«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
Оценка 5
Образовательные программы
docx
искусство
5 кл—11 кл
08.04.2017
1. Пояснительная записка
Данная программа является программой нового учебного интегрированного курса
«Православная культура России».
Учебный курс «Православная культура России» опробована в ФКУ СОШ №2 с целью
последующего его введения в курс предмета «Беседы по
изобразительному искусству».
Настоящая программа рассчитана на обучающихся класса профориентации школ
искусств завершающих своё школьное образование.
.
Цель:
Художественно-эстетическое воспитание, приобщение к богатству изобразительного
искусства, расширение и обогащение знаний по предмету.
Задачи:
научить видеть и анализировать, наблюдать и запоминать произведения искусства;
научить читать произведения искусства;
повысить уровень нравственной культуры;
научить видеть связь времён, духовную преемственность и культурную связь между периодами истории Отечества;
форма занятий - урок, экскурсия;
принцип организации занятий - групповое;
количественный состав - от 12 до 15 человек;
режим занятий - односменный;
данная программа является адаптированной на основе программыинтегрированного курса «Православная культура России»(примерная учебная программа для детских художественных школ и детских школ искусств по дисциплине «Беседы по изобразительному искусству», и т.п. 2006 г.);
данная программа рассчитана на 1 год обучения (в классе профориентации).
при реализации данной программы будут достигнуты следующие результаты -
обучающийся получит хорошее знание православной культуры России, более подробно и плодотворно изучит отечественную историю родной литературы и станет активным потребителем художественных ценностей.2. Основное содержание образовательной программы
Современные государственные образовательные стандарты в составе общественно-
гуманитарных дисциплин предусматривают так же две образовательные области в рамках
которых в настоящее время и происходит наиболее интенсивное формирование новых
учебных курсов. К числу таких образовательных областей относятся «Общество» и
«Нравственность».
Одним из основных разделов образовательной программы в области «Общество»
является раздел «Духовно-нравственная сфера жизни общества».
Тематический план этого раздела включает такие темы, как: «Роль православия в
России», «Для чего строят храмы», «Религиозная тематика на предмете истории искусств»
«Истоки своеобразия Русской культуры», «Культурно-исторические судьбы России».
Знакомство с материалами этого курса будет способствовать формированию у
учащихся социальной и гражданской зрелости и подлинного патриотизма, поскольку
невозможно привить любовь к тому, чего человек не знает, нельзя заставить защищать то,
что человек не ценит, невозможно ценить то, с чем человек никак не соприкасался и
никогда не был связан.
Этот курс «Православная культура России» сопровождается чтением книг,
рассказом об обрядах православной культуры, показом икон, фильмов и экскурсий в храм.
Программа учебного курса «Православная культура России» отражает вполне
самостоятельную область знаний, необходимых для общекультурного багажа
обучающихся детских школ искусств. Образно говоря, учебный курс «Православная
культура России» - это путешествие в духовный мир более чем тысячелетий православной
культуры Руси – России.
Совершив такое путешествие, воспитанник российской школы сможет осознать
свой мировоззренческий выбор.
Образовательная программа..docx
Федеральное казённое общеобразовательное учреждение средняя
образовательная школа ГУФСИН России по Свердловской
области.
Утверждено:
Директор ФКОУ СОШ
ГУФСИН России по Свердловской
области. Великанова И. М.
«___»_______2016 г.
для обучающихся в средних общеобразовательных
Образовательная программа
«Рисунок»
школах.
(58 класс)
Составитель: Ромих
Владимир Викторович
Учитель МХК и искусства.
Одобрена:
Педагогическим советом
Протокол №112 от 01.09.2016
г.Кировград . 2016г..
1. Пояснительная записка Рисунок является основой изобразительного искусства – живописи, скульптуры
декоративноприкладного искусства. Будучи основой реалистического изображения,
рисунок, по словам Микеланжело, это высшая точка и живописи, и скульптуры, и
архитектуры.
ЦЕЛЬ:
Художественноэстетическое воспитание, приобщение к богатству изобразительного
искусства, расширение и обогащение знаний по рисунку.
Задачи:
Научить навыкам приёма рисунка от самых простых до более сложных.
Дать обучающимся конкретные знания по изобразительной грамоте.
Научить видеть и анализировать, грамотно изображать объёмную форму на
плоскости.
Форма занятий урок
.
Принцип организации занятий групповые
.
Количественный состав 1215 человек.
Данная программа является адаптированной на основе типовых программ
(примерная учебная программа для общеобразовательных школ «Рисунок», Москва 2002 г.)
Данная программа рассчитана на 4 года обучения (с 58 класс).
При реализации данной программы будут достигнуты следующие результаты
обучающийся должен освоить навыки приёмов рисования и стать активным
потребителем художественных ценностей. 2. Основное содержание образовательной программы
Образовательная программа по «Рисунку»
Предполагает расположение учебных занятий в порядке постепенного усложнения
изображения.
Наряду с длительными постановками выполняются краткосрочные учебные
зарисовки и наброски, так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и
зрительную память обучающихся.
Дополнительно к практическим заданиям в содержание курса вводятся анализ
рисунков, мастеров русской реалистической школы посредством показа репродукций,
посещения художественных музеев и галерей, выставок современных художников.
Кроме того, на занятиях по «длительному» рисунку проводится работа над
воспитанием таких художественных качеств, как «постановка глаза», развитие «твёрдости
руки», умение «цельно видеть», наблюдать и запоминать увиденное, острота и точность
глазомера.
Так, в рисунке, начиная с момента композиционного размещения изображения на
листе бумаги и до окончательного завершения его, обучающиеся с помощью педагога
усваивают правила графического изображения и законы построения формы,
перспективного построения реалистического изображения на плоскости, распределение
света на предметах.
Обучающиеся получают некоторые сведения о пластической анатомии человека,
как наиболее сложной и разнообразной по форме и выразительности натуры.
При этом они приобретают навыки последовательного ведения рисунка по
принципу: от общего к частному и от частного – к обобщенному.
Большая роль в реализации данной программы уделяется работе с родителями.
Открытые уроки с целью показа творческих результатов детей.
Приглашение на художественные выставки.
Родительские собрания.
Приглашение на творческие конкурсы для анализа работ обучающихся.
Индивидуальные беседы с ознакомлением результатов обучения ребёнка.
Условия реализации программы.
Класс для занятий;
Мольберты;
Наглядные пособия;
Планшеты;
Софиты;
Натюрмортный фонд, содержащий предметы необходимые в постановках;
Таблица со схемой пропорций человека;
Методическая литература. 3. Учебно тематичекий план
5 класс. Содержание курса
Основы учебного рисования: умение анализировать, видеть и правильно
Передавать форму предмета, грамотно располагая его на плоскости данного листа
бумаги.
Правила при работе над рисунком: выбор места относительно натуры,
расположение листа бумаги по отношению к глазу рисующего (высота, расстояние),
правильная осанка, использование графических материалов.
Правила построения предметов и передача их объема с помощью светотеневых
отношений.
Знания по перспективе, с учетом которых анализируются и строятся предметы,
расположенные в пространстве.
Последовательность ведения работы по рисунку. Постепенное повышение
требований к качеству выполнения заданий, усложнение учебных задач.
Наряду с рисованием предметов легко воспринимаемой формы, выполняются
рисунки чучел птиц и животных.
Освещение верхнее, боковое.
Формат от ¼ до ½ листа.
Тематический план
5 класс
1 – 2 полугодие
Колво
заданий
Вводная беседа о рисунке. Знакомство с материалами.
1.
Методы работы карандашом. Понятие «линия»,
«штрих», «тон».
Зарисовки бытовых предметов, имеющих разный
2.
силуэт и характер. Знакомство с понятиями
«пропорция», «симметрия». Представление о
конструкции предметов.
Беседа о наглядной перспективе. Рисунок одного
3.
предмета на различных высотах по отношению к
горизонту. Линейное построение.
Рисунок геометрического тела: куб, параллелепипед,
4.
призма. Закрепление правил по перспективе, передача
объема средствами светотени.
5. Натюрморт из 2 предметов, контрастных по форме и
тону на светлом фоне. Понятие о светотени, выявление
формы средствами штриха, пятна.
Рисунок чучела птицы в 2 положениях. Компоновка
6.
рисунка на листе бумаги. Передача пропорций,
характера движений, особенности строения птицы.
Передача штрихом фактуры оперения.
7. Натюрморт из 2 – 3 предметов; натюрморт включает
изображение чучела птицы. Усвоение знаний по
передаче объема в пространстве. Цельность и
завершённость светотеневого рисунка.
2
2
2
5
2
2
Колво
часов на 1
задание
3
3
3
6
6
6
Всего
часов
1
6
6
6
30
12
12 8. Наброски с фигуры «человек». Передача основных
пропорций человека. Знакомство с работой мягкими
материалами (сангина, уголь).
