Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины – приоритетная задачей в сфере воспитания детей.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания МБОУ НШ № 37 разработана в контексте Концепции развития воспитания в муниципальной системе общего образования города Сургута до 2020 года.
Основная цель Программы - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Взаимодействие с семьей – одно из приоритетных направлений Программы. Школа играет ведущую роль в воспитании нравственности, однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Проект «Клуб компетентных отцов «Идеальный отец» является результатом поиска эффективных путей воспитания обучающихся ОУ и выстраивания партнерских связей с родительской общественностью в условиях гендерного доминирования женщин в образовательной организации и ограниченностью школьных ресурсов для полноценного воспитания и развития обучающихся.
Актуальность данного проекта определяется рядом особенностей образовательной организации:
- Гендерный состав педагогического коллектива – 100% женщин.
- Низкая посещаемость отцами родительских собраний, других мероприятий, проводимых в школе и классе (10-15 %).
- Недооценка педагогическим коллективом ресурса отцов.
- Гендерный состав обучающихся: мальчики – 245 человек, девочки – 196 человек.
- Зафиксирован рост неблагополучных и малообеспеченных семей, не мотивированных на изучение интересов и потребностей детей, потере эмоциональных контактов в семье.
- Малодетность семей (1-2 ребёнка).
- Неполные семьи
- семьи, в которых отец не проживает с семьей – 113 семей
- семьи, в которых детей воспитывает один отец – 6 семей
Не секрет, что воспитание детей стало по преимуществу женским делом, и это дает о себе знать уже сегодня - в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью, которое далеко не всегда осознаётся как высшая ценность. А так важно, чтобы папы тоже участвовали в процессе воспитания!
Английский поэт Д. Герберт сказал: «Один отец — значит больше, чем сто учителей». Отец, как и мать, - первый человек, с которым ребёнок встречается в жизни. Можно утверждать, что если ребёнок в силу ряда обстоятельств был обделён любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться её дарить и понимать. Одна мама, отдавая всё своё тепло и нежность, никогда не сможет обеспечить ребёнка той поддержкой и любовью, которые ему может дать отец. Потеряв доверие к отцу, ребёнок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других.
Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца или заменяющего его мужчины мальчик не сможет получить представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи – защитника и опекуна.
Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между мамой и папой как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начнёт искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом. Если мать - источник жизни и тепла, то отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова.
В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года среди основных задач стоит формирование ответственного отцовства, повышения социальной роли отца, вовлечения мужчин в семейные дела и воспитание детей.
Как же восполнить этот дефицит мужского участия в воспитании и развитии детей, ведь так важно, чтобы положительный личный пример отца, мужчины, видел каждый ребенок.
Наш проект способствует прежде всего восполнению этого дефицита, дефицита совместной деятельности, дефицита непосредственного мужского участия в воспитании ребенка.
Новизна проекта заключается в создании новой формы взаимодействия с родителями – Клуба компетентных отцов «Идеальный отец» с привлечением социальных партнеров учреждений города Сургута.
Делегирование полномочий родителям – отцам в проведении или участии в мероприятиях не только с учащимися школы, но и с другими родителями школы и класса; вовлечение родителей – отцов в образовательный процесс школы (внеурочную деятельность, дополнительное образование, в коллективные творческие дела) – еще одно новое направление, реализуемое в рамках проекта.
Цель проекта: К концу учебного 2015 - 2016 года выстроить систему партнерских отношений с родителями - отцами и привлечь не менее 70% отцов к активному участию в школьной жизни.
Работа клуба строится на принципах добровольности, личной заинтересованности; родителей объединяют общие проблемы и совместный поиск оптимальных путей их решения.
Основу организации деятельности Клуба компетентных отцов «Идеальный отец» составляют два направления: просвещение родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей в форме заседаний Клуба «Идеальный отец» (родительских вечеров: дискуссии, дебаты, ринги), и организация совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни через реализацию коллективного творческого дела (КТД) «Мы построим общий дом, чтоб комфортно жилось в нём!», представляющего собой совместную работу всех участников образовательного процесса в течение года.
