Статья "ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
математика
5 кл—9 кл
27.03.2019
Статья посвящена утверждению использования головоломок средством обучения в математическом образовании. Применение метода обучения школьников путём включения в их «путь» постижения математики головоломок различной сложности и содержания позволяет не только раскрыть творческие, математические и логические таланты ребенка. Также в ходе применения данного средства получается привить у него интерес к математической науке и научить рациональному мышлению. Таким образом, решение головоломок математического содержания в рамках школьного курса математики является эффективным способом обучения.
Статья Головоломки как средство обучения математике.docx
ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ PUZZLES AS A MEANS OF EDUCATION IN MATHEMATICAL
EDUCATION
Панина Елена Викторовна,
учитель математики
гимназии №528 СанктПетербурга, Россия
Email:
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена утверждению использования головоломок средством обучения в
математическом образовании. Применение метода обучения школьников путём включения в
их «путь» постижения математики головоломок различной сложности и содержания
позволяет не только раскрыть творческие, математические и логические таланты ребенка.
Также в ходе применения данного средства получается привить у него интерес к
математической науке и научить рациональному мышлению. Таким образом, решение
головоломок математического содержания в рамках школьного курса математики является
эффективным способом обучения.
Ключевые слова: головоломки; обучение; математика; образование; средство
обучения; решение головоломок; психология.
Keywords: puzzles; learning; math; education; learning tool; solving puzzles; psychology.
Поиск и разработка эффективных средств для достижения образовательных
результатов школьников и студентов всегда были важной темой для педагогической науки.
Эта проблема особенно остро стоит сегодня, когда в быстро меняющемся мире
информационных средств утрачивают свое влияние проверенные годами средства, с помощью
которых ученики были заинтересованы в изучении математики и развитии своих
математических талантов. Сегодня поиск нового инструментария, который поможет
стимулировать развитие учащихся с помощью математических инструментов и средств их
интеграции в учебный процесс, является весьма актуальным. Почему так происходит?
Нынешнее поколение детей и школьников носит неофициальное название «Цифровые
дети». Их особенностью является тот факт, что вся доступная к их изучению информация
находится изначально на компьютере, а нахождение ответа на появившийся вопрос более не требует самостоятельного решения или подробного изучения. Также подавляющий процент
поглощаемой информации представляется визуально, вследствие чего меняется восприятие,
запоминание и возможность использования изученного материала.
Для данного поколения большое значение в развитии и обучении имеет игра,
представленная, опять же, исключительно визуально, изза чего отсутствует тактильный
контакт с предметом, что делает невозможным осязательную память.
Технологическая сфера неуклонно растет, поэтому воспрепятствовать этому
невозможно и не нужно, потому как более рациональным решением будет попытка
адаптироваться в новых условиях и использовать сильные стороны памяти цифровых детей, а
именно:
умение быстрого поиска информации;
навык быстрой адаптации среди большого количества данных;
высокий уровень мотивации и предрасположенности к изучению информационных средств.
При этом также учитывать слабые стороны, среди которых числятся:
– низкий уровень информационной культуры;
– низкая читательская компетентность;
– «экранная зависимость».
Легкодоступная информация дает возможность не задумываясь получить ответ на
любой вопрос, но без навыка логического мышления и умения рационально думать никакая
информация не поможет, ибо «Я мыслю значит существую» (Р. Декарт). [5]
Изучив все «+» и «», приходим к выводу, что головоломки математического
содержания идеальное решение для цифрового поколения, во всем их многообразии, как в
урочной, так и во внеурочной деятельности. Это утверждение имеет место быть, так как при
минимальной текстовой составляющей, детям предоставляется полная свобода мысли для
решения представленной головоломки, наглядно визуально демонстрирующей все аспекты
«игры» и не предоставляющей возможности моментального ответа через поиск в сети
Интернет. «Ведущим методом при этом выступает моделирование методической системы
обучения в основном и дополнительном математическом образовании детей и подростков с
включением в нее нового дидактического инструментария, способствующего повышению интереса обучающихся к предмету, а также развитию отдельных математических
способностей:
логического мышления;
абстракции;
комбинирования;
оперирования пространственными образами;
критичности мышления;
математической памяти» [2].
Имея в арсенале «игровой подход» к обучению, не стоит толковать головоломку
исключительно как приятное игровое времяпрепровождение. «Головоломка — непростая
задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не особые знания
высокого уровня.
Тем не менее, некоторые головоломки стимулируют теоретические и практические
разработки учёных. Так, например, число возможных различных состояний кубика Рубика
равно (8! × 38 − 1) × (12! × 212 − 1) / 2 = 43 252 003 274 489 856 000, то есть более 43
квинтиллионов комбинаций. [4].
