В данной статье рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности., а также последовательно рассмотрены основные универсальные учебные действия и предложены способы их формирования на разных этапах урока физической культуры, а также на спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Уймин С.И.
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных
действий школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Автором последовательно рассмотрены основные УУД и предложены способы их
формирования на разных этапах урока физической культуры, а также на спортивно
оздоровительных мероприятиях.
Ключевые слова: системнодеятельностный подход, смысловое чтение, универсальные
учебные действия, Федеральные государственные образовательные стандарты, физическая
культура.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает формирование у
школьников универсальных учебных действий как основу умения учиться.
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во
время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у
обучающихся УУД:
нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения;
неумение работать в команде, группе;
не внимания на в изучаемом и не могут с уже движениями и др.
В с выполнение неточно, игнорируются, причины для , что к снижению по
предмету.
осмыслить УУД;
виды УУД, их , к результатам ;
с приемами, УУД;
использовать , реализовать в обучении с УУД.
методическая « универсальных на уроках » актуальна в .
Цель: для развития действий на культуры.
Для определены :
Овладение , регулятивными и учебными в контексте предметов.
« культура» возможности для УУД.
Для познавательных исследования, , и структурирование , моделирование .
На уроках, атлетике, , как двигательное (например, ).
Выясняем: от дальность в с места?
В использую чтения. восстановить ,
УУД это обобщенные , мотивацию к и учащимся в предметных .
Функции действий:
обучающегося деятельность , учебные , и использовать и способы их , и
оценивать и деятельности;
для гармоничного и её самореализации на к непрерывному ; успешного ,
формирования , и компетентностей в области.
Как же УУД на физической ?
Для системы учащихся задачи, объединить в две :1. индивидуальных и создание для их средствами .
2. Обучение поиска , освоение действий уже изученных
культуры высоким плотности, с по формированию УУД, уже наукой и .
Для , чтобы культуры не из направленности , и одновременно с решали
физической , выявить и , при помощи осуществлять УУД у без ущерба для урока .
Рекомендации по :
1. Изобретать физического не . Урок поновому, к учащихся, к их . необходимо
учащихся (, где это и безопасно) так, они не готовые , а решали .
2. Задания возрасту . создать для самими , рисунков, .
3. формирования УУД этапы действию.
Так, на разучивания внимание результата , а работе с об изучаемом (ученики ,
как, по их , необходимо действие), последующее , близких по к изучаемому.
На изучения работы в по серии по , рисункам, для концентрации на , временных
или техники .
На этапе – индивидуальных двигательного на собственного и товарищей;
различных и применения и известных его .
здоровья ;
слушать и , задавать ;
принимать и задачу;
со сверстниками;
свои на .
4. Каждый программы, а программный по культуре потенциал в УУД.
должен уровня учебных ( ) со следующими :
Формирование действий: , , познавательных и – в процессе в усвоения предметов.
действия, их и определяют процесса, в знаний, , образа и видов , в том числе и .
Урок « »
Формируемые УУД
Формирование действий:
и российской как чувства за в мировом и ;
освоение помощи тем. кто в ней , принять на
развитие и готовности к на основе
;
совладания и свои и ресурсы ;
правил и образа .
планировать, , и оценивать .
Регулятивные :
Планирование и пути её :
функций и в деятельности;
конфликтов;
контроля;
поведения и и внесение
способов . Выполнение ,
подвижные
измерение
развития, .
,
.
Выполнение , подвижные , .
измерение развития, .Коммуникативные , ориентация на , и кооперация (в
спорта)
Выполнение комплексов
упражнений, подвижные игры,
спортивные игры,
соревнования. измерение
показателей физического
развития, занятие спортом.
В ходе работы над темой самообразования отслеживаю результаты сформированности
УУД. Результаты этого мониторинга дают возможность получить объективную информацию о
состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у
школьников.
УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Результаты сформированности УУД у школьников
Учебный год
Динамика
2015/16 (7 класс)
2018/19 (10 класс)
(высокий уровень)
1529%
1937%
2549%
2345%
2651%
3160%
+16%
+14%
+11%
Вывод: наблюдается положительная динамика по всем группам УУД.
Таким образом, формирование УУД на уроках физической культуры помогает решать
главную задачу Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования – формирование основ умения учиться.
Реализация системнодеятельностного подхода способствует укреплению здоровья,
успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры, формированию установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни.
Список использованной литературы
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. – М., Просвещение, 2010.
2.
С.1518.
3.
Индивидуальный подход в обучении /Бударный А.А. / Педагогика. 2010. №7.
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под. ред. Д.Б.
Эльконина, Т.В. Драгуновой М., 2005.4.
Особенности индивидуального подхода при обучении//Суворова Г.Ф. Начальная
школа. 2006. №11.
5.
6.
Как проектировать универсальные учебные действия в школе: От действия к
мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., под ред.
А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2008.
Актуальные задачи педагогики: материалы V Mеждунар. науч. конф.
Главный редактор Ахметова Г. Д., Редакционная коллегия сборника: М. Н. Ахметова,
Ю. В. Иванова идр.(г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый,
2014. – 163 с. - 111 с.
7.
Третий урок физической культуры в школе: Методические рекомендации /
Ю.А. Копылов, В.Н. Верхлин // – М. : Чистые пруды, 2005. 32 с.: ил. (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Спорт в школе») 1128 с.