Клуб отцов - это территория пап, место, где отцы получают полезную информацию, общаются между собой, делятся идеями и впечатлениями.
Клуб отцов организует интересные конкурсы и встречи, на которых отец может весело, с пользой провести время со своим ребенком и познакомиться с другими отцами лично.
Клуб отцов - место для настоящих мужчин, отцов семейства. Причем ребенка иметь совсем не обязательно, главное относиться к жизни и семье по-отцовски.
Заседания клуба проходят по плану, темы заседаний и их периодичность может корректироваться в соответствие с запросами членов клуба. На заседания клуба кроме отцов, приглашаются гости – наши социальные партнеры: заседание Клуба на тему: «Отцовство: дар и долг» - местная религиозная организация православный приход Храма в честь св. Луки, архиепископа Симферопольского г. Сургута, заседание Клуба на тему: «Папа 911» - инспекторы ОГИБДД УМВД России по городу Сургуту, Пожарной части № 41, КДН и др.
После таких мероприятий родителям – отцам предоставляется возможность донести информацию до родителей в классе. Уже имеется положительный опыт, когда отцы в тесном контакте сотрудничают с классными руководителями и принимают активное участие в проведении бесед, классных часов и мероприятий с учащимися класса на такие темы как: «Безопасность», «Спорт», «Нормы поведения» и т.д.
КТД проводится в форме игры «Собираем пазлы», где каждый «пазл» - это культурно-образовательное событие, инициируемое образовательной организацией, либо родителями или обучающимися. Цель игры «Собираем пазлы» - создание атмосферы общности интересов взрослых и детей, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга как основы нравственного уклада школьной жизни.
В ходе игры участники, дети и взрослые вместе должны «построить» дом из «пазлов», где комфортно будет чувствовать себя каждый.
Все культурно-образовательные события соответствуют направлениям воспитательной компоненты, реализуемые Программой духовно – нравственного развития и воспитания детей и встраиваются в систему ряда мощнейших воспитательных проектов города, таких как «Компетентные родители», «Читательская копилка», «Растем вместе» и др.
Приведем в пример несколько культурно-образовательных событий.
Принимая активное участие в городском социальном проекте «Стань заметнее на дороге», от пап поступило предложение провести демонстрацию транспортных средств в форме автопробега «Мы за безопасность наших детей!» В результате получилось городское мероприятие, которое поддержали многие учреждения города, а также Администрация города и депутаты Думы города. Решались задачи правового воспитания и культуры безопасности. Результат – I место в городском проекте «Стань заметнее на дороге» и все семьи нашей школы без исключения обеспечили своих детей светоотражающими элементами на верхней одежде, школьных аксессуаров.
Сотрудничая с Городской библиотекой № 25 в рамках городского проекта «Читательская копилка», где дети вместе с родителями придумывали новогоднюю сказку, от родителей - отцов поступила инициатива построить снежный городок на территории ОУ. КТД называлось «Сказку сделаем своими руками». Наряду с воспитанием нравственных чувств, положительного отношения к труду и творчеству, отцы показали детям пример патриотического отношения к малой Родине, городу, школе, желания украсить свою школу, сделать лучшей в городе. Обустройство городка совпало с декабрьским городским конкурсом на лучшую новогоднюю территорию и новогоднюю ёлку. Результат - I место, грант 10 000 рублей, и формирование у детей чувства гордости за свою школу, сопричастности к общему успешному делу. Городок работал и радовал детвору и взрослых до самой апрельской оттепели, ни один объект этого городка не был поврежден. Мы считаем это показателем формирования ценностных отношений к труду, к друг другу, к семье, ко всему прекрасному.
В процессе реализации проекта мы достигли следующих результатов.
Разработана нормативная база для организации деятельности Клуба компетентных отцов. Клуб действует на основании Устава, Положения о работе клуба компетентных отцов «Идеальный отец».
