1. «Письмо само никуда не пойдёт...»
Антон Рубинштейн, который мог часами просиживать за нотной бумагой, чувствовал себя не в состоянии написать обыкновенное письмо. По его словам, ему было значительно легче сочинить большую симфонию, чем маленькое письмо. Одному из своих друзей он рассказал, что однажды он всё-таки настрочил письмо в шесть страниц.
– Но знаете, что из этого вышло? Когда это ужасное письмо было закончено, я прочёл его и, оставшись крайне недовольным своим сочинением, так-таки и не отправил его, а тут же сел в поезд, приехал туда, где проживал адресат злополучного письма, и быстренько обо всём договорился с ним лично...
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
1. «Письмо само никуда не пойдёт...»
Антон Рубинштейн, который мог часами просиживать за нотной бумагой,
чувствовал себя не в состоянии написать обыкновенное письмо. По его
словам, ему было значительно легче сочинить большую симфонию, чем
маленькое письмо. Одному из своих друзей он рассказал, что однажды он всё
таки настрочил письмо в шесть страниц.
– Но знаете, что из этого вышло? Когда это ужасное письмо было закончено,
я прочёл его и, оставшись крайне недовольным своим сочинением, тактаки и
не отправил его, а тут же сел в поезд, приехал туда, где проживал адресат
злополучного письма, и быстренько обо всём договорился с ним лично...
2. Спасибо, больше не надо!
Однажды к Антону Рубинштейну пришёл начинающий композитор и
попросил послушать две его пьесы. Сыграв одну пьесу, автор хотел было
начать вторую, но Рубинштейн поспешно произнёс: «Огромное вам спасибо,уважаемый, и можете больше не утруждать себя... Я уже понял, что ваша
первая пьеса нравится мне гораздо больше, чем вторая...»
3. Договорились...
Както раз на гастролях за границей Рубинштейну пришлось иметь дело с
очень скупым антрепренёром, который предложил маэстро за выступление
сумму, вдвое меньше обычной. Выслушав доводы антрепренёра, Рубинштейн
заявил:
– Ну хорошо, не будем спорить. Если вы настаиваете, я сыграю за эти деньги.
Но имейте в виду, что за эти деньги играть я буду вдвое тише...
4. Пожалел.
Однажды Рубинштейн обратился к своим ученикам с такой шутливой речью:
– Дорогие друзья, сегодня день рождения Ференца Листа. Чтобы отметить
эту дату достойно, мы не будем исполнять сегодня ни одного его
произведения!5. Бедная бабушка...
Антон Рубинштейн был чрезвычайно строг и требователен к своим ученикам.
Однажды пианист остановил ученика, когда тот играл какойто из этюдов
Шопена.
– Так, мой дорогой, – хмуро заявил Рубинштейн, – вы можете играть на
именинах у своей бабушки! А у меня на занятиях будьте любезны работать с
полной отдачей сил, как настоящий музыкант, да к тому же ещё мой ученик!
Молодой человек начал играть снова. Антон Григорьевич опять был
недоволен и прервал его.
– Скажите, а ваша бабушка жива? – вдруг поинтересовался он.
– Нет, она уже умерла...
– Часто ли вы играли для неё на фортепиано? – ещё более сурово спросил
Рубинштейн.
– Да, я часто для неё играл...
Рубинштейн тяжело вздохнул:
– Теперь мне совершенно понятно, отчего бедная женщина так рано покинула
этот мир...6. Каждому – своё.
В начале 1880х годов Рубинштейн приехал с концертами в Кишинёв. Но в
городе не оказалось ни одного хорошего инструмента. Лишь единственный
приличный рояль удалось разыскать у очень богатого купца. Но тот наотрез
отказался предоставить свой инструмент для концертов Рубинштейна:
– Вы с ума сошли, помилуйте! Я собственной дочери не даю играть на этом
инструменте, а вы хотите, чтобы на нём забавлялся какойто там
Рубинштейн!
Купца долго уговаривали, но он – ни в какую. На вопрос, для чего ему тогда
нужен дорогой рояль, купец удивленно ответил:
– Для антуражу!
И Рубинштейну пришлось отыграть все концерты на разбитом рояле.
7. Приятная встреча.
Антон Рубинштейн с триумфом гастролировал в Париже. Повсюду были
расклеены многочисленные афиши, газеты наперебой писали, что его новаясимфония – это событие в музыке. После очередного концерта, пешком
возвращаясь домой, Рубинштейн случайно встретил на улице СенСанса.
