Личный план самообразования учителя изобразительного искусства
города Щекино Тульской области
Якушиной Лидии Николаевны
Тема: Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
В современных условиях одной из главных задач, стоящих перед школой является совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов и образовательных возможностей. Одним из путей решения этой задачи является организация научной работы учащихся. Этот вид учебной деятельности способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает учащихся к решению конкретных жизненно важных проблем, позволяет ученикам окунуться в мир современной науки, удовлетворить свои познавательные интересы и подготовиться к обучению в Высших учебных заведениях. В этой ситуации школьный учитель должен стать достойным первым научным руководителем своих подопечных, поддержать и развить их стремления в своей области знаний.
Цель самообразования:
Разработать методику организации научно-исследовательской работы одаренных учащихся.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной проблеме
2. Проанализировать основные методы исследования
3. Выделить главные элементы исследовательской деятельности
4. Выявить пути реализации каждого элемента
5. Разработать методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы учащихся
6. Сформировать навыки научно-исследовательской деятельности у учащихся
7. Повысить познавательный уровень учащихся
8. Овладение методологией научного познания
Работа над темой предполагает следующие результаты:
1. Разработка методических рекомендаций и календарно-тематического планирования научной работы с учащимися
2. Организация научно-исследовательской деятельности одаренных детей
3. Участие учеников в научно- практической конференции со своими исследовательскими работам
Этапы работы и сроки реализации каждого этапа:
Август
|
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Изучение и анализ методической литературы, составление календарно-тематического планирования работы с учащимися |
Выявление одаренных детей и организация научно-исследовательской деятельности: предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования |
Определение объекта и предмета исследования, выделение основных понятий темы, изучение литературы по теме исследования |
Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов исследования |
Составление календарного плана работы и программы исследований; подготовка диагностических материалов |
Январь
|
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты); анализ результатов работы, выводы по эксперименту |
Знакомство с правилами оформления; оформление работы |
Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии; подготовка текста и презентации для публичной защиты |
Отработка навыков ораторского искусства; участие в научно-практической конференции |
Подведение итогов и обобщение опыта; планирование работы на следующий год |
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
1. Изучение методической, педагогической и предметной литературы
2. Обзор в интернете педагогических технологий, в состав которых входят элементы исследовательской деятельности
3. Общение с руководителями научно-исследовательской работы в школах и ВУЗах
4. Анализ основных методов исследования и способов реализации каждого метода
5. Посещение научно-практических конференций и анализ требований, предъявляемых к работам учащихся
6. Выявление одаренных детей
7. Составление календарно-тематического планирования работы с детьми, направленной не только на выполнение ими исследовательской работы, но и на обучение основным методам научного познания
8. Составление индивидуального плана подготовки и проведения научно-исследовательской работы каждого ученика
9. Организация научно-исследовательской работы учащихся
10. Изучение информационно-компьютерных технологий для соответствующего требованиям оформления результатов исследований и наглядно-иллюстративного материала в виде презентации или Интернет-сайта
11. Подготовка учащихся к публичному выступлению
12. Участие детей в научно- практических конференциях
13. Подведение итогов и обобщение опыта
14. Выступление на кафедре естественнонаучных дисциплин по теме самообразования
Способ демонстрации результатов проделанной работы:
1. Разработка методических рекомендаций по организации научно-исследовательской работы учащихся
2. Выступление учащихся со своими работами
Форма отчета:
1. Выступление на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин
Методические рекомендации по организации
научно-исследовательской работы учащихся
Прежде, чем начать работу по организации научно-исследовательской деятельности учащихся, каждому педагогу необходимо познакомиться с критериями, предъявляемыми к работам на всевозможных конкурсах и конференциях. К таким критериям относятся:
1. Актуальность и оригинальность темы
2. Новизна
3. Степень разработанности темы
4. Научная обоснованность
5. Глубина изучения использованной литературы (владение материалом, знание проблемы и контекста)
6. Умение структурно оформить доклад, содержательность, насыщенность выступления
7. Владение приемами риторики и эристики
8. Умение аргументировать свои выводы и отстаивать свою позицию
9. Качество оформления работы (в соответствии с требованиями к научной работе)
10.Наглядные материалы
Вторым важным моментом является выявление одаренных детей, способных логически мыслить, стремящихся познать окружающий мир, обладающих творческим и научным потенциалом.