9. Постановка из 2 – 3 предметов, включая гипсовое
геометрическое тело. Закрепление знаний по передаче
объема в пространстве.
10.
Наброски по памяти отдельных предметов. Развитие
зрительно памяти.
Итоговый рисунок натюрморта из 2 3 предметов
11.
более сложной формы с драпировкой без складок.
Проведение мероприятий промежуточной аттестации.
итого
2
1
1
9
3
11
6
9
6
11
102часа 6 класс. Содержание курса
Дальнейшее совершенствование умений и навыков, приобретенных в течение
первого года обучения.
Углубленный анализ конструктивной формы предметов. Умение грамотно строить
предметы в соответствии с их различным расположением к линии горизонта.
Увеличение требований к качеству передачи фактуры предметов, законченности
рисунка.
Рисование гипсовых орнаментов, рельефов, драпировок со складками.
Рисование натюрмортов из 3 – 4 предметов более сложной формы, различных по
фактуре (дерево, гипс, металл, стекло, керамика).
Продолжение рисования набросков с фигуры человека в классе и домашних
заданиях.
Размер рисунка от ¼ до ½ листа бумаги.
Тематический план
6 класс
1 – 2 полугодие
Колво
заданий
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Беседа о целях, задачах предмета во 2 классе.
Повторение правил перспективы. Зарисовки
каркасных геометрических тел.
Натюрморт из 2 – 3 геометрических тел, а также
близких к ним по форме бытовых предметов
(гипсовый шар, светлая коробка, книги и т.п.).фон
гладкий. Ознакомление с особенностями передачи
объема шара (представление о рефлексе как части
тени). Связь предметов в пространстве, обобщение
тоном.
Зарисовки фигуры человека в спокойной позе.
Передача характера модели, её пропорций,
расположения складок, подчёркивающих движение
человека.
Зарисовка однотонной драпировки, повешенной
вертикально к поверхности стола. Освещение боковое
Рисунок несложного орнамента (гипс) или розетки.
Освещение контрастное. Изучение конструкции
орнамента, его формы, пропорций. Лепка форм
светотенью.
Постановка в интерьере из предметов крупной формы
(ящик, ведро, садовый инвентарь и др.). Освещение
верхнее, рассеянное. Построение интерьера с
использованием правил перспективы. Компоновка и
выбор формата для рисунка.
Зарисовка по памяти. Тренировка зрительной памяти.
Наброски с фигуры человека.
Натюрморт из 3 предметов: чучело птицы,
геометрическое тело, бытовые предметы, близкие по
форме к геометрическим телам. Передача фактуры и
материала предметов натюрморта.
Натюрморт из 3 предметов. Натюрморт включает
несложный орнамент.
драпировки с 23 складками. Суммирование
приобретенных навыков и знаний за учебный год.
Проведение мероприятий промежуточной аттестации.
9.
10. Итоговая постановка из 3 предметов была на фоне
1
1
2
2
1
1
3
2
1
1
7 класс.Содержание курса
Колво
часов на 1
задание
3
9
3
3
9
9
3
12
12
15
итого
Всего
часов
3
9
6
6
9
9
9
24
12
15
102часа Закрепление и углубление практических занятий по предмету. Построение точной
формы и характера предметов на листе бумаги с выявлением при помощи светотени
объема, тона, фактуры и освещенности изображаемого.
При этом учащийся должен:
уметь самостоятельно анализировать конструктивнопространственные
свойства изображаемого (для этого использовать зарисовки натюрморта
сбоку);
знать принципы последовательности ведения рисунка, применять их в работе,
уметь доводить рисунок до определенной степени завершенности;
владеть навыками в определении размеров предметов, их пропорций,
навыками целостного видения натуры.
Рисование постановок из 5 8 предметов, различных по форме, тону и материалу,
расположенных в глубоком пространстве, на различных условиях, с применением
драпировок. Освещение контрастное.
Рисование несложных интерьеров.
Подготовка к рисованию головы человека. Рисование частей лица: носа, глаза, уха.
Размер рисунка от ¼ до ½ листа.
Тематический план
7 класс
1 – 2 полугодие
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Рисунок асимметричного орнамента (гипс).
Размещение на листе, построение, выявление формы
светом и тенью. Умение цельно видеть и передавать
большой объем изображаемого.
Зарисовка несложного интерьера. Применение
основных правил перспективы в изображении
ограниченного пространства.
Натюрморт из 2 3 предметов. Натюрморт включает
орнамент (гипс) и драпировку. Требование
максимальной законченности.
Части лица (гипс): нос, глаз, ухо. Размещение,
построение, передача характера формы.
Натюрморт из 5 8 предметов, различных по форме,
объему, материалу, расположенных в глубоком
пространстве, на различных уровнях, с применением
драпировок.
Зарисовки фигуры человека. Конструктивное
построение. Передача пропорций, позы, одежды.
Грамотная композиция.
Тематическая постановка из 3 4 предметов на фоне
ткани со складками. Требование максимальной
законченности при передаче фактуры предметов и
пространства. Освещение контрастное.
Натюрморт, состоящий из гипсовой розетки высокого
рельефа или гипсовой античной вазы и других
бытовых предметов из различного материала
(керамика, стекло, металл, дерево). Максимальная
законченность рисунка. Проведение мероприятий
промежуточной аттестации.
Колво
заданий
1
1
1
3
1
Колво
часов на
1задание
12
8
12
7
24
В течении года
1
1
16
23
Всего
часов
12
8
12
21
24
20
16
23
итого
136час
Углубление предыдущих знаний в области ознакомления с основами пластической
8 класс.Содержание курса анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы
человека. В рисовании фигуры человека – выявление самого характерного и
индивидуального, смелая конструктивность решения с соблюдением пропорций.
Изучение строения головы человека, мимических мышц лица, костей черепа.
Конструктивное построение и лепка светотенью гипсовой головы и портрета.
Владение линией, штрихом, пятном.
В натюрмортах, поставленных в интерьере, требуется осознанное и грамотное
использование приёмов линейной и воздушной перспективы, уверенное моделирование
формы сложных предметов тоном.
Задание по изображению головы человека рекомендуется перемежать с
натюрмортными постановками и рисунками интерьера.
Обязательны домашние задания по зарисовкам портретов родителей и фигур
человека в движении.
Колво
часов на
1задание
4
14
10
10
10
10
10
10
10
10
итого
Тематический план
8 класс
1 – 2 полугодие
Колво
заданий
1.
2.
Рисунок черепа человека в двух проекциях.
Рисунок анатомической гипсовой головы человека.
Знакомство учащихся с анатомическим строением
головы.
Рисунок гипсовой античной головы.
3.
Рисунок головы с живой модели. Изучение
4.
пластической формы головы человека.
Рисунок натюрморта в интерьере.
5.
Рисунок головы человека в различных ракурсах.
6.
Рисунки фигуры человека с передачей характерных
7.
черт натуры.
Гипсовая голова римского периода или эпохи
8.
Возрождения.
9.
Рисунок натюрморта с включением гипсового слепка с
античных произведений.
10. Проведение контрольных мероприятий и итоговой
аттестации.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4. Контроль успеваемости
Всего
часов
8
14
10
10
10
10
10
10
10
10
102часа I год 1 четверть –самостоятельная работа.
2 четверть – контрольная работа.
3 четверть – самостоятельная работа.
4 четверть – контрольная работа.
II год 1 четверть – самостоятельная работа.
2 четверть – контрольная работа.
3 четверть – самостоятельная работа.
4 четверть – контрольная работа.
III год 1 четверть –самостоятельная работа.
2 четверть – контрольная работа.
3 четверть – самостоятельная работа.
4 четверть – контрольная работа.
IV год 1 четверть – самостоятельная работа.
2 четверть – контрольная работа.
3 четверть – самостоятельная работа.
4 четверть – контрольная экзаменационная работа, аттестация.
5. Литература
1. Образовательная программа для общеобразовательных школ.
2. Примерная учебная программа для общеобразовательных школ. «Рисунок»,
«Министерство культуры Российской Федерации, научнометодический центр по
художественному образованию». Москва,2002 г.
3. Авсиян О. – «Натура, Рисование по представлению». М., «Попури», 1985 г.
4. Алёхин А.Д. – «Изобразительное искусство». М., «Просвещение», 1984 г.
5. Барчай Е. – «Анатомия для художников». Б., «Просвещение», 1959 г.
6. Борщ Л. – «Наброски и зарисовки». М., «Просвещение», 1970 г.
7. Вататин В. – «Изображение животных». М., «Просвещение», 1957 г.
8. Дейнека А. – «Учитесь рисовать». М., «Просвещение», 1961 г.
9. Костерин Н. – «Учебное рисование». М., «Просвещение», 1980 г.