Изумлённый, он бросился к Рубинштейну:
– Мой дорогой Рубинштейн! Неужели вы в Париже, ну кто бы мог подумать!
Какой приятный сюрприз! Я обязательно устрою для вас парочку платных
домашних концертов...
8. Высокий уровень критики.
На вопрос о том, позабавила ли его когданибудь критика, Рубинштейн
ответил:
– Конечно. В одной из калифорнийских газет было написано: «Фортепиано
было великолепным, неплохо сыграл и Рубинштейн».Рубинштейн, Антон Григорьевич(родился 16 ноября 1829 года — умер 8 ноября 1894 в Петергофе)
— композитор и пианист.
Театральные и музыкальные известия
11 июля исполнилось пятьдесят лет с того времени, как А. Г. Рубинштейн
впервые выступил пред публикой вкачестве пианиста. О годе и дне своег
о рождения А. Г. Рубинштейн сам сделал пометку в Альбом М. И. Семевс
кого (изд. 1888 года). Он записал: "Родился 18 ноября 1829 года". Рубин
штейн родился в Херсонскойгубернии, в селе Выхватинец, близ города Ду
боссары, в бедной еврейской купеческой семье, и ребенком былперевезен
в Москву.
Детство свое Рубинштейн провел в этом городе, где его отец, Григорий А
брамович Рубинштейн, имелкарандашную фабрику. Последний скончался
сорок лет тому назад; мать же Рубинштейна, КалерияХристофоровна, жи
вет до сих пор в Одессе; ей теперь 78 лет. Она первая подметила музыкал
ьное дарованиев маленьком Антоне, который, будучи еще пятилетним ма
льчуганом, совершенно верно напевалвсевозможные мотивы. Гжа Рубин
штейн учила его сперва шутя, и занималась с ребенком 1½ года. Дальнейшее свое музыкальное образование он получил под руководством А. И. В
иллуана, который учил егодо 13 лет. Десятилетним мальчиком он впервы
е выступил публично в окрестностях Москвы, в залеПетровского парка, в
благотворительном концерте, устроенном покойным Виллуаном, единств
еннымпрофессором Рубинштейна по фортепиано. Allegro из Концерта A
moll Гуммеля, Хроматический Галоп Листа, Фантазия Тальберга и проч. с
видетельствуют о том, что десятилетний мальчик и при своем небольшом
возрасте уже достиг весьма значительной виртуозности, требуемой этими
пьесами. А. И. Виллуан еще не такдавно скончался — в конце семидесят
ых годов. После первого концерта, Рубинштейн со страстью предалсязаня
тию музыкой, и в 1840 году, десятилетним мальчиком, поехал вместе с В
иллуаном в Париж. Средимузыкантов особое внимание оказали ему Фран
ц Лист и Шопен; затем Виллуан со своим учеником объехаливсю Европу
и побывали при всех дворах.Это заграничное путешествие продолжалось
около трех лет. В то же время Рубинштейн не оставлял занятийтеорией м
узыки, которую ему преподавал в Берлине Ден. В Россию Рубинштейн воз
вратился в 1846 году, и стех пор его можно назвать постоянным петербургским жителем, за исключением, конечно, его частыхконцертных экскурс
ий. До 1862 года Рубинштейн выезжал за границу довольно редко. Наконе
ц, в 1862 годувеликая княгиня Елена Павловна пригласила его содейство
вать успеху основания Русского МузыкальногоОбщества и консерватори
и, директором которых Антон Григорьевич состоял до 1867 года, и где он
выказалсебя также и прекрасным администратором. Набрав хороший шта
т профессоров и передав дело директорствав надежные руки, Антон Григ
орьевич в 1867 году оставил консерваторию и посвятил себя чисто артист
ической, концертной деятельности.
Почти каждый год он давал концерты за границей, и все они сопровождал
ись колоссальным успехом, вособенности знаменита его поездка в Соедин
енные Штаты в 1872—1873 годах; все время своего пребываниятам он сл
ужил предметом всеобщего удивления и неподдельного восторга. По при
езде из Америки, Рубинштейн в течение следующих десяти лет посвятил
себя преимущественно композиции и отдельнымконцертам в России, а зат
ем предпринял заключительное музыкальное путешествие зимой 1885—
1886 годапо столицам Европы, когда он наизусть переиграл сотни лучшихфортепианных произведений композиторовтрех последних веков. Эти ист
орические концерты Рубинштейн давал в Москве, Петербурге, Вене, Берл
ине, Лейпциге, Париже, Брюсселе и Лондоне. Не говоря уже о восторгах,
которые были вызваны выходящим изряда вон исполнением, память вирт
уоза возбуждала удивление, так как все пьесы игрались пианистомнаизуст
ь. Везде он имел громадный успех, особенно почтила Рубинштейна музык
альная Вена, давшая в честьего великолепный банкет. Последним виртуоз
ным подвигом юбиляра можно считать его лекции пофортепианной литер
атуре, состоявшиеся в течение последнего учебного курса 1888—89 года
и носившиесовершенно интимный и в то же время научный характер. В эт
их лекциях Рубинштейн познакомил юныхслушателей почти со всею форт
епианной литературой, начав с эпохи ее первых опытов и доведя ее вплот
ь донастоящего времени.
