Личный план самообразования Тема: Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

  • Педсоветы
  • docx
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современных условиях одной из главных задач, стоящих перед школой является совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов и образовательных возможностей. Одним из путей решения этой задачи является организация научной работы учащихся.
Иконка файла материала Личный план. Самообразования учителя изобразительного искусства.docx

Личный план самообразования учителя изобразительного искусства

 города Щекино Тульской области

Якушиной Лидии Николаевны

 

Тема: Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

В современных условиях одной из главных задач, стоящих перед школой является совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов и образовательных возможностей. Одним из путей решения этой задачи является организация научной работы учащихся. Этот вид учебной деятельности способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает учащихся к решению конкретных жизненно важных проблем, позволяет ученикам окунуться в мир современной науки, удовлетворить свои познавательные интересы и подготовиться к обучению в Высших учебных заведениях. В этой ситуации школьный учитель должен стать достойным первым научным руководителем своих подопечных, поддержать и развить их стремления в своей области знаний.

Цель самообразования: 

Разработать методику организации научно-исследовательской работы  одаренных учащихся.

Задачи:

1.      Изучить методическую литературу по данной проблеме

2.      Проанализировать основные методы исследования

3.      Выделить главные элементы исследовательской деятельности

4.      Выявить пути реализации каждого элемента

5.      Разработать методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы учащихся

6.      Сформировать навыки научно-исследовательской деятельности у учащихся

7.      Повысить познавательный уровень учащихся

8.      Овладение методологией научного познания

Работа над темой предполагает следующие результаты:

1.      Разработка методических рекомендаций  и  календарно-тематического планирования научной работы с учащимися

2.      Организация научно-исследовательской деятельности одаренных детей

3.      Участие учеников в научно- практической конференции со своими исследовательскими работам

Этапы работы и сроки реализации каждого этапа:

Август

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Изучение и анализ методической литературы, составление календарно-тематического планирования работы с учащимися

Выявление одаренных детей и организация научно-исследовательской деятельности: предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования

Определение объекта и предмета исследования, выделение основных понятий темы, изучение литературы по теме исследования

Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов исследования

Составление календарного плана работы и программы исследований; подготовка диагностических материалов

Январь

 

Февраль

Март

Апрель

Май

Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты);

анализ результатов работы, выводы по эксперименту

Знакомство с правилами оформления;

оформление работы

Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии; подготовка текста и презентации для публичной защиты

Отработка навыков ораторского искусства; участие в научно-практической конференции

Подведение итогов и обобщение опыта; планирование работы на следующий год

 

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

1.      Изучение методической, педагогической и предметной литературы

2.      Обзор в интернете педагогических технологий, в состав которых входят элементы исследовательской деятельности

3.      Общение с руководителями научно-исследовательской работы в школах и ВУЗах

4.      Анализ основных методов исследования и способов реализации каждого метода

5.      Посещение научно-практических конференций и анализ требований, предъявляемых к работам учащихся

6.      Выявление одаренных детей

7.      Составление календарно-тематического планирования работы с детьми, направленной не только на выполнение ими исследовательской работы, но и на обучение основным методам научного познания

8.      Составление индивидуального плана подготовки и проведения научно-исследовательской работы каждого ученика

9.      Организация научно-исследовательской работы учащихся

10. Изучение информационно-компьютерных технологий для соответствующего требованиям оформления результатов исследований и наглядно-иллюстративного материала в виде презентации или Интернет-сайта

11. Подготовка учащихся к публичному выступлению

12. Участие детей в научно- практических конференциях

13. Подведение итогов и обобщение опыта

14. Выступление на кафедре естественнонаучных дисциплин по теме самообразования

Способ демонстрации результатов проделанной работы:

1.      Разработка методических рекомендаций по организации научно-исследовательской работы учащихся

2.      Выступление учащихся со своими работами

Форма отчета:

1.      Выступление на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по организации

научно-исследовательской работы учащихся

Прежде, чем начать работу по организации научно-исследовательской деятельности учащихся, каждому педагогу необходимо познакомиться с критериями, предъявляемыми к работам на всевозможных конкурсах и конференциях. К таким критериям относятся:

1.   Актуальность и оригинальность темы

2.   Новизна

3.   Степень разработанности темы

4.   Научная обоснованность

5.   Глубина изучения использованной литературы (владение материалом, знание проблемы и контекста)

6.   Умение структурно оформить доклад, содержательность, насыщенность выступления

7.   Владение приемами риторики и эристики

8.   Умение аргументировать свои выводы и отстаивать свою позицию

9.   Качество оформления работы (в соответствии с требованиями к научной работе)

10.Наглядные материалы

Вторым важным моментом является выявление одаренных детей, способных логически мыслить, стремящихся познать окружающий мир, обладающих творческим и научным потенциалом.

