Хореография и танец имеют свою многовековую историю, описанную историками и театроведами на основании воспоминаний очевидцев и современников, изображений художников и многочисленных легенд о танце и танцевальном искусстве. Танцевальное искусство является уникальным, так как оноотражало и отражает жизнь, нравы и обычаи людей через таинственный язык пластики и жестов. Уникальность хореографии заключается также и в том, что она объединяет в себе искусство танца, театра, музыки и изобразительного искусства, если мы говорим о танцевальном спектакле.
Хореография, как уникальный и синтетический
вид искусства
Хореография и танец имеют свою многовековую
историю, описанную историками и театроведами на
основании воспоминаний очевидцев и современников,
изображений художников и многочисленных легенд о
танце и танцевальном искусстве. Танцевальное
искусство является уникальным, так как оноотражало
и отражает жизнь, нравы и обычаи людей через
таинственный язык пластики и жестов. Уникальность
хореографии заключается также и в том, что она
объединяет в себе искусство танца, театра, музыки и
изобразительного искусства, если мы говорим о
танцевальном спектакле.
Зарождение и значение танца в истории.
как важный
Танцевальное искусство,
компонент театра Древней Греции и жизни
древних грековКорни танцевального искусства уходят в далекое
прошлое и берут свое начало с эпохи
первобытнообщинных времен, когда танец и жесты
играли значительную роль в жизни древнего человека,
как способы коммуникативного общения до появления
и развития звуковой речи.
Позже танец приобрел обрядовое значение люди
обращались к танцам во время свадебных и
религиозных обрядов,военных ритуалов,обрядов
смены времен года, рождения детей или похорон.
Танцыобъединяли народ, являлись не толькоспособом
общения друг с другом и развлечением, но и
средством выражения душевного состояния, мыслей и
эмоций.Под влиянием смены исторических событий, в
связи с приходом новых духовных и культурных
ценностей и новой эстетики,постепенно значение танца
и его основные функции видоизменяются.
Начнем наш экскурс в историю с изучения танца в
Древней Греции. В чем же была уникальностьтанцевального искусства Древней Греции? И какое
значение играл танец в жизни греков?
Известно,чтоДревние Греки оставили свой
ощутимыйслед в историимировогоискусства и
культуры. Мы знаем имена великих древнегреческих
драматургов—Эсхила,
Аристофана.
Еврипида,
Мывосхищаемся величественными
Софокла,
арками и колонами, кариатидами, статуями богов и
героев античной Греции. Именно тогда,в те далекие
времена, особое внимание уделяется красоте и
эстетике человеческого тела, движений и поз, и ,
конечно, танцу.
Танцы в Древней Греции разделялись на
ритуальные (священные, обрядовые), общественно
бытовые, сценические и военные. Так,сценические
древнегреческие танцы были частью театрализованных
выступлений. Искусству же военного танца обязаны
были обучатьсявсегреческие юноши.
В Греции танцевали все, независимо от возраста и
социального положения и любили праздники иразвлечения,
которые часто сопровождались
театрализованными представлениями,
танцами и игрой на музыкальных инструментах.
песнями,
Праздник в честь бога Диониса или Великие
Дионисии отмечали несколько раз в году в Афинах.
Праздник длился несколько дней : украшали храм
Диониса, устраивали большие шествияпроцессии,
пели песнидифирамбы, устраивали театральные
состязания авторов драмы, трагедии и комедии.
режиссерами,
Авторыпоэты
балетмейстерами и даже, не редко, актерами своих
были
также
произведений.Танец в святилище Диониса. Аттическая ваза V в. до
н.э."Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками.
Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы
Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют;
Тех венки из цветов прелестные всех украшают;
Сих золотые ножи, на ремнях чрез плечо
серебристых.
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,
Столь же легко, как в стану колесо под рукою
испытной,
Если скудельник его испытует, легко ли кружится;
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.
(Гомер "Илиада", перевод Н.И.Гнедича)
К театральным танцам древней Греции
относятсяэммелия, кордак и сиккинида. Танец в
составе трагедии (эммелия) был достаточно
медленным и величественным, а жесты в нем
(хирономия) широкими,
крупными.