Система взаимодействия с семьей, социальными партнерами стала более эффективной и действенной. Отцы стали более активны в инициировании разрешения насущных вопросов функционирования школы: обустройства территории школы, организации мелкого ремонта, оказания помощи в проведении и участии в различных мероприятиях и других вопросов.
Создана служба психолого-социально-педагогической поддержки родителей-отцов. За год работы этой службы обратилось 15отцов.
Помощь оказывается в форме проведения консультаций в вопросах возрастной психологии, в области воспитания и образования детей, разъяснения законодательной базы по интересующимся вопросам, социальных льгот, адресное направление на консультирование к социальным партнерам: Центр диагностики и консультирования, Центр медицинской профилактики и т.д.
Повышение социокультурной значимости отца в семье и в школьной жизни мы видим в активизации участия отцов в разрешении конфликтов между детьми. Отцы находят очень «мужское», красивое разрешение конфликтов, формируя у мальчиков образцы именно мужественного поведения.
Стать идеальным отцом для своего ребенка – задача непосильная. Этот процесс – целое искусство, постигать которое можно всю жизнь. И как в любом мастерстве – достичь совершенства невозможно. В этом главный секрет. Но становиться с каждым днём лучше и лучше посильно каждому.
Мы считаем, что наш проект Клуб компетентных отцов «Идеальный отец» может быть взят за основу и успешно реализован во многих образовательных учреждениях.
Терлеева Оксана Валерьевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
начальная школа № 37(МБОУ НШ № 37)
Тюменская область, ХМАОЮгра, г.Сургут
«Идеальный отец» как средство социализации младших школьников»
Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины – приоритетная
задачей в сфере воспитания детей.
Программа духовнонравственного развития и воспитания МБОУ НШ
№ 37 разработана в контексте Концепции развития воспитания в
муниципальной системе общего образования города Сургута до 2020 года.
Основная цель Программы воспитание, социальнопедагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России.
Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной
жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально
значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных
идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной
социальнопедагогической деятельности школы, семьи и других субъектов
общественной жизни.
Взаимодействие с семьей – одно из приоритетных направлений
Программы. Школа играет ведущую роль в воспитании нравственности,
однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье
закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во
многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего
поколения.
Проект «Клуб компетентных отцов «Идеальный отец» является
результатом поиска эффективных путей воспитания обучающихся ОУ и
выстраивания партнерских связей с родительской общественностью в
условиях гендерного доминирования женщин в образовательной организации
и ограниченностью школьных ресурсов для полноценного воспитания и
развития обучающихся.
Актуальность данного проекта определяется рядом особенностей
образовательной организации:
1 Гендерный состав педагогического коллектива – 100% женщин.
Низкая посещаемость отцами родительских собраний, других мероприятий,
проводимых в школе и классе (1015 %).
Недооценка педагогическим коллективом ресурса отцов.
Гендерный состав обучающихся: мальчики – 245 человек, девочки – 196
человек.
Зафиксирован рост неблагополучных и малообеспеченных семей, не
мотивированных на изучение интересов и потребностей детей, потере
эмоциональных контактов в семье.
Малодетность семей (12 ребёнка).
Неполные семьи
семьи, в которых отец не проживает с семьей – 113 семей
семьи, в которых детей воспитывает один отец – 6 семей
Не секрет, что воспитание детей стало по преимуществу женским
делом, и это дает о себе знать уже сегодня в негативности к отцовству, к
родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью, которое далеко
не всегда осознаётся как высшая ценность. А так важно, чтобы папы тоже
участвовали в процессе воспитания!
Английский поэт Д. Герберт сказал: «Один отец — значит больше, чем
сто учителей». Отец, как и мать, первый человек, с которым ребёнок
встречается в жизни. Можно утверждать, что если ребёнок в силу ряда
обстоятельств был обделён любовью родителей или даже одного из них –
папы, то потом ему будет очень трудно научиться её дарить и понимать. Одна
мама, отдавая всё своё тепло и нежность, никогда не сможет обеспечить
ребёнка той поддержкой и любовью, которые ему может дать отец. Потеряв
доверие к отцу, ребёнок может утратить веру в людей и вырасти человеком,
не умеющим любить, сопереживать и понастоящему заботиться о других.
Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца
или заменяющего его мужчины мальчик не сможет получить представления об
ответственном отношении к родным людям главы семьи – защитника и
опекуна.
Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между мамой и папой
как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Почти
бессознательно она, повзрослев, начнёт искать себе супруга, сравнивая его со
своим отцом. Если мать источник жизни и тепла, то отец источник силы и
убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой,
силой в самом широком смысле этого слова.
В Концепции государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года среди основных задач стоит формирование
ответственного отцовства, повышения социальной роли отца, вовлечения
мужчин в семейные дела и воспитание детей.
2Как же восполнить этот дефицит мужского участия в воспитании и
развитии детей, ведь так важно, чтобы положительный личный пример отца,
мужчины, видел каждый ребенок.
Наш проект способствует прежде всего восполнению этого дефицита,
дефицита совместной деятельности, дефицита непосредственного мужского
участия в воспитании ребенка.
Новизна проекта заключается в создании новой формы взаимодействия
с родителями – Клуба компетентных отцов «Идеальный отец» с привлечением
социальных партнеров учреждений города Сургута.
Делегирование полномочий родителям – отцам в проведении или
участии в мероприятиях не только с учащимися школы, но и с другими
родителями школы и класса; вовлечение родителей – отцов в образовательный
процесс школы (внеурочную деятельность, дополнительное образование, в
коллективные творческие дела) – еще одно новое направление, реализуемое в
рамках проекта.
Цель проекта: К концу учебного 2015 2016 года выстроить систему
партнерских отношений с родителями отцами и привлечь не менее 70%
отцов к активному участию в школьной жизни.
Работа клуба строится на принципах добровольности, личной
заинтересованности; родителей объединяют общие проблемы и совместный
поиск оптимальных путей их решения.
Основу организации деятельности Клуба компетентных отцов
«Идеальный отец» составляют два направления: просвещение родителей
(законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей в
форме заседаний Клуба «Идеальный отец» (родительских вечеров: дискуссии,
дебаты, ринги), и организация совместной социальнопедагогической
деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни через
реализацию коллективного творческого дела (КТД) «Мы построим общий
дом, чтоб комфортно жилось в нём!», представляющего собой совместную
работу всех участников образовательного процесса в течение года.
Клуб отцов это территория пап, место, где отцы получают полезную
информацию, общаются между собой, делятся идеями и впечатлениями.
Клуб отцов организует интересные конкурсы и встречи, на которых
отец может весело, с пользой провести время со своим ребенком и
познакомиться с другими отцами лично.
Клуб отцов место для настоящих мужчин, отцов семейства. Причем
ребенка иметь совсем не обязательно, главное относиться к жизни и семье по
отцовски.
Заседания клуба проходят по плану, темы заседаний и их периодичность
может корректироваться в соответствие с запросами членов клуба. На
заседания клуба кроме отцов, приглашаются гости – наши социальные
партнеры: заседание Клуба на тему: «Отцовство: дар и долг» местная
3религиозная организация православный приход Храма в честь св. Луки,
архиепископа Симферопольского г. Сургута, заседание Клуба на тему: «Папа
911» инспекторы ОГИБДД УМВД России по городу Сургуту, Пожарной
части № 41, КДН и др.
После таких мероприятий родителям – отцам предоставляется
возможность донести информацию до родителей в классе. Уже имеется
положительный опыт, когда отцы в тесном контакте сотрудничают с
классными руководителями и принимают активное участие в проведении
бесед, классных часов и мероприятий с учащимися класса на такие темы как:
«Безопасность», «Спорт», «Нормы поведения» и т.д.
