Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства
Оценка 4.8

Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства

Оценка 4.8
Документация
docx
искусство +2
5 кл—11 кл
24.01.2018
Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и  искусства
Данная работа помогает проведению уроков музыки и искусства по ФГОС. Важной составляющей уроков по данным стандартам является формирование метапредметной компетенции. Интегрированные уроки, методика которых рассматривается в данной работе, являются одним из способов метапредметного подхода в проведении уроков. Связь истории, литературы и искусства очевидна. Данная интеграция способствует углублению знаний по предметам гуманитарного цикла. В этой работе рассматривается также роль проектно - исследовательской деятельности в решении указанной проблемы.
Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков.docx
Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и  искусства               Метапредметный   подход   в   образовании   и,   соответственно,   метапредметные образовательные   технологии   были   разработаны   для   того,   чтобы   решить   проблему разобщенности, расколотости,   оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.       Метапредметность — это выход за рамки освоенного, привычного, это получение (создание) нового качества (понимания, навыка).        Метапредметность   как   принцип   интеграции   содержания   образования,   как   способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.       Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития. Немалая роль в проблеме всестороннего развития и формирования личности отводится искусству.                 В содержании   Федеральных   Государственных стандартов общего образования «второго поколения»   подчёркивается   направленность   на   стратегию   организации   и   планомерного формирования   учебной   деятельности,   в   т.ч.   и   музыкальной,   способствующей   личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование   музыкальной   культуры   как   неотъемлемой   части   духовной   культуры школьников.                   Значение  метапредметной  концепции  в  образовании  состоит  в том,  что  он  позволяет  сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного  мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных результатов:        ­   наблюдение   за   различными   явлениями   жизни   и   искусства   в   учебной   деятельности;   ­   ориентированность   в   культурном   многообразии   окружающей   действительности;      ­ овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; ­ применение знаково­символических и речевых средств для решения коммуникативных и  познавательных задач;    ­ готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям  и жанрам музыкального искусства;      ­ планирование собственных учебных действий, умение их корректировать;      ­ участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и  ролей;       ­ умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.            Метапредметная концепция предполагает движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации, порой очень далёкие. Данный подход актуален и в области музыки.        Освоение музыкального   материала   формирует   музыкальную   культуру   школьников,   воспитывает   их музыкальный   вкус,   потребность   общения   с   высокохудожественной   музыкой   в   современных условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов   развивающего   обучения   в   массовом   музыкальном   образовании   и   воспитании,   что позволяет использовать метапредметный подход. Знакомство с музыкальным искусством выходит за рамки изучаемого предмета, а именно: введение   терминов   позволяет   увидеть   связь   с   иностранными   языками.  Помимо   этого,   дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать   музыкальные   образы   с   изобразительным   искусством,   где   развиваются   навыки ориентирования с окружающей действительностью.                  Важным средством для формировании метапредметности являются интегрированные уроки.  Именно   интегрированные   уроки   должны   способствовать   формированию   целостной картины мира у школьников, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом:  При слушании произведений  подбираются слова­синонимы, соответствующие   характеру музыки.   Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей.   В   сферу   исполнительской   деятельности   учащихся    добавляется   пластическое интонирование и музыкально ­ двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.      Обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма.   Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками.  При   инсценировании   (разыгрывании)   песен,   сюжетов   сказок,   музыкальных   пьес программного   материала    развивается   устная   речь   учащихся,   что   проявляется   в творческих размышлениях о музыке.   Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных   произведений,   эскизов   костюмов   и   декораций   к   операм,   балетам, музыкальным   спектаклям.   Это   помогает   им   сочетать   музыкальные   образы   с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.             Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.       Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и   грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.       Важной составляющей  метапредметного  подхода  является  проектно ­ исследлвательская деятельность       учащихся.  Проектно – исследовательская  деятельность на основе предметов искусства   эффективно   способствует   решению   задач   не   только   собственно   музыкального развития личности, но и формированию и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности.          Исследовательская работа по музыке, искусству   также имеет свои особенности.   Это выражается   в   том,   что   вряд   ли   в   работах   по   музыке,   ИЗО   и   искусству   учащиеся   смогут открыть   что   –   новое,   поэтому   чаще   всего   на   конференциях   встречаются     работы реферативного   типа.   Но   поскольку   исследовательская     деятельность   предполагает   именно открытие, то это возможно лишь используя межпредметные и надпредметные исследования, где музыка и искусство рассматриваются в связи с другими     предметами или эти другие предметы   создают   условия,   при   которых   учащиеся   самостоятельно   и   охотно   приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения) и мышление. Самым   удачным   для   предметов   искусства   при   написании   исследования   является   метод сравнения, который представлен в виде: 1) выявления сходства и различия музыкального материала; 2)   идентификации   музыкального   материала   с   конкретными   жизненными   явлениями   и процессами; 3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.)   Учитывая  вышеизложенное, можно предложить учащимся следующие темы для исследований:  страны» » мира»       «Поём   песни   А.Н.Пахмутовой   –   изучаем   историю   нашей «Музыка в произведениях А.П.Гайдара». «Величие композиторского труда  в повестях К.Паустовского «Музыка   как   средство   борьбы   со   злом   в   сказках     народов «Героические образы в музыке и живописи» «Музыка… За и против». «Животные и музыка»            В этих темах прослеживается интеграция предметов эстетического цикла   не только с традиционными   гуманитарными   предметами,   но   и,     как   видим,   с   медициной,   физикой, биологией, и, даже, психологией. Все это позволяет учащемуся увидеть целостную картину от идеи и теоретических методов познания до рекомендаций и предложений по практическому применению  своих  идей,   то  есть   появляется  возможность  применить   науку  к  определенной области деятельности – в нашем случае к области культуры и искусства. Современная   концепция   развития   школы   гласит   о   том,   что   нужно     построить образовательный   процесс   так,   чтобы   наш   “отличник”   стал   в   жизни   не   “ходячей энциклопедией”,   а   целостной   личностью,   способной   адаптироваться   в   постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.                                                                   Литература 1. Старкова З.С. Литература и живопись: Кн для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. 2. Зверев И. Д. Межпредметные связи   в современной школе. ­ М.: 2006. 3. Селевко   Г.   К.   Современные   образовательные   технологии.   ­   М.:   Народное   образование, 1998. 4. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). ­ М.: 2001. 5. Якиманская   И.С.   Технология   личностно­   ориентированного   обучения   в   современной школе. ­ М.: 2000. 6. Гурьев А.И.,   Межпредметные   связи   в   теории   и   практике   современного   образования // Инновационные   процессы   в   системе   современного   образования.   Материалы   Всеросс. Научно­практ. конференции ­ Горно­Алтайск, 2004 ­ 160 с. 7. Науменко Т.И. Музыка. 5 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 11­е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. 190 [2] с.: ил., нот.

Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства

Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и  искусства

Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства

Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и  искусства

Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства

Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и  искусства

Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства

Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и  искусства

Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства

Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и  искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018