Статья: Хореография, как уникальный и синтетический вид искусства

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 07.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Хореография и танец имеют свою многовековую историю, описанную историками и театроведами на основании воспоминаний очевидцев и современников, изображений художников и многочисленных легенд о танце и танцевальном искусстве. Танцевальное искусство является уникальным, так как оноотражало и отражает жизнь, нравы и обычаи людей через таинственный язык пластики и жестов. Уникальность хореографии заключается также и в том, что она объединяет в себе искусство танца, театра, музыки и изобразительного искусства, если мы говорим о танцевальном спектакле.
Иконка файла материала 2.doc
Хореография, как уникальный и синтетический вид искусства Хореография и танец имеют свою многовековую историю,   описанную   историками   и   театроведами   на основании воспоминаний очевидцев и современников, изображений художников и многочисленных легенд о танце   и   танцевальном   искусстве.   Танцевальное искусство является уникальным, так как оноотражало и   отражает     жизнь,   нравы   и   обычаи   людей   через таинственный язык пластики и жестов. Уникальность хореографии   заключается   также   и   в   том,   что   она объединяет в себе искусство танца, театра, музыки и изобразительного   искусства,   если   мы   говорим   о танцевальном спектакле. Зарождение   и   значение   танца   в   истории.   как   важный Танцевальное   искусство, компонент   театра   Древней   Греции     и   жизни древних грековКорни танцевального искусства уходят в далекое прошлое   и   берут   свое   начало   с   эпохи первобытнообщинных     времен,   когда   танец   и   жесты играли значительную роль в жизни древнего человека, как способы коммуникативного общения до появления и развития  звуковой  речи. Позже танец приобрел обрядовое значение­ люди обращались   к   танцам   во   время   свадебных   и религиозных   обрядов,военных   ритуалов,обрядов смены   времен     года,   рождения   детей   или   похорон. Танцыобъединяли народ, являлись не толькоспособом общения   друг   с   другом   и   развлечением,   но   и средством выражения душевного состояния, мыслей и эмоций.Под влиянием смены исторических событий, в связи   с   приходом   новых   духовных   и   культурных ценностей и новой эстетики,постепенно значение танца и его основные функции видоизменяются. Начнем наш экскурс в историю с изучения танца в Древней   Греции.   В   чем   же   была   уникальностьтанцевального искусства   Древней   Греции? И какое значение играл танец в жизни греков?  Известно,чтоДревние   Греки   оставили   свой ощутимыйслед   в   историимировогоискусства   и культуры. Мы знаем имена великих древнегреческих драматургов—Эсхила, Аристофана.   Еврипида,   Мывосхищаемся   величественными   Софокла, арками   и  колонами,   кариатидами,   статуями  богов  и героев  античной  Греции.  Именно  тогда,в те далекие времена,   особое   внимание   уделяется   красоте   и эстетике     человеческого   тела,   движений   и   поз,   и   , конечно,  танцу.    Танцы   в   Древней   Греции   разделялись   на ритуальные   (священные,   обрядовые),   общественно­ бытовые,   сценические   и     военные.   Так,сценические древнегреческие танцы были частью театрализованных выступлений.  Искусству же  военного танца обязаны были обучатьсявсегреческие юноши.  В Греции танцевали все, независимо от возраста и социального   положения   и     любили     праздники   иразвлечения,   которые   часто   сопровождались театрализованными   представлениями, танцами и игрой на музыкальных инструментах.   песнями, Праздник   в   честь   бога   Диониса   или   Великие Дионисии отмечали несколько раз в году в Афинах. Праздник   длился   несколько   дней   :   украшали   храм Диониса,   устраивали   большие   шествия­процессии, пели   песни­дифирамбы,   устраивали   театральные состязания   авторов   драмы,   трагедии   и   комедии. режиссерами, Авторы­поэты   балетмейстерами и даже, не редко,   актерами своих были   также   произведений.Танец в святилище Диониса. Аттическая ваза V в. до  н.э."Юноши тут и цветущие девы, желанные многим, Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками. Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют; Тех ­ венки из цветов прелестные всех украшают; Сих ­ золотые ножи, на ремнях чрез плечо  серебристых. Пляшут они, и ногами искусными то закружатся, Столь же легко, как в стану колесо под рукою  испытной, Если скудельник его испытует, легко ли кружится; То разовьются и пляшут рядами, одни за другими. (Гомер "Илиада", перевод Н.