10. Ростовцев Н.Н. – «Учебный рисунок». М., «Просвещение», 1976 г. Федеральное казённое общеобразовательное учреждение средняя
образовательная школа ГУФСИН России по Свердловской
области. Образовательная программа по предмету
«Живопись»
для общеобразовательной средней школы
(5 8 класс)
Составитель: Ромих
Владимир Викторович
Учитель МХК и искусства
Одобрена:
Педагогическим советом
Протокол №___ от _____
Г. Кировград.2016 год.
Пояснительная записка
Данная программа по предмету «Живопись» содержит в себе содержание четырехгодичного курса обучения. Наряду с рисунком и композицией, живопись является
одним из ведущих предметов в учебном процессе в детской школе искусств.
Цель:
Художественноэстетическое воспитание, приобщение к богатству изобразительного
искусства, расширение и обогащение знаний по живописи.
Задачи:
плоскости;
Научить навыкам приёма живописи от самых простых до более сложных;
Научить видеть и передавать цветовые отношения, сначала в их простейшем
локальном состоянии на плоских формах, затем – на простых цветовых, далее – на
более сложных формах, и наконец – в условиях пространственной воздушной
среды;
Дать обучающимся конкретные знания по изобразительной живописи;
Научить видеть и анализировать, грамотно изображать объёмную форму на
Форма занятий урок;
Принцип организации занятий групповые;
Количественный состав от 1215 человек;
Режим занятий односменный;
Данная программа является адаптированной на основе типовых
программ (примерная учебная программа для детских художественных школ и
изобразительных отделений детских школ искусств «Живопись», Москва 2002 г.);
Данная программа рассчитана на 4 года обучения (с 58 класс);
При реализации данной программы будут достигнуты следующие результаты
обучающийся должен освоить навыки приёмов живописи и стать активным
потребителем художественных ценностей. 1. Основное содержание образовательной программы
Основным принципом обучения предмета является нераздельность процесса
работы над цветом и формой, так как решение колористических задач не может
проходить в отрыве от изучения формы.
Наряду с длительными постановками выполняются краткосрочные этюды и
наброски, так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную
память обучающихся.
Все начинается со знакомства с материалами и принадлежностями для живописи,
начальным упражнением выполняется в технике акварели, смешения красок, растяжка
цвета непрерывных и прерывистых, заливках (этюды живых листьев).
На начальном этапе обучения необходимо ознакомить обучающихся со свойствами
живописных материалов (акварель, тушь) и их техническими возможностями; с основами
цветоведения и их применением в практической работе. В первом классе обучающиеся
постигают способы передачи пространства и объёма с помощью цвета.
Далее происходит закрепление умений и навыков. Обучающиеся получают новые
знания о цвете, влиянии среды и освещения. Углубить понятия о способах передачи
пространства и объёма посредством живописи – при помощи тона и цвета.
В третьем классе обучающиеся продолжают знакомство с различными приёмами
работы живописными материалами, способами изображения. Знакомство с различными
фактурами предметов и их изображением. Вводятся более сложные по форме предметы,
драпировки со складками. Задания носят более длительный характер.
В старших классах продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими
требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ярко выраженный тематический
характер, намечается их связь со станковой композицией. Фигура в интерьере, натюрморт
в интерьере.
Обучение в четвертом классе предусматривает основные задачи академической
живописи; точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы, объёма
предметов и их фактуры; решение пространства, глубины в натюрморте.
Очень важно на первом этапе обучения приучать детей к различным форматам и
величине листа, чтобы не возникло «заученности» и чтобы с каждой новой постановкой
задачи менялись.
Овладевая основами цветоведения, обучающиеся знакомятся с основными
терминами (цветовой круг, спектр, цвета теплые и холодные, хроматические и
ахроматические, сближенные и контрастные, локальный цвет, тон (как светлота) и т.д.).
Обучающиеся овладевают техническими приёмами акварельной живописи: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, работа посухому и посырому, аля прима, лессировка,
мазок.
Овладение навыками передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов,
передачи их материальности.
Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры
работ обучающихся.
Большая роль в реализации данной программы уделяется работе с родителями:
открытые уроки с целью показа творческих результатов детей;
приглашение на художественные выставки;
родительские собрания;
приглашение на творческие конкурсы для анализа работ обучающихся;
индивидуальные беседы с ознакомлением результатов обучения ребёнка.
Условия реализации программы.
Класс для занятий;
Мольберты;
Наглядные пособия;
Планшеты;
Софиты;
Натюрмортный фонд, содержащий предметы необходимые в постановках;
Таблица со схемой пропорций человека;
Методическая литература. 2. Учебно тематичекий план
5 класс. Содержание курса
Объём знаний, умений, навыков, полученных обучающимися первого года
обучения:
Умение «лепить» форму цветом;
Владение основами цветоведения, знание основных терминов (цветной круг,
спектр, цвета теплые и холодные, хроматические и ахроматические, сближенные и
контрастные, локальный цвет; тон – как светлота (три характеристики цвета);
Владение техническими приемами акварельной живописи: заливка, размывка,
вливание цвета в цвет, работа посухому и посырому, аля прима, лессировка,
мазок.
Тематический план
Наименование тем и их краткое
содержание. Техника исполнения.
1. Предмет «Живопись». Знакомство
с инструментами и материалами.
Спектр. Основные цвета.
Растяжки тоновые и цветовые по
вертикали и по горизонтали.
Акварель.
2. Основные характеристики цвета.
Спектр. Сближенные цвета.
Акварель.
3. Изображение плоских предметов
(листья деревьев). Акварель.
Упражнения по вливанию цвета в
цвет.
4. Цветовое взаимовливание.
Постановка из 3 4 драпировок.
Акварель.
5. Натюрморт, составленный из
предыдущих драпировок и одного
сосуда.
Тема: Цветовое взаимовлияние.
Упражнение по взаимовлиянию.
Акварель «Золотые рыбки».
Распределение светотени на шаре.
Работа по плакату (цилиндр,
конус, пирамида). Исполняются 2
задания: посухому и посырому.
Акварель.
6.
5класс
1полугодие
1четверть
Цели и задачи темы. Способы
решения.
Сообщение теоретических сведений
их материаловедения чередуются
сообщением сведений из
изоцветоведения. Выполняются
упражнения на смешение цветов,
заливки и растяжки цвета.
Выполняются упражнения в цвете
на относительность цвета в тоне,
по насыщенности и по
теплохолодности. Упражнения на
поиск сближенных оттенков цветов.
Решение – заливки.
Отрабатывание приёма вливания
цвета в цвет. Работа посырому.
Выполнение цельной
уравновешенной по цвету работы.
Выяснение изменения цвета
предмета от окружающей среды.
Способ перенесения цветового
влажного мазка с одного
локального пятна на другой.
Изменение цвета предмета от
окружающей среды. Постепенный
переход от плоского изображения к
объёмному. Приём влажного мазка.
Знакомство с основными
элементами цветовой светотени на
шар (блик, свет, полутень, тень
собственная, рефлекс, тень
падающая). Фон выбирается
контрастный по отношению к цвету
шара
Количество
часов на
тему
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа 7. Изображение круглых предметов
при боковой подсветке с натуры
(овощи, фрукты, мячи). Понятие о
цветовых отношениях. Вариации
цветового рефлекса.
8. Постановка из двух предметов на
цветном фоне (круглый горшочек
и яблоко).
Попытка с натуры передать объём
предмета. Цветовой рефлекс.
3 часа
Передача цветовых отношений.
Работа с палитрой. Повторение на
практике темы «Основные
характеристики цвета».
3 часа
5класс
1полугодие
2четверть
Повторение темы «Объём шара».
Упор на техничность исполнения
работы.
Повторение темы «Объём предмета
с шарообразной поверхностью» с
вводом более сложных форм
(введение цилиндра, усеченного
конуса, куба и т.д.). Передача
теплохолодности. Техничность
исполнения.
Выяснение и уяснение темы
«Передача светотени и объёмных
формах» в связи с
теплохолодностью.
Попытка передать изменение
предмета от окружающей среды.
Теплое освещение (холодные тени)
Передача общего цветового тона.
Работа с палитрой. Поиск цветовых
оттенков. Цельность.
6 часов
3 часа
3 часа
3 часа
9 часов
5класс
2полугодие
3четверть
Натюрморт из 2 3 предметов.
Ограничена палитра, выполнить
тремя красками (жёлтой, синей,
чёрной).
Натюрморт из 3 предметов.
Ограничена палитра, выполнить
тремя красками (зелёной,
красной, чёрной).
Несложный контрастный
натюрморт. Выполнить в
мозаичной манере.
Натюрморт из 2 гладко
окрашенных предметов на
пёстром фоне (ваза и яблоко).
Натюрморт из 2 предметов на
контрастном фоне.
Наброски цветом фигуры
человека. Акварель. Композиция
«Музыканты», «Художники».
Постановка из 3 4 предметов
нейтральной окраски на
нейтральном фоне при тёплом
(боковом) освещении. Акварель.
Повторение темы. Передача формы
предмета с передачей пространства
Поиск тончайших цветовых
оттенков цветов.
