Статья «Идеальный отец» как средство социализации младших школьников»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 12.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины – приоритетная задачей в сфере воспитания детей. Программа духовно-нравственного развития и воспитания МБОУ НШ № 37 разработана в контексте Концепции развития воспитания в муниципальной системе общего образования города Сургута до 2020 года. Основная цель Программы - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Взаимодействие с семьей – одно из приоритетных направлений Программы. Школа играет ведущую роль в воспитании нравственности, однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. Проект «Клуб компетентных отцов «Идеальный отец» является результатом поиска эффективных путей воспитания обучающихся ОУ и выстраивания партнерских связей с родительской общественностью в условиях гендерного доминирования женщин в образовательной организации и ограниченностью школьных ресурсов для полноценного воспитания и развития обучающихся. Актуальность данного проекта определяется рядом особенностей образовательной организации: - Гендерный состав педагогического коллектива – 100% женщин. - Низкая посещаемость отцами родительских собраний, других мероприятий, проводимых в школе и классе (10-15 %). - Недооценка педагогическим коллективом ресурса отцов. - Гендерный состав обучающихся: мальчики – 245 человек, девочки – 196 человек. - Зафиксирован рост неблагополучных и малообеспеченных семей, не мотивированных на изучение интересов и потребностей детей, потере эмоциональных контактов в семье. - Малодетность семей (1-2 ребёнка). - Неполные семьи - семьи, в которых отец не проживает с семьей – 113 семей - семьи, в которых детей воспитывает один отец – 6 семей Не секрет, что воспитание детей стало по преимуществу женским делом, и это дает о себе знать уже сегодня - в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью, которое далеко не всегда осознаётся как высшая ценность. А так важно, чтобы папы тоже участвовали в процессе воспитания! Английский поэт Д. Герберт сказал: «Один отец — значит больше, чем сто учителей». Отец, как и мать, - первый человек, с которым ребёнок встречается в жизни. Можно утверждать, что если ребёнок в силу ряда обстоятельств был обделён любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться её дарить и понимать. Одна мама, отдавая всё своё тепло и нежность, никогда не сможет обеспечить ребёнка той поддержкой и любовью, которые ему может дать отец. Потеряв доверие к отцу, ребёнок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других. Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца или заменяющего его мужчины мальчик не сможет получить представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи – защитника и опекуна. Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между мамой и папой как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начнёт искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом. Если мать - источник жизни и тепла, то отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова. В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года среди основных задач стоит формирование ответственного отцовства, повышения социальной роли отца, вовлечения мужчин в семейные дела и воспитание детей. Как же восполнить этот дефицит мужского участия в воспитании и развитии детей, ведь так важно, чтобы положительный личный пример отца, мужчины, видел каждый ребенок. Наш проект способствует прежде всего восполнению этого дефицита, дефицита совместной деятельности, дефицита непосредственного мужского участия в воспитании ребенка. Новизна проекта заключается в создании новой формы взаимодействия с родителями – Клуба компетентных отцов «Идеальный отец» с привлечением социальных партнеров учреждений города Сургута. Делегирование полномочий родителям – отцам в проведении или участии в мероприятиях не только с учащимися школы, но и с другими родителями школы и класса; вовлечение родителей – отцов в образовательный процесс школы (внеурочную деятельность, дополнительное образование, в коллективные творческие дела) – еще одно новое направление, реализуемое в рамках проекта. Цель проекта: К концу учебного 2015 - 2016 года выстроить систему партнерских отношений с родителями - отцами и привлечь не менее 70% отцов к активному участию в школьной жизни. Работа клуба строится на принципах добровольности, личной заинтересованности; родителей объединяют общие проблемы и совместный поиск оптимальных путей их решения. Основу организации деятельности Клуба компетентных отцов «Идеальный отец» составляют два направления: просвещение родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей в форме заседаний Клуба «Идеальный отец» (родительских вечеров: дискуссии, дебаты, ринги), и