Статья: Гитара, виуэла, лютня - история, традиция, культура

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 02.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В интернете гитаристике отведён специальный раздел. Cтоит посмотреть рейтинги музыкальных сайтов, и станет ясно, насколько популярна гитара в нашей стране. Хотя, конечно, в основном в интернете ищут аккорды для гитары, но, хвала Всевышнему, времена, когда гитара в нашей стране воспринималась как инструмент для аккомпанемента к какой-нибудь песенке про резинового ёжика с дырочкой в левом боку, уже прошли. А с "дырочкой в боку" сейчас могут посодействовать не только ёжику. Но не будем отклоняться от темы. Гитара, её родственники виуэла и лютня - музыкальные инструменты, выйдя за рамки аккомпанирующих, каждый в своё время, создали богатую инструментальную культуру, свой обширный репертуар. В наше время рост популярности ГИТАРЫ грозит затмить все другие музыкальные инструменты.
Иконка файла материала 13.docx
Гитара, виуэла, лютня ­ история,  традиция, культура ________________________________ Введение …Двигались только руки. Он воображал,что из его гитары вытягиваются нитии наматываются на рога минотавра.Могущество, которое бурлило в нем,стекало с кончиков пальцев в гитаруи затем заполняло пространство,которое лежало между ними. Роджер Желязны "Подмененный". В   интернете   гитаристике   отведён   специальный раздел.   Cтоит   посмотреть   рейтинги   музыкальных сайтов,   и   станет   ясно,   насколько   популярна   гитара   в нашей стране. Хотя, конечно, в основном в интернете ищут   аккорды   для   гитары,   но,   хвала   Всевышнему, времена, когда гитара в нашей стране воспринималась как   инструмент   для   аккомпанемента   к   какой­нибудь песенке про резинового ёжика с дырочкой в левом боку, уже   прошли.   А   с   "дырочкой   в   боку"   сейчас   могут посодействовать   не   только   ёжику.   Но   не   будем отклоняться от темы. Гитара, её родственники виуэла и лютня   ­   музыкальные   инструменты,   выйдя   за   рамки аккомпанирующих,   каждый   в   своё   время,   создали богатую   инструментальную   культуру,   свой   обширный репертуар. В наше время рост популярности ГИТАРЫгрозит   затмить   все   другие   музыкальные   инструменты. Вот что говорит о гитаре маэстро Лео Брауэр: “Фактически   гитара   ­   один   из   немногих   малых инструментов (к ним можно причислить также клавесин и блок­флейту), которые не только сохранились, но и развиваются,   растут.   Сегодня   она   способна   говорить современным   языком,   а   наследие   ее   простирается   от эпохи   Ренессанса   до   наших   дней.   Мы   поистине миллионеры,   располагающие   невиданным   богатством репертуара,   выразительности! Многие инструменты обладают магией, но у многих ли есть такая история? У нас есть все!”.   тембровых   красок, Когда   гениальнейшего   гитариста   XX   столетия Андреса   Сеговию   спросили,   к   какому   времени   он относит появление гитары, он ответил следующее: «О,   это   было   очень   давно…   Аполлон   страстно влюбился   в   Дафну.   Однажды   он   задушил   её   в   своих объятиях, и Дафна превратилась в лавровое дерево. Из этого священного дерева и была сделана первая гитара. Мне нравится считать её дочерью Аполлона, ведь она дитя Солнца». Этот   поэтический   ответ   маэстро   попал   в   самую точку,   но   попробуем   отойти   от   языка   метафор   и выяснить, когда и каким образом гитара, виуэла и лютня вошли в инструментальную музыкальную культуру, для этого углубимся в историю. Хордофоны (от греческого c o r d h ­ струна и j w n h ­ звук) – музыкальные инструменты, источником звукакоторых   служит   натянутая   струна   –   возникли   в глубокой   древности.   В   настоящее   время   класс хордофонов   включает   огромное   количество инструментов:   щипковых,   смычковых   и   ударных струнных.   На   заре   истории   человечества   прообразом первого струнного инструмента, по­видимому, стал лук первобытного охотника. Звук натянутой тетивы – мог привлечь внимание романтика времён неолита, а может быть   и   мезолита.   