Использование технических
возможностей акварели. Фактура,
мазок, направления, размер и
форма мазка.
Разбить все формы на плоскости их
покрывающие. Проанализировать
изменение цвета плоскостей в
зависимости от поворота,
удалённости от источника света и
цвета окружающей среды.
Уметь расфокусированно смотреть
на натуру. Увидеть пёстрый фон
через предметы. Уметь обобщать
несущественное ради выделения
главного.
Знакомство с приёмом работы по
сырому. Вливание цвета в цвет.
Предварительно первые наброски
выполняются карандашом и более
длительное время. Затем время
сокращается до 5 7 минут.
Последние наброски делаются
цветом без предварительного
рисунка.
Передача объёма предметов с
передачей теплохолодности.
Повторение по усложнению темы
№ 11.
3 часа
3 часа
3 часа
6часов
6 часов
6 часов
3 часа
9. Натюрморт из 2 3 предметов при
боковом освещении, на
нейтральном фоне (тёмные
предметы на светлом фоне).
Натюрморт из 2 3 предметов при
боковом освещении, на
нейтральном фоне (светлые
предметы на тёмном фоне).
Теплохолодность.
10.
Натюрморт, составленный из
граненых форм сложной
конфигурации (крынка и груша)
при боковом освещении на белом
фоне.
Натюрморт из 2 3 предметов на
цветном фоне. Понятие о
цветовом рефлексе.
Наброски цветом по 30 минут на
каждый из разных простейших
натюрмортов.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 5класс
2полугодие
4четверть
21.
22.
Постановка из 3 – 4 предметов
более сложной формы на
контрастном фоне (3 задания).
Акварель.
Итоговая постановка. Акварель. Проверка приобретенных знаний,
Цветовая гармония. Теплохолодность.
Пространство.
умений и навыков.
ИТОГО
6 часов
6 часов
9часов
3 часа
102 часа 6 класс. Содержание курса
Объём знаний, умений, навыков, полученных обучающимися 2 года обучения:
Знакомство с работами мастеров зарубежного, русского искусства;
Осознанное и осмысленное восприятие формата, ритма, тона, декоративности,
Умение видеть отношение, анализировать влияние одного цвета на другой,
закона соподчинения и контраста, целого и детали, колористической целостности
листа;
чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и
характера освещённости.
Учебнотематический план
Наименование тем и их краткое
содержание. Техника исполнения.
1. Постановка из 3 предметов с ясно
выраженным цветом (фрукты,
овощи, посуда) на нейтральном
фоне. Используютсянепёстрые
драпировки. Боковая подсветка.
2. Постановка из 3 4 предметов на
цветном фоне. Используются
однотонные драпировки.
Наглядные пособия: работы
мастеров (Машков,Кончаловский,
Стожаров), работы учащихся
школы.
6 класс
1 полугодие
1 четверть
Цели и задачи темы. Способы
решения.
Цель: цветовая
характеристика предметов и
их связь с окружающей
средой.
Поиск композиции, работа над
рисунком под живопись. Поиск
больших цветовых отношений.
Продолжение работы в цвете.
Уточнение деталей. Обобщение.
Подведение итогов. Обсуждение.
Цель: передать цветовую
характеристику предметов.
Цветовое взаимовлияние,
пространство.
Рисунок эскиза, поиск композиции,
цветовое решение эскиза. Начало
работы на формате.
Первые цветовые прокладки.
Поиск цветовых отношений.
Продолжение работы над деталями,
прописка главного в работе.
Завершение работы.
Обобщение. Подведение итогов.
Обсуждение.
3.
Декоративный натюрморт из
игрушек и декоративных тканей.
Техника – гуашь. Колорит
ограничен 4 – 5 цветами.
Цель: организация цветового
пространства. Равновесие и
гармония цвета.
Поиск динамической композиции.
Составление колеров.
Первые цветовые прокладки.
Цветовое равновесие. Детализация.
Завершение работы. Оформление.
Обсуждение.
Количество
часов на
тему
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
2 часа
2 часа
2 часа
3 часа 4. Постановка на цветовом фоне 4 –
5 предметов.
5. Постановка из нескольких
предметов, более сложных по
форме, на цветном фоне.
Показываются работы учащихся
школы.
6. Постановка из предметов,
близких по цвету. В тёплой и
холодной цветовой гамме.
Показываются работы учащихся
школ из фонда.
7. Постановка из 3 – 4 предметов,
различных по материалу.
Показываются лучшие работы
учащихся ДШИ.
6 класс
1 полугодие
2 четверть
Цель: передача пространства
(объёма предметов), цветовых
рефлексов.
Поиск композиции и формата
листа. Цветовой эскиз.
Рисунок под живопись на
основном формате. Начало работы
цветом.
Прописка деталей, поиск общих
цветовых отношений. Завершение.
Подведение итогов.
Цель: передача
характера предметов и их
цветовых отношений. Поиск
композиции и формата листа.
Рисунок на основном формате
под живопись. Начало работы
цветом. Продолжение.
Завершение. Подведение итогов.
4 часа
4 часа
4 часа
2 задания
по 6 часов
6 класс
2 полугодие
3 четверть
Цель: поиск оттенков одного и
того же цвета, разных по
тону, теплохолодности и
насыщенности. Поиск композиции
на заданном формате. Рисунок
натюрморта на основном формате.
Начало первых цветовых
прокладок. Общие цветовые
отношения. Работа над деталями.
Синтез и анализ этюда.
Завершение, подведение итогов.
2 задания
по 10 часов
Цель: передача формы одним
цветом (монохром). Возможный
цвет – сиена, умбра.
Поиск композиции. Рисунок под
живопись. Начало работы цветом.
Продолжение работы в цвете.
Поиск тоновых отношений.
Работа над деталями. Завершение.
Обобщение. Подведение итогов.
1 час
3 часа
3 часа
3 часа
6 класс
2 полугодие
4 четверть
8. Постановка из нескольких
различных по материалу
предметов (дерево, металл,
стекло, керамика).
9. Итоговая постановка,
суммирующая полученные
знания, 3 – 4 предмета, 3 – 4
драпировки, сближенная
цветовая гамма.
Цель: передача материальности,
фактуры. Поиск композиции в
эскизах. Цветовой эскиз. Рисунок
под живопись. Начало
лессированных прокладок. Поиск
больших цветовых отношений.
Требования: единая цветовая гамма,
светотеневая моделировка формы.
Передача пространства цветом.
Теплохолодность, цельность листа.
Техничность выполнения этюда.
2 задания
по 6 часов
12 часов ИТОГО
102 часа
7,8 классы. Содержание курса
Объём знаний, умений, навыков, полученных обучающимися 34 года обучения:
Умение видеть отношения, владение приёмом «расфокусированного» зрения.
Анализ влияния одного цвета на другой. Умение передать изменение цвета
предмета в зависимости от окружающей среды и освещённости.
Умение последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения,
передавать световоздушную среду, ставить творческие задачи.
Владение навыками передачи объёма и формы, чётой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены.
Знакомство с работами мастеров акварели: Герасимова, Фонвизина, Остроумовой
Лебедевой, Врубеля и др. Знание репродукции мастеров натюрморта: Шардена,
Сезанна, ВанГога, малых голландцев, Стотарова, Кончаловского и др.
Умение выразить своё индивидуальное отношение к изображаемому, передать
меру условности, «режиссуру» видения работы. При этом техническая сторона
должна соответствовать творческой.
Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также
формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры и выставки.
Тематический план
Наименование тем и их краткое
содержание. Техника исполнения.
1. Постановка из живых цветов.
Используется техника посырому.
В качестве наглядных пособий
можно показать репродукции
Фонвизина, работы учащихся
школы.
2. Натюрморт с веткой рябины.
3. Натюрморт из нескольких
предметов, различных по окраске
и форме на нейтральном фоне.
7 класс
1 полугодие
1 четверть
Цели и задачи темы. Способы
решения.
Требования: выявить характер
букета, оригинальную композицию,
передать цветовую гармонию.
Знакомство и углубление знаний о
различных приёмах работы
акварелью, применение их на
практике. Рисунок под живопись,
работа посырому.
Цель: выделение главного,
режиссура процесса работы, мера
обобщения и детализации в работе.
Рисунок под живопись. Начало
работы цветом.
Продолжение. Завершение.
Подведение итогов.
Цель: передача тональных и
цветовых отношений (боковая
подсветка).
Рисунок под живопись. Начало
работы цветом.
Продолжение цветовых прокладок.
Завершение.
Количество
часов на
тему
6 часов
6 часов
6 часов
4.
Краткосрочные этюды с чучелом
птиц.
Цель: передача выразительности
характера и цвета птицы. Приём 5. Постановка из нескольких
предметов, разных по материалу
(дерево, стекло). Показ
репродукций Машкова,
Кончаловского.
6.
Декоративный натюрморт
(плоскостное решение). Работа
гуашью, колерами в 4 – 5 цветах.