организация совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни через реализацию коллективного творческого дела (КТД) «Мы построим общий дом, чтоб комфортно жилось в нём!», представляющего собой совместную работу всех участников образовательного процесса в течение года. Клуб отцов - это территория пап, место, где отцы получают полезную информацию, общаются между собой, делятся идеями и впечатлениями. Клуб отцов организует интересные конкурсы и встречи, на которых отец может весело, с пользой провести время со своим ребенком и познакомиться с другими отцами лично. Клуб отцов - место для настоящих мужчин, отцов семейства. Причем ребенка иметь совсем не обязательно, главное относиться к жизни и семье по-отцовски. Заседания клуба проходят по плану, темы заседаний и их периодичность может корректироваться в соответствие с запросами членов клуба. На заседания клуба кроме отцов, приглашаются гости – наши социальные партнеры: заседание Клуба на тему: «Отцовство: дар и долг» - местная религиозная организация православный приход Храма в честь св. Луки, архиепископа Симферопольского г. Сургута, заседание Клуба на тему: «Папа 911» - инспекторы ОГИБДД УМВД России по городу Сургуту, Пожарной части № 41, КДН и др. После таких мероприятий родителям – отцам предоставляется возможность донести информацию до родителей в классе. Уже имеется положительный опыт, когда отцы в тесном контакте сотрудничают с классными руководителями и принимают активное участие в проведении бесед, классных часов и мероприятий с учащимися класса на такие темы как: «Безопасность», «Спорт», «Нормы поведения» и т.д. КТД проводится в форме игры «Собираем пазлы», где каждый «пазл» - это культурно-образовательное событие, инициируемое образовательной организацией, либо родителями или обучающимися. Цель игры «Собираем пазлы» - создание атмосферы общности интересов взрослых и детей, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга как основы нравственного уклада школьной жизни. В ходе игры участники, дети и взрослые вместе должны «построить» дом из «пазлов», где комфортно будет чувствовать себя каждый. Все культурно-образовательные события соответствуют направлениям воспитательной компоненты, реализуемые Программой духовно – нравственного развития и воспитания детей и встраиваются в систему ряда мощнейших воспитательных проектов города, таких как «Компетентные родители», «Читательская копилка», «Растем вместе» и др. Приведем в пример несколько культурно-образовательных событий. Принимая активное участие в городском социальном проекте «Стань заметнее на дороге», от пап поступило предложение провести демонстрацию транспортных средств в форме автопробега «Мы за безопасность наших детей!» В результате получилось городское мероприятие, которое поддержали многие учреждения города, а также Администрация города и депутаты Думы города. Решались задачи правового воспитания и культуры безопасности. Результат – I место в городском проекте «Стань заметнее на дороге» и все семьи нашей школы без исключения обеспечили своих детей светоотражающими элементами на верхней одежде, школьных аксессуаров. Сотрудничая с Городской библиотекой № 25 в рамках городского проекта «Читательская копилка», где дети вместе с родителями придумывали новогоднюю сказку, от родителей - отцов поступила инициатива построить снежный городок на территории ОУ. КТД называлось «Сказку сделаем своими руками». Наряду с воспитанием нравственных чувств, положительного отношения к труду и творчеству, отцы показали детям пример патриотического отношения к малой Родине, городу, школе, желания украсить свою школу, сделать лучшей в городе. Обустройство городка совпало с декабрьским городским конкурсом на лучшую новогоднюю территорию и новогоднюю ёлку. Результат - I место, грант 10 000 рублей, и формирование у детей чувства гордости за свою школу, сопричастности к общему успешному делу. Городок работал и радовал детвору и взрослых до самой апрельской оттепели, ни один объект этого городка не был поврежден. Мы считаем это показателем формирования ценностных отношений к труду, к друг другу, к семье, ко всему прекрасному. В процессе реализации проекта мы достигли следующих результатов. Разработана нормативная база для организации деятельности Клуба компетентных отцов. Клуб действует на основании Устава, Положения о работе клуба компетентных отцов «Идеальный отец». Система взаимодействия с семьей, социальными партнерами стала более эффективной и действенной. Отцы стали более активны в инициировании разрешения насущных вопросов функционирования школы: обустройства территории школы, организации мелкого ремонта, оказания помощи в проведении и участии в различных мероприятиях и других вопросов. Создана служба психолого-социально-педагогической поддержки родителей-отцов. За год работы этой службы обратилось 15отцов. Помощь оказывается в форме проведения консультаций в вопросах возрастной психологии, в области воспитания и образования детей, разъяснения законодательной базы по интересующимся вопросам, социальных льгот, адресное направление на консультирование к социальным партнерам: Центр диагностики и консультирования, Центр медицинской профилактики и т.