От того, на сколько ярко и убедительно исполнено произведение или его фрагмент, в большой мере зависит успех их педагогической и учебно-воспитательной деятельности, музыкальный авторитет.
Методические принципы строятся, прежде всего, на осмыслении и обобщении практики, передового исполнительского и педагогического опыта. То же относится и методике работы с хором и к хороведению, в поле зрения которых находятся вопросы организации хорового коллектива, репетиционного процесса; работа над хоровым строем, ансамблем, дикцией; методы разучивания произведения, вокальной работы и т.д. Главной целью теории исполнительства является обоснование и формулирование закономерностей художественно - выразительного, экспрессивного и формообразующего воздействия исполнительских средств, вытекающих из содержательных возможностей музыки, особенностей развития, структуры сочинения и ее толкования, голосоведения, фактуры и других моментов. В любом случае знакомство с основными эстетическими концепциями теории исполнительства будет способствовать росту художественных критериев будущих хормейстеров и учителей музыки, поможет им «выстроить» в своем внутрислуховом представлении ту идеальную «модель» исполнения, для реализации которой в живом звучании следует прибегнуть к той или иной методике. Ведь методика – это не что иное, как обобщение способов деятельности, направленных на глубокое и прочное усвоение учащимися знаний, навыков, умений. Исходя из этого, логично предположить, что вопросы методики работы с хором должны рассматриваться в неразрывной связи с проблемами исполнительскими, равно как вопросы, составляющие основу курса «хороведения».
ХОР КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
«ИНСТРУМЕНТ»Введение
От того, на сколько ярко и убедительно
исполнено произведение или его фрагмент,
в большой мере зависит успех их
педагогической и учебновоспитательной
деятельности, музыкальный авторитет.
Методические принципы строятся,
прежде всего, на осмыслении и обобщении
практики, передового исполнительского и
педагогического опыта. То же относится и
методике работы с хором и к хороведению,
в поле зрения которых находятся вопросы
организации хорового коллектива,
репетиционного процесса; работа над
хоровым строем, ансамблем, дикцией;
методы разучивания произведения,
вокальной работы и т.д. Главной целью
теории
является
формулирование
обоснование
и
закономерностей
художественно
выразительного,
и
экспрессивного
формообразующего
воздействия
исполнительских средств, вытекающих из
содержательных возможностей музыки,
особенностей развития,
структуры
сочинения и ее толкования, голосоведения,
исполнительствафактуры и других моментов. В любом
случае
знакомство с основными
эстетическими концепциями теории
исполнительства будет способствовать
росту художественных критериев будущих
хормейстеров и учителей музыки, поможет
им «выстроить» в своем внутрислуховом
представлении ту идеальную «модель»
исполнения, для реализации которой в
живом звучании следует прибегнуть к той
или иной методике. Ведь методика – это не
что иное, как обобщение способов
деятельности, направленных на глубокое и
прочное усвоение учащимися знаний,
навыков, умений. Исходя из этого, логично
предположить, что вопросы методики
работы с хором должны рассматриваться в
неразрывной связи с проблемами
исполнительскими, равно как вопросы,
составляющие
курса
«хороведения».
основу
Теоретический фундамент музыкального
исполнительства не мог быть создан без
привлечения эстетической науке, в работе
были
исследования
философов и эстетиков, в которых общие
принципы исполнительского творчества
рассматриваются в широком философском
ракурсе.
использованы
В частности, рассматриваются основныеэлементы хоровой звучности, дается
характеристика хоровых партий и
составляющих их голосов,
основных
принципов и приемов хорового письма,
хоровой фактуры.
Понятие о хоре
Музыковедческой литературе при
характеристике исполнительства принято
вычленять три его составляющих:
композитора, исполнителя и слушателя.
Остается без внимания музыкальный
инструмент,
с помощью которого
исполнитель реализует замысел автора,
воссоздавая его в живом звучании. Хор,
который представляет собой живой
организм, сформированный в соответствии
с художественными вкусами и критериями
хормейстера – мастера, его создавшего.