Но деятельностью блестящего виртуоза не ограничился А. Г. Рубинштейн
. Начав сочинять еще с одиннадцатилет, он написал более сотни произвед
ений для фортепиано и оркестра, в том числе 21 оперу, 2 оратории, 6сим
фоний, 5 фортепианных концертов, массу трио, квартетов, квинтетов, сонат и пр. Кроме того, он написалболее 100 романсов, массу фортепианных
салонных пьес, хоров, увертюр и симфонических поэм. Рубинштейн как к
омпозитор сделался особенно известен за последние несколько лет, после
егосимфонических картин "Иоанн Грозный" и "ДонКихот". Особенно уд
ается Рубинштейну восточная музыка. Онразработал много восточных мо
тивов и, как говорится, вывел их на свет Божий. В 1879 году Рубинштейн
окончил оперу "Купец Калашников". Его опера "Демон" в первый раз дав
алась в Москве в том же 1879 году, воктябре месяце, а в 1884 году состо
ялось уже сотое представление этой оперы в Петербурге: дирижировалса
м Рубинштейн. В том же году на сцене Императорской итальянской опер
ы шла его опера "Нерон". Внастоящее время он кончает, как сообщает "Н
овое Время", новую оперу под названием "Хмелевая Ночь", налибретто г.
Аверкиева.
Нельзя обойти молчанием качества А. Г. Рубинштейна как педагога. Руко
водя консерваторией, он служитпримером идеального отношения к искус
ству, он умеет вдохнуть в учеников энергию к работе, жажду знаний, люб
ви к искусству. Ко всему этому Рубинштейн пользуется известностью какпревосходный дирижер. Состоя втечение 7 лет дирижером концертов Рус
ского Музыкального Общества, он познакомил петербургскую публикус
Берлиозом, Листом и Шуманом, так что заслуги его в этом отношении оч
ень значительны. Нельзя обойтимолчанием и тех услуг, которые оказал от
ечественному искусству А. Г. Рубинштейн основанием в 1859 годуРусско
го Музыкального Общества, а в 1862 году консерватории этого Общества
. В течение пяти лет соснования он состоял директором этой консерватор
ии и с 1887 года снова призван управлять своим детищем.
Остается прибавить, что Антон Григорьевич, как человек, весьма любим з
а свой прямой характер, бескорыстие и любовь к ближнему. Средства, со
бранные г. Рубинштейном концертами с благотворительнымицелями сост
авляют сотни тысяч рублей. Все это вместе взятое дает право предполага
ть, что отложенное на18 ноября, день его рождения, чествование пятидес
ятилетней деятельности знаменитого композитора ивиртуоза примет гран
диозные размеры. По крайней мере в нем примет участие не только Росси
я, но и весьмузыкальный мир. Насколько известно, обращение комитета п
о устройству празднества к разныммузыкальным учреждениям как России, так и других стран, вызвало общее сочувствие. Профессора ипреподава
тели консерватории пожертвовали сумму в 4000 рублей на стипендию им
ени юбиляра. Кроме того, предложено бывшим ученикам, окончившим ку
рс в Петербургской консерватории при А. Г. Рубинштейне, сочинить кант
аты на стихи, написанные для предстоящего торжества. Все композиторы,
получившиевоспитание в Консерватории, готовят для подарка А. Г. Руби
нштейну альбом из своих сочинений. В разныхгородах России устраивают
ся подписи на сбор пожертвований с той же целью. Дирекция РусскогоМ
узыкального Общества подносит альбомкаталог, состоящий из иллюстра
ций, сделанных лучшимихудожниками и в то же время украшенных темам
и из произведений А. Г. Рубинштейна, расположенными вхронологическо
м порядке. По всем вероятиям, чествование распадется на несколько дне
й, так какпредположено сделать торжественное заседание в Дворянском
Собрании, собрание в Консерватории, датьконцерт из произведений юбил
яра, в котором примут участие все хоровые общества Петербурга, подупр
авлением П. И. Чайковского, и, кроме того, дать на Императорской оперн
ой сцене в первый раз новуюоперу Рубинштейна — "Горюша".("Русская Старина", 1890, кн. 1, с. 242).