Кордак
представлял собой вставные комические сцены, своегорода хореографические буффонады. Этот танец был
достаточно непристойным, исполнялся в бурном
темпе, с присядками, прыжками и «пятками в
небе».Хор в комедии Аристофана "Осы"
сопровождает этот буйный, разнузданный танец
такими словами:
Кружись быстрей и быстрей!
Фринихова пляска!
Закиньте повыше ступню!
Пусть зрители ахнут: "ай, ай!",
Видя пятки в небе.
Кружись, кувыркайся и бей себя по брюху!
Выбрасывай ноги вперед, вертись волчком ...Кордак. Роспись вазы, V в. до н. э.
Много общего имел с ним танец сатирической
драмы — сиккинида (Sikinnis), ориентирующаяся на
вкусы простых людей и зачастую представляющая
собой пародию на многие стороны общественной
жизни.
Танец двух сатиров. Роспись вазы,
первая половина V в. до н. э.Сложные танцы, с акробатическими элементами и
трюками, исполняли профессиональные танцоры,
акробаты, жонглеры. Сопровождались они игрой на
музыкальных инструментах. Лукиан в своем трактате
«А на Делосе даже обычные
описывал:
жертвоприношения не обходились без пляски, но
сопровождались ею и совершались под музыку.
Собранные в хоровод отроки под звуки флейты и
кифары мерно выступали по кругу, а самую пляску
исполняли избранные из их числа лучшие плясуны.
Поэтому и песни, написанные для этих хороводов,
носили название "плясовых припевов", и вся
лирическая поэзия полна ими».
Раз в четыре года отмечался и праздник в честь
богини Афины — покровительницы города Афин —
Большие Панафинеи. Праздник представлял собой
факельное шествие к статуе Афины, подношение
многочисленных и богатых даров любимой богине:
одежды,
жертвенных
произведений искусства,
животных, цветов, а также сопровождался военнымиК самым ярким военным танцам
танцами.
принадлежит Пирриха.
Пирриха, танец воинов
По одной из легенд, первой исполнительницей
пиррического танца была Афина Паллада. Она
танцевала его в честь победы над титанами. Другая
легенда утверждает, что он изобретен царем Пирром.
Большинство же исследователей склонны думать, что
название произошло от слова «пира» — «костер»,
вокруг которого танцевал Ахилл при похоронах
Патрокла. Для пиррического танца танцовщики
надевали на себя костюмы воинов. В руках у них былилук, щит, стрелы или другое оружие. Они скакали
вперед, перепрыгивая с одной ноги на другую;затем
производились разные военные движения и
комбинации прямыми шеренгами нападали друг на
друга, смыкались в общий круг, прыгали группами,
становились на колени и пр.
свадьба
Греческая
также
сопровождалась танцами, песнями и
определенными ритуалами. Вот как у
Гомера описан свадебный процесс: «Там
невест из чертогов, светильников ярких
при блеске, Брачных песен при кликах, по
стогнам градским провожают. Юноши
хорами в плясках кружатся, меж них
раздаются лир и свирелей веселые звуки;
почтенные жены смотрят на них и
дивуются, стоя на крыльцах воротных.
Мать невесты зажигала от своего очага
факел и шла за повозкой вместе с
родственниками и гостями. Одни неслифакелы для освещения дороги, другие -
подарки, а также особого вида треножник,
лутрофор и кальпиды для свадебных
ритуалов, многие пели свадебные песни и
танцевали под аккомпанемент аулосов и
лир, возгласы, обращенные к Гименею,
звучали на всем пути к дому жениха».
Танец в древней Греции был сложным,
виртуозным, и безусловно эстетически
развитым.
Об этом свидетельствуют
древнегреческиефрески и рисунки, на
которых изображены ярко выраженные
движения и позы, подчеркивается красота
линий
и
«выворотность» ног.
человеческого
телаРоспись арибалла, Танцорыпрыгуны ,конец VI в.
до н. э.
Танцовщицы и акробатки. Работа мастера круга
Полигнота, ок. 430 г. до н. э.О высоком уровне развития древнегреческого
танца свидетельствуют и рассуждения философов о
танце. И это было неудивительно, ведь танец в
Древней Греции был частью философских наук его
изучали в гимназиях, наряду с музыкой, философией и
другими предметами. О связи танца и философии,
написаны многочисленные трактаты древнегреческих
философов Платона, Плутарха, Ксенофонта,
Лукиана и др. Философы не только интересовались
но и любили танцевать
искусством танца,
сами.Ксенофонт писал: «Даже мудрый Сократ любил
танец Мемфиды, и часто, когда его видели танцующим
знакомые, он им говорил, что танец является
упражнением для каждой части тела».