Этапы подготовки научно-исследовательской и реферативной работы
1. Выбор темы
Правильно выбрать тему – значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Делать это желательно в конце учебного года. Тогда у ребенка будет достаточно времени вникнуть в суть проблемы, оценить ее глубину, объем предстоящей работы над ней, ее соответствие своим возможностям и интересам.
2. Установочная консультация
Необходима для уточнения параметров темы, выявления проблемы и ее значения для науки и практики, соответствие насущным запросам общества. Здесь же желательно дать учащимся первоначальный список литературы и рекомендации относительно предполагаемой структуры работы
3. Самостоятельный поиск литературы по проблеме исследования
Знакомство с опубликованной по теме исследования литературой начинается работой с картотекой библиотеки, библиографическими изданиями и поиском в Интернете. Эта работа должна завершиться составлением списка литературы. Следует учитывать, что при написании информации об источнике сначала пишется фамилия и инициалы автора, затем название работы, место издания, название издательства, год издания и, наконец, указывается количество страниц.
4. Изучение литературы по теме исследования
Изучение литературы направлено на формирование четкого представления о проблеме, отслеживания мнения различных авторов по интересующему вопросу, выявление современного состояния проблемы и формирование собственной точки зрения на проблему.
5. Формулирование цели, задач и гипотезы
При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы: “Какой результат предполагается получить?”, “Каким видится результат еще до его получения?”
Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели.
Гипотеза содержит предположение о связи определенной деятельности с ее результатом.
6. Выбор и освоение методик исследования
В зависимости от характера работы, объекта исследования, наличия оборудования необходимо выбрать достоверный и доступный для учащегося метод. Перед этим проводится занятие по изучению основных методов научного познания.
7. Проведение исследования
Данный этап включает в себя подготовку диагностических материалов по теме
исследования, планирование и проведение эксперимента, статистическую
обработку результатов, их анализ, вывод по эксперименту.
8. Оформление работы
Научно-исследовательские работы учащихся должны строиться по стандарту, отступать от которого не рекомендуется:
· Титульный лист
· Содержание (оглавление)
· Введение. Включает в себя обоснование выбора темы, актуальность, цели и задачи исследования
· Основная часть. В ней формулируются теоретические положения работы, основанные на глубоком изучении литературы по теме ,описываются методы и способы решения поставленной проблемы, дается анализ полученных результатов и высказываются предложения по практическому использованию результатов
· Заключение. Здесь формулируются общие выводы, могут быть высказаны предложения по усовершенствованию решения данной проблемы. Заключение обязательно должно содержать опровержение или подтверждение выдвинутой гипотезы. Оно не должно быть длинным.
· Библиографический список
· Приложения. Они содержат схемы, диаграммы, графики протоколы, акты испытаний и т.д.
9. Подготовка к защите
Защита НИР происходит на различных конференциях и конкурсах. На выступление отводится ограниченное время, за которое докладчик должен интересно и доступно изложить тезисы своей работы. Доклад должен сопровождаться иллюстративным материалом (графиками, фотографиями, компьютерной презентацией). Поэтому необходима следующая подготовительная работа:
· Составление тезисов работы
· Подготовка иллюстративного материала
· Отработка навыков ораторского искусства
· Подготовка к общению с оппонентами (тактичные и грамотные ответы на вопросы, умение отстаивать свою точку зрения)
10. Публичная защита работы
11. Подведение итогов
Научно-исследовательскую работу учащегося нельзя закончить выступлением. Необходимо совместно с ребенком провести анализ его деятельности: что получилось, над чем еще необходимо работать, есть ли перспективы продолжить начатые исследования.
Литература:
1. Николенко Л. Самообразование учителя// “School Goes Digital”
2. Зайцева Н.В., Андреева Л.М. «Проект Ахей» http://mmj.ru/education_ahey.html?&article=283&cHash=d6bc24ed61
3. Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2.
4. Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 1997.
5. Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8.
6. Бруднова А.Учебно-исследовательская работа школьников. // Воспитание школьников. 1996. № 3.
7. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.
8. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
9. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1.
10. Криволапова Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской области. - Курган, 2003.
11. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.
12. Плыкин Р. Научное творчество школьников: миф или реальность? // Внешкольник. 1997. № 7-8.
13. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.
14. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.
15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.