Практическое претворение этой системы в жизнь снижает негативные последствия
нехватки инструментов для развития математических способностей учебников, что позволяет
им достигать в дальнейшем более высоких результатов не только в деятельности, связанной с
математической сферой, но и любой другой.
Логика и математика, являющиеся самостоятельными, но зависимыми друг от друга
науками, являющиеся также сущностью друг друга, непременно должны встречаться в
математическом образовании вместе. Опять же, практическое применение на уроках
развивает логическую культуру мышления, схемы размышления. [3].
Основными видами головоломок считаются арифметические (ребусы, судоку, мат.
квадраты), задачи на перестановки, головоломки топологического характера и т. д.. Являясь
подразделом занимательной математики, головоломки чаще всего используются на
факультативных и сторонних занятиях, нежели чем в рамках жесткой и насыщенной школьной основной программы. Это является недостатком современного образования, так как в основе
головоломок находится определенный математический замысел и сами они сродни
математическим задачам. Более того, «головоломки являются мощнейшим средством
приобщения детей и подростков к культуре математического мышления, основанной на
алгоритмах, логике, абстракциях, пространственных образах». [2].
Имея своей целью развитие умственных и творческих способностей, а также
совершенствования возможностей мышления, головоломки еще и пробуждают в учениках
интерес к предмету, который является самым сильным залогом успешного обучения и
усвоения материала. «В своей совокупности головоломки должны способствовать развитию у
детей и подростков памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и
синтезу, сравнению, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных
умений и творчества, воспитанию у обучающихся наблюдательности, обоснованности
суждений, привычки к самопроверке; должны учить детей и подростков подчинять свои
действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца» [1, с. 89].
Таблица №1: аспекты развития способностей. Теперь непосредственно о методике внедрения головоломок в процесс обучения.
Классический метод преподавания математики имеет четкую систему этапов урока.
Добавление в него новых элементов изменит тип урока, перейдя от классического к
инновационному классу. Тем не менее, на уроке математики в классе возможно найти место,
где головоломки используются для развития математических способностей. Это может
произойти на любом из трех этапов урока. На этапе «актуализации знаний» можно
организовать работу с учениками, чтобы подвести их к изучению нового материала.
Современные требования к обучению определяют необходимость особых перерывов
для психологического, эмоционального и физического отдыха учащихся, особенно младших
школьников. На этапе «паузыразминки» детям могут быть предоставлены простые
головоломки для устранения психологической инерции. Не имея большого количества времени на уроке, приходится прибегать к различным
уловкам и альтернативным решениям. Например, представлении головоломок в качестве
домашнего задания.
Стоить помнить, что без определенного набора задач любая организованная система
преподавания математики немыслима. Задачи используются в качестве очень эффективного
средства усвоения знаний, как наиболее эффективное средство культивирования
математического мышления обучающихся, в качестве обязательного средства привития
ученикам практических навыков в математике. Аналитическая психология, педагогика,
структурированная литература и опыт работы показывают, что формирование
математических способностей детей и подростков сегодня очень важно. Кроме того,
необходимо создавать условия для детей, которые бы были толчком к возникновению
познавательных потребностей в знаниях, освоению способов их использования и влияния на
формирование навыков самостоятельного мышления, которые позволят им воспользоваться
своим внутренним потенциалом, интеллектом и творческим талантом.
Таким образом, предлагаемая методология, основанная на применении инструментов
обучения на основе головоломок, может быть включена в дополнительное и базовое
математическое образование детей и подростков. Это новое, но уже зарекомендовавшее себя
направление в методологии учителя математики, создающее условия для достижения высоких
объективных результатов обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СПИСОК
Учебники, учебные пособия, методические материалы
1. Минскин Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры младших
школьников. – М.: Просвещение, 2008. – С. 194
Статьи, монографии
2. Горев Павел Михайлович Головоломки как средство обучения в математическом
образовании детей и подростков // Концепт. 2018. №10. 3. Меджидова Айгюн Абульфат Гызы Проблемы развития логического мышления при
обучении математике младших школьников // Ярославский педагогический
вестник. 2016. №6.
Электронные ресурсы
4. Академик Словари и энциклопедии [электронный ресурс] URL: dik.academic.ru
(дата обращения: 15.01.19)
5. ВикиЧтение [электронный ресурс]
обращения: 15.01.19)
URL:
https://fil.wikireading.ru/9966
(дата
Статья "ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Статья "ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Статья "ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Статья "ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Статья "ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Статья "ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Статья "ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.