Основные его качественные параметры
(яркость и красота звука,
чистота
интонирования,
слитность ансамбля,
тембровое богатство, громкость, общий
вокальный диапазон, артикуляционный
«механизм») не могут быть зафиксированы
надолго, а воссоздаются и обновляются на
каждой
дирижером
хормейстером, который в хоровом жанре
является не только исполнителем, но и
репетициисоставляет
автором инструмента и его настройщиком.
Хор – это вокальноорганизованный
основа
исполнительский коллектив,
которого
ансамбль
интонационно, динамически и темброво
слитных
обладающих
художественнотехническими навыками,
необходимыми для воплощения в живом
звучании музыкальнопоэтического текста
произведения.
групп,
По составу голосов хор бывает
одноголосным
женским,
детским) и смешанным (т.е. состоящим из
мужских и женских или из мужских и
детских голосов).
(мужским,
Нормальный полный смешанный хор
состоит из четырех партий: сопрановой,
альтовой, теноровой и басовой. Но иногда
в смешанном хоре отсутствует одна или
даже две хоровые партии из разнородных
групп голосов.
Характеристика хоровых партий и
составляющих их голосов
Основных хоровых партий четыре. Это
сопрано (дисканты), альты, тенора и басы.
Детские хоры обычно разделяются на
партии дискантов (высокий детский голос)
и альтов (низкий); женские – на партии
сопрано (высокие голоса) и альтов
(низкие); мужские на партии теноров(высокие) и басов (низкие); смешанные – на
партии сопрано, альтов, теноров и басов.
каждый
Это типовые обозначения лишь
приблизительно обозначают характер
составляющих партии голосов, поскольку в
действительности
голос
индивидуален и отличается от другого и
окраской, и весомостью, и плотностью, и
диапазоном. Например, голос может по
окраске и диапазону в одинаковой степени
соответствовать и драматическому тенору
и лирическому баритону, драматическому
сопрано и меццосопрано.
По высоте голоса разделяются на
высокие (сопрано, тенор), средние (меццо
сопрано, баритон) и низкие (контральто,
бас). По тембру – на лирические и
драматические. Драматические – более
«тяжелые»,
«широкие» и сильные;
лирические – более мягкие и легкие.
Бывает, что тембр говорит за один тип
голоса, а диапазон ему не соответствует.
В определении голоса в таких ситуациях
хормейстеру могут помочь так называемые
примарные звуки, наиболее естественно,
легко и красиво звучащие у данного певца
(чаще всего они находятся в средней части
диапазона), а также анализ переходных
звуков,
являющихся пограничными,
переломными при переходе от одногоголосового регистра к другому.
Различные типы голосов имеют
переходные звуки на разной высоте:
Сопрано – ми, фа, фадиез первой
октавы;
Меццосопрано – до, ре, редиез первой
октавы;
Тенор – ми, фа, фадиез, соль первой
октавы;
Баритон – ре, мибемоль, ми первой
октавы;
Бас – сибемоль, си малой, до, додиез
первой октавы;
У женщин этот регистровый переход
находится в нижнем участке диапазона, у
мужчин в верхнем.
Характеристика типов голосов
Женские голоса
Лирическое сопрано – легкий, светлый,
серебристый,
достаточно подвижный,
высокий голос, обычно не отличающийся
большой силой звука.
Лирикоколоратурное сопрано – голос,
по окраске и диапазону похожий на
лирическое сопрано, но более легкий и
подвижный. Наиболее тембрист и ярок в
верхнем
напоминая
колоратурное сопрано; в нижнем же
сливается по тембру и колориту с
лирическим сопрано.
регистре,Лирикодраматическое сопрано –
«широкий» лирический голос насыщенного
грудного тембра.
Драматическое сопрано – сильный,
плотный, компактный, богатый по тембру
голос большого диапазона, напоминающий
на нижних нотах меццосопрановое
звучание. Вместе с тем по подвижности
этот голос не уступает лирическому и
лирикоколоратурному сопрано.
Меццосопрано – голос, занимающий
промежуточное положение между сопрано
и контральто. Его характеризует полнота и
сочность звучания среднем регистре и
мягкие глубокие низкие звуки.