К кончине А. Г. Рубинштейна
Погребение тела скончавшегося пианистакомпозитора А. Г. Рубинштейн
а назначено на 18 ноября, "деньрождения покойного",
— как сообщают петербургские газеты. Но эта дата дня рождения А. Г. Р
убинштейна неверна. Основываясь на его автобиографических воспомина
ниях, помещенных им пять лет тому назад в"Русской Старине" (1889,
№ 11), днем рождения покойного композитора следует признать 16 ноябр
я 1829года. Начиная свои воспоминания, А. Г. Рубинштейн говорит досло
вно следующее:
"Родился я в 1829 году, ноября 16, в деревне Выхватинец, на границе Под
ольской губернии и Бессарабии, наберегу реки Днестра. Деревня Выхвати
нец находится верстах в тридцати от города Дубоссары и верстах впятид
есяти от Балты.
До сих пор в точности я не знал не только дня, но и года моего рождения;
в этом погрешили показания моейпрестарелой матушки, которая забыла в
ремя моего рождения; но по последним документальным справкам — кажется несомненно, что 16 ноября 1829 года суть день и год моего рожден
ия, но так как я всю жизньпраздновал день рождения 18 числа, то уже на
седьмом десятке — свой семейный праздник передвигать неприходится;
пусть он уже и остается на 18 ноября".
Покойный композитор, таким образом, по своему желанию считал 18 ноя
бря своим семейным праздником. Нодля истории днем рождения А. Г. Ру
бинштейна должно считаться 16 ноября 1829 года.
("Московские Ведомости", 1894, № 309).
А. Я. <Д. Д. Языков>
Библиография
Его:
Романс "Желание".
"Miscellanions" — собрание фортепианных сочинений (1872).
Воспоминания ("Русская Старина", 1889, кн. 11, с. 517—562). Anton Rubi
nstein's Gedankenkorb (Лейпциг, подред. Германа Вольфа, 1897).
Мысли и афоризмы. Перевод с немецкого Н. Штрауха. Издание Г. Малаф
овского. СПб., 1904.О нем:
"Галатея", ч. I, № 6, с. 486—487; ч. IV, № 29, с. 205—206 (1839).
"Московские Ведомости", 1839, № 54.
"Маяк", 1814, ч. 19—21, отд. V, с. 74.
"Московские Ведомости", 1843, № 43.
"С.Петербургские Ведомости", 1843, № 53.
"С.Петербургские Ведомости", 1844, № 58 и 66.
"Московские Ведомости", 1847, № 149.
"Иллюстрация", 1848, № 16, с. 248—249.
"Москвитянин", 1849, т. 1, кн. 2, с. 55.
"Воскресный Досуг", 1866, № 162.
"Современная Летопись", 1868, № 34 (статья Г. А. Лароша).
"Всемирная Иллюстрация", 1870, № 55.
"Нива", 1870, № 32.
"Музыкальный Свет", 1872, № 11.
"Музыкальный словарь" П. Д. Перепелицына. М., 1884, с. 306—307."Русская Старина", 1886, кн. 5, с. 440—441 ("Воспоминания" И. М. Лохв
ицкого).
"Русская Старина", 1889, кн. 11 ("Воспоминания М. Б. Рга).
"Русская Старина", 1890, кн. 1, с. 242 и 247—280 ("Биографический очер
к А. И. Виллуана").
"Биржевые Ведомости", 1894, № 309.
"Московские Ведомости", 1894, № 308—311, 313, 316, 318, 320—
322, 326, 331.
"Новое Время", 1894, № 6717—
6727, 6729, 6743 с иллюстр. приложениями к № 6720 и 6727.
"Русская Мысль", 1894, кн. 12, отд. II, с. 267—271.
"Русское Обозрение", 1894, кн. 12, с. 971—986.
'"Московские Ведомости", 1895, № 9.
"Наблюдатель", 1895, кн. 3, с. 96—122.
Софья КавосДехтерева. А. Г. Рубинштейн. Биографический очерк и му
зыкальные лекции (курсфортепианной литературы, 1888—1889 гг.). СПб.,
1895, 280 с., с двумя портретами и 35 нотными примерами."Ежегодник Императорских Театров", сезон 1893—1894 гг., с. 436—446 (
Г. А. Лароша).
