Использование кейс-технологии как новой формы интерактивного обучения на уроках изобразительного искусства
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
изобразительное искусство +2
5 кл—11 кл
13.02.2017
Научить ребенка учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать огромный поток научной информации – помогает интерактивное обучение, очень популярное на сегодняшний день. Одной из новых форм интерактивного обучения является кейс-технология (case-study).
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение термина отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение.
Кейс-технология.docx
К искусству нет готового пути.
Будь небосвод и море только сини,
Ты мог бы небо с морем в магазине,
Где краски продают, приобрести.
С.Маршак
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего доклада «Использование кейс
технологии как новой формы интерактивного обучения на уроках
изобразительного искусства»
Позвольте начать с небольшого экскурса в историю.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности
искусству одно из величайших событий в истории человечества.
Первобытное искусство отразило первые представления человека об
окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и
навыки, происходило общение людей друг с другом
В др. Египте возникла и укрепилась специальная художественная
школа. Метод и система обучения у всех педагогов были едиными, ибо
утвержденные каноны предписывали строжайшее соблюдение установленных
норм. Обучение рисованию строилось на заучивании выработанных правил и
канонов. Каноны облегчали изучение приемов рисования, но они сковывали
художника, не давали ему изобразить мир таким каким он его видит.
Греческие художникипедагоги установили новый метод обучения
рисованию, в основе которого лежало рисование с натуры. Они призывали
внимательно изучать земную жизнь, а не загробную.
Изобразительное искусство античного мира по сравнению с египетским
обогатилось новыми принципами и методами построения изображения, а
вместе с тем и новыми методами обучения.
В Риме же педагога больше интересовала ремесленнотехническая
сторона дела – это была скорее подготовка художникаремесленника (больше
мастера для оформления своих домов).
Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от
друга. Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не
противоставлялись друг другу.
В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства,
близкое к современному, и оно объединило все виды художественного
творчества, отделив его от других видов человеческой деятельности. Рисунок
должны были изучать все, кто занимался искусством. С момента зарождения искусства прошли тысячи лет, но и сегодня
культуре в равной мере нужны и наука и искусство. И ученый и художник
воссоздают мир во имя главной цели – постижения истины, красоты и добра.
Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе,
она должна быть тесно связана с искусством. В связи с этим, вопрос
эстетического воспитания будет актуальным всегда.
На сегодняшний день основной целью эстетического воспитания и
обучения школьников в России в соответствии с ФГОС является
направленность на создание «единства образовательного пространства
Российской Федерации; на сохранение и развитие культурного разнообразия
многонационального народа Российской Федерации, на реализацию права
обучающихся на овладение духовными ценностями и культурой
многонационального народа России.
Конкретные же цели изучения предметной области "Искусство",
сформулированные в стандарте, заключаются: в формировании осознания
значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности; в развитии эстетического вкуса, художественного мышления
обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов,
сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность
взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами; в развитии индивидуальных творческих
способностей обучающихся; в формировании интереса и уважительного
отношения к культурному наследию и ценностям народов России,
сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Содержание учебного предмета помогает учащимся формировать
художественную компетентность зрителя, приобретать умения воспринимать
и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный
характер, включает основы разных видов визуальнопространственных
искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и
декоративноприкладное искусство, изображение в зрелищных и экранных
искусствах.
На уроках изобразительного искусства осуществляются во взаимосвязи
все основные принципы обучения: научность,
систематичность,
сознательность, доступность, прочность, наглядность, связь теории с
практикой. Подробнее остановлюсь на реализации принципа научности, так
как чаще всего на уроках изо дети стремятся сразу перейти к
практике, избегая теории. Но минуя освоение азбуки и грамматики
изобразительного искусства, строя занятия только на приобщении учащихся к
«самовыражению», будет прослеживаться тенденция, заимствованная из басни
Крылова «Квартет»,
обладающими музыкальными
инструментами, но не имеющими представления об элементарной грамоте
искусства.
с персонажами,
Принцип научности как активный фактор развития творческих
способностей заключается, прежде всего, в усвоении системы научных знаний,
которые помогают правильно понять закономерности строения форм природы
и явления реальной действительности, а тем самым и овладеть методом
реалистического искусства.
Научить ребенка учиться, а именно усваивать и должным образом
перерабатывать огромный поток научной информации – помогает
интерактивное обучение, очень популярное на сегодняшний день. Одной из
новых форм интерактивного обучения является кейстехнология (case
study).
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный
необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от
учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют
проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной
ситуации, когда проблема обозначена.
Непосредственная цель метода casestudy – совместными усилиями
группы обучающихся проанализировать ситуацию — case, возникающую при
конкретном положении дел, и выработать практическое решение.
Особенно хорошо применим этот метод для получения знаний по тем
дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть
несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, где
очень много информации. Другими словами, в изучении предмета
«Искусство» эта технология может стать бесценной.
Кейс по предмету «Искусство» своей структурой ничем не отличается от
кейсов по другим дисциплинам и представляет собой описание конкретной
реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и
предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации,
ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных
вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейс обычно содержит:
1 описание конкретной практической ситуации, методический прием
обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не
наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на
рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций; 2 – набор специально разработанных учебнометодических материалов на
различных носителях (печатных, аудио, видео и электронные материалы),
выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.
Кейстехнологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа
или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной
ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить
их на практике.
(Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает
обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного
процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в
описании кейса.)
Классификация кейсов может производиться по различным признакам.
Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных
носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает
его более наглядным для учащихся. В последнее время все популярнее
становятся мультимедиа представление кейсов.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и
включает в себя следующие этапы:
индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами
кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив,
предложение решения или рекомендуемого действия);
работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и
ее решений;
презентация и экспертиза результатов малых групп (в рамках учебной
группы).
На уроках кейстехнологии можно применять при изучении новых тем,
на повторительнообобщающих уроках,
практических
занятиях,
индивидуально и в группе.
Таким образом,
преимуществ.
использование метода casestudy имеет множество
Результатом применения метода являются знания и практические
навыки. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить
реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не
только какуюлибо практическую проблему,
но и актуализирует
определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении
данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а
обучение становится как бы необходимым условием выживания. Метод
кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать
альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его
осуществление. Вот только подборки кейсов по искусству пока не существует, поэтому
учитель сам должен разработать кейс к уроку. В будущем планирую
разработать сборник кейсов по разным темам изобразительного искусства.
Использование кейс-технологии как новой формы интерактивного обучения на уроках изобразительного искусства
Использование кейс-технологии как новой формы интерактивного обучения на уроках изобразительного искусства
Использование кейс-технологии как новой формы интерактивного обучения на уроках изобразительного искусства
Использование кейс-технологии как новой формы интерактивного обучения на уроках изобразительного искусства
Использование кейс-технологии как новой формы интерактивного обучения на уроках изобразительного искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.