Контральто – самый низкий и редко
встречающийся женский голос. Для него
типичны насыщенный грудной тембр на
всем диапазоне, мощное звучание в нижнем
регистре устойчивость и ровность – в
среднем и напряженность на верхних
тонах.
Мужские голоса
Лирический тенор высокий мужской
голос теплого, нежного, серебристого
тембра, обладающий большой певучестью и
подвижностью.
Драматический тенор сильный, яркий,
несколько
насыщенный
с
«металлическим» призвуком.
голосЛирико – драматический тенор голос,
соединяющий в себе черты лирического и
драматического тенора.
По своей
характеристике он аналогичен лирико –
драматическому сопрано. Он также имеет
развитый и сильный верхний регистр,
крепкую середину и довольно сильный
нижний регистр, однако уступает по силе и
насыщенности чисто драматическому
голосу.
Несколько особняком в группе теноров
стоят характерный тенор – альтино.
Первый обладает своеобразным тембром,
не имеющем ни красоты и теплоты
лирического голоса, ни насыщенности и
силы драматического. Второй отличается
особенно высокими звуками, легкостью,
подвижностью и звонкостью в верхнем
регистре. В то же время нижний регистр у
него довольно слабый и бледный в
тембровом отношении. При громком пении
звучит резко и плохо ансамблирует.
Лирический баритон по тембру близок к
но всегда имеет типичный
тенору,
баритонный оттенок.
Лирикодраматический
баритон,
обладающий светлой окраской, яркостью и
силой, по характеру звучания еще больше
тяготеет к баритону.
Драматический баритон – голос болеетемной окраски, отличается силой и
яркостью в центральном и верхнем
участках диапазона.
Высокий бас, имеющий диапазон от фа
большой октавы до фа первой октавы на
верху, по тембру напоминает баритона.
Иногда
называют
баритональными басами.
голоса
такие
Центральный бас, одинаково яркий во
всех регистрах, по тембру носит ярко
выраженный басовый характер.
Ему
доступны не только партии с высокой
тесситурой, но и низкие ноты, вплоть до фа
большой октавы.
Низкий бас отличается глубокими и
мощными низкими звуками. Его называют
также «баспрофундо». Объем языков
верхнего регистра незначителен.
Бас–октавист украшение любого хора –
исключительно редкий голос, ценный
своими очень
низкими нотами,
доходящими до ля контроктавы. Основное
назначение октавистов – исполнение
басового голоса на октаву ниже и усиление
басов в нижнем регистре. Верхнем
участком своего диапазона октависты чаще
всего не используются, поскольку их
голоса массивны, малоподвижны и не очень
интересны по тембру.
Детские голосаВследствие малых размеров голосового
аппарата детские голоса существенно
отличаются от голосов взрослых.
Типичные свойства детского голоса
мягкое,
звучание,
фальцетное
и
ограниченная сила звука.
«серебристое»
звукообразование
Процесс формирования и развития
детского голоса можно разделить на пять
этапов:
1.От двух до семи лет;
2.От семи до десяти лет;
3.От одиннадцати до тринадцати лет;
4.От тринадцати до пятнадцати лет;
5.От шестнадцати до восемнадцати лет;
На первом и втором этапе голоса
мальчиков и девочек однородны, имеют
чисто фальцетный характер и очень узкий
диапазон. Звучанию свойственно головное
резонирование,
при
котором вибрируют только края голосовых
связок. Тембр неровен, гласные звучат
пестро. Диапазон в пределах октавы: от ре
первой до ре второй.
легкий фальцет,
На третьем этапе голоса девочек, не
различаясь существенно по окраске,
делятся по диапазону: сопрано чаще всего
имеют диапазон от до первой до фа – соль
второй октавы, альты – от ля – соль малой
октавы до ре – ми второй. Тембровоеразличие голосов мальчиков более
ощутимо. Легкие и звонкие дисканты
имеют диапазон от ре первой до фа второй
октавы; более плотные альты – диапазон си
малой – до второй октавы.
На четвертом этапе в связи с половым
созреванием детские голоса претерпевают
переходный период, продолжительность
которого может быть различна – от
нескольких месяцев до нескольких лет.