Так,   на   севере   Пиренейского полуострова, на стенах скальных убежищ, обнаружены изображения охотников, стреляющих из лука, различные "бытовые" сцены, например, изображающие сбор мёда диких   пчёл,   ­   свидетельствующие   о   высоком   уровне первобытной   культуры   уже   со   времени   верхнего палеолита. Восстановить   картину   возникновения   первых музыкальных   инструментов   в   доисторический   период практически   невозможно.   В   дошедших   до   нашего времени   образцах   наскальной   живописи   и   пластики каменного   века   нет   места   бытовым   сценам   ­ изобразительное   искусство   той   эпохи   связано   с магическими   обрядами   (во   всяком   случае,   других объектов   первобытного   арта   почти   нет),   а   сами музыкальные инструменты, если и существовали тогда, то,   естественно,   не   сохранились.   Можно   лишь догадываться   об   истоках   истории   музыкальных инструментов, и почти наверняка первые из них были ударными.   В   качестве   прародителя   современных струнных   инструментов   многие   исследователивыдвигают   "музыкальный"   лук.   Меняя   натяжение тетивы,   сгибая   и   разгибая   дугу   лука,   можно   менять высоту   звука,   издаваемого   тетивой,   но   звук   в   этом случае   получается   слабым.   Для   усиления   звука необходим   был   резонатор,   одним   из   первых резонаторов,   вероятнее   всего,   стал   тот,   который предложила   Мать­Природа.   Это   мог   быть   панцирь черепахи   или   корпус   высушенной   тыквы   –   подарок, переданный инструментами, считающимися самыми древними, ­ ударными. музыкальными     Инструменты, имеющие форму лука, нижняя часть которого   соединена   с   резонатором   и   в   которых используются   одна   или   несколько   струн,   имеют достаточно   протяжённую   во   времени   традицию,   их можно   встретить   и   в   настоящее   время   у   некоторых народов   Африки,   Передней   Азии   и   Евразии. Технические   возможности   таких   инструментов, конечно,   невысоки,   и   инструменты,   в   соответствии   с требованиями   исторической   эпохи,   продолжали совершенствоваться. Струнные   инструменты,   снабженные   шейкой, насчитывают   историю   не   одного   тысячелетия.   Самые ранние   сохранившиеся   свидетельства   существования струнных   инструментов,   снабженных   шейкой,   ­   это скульптурные   изображения   Месопотамии,   которые относятся примерно ко II тысячелетию до н. э. В них запечатлены   инструменты   с   небольшим   корпусом, который   был   сделан,   наподобие   лиры,   из   панциря черепахи или из тыквы (обтянутой, по всей видимости,кожей).   У   древних   щипковых   инструментов первоначально   шейка   выполняла   задачу   усиления прочности   инструмента,   у   которого   появилось несколько   струн   фиксированной   настройки. Непосредственное развитие этой конструкции вызвало к жизни арфу, псалтериум, гусли и т.п. О применении на этих инструментах, на заре их развития, флажолетной техники можно только предполагать. Способ изменения высоты   звука   струны   путем   изменения   её   длины посредством прижимания к грифу стал использоваться значительно   позже,   функцию   ладов   на   раннем   этапе развития хордофонов могли выполнять куски жильных струн,   обмотанных   вокруг   грифа.   В   качестве   такого свидетельства,   можно   рассматривать   традицию   лауда. Поиски   улучшения   выразительности   и   усиления громкости,   а   также   певучести   звука,   привели   к необходимости   использования  смычка,  т.к.  подушечка пальца,   прижимая   струну   к   грифу   без   порожков,   ­ глушит звук, но это уже история смычковых струнных инструментов.  Богатые   музыкальные   культуры   древнего   мира возникли   на   Ближнем   Востоке.   Высокого   уровня достигло   музыкальное   искусство   в   Древнем   Египте. Страна   обладала   высокоразвитой,   разнообразной инструментальной   культурой.   Музыка,   вероятно,   не записывалась, но передавалась от одного поколения к другому, запечатлённая в особой системе движений рук при   управлении   хором.   Этот   способ   широко распространился   впоследствии   по   культурному   мирупод   названием   хирономического   (от греч.   хиро   ­   рука),   однако   существует гипотеза,   что   египтяне   пользовались также   иероглифической   нотацией. Египтяне   играли   на   продольных флейтах,   дуговых   и   угловых   арфах, лютняхс   длинной   шейкой,   ­   особенно привлекает   внимание   т.н.   нефер,   что   в   переводе означает   красота.   