И.Гнедича) К   театральным   танцам   древней   Греции относятсяэммелия,   кордак   и   сиккинида.   Танец   в составе   трагедии   (эммелия)   был   достаточно медленным   и   величественным,   а   жесты   в   нем (хирономия)   ­   широкими,   крупными.   Кордак представлял собой вставные комические сцены, своегорода хореографические буффонады. Этот танец был достаточно   непристойным,   исполнялся   в   бурном темпе,   с   присядками,   прыжками   и   «пятками   в небе».Хор   в   комедии   Аристофана   "Осы" сопровождает   этот   буйный,   разнузданный   танец такими словами: Кружись быстрей и быстрей! Фринихова пляска! Закиньте повыше ступню! Пусть зрители ахнут: "ай, ай!", Видя пятки в небе. Кружись, кувыркайся и бей себя по брюху! Выбрасывай ноги вперед, вертись волчком ...Кордак. Роспись вазы, V в. до н. э.  Много   общего   имел   с   ним   танец   сатирической драмы — сиккинида (Sikinnis),  ориентирующаяся  на вкусы   простых   людей   и   зачастую   представляющая собой   пародию   на   многие   стороны   общественной жизни.                   Танец двух сатиров. Роспись вазы,  первая половина V в. до н. э.Сложные танцы, с акробатическими элементами и трюками,   исполняли   профессиональные   танцоры, акробаты,   жонглеры.   Сопровождались   они   игрой   на музыкальных инструментах. Лукиан в своем трактате   «А   на   Делосе   даже   обычные описывал: жертвоприношения   не   обходились   без   пляски,   но сопровождались   ею   и   совершались   под   музыку. Собранные   в   хоровод   отроки   под   звуки   флейты   и кифары мерно выступали по кругу, а самую пляску исполняли   избранные   из   их   числа   лучшие   плясуны. Поэтому   и   песни,   написанные   для   этих   хороводов, носили   название   "плясовых   припевов",   и   вся лирическая поэзия полна ими». Раз в четыре года отмечался   и праздник в честь богини Афины — покровительницы города Афин — Большие   Панафинеи.   Праздник   представлял   собой факельное   шествие   к   статуе   Афины,   подношение многочисленных   и   богатых   даров   любимой   богине: одежды,   жертвенных   произведений   искусства, животных, цветов, а также сопровождался   военнымиК   самым   ярким   военным   танцам танцами. принадлежит Пирриха. Пирриха, танец воинов По   одной   из   легенд,   первой   исполнительницей пиррического   танца   была   Афина   Паллада.   Она танцевала его в честь победы над титанами.  Другая легенда утверждает, что он изобретен царем Пирром. Большинство же исследователей склонны думать, что название     произошло   от   слова   «пира»   —   «костер», вокруг   которого     танцевал   Ахилл   при   похоронах Патрокла.   Для   пиррического   танца   танцовщики надевали на себя костюмы воинов. В руках у них  былилук,   щит,   стрелы   или   другое   оружие.   Они   скакали вперед, перепрыгивая  с одной ноги на другую;затем производились   разные   военные   движения   и комбинации­   прямыми шеренгами нападали друг на друга,   смыкались   в   общий   круг,   прыгали   группами, становились на колени и пр. свадьба Греческая также сопровождалась танцами, песнями и определенными ритуалами. Вот как у Гомера описан свадебный процесс: «Там невест из чертогов, светильников ярких при блеске, Брачных песен при кликах, по стогнам градским провожают. Юноши хорами в плясках кружатся, меж них раздаются лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены смотрят на них и дивуются, стоя на крыльцах воротных. Мать невесты зажигала от своего очага факел и шла за повозкой вместе с родственниками и гостями. Одни неслифакелы для освещения дороги, другие - подарки, а также особого вида треножник, лутрофор и кальпиды для свадебных ритуалов, многие пели свадебные песни и танцевали под аккомпанемент аулосов и лир, возгласы, обращенные к Гименею, звучали на всем пути к дому жениха». Танец в древней Греции был сложным, виртуозным, и безусловно эстетически развитым. Об этом свидетельствуют древнегреческиефрески и рисунки, на которых изображены ярко выраженные движения и позы, подчеркивается красота линий и «выворотность» ног. человеческого телаРоспись арибалла, Танцоры­прыгуны ,конец VI в.  до н. э.  Танцовщицы и акробатки.  Работа мастера круга  Полигнота, ок. 430 г. до н. э.О   высоком   уровне   развития   древнегреческого танца   свидетельствуют   и   рассуждения   философов   о танце.   И   это   было   неудивительно,   ведь   танец   в Древней Греции был частью философских наук ­ его изучали в гимназиях, наряду с музыкой, философией и другими   предметами.   О   связи   танца   и   философии, написаны  многочисленные  трактаты   древнегреческих философов   ­   Платона,   Плутарха,   Ксенофонта, Лукиана   и   др.   