На пятом этапе мутация заканчивается.
Голоса девочек обретают полноценное
звучание женского голоса: они становятся
более сильными, богатыми по тембру,
широкими по диапазону.
Голоса
мальчиков, снизившись за время мутации и
примерно на октаву,
приобретают
полутораоктавный диапазон натурального
грудного звучания, сохраняя одновременно
фальцетные возможности для верхнего
участка диапазона. Диапазоны голосов в
этой возрастной категории: сопрано – до
первой – соль – ля – бемоль второй октавы;
альты – ля малой – ре второй октавы;
юноши – си большой – до – ми первой
октавы.
Ансамбль
Под понятием ансамбль понимают и
небольшую группу музыкантов, совместно
исполняющих музыкальное произведение;и произведение,
написанное для
нескольких исполнителей; и коллектив,
объединяющий различные жанры и виды
музыкального и хореографического
искусства;
сценическое
качество
совместного исполнения,
заключается в слитности, единстве и
согласованности
и
художественнотехнических приемов всех
его участников.
устремлений
наконец,
и,
тембру,
метроритму,
В хоровом жанре искусство ансамбля
требует от певца умения находить
правильное соотношение по интонации,
силе,
агогике,
речевой и музыкальной
дикции,
артикуляции с другими исполнителями
своей партии; умения слышать свою
партию и находить «свое место» в
звучности хора в целом, что требует от
него
культуры,
заключающейся в способности подчинить
свое
«я» общей
художественной
концепции,
коллективному замыслу. В хоре имеют
место такие разновидности ансамбля, как
интонационный, динамический, тембровый,
метроритмический, дикционный, которые в
совокупности создают частный и общий
ансамбль.
Понятие
исполнитеское
специфической
ансамбль
частныйподразумевает не только слитность
голосов по тембру и силе, но и единство
восприятия певцами данной хоровой
партии средств вокальноисполнительской
выразительности, используемых в каждом
концертном случае.
Слитности голосов по тембру и силе
следует достигать, вырабатывая единую
певческую манеру, единые вокальные
приемы и навыки, единые эстетические
критерии.
Наряду с тембровой и динамической
слитностью, единством вокальных приемов
в формировании ансамбля чрезвычайно
большое значение имеет единство
ощущений темпа, ритма, метра, динамики,
слова, и, в конечном счете, единство
творческого переживания.
Настоящий
ансамбль, слитность которого естественна
и органична, создается не под давлением
индивидуальной свободы партнера; он
возникает тогда, когда неразрывность
контакта не только не обременяет
партнеров, но и служит дополнительным
источником силы и уверенности.
Общий ансамбль в хоре возникает на
основе органического соединения частных
ансамблей в целое. Если частный ансамбль
предусматривает «в идеале» абсолютную
слитность голосов в унисонном звучании,то в общем ансамбле, при соединении
хоровых партий, возможны разнообразные
варианты соотношения силы звука,
тембровых
характера
произношения текста, штрихов.
красок,
Общий ансамбль является одной из
самых интересных, изменчивых и сложных
категорий исполнительского искусства
вообще и хорового исполнительства, как
искусство коллективного, в частности, а
также объективным показателям общей
художественноэстетической культуры
хора и его руководителя. Ибо очевидно,
что ансамбль, как понятие слитности,
целостности,
и
взаимозависимости,
единства,
согласованности,
является итоговым
результатом работы над всеми остальными
элементами хоровой звучности.
взаимосвязи
Составляющими общего и, отчасти,
частного ансамбля являются такие его
разновидности,
как динамический,
метроритмический,
дикционный,
артикуляционный ансамбль.