"Вестник Европы", 1894, кн. 12, с. 907—908.
"Русский Вестник", 1896, кн. 4, с. 231—242.
"А. Г. Рубинштейн в своих духовных операх"
("Музыкальная Газета", 1896, сентябрь, статья А. П. Коптяева).
"Русская Старина", 1898, кн. 5, с. 351—374 ("Воспоминания" В. Бесселя).
"Московские Ведомости", 1898, № 128, 135.
"Исторический Вестник", 1899, кн. 4, с. 76—85 (М. А. Давидовой).
Каталог музея имени А. Г. Рубинштейна. С портр. и снимк. на 4 отд. лист
ах. СПб., 1903.
"Московские Ведомости", 1904,
№ 309, 322, 324 ("Памяти Рубинштейна" Аделаиды Гиппиус).
"Русские Ведомости", 1904, № 303, 311.
МаныкинНевструев Н. К 10летию со дня кончины А. Г. Рубинштейна, с
портр., 1904.
"Русский Вестник", 1905, кн. 1, с. 305—323 (М. Иванова)."Русская Старина", 1909, кн. 11, с. 332—334 (Воспоминания Юлии Федор
овны Абаза).
Н. Бернштейн. Биография А. Г. Рубинштейна (Universel Bibliothek, 1910)
.
"Семейный Журнал", 1912, № 1 (Воспоминания проф. А. Пузыревского).
"Русское Слово", 1914, № 258 (Воспоминания Н. Д. Кашкина).
Рубинштейн, Антон Григорьевич
— русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX сто
летия. Род. 16го ноября 1829 г. в селеВихватинец, в Бессарабии. Учился
сначала у матери, затем у Виллуана, ученика Фильда. По словам Р., Виллу
ан был для него другом и вторым отцом. Девяти лет Р. уже выступил пуб
лично в Москве, в 1840 г.
— вПариже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; посл
едний назвал его наследником своейигры. Концертное его турне в Англии
, Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. испол
нил свое первое сочинение для фортепиано "Ундина". В 1841 г. Р. играл в
Вене. С 1844 до 1849 гг. Р. жил за границей, где наставниками его были знаменитые контрапунктист Ден и композитор Мейербер. Чрезвычайно теп
ло относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он сд
елался заведующиммузыкой при дворе великой княгини Елены Павловны.
К этому времени относятся серия его фортепьянныхпьес и опера "Дмитр
ий Донской". 1854—1858 гг. Р. провел за границей, концертируя в Голлан
дии, Германии, Франции, Англии, Италии. В конце 50х годов во дворце в
еликой княгини Елены Павловны были устроенымузыкальные классы, в к
оторых преподавали Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты п
одуправлением Р., при участии хора любителей. В 1859 г. Р., при содейст
вии друзей и под покровительствомвеликой княгини Елены Павловны, ос
новал Русское музыкальное общество (см.). В 1862 г. была открыта"Музы
кальная школа", в 1873 г. получившая название консерватории (см.). Р., н
азначенный директором ее, пожелал держать экзамен на диплом свободно
го художника этой школы и считался первым, который получилего. С 186
7 г. Р. предался опять концертной и усиленной композиторской деятельн
ости. Особенно блестящимуспехом сопровождалась его поездка в Амери
ку в 1872 г. До 1887 г. Р. жил то за границей, то в России. С 1887до 1891 гг. вновь был директором спб. консерватории. К этому времени относятся
его публичныемузыкальные лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель
1889 г.). Помимо гениальной передачифортепьянных произведений автор
ов всех национальностей, начиная с XVI столетия и кончая современным
и, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музы
ки, записанный со слов самого лектораи изданный С. КавосДехтяревой.
