статья посвящена гендерным особенностям восприятия информации обучающимися. В ней перечисляются существенные психофизические различия мальчиков и девочек, о которых важно знать учителю. Также в статье предложены рекомендации по ведению урока разработанные педагогом-практиком, имеющий большой опыт преподавания в классах раздельного обучения Кукушкиной Е.В.статья посвящена гендерным особенностям восприятия информации обучающимися. В ней перечисляются существенные психофизические различия мальчиков и девочек, о которых важно знать учителю. Также в статье предложены рекомендации по ведению урока разработанные педагогом-практиком, имеющий большой опыт преподавания в классах раздельного обучения Кукушкиной Е.В.
статья.docx
Гендерные различия в процессе обучения
Чешенова Татьяна Валерьевна
ГБОУ Новороссийский казачий кадетский корпус,
РФ, Новороссийск
Термин "гендер" первоначально принадлежал только лингвистике. В
англорусском словаре В.Мюллера "гендер" имеет два значения: первое для
обозначения грамматического рода, второе для обозначения пола в его
шутливом смысле. Впервые термин "гендер" в его новом, не грамматическом
смысле, использовал психолог Роберт Столлер в 1968 году. Он сделал это
для различения "маскулинности" (мужественности) и "фемининности"
(женственности) как социокультурных характеристик "мужского" и
"женского". "Мужское" и "женское" при этом выступили биологической
базой природного различения мужчин и женщин.
Гендерные различия совокупность специфических психологических и
физиологических особенностей мужчин и женщин, т е. различие в их
поведении и восприятии окружающей действительности, в том числе в
восприятии информации. Позиция образовательного процесса в дискурсе
гендера связана с визуализацией коммуникационного пространства,
возрастанием значения невербальной составляющей в современных
стратегиях обучения.
Гендерные различия в восприятии информации рассматривались
психофизиологом И.С. Коном, он считал, что мозг девочек и мальчиков
устроен и работает поразному. Им получены данные о различиях в
восприятии, мышлении/эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа
которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга1.
1 Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003. с.43 По способности правильно произносить звуки и подражать им,
словарному запасу, декодированию и пониманию речи, вербальному
поведению, лингвистическим способностям половые различия отсутствуют.
Хотя в подростковом возрасте у мальчиков больший словарный запас, они
быстрее читают и понимают прочитанное. Девочки подросткового возраста
больше используют в речи существительных, дополнений; лучше понимают
аудиозаписи речи учителя; у них меньшее количество ошибочных
ассоциаций; большие способности к словообразованию; более высокие
вербальные достижения и узнавание замаскированных слов2.
Ученые нейропсихологи из СанктПетербурга Т.П. Хризман и В.Д.
Еремеева выделили следующие психофизиологические особенности
мальчиков и девочек. К примеру, мальчики лучше и быстрее выполняют
нестандартные задания, а девочки – однотипные; мальчики обладают ярко
выраженной способностью к поисковому поведению, тогда как девочкам
необходима упорядоченная информация, размеренный темп подачи
материала. Существенные различия, о которых важно знать учителю, есть в
организации внимания у мальчиков оно более неустойчивое в продолжение
периода врабатываемости, у девочек этот период более короткий; период
продуктивной работы у ребят наступает позже, чем у девочек.3
Основываясь на этих различиях, педагогпрактик, имеющий большой
опыт преподавания в
классах раздельного обучения Кукушкина
Е.В.предлагает следующие рекомендации по ведению урока в случае
2 Воронко Е.В. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростка как объект
исследования.
3 Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных
мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям,
школьным психологам. —— М.: ЛИНКАПРЕСС, 1998. — 184 с. раздельного обучения: для класса мальчиков высокий темп подачи
материала, широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной
информации, разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для
решения задач, большое количество нестандартных, логических заданий,
минимизированное количество повторений пройденного материала, работа
на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность
принимаемых решений, использование групповых форм работы с элементами
соревновательности, с обязательной сменой лидера, дозированная
эмоциональная подача материла, выход на эмоции, чувства через логику,
подход к формированию правил через практические действия, выявление
закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы
с материалом.
Для девичьего класса рекомендован размеренный темп урока,
достаточное количество повторений для усвоения, дозирование объема и
разнообразия новой информации, большое количество типовых заданий,
эмоциональная
облегчающих манипулирование новыми знаниями,
окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому
осмыслению, подход к формированию правил через речевые навыки:
изучение правил и обучение применению их на практике использование на
уроках групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь, использование
большого количества наглядного материала, опора на зрительную память,
эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с
обозначением перспектив.4
4 Кукушкина Е.В. Использование технологии проблемного обучения в классах мальчиков
и
девочекhttp://www.school2100.ru/upload/iblock/06d/06d8d3482aa2c51710b29c1547e06a1d.p
df Соответственно будут различаться и методы постановки проблемы.
Так, в классе девочек акцент необходимо сделать на эмоциональное
переживание (удивление,
возможно учителем с использованием приема «яркое пятно»:
затруднение).
Формулирование проблемы
Предъявить противоречивые факты, теории.
Обнажить житейское представление вопросом, практическим заданием на
«ошибку», предъявить научный факт сообщением, экспериментом,
наглядностью.
В классе мальчиков акцент нужно сделать на осознание противоречия
и самостоятельное формулирование проблемы, использовать Прием
«актуальность»: дать практическое задание:
невыполнимое вообще;
несходное с предыдущим.
Необходимо показать неприменимость старых знаний.
Поставить
проблемный вопрос.
Современная система обучения базируется на гуманистическом
подходе, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого
ученика. Задача любого педагога учитывать по мере возможности
природные задатки, способности, а также интересы своих учеников.5
Современная педагогическая наука и практика, к сожалению, не
учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка.
Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании к
девочкам и мальчикам отсутствует. И если в школах с совместным
5 Семенова Ю.И. Роль гендера в обучении иностранному языку Теория языка и
межкультурная коммуникация 2011. 2(10) не так велика, то в
обучением необходимость дифференциации
специализированных учебных заведениях, например в кадетских корпусах
или, набирающими популярность гимназиями для девочек, необходимо
использовать гендерный подход, учитывая все особенности восприятия
информации и коммуникации.
Статья "Гендерные различия в процессе обучения"
Статья "Гендерные различия в процессе обучения"
Статья "Гендерные различия в процессе обучения"
Статья "Гендерные различия в процессе обучения"
Статья "Гендерные различия в процессе обучения"
Статья "Гендерные различия в процессе обучения"
Статья "Гендерные различия в процессе обучения"
Статья "Гендерные различия в процессе обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.