Философы   не   только   интересовались   но   и   любили   танцевать искусством   танца, сами.Ксенофонт писал: «Даже мудрый Сократ любил танец Мемфиды, и часто, когда его видели танцующим знакомые,   он   им   говорил,   что   танец   является упражнением для каждой части тела». Красотудревнегреческоготанца, егозначение, историюразвития   и   взаимосвязь   с   музыкой,   описываетЛукиан в своем трактате:   «Скажу о том, что пляска не только услаждает, но также приносит пользу   зрителям,   хорошо   их   воспитывает,   многомунаучает.   Пляска   вносит   лад   и   меру   в   душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая   слух   прекраснейшими   звуками   и   являя прекрасное единство душевной и телесной красоты. А если в союзе с музыкой и ритмом пляска всего этого достигает, то за это она заслуживает не порицания, а скорее хвалы…Пляска — это занятие не новое, не со вчерашнего   и   не   с   третьего   дня   начавшееся… Например,   от   времени   наших   пращуров   или   от   их сообщающие родителей,   наидостовернейшие   сведения   о   родословной   пляски,   люди,   ­   нет:   что   одновременно   с смогут   сказать   тебе, происхождением первых начал вселенной возникла и пляска, появившаяся на свет вместе с ним, древним Эросом.   А   именно:   хоровод   звезд,   сплетенье блуждающих   светил   с   неподвижными,   их   стройное содружество и мерный лад движений суть проявленья первородной пляски. После, мало­помалу, развиваясь непрерывно   и   совершенствуясь,   пляска   теперь,   как кажется,   достигла   последних   вершин   и   сталаразнообразным   и   всегармоничным   благом, сочетающим в себе дары многих Муз…Но, поскольку искусство   танцора   —   подражательно,   поскольку   он обязуется   движениями   изобразить   содержание песни, —   танцор   должен   подобно   ораторам упражняться,   добиваясь   наибольшей   ясности,   чтобы все,   им   изображаемое,   было   понятным,   не   требуя никакого толкователя». В общем, танец и танцевальное искусство Древней Греции   играли   немаловажную   роль   в   жизни   греков. Наполняя   и   обогащая   жизнь   в   духовном   и эстетическом смысле, танец становится неотъемлемой частью религиозных праздников и обрядов,  свадебных церемоний   и   военных   ритуалов,   а   также   частью культуры   и   искусстваДревней   Греции.   Красоту   и эстетику   древнегреческих   движений,   поз   и   жестов подтверждают   многочисленные   рисунки   Античной Греции,   впечатления   современников   и   трактаты философов­мыслителей.     Танцевальное   искусство Древней   Греции,   как   и   другие   виды   искусства,бесспорно, повлияло на развитие мировой культуры и искусства,   театра   и   балета.   К   античным   танцам   и античной   культуре   обращаются   многие   режиссеры, танцовщики и балетмейстеры.  Великая американская заимствует танцовщица   Дункан     Айседора   жесты   для   своих древнегреческие   позы   и   импровизаций,   а   также   использует   древнегреческую тунику   как   основной   вид   костюма     для   своих выступлений.К   сюжету   древнегреческой   легенды   о Ясоне и Медее обращаются хореографы Ж.Ж.Новер, М.Грехем,Г.Алексидзе, Ю.Посохов и др. 3.Средневековые   танцы   ­   отражение   мрачного периода   средневековья.     Придворные   танцы   их историческое значение. После     эпохи   возвышенного   искусства   античной гармонию   и   эстетику Греции,  воспевающего     совершенно человеческого   тела   и   души, противоположным предстает перед нами танцевальное   искусство   Средневековья,   которое   также   оставилосвой   уникальный   и   неповторимый   стиль   и   дух   в истории.  Средневековая   эпоха  –   это   один   из   самых мрачных периодов в  истории человечества, в котором инквизиция, господствовали эпидемиячумы,   кровавые   войны   и   религиозный варварство,     гнет.Недаром многие гуманисты называют ее «тёмной эпохой».Религия   и   церковь   в   это   время   были   поэтому могущественной   идеологической   силой,   личность и человек утрачивают свое былое значение ­ главным   смыслом   существования   становитсявера, служение   Богу   и   полное   подчинение   религиозным догмам.   Романские   храмы,   готические   соборы, средневековая живопись   отражают всю мрачность и суровость жизни и   рольчеловека в ней. Отражается это   и   в   танцах   ­   популярным   становится   «Пляска Смерти», возникшая на фоне голода, смерти и болезни людей.. Изначально   «Пляска   смерти»(фр.   Dansemacabre, итал.   Danzamacabra)это   был   жанр,   возникший     на