Другая запись издана Ц. А. Кюи, под заглавием "История литературыфор
тепьянной музыки"
(СПб., 1889). В этот же период времени возникли, по инициативе Р., обще
доступныеконцерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885—86 г
г. исторические концерты, данные Р. вПетербурге и Москве, затем в Вене,
Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 г. тор
жественно отпразднован в С.Петербурге полувековой юбилей артистичес
кой деятельности Р. Покинувконсерваторию, Р. опять жил то за границей,
то в России. Скончался в Петергофе 8 ноября 1894 г. ипохоронен в Алекс
андроНевской лавре.Как виртуозпианист, он не имел соперников. Техника пальцев и вообще р
азвитие рук было для Р. толькосредством, орудием, но не целью. Индивид
уальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразноетуше,
полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в осн
ове игры этого необычайногопианиста. Сам Р. говорил в своей статье "Ру
сская музыка"
("Век", 1861): "воспроизведение — это второетворение. Обладающий это
й способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственн
ое, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях вел
икого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать
, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила Р., когда ему б
ыло11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарован
ия Р. публикой и отчасти критикой, онупорно и много работал почти во в
сех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло 119, не
считая 12 опер и немалого количества фортепьянных вещей и романсов, н
е помеченных как opus. Дляфортепиано написано Р. 50 произведений, в т
ом числе 4 фортепьянных концерта с оркестром и фантазия соркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного и хорового,
20 произведений вобласти камерной музыки (сонаты со скрипкой, кварте
ты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6симфоний, музыкаль
нохарактеристические картины "Иоанн Грозный", "ДонКихот",
"Фауст", увертюры"Антоний и Клеопатра", концертная увертюра, торжес
твенная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина "Росс
ия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 г. и пр.). Кроме
того, имнаписаны концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, 4
духовных оперы (оратории): "Потерянныйрай", "Вавилонская башня",
"Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах —
"Суламифь", 13опер: "Дмитрий Донской или "Куликовская битва"
— 1849 г. (3 действия), "Хаджи Абрек"(1 действие),
"Сибирские охотники" (1 действие), "Фомкадурачок" (1 действие),
"Демон" (3 действия) — 1875 г., "Фераморс" (3 действия),
"Купец Калашников" (3 действия) — 1880 г., "Дети степей" (4 действия),
"Маккавеи" (3 действия) — 1875 г., "Нерон" (4 действия) — 1877 г.,
"Попугай" (1 действие), "У разбойников" (1 действие), "Горюша"(4действия)
— 1889 г., и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р. давались за гран
ицей: "Моисей" — в Прагев 1892 г., "Нерон" — в Нью
Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" — в Лейпциге, Лондоне,
"Дети степей" — в Праге, Дрездене, "Маккавеи" — в Берлине,
"Фераморс" — в Дрездене, Вене, Берлине, КенигсбергеДанциге,
"Христос"
— в Бремене (1895). В Западной Европе Р. пользовался таким же внимани
ем, если небольшим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал мног
о десятков тысяч, с помощью своихблаготворительных концертов. Для м
олодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять летко
нкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, п
редназначенного им для этойцели. Первый конкурс был в СПб., под предс
едательством Р., в 1890 г., второй — в Берлине, в 1895 г. Педагогическая
деятельность не была любимым занятием Р.; тем не менее, из его школы в
ышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэ
й. Как дирижер, P был глубоким истолкователемисполняемых им авторови, в первые годы существования концертов русского музыкального общес
тва, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные литературные
труды Р.: "Русское искусство"
("Век", 1861), автобиография, изданная М. И. Семевским в 1889 г. и пере
веденная на немецкий язык ("AntonRubinstein's Erinnerungen", Лейпциг, 1
893) и "Музыка и ее представители"
(1891; переведен на многиеиностранные языки).
См. "А. Г. Р.", биографический очерк и музыкальные лекции С. Кавос
Дехтяревой (СПб., 1895); "АнтонГригорьевич Р."
(заметки к его биографии доктора M. Б. Р—га., СПб., 1889; там же, 2 изд
ание), "АнтонГригорьевич Р."
(в воспоминаниях Лароша, 1889, ib.); Emil Naumann,
"Illustrirte Musikgeschichte" (Б. и Штутгарт); B. C. Баскин,
"Русские композиторы. А. Г. Р." (М., 1886); К. Галлер, в №
№ 721, 722, 723 "ВсемирнойИллюстрации" за 1882 г.; Albert Wolff,
"La Gloriole" ("Mémoires d'un parisien", П., 1888); "Предстоящий 50
летнийюбилей артистической деятельности А. Г. Р." ("Царь Колокол");"К 50летнему юбилею А. Г. Р.", Don Mequez(Одесса, 1889); "А. Г. Р."
(биографический очерк H. M. Лиссовского, "Музыкальный Календарь
Альманах", СПб., 1890); Riemen, "OperaHandbuch"
(Лейпциг, 1884); Zabel, "Anton Rubinstein. Ein Künsterleben"
(Лейпциг, 1891);
"Anton Rubinstein", в английском журнале "Review of Reviews"
(№ 15, декабрь 1894, Л.);
"А. Г. Р.", статьяВ. С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895); М. А. Давид
ова, "Воспоминания об А. Г. Р." (СПб., 1899).