аля прима. Этюды с грача в разных
поворотах на фоне разных по цвету
драпировок.
Этюды чайки в трёх ракурсах на
светлом и тёмном фонах.
Обсуждение работ.
3 часа
3 часа
2 задания
по 6 часов
12 часов
7 класс
1 полугодие
2 четверть
Цель: передача фактуры предмета
(материальности). Условная
передача пространства.
Цветовой эскиз с распределением
основных цветовых отношений.
Рисунок на основном формате.
Начало работы цветом. Анализ.
Передача плавности.
Детализация. Синтез обобщения.
Подведение итогов.
Цель: дать понятие о цветовом
равновесии, о динамике в
композиции. Передать
эмоциональное состояние и
цельность.
Работа над эскизом композиции.
Рисунок на основном формате.
Начало работы цветом. Подбор
колеров и их подготовка.
Равновесие каждого цвета – цель
второго занятия. Продолжение
работы в цвете по всей плоскости
листа. Отделка деталей.
Завершение. Подведение итогов.
7 класс
2 полугодие
3 четверть
7. Постановка из
предметов, сближенных по
окраске.
2 задания
по 15 часов
Цель: передача колорита, поиск
богатства цветовых оттенков.
Выразительность и целостность
композиции.
Закрепление знаний по цветоведению.
Цветовой эскиз. Поиск композиции.
Передача сближенной цветовой гаммы.
Рисунок на основном формате.
Построение цветовых отношений.
Работа с палитрой. Начало работы
цветом. Поиск основных цветовых
отношений. Анализ. Завершение.
Синтез. Обобщение. Оценка.
8. Наброски цветом фигуры
человека.
9. Постановка с введением чучел
птиц и узорной драпировки.
7 класс
2 полугодие
4 четверть
Цель: минимум средств,
максимум выразительности.
Передача теплохолодности.
Цель: суммирование накопленных
знаний и умений. Цветовой эскиз;
выполнение в технике акварели.
Рисунок на основном формате под
живопись. Первые цветовые
прокладки. Поиск цветовых
отношений. Работа над деталями.
Синтез. Обобщение. Завершение.
12 часов
12 часов ИТОГО
102 часа
Тематический план
8 класс
1 полугодие
1 четверть
Цели и задачи темы. Способы
решения.
Цель: повторение технических
приёмов акварели, цельность,
колористическое единство работы,
декоративность решения.
Упражнение посырому. Вливание
цвета в цвет. Поиск оптимального
решения обобщенной формы
цветка. Изображаются только цветы
без вазы и т. д. Поиск
композиционного решения
натюрморта. Рисунок под
живопись. Начало работы цветом.
Прописка деталей. Обобщение и
завершение.
Количество
часов на
тему
9 часов
Наименование тем и их краткое
содержание. Техника исполнения.
1. Постановка из цветов, свежих
овощей, фруктов. Используются
работы Фонвизина (репродукции)
для показа приёмов вливания
цвета в цвет. В качестве
наглядных пособий могут быть
использованы работы
учащихся ДШИ из фондов.
Этюд – растение подсолнух.
Цель: повторение технических
приёмов акварели. Посырому.
Выполнение выразительной
композиции в быстром этюде.
6 часов
2.
3.
Букет с веткой рябины.
4. Натюрморт из нескольких
предметов, разных по материалу,
усложнённых по форме, с
богатой по фактуре драпировкой.
5.
Этюд головы человека. Показ
лучших работ учащихся ДШИ.
Передача пространства.
Взаимодействие предметов с
фоном. Рисунок под живопись.
Начало работы. Композиционное
решение. Прописка деталей.
Анализ. Завершение работы.
Обобщение. Подведение итогов.
9 часов
8 класс
1 полугодие
2 четверть
8 часов
4 часа
Цель: гармоничное решение
композиции, богатство
нюансировки. Передача
световоздушной среды. Цветовой
этюд композиции. Рисунок под
живопись. Работа в цвете над
композицией. Продолжение работы
в цвете над деталями. Завершение.
Обобщение. Подведение итогов.
Цель: индивидуальная цветовая
характеристика. Элементы
моделировки головы цветом.
Несколько цветовых набросков
головы человека (5 – 6 за занятие)
по цветовой прокладке. Приём по
сырому.
Рисунок головы человека под
живопись. Начало лессировочных
прокладок. Продолжение работы в
цвете. Моделирование лессировкой
частей головы.
6. Фигура человека. Несложная
Цель: цветовое единство работы.
12 часов тематическая постановка.
Пластическая завершенность форм.
Моделировка головы, передача
пропорций фигуры. Работа над
подготовительными эскизами.
Композиционное решение. Поиск.
Рисунок под живопись. Начало
широких лессировочных
прокладок. Продолжение работы в
цвете под детали.
Завершение работы. Подведение
итогов.
8 класс
2 полугодие
3 четверть
7. Постановка из 3 – 4
предметов, разнообразных по
фактуре, с введением
гипсового орнамента или
маски на дальнем плане.
2 задания
по 15 часов
Цель: умение последовательно вести
длительную постановку. Лепка формы
цветом. Передача материальности
предметов. Пространственное решение
планов. Объяснение темы с
постановкой задач. Композиционное
решение. Построение предметов.
Выбор цветовой гаммы. Начало работы
цветом.
Работа над деталями по всей плоскости
листа. Обобщение, работа над деталями
Окончание и обсуждение работы.
8. Фрагмент интерьера (ясный по
теме). Угол мастерской.
9. Итоговая экзаменационная
постановка.
8 класс
2 полугодие
4 четверть
Цель: передача
пространственныхпланов цветом,
передача световоздушной среды.
Цветовой эскиз. Поиск
выразительной композиции. Выбор
точки зрения. Рисунок под
живопись. Начало работы
цветом. Прописка деталей
лессировкой. Обобщение работы
(синтез). Подведение итогов.
Цель: выявление качества
полученных умений и навыков:
умение последовательно вести
работу над длительным заданием, 12
часов выдерживать на протяжении
всей работы цветовое единство
этюда;
умение завершить работу, показав
владения «режиссурой», т. е.
выделять главное в натюрморте и
списывать неглавное, передавая
световоздушную среду и
пространство.
ИТОГО
12 часов
12 часов
102 часа 3. Контроль успеваемости
I год 1 четверть – самостоятельная работа.
2 четверть – контрольная работа.
3 четверть – самостоятельная работа.
4 четверть – контрольная работа.
II год 1 четверть – самостоятельная работа.
2 четверть – контрольная работа.
3 четверть – самостоятельная работа.
4 четверть – итоговая контрольная работа.
III год 1 четверть – самостоятельная работа.
2 четверть – контрольная работа.
3 четверть – самостоятельная работа.
4 четверть – итоговая контрольная работа.
IV год 1 четверть – самостоятельная работа.
2 четверть – контрольная работа.
3 четверть – самостоятельная работа.
4 четверть – итоговая экзаменационная работа.
Литература
1. Образовательная программа «Общеобразовательная средняя школа» по
2. Примерная учебная программа для общеобразовательных школ. «Живопись»,
предмету «Живопись».
«Министерство культуры Российской Федерации, научнометодический центр по
художественному образованию». Москва,2002 г.
3. Алексеев С. – «Элементарный курс цветоведения». М., «Просвещение»,1939 г.
4. Алёхин А.Д. – «Изобразительное искусство». М., «Просвещение», 1984 г.
5. Беда Г. – «Живопись». М., «Просвещение», 1977 г.
6. Белютин Э. – «Начальные сведения о живописи». М., «Просвещение», 1955 г.
7. Калгин А. – «Акварельная живопись». М., «Просвещение», 1960 г.
8. Костерин Н. – «Учебное рисование». М., «Просвещение», 1980 г.
9. Кузин В.С. – «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах»
10. Сокальникова Н. – «Основы живописи». Обнинск, «Просвещение», 1996 г.
11. Шиманская А.Г. – «Уроки рисования». Ленинград, ГУПИ, 1961 г.
М., «Просвещение», 1976 г. Федеральное казённое общеобразовательное учреждение средняя
образовательная школа ГУФСИН России по Свердловской
области.
Утверждаю :
Директор
«ФКОУ СОШ
ГУФСИН России по
Свердловской области».
Великанова И.М.
Образова
тельная программа по предмету
«Композиция»
для обучения в общеобразовательной школе.
(1 год)
Составитель : Ромих
Владимир Викторович Одобрена:
Педагогическим советом
Протокол №___ от _____
1. Пояснительная записка
Данная программа по предмету «Живопись» содержит в себе содержание
одногодичного курса обучения. Наряду с рисунком и композицией, живопись является
одним из ведущих предметов в учебном процессе в классе профориентации ДШИ.
Цель:
Художественноэстетическое воспитание, приобщение к богатству изобразительного
искусства, расширение и обогащение знаний по живописи.
