Якушина Лидия Николаевна
Педагогические технологии на уроках ИЗО
Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.
Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Каждый педагог - творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества.
Современные образовательные технологии, которые применяю я на своей практике:
В образовательной организации обучаются учащиеся с разным уровнем умственного развития, поэтому необходимо изучить и применять разные педагогические технологии (см. таблицу 1). Данные технологии являются обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
технология |
результативность |
|
Методы фиксации и оценивания учебных достижений |
1. Создание и систематизация контрольно-измерительных материалов в виде тестов по отдельным темам, итоговых контрольных работ к урокам «Искусство». 2. Создание и использование нетрадиционных форм контроля на уроках ИЗО: экспресс-тестов, ребусов, кроссвордов, опросников. Технология оценивания (Д.Д.Данилов) образовательных достижений (учебных успехов), которая направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. |
|
Проектная
|
Технология проектной деятельности даёт возможность осознанно добывать новые знания, в ней проявляются творческие способности детей, которые, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска: выпуск книжек для малышей «Загадки», «Пословицы», изготовление проектов с нетрадиционными техниками рисования. В рамках проектной деятельности можно изготовить листовки: «Огонь – друг, огонь – враг!», пожарам.net, страна безопасности, мое здоровье в моих руках, а также афиши, газеты, рисунки: «Я помогаю победить туберкулез». |
|
Здоровьесбе- регающая |
Создаются условия для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, снятия напряжения, предупреждения утомляемости через смену видов деятельности на уроке; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора, применение активных методов, проведение физминуток, создание положительного климата на уроке, наличие психологических разрядок. Издание с учащимися памятки по ЗОЖ. |
|
Игровая технология (игры-исследова -ния) |
Эта технология повышает активность учащихся на уроке, направляет на непроизвольное запоминание учебного материала. Создаёт условия для развития у учащихся взаимопомощи и сотрудничества, внимания друг к другу. Развиваются у учащихся навыки самоконтроля и самооценки. Например, на уроках ИЗО по цветоведению можно применять игру "Волшебная палитра". Предложить учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Художественный салон", "Похоже-непохоже", "Ожившие картины" |
|
Педагогика Сотрудни -чества |
Командная, групповая работа. Учитывая живой интерес школьников к искусству, нужно стремиться каждый урок строить по принципу «сотрудничества», чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника. |
|
Личностно-ориентиро -ванная |
Применяя личностно-ориентированную технологию во взаимодействии с детьми, нужно стараться быть «рядом» на уровне «глаза в глаза», акцентируя своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Совместно с детьми вырабатывать цели, давать оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Благодаря чему с детьми будут установлены партнерские взаимоотношения. |
|
ИКТ
|
Создание медиатеки электронных презентаций для уроков ИЗО (собственных и используя Интернет-ресурсы). Материалы медиатеки включены в рабочие программы по ИЗО. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно нужно вовлекать их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности учащегося. 1. Фильмы-презентации, демонстрацию сопровождать нужно лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств. 2. Слайд-фильм, идеально подходит для поэтапного рисования. 3. Проводить необходимо виртуальные экскурсии по музеям мира. |
|
Система инновационной оценки «Портфолио |
Эта технология альтернативного оценивания успехов и достижений учащихся позволяет выстроить систему индивидуального развития ученика на протяжении всех лет проживания в школе и увидеть результаты его деятельности, а в конечном итоге увидеть своеобразие и уникальность личности каждого учащегося. Содержанием такого портфолио являются: детские рисунки, рефераты, декоративные композиции, оформление праздничных интерьеров, фотоколлажи и др. Этого своего рода портрет ученика в динамике его развития, который позволяет мне как учителю видеть рост моих детей, фиксировать их индивидуальную избирательность («я хочу» и «я могу»), помогает в познании самого себя, самоопределении и самореализации. |
Результатом использования различных технологий на уроках является: повышение мотивации к учению у учащихся, повышение уровня качества знаний, а также положительные личностные изменения у детей. Учащиеся на уроках и во внеурочных мероприятиях становятся более активными, открытыми, свободными в общении. Возрастает количество учащихся, принимающих участие в конкурсах разного уровня.
Список используемой литературы.
1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.;
Сентябрь, 1996г.
2. Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru
3.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно -
методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. -
4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
5. Соколова Е.Н. Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству. Художественно педагогический процесс как искусство, наука, мастерство: учеб. Пособие СПб.: Изд-во ФГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 21.
6. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе
MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.