Н. С.
{Брокгауз}
Рубинштейн, Антон Григорьевич
Антон Григорьевич Рубинштейн.
— величайший пианист, выдающийся композитор и общественный деятел
ь; родился в 1829 г. вдеревне Выхватинцы, на границе Подольской и Бессарабской губерний, в корчме, где мать его в путиостановилась; умер в 18
94 г. в С.Петербурге. Предки Р. принадлежали к еврейской зажиточнойи
нтеллигенции г. Бердичева. Когда Р. был год, дед его (хороший талмудис
т; его портрет имеется вмузее Р. в СПб. консерватории), разорившись, пе
решел в христианство вместе со своими детьми ивнуками. В 1834 г. отец
Р. с семьей переселился в Москву. Первой учительницей Р. была его мать,
которая стала обучать сына игре на фортепиано, когда ему было шесть ле
т. Восьми лет от роду Р. переходит к лучшему в то время московскому п
ианисту А. И. Виллуану. На десятом году он впервыевыступает публично
в благотворительном концерте и с успехом, которой предрешил егоартис
тическую будущность. К концу 1840 г. Р. вместе с Виллуаном отправился
в Париж, где выступал вконцертах и познакомился с Шопеном, Листом, В
ьетаном и другими. По совету Листа, назвавшего Р.
"преемником своей игры", Виллуан совершил турне со своим учеником по
Европе. Везде выступленияР. сопровождались исключительным успехом,
так что филармоническое общество в Берлине избралоего своим почетны
м членом, а издатель Шлезингер напечатал его первый этюд "Ундина", 1842 г. КогдаВиллуан счел свою задачу законченной и прекратил занятия с
Р., мать Р. отправилась с ним и смладшим сыном Николаем (см.) в Берлин
, где Р. и занимался у известного контрапунктиста Дена. Р. познакомился
здесь с Мендельсоном и Мейербером. Влияние этих музыкантов оказало
благотворноедействие на художественное направление Р. С 1846 г. Р. нач
инает самостоятельную жизнь, переселяется в Вену, где незадолго до тог
о имел успех, рассчитывая найти здесь поддержку. Нонадежда на Листа и
на высокопоставленных лиц не оправдалась. Лист сказал, что для того чт
обысделаться великим человеком, надо рассчитывать только на собствен
ные силы и приготовиться ктяжелым испытаниям. В течение двух лет Р. п
ришлось жить впроголодь, бегать по грошовым урокам, петь в церквах. И
здесьто 17летний юноша закалил свой характер и приобрел житейский о
пыт. Подконец пребывания Р. в Вене положение его несколько улучшилос
ь благодаря неожиданной помощиЛиста. После удачной концертной поез
дки по Венгрии Р. вернулся в Россию. В начале своейпетербургской жизн
и Р. всецело отдался педагогическому и творческому труду. Из написанн
ых имопер сначала поставлена "Дмитрий Донской"(в 1852 г.), не имевшая успеха, а затем "Фомка Дурачок"
(в 1853 г.), прошедшая с еще меньшим успехом. Несмотря на неудачи, эти
выступления выдвинули Р. С1854 по 1858 г. Р. объехал Европу, концерти
руя с огромным успехом; он исполнял и собственныекомпозиции. За эти г
оды Р. успел создать множество произведений. Среди них оперы, симфон
ии, поэмы и фортепианные пьесы. С возвращением Рубинштейна на родин
у в 1858 г. начинаетсяплодотворный период в его деятельности, сыгравши
й историческую роль в музыкальной жизниРоссии. До него в России царст
вовал дилетантизм, и музыкальная деятельность являлась уделомнебольш
ой группы лиц. Существовавшие в ограниченном числе музыкальные обще
ства влачилижалкое существование. Профессиональных музыкантов не б
ыло, и вовсе не было учреждений, содействующих распространению музы
кального образования и искусства. При содействии великойкнягини Елен
ы Павловны и видных общественных деятелей Р. удается учредить в 1859
г. вПетербурге "Русское музыкальное общество" и при нем музыкальные
классы, через три годапревратившиеся в консерваторию. Первым ее дире
ктором был избран Р., получивший первым извание "свободного художника" после экзамена при консерватории. Он преподавал в консерваторииф
ортепиано, теорию, инструментовку и вел классы хоровые, оркестровые и
ансамбля. Несмотря накипучую деятельность, Р. находит время и для тво
рческой работы, и для выступлений в качествевиртуоза. С уходом из конс
ерватории в 1867 г. Р. снова отдался концертной деятельности, главнымо
