Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»
Оценка 4.7

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Оценка 4.7
Интерактивная доска +1
doc
математика
3 кл
23.05.2018
Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»
По результатам общероссийской проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4-ых классов было выявлено, что большинство обучающихся имеют средний уровень сформированности. На сегодняшний день это является недостаточным уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий. Данная проблема с одной стороны обусловлена необходимостью формирования познавательных УУД, т.к. данные УУД - это система средств познания окружающего мира. С другой – поиском адекватных средств реализации основных требований стандартов второго поколения в сочетании со здоровьесбережением обучающихся. Деятельность учителя определяется при этом как сотрудничество с обучающимися, создание благоприятной для школьника обучающей, развивающей и воспитывающей среды. Перед учителем встаёт задача - найти эффективные средства для формирования познавательных УУД. Решением данной проблемы, на наш взгляд, может выступать использование заданий для интерактивной доски, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий.
Статья.doc
«Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников» Главная   цель   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования(ФГОС   НОО) введения   Федерального   заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского   образования   –   повышение   качества   образования,   достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Необходимость   введения   ФГОС   НОО   вытекает   из   новых   социальных запросов,   отражающих   трансформацию   России   из   индустриального   в постиндустриальное   (информационное)   общество,   основанное   на   знаниях   и глобализации, высоком   инновационном   потенциале.   Процессы   информатизации,   ускорения   внедрения   новых   научных   открытий,   быстрого обновления   знаний   и   появления   новых   профессий   выдвигают   требования повышенной   профессиональной   мобильности   и   непрерывного   образования. Новые социальные запросы определяют новые  цели образования  и  стратегию его   развития.   В   связи   с   этим   приоритетным   направлением   становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.  Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через   формирование     универсальных   учебных   действий   (УУД),   которые выступают   инвариантной   основой   образовательного   и   воспитательного процесса.   Овладение   обучающимися   универсальными   учебными   действиями выступает как  способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного   и   активного   присвоения   нового   социального   опыта.   Именно УУД     создают   возможность   самостоятельного   успешного   усвоения   новых знаний, умений и компетентностей, включая  организацию усвоения, то есть умения учиться. По   результатам   общероссийской   проверки   сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4­ых классов было   выявлено,   что   большинство   обучающихся   имеют   средний   уровень сформированности.   На   сегодняшний   день   это   является   недостаточным уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий. Данная   проблема   с   одной   стороны   обусловлена   необходимостью формирования познавательных УУД, т.к. данные УУД ­ это система средств познания   окружающего   мира.   С   другой   –   поиском   адекватных   средств реализации основных требований стандартов второго поколения в сочетании со   здоровьесбережением   обучающихся.   Деятельность   учителя   определяется при этом как сотрудничество с обучающимися, создание благоприятной для школьника обучающей, развивающей и воспитывающей среды. Перед учителем встаёт   задача   ­   найти   эффективные   средства   для   формирования познавательных УУД. Решением   данной   проблемы,   на   наш   взгляд,   может   выступать использование заданий для интерактивной доски, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий.  Как писал А. Г. Асмолов, универсальные учебные действия в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.   В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся (а   также   связанных   с   ними   навыков   учебной   работы),   обеспечивающих самостоятельное   усвоение   новых   знаний,   формирование   умений,   включая организацию этого процесса[6]. А. Г. Асмолов указывает на 4 блока УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные(см.рис.1). Рис.1 Универсальные учебные действия Работа по теме исследования строилась поэтапно. На   первом   этапе   изучалась   литература,   анализировался   опыт   работы учителей, работающих по интерактивной технологии. На   следующем     этапе   проведена  диагностика  с   целью   определения начального уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3А класса. Для этого мы использовали «Диагностику познавательных   универсальных   учебных   действий»авторской   команды   УМК «Школа 2100». На   основе   данного   анализа   мы   можем   сказать,   что     только   6,8% обучающихся   имеют   высокий   уровень   сформированности   познавательных УУД, средний и низкий уровень имеют одинаковое количество обучающихся, т.е. 46,6 %. Рис.2.