Задачи:
Научить навыкам приёма живописи от самых простых до более сложных;
Научить видеть и передавать цветовые отношения, в технике акварель «по
сырому» на более сложных формах и в условиях пространственной воздушной
среды;
Дать обучающимся конкретные знания по изобразительной живописи;
Научить передавать пространство планов цветом в световоздушной среде;
Форма занятий урок;
Принцип организации занятий групповое;
Количественный состав от12 до 15 человек;
Режим занятий односменный;
Программа является адаптированной на основе типовых программ
(примерная учебная программа для общеобразовательных школ. «Живопись», Москва 2002
г.);
Данная программа рассчитана на 1 год обучения (в классе профориентации).
При реализации данной программы будут достигнуты следующие результаты
обучающийся должен усовершенствовать свои навыки приёмов живописи и стать
активным потребителем художественных ценностей. 2. Основное содержание образовательной программы
Основным принципом обучения предмета является нераздельность процесса
работы над цветом и формой, так как решение колористических задач не может
проходить в отрыве от изучения формы.
Наряду с длительными постановками выполняются краткосрочные этюды и
наброски, так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную
память обучающихся.
Далее происходит закрепление умений и навыков. Обучающиеся получают новые
знания о цвете, влиянии среды и освещения. Углубить понятия о способах передачи
пространства и объёма посредством живописи – при помощи тона и цвета.
В классе профориентации усиливается работа над натюрмортами с более высокими
требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ярко выраженный тематический
характер, намечается их связь со станковой композицией. Фигура в интерьере, натюрморт
в интерьере.
Обучение в классе профориентации предусматривает основные задачи
академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы,
объёма предметов и их фактуры; решение пространства; глубины в натюрморте.
Овладение навыками передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов,
передачи их материальности.
Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры
работ обучающихся.
3. Условия реализации программы Класс для занятий;
Мольберты;
Наглядные пособия;
Планшеты;
Софиты;
Натюрмортный фонд, содержащий предметы необходимые в постановках;
Таблица со схемой пропорций человека;
Методическая литература.
4. Тематический план
п/о класс
1 полугодие
1 четверть
Наименование тем и их краткое
содержание. Техника исполнения.
1. Постановка из цветов, свежих
овощей, фруктов. Для показа
приёмов вливания цвета в цвет
могут быть использованы работы
учащихся ДШИ из фондов.
Этюд – растение (подсолнух,
ромашка, георгины).
Букет с веткой рябины.
2.
3.
4. Натюрморт из нескольких
предметов, разных по материалу,
усложнённых по форме (цветы,
овощи, фрукты).
5.
Самостоятельная
работа. Натюрморт из 5 – 6
предметов (фрукты, овощи, ваза).
Цели и задачи темы. Способы
решения.
Цель: повторение технических
приёмов акварели.
Упражнение посырому.
Вливание цвета в цвет. Поиск
оптимального решения обобщенной
формы цветка.
Изображаются только цветы без
вазы и т.д.
Цель: повторение технических
приёмов акварели. Посырому.
Выполнение выразительной
композиции в быстром этюде.
Передача пространства.
Взаимодействие предметов с
фоном. Рисунок под живопись.
Композиционное решение.
Прописка деталей. Анализ.
Завершение работы. Обобщение.
Подведение итогов.
Цель: гармоничное решение
композиции, богатство
нюансировки. Передача
световоздушной среды. Цветовой
этюд композиции. Рисунок под
живопись.
Завершение, обобщение.
Подведение итогов.Выставка работ.
п/о класс
1 полугодие
2 четверть
Количество
часов на
тему
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа 6.
Этюд головы человека. Показ
репродукций и лучших работ
учащихся ДШИ.
7. Фигура человека. Несложная
тематическая постановка.
Цель: индивидуальная цветовая
характеристика. Элементы
моделировки головы цветом.
Несколько цветовых набросков
головы человека (5 – 6 за занятие).
Приём посырому.
Рисунок головы человека под
живопись. Моделирование
лессировкой частей головы.
Цель: пластическая завершенность
форм. Моделировка головы,
передача пропорций фигуры.
Работа над подготовительными
эскизами.
8.
Контрольная работа. Фигура
человека в интерьере.
Подведение итогов.
9. Постановка из 4 – 5 предметов,
разнообразных по фактуре, с
введением гипсового орнамента.
п/о класс
2 полугодие
3 четверть
Цель: лепка формы
цветом. Передача
материальности предметов.
Пространственное решение планов.
Объяснение темы с
постановкой задач.
Композиционное решение.
Построение предметов. Выбор
цветовой гаммы.
Начало работы цветом.
Работа над деталями по всей
плоскости листа.
10.
Фрагмент интерьера (сложный по
теме). Угол кабинета
художественного отделения.
Цель: передача пространственных
планов цветом, передача
световоздушной среды. Цветовой
эскиз.
Подведение итогов.
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
6 часов
3 часа
3 часа
3 часа
9 часов
3 часа
9 часов
3 часа
3 часа
11.
Натюрморт из 3 – 4 предметов.
Подготовка к контрольной
работе.
12.
Итоговая контрольная
постановка. Натюрморт из 3 – 4
предметов с цветной
драпировкой, овощи в разрезе.
п/о класс
2 полугодие
4 четверть
Цель: передача пространственных
планов цветом.
Выбор точки зрения. Рисунок под
живопись.
Прописка деталей лессировкой.
Обобщение работы.
Цель: выявление качества полученных
умений и навыков:
умение последовательно вести
работу над длительным заданием;
умение завершить работу, показав
владение «режиссурой», т.е. выделять
главное в натюрморте, передавая
световоздушную среду и
пространство.
ИТОГО
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
12 часов
102 часа 5. Контроль успеваемости
1 четверть – самостоятельная работа.
2 четверть – контрольная работа.
3 четверть – самостоятельная работа.
4 четверть – итоговая контрольная работа.
6. Литература
1. Образовательная программа по предмету «Живопись».
2. Примерная учебная программа «Живопись», «Министерство культуры
Российской Федерации, научнометодический центр по
художественному образованию». Москва,2002 г.
3. Алексеев С. – «Элементарный курс цветоведения». М., «Просвещение»,1939 г.
4. Алёхин А.Д. – «Изобразительное искусство». М., «Просвещение», 1984 г.
5. Беда Г. – «Живопись». М., «Просвещение», 1977 г.
6. Белютин Э. – «Начальные сведения о живописи». М., «Просвещение», 1955 г.
7. Калгин А. – «Акварельная живопись». М., «Просвещение», 1960 г.
8. Костерин Н. – «Учебное рисование». М., «Просвещение», 1980 г.
9. Кузин В.С. – «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах»
10. Сокальникова Н. – «Основы живописи». Обнинск, «Просвещение», 1996 г.
11. Шиманская А.Г. – «Уроки рисования». Ленинград, ГУПИ, 1961 г.
М., «Просвещение», 1979 г. Федеральное
казённое общеобразовательное учреждение средняя образовательная
школа ГУФСИН России по Свердловской области.
Образовательная программа по предмету
«Рисунок»
для обучающихся класса профориентации
художественного отделения
(1 год) Составил : Ромих
Владимир Викторович
Учитель МХК и искусства.
Г.Кировград . 2016 год.
1. Пояснительная записка.
Рисунок – вид искусства и самый древний вид графики. Это средство мышления,
познание человеком окружающего мира и образного отражения этого мира, самая высокоразвитая
форма человеческого труда.
Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и является ведущей
дисциплиной в системе художественного образования.
Рисунок – ядро, главный элемент конструкции любого вида изобразительного
искусства.
ЦЕЛЬ:
Художественноэстетическое воспитание, приобщение к богатству изобразительного
искусства, расширение и обогащение знаний по рисунку.
Задачи:
научить навыкам видения в композиции натюрморта через крайние,
дать обучающимся конкретные знания по изобразительной грамоте в натюрморте;
противоположные тоновые отношения, то есть тёмное и светлое; научить видеть и анализировать, грамотно использовать приёмы линейной и
воздушной перспективы, уверённо моделировать формы сложных предметов
тоном;
форма занятий урок;
принцип организации занятий групповые;
количественный состав от 2 до 6 человек;
режим занятий односменный;
данная программа является адаптированной на основе примерной
программа рассчитана на 1 год обучения (в классе профориентации).
При реализации данной программы будут достигнуты следующие результаты
обучающийся должен усовершенствовать свои навыки приёмов рисунка в
натюрмортах и стать активным потребителем художественных ценностей.
программы.
2. Основное содержание образовательной программы.
Основным принципом обучения предмета является углубление предыдущих
знаний в области композиционного решения листа, конструктивного построения
натюрморта.
Привести натюрморт к обобщённому состоянию тоновых пятен.
Увидеть композицию натюрморта через крайние, противоположные тоновые
отношения, то есть тёмное и светлое.
Конструктивное построение и лепка светотенью гипсовых предметов и предметов
быта в натюрморте. Владение линией, штрихом, пятном.