Именно   нефер,   по   мнению   Элен Шарнассе, явился прообразом щипковых инструментов, использовавшихся   в   Европе   раннего   средневековья. Наиболее   высокого   развития   в   Древнем   Египте достигло,   вероятно,   исполнение   на   художественно расписанной   деревянной   арфе,   особенно   в   ансамблях. Оно с большим искусством и точностью запечатлено на многих рельефах и художественных росписях. Струны арф, изготовлявшиеся из крупного пальмового волокна, издавали звук нежный и певучий. О том почёте, каким была окружена арфа и искусство игры на ней, говорит знаменитая   “Песнь   арфиста”   ­   одно   из   высоких достижений   древнеегипетской   поэзии.   Прославленные певцы,   руководители   ансамблей поднимались, по своему статусу, близко к фараонам.   исполнители, Надо   заметить,   что   в   древние   времена   хорошие музыканты во многих странах Востока пользовались не только   успехом   у   публики,   ­   этого   у   музыкантов   не отнимешь и сейчас, ­ но и занимали высокие посты в государственной   иерархии.   Первыми   музыкантами­ профессионалами   были,   вероятно,   храмовые   жрецы,хотя,   конечно,   были   и   музыканты­рабы,   призванные игрой   и   пением   услаждать   слух   своих   господ.   В Ассирии   профессиональные   музыканты   и   певцы почитались выше всех государственных чиновников. По своему   рангу   они   шли   непосредственно   за   богами   и царями,   имена   их,   путём   соответствующих   записей, сохранились в веках. В правление одного из царей год был назван именем начальника музыкантов ­ Ина­ики­ иаллак. Известно, что иудейский царь Иезекия (ок. 700 г. до н.э.) откупился от Ассирийского царя Сенахериба не только деньгами, но и тем, что отдал ему всех своих придворных   певцов   и   певиц   (Левин   С.   Духовые инструменты   в   истории   музыкальной   культуры.   Л., 1973, с.6.). Древние государства Шумера, Вавилонии и Ассирии были расположены в бассейне Тигра и Евфрата. За три с лишним   тысячелетия   до   н.   э.   возникла   музыкальная культура   Шумера.   Этот   народ   создал   высокую инструментальную   культуру.   Уникальный   памятник шумерской   эпохи   ­   дошедшая   до   нашего   времени табличка с поэтическим фрагментом на шумерском и ассирийском   языках   и   клиновидной   нотописью   ­ древнейший   из   всех   известных   нашей   науке   (III тысячелетие   до   н.   э.).   Как   предположил   известный немецкий   музыковед   Курт   Закс,   это   запись   арфового аккомпанемента   вокальной   мелодии   пентатонного строя.   “Арфа   повторяет   мелодию   в   унисон, одновременно   аккомпанируя   созвучиями   из   двух­трёх тонов ­ квартами, квинтами, октавами, секундами” (ЗаксКурт.   Музыкальная   культура   Вавилона   и   Ассирии.   В кн.: Музыкальная культура древнего мира. Л., 1937, с. 103­104.). Другая   музыкальная   культура,   громко   и   властно заявившая о себе на Ближнем Востоке, ­ сирийская. Она была   одною   из   первых,   положивших   в   основу   своей системы   четырёхзвучную   диатоническую   структуру, широко   освоенную   также   греками,   так   называемый тетрахорд.   Её   мелодии,   особенно   впечатлявшие лирически­вдохновенным распевом, ещё за две тысячи лет   до   н.   э.   распространились   по   странам   Востока, проникли в Грецию (о них писали Платон и Аристид), а в   начале   средневековья   составили   одну   из интонационных  основ  византийской   музыки  (гимны)   и литургических песнопений на западе Европы. Сирия ­ родина   пяти­   и   семиструнной   лиры,   двойного   гобоя, возможно,   многострунной   арфы.   В   распространении сирийской   музыки   по   другим   странам   большую   роль играли финикияне, которые вели широкую заморскую торговлю   и   располагали   обширными   культурными связями.   Их   города   Тир   и   Сидон   славились музыкальным эмоционально перенасыщенным,   чувственным   и   блестящим.   Потому вызывало   оно   суровое   осуждение   со   стороны древнегреческих   философов,   ратовавших   за   строгую чистоту художественного стиля и нравов. искусством,     Следующей, на мой взгляд (R68), важной культурой ­ является   музыкальная   культура   Индии,   впоследствии повлиявшая   в   какой­то   мере,   по   мнению   некоторых“Сангита”   исследователей,   на   такое   интересное   явление,   как фламенко.   