Процентное соотношение уровней сформированности познавательных УУД обучающихся 3А класса После проведения данной диагностики, мы выявили, что в 3 А классе уровень   сформированности   познавательных   УУД   в   целом   находится   на среднем и низком уровнях, что требует дальнейшего развития и работы над всеми умениями для повышения уровня. Поэтому   для   повышения   уровня   формирования   познавательных универсальных учебных действий  обучающихся 3 А класса нами было принято решение   об   использование   комплекта   заданий   на   уроках   математики   с использованием интерактивной доски SmartBoard. Скрин­шот задания Задание 1 Задание 2 Описание задания Деятельность обучающихся Формируемые УУД Примечания   Выражени я с остатком 2 погрузить в ракету Мишень для устного счета   Обучающиеся должны вспомнить правила деление  с остатком и произвести устный счет,   погрузив выражения, в которых   остаток равняется   2   в ракету.   При   данном   задании формируются   общеучебные познавательные УУД(структурирование создание знаний, также алгоритма),а логические   познавательные УУД(сравнение, доказательство)     задание Данное   можно использовать     как для парной работы у   интерактивной доски,   так   и индивидуально, вызвав обучающегося   к доске. При   выполнении   задания формируется   общеучебные познавательные УУД(структурирование знаний, моделирование),логические познавательные   УУД(анализ, сравнение) задание Данное   можно использовать вместо привычного устного   счета   в начале урока.       найти С помощью инструмента ручка или карандаш обучающиеся должны   сумму предложенных чисел по вертикалям   так, чтобы   в   итоге получилось   100,и   мишень будет выполнена. Задание 3 Задание 4 Вставить в   правила недостаю щие цифры   и слова   Обучающиеся после     изучение темы   «Деление   на ноль» должны вспомнить правила деления на ноль и восстановить текст,   перетащив заготовки в   нужные места.   подразумевает Задание формирование   общеучебных познавательных УУД(информационный поиск, структурирование знаний,   работа   с   текстом),а также логические познавательные УУД(доказательство, подведение под понятие)     Задание   можно использовать   для закрепление материала ,пройденного   на уроке,   либо   для проверки усвоения правил деления на ноль   на   этапе актуализации знаний. Определи принцип составлен Обучающиеся должны   сравнить примеры в каждом Задание   направлено   на развитие такие познавательных   УУД   ,как   Данное   задание может быть использовано   на ия выражени я   столбике определить правило которому составлены.     и по они общеучебные(создание алгоритма   деятельности),а также   логические   (анализ выражений   и   подведение каждого   выражение   под правило, доказательство своего мнения)       т.к. этапах разных урока,   не требует   большой подготовки   для обучающихся   и действует по принципу   устного счета.   Задание 5 Проверка умений по   теме «Деление с остатком » Обучающиеся   с помощью инструмента «заливка»   должны раскрасить картинку ,предварительно решив выражения.   Распреде ли от меньшего к большему Задание используется   в рамках темы «Умножение   на 10,100».Обучающи   Данное   задание очень   интересно для   обучающихся, т.к. оно разработано     в интересной форме.   За   счет   этого   задания   у   у обучающихся   формируются такие   познавательные   УУД как   общеучебные   (создание алгоритма   деятельности),а логических также познавательных УУД (решение выражения, подбор нужного для раскрашивания) цвета         Формируются   общеучебные познавательные УУД(обучающиеся продумывают своих алгоритм и действий Задание 6 Задание 7 Игра «Вспомни правило»   вспоминают правила умножения   на   10,100)   и логические   познавательные УУД (анализ, доказательство)   Формируются   общеучебные познавательные УУД(структурирование знаний),логические познавательные УУД(выдвижение   гипотез   и их обоснование) Задание  интересно для   обучающихся тем, что подразумевает самопроверку     должны еся распределить выражения, распределить   их значение в порядке уменьшения, перетащив заготовки   нужное место. на     На карточках написаны названия формул   ,которые должны   знать наизусть обучающиеся   3го класса.   Прочитав название  формулы обучающиеся должны перевернуть карточку и проверить   свои знания. Задание 8 Задание 9 Задание 10   Формируются такие познавательные   УУД   как   анализ, и структурирование знаний. сравнение   Найди пару Обучающиеся должны вспомнить разряды   единиц   и найти пару числу и выражению, которое разложило   его   на разряды Происходить   формирование таких   познавательных   УУД как анализ, доказательство. «Чего   не хватает?» Обучающийся должен проанализировать предложенные геометрические фигуры   и   понять, какой   фигуры   не хватает. Составь задачу   по таблице   и реши ее Обучающиеся анализируют данную   таблицу   и с   помощью   ее При помощи данного задания и   работы   с   таблицей формируются такие познавательные   УУД   как     Если обучающийся не правильно перенес выражения, задание   отклоняет это   выражение   и обучающийся пробует снова.   