа «Ни за то и ни за это». Она поможет вам понять ,что такое бескорыстие.
(Ученики разыгрывают сценку.)
В е д у щ и й: Костя сделал скворечник и позвал Вову. К о с т я: Посмотри, какой птичий домик я сделал.
В е д у щ и й: Вова присел на корточки.
В о в а: Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер
сделаю.
К о с т я : Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.
Беседа о бескорыстии
Учитель: Что же такое бескорыстная дружба? (Дети отвечают.)
Можно ли назвать бескорыстной героиню данного стихотворения?
Требуется друг.
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Бант у Кати расписной, красные колготки
И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной,
Мы же одногодки. Мы ,как две сестрички,
Мы как две голубки из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти – ты во всём должна идти
Другу на уступки».
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!"
Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени, уговаривать подруг…
Напишу я объявленье «Срочно требуется друг!»
Так почему же никто не хотел дружить с этой девочкой? А с героями этих стихов стали бы дружить?
Сонечка. Жадина.
Тронь её нечаянно – сразу Кто держит конфетку свою в кулаке, Караул! Ольга
Николаевна, он меня толкнул! Чтоб съесть её тайно от всех в уголке,
Ой, я укололась, слышен Сонин голос. Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Мне попало что – то в глаз, Не даст покататься на велосипеде,
Я пожалуюсь на вас! Кто мелом, резинкой,
Дома снова жалобы :Голова болит … любою безделицей
Я бы полежала бы – мама не велит, В классе ни с кем никогда не поделится? Сговорились мальчики:Мы откроем счёт, Имя тому подходящее дадено,
Сосчитаем жалобы – сколько будет в год? Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко. Жадину я ни о чём не прошу,
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его.
Поэтому честно, ребята, скажу:
С жадными я никогда не дружу.
Так каким же должен быть настоящий друг? Может быть, таким ,как в песне, которая так и называется «Настоящий
друг». (Звучит песня)
Рассуждения
Учитель: Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в рассказе «Одинаковые».
Жили две неразлучные подружки – первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень
походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.
Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…
Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:
Да, ты стала хуже…
Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку – то получила не я!
Учитель: За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? А что вы скажете о герое следующего произведения?
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш дал мне однажды
(Я в тот день пенал забыл),
В стенгазете чуть не в каждой
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда – то,
А теперь поставил в счёт.
Не влечёт меня ,ребята,
Больше к другу, не влечёт!
Можно ли назвать такого человека настоящим другом? Если нет, то почему?
Игра «Я и мой друг» Учитель: Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся
одинаковые игры, занятия, если они добры, отзывчивы, неэгоистичны. Сейчас поиграем в игру «Я и мой друг». Принять
участие в ней могут все желающие, но только парами. Я буду задавать вопросы и предлагать три ответа на них. Каждый
из вас записывает тот вариант ответа, который ему больше нравится. После игры проверим: пара, у которой совпадет
больше ответов, станет победителем.
1. Назови свой любимый цвет? (Красный, желтый, зеленый)
2. Что тебе больше нравится? (яблоки, бананы, груши).
3. Какой из предметов любимый?(Математика, русский, чтение).
4. На чем ты любишь кататься больше? (На коньках, на лыжах, на санках).
5. Чем тебе больше нравится рисовать?(Цветными карандашами, красками, фломастерами).
6. Какое время года твое любимое?(Зима, весна, осень).
7. Что тебе больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты).
8. Что ты делаешь в свободное время? (Гуляю с другом, смотрю ТВ, читаю)
9. Какой подарок для тебя лучший? (Игрушки, книги, одежда).
10. Твой любимый день недели? (Пятница, суббота, воскресенье).
11. Какие книги ты любишь читать? (О животных, сказки, фантастику).
12. Кого бы ты хотел иметь дома? (Кошку, собаку, попугая)
13. Какой праздник твой любимый? (Новый год, день рождения, день рождения друга).
Работа в группах
Учитель: Предлагаю поиграть в игру «Ромашка». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто
словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба
невозможна.
(Уч – ся разбиваются на группы. Каждой группе выдается по три лепестка, каждая группа записывает тайно, а затем
прикрепляет лепестки к доске. Все вместе, используя ромашку, отвечают на вопрос «Какими качествами должен
обладать настоящий друг?».
Подведение итогов.
Классные часы
Классные часы
Классные часы
Классные часы
Классные часы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.