В натюрмортах, поставленных в интерьере, требуется осознанное и грамотное
использование приёмов линейной и воздушной перспективы, уверенное моделирование
формы сложных предметов тоном.
Обязательны домашние задания по зарисовкам бытовых предметов.
Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры
работ обучающихся.
Большая роль в реализации данной программы уделяется работе с родителями: открытые уроки с целью показа творческих результатов детей;
приглашение на художественные выставки;
приглашение на творческие конкурсы для анализа работ обучающихся;
индивидуальные беседы с ознакомлением результатов обучения ребёнка.
3. Условия реализации программы.
Класс для занятий;
Мольберты;
Наглядные пособия;
Планшеты;
Софиты;
Натюрмортный фонд, содержащий предметы необходимые в постановках;
Таблицы со схемами;
Работы учащихся ДШИ из фондов;
Методическая литература.
4. Тематический план.
1 – 2 полугодие
№
п/п
1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
II.
1.
2.
3.
Темы занятий и заданий
Конструктивный рисунок натюрморта из геометрических
тел.
Работа над композицией рисунка в пространстве листа.
Работа над пропорциональными отношениями предметов
натюрморта.
Конструктивное построение геометрических тел в
пространстве.
Методы построения геометрических тел в пространстве.
Работа над линиями, передача воздушной перспективы.
Выбор положения источника света, линейное построение
границ света и тени.
Частичное включение тени, передача объёма.
Конструктивный рисунок натюрморта из предметов быта.
Композиционное решение листа.
Конструктивное построение предметов натюрморта.
Освещение, частичное введение тона, работа над
объёмом.
Колво
заданий
21
3
3
3
3
3
3
3
9
3
3
Колво
часов на
задание
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Всего
часов
63
9
9
9
9
9
9
9
27
9
9 III.
1.
2.
3.
4.
Тоновый рисунок натюрморта.
Композиционное решение листа.
Конструктивное построение предметов натюрморта.
Освещение, объём, частичное введение тона.
Тоновое решение композиции натюрморта.
3
12
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Всего часов
9
36
9
9
9
9
126
5. Контроль успеваемости.
Класс профориентации – 1 год обучения.
1 четверть – самостоятельная работа.
2 четверть – контрольная работа.
3 четверть – самостоятельная работа.
4 четверть – итоговая контрольная работа. 6. Литература.
1. Образовательная программа по предмету «Рисунок».
2. Примерная учебная программа «Рисунок», «Министерство культуры
Российской Федерации, научнометодический центр по
художественному образованию». Москва,2002.
«Академия», 2005г., Крамаров С.Н.
3. Учебное пособие «Конструктивный рисунок, натюрморт».г. Омск. издательство
4. Авсиян О. – «Натура, Рисование по представлению». М., «Попури», 1985.
5. Алёхин А.Д. – «Изобразительное искусство». М., «Просвещение», 1984.
6. Барчай Е. – «Анатомия для художников». Б., «Просвещение», 1959.
7. Борщ Л. – «Наброски и зарисовки». М., «Просвещение», 1970.
8. Дейнека А. – «Учитесь рисовать». М., «Просвещение», 1961.
9. Костерин Н. – «Учебное рисование». М., «Просвещение», 1980.
10. Ростовцев Н.Н. – «Учебный рисунок». М., «Просвещение», 1976.
Федеральное казённое общеобразовательное учреждение средняя
образовательная школа ГУФСИН России по Свердловской области.
:
Образовательная программа
«Учебная практика пленэр».
для обучающихся 4 класса художественного отделения
(1 год)
Составитель: Ромих
Владимир Викторович
Учитель МХК и искусства.
. Одобрена:
Педагогическим советом
Протокол №___ от ________
Г.Кировград.2016 год.
Пояснительная записка.
Учебная программа пленэр является частью процесса обучения ,занятий по рисунку и живопись.
ЦЕЛЬ:
Художественноэстетическое воспитание ,приобщение к богатству изобразительного
искусства , расширение и обогащение знаний по учебной практике пленэр. Задачи:
1.научить на пленэре изображать окружающую деятельность;
2.научить видеть и анализировать , объекты живой природы , особенности пейзажа и
постоянно меняющейся натуры;
3.дать обучающимся конкретные знания связанных с глубоким изучением натуры в
естественной природной среде;
4.форма занятий урок, поход на природу;
5.принцип организации занятий групповое;
6.количественный состав от 12 до15 человек;
7.режим занятий односменный;
8.данная программа является адаптированной на основе типовых программ
(примерная учебная программа для преподавателей детских художественных школ и школ
искусств «пленэр», г. Петрозаводск 1988.);
9.данная программа рассчитана на 1 год обучения (в11 классе);
10.При реализации данной программы будут достигнуты следующие результаты
обучающийся должен освоить навоки (a’aprima)коротких этюдов и стать активным
потребителем художественных ценностей.
Основное содержание образовательной программы по
»Пленэру».
Учебная практика пленэр является частью процесса обучения и продолжением
классных учебных занятий по рисунку , живописи и композиции.
На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность , передавая при этом
световоздушную перспективу и естественную освещённость .Выполнение этих сложных
даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в
естественной природной среде .Здесь необходимы навыки по всем творческим
дисциплинам (рисунку , живописи , композиции)Пленэр является хорошей школой для
дальнейшего развития этих навыков
При обучении навыкам передачи в световоздушной перспективы, учитывая
индивидуальные качества ребёнка , возрастные особенности его психики. Во время пленэра
обучающиеся собирают материал для работы над композицией , изучают объектыживой
природы , особенности работы над пейзажем ; познают способы большого пространства
,движущейся и постоянно меняющейся натуры ,законы линейной перспективы ,
равновесия , плановости .На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы ,
городские и сельские пейзажи . При этом длительные задания чередуются с
краткосрочными , живописные работы – с работами по рисунку.
Большая роль в реализации данной программы уделяется работе с родителями:
открытые уроки с целью показа творческих результатов детей;
приглашение на художественные выставки;
родительские собрания;
приглашение на творческие конкурсы для анализа работ обучающихся;
индивидуальные беседы с ознакомлением результатов обучения ребёнка. 1. Условия реализации программы.
Класс для занятий, этюдные точки на природе;
Мольберты, этюдные планшеты, ватман;
Наглядные пособия;
видеоматериал, слайды, фото слайды, этюдные наработки;
телевизор, двд плеер, видеомагнитофон;
Методическая литература, репродук
№
1
Наименование
задания
Зарисовка группы
деревьев различных
пород.
2 Краткосрочный этюд
облаков.
3
Зарисовка пейзажей
с деревянными
постройками.
Тематический план занятий
в 11 классе.
1 четверть
Задачи задания способы решения
Задачи: Проанализировать пропорции природных
форм деревьев, передать характер движения стволов,
и их связь с землёй; совершенствовать умение видеть
и изображать штрихом особенности различных пород
деревьев. (работу вести большими форматами, от
общего к частному).
Задачи: Проанализировать и закрепить навык
передачи воздушной перспективы, изучить на
практике законы тоновых отношений и усвоить
понятие глубинности цвета.
Материал: акварель.
Задачи: Выработать навык использования линейной
и воздушной перспективы для передачи натуры,
умение ставить и решать творческие задачи в
условиях пленэр. Выполнить тональные связи между
постройками и окружающей средой.
Материал: карандаш.
Колво
часов
2/2
3/3
4/4
2 четверть 4 Наброски фигуры
человека.
5
Зарисовка головы
человека.
Задачи: Добиться выразительности линий, передать
характер, пропорции движущейся натуры.
Освещенность.
Материал: кисть, тушь одноцветная.
Задачи: Передать характерные особенности головы и
тонально её проработать в условиях пленэра.
Материал: карандаш.
2/2
4/4
3четверть
6
Зарисовка сельского
пейзажа.
7 Этюд головы
натурщика.
8 Этюд фигуры
человека в пейзаже.
9 Краткосрочный этюд
на состояние
световоздушной
среды.
Задачи: Используя навыки линейной перспективы,
выполнить построение рисунка, передать
освещённость.
Материал: по выбору учащихся.
Задачи: Изучить особенности передачи натур в
условиях пленэра.
Материал: акварель.
Задачи: Найти и передать выразительные позы и
движения человека в световоздушной среде для
использования в итоговой работе.
Материал: акварель.
Задачи: Развить способность видения и передачи
основных тоновых отношений объектов пейзажа;
выявить общее цветовое решение.
Материал: акварель.
10 Этюд аллеи, улицы,
переулка.
11 Этюды животных и
птиц с натуры.
Наброски и зарисовки
их в движении.
12 Этюды группы
деревьев возле
водоёма.
13 Этюд пейзажа с
отражением в воде.
4 четверть
Задачи:Глубже изучить взаимосвязь линейной и
воздушной перспективы при изображении уходящей
в даль аллеи, улицы, переулка; передать
характерные тоновые и цветовые контрасты при
изображении уходящего в глубину пространства;
проследить изменение цвета натуры в зависимости
от её удалённости от зрителя.