задание Данное   можно использовать   не только с геометрическими фигурами,   но   и   с любыми   другими   для предметами,   того, чтобы находить и   анализировать общие признаки. задание Данное   позволяет   развивать обучающихся у данных составляют условия задачи. работа с текстами различных видов,   анализ   выдвижение гипотез и их обоснование. умение работать с информацией данной в таблице и использовать   ее для   дальнейшей деятельности. «Цепочка » Обучающийся   с помощью пишущего инструмента решает   данную цепочку. такие Формируются познавательные   УУД   как работа знако­ символическими символами  со       «Соедини стрелочка ми» Обучающемуся нужно   соединить чертеж и выражение   При   данном   задании формируются   такие   умения как структурирование знаний,   работа   с   текстом   и   Выполняется   при помощи   пишущего инструмента Задание 11 Задание 12 Задание 13 стрелками «Напиши отличия» Обучающийся должен проанализировать данные изображения   и написать несколько отличий и сходств.   чертежами, сравнение полученных результатов. а и       также анализ     работать Данное   задание   формирует умения с иллюстрациями, анализировать их, сравнивать и искать сходства и различия иллюстраций   с   выделением признаков. Обучающиеся вспоминают и различия сходства города от села(деревни) Задание 14 «Построй диаграмм у» Обучающиеся должны   построить диаграмму с помощью   данного текста   и   решить задачу.   Формируются такие познавательные   умения   как работа   с   диаграммой   и информацией данной в ней, а также и решения доказательство задачи с помощью построенной диаграммы. анализ               помощью С инструмента «линейка» обучающиеся строят диаграмму. Таким образом, комплект заданий для интерактивной доски SmartBoard направлен   на   формирование   и   развитие   познавательных   универсальные учебных действий на разных этапах урока математики. С   помощь данного комплекта   заданий   можно   повысить   уровень   познавательных   УУД   у обучающихся   3­го   класса,   за   счет   использования   различных   приемов     в заданиях.   Также   данный   комплект   можно   расширить   с   помощью   других заданий,  которые   учитель   может   создать   самостоятельно   в   программном обеспечении   SmartNotebook.На   реализацию   каждое   задание   из   данного комплекта   отводится   не   более   пяти   минут   на   уроке,   что   соответствует правилам и нормам СанПин.  Практически все задания комплекта можно использовать не только как индивидуальные,   но   и   парные,   предлагая   выполнить   задание   двум обучающимся.При выполнении данных заданий можно использовать игровые компоненты, такие как таймер, игральные гости, жребий, кнопка звукового сигнала,   вращающийся   барабан.Еще   одним   достоинством   является   то,   что работа на интерактивной доске позволяет оценивать работу обучающихся не только   учителю, осуществляется взаимопроверка.    но   и   другим   обучающимся,   тем   самым После   апробации   комплекта   заданий   нами   была   проведена   повторная диагностика   для   проверки   гипотезы.  Для   выявления   динамики сформированности   познавательных   универсальных   учебных   действий обучающихся   мы   использовали   ту   же   методику,   что   и   на   первичной диагностике. Проверив   работы   обучающихся,   мы   выявили   три   уровня сформированности познавательных УУД: высокий, средний и низкий(см.рис.3) Рис.3 Процентное соотношение уровней сформированности познавательных УУД По   сравнению   с   проведенной   начальной   диагностикой,   у   многих обучающихся   повысился   уровень   сформированности   познавательных   УУД. При   проведении   диагностики   в   начале   работы   процент   успешных   решений всего класса  составлял в среднем 53%,в повторной диагностике этот процент изменился   на   6%,т.е.   процент   успешных   решений   всего   класса   возрос   до 59%.Это   свидетельствует   о   эффективности   использования   комплекта интерактивных     направленных   на   повышения   уровня заданий, сформированности   познавательных   УУД,   а   именно   общеучебные познавательные   УУД(применение   методов   информационного   поиска, структурирование   знаний,   работа   с   текстами   различных   видов,   создание алгоритмов   деятельности),логические   познавательные   УУД(анализ,   синтез, сравнение, установка причинно­следственных связей). На  основании вышеизложенного  мы можем сделать вывод о том, что хорошие результаты можно получить благодаря целенаправленной работе по формированию   познавательных   УУД   ,используя   в   своей   работе   задания   на интерактивной доске для более эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Василенко,   Т.   В.   ФГОС   второго   поколения:   словарь   терминов   /   Т.   В. Василенко. – : Грамотей, 2013. – 32 c. 2. Горюнова   М.А.   Интерактивные   доски   и   их   использование   в   учебном процесса ,2010.­336 3. Интерактивные   средства   обучения   [Электронный   ресурс].   – URL:http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a2ad68a5c53a8852121 6d36_0.html(дата обращения 28.02.2018). 4. Как   проектировать     универсальные   учебные   действия     в   начальной школе :от действия  к мысли: пособие для учителя/[ А.Г. Асмолов,   Г.В. Бурменская, М.:Просвещение,2008.­151с.   И.А.Володарская   и   др.];под   ред.А.Г.Асмолова.­ 5. Светич Е.Г. Современный урок в начальной школе: работа с электронными учебными пособиями. «Управление начальной школой»,  6. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования.­ «Просвещение»,2011г.,61с 7. Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   от 29.12.2012 N 273­ФЗ (действующая редакция, 2016). ­ М.: Инфра­М, 2016. – 254 с.

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»

Статья «Интерактивная доска как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2018