Динамический ансамбль – это
уравновешенность по силе и громкости
голосов внутри партии и согласованность
интенсивности звучания хоровых партий
при исполнении всего сочинения или его
фрагмента. При исполнении произведенийгомофонногармонического склада общий
ансамбль достигается с помощью
уравновешенного звучания всех хоровых
партий с незначительным преобладанием
звучности партии, ведущей мелодию. Что
бы достичь уравновешенности партии
нужно, чтобы хоровые партии были
приблизительно равны по количеству
певцов и динамическому ресурсу и, кроме
того,
находились бы примерно в
одинаковых тесситурных условиях. Если
же хоровые партии находятся в разных
тесситурах, уравновешенность их звучания
может быть создана только искусственным
путем, что требует от хормейстера
развитого тембродинамического слуха и
верного ощущения звукового баланса.
Нужно отметить, что уравновешенность
громкости звучания хоровых партий
необходимо далеко не всегда. Очень часто
композиторы сознательно помещают ту
или иную партию в более выгодные или,
напротив,
тесситурные
условия с целью ее выделения.
невыгодные
Особый случай дифференцированного
подхода к динамическому ансамблю –
исполнение произведений имитационного
или полифонического склада,
где
тематический голос должен прозвучать
ярче остальных.хоровых
смешанный
партий
Большинство
характеризует
склад
изложения, что обусловливает применение
различных видов динамического ансамбля.
При исполнении произведений для хора с
солистом хор, как правило, поет несколько
тише солиста. В тех случаях, когда хор
выполняет аккомпанирующую функцию,
нужно иметь в виду, что наиболее
«опасной» хоровой партией будет та,
которой по характеру своего голоса
принадлежит солист, поскольку в силу
родства тембра она может слиться с
солирующим голосом и поглотить его.
с
Иные виды динамического ансамбля
возникают при исполнении музыки для
хора
инструментальным
сопровождением.
Если музыкальный
инструмент
функцию
выполняет
сопровождающего голоса,
возникает
ансамбль с преобладающим звучанием
хора. При равноценном художественном
значении хора и инструмента желательно
достижение ансамбля уравновешенного
звучания.
Работа над динамическим ансамблем
неотделима от работы над тембром партий
всего хора. Совершенствование вокальных
навыков певцов и их тембрового слуха –
кратчайшая дорога к воспитанию чувстваансамбля.
ансамбля
Метроритмический ансамбль основан на
единстве
метроритмическом
«произношения» музыкальнопоэтического
текста произведения певцами каждой
хоровой партии и правильном соотношении
метроритма между партиями.
Это
разновидность
является
результатом единого понимания и
чувствования партнерами темпа и
ритмического пульса исполняемой музыки.
Темп и метроритм исполнения должны
быть естественными для всех участников
ансамбля: искусственное подлаживание
одного певца к другому или к «жестко»
отстукивающему метр дирижером лишит
исполнения живого дыхания, без которого
оно бессмысленно.
ансамбля
Наиболее благоприятные условия для
ритмического
создаются
произведениях гомофонногармонического
склада,
для которых характерен
одинаковый метроритмический рисунок
всех хоровых партий.
Гораздо сложнее создать ритмический
ансамбль в сочинениях с различной
ритмической структурой в каждом голосе
или нескольких голосах. В таких случаях
особое значение приобретает ясный
дирижерский жест, четко фиксирующийкаждую долю метрической структуры.
Ощущение пульса помогает певцам
почувствовать двигательную основу ритма,
способствует выработке ансамблевого
навыка точного выдерживания и
одновременного
звука,
синхронного перехода на новый звук.
окончания
Дикционноорфоэпический
ансамбль
предполагает единую для всех членов
хоровой партии и хора в целом манеру
произнесения текста.
Синтез музыки и слова является
несомненным достоинством хорового
жанра, дающим ему преимущества над
другими музыкальными жанрами с точки
зрения эмоционального воздействия на
слушателя.
Хоровая дикция имеет
свои
специфические особенности. Вопервых,
она певческая, вокальная, что отличает ее
от речевой. Вовторых, она коллективная.
Работая над дикцией с хоровым
коллективом,
хормейстеры обычно
стараются научить певцов как можно четче
и яснее произносить согласные. Но не
менее важно научить певцов правильно
формулировать и произносить гласные,
законам и правилам логики речи.
На качество произношения текста
влияют сила звука и тесситура. Наилучшиеусловия для создания дикционного
ансамбля – умеренная сила звучания
средней части диапазона хоровых партий.