На   протяжении   по   крайней   мере   пяти тысячелетий   Индия   выработала   и   сохранила   глубоко оригинальную   культуру,   которая   принадлежит   к великим   достижениям   мировой   цивилизации.   Богатый песенный   и   инструментальный   фольклор   составил плодородную   почву   для   высокохудожественного профессионального   искусства.   Классическая   музыка Индии возникла в глубокой древности в органической связи   с   поэзией   и   танцем,   под   влиянием   религии   и мифологии.   древнее   понятие, оборачивающее   этот   синтез   искусств.   Светская профессиональная   музыка   Древней   Индии   достигала наиболее   ярких   кульминаций   в   периоды   общего расцвета индийской культуры: после победы Индии над войсками   Александра   Македонского,   особенно   в империи Маурьев в правление царя Ашоки (III век до н. э.),   а   также   при   династии   Гупта   (IV   –   V   века   н.э.). Древняя   Индия   создала   для   своей   музыки   особую оригинальную   нотацию.   В   дополнение   к   основным нотным знакам сложилась система линий, черт, точек – для   обозначения   регистра,   ритма, интервалов.   Система   эта   действует   и   поныне.   Из инструментов   следует   отметить   наиболее   любимую   в Индии   щипковую   вину,   пережившую   тысячелетия   и упоминаемую  ещё  в Ведах. От других струнных  вина отличается   тем,   что   у   неё   два   резонатора.   Помимо обычного   ­   у   основания,   она   имеет   у   грифа   второй, изготовленный из выдолбленной тыквы.  ­   альтертаций,Особая   внутренняя   сосредоточенность   является одной   из   характерных   черт   индийского   стиля музыкальной интерпретации. Она восходит к глубокой древности, когда певцы, а иногда и инструменталисты пели или играли порою с закрытыми глазами, как бы снимая   внешние   впечатления,   могущие   возмутить   и вызвать   рассеяние   цельного,   в   себе   замкнутого лирического   образа.   Это   не   значит,   что   манера музыкальной   интерпретации   у   индийцев   лишена выразительности.   Наоборот,   её   внутренняя   динамика ярка,   разнообразна   и,   видимо,   составляет   очень древнюю традицию. Музыка   в   Древней   Греции   была   главным   образом вокальной.   Основное   же   назначение   инструментов заключалось   в   сопровождении   пения.   Любимыми инструментами   греков   были   струнные   щипковые: форминга, лира и кифара, почитавшаяся наилучшей для возвышенного музицирования. Корпус её был плоским и выделывался из дерева. При игре кифарэд прижимал его к   груди   правой   рукой,   левой   же   перебирал   струны   ­ числом от четырёх и более. Римская столица жила шумной и роскошной, однако   крикливой   и   эклектичной же   поверхностною, музыкальной   жизнью.   Музыкой   обставлялись   пышные зрелища   и   кровавые   цирковые   состязания   (circenses); создавались   огромные   оркестры;   музыкальные инструменты   ­   кифары,   авлосы,   ударные   гигантских размеров   призваны   были   удовлетворять   прихоти   и возбуждать   пресыщенные   патрицианские   аудитории.традиции, Возникли   концертные   антрепризы,   виртуозы   наживали   Коренные   песенные   и огромные   состояния. инструментальные унаследованные римлянами от этрусков и других коренных обитателей Апеннинского   полуострова,   растворялись   в   огромном наплыве   передневосточных   культур   и   пережиточных элементов   греческой   древности.   Этот   пёстрый   и разностильный   сплав   вполне   отвечал   тем   “идеалам” праздной   и   роскошной   жизни,   изнеженной чувственности,   порока,   которые   составляли   духовное содержание разлагавшейся культуры древнего мира. Но именно   эта   культура,   как   ни   парадоксально,   явилась мостом к культуре следующей эпохи ­ средних веков, правда в отношении музыки этот мост получился крайне хилым.   Музыкальное   наследие   античности   почти целиком   погибло   при   крушении   рабовладельческого мира.   Остались   литературные   памятники,   единичные, недоступные   в   то   время   расшифровке   нотные фрагменты,   да   религиозно­гимнические   песнопения ранних христиан. Им также суждено было сыграть свою роль. Далее, через “византийский мост” устремились на запад   песенные   токи   –   сирийские,   армянские, славянские и др. Эпоха переселения народов (см. раздел “средние века”) была вместе с тем эпохой переселения музыкальных культур. Взаимоотношения Востока и Запада, в том числе и в области   культуры,   всегда   привлекали   и   привлекают внимание   историков,   филологов, искусствоведов.   