бразом за границей. Его художественная зрелость достигла в это время ра
сцвета. Как пианист онзавоевывал первое место среди самых выдающихся
представителей форт. искусства, а каккомпозитор привлекал всеобщее вн
имание. В этот период им созданы лучшие произведения: оперы"Демон",
"Фераморс", "Маккавеи",
"Купец Калашников" и оратория "Вавилонское столпотворение". Изконце
ртных путешествий сезона 1872—73 г. следует отметить поездку в Амери
ку с Венявским (см.), гдев течение восьми месяцев было дано 215 концер
тов, с колоссальным успехом. В 1882 г. Р. вернулся вконсерваторию, но в
скоре снова покинул ее. В 1887 г. Р. в третий раз был приглашен в директ
ора СПб. консерватории (по 1891 г.). С 1887 г. Р. давал концерты исключ
ительно с благотворит. целями. Какпианист по тонкости, благородству, вдохновенности, глубине и стихийности своего исполнения Р. является вел
ичайшим мастером всех времен и народов. Он не передавал произведения
, авоспроизводя, снова творил, проникая в духовную сущность автора. Ка
к композитор он принадлежит, несомненно, к выдающимся творцам 19го
века. Он не создал ни школы, ни нового направления, но извсего им напис
анного многое в области вокального и фортепианного творчества должно
бытьотнесено к лучшим образцам мировой литературы. В области же вост
очного колорита Р. принадлежитособое место. Тут он замечателен и дост
игает по временам гениальных результатов. Лучшие в этойобласти те про
изведения, в которых раскрылась еврейская душа Р. Достаточно перечисл
ить ряднумеров из его "Маккавеев",
"Суламифи", хоры семитов и хамитов из "Вавилонского столпотворения",
"Персидские песни", весьма характерные по своим оборотам и гармонии,
чтобы с уверенностьюпричислить их к чисто еврейским напевам. В этой о
бласти полнее и ярче обрисовался творческийоблик Р. и нагляднее выраз
илось его еврейское происхождение и миросозерцание. Довольнолюбопыт
ным является его тяготение к "духовным операм", которые он писал преимущественно набиблейские сюжеты. Его заветной мечтой было создание с
пециального театра для этих опер. Онобратился к представителям париж
ской еврейской общины с просьбой оказать денежную поддержкуосущест
влению его идеи, но, готовые исполнить его желание, они не решались выс
тупитьинициаторами этого дела. В 1889 г., в день 50летнего юбилея арти
стической деятельности Р., от "Овараспространения просвещения среди
евреев", членом которого он состоял почти с основания, емубыл поднесен
прочувствованный адрес. Р. поддерживал самые искренние отношения со
многимиевреями. Он был в большой дружбе с целым рядом еврейских пи
сателей (Ю. Розенбергом, Р. Левенштейном, С. Мозенталем); среди его бе
рлинских друзей выделяются писатель Ауэрбах, скрипачИоахим и критик
Г. Эрлих. Первым издателем Р. был еврей Шлезингер, а у известного музы
кальногодеятеля Зингера Р. пользовался указаниями относительно источн
иков евр. напевов для оперы"Маккавеи". Как человек, как общественный
деятель Р. был редкой чистоты и благородства. Ко всемлюдям относился
одинаково, невзирая на происхождение и положение. Компромиссов не л
юбил и кцели своей шел прямо и энергично. В память Р. открыт в 1900 г.музей его имени при СПб. консерватории; там же в 1902 г. поставлена его
мраморная статуя, а на месте дома в Выхватинцах, вкотором он родился,
построено каменное здание и открыто в 1901 г. народное училище его им
ени сусиленным преподаванием музыки. Перу Р. принадлежат газетные ст
атьи, перепечатанные в книгеКавосДехтеревой "Музыка и ее представит
ели"
"Мысли и заметки", и автобиография, напечатанная в"Русской старине"
(1889 г., № 11).
Д. Черномордиков.
{Евр. энц.}
Рубинштейн, Антон Григорьевич
— гениальный пианист, замечательный композитор и насадитель музыкал
ьного образования вРоссии, род. 16 ноября 1829 в с. Выхватинцах, близ г.
Дубоссар (Балтского уезда Подольской губ.); ум. от паралича сердца 8 но
ября 1894 в Ст. Петергофе (близ СПб.), на своей даче. Отец его, еврей по
происхождению, крестившийся, когда Антону был год, арендовал землю
близ Выхватинцов, и в 1835переехал с семьей в Москву, где купил каранд