Соотношение слова и музыки
важнейшая проблема, в которой можно
выделить как минимум три группы
частных вопросов:
это вопросы
соотношения музыкального образа с
образами словесного текста, степени их
художественного соответствия; а во
второй группе вопроса связанные с
соотношением поэтической и музыкальной
композиции. В третьей вопросы вокальной
декламации,
взаимоотношения
музыкальной и речевой интонации.
Именно логика построения фразы,
верная расстановка ударений, акцентов,
пауз, а вовсе не дикция определяют в
первую очередь выразительность речи и ее
смысловое и эмоциональное воздействие.
Строй
Важнейшим параметром
звучания
любого инструмента является строй –
понятие, которым обозначается система
звуковысотных отношений, применяемых в
музыке.
В каждой октаве темперированного
строя имеется двенадцать звуков,
находящихся между собой в равном
полутоновом соотношении.исполнителем
В хоровом пении, как и в игре на
инструментах нефиксированной высотой
звука,
приходится
пользоваться так называемым зонным
строем.
Акустическая особенность
позволяет певцам с помощью большей или
меньшей
заостренности исполнения
отдельных ступеней лада конкретного
произведения и отклонения от их
темперированной высоты влиять на строй
хоровой партии и хорового аккорда. В
хоровом пении даже добротная
качественная настройка, предваряющая
репетицию или концерт,
вовсе не
гарантирует от погрешностей строя в
процессе исполнения.
Мелодический строй является в хоре
определяющим, ибо строй хора в целом
невозможен без точного звуковысотного
интонирования певцами каждого голоса
партитуры, каждой партии.
Отклонения исполнительского строя от
темперированного большей мере зависят
от лада и функции, которую выполняет в
ней та или иная ступень. Одна и та же
ступень, в зависимости от свойственных
ладу внутренних тяготений,
будет
интонироваться совершенно иначе.
В основе стройного пения хоровой
партии лежит верное исполнениеинтервалов. Последовательно взятые звуки
образуют мелодический интервал; взятые
одновременно – гармонический интервал.
интервалы исполняются
Чистые
Большие и увеличенные
устойчиво.
интервалы следует интонировать с
тенденцией к одностороннему или
двустороннему расширению, а малые и
уменьшенные – с тенденцией к
одностороннему или двухстороннему
сужению.
интервалы
интонируются очень широко: нижний звук
исполняется низко, а верхний – высоко.
Уменьшенные – тесно: нижний звук поется
высоко, а верхний – низко.
Увеличенные
Гармонический строй хора связан с
интонированием
их
последовательном изложении, которые
образуются в звучании всего хора или
составляющих его групп.
созвучий
в
т.е.
Звуковысотная точность аккорда зависит
от степени и качества работы по
«художественному
оформлению
многоголосия»,
от качества
интонационномелодического сопряжения
звуков,
голосов,
образующих созвучия. При интонировании
того или иного аккорда следует учитывать
ту роль, которую он выполняет в общем
гармоническом движении.
оборотов,
мотивов,Для гармонического строя имеет
значение расположения аккорда. Широкое
расположение, как правило, сложнее для
интонирования, чем тесное.
Большое значение для поддерживания
строя имеет правильный выбор
тональности.
хормейстеры
начинают разучивать произведения сразу в
авторской тональности, хотя она не всегда
удобна для хорового строя.
Многие
Заключение
Можно блестяще изучить отдельные
закономерности
воздействия
исполнительских средств, но не суметь
реализовать полученные
знания в
практической
исполнительской
деятельности. Здесь, как и вообще в
искусстве, многое зависит от личности
исполнителя,
таланта,
культуры, знания, опыта, мастерства, воли,
педагогического дара, вкуса, чувства
меры… тем не менее не подлежит
сомнению, что знание закономерностей
исполнительской
выразительности,
методов и приемов работы над
произведением, изучение стилистических
особенностей музыки и других
рассматриваемых вопросов сокращает
его интуиции,возможность
исполнительского
«произвола» и создает предпосылки
формированию индивидуальной,
но
аргументированной и объективной
исполнительской трактовки.