Материал: акварель.
Задачи: Глубже сформировать представления о
лепке формы цветом; овладеть приёмами быстрого
изображения животных и птиц; выполнить наброски
выразительного силуэта фигуры животных;
передать их характерный облик и типичные
особенности.
Материал: по выбору учащихся.
Задачи: Совершенствовать приёмы построения
рисунка отражения деревьев на водной глади;
научить находить большие тональноцветовые
отношения; передавать освещённость в пейзаже.
Материал: акварель.
Задачи: Совершенствовать целостное видение
тоновых и цветовых отношений в природе;
закрепить профессиональные знания и практические
навыки работы на пленэре.
Материал: акварель.
Всего:
5. Контрольные точки.
2/2
4/4
3/3
2/2
3/3
2/2
3/3
3/3
74часа
1 полугодие – просмотр этюдных работ. 2 полугодие – контрольный просмотр работ.
6. Литература.
1. Н. Астахова, Л. Жукова. «Азбука русской живописи». М., «Белый город», 2008.
2. А. Алёхин, Д. Домогацкий. «Юный художник советы начинающим». М., «Молодая
гвардия», 1994.
3. А. Алёхин. «Изобразительное искусство». М., «Просвещение», 1984.
4. С. Алексеев. «Элементарный курс цветоведения». М., «Просвещение», 1987.
5. Э. Белютин. «Акварельная живопись». М., «Просвещение», 1985.
6. А. Калгин. «Начальные сведения о живописи». М., «Просвещение», 1986.
7. А. Костерин. «Учебное рисование». М., «Просвещение», 1980.
8. Н. Сокальникова. «Основы живописи». Обнинск. «Просвещение», 1996.
9. «Русский Музей живопись». Л., «Аврора», 1975.
Федеральное казённое общеобразовательное учреждение средняя
образовательная школа ГУФСИН России по Свердловской области.
«Беседы
искусству»
по
изобразительному
для обучающихся общеобразовательной школы.
(1 год)
Составитель Ромих
Владимир Викторович
Учитель МХК и искусства.
. Одобрена:
Педагогическим советом
Протокол №113от 2016 года.
г. Кировград .2016 год.
1. Пояснительная записка
Данная программа является программой нового учебного интегрированного курса
«Православная культура России».
Учебный курс «Православная культура России» опробована в ФКУ СОШ №2 с целью
последующего его введения в курс предмета «Беседы по
изобразительному искусству». Настоящая программа рассчитана на обучающихся класса профориентации школ
искусств завершающих своё школьное образование.
.
Цель:
Художественноэстетическое воспитание, приобщение к богатству изобразительного
искусства, расширение и обогащение знаний по предмету.
Задачи:
искусства;
научить видеть и анализировать, наблюдать и запоминать произведения
научить читать произведения искусства;
повысить уровень нравственной культуры;
научить видеть связь времён, духовную преемственность и культурную связь
форма занятий урок, экскурсия;
принцип организации занятий групповое;
количественный состав от 12 до 15 человек;
режим занятий односменный;
данная программа является адаптированной на основе
между периодами истории Отечества;
программыинтегрированного курса «Православная культура России»(примерная
учебная программа для детских художественных школ и детских школ искусств по
дисциплине «Беседы по изобразительному искусству», и т.п. 2006 г.);
данная программа рассчитана на 1 год обучения (в классе профориентации).
при реализации данной программы будут достигнуты следующие результаты
обучающийся получит хорошее знание православной культуры России, более
подробно и плодотворно изучит отечественную историю родной литературы и
станет активным потребителем художественных ценностей.
2. Основное содержание образовательной программы
Современные государственные образовательные стандарты в составе общественно
гуманитарных дисциплин предусматривают так же две образовательные области в рамках
которых в настоящее время и происходит наиболее интенсивное формирование новых
учебных курсов. К числу таких образовательных областей относятся «Общество» и
«Нравственность». Одним из основных разделов образовательной программы в области «Общество»
является раздел «Духовнонравственная сфера жизни общества».
Тематический план этого раздела включает такие темы, как: «Роль православия в
России», «Для чего строят храмы», «Религиозная тематика на предмете истории искусств»
«Истоки своеобразия Русской культуры», «Культурноисторические судьбы России».
Знакомство с материалами этого курса будет способствовать формированию у
учащихся социальной и гражданской зрелости и подлинного патриотизма, поскольку
невозможно привить любовь к тому, чего человек не знает, нельзя заставить защищать то,
что человек не ценит, невозможно ценить то, с чем человек никак не соприкасался и
никогда не был связан.
Этот курс «Православная культура России» сопровождается чтением книг,
рассказом об обрядах православной культуры, показом икон, фильмов и экскурсий в храм.
Программа учебного курса «Православная культура России» отражает вполне
самостоятельную область знаний, необходимых для общекультурного багажа
обучающихся детских школ искусств. Образно говоря, учебный курс «Православная
культура России» это путешествие в духовный мир более чем тысячелетий православной
культуры Руси – России.
Совершив такое путешествие, воспитанник российской школы сможет осознать
свой мировоззренческий выбор.
3. Условия реализации программы
Класс для занятий;
Наглядные пособия – видео материал;
Таблицы со схемами храмов, часовен, монастырей;
Методическая литература;
Музыкальные исполнения;
Церковные пения – Божественная Литургия (хор Государственной Третьяковской
галереи).
4. Тематический план интегрированного курса.
Наименование разделов и тем уроков
1
.
Введение: Роль православия в России.
Тема 1. Для чего строят храмы. (теория)
1
1
Количество часов
теория
практика
всего 2
.
3
.
4
.
5
.
1.2.Для чего строят храмы (практическое задание
кроссворд).
1.3. Как строили храмы в старину (теория).
1.4. Как строили храмы в старину (практическое
занятие чертёж).
1.5. Устройство крестовокупольного храма (теория).
1.6. Внутреннее устройство храма (теория).
Тема 2.Религиозная тематика на предмете истории
искусств.
2.1. Чему люди посвящают свою жизнь (теория).
2.2. Практическая работа над кроссвордами.
2.3. Религиозная тематика в искусстве народов мира
(теория).
2.4. Практическая работа над кроссвордами.
2.5. Русская духовная поэзия разных периодов (теория)
2.6. Практическая работа над кроссворда.
Тема 3. Истоки своеобразия Русской культуры (теория)
3.1. Практическая работа над кроссвордами.
3.2. Православная икона(просмотр фильма,
иллюстраций, теория).
3.3. Составление кроссвордов по теме (практика
повторение).
3.4. Иконопись на Руси (историческое познание икон).
3.5. Составление тематических вопросов по иконам.
3.6. Иконописец Феофан Грек (1360 – 1405г. теория).
3.7. Работа над кроссвордами.
3.8. Русские иконописцы (теория).
3.9. Составление тематических кроссвордов.
3.10.Повтор тем пройденных в четверти (работа с
кроссвордами).
Тема 4. Культурноисторические судьбы России
(теория).
4.1. Составление тематических кроссвордов
(практика).
4.2. Монументальная живопись (теория).
4.3. Андрей Рублёв (1360 – 1427г.)
4.4. Работа над кроссвордами.
4.5. Церковные фрески.
4.6. Храмовые мозаики.
4.7. Составление тематических кроссвордов
(практика).
4.8. Заключение: проверка знаний.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
Пройденного материала за год всего: 35 часов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
7
11
10
5. Контрольные точки. 1 полугодие – зачёт.
2 полугодие – реферат с кроссвордами.
5. Литература.
русской литературы XI – XVIIвв. – М. Л., 1945.
(конец XIV – начала XV века), М. Л. Изд. АН СССР, 1962.
государства (конец XIV – начала XVI), М. «Политиздат», 1946.
1. Д.С. Лихачёв. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого
2. Д.С. Лихачёв. Культура Руси эпохи образования русского национального
3. Д.С. Лихачёв. Культура русского народа X – XVI вв. – М. Л. Изд. АН СССР, 1961.
4. Д.С. Лихачёв. Национальное самосознание Древней Руси. Очерк из области
5. Д.С. Лихачёв. Письмо о добром и прекрасном. – М. «Детская литература», 1989.
6. Д.С. Лихачёв. Земля родная. Книга для учащихся. – М. «Просвещение», 1983.
7. Д.С. Лихачёв. Заметки о русском. – 2е издание, доп.–М. «Советская Россия», 1984.
8. А.В. Муравьёв, А.М. Сахаров. Очерки истории русской культуры IX – XVIIвв.,
9. О.В. Ключевский. Православие в России. – М. «Мысль», 2000.
10. Г.М. Прохоров. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. – 2е издание, испр. и
Книга для учителя – 2е издание, М. «Просвещение», 1984.
доп. – СПБ, 2000.
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
«Беседы по изобразительному искусству» для обучающихся общеобразовательной школы. (1 год)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.