д. Повышение социокультурной значимости отца в семье и в школьной жизни мы видим в активизации участия отцов в разрешении конфликтов между детьми. Отцы находят очень «мужское», красивое разрешение конфликтов, формируя у мальчиков образцы именно мужественного поведения. Стать идеальным отцом для своего ребенка – задача непосильная. Этот процесс – целое искусство, постигать которое можно всю жизнь. И как в любом мастерстве – достичь совершенства невозможно. В этом главный секрет. Но становиться с каждым днём лучше и лучше посильно каждому. Мы считаем, что наш проект Клуб компетентных отцов «Идеальный отец» может быть взят за основу и успешно реализован во многих образовательных учреждениях.
Иконка файла материала «Идеальный отец» как средство социализации младших школьников».docx
Терлеева Оксана Валерьевна                                                                     учитель начальных классов                                                                     Муниципальное бюджетное                                                                      общеобразовательное учреждение                                                                      начальная школа № 37(МБОУ НШ № 37)                                                                    Тюменская область, ХМАО­Югра, г.Сургут «Идеальный отец» как средство социализации младших школьников» Развитие   высоконравственной   личности,   разделяющей   российские традиционные   духовные   ценности,   обладающей   актуальными   знаниями   и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины – приоритетная задачей в сфере воспитания детей. Программа духовно­нравственного развития и воспитания МБОУ НШ №   37   разработана   в   контексте   Концепции   развития   воспитания   в муниципальной системе общего образования города Сургута до 2020 года.  Основная   цель   Программы   ­   воспитание,   социально­педагогическая поддержка   становления   и   развития   высоконравственного,   ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,   включающего   воспитательную,   учебную,   внеучебную,   социально значимую   деятельность   обучающихся,   основанного   на   системе   духовных идеалов,   ценностей,   моральных   приоритетов,   реализуемого   в   совместной социально­педагогической   деятельности   школы,   семьи   и   других   субъектов общественной жизни. Взаимодействие   с   семьей   –   одно   из   приоритетных   направлений Программы.    Школа   играет   ведущую   роль   в   воспитании   нравственности, однако   семья   дает   ребенку   первый   жизненный   опыт,   именно   в   семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом   зависит   направление   интересов   и   склонностей   подрастающего поколения. Проект   «Клуб   компетентных   отцов   «Идеальный   отец»   является результатом   поиска   эффективных   путей   воспитания   обучающихся   ОУ   и выстраивания       партнерских   связей   с   родительской   общественностью   в условиях гендерного доминирования женщин в образовательной организации и   ограниченностью   школьных   ресурсов   для   полноценного   воспитания   и развития обучающихся. Актуальность   данного   проекта   определяется   рядом   особенностей образовательной организации: 1­ Гендерный состав педагогического коллектива – 100% женщин.  ­ Низкая посещаемость отцами родительских собраний, других мероприятий, проводимых в школе и классе (10­15 %).  ­ Недооценка педагогическим коллективом ресурса отцов. ­ Гендерный состав обучающихся: мальчики – 245 человек, девочки – 196 человек.    ­   Зафиксирован   рост   неблагополучных   и   малообеспеченных   семей,   не мотивированных   на   изучение   интересов   и   потребностей   детей,   потере эмоциональных контактов в семье.  ­ Малодетность семей (1­2 ребёнка). ­ Неполные семьи ­ семьи, в которых отец не проживает с семьей – 113 семей ­ семьи, в которых детей воспитывает один отец – 6 семей Не   секрет,   что   воспитание   детей   стало   по   преимуществу   женским делом, и это дает о себе знать уже сегодня ­ в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью, которое далеко не всегда осознаётся как высшая ценность. А так важно, чтобы папы тоже участвовали в процессе воспитания!  Английский поэт Д. Герберт сказал: «Один отец — значит больше, чем сто   учителей».  Отец,   как   и   мать,   ­   первый   человек,   с   которым   ребёнок встречается   в   жизни.   