Трудно   назвать   другую   европейскую   археологов,страну,   столь   тесно   связанную   с   Востоком,   как расположенная на крайнем западе континента Испания. Именно   об   Испании   известный   отечественный востоковед   И.   Ю.   Крачковский   говорил:   “Здесь прошлое даёт нам яркий пример шаткости границ между Востоком   и   Западом,   когда   речь   идёт   о   развитии мировой культуры”. Дважды в течение последних трёх тысяч   лет   на   Пиренейском   полуострове   развивалась типично   восточная   культура,   хотя   и   приобретавшая здесь   некоторые   своеобразные   черты.   Сначала   это происходило   в   древности,   когда   на   юго­востоке Испании жили финикийцы (см. выше), а потом в средние века, когда полуостров стал ареной развития блестящей арабской   цивилизации.   За   200   –   150   лет   до   н.   э.   на полуострове   утвердились   римляне.   Ко   времени Цицерона   и   Юлия   Цезаря   южная   часть   Испании романизировалась,   а   её   музыкальная   культура подчинилась   эстетическим   направлениям   и   вкусам, доминировавшим   в   поздней   античности.   Сначала   в Александрии, а затем и в Риме получил яркое развитие новый   театральный   жанр   ­   пантомима.   Место трагического актёра занял танцовщик. Если хор не исчез со   сцены,   то   центр   тяжести   переносится     в инструментальное   сопровождение.   Новая   аудитория ищет   новых   ритмов,   более   подчёркнутых,   и   если   на римской   почве   танцовщик   отбивал   метр   с   помощью “scabelli”   (деревяшки   на   подошве),   то   эпиграммы Марциалла   говорят   о   танцовщицах   из   испанского Кадиса   со   звонкими   кастаньетами   (crusmata).   Важно отметить   в   эту   эпоху   увлечение   инструментальноймузыкой,   против   которой   направлены   ожесточённые нападки   испанских   “отцов   церкви”.   Тем   не   менее,   в качестве   пережитков   в   гимнах   католической   церкви звучало   многое   из   иберо­римской   музыкальной культуры; метричность языческих гимнов пробила себе путь   сквозь   “прозаический”,   свободный   ритм   музыки раннего христианства. Все выше перечисленные культуры оказали прямое или   опосредованное   влияние   на   формирование репертуара   и   конструкции   щипковых   инструментов, которым посвящена данная статья. Решающий   момент   в   истории   щипковых инструментов   ­   появление   нового   резонаторного корпуса, состоящего уже из трёх частей: нижней деки, верхней деки и двух обечаек, которые их соединяют. Этот этап наступает в Китае в III или IV веке н. э. С возникновением   инструмента   юаня   (в   наши   дни   не употребляемого)   и   юкина,   верхняя   дека   которого сделана из цельной деревянной пластины.  гитарой,   сходные   с   Начиная с этого времени, как отмечает Э. Шарнассе, инструменты,   широко распространяются   на   Среднем   Востоке.   Прекрасный образец   одного   из   таких   инструментов   запечатлён   на фризе   буддийского   монастыря   Эртама   близ   Термеза (Узбекистан), фрагмент которого хранится в Эрмитаже. Однако пока ещё не существует точной датировки этого фриза: он может быть отнесён к периоду между I веком до н. э. и III веком н. э. Дальнейшие серьёзные сдвиги в развитии щипковыхинструментов  надо  искать  позднее  –  в средних  веках (см.   навигацию   статьи   ниже   списка   основных источников). Список литературы Музыкальный   энциклопедический   словарь.   М., Советская энциклопедия, 1990. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара /от истоков до наших дней/. М., Музыка, 1991. Розеншильд. К. История зарубежной музыки /вып.I/. М., Музыка, 1978. Испания   и   Португалия.   М.,   ОГИЗ   "Советская энциклопедия" 1947. Отюгова   Т.,   Галембо   А.,   Гурков   И.   "Рождение музыкальных инструментов". Л., Музыка, 1986. Циркин Ю.Б. Финикийская культура в Испании. М., Наука 1976. Вейнберг И.П. ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. М., Наука, 1986. Музыкальный журнал "Мир гитары" №1 1991г. Вайсборд   Мирон.   "Андрес   Сеговия   и   гитарное искусство XX века". М., Советский композитор, 1989.