КТД проводится в форме игры «Собираем пазлы», где каждый «пазл»
это культурнообразовательное событие, инициируемое образовательной
организацией, либо родителями или обучающимися. Цель игры «Собираем
пазлы» создание атмосферы общности интересов взрослых и детей,
эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг
друга как основы нравственного уклада школьной жизни.
В ходе игры участники, дети и взрослые вместе должны «построить»
дом из «пазлов», где комфортно будет чувствовать себя каждый.
Все культурнообразовательные события соответствуют направлениям
воспитательной компоненты,
реализуемые Программой духовно –
нравственного развития и воспитания детей и встраиваются в систему ряда
мощнейших воспитательных проектов города, таких как «Компетентные
родители», «Читательская копилка», «Растем вместе» и др.
Приведем в пример несколько культурнообразовательных событий.
Принимая активное участие в городском социальном проекте «Стань
заметнее на дороге», от пап поступило предложение провести демонстрацию
транспортных средств в форме автопробега «Мы за безопасность наших
детей!» В результате получилось городское мероприятие, которое
поддержали многие учреждения города, а также Администрация города и
депутаты Думы города. Решались задачи правового воспитания и культуры
безопасности. Результат – I место в городском проекте «Стань заметнее на
дороге» и все семьи нашей школы без исключения обеспечили своих детей
светоотражающими элементами на верхней одежде, школьных аксессуаров.
Сотрудничая с Городской библиотекой № 25 в рамках городского
проекта «Читательская копилка», где дети вместе с родителями придумывали
новогоднюю сказку, от родителей отцов поступила инициатива построить
снежный городок на территории ОУ. КТД называлось «Сказку сделаем
своими руками».
Наряду с воспитанием нравственных чувств,
положительного отношения к труду и творчеству, отцы показали детям
пример патриотического отношения к малой Родине, городу, школе, желания
украсить свою школу, сделать лучшей в городе. Обустройство городка
совпало с декабрьским городским конкурсом на лучшую новогоднюю
4территорию и новогоднюю ёлку. Результат I место, грант 10 000 рублей, и
формирование у детей чувства гордости за свою школу, сопричастности к
общему успешному делу. Городок работал и радовал детвору и взрослых до
самой апрельской оттепели, ни один объект этого городка не был поврежден.
Мы считаем это показателем формирования ценностных отношений к труду, к
друг другу, к семье, ко всему прекрасному.
В процессе реализации проекта мы достигли следующих результатов.
Разработана нормативная база для организации деятельности Клуба
компетентных отцов. Клуб действует на основании Устава, Положения о
работе клуба компетентных отцов «Идеальный отец».
Система взаимодействия с семьей, социальными партнерами стала более
эффективной и действенной. Отцы стали более активны в инициировании
разрешения насущных вопросов функционирования школы: обустройства
территории школы, организации мелкого ремонта, оказания помощи в
проведении и участии в различных мероприятиях и других вопросов.
Создана служба психологосоциальнопедагогической поддержки
родителейотцов. За год работы этой службы обратилось 15отцов.
Помощь оказывается в форме проведения консультаций в вопросах
возрастной психологии, в области воспитания и образования детей,
разъяснения законодательной базы по интересующимся вопросам, социальных
льгот, адресное направление на консультирование к социальным партнерам:
Центр диагностики и консультирования, Центр медицинской профилактики и
т.д.
Повышение социокультурной значимости отца в семье и в школьной
жизни мы видим в активизации участия отцов в разрешении конфликтов
между детьми. Отцы находят очень «мужское», красивое разрешение
конфликтов, формируя у мальчиков образцы именно мужественного
поведения.
Стать идеальным отцом для своего ребенка – задача непосильная. Этот
процесс – целое искусство, постигать которое можно всю жизнь. И как в
любом мастерстве – достичь совершенства невозможно. В этом главный
секрет. Но становиться с каждым днём лучше и лучше посильно каждому.
Мы считаем, что наш проект Клуб компетентных отцов «Идеальный
отец» может быть взят за основу и успешно реализован во многих
образовательных учреждениях.
5