Можно   утверждать,   что   если   ребёнок   в   силу   ряда обстоятельств  был  обделён любовью  родителей  или  даже  одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться её дарить и понимать. Одна мама,   отдавая   всё   своё   тепло   и   нежность,   никогда   не   сможет   обеспечить ребёнка той поддержкой и любовью, которые ему может дать отец. Потеряв доверие к отцу, ребёнок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по­настоящему заботиться о других.  Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца или заменяющего его мужчины мальчик не сможет получить представления об ответственном   отношении   к   родным   людям   главы   семьи   –   защитника   и опекуна.  Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между мамой и папой как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начнёт искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом. Если мать ­ источник жизни и тепла, то отец ­ источник силы и убежище,   первый   старший   друг,  который   делится   с   ребенком   этой   силой, силой в самом широком смысле этого слова.  В   Концепции   государственной   семейной   политики   в   Российской Федерации на период до 2025 года среди основных задач стоит формирование ответственного   отцовства,   повышения   социальной   роли   отца,   вовлечения мужчин в семейные дела и воспитание детей. 2Как   же   восполнить   этот   дефицит   мужского   участия   в   воспитании   и развитии детей, ведь так важно, чтобы положительный личный пример отца, мужчины, видел каждый ребенок.  Наш проект способствует прежде всего восполнению этого дефицита, дефицита совместной деятельности, дефицита непосредственного мужского участия в воспитании ребенка. Новизна проекта заключается в создании новой формы взаимодействия с родителями – Клуба компетентных отцов «Идеальный отец» с привлечением социальных партнеров учреждений города Сургута.  Делегирование   полномочий   родителям   –   отцам   в   проведении   или участии   в   мероприятиях   не   только   с   учащимися   школы,   но   и   с   другими родителями школы и класса; вовлечение родителей – отцов в образовательный процесс   школы   (внеурочную   деятельность,   дополнительное   образование,   в коллективные творческие дела) – еще одно новое направление, реализуемое в рамках проекта. Цель проекта: К концу учебного 2015 ­ 2016 года выстроить систему партнерских   отношений   с   родителями   ­   отцами   и   привлечь   не   менее  70% отцов к активному участию в школьной жизни. Работа   клуба   строится   на   принципах   добровольности,   личной заинтересованности; родителей объединяют общие проблемы и совместный поиск оптимальных путей их решения.  Основу   организации   деятельности   Клуба   компетентных   отцов «Идеальный   отец»     составляют   два   направления:   просвещение   родителей (законных   представителей)   в  вопросах   воспитания   и   образования   детей     в форме заседаний Клуба «Идеальный отец» (родительских вечеров: дискуссии, дебаты,   ринги),   и   организация  совместной   социально­педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни  через реализацию   коллективного творческого дела   (КТД) «Мы построим общий дом, чтоб комфортно жилось в нём!», представляющего собой совместную работу всех участников образовательного процесса в течение года. Клуб отцов ­ это территория пап, место, где отцы получают полезную информацию, общаются между собой, делятся идеями и впечатлениями.  Клуб   отцов   организует   интересные   конкурсы   и   встречи,   на   которых отец   может   весело,   с   пользой   провести   время   со   своим   ребенком   и познакомиться с другими отцами лично.  Клуб отцов ­ место для настоящих мужчин, отцов семейства. Причем ребенка иметь совсем не обязательно, главное относиться к жизни и семье по­ отцовски.  Заседания клуба проходят по плану, темы заседаний и их периодичность может   корректироваться   в   соответствие   с   запросами   членов   клуба.   На заседания   клуба   кроме   отцов,   приглашаются   гости   –   наши   социальные партнеры:   заседание   Клуба   на   тему:   «Отцовство:   дар   и   долг»   ­  местная 3религиозная   организация   православный   приход   Храма   в   честь   св.   Луки, архиепископа Симферопольского г. Сургута, заседание Клуба на тему: «Папа 911» ­  инспекторы  ОГИБДД УМВД России по городу Сургуту, Пожарной части № 41, КДН и др. После   таких   мероприятий   родителям   –   отцам   предоставляется возможность   донести   информацию   до   родителей   в   классе.   Уже   имеется положительный   опыт,   когда   отцы   в   тесном   контакте   сотрудничают   с классными   руководителями   и   принимают   активное   участие   в   проведении бесед, классных часов и мероприятий с учащимися класса на такие темы как: «Безопасность», «Спорт», «Нормы поведения» и т.