Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 09.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности., а также последовательно рассмотрены основные универсальные учебные действия и предложены способы их формирования на разных этапах урока физической культуры, а также на спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Иконка файла материала Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.doc
Уймин С.И. Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры Аннотация:  в   статье   рассматриваются   вопросы   формирования   универсальных   учебных действий   школьников   на   уроках   физической   культуры   и   во   внеурочной   деятельности. Автором   последовательно   рассмотрены   основные   УУД   и   предложены   способы   их формирования   на   разных   этапах   урока   физической   культуры,   а   также   на   спортивно­ оздоровительных мероприятиях. Ключевые   слова:  системно­деятельностный   подход,   смысловое   чтение,   универсальные учебные   действия,   Федеральные   государственные   образовательные   стандарты,   физическая культура. В   основе   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего образования лежит системно­деятельностный подход, который обеспечивает формирование у школьников универсальных учебных действий как основу умения учиться. В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время   проведения   уроков   физической   культуры,   связаны   с   недостаточным   развитием   у обучающихся УУД:  нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения; неумение работать в команде, группе;   не  внимания на   в изучаемом   и не могут  с уже  движениями и др.     В   с   выполнение     неточно,     игнорируются,     причины для , что   к снижению     по предмету. осмыслить  УУД;  виды УУД, их ,  к результатам ;  с приемами,   УУД; использовать ,  реализовать   в обучении с   УУД.   методическая «  универсальных   на уроках  » актуальна в  .  Цель:   для развития   действий на   культуры. Для   определены  :     Овладение  , регулятивными и   учебными   в контексте   предметов. «  культура»   возможности для  УУД. Для  познавательных   исследования, ,  и структурирование  , моделирование  . На уроках,   атлетике, , как  двигательное   (например,  ). Выясняем: от   дальность  в  с места? В   использую   чтения.   восстановить  , УУД ­ это обобщенные ,  мотивацию к  и  учащимся  в  предметных  . Функции   действий:     обучающегося   деятельность ,  учебные ,  и использовать   и способы их ,  и оценивать  и  деятельности;     для гармоничного   и её самореализации на   к непрерывному ;  успешного  , формирования ,  и компетентностей в   области. Как же  УУД на  физической ? Для  системы   учащихся   задачи,   объединить в две :1.  индивидуальных   и создание  для их  средствами  . 2. Обучение   поиска  , освоение   действий   уже изученных   культуры   высоким   плотности, с   по формированию УУД, уже   наукой и .  Для   ,   чтобы       культуры   не     из     направленности     ,   и   одновременно   с       решали физической ,  выявить  и , при помощи   осуществлять  УУД у  без ущерба для   урока  . Рекомендации по  : 1. Изобретать   физического  не . Урок   по­новому,  к  учащихся, к их .  необходимо учащихся (, где это  и безопасно) так,  они не  готовые , а  решали  . 2. Задания   возрасту .  создать  для  самими  , рисунков, . 3.  формирования УУД   этапы   действию. Так, на   разучивания   внимание   результата , а  работе с   об изучаемом   (ученики , как, по их , необходимо   действие),   последующее  , близких по  к  изучаемому. На   изучения   работы в  по  серии  по , рисункам,   для концентрации  на , временных или   техники  . На   этапе    –     индивидуальных       двигательного     на     собственного     и     товарищей; различных  и  применения  и  известных  его .  здоровья ;  слушать и  , задавать ;  принимать и   задачу;   со сверстниками;   свои  на . 4. Каждый   программы, а   программный  по  культуре   потенциал в  УУД.  должен   уровня   учебных ( ) со следующими :      Формирование   действий: , , познавательных и  – в  процессе  в  усвоения   предметов.   действия, их  и  определяют   процесса, в   знаний,  , образа  и  видов  , в том числе  и . Урок « » Формируемые УУД   Формирование   действий:     и российской   как чувства  за  в мировом и  ; освоение   помощи тем. кто в ней ,  принять на  развитие       и   готовности   к       на   основе ; совладания и   свои  и  ресурсы ;  правил  и  образа .   планировать, ,  и оценивать  . Регулятивные :   Планирование   и пути её :       функций и  в  деятельности;   конфликтов;   контроля;   поведения и   и внесение     способов     .   Выполнение     , подвижные     измерение развития,  . ,   . Выполнение  , подвижные , .  измерение   развития,  .Коммуникативные  , ориентация на ,  и кооперация (в спорта) Выполнение комплексов  упражнений, подвижные игры,  спортивные игры,  соревнования. измерение  показателей физического  развития, занятие спортом. В ходе работы над темой самообразования отслеживаю результаты сформированности УУД. Результаты этого мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии   и   динамике   уровня   сформированности   универсальных   учебных   действий   у школьников. УУД Регулятивные Познавательные Коммуникативные Результаты сформированности УУД у школьников Учебный год Динамика  2015/16 (7 класс) 2018/19 (10 класс) (высокий уровень) 15­29% 19­37% 25­49% 23­45% 26­51% 31­60% +16% +14% +11% Вывод: наблюдается положительная динамика по всем группам УУД. Таким образом, формирование УУД на уроках физической культуры помогает решать главную   задачу   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего образования – формирование основ умения учиться. Реализация системно­деятельностного   подхода   способствует   укреплению   здоровья, успешному   обучению,   формированию   первоначальных   умений   саморегуляции   средствами физической   культуры,   формированию   установки   на   сохранение   и   укрепление   здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Список использованной литературы 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования. – М., Просвещение, 2010.  2. С.15­18.  3. Индивидуальный подход в обучении /Бударный А.А. / Педагогика. 2010. №7. ­ Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой М., 2005.4. Особенности индивидуального подхода при обучении//Суворова Г.Ф. Начальная школа. 2006.­ №11.  5. 6. Как проектировать универсальные учебные действия в школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., под ред. А.Г. Асмолова. ­ М.: «Просвещение», 2008. Актуальные задачи педагогики: материалы V Mеждунар. науч. конф. Главный редактор Ахметова Г. Д., Редакционная коллегия сборника: М. Н. Ахметова, Ю. В. Иванова идр.(г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – 163 с. - 111 с. 7. Третий   урок   физической   культуры   в   школе:   Методические   рекомендации   / Ю.А. Копылов, В.Н. Верхлин // – М. : Чистые пруды, 2005. ­32 с.: ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе») ­ 11­28 с.

Посмотрите также