Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства
Оценка 4.8
Документация
docx
искусство +2
5 кл—11 кл
24.01.2018
Данная работа помогает проведению уроков музыки и искусства по ФГОС. Важной составляющей уроков по данным стандартам является формирование метапредметной компетенции. Интегрированные уроки, методика которых рассматривается в данной работе, являются одним из способов метапредметного подхода в проведении уроков. Связь истории, литературы и искусства очевидна. Данная интеграция способствует углублению знаний по предметам гуманитарного цикла.
В этой работе рассматривается также роль проектно - исследовательской деятельности в решении указанной проблемы.
Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков.docx
Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков
музыки и искусства
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные
образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему
разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как
следствие, учебных предметов.
Метапредметность — это выход за рамки освоенного, привычного, это получение (создание)
нового качества (понимания, навыка).
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ
формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает
формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При таком подходе у учащихся
формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах
и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах
(литература, музыка, ИЗО) и т.д.
Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с
другими предметами и зоны его прорывного развития. Немалая роль в проблеме всестороннего
развития и формирования личности отводится искусству.
В содержании Федеральных Государственных стандартов общего образования «второго
поколения» подчёркивается направленность на стратегию организации и планомерного
формирования учебной деятельности, в т.ч. и музыкальной, способствующей личностному,
коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Личностное
развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания –
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры
школьников.
Значение метапредметной концепции в образовании состоит в том, что он позволяет
сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного
мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных
результатов:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание
целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаковосимволических и речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям
и жанрам музыкального искусства;
планирование собственных учебных действий, умение их корректировать;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и
ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.
Метапредметная концепция предполагает движение мышления не по прямой, а через связи
и ассоциации, порой очень далёкие. Данный подход актуален и в области музыки. Освоение
музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их
музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных
условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию
принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что
позволяет использовать метапредметный подход.
Знакомство с музыкальным искусством выходит за рамки изучаемого предмета, а именно:
введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками. Помимо этого, дети
проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений,
эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им
сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки
ориентирования с окружающей действительностью.
Важным средством для формировании метапредметности являются интегрированные
уроки. Именно интегрированные уроки должны способствовать формированию целостной
картины мира у школьников, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в
целом:
При слушании произведений подбираются словасинонимы, соответствующие характеру
музыки.
Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей.
В сферу исполнительской деятельности учащихся добавляется пластическое
интонирование и музыкально двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом
рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.
Обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики
рук, что улучшает навык письма.
Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками. При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес
программного материала развивается устная речь учащихся, что проявляется в
творческих размышлениях о музыке.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся
музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам,
музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с
изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей
действительностью.
Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и
вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.
Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и
отношение к музыкальному произведению, но и грамотно проанализировать любое другое
художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.
Важной составляющей метапредметного подхода является проектно исследлвательская
деятельность учащихся. Проектно – исследовательская деятельность на основе предметов
искусства эффективно способствует решению задач не только собственно музыкального
развития личности, но и формированию и общих способностей школьника, становлению его
индивидуальности.
Исследовательская работа по музыке, искусству также имеет свои особенности. Это
выражается в том, что вряд ли в работах по музыке, ИЗО и искусству учащиеся смогут
открыть что – новое, поэтому чаще всего на конференциях встречаются
работы
реферативного типа. Но поскольку исследовательская деятельность предполагает именно
открытие, то это возможно лишь используя межпредметные и надпредметные исследования,
где музыка и искусство рассматриваются в связи с другими предметами или эти другие
предметы создают условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают
недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для
решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения
(умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения) и мышление.
Самым удачным для предметов искусства при написании исследования является метод
сравнения, который представлен в виде:
1) выявления сходства и различия музыкального материала;
2) идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и
процессами; 3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру,
литературу и др.)
Учитывая вышеизложенное, можно предложить учащимся следующие темы для
исследований:
страны»
»
мира»
«Поём песни А.Н.Пахмутовой – изучаем историю нашей
«Музыка в произведениях А.П.Гайдара».
«Величие композиторского труда в повестях К.Паустовского
«Музыка как средство борьбы со злом в сказках народов
«Героические образы в музыке и живописи»
«Музыка… За и против».
«Животные и музыка»
В этих темах прослеживается интеграция предметов эстетического цикла не только с
традиционными гуманитарными предметами, но и, как видим, с медициной, физикой,
биологией, и, даже, психологией. Все это позволяет учащемуся увидеть целостную картину от
идеи и теоретических методов познания до рекомендаций и предложений по практическому
применению своих идей, то есть появляется возможность применить науку к определенной
области деятельности – в нашем случае к области культуры и искусства.
Современная концепция развития школы гласит о том, что нужно
построить
образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей
энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно
изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться
в обществе.
Литература
1. Старкова З.С. Литература и живопись: Кн для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
2. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе. М.: 2006.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,
1998.
4. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). М.:
2001. 5. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной
школе. М.: 2000.
6. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования //
Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс.
Научнопракт. конференции ГорноАлтайск, 2004 160 с.
7. Науменко Т.И. Музыка. 5 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко,
В.В. Алеев. 11е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. 190 [2] с.: ил., нот.
Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства
Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства
Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства
Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства
Статья Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.