Красотудревнегреческоготанца,
егозначение,
историюразвития и взаимосвязь с музыкой,
описываетЛукиан в своем трактате: «Скажу о том,
что пляска не только услаждает, но также приносит
пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многомунаучает. Пляска вносит лад и меру в душу
смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами,
увлекая слух прекраснейшими звуками и являя
прекрасное единство душевной и телесной красоты. А
если в союзе с музыкой и ритмом пляска всего этого
достигает, то за это она заслуживает не порицания, а
скорее хвалы…Пляска — это занятие не новое, не со
вчерашнего и не с третьего дня начавшееся…
Например, от времени наших пращуров или от их
сообщающие
родителей,
наидостовернейшие сведения о родословной пляски,
люди,
нет:
что одновременно с
смогут сказать тебе,
происхождением первых начал вселенной возникла и
пляска, появившаяся на свет вместе с ним, древним
Эросом. А именно: хоровод звезд, сплетенье
блуждающих светил с неподвижными, их стройное
содружество и мерный лад движений суть проявленья
первородной пляски. После, малопомалу, развиваясь
непрерывно и совершенствуясь, пляска теперь, как
кажется, достигла последних вершин и сталаразнообразным и всегармоничным благом,
сочетающим в себе дары многих Муз…Но, поскольку
искусство танцора — подражательно, поскольку он
обязуется движениями изобразить содержание
песни, — танцор должен подобно ораторам
упражняться, добиваясь наибольшей ясности, чтобы
все, им изображаемое, было понятным, не требуя
никакого толкователя».
В общем, танец и танцевальное искусство Древней
Греции играли немаловажную роль в жизни греков.
Наполняя и обогащая жизнь в духовном и
эстетическом смысле, танец становится неотъемлемой
частью религиозных праздников и обрядов, свадебных
церемоний и военных ритуалов, а также частью
культуры и искусстваДревней Греции. Красоту и
эстетику древнегреческих движений, поз и жестов
подтверждают многочисленные рисунки Античной
Греции, впечатления современников и трактаты
философовмыслителей.
Танцевальное искусство
Древней Греции, как и другие виды искусства,бесспорно, повлияло на развитие мировой культуры и
искусства, театра и балета. К античным танцам и
античной культуре обращаются многие режиссеры,
танцовщики и балетмейстеры. Великая американская
заимствует
танцовщица
Дункан
Айседора
жесты для своих
древнегреческие позы и
импровизаций, а также использует древнегреческую
тунику как основной вид костюма
для своих
выступлений.К сюжету древнегреческой легенды о
Ясоне и Медее обращаются хореографы Ж.Ж.Новер,
М.Грехем,Г.Алексидзе, Ю.Посохов и др.
3.Средневековые танцы отражение мрачного
периода средневековья. Придворные танцы их
историческое значение.
После эпохи возвышенного искусства античной
гармонию и эстетику
Греции, воспевающего
совершенно
человеческого тела и души,
противоположным предстает перед нами танцевальное
искусство Средневековья, которое также оставилосвой уникальный и неповторимый стиль и дух в
истории.
Средневековая эпоха – это один из самых
мрачных периодов в истории человечества, в котором
инквизиция,
господствовали
эпидемиячумы, кровавые войны и религиозный
варварство,
гнет.Недаром многие гуманисты называют ее «тёмной
эпохой».Религия и церковь в это время были
поэтому
могущественной идеологической силой,
личность и человек утрачивают свое былое значение
главным смыслом существования становитсявера,
служение Богу и полное подчинение религиозным
догмам. Романские храмы, готические соборы,
средневековая живопись отражают всю мрачность и
суровость жизни и рольчеловека в ней. Отражается
это и в танцах популярным становится «Пляска
Смерти», возникшая на фоне голода, смерти и болезни
людей..
Изначально «Пляска смерти»(фр. Dansemacabre,
итал. Danzamacabra)это был жанр, возникший на