д. КТД проводится в форме игры «Собираем пазлы», где каждый «пазл» ­ это   культурно­образовательное   событие,   инициируемое   образовательной организацией, либо родителями или обучающимися.   Цель игры «Собираем пазлы»   ­  создание   атмосферы   общности   интересов   взрослых   и   детей, эмоциональной  взаимоподдержки   и  взаимопроникновения  в  проблемы  друг друга как основы нравственного уклада школьной жизни. В ходе игры участники, дети и взрослые вместе должны «построить» дом из «пазлов», где комфортно будет чувствовать себя каждый.  Все культурно­образовательные события соответствуют направлениям воспитательной   компоненты,   реализуемые   Программой   духовно   – нравственного развития и воспитания детей и встраиваются в систему ряда мощнейших   воспитательных   проектов   города,   таких   как   «Компетентные родители», «Читательская копилка», «Растем вместе» и др. Приведем в пример несколько культурно­образовательных событий.   Принимая активное участие в городском социальном проекте «Стань заметнее на дороге», от пап поступило предложение провести демонстрацию транспортных   средств   в   форме   автопробега   «Мы   за   безопасность   наших детей!»   В   результате   получилось   городское   мероприятие,   которое поддержали   многие   учреждения   города,   а   также   Администрация   города   и депутаты Думы города. Решались задачи правового воспитания и культуры безопасности. Результат –  I  место в городском проекте «Стань заметнее на дороге» и все семьи нашей школы без исключения обеспечили своих детей светоотражающими элементами на верхней одежде, школьных аксессуаров. Сотрудничая   с   Городской   библиотекой   №   25   в   рамках   городского проекта «Читательская копилка», где дети вместе с родителями придумывали новогоднюю сказку, от родителей ­ отцов поступила инициатива построить снежный   городок   на   территории   ОУ.   КТД   называлось   «Сказку   сделаем своими   руками».   Наряду   с   воспитанием   нравственных   чувств, положительного   отношения   к   труду   и   творчеству,   отцы   показали   детям пример патриотического отношения к малой Родине, городу, школе, желания украсить   свою   школу,   сделать   лучшей   в   городе.   Обустройство   городка совпало   с   декабрьским   городским   конкурсом   на   лучшую   новогоднюю 4территорию и новогоднюю ёлку. Результат ­  I  место, грант 10 000 рублей, и формирование у детей чувства гордости за свою школу, сопричастности к общему успешному делу. Городок работал и радовал детвору и взрослых до самой апрельской оттепели, ни один объект этого городка не был поврежден. Мы считаем это показателем формирования ценностных отношений к труду, к друг другу, к семье, ко всему прекрасному.  В процессе реализации проекта мы достигли следующих результатов. Разработана   нормативная   база   для   организации   деятельности   Клуба компетентных   отцов.   Клуб   действует   на   основании   Устава,   Положения   о работе клуба компетентных отцов «Идеальный отец».    Система взаимодействия с семьей, социальными партнерами стала более эффективной   и   действенной.   Отцы   стали   более   активны   в   инициировании разрешения   насущных   вопросов   функционирования   школы:   обустройства территории   школы,   организации   мелкого   ремонта,   оказания   помощи   в проведении и участии в различных мероприятиях и других вопросов.  Создана   служба   психолого­социально­педагогической   поддержки родителей­отцов. За год работы этой службы обратилось 15отцов. Помощь   оказывается   в   форме   проведения   консультаций   в   вопросах возрастной   психологии,   в   области   воспитания   и   образования   детей, разъяснения законодательной базы по интересующимся вопросам, социальных льгот, адресное направление на консультирование к социальным партнерам: Центр диагностики и консультирования, Центр медицинской профилактики и т.д. Повышение   социокультурной   значимости   отца   в   семье   и  в   школьной жизни   мы   видим   в   активизации   участия   отцов   в   разрешении   конфликтов между   детьми.   Отцы   находят   очень   «мужское»,   красивое   разрешение конфликтов,   формируя   у   мальчиков   образцы   именно   мужественного поведения.  Стать идеальным отцом для своего ребенка – задача непосильная. Этот процесс  –  целое   искусство,  постигать  которое   можно  всю   жизнь.  И  как   в любом   мастерстве   –   достичь   совершенства   невозможно.   В   этом   главный секрет. Но становиться с каждым днём лучше и лучше посильно каждому. Мы  считаем, что  наш  проект  Клуб  компетентных  отцов «Идеальный отец»   может   быть   взят   за   основу   и   успешно   реализован   во   многих образовательных учреждениях. 5