Этапы подготовки научно-исследовательской и реферативной работы

1.      Выбор темы

Правильно выбрать тему – значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Делать это желательно в конце учебного года. Тогда у ребенка будет достаточно времени вникнуть в суть проблемы, оценить ее глубину, объем предстоящей работы над ней, ее соответствие своим возможностям и интересам.

2.      Установочная консультация

Необходима для уточнения параметров темы, выявления проблемы и ее значения для науки и практики, соответствие насущным запросам общества. Здесь же желательно дать  учащимся первоначальный список литературы и рекомендации относительно предполагаемой структуры работы

3.      Самостоятельный поиск литературы по проблеме исследования

 Знакомство с опубликованной по теме исследования литературой начинается работой с картотекой библиотеки, библиографическими изданиями и поиском в Интернете. Эта работа должна завершиться составлением списка литературы. Следует учитывать, что при написании информации об источнике сначала пишется фамилия и инициалы автора, затем название работы, место издания, название издательства, год издания и, наконец, указывается количество страниц.

4.      Изучение литературы по теме исследования

Изучение литературы направлено на формирование четкого представления о проблеме, отслеживания мнения различных авторов по интересующему вопросу, выявление современного состояния проблемы и формирование собственной точки зрения на проблему.

5.      Формулирование цели, задач и гипотезы

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы: “Какой результат предполагается получить?”, “Каким видится результат еще до его получения?”

Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели.

Гипотеза содержит предположение о связи определенной деятельности с ее результатом.

6.      Выбор и освоение методик исследования

В зависимости от характера работы, объекта исследования, наличия оборудования необходимо выбрать достоверный и доступный для учащегося метод. Перед этим проводится занятие по изучению основных методов научного познания.

7.      Проведение исследования

Данный этап включает в себя подготовку диагностических материалов по теме
исследования, планирование и проведение эксперимента, статистическую обработку результатов, их анализ, вывод по эксперименту.

8.      Оформление работы

Научно-исследовательские работы учащихся должны строиться по стандарту, отступать от которого не рекомендуется:

·        Титульный лист

·        Содержание (оглавление)

·        Введение. Включает в себя обоснование выбора темы, актуальность, цели и задачи исследования

·        Основная часть. В ней формулируются теоретические положения работы, основанные на глубоком изучении литературы по теме ,описываются методы и способы решения поставленной проблемы, дается  анализ полученных результатов и высказываются предложения по практическому использованию результатов

·        Заключение. Здесь  формулируются общие выводы, могут быть высказаны предложения по усовершенствованию решения данной проблемы. Заключение обязательно должно содержать опровержение или подтверждение выдвинутой гипотезы. Оно не должно быть длинным.

·        Библиографический список

·        Приложения. Они содержат схемы, диаграммы, графики протоколы, акты испытаний и т.д.

9.      Подготовка к защите

Защита НИР происходит на различных конференциях и конкурсах. На выступление отводится ограниченное время, за которое докладчик должен интересно и доступно изложить тезисы своей работы. Доклад должен сопровождаться иллюстративным материалом (графиками, фотографиями, компьютерной презентацией). Поэтому необходима следующая подготовительная работа:

·  Составление тезисов работы

· Подготовка иллюстративного материала

· Отработка навыков ораторского искусства

· Подготовка к общению с оппонентами (тактичные и грамотные ответы на вопросы, умение отстаивать свою точку зрения)

10. Публичная защита работы

11. Подведение итогов

Научно-исследовательскую работу учащегося нельзя закончить выступлением. Необходимо совместно с ребенком провести анализ его деятельности: что получилось, над чем еще необходимо работать, есть ли перспективы продолжить начатые исследования.

 

 

Литература:

1.        Николенко Л. Самообразование учителя// “School Goes Digital

2.        Зайцева Н.В., Андреева Л.М. «Проект Ахей» http://mmj.ru/education_ahey.html?&article=283&cHash=d6bc24ed61

3.         Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над  индивидуальными  исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2. 

4.        Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 1997. 

5.        Белов А. Об организации учебно-исследовательской  работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8. 

6.         Бруднова А.Учебно-исследовательская работа школьников. // Воспитание школьников. 1996. № 3. 

7.        Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.

8.        Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

9.        Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1.

10.   Криволапова Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской области. - Курган, 2003. 

11.   Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.

12.   Плыкин Р. Научное творчество школьников: миф или реальность? // Внешкольник. 1997. № 7-8. 

13.   Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1. 

14.   Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.

15.   Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также